МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ
И.ГРОМОВ
Продолжение. См. № 38,
45/2004
Дидактические материалы
к учебнику русского языка под
редакцией М.В.Панова
6-й класс
МОРФЕМИКА
§ 4. ОСНОВА СЛОВА
Задание 46. Лингвистическое
вычитание: найдите разность – основу, которую
разбейте на соответствующие слагаемые –
морфемы.
Образец
Азбучный – -ый = азбучн- = азбуч- + -н-
Пожелтеет – -ет = пожелте- = по- + -желт- + -е-
Вдумчивого, весеннюю, догадке, должок,
задвижкой, подрос, загружаем, озеленением, обгон.
Задание 47. Разбейте слова на две
группы: с окончанием и без него (помните, какие
слова окончаний не имеют?). Основы и окончания
обозначьте.
Проводник, проводница, равнина, пыльца,
слева, врассыпную, кофе, ревизор, фортепиано,
зеркало, тренажер, рагу.
Задание 48. Спишите текст, выделите
все известные вам окончания и основы.
В воздухе от цветов опять запахло
вкусным нектаром, словно в кухне от маминого
печенья. Я сложил крылья, нацелился в середину
большого цветка и нырнул в него вниз головой, но
промахнулся и воткнулся в траву по самые пятки
своих задних лап. Пришлось выбираться из травы и
начинать все сначала. (В.Медведев)
Справка
В учебниках под редакцией М.В. Панова -ть,
-ти, -чь в глаголах рассматриваются как
суффиксы. Более подробно об этом мы поговорим при
изучении глагола в 7-м классе.
Задание 49. Проверочная работа.
Прочитайте текст.
Один мальчишка учится в первом «В»
классе. Его семья состоит из пяти человек. Мама
встает в семь часов и тратит на одевание десять
минут. Зато папа чистит зубы пять минут. Бабушка
ходит в магазин столько, сколько мама одевается
плюс папа чистит зубы. А дедушка читает газеты,
сколько бабушка ходит в магазин минус во сколько
встает мама.
Когда они все вместе, они начинают будить этого
мальчишку из первого класса «В». На это уходит
время чтения дедушкиных газет плюс бабушкино
хождение в магазин.
Когда мальчишка из первого класса «В»
просыпается, он потягивается столько времени,
сколько одевается мама плюс папина чистка зубов.
А умывается он, сколько дедушкины газеты,
деленные на бабушку. На уроки он опаздывает на
столько минут, сколько он потягивается плюс
умывается минус мамино вставание, умноженное на
папины зубы.
Спрашивается: кто же этот мальчишка из первого
«В» и что ему грозит, если это будет продолжаться?
(В.Драгунский)
Как бы вы ответили на последний
вопрос?
Выпишите по 10 слов с нулевым и фонемно
выраженным окончанием. Обозначьте окончания и
основы.
На досуге попробуйте решить
встретившиеся в тексте юмористические задачи.
§ 5. КАК НУЖНО ЧЛЕНИТЬ ОСНОВУ СЛОВА НА
МОРФЕМЫ
Задание 50. Чтобы ответить на вопрос
параграфа, познакомимся с критерием Винокура.
(Григорий Осипович Винокур – выдающийся
ученый-языковед, одно из главных достижений
которого – учение о строении русских слов.)
По этому критерию слово членится
(разделяется) на морфемы, если его можно
объяснить через более простое, то есть
содержащее меньшее количество морфем,
однокоренное слово.
Посмотрим.
Что значит существительное кроватка?
Это маленькая кровать. Значит, мы с полным
правом можем выделить в составе слова кроватка
морфему -кроват- (корень) и морфему -к-
(суффикс). Естественно, выделяем и окончание -а.
Какое слово проще по составу? То, в котором меньше
морфем! – кровать. Критерий Винокура
сработал очень четко: более сложное по составу
слово мы объяснили через более простое. Наше
рассуждение можно дополнить: что значит морфема -к-?
Это суффикс со значением маленький или ласковое
название предмета. Сравните: щека – щечка (чередование
<к> // <ч’>), морковь – морковка, машина –
машинка, береза – березка и другие (проверьте
сами). А значение -к- в них одинаковое! Так
что суффикс -к- живет в языке вполне
самостоятельно и выделяется в словах как
полноправная морфема.
Или вот прилагательные. Что значит стеклянный?
Сделанный из стекла. Стекло проще по составу:
корень -стекл- и окончание -о, стеклянный
же – корень + суффикс -<a>нн- + окончание -ый.
Разница – в одну морфему. Помог нам критерий
Винокура? Безусловно.
У глаголов – то же самое: запеть – начать
петь (ср.: заголосить, закричать и др.) –
более сложное мы объяснили через более простое
однокоренное.
Кто-то спросит: а разве -кроват-, -стекл- нельзя
еще разделить? Можно – на фонемы, на звуки. Но
они-то, как мы знаем, лексического значения уже не
имеют. Кратчайшая значимая часть – морфема!
Несведущий в морфемике человек может еще
предложить выделить в слове кровать корень
-кров- (и тогда появится суффикс -ать-):
«Есть же слово кровь или кров – остаться
без крова». А можем ли мы признать слова кровать
– кровь – кров (жилище) однокоренными?
Нет, конечно: лексическое-то значение в них
совершенно разное! Просто в них встретились
одинаковые буквосочетания (ложные морфемы – об
этом мы скоро поговорим).
Задание 51. Сформулируйте
письменно, как вы поняли суть критерия Винокура.
Для доказательства приведите свои примеры.
Задание 52. Прочитайте реплику Юры
Баранкина.
– Я – воробей! Я больше не Баранкин! Я
самый настоящий, самый что ни на есть воробейный
воробей! (В.Медведев)
Задание 53. Используя критерий
Винокура, объясните следующие слова через более
простые.
Книжечка, дровяной, кожица, одолжить,
одинокий, подземелье, бескрайний, потанцевать,
пчелка, зимний, страусиный, синичий, расколоть.
Задание 54. Прочитайте начало
сказки.
Жил на свете король. У него был
роскошный дворец. И каких только богатств не было
в этом дворце! Золото, серебро, хрусталь и бронза,
драгоценные камни – все можно было найти в
нарядных и роскошных горницах королевского
дворца...
(Л.Чарская)
Золото –
Серебро –
Хрусталь –
Бронза –
(Драгоценный) камень –
Подберите к ним родственные слова,
основы которых членятся на морфемы.
Превратите членимые основы в
нечленимые. Как вы это сделаете?
Роскошный –
Богатство –
Нарядный –
Обратимся к разным словарям.
Толковый словарь
Дворец. 1. Большое и
великолепное здание, обычно выделяющееся своей
архитектурой. 2. Место пребывания монарха, его
семьи. Летний дворец Петра I. <…...>
(Словарь С.И. Ожегова)
Этимологический словарь
Дворец. Искон. Уменьшит.-ласкат.
образование (суф. -ьць > -ец) от двор.
Буквально – «жилая и главная, но меньшая
по сравнению с другими строениями часть двора».
(Словарь Н.М. Шанского и Т.А. Бобровой)
Внимание! Мы изучаем с вами
современное состояние русского языка и лишь
изредка обращаемся к его истории. И поэтому
рассматриваем языковые явления с современной
точки зрения. Исходя из этого мы можем вполне
обоснованно утверждать, что в наше время основа
слова дворец на морфемы не членится. Что и
подтверждает Словарь строения слов русского
языка З.А. Потихи:
Дворц/ов/ый (дворец, беглый е; исторически от
двор).
А основа слова горница членима в
современном русском языке? Проверьте сами.
Задание 55. Разбейте слова на две
группы – с членимыми и нечленимыми основами.
Обозначьте морфемы.
Аккуратный, коготь, когтистый, бинокль,
грациозный, кувшинка, ботинок, колосок, грамотей,
грамота, высота, кашпо, бродяга.
Задание 56. Осторожно: ложные морфемы!
Простой пример: однокоренные ли слова нос
и носить? Вы наверняка сразу скажете:
нет, разумеется. А какому из них родственным
является существительное ностальгия? Да
никакому, и корень-то в нем вовсе не -нос-!
Такое совпадение буквосочетаний давайте назовем
ложными морфемами. А поможет избежать ошибок
при членении таких слов на морфемы опять же
критерий Винокура. Пользуясь им, произведите
морфемный анализ следующих слов. Основа каких из
них нечленима?
Деловой, дельфин, газетчик, газовый,
гараж, угар, гудок, гудрон (черная масса из
отходов перегонки нефти), поедем, поедим,
царство, рыцарство, парус, усатый, паром, парок.
Задание 57. Спишите текст, заполните
орфографические пропуски. Ответьте на вопросы
теста.
Толстые обн_женные ветви тополя
выд_ляются на в_сенней с_неве. Они заканчиваются
спл_шной путаницей м_льчайших веточек. Из глубины
комн_ты я любуюсь м_гучим устр_млением дерева в
небо. Моя Джомолунгма! (Е.Носов)
1. Слово с нулевым окончанием:
а) толстые;
б) дерева;
в) веточек;
г) мельчайших.
2. Непроверяемое написание:
а) обн_женные;
б) в_сенней;
в) с_неве;
г) м_гучим.
3. Нечленимая основа:
а) глубина;
б) комната;
в) путаница;
г) устремление.
4. Схема соответствует морфемному
строению слова:
обнаженные –
а) корень – суффикс – суффикс –
окончание ( );
б) приставка – корень – суффикс – суффикс –
окончание ( );
в) приставка – корень – окончание ( );
г) приставка – корень – суффикс – окончание ( ).
5. Морфемное строение слова
соответствует схеме: корень – суффикс –
окончание:
а) дерево;
б) тополь;
в) синева;
г) Джомолунгма.
6. Допишите правильный ответ.
а) Нулевое окончание не имеет ...
б) Критерий Винокура помогает ...
в) Если основа слова состоит только из корня, она
является...
г) Слово с окончанием -у: кенгуру, вприкуску,
поутру, берегу.
§ 6. КОРЕНЬ СЛОВА
Задание 58. В каждом ряду слов
выделите корень.
Кристалл, кристаллик, кристальный,
кристаллический.
Преодолеть, непреодолимый, преодоление.
Развевать, веять, веялка, развеивать.
Навесной, занавеска, навесить, наперевес.
Задание 59. Допишите в каждом ряду
однокоренное слово с нечленимой основой, корни
выделите.
Эффективный, эффективность, эффектно.
Виртуозка, виртуозный, виртуозность.
Тактичный, бестактный, нетактично.
Квартирант, квартирантка, квартирка.
Задание 60. Спишите текст, вставьте
пропущенные буквы. В словах с пропусками
выделите корни.
Наш старый д_р_вянный дом всегда полон
т_инственных звуков. Пом_нутно что-то
потрескивает, поскрипывает, позвякивает. Всю
ночь дом кр_хтит, как ревматический ст_рик.
Какая-то неведомая сила гнет и к_режит, пробует на
прочность каждое его бр_вно, каждый гвоздь. Идет
непрерывная б_рьба. Время ат_кует, дом отб_вается. (Е.Носов)
Задание 61. Сколько рядов
однокоренных слов здесь представлено? Разбейте
слова на соответствующие группы, выделите корни.
Предгорье, подгорелый, горизонталь,
пригородный, отгородить, горожанин, перегородка,
горизонт, пригорок, горячо, сгореть,
разгорячиться, изгородь, городской, горение.
Задание 62. Спишите, заполняя
орфографические пропуски.
После «разбойничьей» в_лны прок_тилась
в_лна «ужасов». Всем зах_телось нар_жаться
прив_дениями и кого-нибудь пугать. Мальчишки
после отбоя м_левали на голых ж_вотах страшные
рожи, приматывали к г_л_ве д_р_вянные р_га и бе(з,с)-
шумными ск_чками подкрадывались к девч_ночьим
дачам. Но девч_нки не спали. Вым_зав мелом лица и
завернувшись в простыни, они со зл_вещим
подвыванием бр_дили вокруг дач_? В общем,
прив_дений разв_лось видимо-невидимо, а пугать
было некого. (В.Крапивин)
Составьте несколько рядов
однокоренных слов, включив в них слова с
пропусками. Корни выделите.
§ 7. СВЯЗАННЫЕ КОРНИ
Задание 63. Сравните пары
однокоренных слов. Выделите корни и основы:
прелесть – прелестный;
край – бескрайний;
костер – кострище;
истина – истинный;
ситец – ситцевый.
Как вы убедились, корень может
составлять не членимую далее основу слова и
может быть в основе наряду с приставками и
суффиксами. Но есть в русском языке и другие
корни. Посмотрите:
прибавить – прибавка (корень -бав-)
– прибавление (корень -бавл- –
чередование в//вл).
А без приставки есть однокоренное
слово? А без суффикса? Может быть, тогда не стоит
говорить о наличии приставки в этих однокоренных
словах? Стоит! Сравните: у-бавить, до-бавить,
раз-бавить и др. Корень один и тот же, а
приставки разные! Просто мы встретились со связанным
корнем!
Связанные корни – это корни, не
употребляющиеся самостоятельно, без приставок и
суффиксов.
Задание 64. Обозначьте связанные
корни.
Привыкать – привычка – непривычно –
отвыкать.
Отворить – приотворить – затворить (окно).
Отлучить – безотлучный – отлучаться –
разлучить – разлука. (Здесь корень -луч- не
имеет ничего общего с солнечным лучом!)
Отпрягать – запрягать – распрягать (лошадь).
Задание 65. Распределите слова на
две группы – со связанными и свободными
корнями. Корни обозначьте.
Выбивать, отсутствовать, внеочередной,
керосиновый, официантка, отстранить,
присутствовать, устранить, отчалить, роскошный,
бессюжетный, причалить, исчеркать.
Задание 66. Настя Кувшинчикова и
Вова Бутузов заспорили.
– В слове обувь корень -обувь-!
– горячилась Настя.
– Нет, -у-, – возражал Вова.
– Да где это ты видел такой корень! Он же ничего
не значит.
– Значение действительно определить сложно, так
как корень-то связанный. А увидеть его можно,
достаточно сравнить два глагола ...
Задание 67. Вам, вероятно,
приходилось слышать такую неграмотную реплику:
– Ложи сюда!
Или (еще хуже):
– Ложь сюда!
А ошибка эта связана с тем, что многие
не подозревают, что корень -лож- (-лаг-) –
связанный и без приставок не употребляется: сложить,
слагать, положить, полагать ...
Запишите как можно больше слов (и не
только глаголов) с этим корнем, корень выделите. А
может быть, у вас получится рассказ с обилием
слов с корнем -лаг- (-лож-)? Попробуйте!
§ 8. СУФФИКСЫ
Задание 68. Учимся выделять
суффиксы. Главный способ действия для этого –
подбор однокоренного слова, не имеющего такого
суффикса или имеющего другой суффикс. Ср.:
Приз-ер – приз; лес-ист-ый – лес-н-ой;
жутк-оват-ый – жутк-ий;
кипят-ок – кипяч-ениj-э – кипяч-у.
Попробуйте найти суффиксы в
следующих словах: кисленький, митинговать,
модельер, улучшение, показатель, поздноватый,
свистулька.
Задание 69. Докажите, что во всех
данных словах один суффикс. Укажите все морфемы.
Кирпичный, бесконечный, известняк,
ловец, крольчонок, дождинка, бессмысленный,
бесстрастный, сутуловатый.
Задание 70. В русском языке много
слов, которые имеют в своем составе более одного
суффикса. Чтобы правильно выделить их,
рассуждаем так же: подбираем однокоренные слова
с другими суффиксами или вовсе без них. Тот
«кусочек», которым эти слова различаются, и будет
суффиксом. Убедимся:
учительница – название лица
женского пола (ср. учитель), выделяем суффикс
-ниц-; учитель – тот, кто по роду
занятий обязан учи-ть, появился суффикс -тель-
(ср. писа-тель, строи-тель); уч-и-ть –
уч-у, выделяем еще один суффикс – -и-.
Итак, в существительном учительница три
суффикса: -и-, -тель-, -ниц-.
Образец
Присед-а-ниj-э (присед-а-ть,
присесть)
Растворитель, родственник,
бесцеремонный, мечтательница,
бесхозяйственность, фельетонистка, засыхание,
завещание, потерянный.
Задание 71. Иногда могут возникнуть
трудности с выделением суффиксов в глаголах.
Договоримся сразу: -ть и -ти в
неопределенной форме – суффиксы (см. справку к
зад. 48): увиде-ть, зависе-ть, вез-ти.
А если вам предложили для морфемного
разбора эти глаголы в прошедшем времени: увидел,
зависел, вез? Порядок выделения суффиксов
снова тот же: подбираем формы этих слов или
однокоренные слова с иными суффиксами или без
них.
Увиде-л – увиде-ть (выделяем
суффикс прошедшего времени -л-) – увижу
– «исчезла» е – значит, это
самостоятельный суффикс! То же самое и с глаголом
завис-е-л – зависе-ть – зависит. В
глаголе вез суффикс нулевой.
И никто в таких глаголах никого не ел
и тем более не ил ( куп-и-л, вер-и-л).
Перетерпел, ненавидел, посмотрел,
обидел, пообедал, затосковал, наобещал, выяснил,
разлюбил, приоткрыл, уснул, побелил.
Задание 72. Глаголы имеют еще один
суффикс, свойственный только этой части речи, – -ся
(-сь). Только вот место у него необычное –
располагается он после окончания! – располаг-а-ет-ся!
Поэтому при выделении основы ее приходится
разрывать.
Рассмеется, ввинчивается, пробираюсь,
разлетаются, поднимусь, обрадуешься, извинишься,
распишешься, изменяется, гордится, веселится.
Задание 73. Вызывает затруднения
членение на морфемы глаголов с суффиксом -ся (-сь)
в прошедшем времени, особенно в мужском роде –
куда-то «исчезает» окончание. Но вы-то уже знаете,
что оно не исчезает, просто оно – нулевое! Ср.:
располагал-а-сь (окончание -а
– показатель женского рода: писал-а, лепил-а…)
– располагал-ся (окончание нулевое –
показатель мужского рода: писал-, лепил-…)
Задание 74. Разнообразны по своим
суффиксам наречия. Более подробно об этом мы
будем говорить в 7-м классе, а пока усвоим порядок
выделения суффиксов в них. Порядок этот тот же
самый, что и в словах других частей речи. (Не
забываем, что в наречиях нет окончаний и все,
что стоит после корня, – суффиксы). Посмотрите:
на-пере-гон-к-и – гон-к-а, перегонять;
в-пол-голос-а – голос.
Впереди, вперемежку (перемежаться),
вперемешку (перемешать), вплавь, вплотную,
вполоборота, впотьмах, вприпрыжку, вручную,
врассыпную.
Задание 75. Спишите текст, разбейте
все самостоятельные слова на морфемы.
С Евсейкой я познакомился на станции.
Он учится в четвертом классе, который помещается
на втором этаже фетовского особняка. Из классных
окон, с высоты птичьего полета, открывается
просторная речная долина с островками
деревенских ракитовых кущ у дальнего края. Самой
речки не видать – она скрывается в прибрежных
зарослях разной кустарниковой всячины. (Е.Носов)
Задание 76. Для любознательных!
Суффикс – удивительная морфема!
Неожиданная, непредсказуемая. Особенно это
проявляется в названиях людей по месту их
жительства или рождения. Сравните:
Владимир – владимир-ец.
Москва – москв-ич.
Тула – тул-як.
Рим – рим-л-янин…...
Пестрая картина! Имена жителей или
уроженцев каких-либо населенных пунктов
предсказать не так-то легко: нет единого закона
или нормы их образования. Посмотрите:
Псков – псков-ич, но Тамбов –
тамбов-ец (или тамбов-чанин), а не тамбов-ич.
Хотя, казалось бы, и Псков, и Тамбов –
равноправные существительные: мужского рода, II
склонения, оканчиваются на -ов…... Не тут-то
было! По-разному образуются названия обитателей
этих городов и все тут!
И таких разногласий и противоречий
достаточно много. Чтобы не запутаться,
познакомьтесь с наиболее употребительными
наименованиями.
Суффикс -ец-: волгоградец,
астраханец, петербуржец, ивановец, лондонец ...
Суффикс -як (<a>): пермяк, сибиряк...…
Суффикс -анин- (-янин-): минчанин,
муромлянин (= муромец), курянин (житель Курска!),
парижанин…...
Суффикс -ич: костромич, омич, томич…...
В Одессе – одесс-ит, в Крыму – крым-чак, на
Камчатке – камча-дал. А в Архангельске – архан-ге-ло-го-ро-дец!
Это с названиями лиц мужского пола так
обстоит дело. А с женским полом еще сложнее! Если
формы москвич – москвичка, пермяк – пермячка…
общеупотребительны, то от многих
существительных с суффиксом -ец женский род
вообще невозможно образовать: владимирец –
владимирка? – но это уже дорога, по которой
когда-то каторжане шли на каторгу. Знаете картину
И.Левитана «Владимирка»? Иногда выручает суффикс
-анк: петербуржанка, муромлянка…... но так
бывает далеко не всегда. И как же быть? Если уж
совсем затруднительно образовать эти названия,
то прибегайте к описательному обороту: жительница
(житель) Кинешмы, Котласа, Новороссийска,
Игарки, Нью-Йорка…...
Вот такие «суффиксальные парадоксы»!
§ 9. ПРАВОПИСАНИЕ СУФФИКСОВ
Задание 77. Есть суффиксы, в
правописании которых ошибиться невозможно.
Например: шляп-а – шляп-к-а, рыб-а – рыб-н-ый,
шут-и-ть – шут-ник и др.
Но зачастую бывают ситуации
значительно сложнее, и тогда на помощь приходит
фонемное правило нашего письма – слабую позицию
проверяем сильной:
глуб-_н-а – глуб-Ин (Из морских
глубин показалось чудовище). И, соответственно,
шир-ин-а, выш-ин-а.
шир-_т-а – шир-От (географических
широт). То же: выс-от-а, быстр-от-а и т.д.
Правописание суффиксов не
обязательно проверять формой одного и того же
слова – суффикс проверяется суффиксом!
Достаточно встретить его в сильной позиции хотя
бы в одном слове. (Вернитесь к примерам с
суффиксами -ин- и -от-).
Вот еще несколько проверок суффиксов:
кож-ан-ый – песч-Ан-ый;
талант-лив-ый – дожд-лИв-ый;
камен-щик – вес-ов-щИк;
веснуш-чат-ый – брус-чАт-ый;
мозол-ист-ый – волн-Ист-ый;
меньш-инств-о – меньш-Инств;
низ-ок – выс-Ок;
обещ-а-нн-ый – обещ-А-ть.
Некоторые суффиксы пишутся по особым
правилам, в частности, о – ё (-е) после
шипящих: плюш-ев-ый – парч-ов-ый; -ек-
– -ик- в существительных: стол-ик –
кусоч-ек и др. Часть суффиксов пишется по
условно-традиционному принципу – об этом
подробнее мы поговорим при изучении отдельных
частей речи.
Задание 78. Вставьте пропущенные
буквы в суффиксах. В скобках по возможности
укажите проверку для них. (В случае затруднения
не стесняйтесь обращаться к учителю или
одноклассникам, а также заглядывать в словари.)
Образец
Берез-_в-ый ( ел-Ов-ый)
Тиш-_н-а, леп-_т-а (помните фильм «Иван
Васильевич меняет профессию»?), круп-_н-ой,
крут-_зн-а, крас-_т-а, половин-ч_т-ый, пуст-_ч-ок,
болот-_щ-е, ловк-_сть, урод-л_в-ый, за-дум-ч_в-ый,
сквоз-н-_к-и.
Задание 79. Волшебный квадрат.
Впишите в клетки квадрата слова, имеющие в
суффиксе гласную -и-.
-и- |
-и- |
-и- |
-и- |
-и- |
-и- |
-и- |
-и- |
-и- |
Вермишел_вый, игольч_тый,
переливч_тый, красав_ца, юрод_вый, сед_на,
разборч_вый, син_ватый, хранил_ще, завистл_вый,
певч_ский, худ_нький, бат_нька, толщ_на, желт_зна,
сидень_це. (Не забывайте посматривать в
орфографич_ский словарь!)
Задание 80. Спишите текст, вставьте
пропущенные буквы.
Стены Янтарн_й комн_ты предст_вляли
собой панно из полиров_нных пл_стинок – целые
пол_сы крас_чных драгоценных самоцветов.
Лучисто-пр(о,а)зрачные, ж_лтые,
желт_вато-к_ричн_вые оттого, что см_л_ной натек в
янтарн_м лесу был обр_щен к солнцу, они
притягивали взор каждого. Иногда встр_чались
кр_сивые кусочки обл_чн_го янт_ря с его
причудл_выми узор_ми, напоминающими то языки
пламени, то куч_вые обл_ка. Поп_дались и пл_стинки
дымч_того янт_ря.(Из книги «Сто великих чудес
света»)
Выделите морфемы в словах:
полиров_нных, см_л_ной, причудл_выми, дымч_того,
крас_чных.
Какие суффиксы вам удалось проверить?
Задание 81. Из данных предложений
выпишите слова с пропущенными буквами, выделите
суффиксы и попытайтесь объяснить их
правописание.
1) Все эти живые и занимательные
истории имели тогда для меня полную вероятн_сть. (Н.Лесков)
2) У Тотошки была черная шерсть, остр_нькие ушки и
мал_нькие, забавно блестевшие глазки. (А.Волков)
3) Характеры у них были вовсе не схожи. Бабка –
энергичная, жил_стая, крикливая, очень
любознат_льная. Шурка тоже любознат_льный, но
застенч_вый до глуп_сти, скромный и обидч_вый. (В.Шукшин)
4) Кот смотрел на лодку и Мурзика из зарослей
лопухов зелеными завистл_выми глазами. (К.Паустовский)
5) Курортный город всем выдал свой традиционный
памятный подар_к: прилипч_вый южный загар. (А.Алексин)
6) И вот уже всюду стучат по металлу молотки и
кирпичные обломки, сгибая в трубки жест_ные
полоски. (В.Крапивин) 7) Иногда ракеты сгорали
прямо на старт_вой площадке. (В.Крапивин)
§ 10. ПРИСТАВКИ
Задание 82. Сопоставьте глагольные
пары, выделите приставки.
Порхать – запорхать.
Топтать – растоптать.
Сказать – рассказать.
Скакать – прискакать.
Тесать – обтесать.
Вести – ввести.
Кусать – надкусить.
Задание 83. Приставки могут быть
антонимичными. Определите разницу в значениях
следующих глаголов, выделите приставки.
Втолкнуть – вытолкнуть, вскочить –
соскочить, подсесть – отсесть, съехаться –
разъехаться, недосолить – пересолить,
привинтить – отвинтить, запечатать –
распечатать, разоружить – вооружить.
Задание 84. Приставки также могут
иметь близкое значение (синонимичное). Выделите
приставки, отметьте разницу в значениях
глаголов.
Выбрать галстук – избрать делегатов
на конференцию, залететь в далекие края –
улететь в Вологду, доехать до площади – приехать
к площади – подъехать к площади, убежать из парка
– отбежать от парка, выплакаться и утихнуть –
наплакаться вволю, переговорить с друзьями –
сговориться с друзьями, перерезать проволоку –
разрубить бревно.
Задание 85. Обозначьте приставки в
следующих словах. Нет ли здесь «лишних» слов?
Доверие, рассвирепевший, домысел,
засылка, угар, сбор, встревоженный, встреча,
добыча, бескорыстный, беседка, слив (от сливать),
рассеянный, расхититель.
Задание 86. Значительно реже
встречаются слова с двумя приставками. Чтобы
найти их, нужно действовать, как и в выделении
суффиксов. Посмотрите:
Занавеска – навесить (выделяем
приставку за-), навесить – вешать
(выделяем приставку на-).
Переизбирать, приналечь,
беспроигрышный, беспросветность, огорчение,
необыкновенный, противопоставление,
воссоединиться, беспрепятственно, преступление,
предусмотрительный, поизноситься, восточный,
бездоказательный.
Задание 87. И уж совсем редко
встречаются слова с тремя приставками. Чаще
всего они употребляются в разговорном стиле:
по-на-при-думывать, по-при-на-жать,
по-на-вы-черкивать, до-при-на-ряжаться.
(Допринаряжалась – совсем без денег осталась!)
Задание 88. Иногда бывает трудно
определить, есть ли приставка в слове или нет. Ср.:
поставить – постановить...… В
таких случаях лучше всего обращаться к словарям
строения слов или по возможности производить
морфемный анализ самостоятельно, но обязательно
с учетом критерия Винокура, а также этимологии: в
свое время приставка выделялась, в данное же
время она стала частью корня.
Посвятить, посветить, посетить,
постижение, посланник, поступление, построение,
постригать, постоянный, посягнуть, потайной.
Задание 89. В предыдущих заданиях мы
работали с исконно русскими приставками. Наряду
с ними достаточно употребительны и
заимствованные. Вот некоторые из них:
моральный – аморальный,
мобилизовать – демобилизовать, правый – ультраправый,
демократический – антидемократический,
важный – архиважный, конструкция – реконструкция,
наступление – контрнаступление и др.
Как вы определите значение этих
приставок? (Если затрудняетесь, спросите учителя,
других знающих людей или справьтесь в словарях).
Попробуйте подобрать, где это
возможно, к заимствованным приставкам
синонимичные русские.
Попытайтесь продолжить ряды слов с
заимствованными приставками. Кто подберет
больше, тот – ультразнаток! Поздравляю!
Задание 90. Спишите текст, выделите
все приставки. Какие слова вызвали затруднение?
Завтрак был торопливым и коротким.
Володя проглотил противный теплый компот и
поскорей вернулся в свою дачу.
Юрик Земцов оказался прав: следовало собраться
заранее. Почти все уже были готовы, а Володя искал
под кроватями зубную щетку и фонарик.
Когда рюкзак был уложен, Володя заметил, что в
комнате пусто. (В.Крапивин)
Укажите все морфемы в словах: проглотил,
заметил, собраться, противный, оказался.
Задание 91. Лингвистическое
изложение.
Одним из самых интересных и богатых
глагольных рядов является ряд с общим значением
‘украсть’. К нему относятся глаголы с
приставкой с-, которые как раз и имеют это
значение, являясь, таким образом, синонимами, что
можно проиллюстрировать следующим примером:
Для понятия «красть», «воровать»
нашел я у Зощенко богатейшую россыпь глагольных
терминов: украли, унесли, сперли, слимонили,
разворовали, утащили, стащили, вытащили, стибрили,
сбондили, слямзили, свистнули, стырили. (В.Ходасевич)
Названные В.Ходасевичем глаголы с
приставкой с- построены по образцу
глагола своровать, который единственный
среди них стилистически нейтрален. Все остальные
сопровождаются в словарях какой-либо из помет:
«разг.», «просторечн.» или «груб. просторечн.». К
этому ряду относятся зафиксированные во многих
словарях глаголы: сбондить, своровать,
слимонить, слямзить, спереть, стянуть, стащить,
стибрить, стырить. Но очевидно, что его можно
продолжить.… (М.Кронгауз)
|