Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №1/2005

ПРЕДСТАВЛЯЕМ КНИГУ

В.И. КОВАЛЕВ,
г. Луганск


Задачи по этимологии

1. Почему так названы?

а) Кольцо, окно, горчица, канарейка, карандаш, подушка, подошва, голубец, перчатки, белок, береза, варенье, вертолет, веснушки.

б) Автомобиль, аквариум, колбаса, голенище, черепаха, черновик, атом, синонимы, омонимы, антонимы, каникулы, бездна, капуста, корабль, филология, бинокль, боярин.

в) Автопортрет, аккордеон, акварель, аналитик, подоплека, псевдоним, антипатия, фасад, баллон, скафандр, береста, библиотека, блокнот, браслет, вестибюль, ветчина, проволока, скорлупа, околыш.

2. С какими существительными этимологически родственны следующие прилагательные?

а) Коричневый, голубой, оранжевый, богатый, коренастый.

б) Подлинный, баснословный, берестяной, перловый.

3. Помогите Буратино.

Мальвина проводила с Буратино диктант. Она читала слова, а Буратино записывал их, устно объясняя правописание. Послушайте его объяснения. Согласны ли вы с ними? Как бы вы написали эти слова и объяснили правописание, если бы Мальвина диктовала их вам?

Д_лина («пишем а, проверочное слово даль»), гв_здика («пишем о, проверочное слово гвоздь»), г_рдероб («пишем о, гордость»), к_кой («пишем а, как»), л_пата («пишем а, лапа»), п_рина («пишем и, пир»), п_тух («пишем и, пить»), истр_бить («пишем е, требовать»).

4. Подберите для каждого слова проверочное. Спишите, вставляя пропущенные буквы. В скобках рядом с каждым словом запишите проверочное.

а) В_ревка, зав_ршить, в_тамин, в_нтовка, вс_гда, ог_род, уг_стить, д_када, д_ревня, од_леть, изв_ржение, ин_гда, к_бинет, к_морка, проп_сть.

б) Вд_хновение, эксп_диция, в_зде, в_лнение, гал_рея, гл_бальный, нег_довать, гр_ндиозный, подв_г, уд_лить, соед_нить, уед_ниться, ож_релье, ид_ал, к_нцелярия, пром_жуток.

в) М_ршировать, м_ститый, м_рионетка, м_нерал, адм_н_страция, оч_видный, орг_н_затор, из_щренный, п_ломник, пар_тет, перс_наж, упр_зднять, ар_нжировка, инс_нуация, инсп_рировать, тр_в_альный.

5. Известные вам по сказке «Хоббит» гномы решили заключить мир и союз с лесными эльфами и сообщить об этом знакомому волшебнику Гэндальфу. Письмо поручили написать толстяку Бомбуру, который имел красивый почерк и любил красиво выражаться.

Прочитав в этом письме, что «гномы решили вступить в вечную кампанию с эльфами», Гэндальф очень разволновался, бросил все дела, вскочил на коня и помчался по направлению к городу гномов.

Почему письмо произвело на волшебника такое впечатление? О чем забыл Бомбур, когда писал письмо?

6. Почему пишется удвоенная согласная в словах коллекция, коммерция, коммунальный, одиннадцать? Почему в слове искусственный есть удвоенные согласные, а в слове искусный – нет?

Составьте с каждым словом по три предложения.

7. Бюро добрых услуг.

В городе Лексикограде недавно открылось Бюро добрых этимологических услуг.

Первым зашло в бюро слово терраса. Решило оно узнать, нет ли у него дальних родственников, а заодно уточнить, сколько р пишется в корне, одно или два.

Этимологический словарь быстро дал ответ. Обрадовалась терраса и всем своим знакомым рассказала о Бюро добрых этимологических услуг. Зачастили слова в бюро. Каждому интересно узнать свою историю, проверить правописание, встретиться с дальними родственниками. Услыхали о чудесном бюро винегрет, гарнир, сметана – прямо из-за обеденного стола прибежали, а вслед за ними трактор приехал. Давайте им поможем!

8. Что связывает слова, объединенные в группы? Как эта связь отразилась на их современном правописании?

а) Ветеран, ветеринар, ветхий, ветчина.
б) Генерал, гений, инженер.
в) Перстень, перчатка.
г) Печаль, печать, печка, пещера.
д) Солдат, солидный, солидарность.
е) Шероховатый, шерсть, шершавый.
ж) Косметика, космонавт, космополит.
з) Количество, сколько.
и) Оскорбить, скорбь.
к) Натощак, тоска, тощий.
л) Встрепенуться, трепет.
м) Источать, расточительный, точить.
н) Портфель, фельетон.

9. Третье – лишнее.

В каждой тройке два слова — этимологически родственные, а третье — нет. Найдите его. Свой выбор объясните.

а) Бог, богатырь, обожать.
б) Ветер, ветеран, ветеринар.
в) Каблук, кабак, кабина.
г) Кора, корабль, коридор.
д) Павлин, Павел, павильон.
е) Макароны, Макар, макака.
ж) Кочевать, кочка, окоченеть.
з) Баранка, баран, варить.

10. Дед Буквоед составлял гнезда для словаря этимологически проверяемых слов. Внезапно налетел ветер, смешал все слова, некоторые унес, а у оставшихся вырвал по букве. Вставьте вырванные ветром буквы и помогите Деду Буквоеду распределить слова по этимологическим гнездам. Каких слов не хватает, чтобы гнезда были полными?

Какие слова возглавят каждое гнездо? Почему? Сколько гнезд всего получилось?

а) В_нтиль, в_нтилятор, в_нтовка.
б) П_лено, п_ляна, п_ловина, п_ловодье.
в) П_л_клиника, п_л_тика, п_л_витамины.
г) В_ртеть, в_рбовать, в_реница, в_ршить, в_рста, зав_ршить, в_ретено.
д) М_стерство, м_гнит, м_гистраль, м_ститый, м_гнитофон.
е) С_мафор, с_нтябрь, с_минария, с_мантика, с_ноним.

11. Снимите шапку-невидимку.

Иногда приставка так крепко прилипает к корню, будто шапку-невидимку надевает. Сколько ни присматривайся к слову, не определишь, была ли в нем приставка или нет. Найдите в следующих группах слов этимологические приставки. Обратите внимание на то, повлияло ли пребывание под шапкой-невидимкой на их правописание.

а) Довольный, дозор, доказать, достать, дотла, недосягаемый.
б) Заглавие, заказать, замечательный, запад, запасти, застенчивый, затылок.
в) Катакомбы, каталог, катапульта.
г) Компас, комбинация, компания, композитор, компот, компресс, компромисс.
д) Конвой, консерватор, консервировать, консервы, концерт, конкурент.
е) Контрабанда, контраст, контрразведка.

12. Новые приключения Шерлока Холмса.

Шерлок Холмс и доктор Ватсон сидят в креслах. Входит миссис Хадсон.
МИССИС ХАДСОН. Мистер Холмс, вам письмо.
ХОЛМС. Спасибо, миссис Хадсон. Читайте, Ватсон.
(Ватсон вскрывает конверт. Миссис Хадсон уходит.)
ВАТСОН (читает). «Если вы действительно великий сыщик, отгадайте, что объединяет слова: порт, импорт, транспорт, экспорт, портмоне, портфель, портсигар, портативный, паспорт, портьера, рапорт, транспортир. Ха-ха-ха! Профессор Мориарти».
ХОЛМС. Что вы скажете об этом, Ватсон?
ВАТСОН. Очень запутанное дело.
ХОЛМС. Доктор, вы обратили внимание на то, что все слова имеют одну повторяющуюся часть?
ВАТСОН. Конечно. Порт. И что же?
ХОЛМС. Для тренированного ума здесь все просто. Все эти слова были образованы с помощью латинского корня порт, который имел два значения: «ворота, выход» и «носить, возить». Портьера буквально значит «занавес на выходе», портфель — «ношу листы», портмоне — «ношу монеты» и т.д. Кстати, историческое родство этих слов закреплено и в современном русском правописании. Во всех словах из письма нашего старого доброго знакомого профессора Мориарти после п пишется о.
ВАТСОН. Это очень интересно. Значит, безударные гласные в словах портьера, портсигар, портативный, портфель, портмоне можно проверить словом порт?
ХОЛМС. Я уже давно заметил, что вы в совершенстве овладели моим дедуктивным методом. Как видите, он дает неплохие результаты и в орфографии.
ВАТСОН. Но, Холмс, откуда вы все это знаете?!
ХОЛМС. Доктор, вы заметили, что уже несколько дней я не расстаюсь с одной книгой.
ВАТСОН. Да.
ХОЛМС. Хотите знать, что это за книга?
ВАТСОН. Разумеется!
ХОЛМС (достает книгу). Читайте словарь этимологически проверяемых слов, и в русском языке для вас не останется слов с непроверяемыми написаниями!
(Появляется миссис Хадсон.)
МИССИС ХАДСОН (зрителям). Леди и джентльмены, вы еще не читали словарь этимологически проверяемых слов? Напрасно!

Как бы вы поступили, если бы не Холмсу, а вам пришлось объяснять доктору Ватсону, что объединяет следующие слова:

а) Бор, боровик, борода, бородавка, борозда, борона, бороться, оборона.
б) Бис, бицепс, бисквит, бинокль, биссектриса, бинарный, билингвизм.
в) Мандат, манеж, манера, маневр, манжета, маникюр, манипуляция, манифест, манускрипт, мануфактура, эмансипация?

13. Распределите и выучите роли, приготовьте костюмы и разыграйте сценку «Новые приключения Шерлока Холмса» на уроке или классном часе.

14. Сочините устный рассказ об этимологии понравившегося вам слова. Приготовьтесь выступить со своим рассказом перед классом.

15. Сочините устный рассказ о самом интересном, на ваш взгляд, этимологическом гнезде. Не забудьте сказать, что объединяет все слова гнезда, какое слово возглавляет гнездо и почему. Приготовьтесь выступить со своим рассказом на уроке.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru