ИНФОРМАЦИЯ
К.КОВАЛЕВА,
студентка 5-го курса
филологического факультета МПГУ,
г. Москва
Обсуждение новых учебников и программ
В Московском институте открытого
образования 5 ноября 2004 года состоялась
конференция, на которой обсуждались новые
программы, учебники и учебные пособия по
русскому языку и литературе для средней школы.
Учителя Москвы и Московской области, студенты
педагогических вузов cлушали доклады авторов
учебников и учебных программ по русскому языку и
литературе В.Я. Коровиной, И.В. Кругловой, Т.Ф.
Курдюмовой, Ю.А. Лыссого, Т.М. Пахновой и др.
Т.М. Пахнова рассказала о новом
учебнике-практикуме «Русский язык для старших
классов» (авторы – А.Д. Дейкина, Т.М. Пахнова). В
нем реализуется новый подход в подаче
теоретического и практического материала.
Материал располагается необычно, от
практического к теоретическому. Это облегчает
восприятие учащимися теоретических фактов,
углубляет их понимание и делает обучение более
увлекательным, помогает активно использовать
знания о языке в речи.
В этот учебный комплекс входит также
книга Т.А. Злобиной и А.А. Малиновского «Читаем
стихи: учимся чувствовать, понимать,
анализировать» – универсальное пособие,
адресованное всем старшеклассникам независимо
от того, по какому учебнику они изучают русский
язык. Статьи, вошедшие в пособие, публиковались
на протяжении многих лет в журнале «Русский язык
в школе» и использовались на уроках
учителями-словесниками.
Т.М. Пахнова рассказала также о своем
новом учебном пособии «Готовимся к письменному и
устному экзамену по русскому языку». Оно имеет
гриф Министерства науки и образования РФ,
включено в федеральный перечень. На основе этой
книги (кстати, она есть во всех библиотеках
московских школ) можно организовать подготовку
ко всем видам экзаменационных работ: изложению,
сочинению, ЕГЭ, устному экзамену – комплексная
работа с текстом. Учителя используют это учебное
пособие для подготовки не только к выпускным, но
и к вступительным экзаменам в вузы.
Русский язык и литература сейчас
рассматриваются как часть единой
образовательной области филологии.
Осуществление межпредметных связей курса
русского языка и литературы – важная задача для
учителя-словесника.
Ю.А. Лыссый, автор учебников,
хрестоматий, книг для внеклассного чтения,
сборников методических советов по литературе,
считает, что сейчас литература как учебный
предмет во многом перестала отвечать
воспитательным и развивающим задачам школы и
постепенно превращается в чисто информационную
дисциплину. Это происходит из-за увеличения
количества произведений, обязательных для
изучения, и одновременного сокращения
количества учебных часов – не остается времени
для вдумчивого, глубокого анализа произведения.
Принимая во внимание этот факт, авторы создали
учебники-практикумы. В них разработана система
специальных вопросов и заданий, направленных на
организацию творческой деятельности учащихся на
уроках, на усвоение содержания литературного
произведения, стимулирование интереса к
индивидуальному чтению. Чтобы помочь учащимся,
вопросы и задания снабжены фрагментами из
мемуаров писателей, статей критиков и
литературоведов. Таким образом, в учебнике
освещаются различные точки зрения на
произведение, что способствует пониманию
художественных текстов.
Учебники, хрестоматии, методические
пособия, программы по литературе и книги «Читаем,
думаем, спорим...», созданные В.Я. Коровиной,
ориентированы на «воспитание творчески яркого
читателя; человека, который способен общаться с
искусством». Основной принцип – обучая,
воспитывать. В учебниках широко представлены
различные литературные жанры, произведения
сопровождаются иллюстрациями известных русских
художников, искусствоведческими материалами,
воспоминаниями современников, есть даже
подборка «Песни и романсы на слова русских
писателей».
На конференции говорили о важности
адекватного подбора учебного материала в
зависимости от конкретных задач, стоящих перед
учителем в конкретном классе; о воспитательной и
развивающей роли русского языка и литературы как
учебных предметов и др.
Атмосфера, царившая на конференции,
располагала к обмену опытом и общению. Для нас,
студентов, присутствие на конференции в период
педагогической практики было особенно полезно.
|