Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №1/2005

ИНФОРМАЦИЯ

К.КОВАЛЕВА,
студентка 5-го курса
филологического факультета МПГУ,
г. Москва


Обсуждение новых учебников и программ

В Московском институте открытого образования 5 ноября 2004 года состоялась конференция, на которой обсуждались новые программы, учебники и учебные пособия по русскому языку и литературе для средней школы. Учителя Москвы и Московской области, студенты педагогических вузов cлушали доклады авторов учебников и учебных программ по русскому языку и литературе В.Я. Коровиной, И.В. Кругловой, Т.Ф. Курдюмовой, Ю.А. Лыссого, Т.М. Пахновой и др.

Т.М. Пахнова рассказала о новом учебнике-практикуме «Русский язык для старших классов» (авторы – А.Д. Дейкина, Т.М. Пахнова). В нем реализуется новый подход в подаче теоретического и практического материала. Материал располагается необычно, от практического к теоретическому. Это облегчает восприятие учащимися теоретических фактов, углубляет их понимание и делает обучение более увлекательным, помогает активно использовать знания о языке в речи.

В этот учебный комплекс входит также книга Т.А. Злобиной и А.А. Малиновского «Читаем стихи: учимся чувствовать, понимать, анализировать» – универсальное пособие, адресованное всем старшеклассникам независимо от того, по какому учебнику они изучают русский язык. Статьи, вошедшие в пособие, публиковались на протяжении многих лет в журнале «Русский язык в школе» и использовались на уроках учителями-словесниками.

Т.М. Пахнова рассказала также о своем новом учебном пособии «Готовимся к письменному и устному экзамену по русскому языку». Оно имеет гриф Министерства науки и образования РФ, включено в федеральный перечень. На основе этой книги (кстати, она есть во всех библиотеках московских школ) можно организовать подготовку ко всем видам экзаменационных работ: изложению, сочинению, ЕГЭ, устному экзамену – комплексная работа с текстом. Учителя используют это учебное пособие для подготовки не только к выпускным, но и к вступительным экзаменам в вузы.

Русский язык и литература сейчас рассматриваются как часть единой образовательной области филологии. Осуществление межпредметных связей курса русского языка и литературы – важная задача для учителя-словесника.

Ю.А. Лыссый, автор учебников, хрестоматий, книг для внеклассного чтения, сборников методических советов по литературе, считает, что сейчас литература как учебный предмет во многом перестала отвечать воспитательным и развивающим задачам школы и постепенно превращается в чисто информационную дисциплину. Это происходит из-за увеличения количества произведений, обязательных для изучения, и одновременного сокращения количества учебных часов – не остается времени для вдумчивого, глубокого анализа произведения. Принимая во внимание этот факт, авторы создали учебники-практикумы. В них разработана система специальных вопросов и заданий, направленных на организацию творческой деятельности учащихся на уроках, на усвоение содержания литературного произведения, стимулирование интереса к индивидуальному чтению. Чтобы помочь учащимся, вопросы и задания снабжены фрагментами из мемуаров писателей, статей критиков и литературоведов. Таким образом, в учебнике освещаются различные точки зрения на произведение, что способствует пониманию художественных текстов.

Учебники, хрестоматии, методические пособия, программы по литературе и книги «Читаем, думаем, спорим...», созданные В.Я. Коровиной, ориентированы на «воспитание творчески яркого читателя; человека, который способен общаться с искусством». Основной принцип – обучая, воспитывать. В учебниках широко представлены различные литературные жанры, произведения сопровождаются иллюстрациями известных русских художников, искусствоведческими материалами, воспоминаниями современников, есть даже подборка «Песни и романсы на слова русских писателей».

На конференции говорили о важности адекватного подбора учебного материала в зависимости от конкретных задач, стоящих перед учителем в конкретном классе; о воспитательной и развивающей роли русского языка и литературы как учебных предметов и др.

Атмосфера, царившая на конференции, располагала к обмену опытом и общению. Для нас, студентов, присутствие на конференции в период педагогической практики было особенно полезно.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru