Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №2/2005

МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ

И.А. ГРОМОВ

Продолжение. См. № 38, 45/2004; 1/2005


Дидактические материалы

к учебнику русского языка под редакцией М.В.Панова

6-й класс

МОРФЕМИКА

§ 11. ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВОК

Приставки

Гласные фонемы в слабой позиции

Согласные фонемы в слабой позиции

Проверка

в-
до-
за-
на-
над-
над-
о-
об-
об-
от-
от-
по-
под-
под-
про-
с-


допеть
заранее
написать
надрезать

обежать
объехать

отскочить

поплыть
поддержать

прочитать

втащить




надколоть


обставить

отбросить


подтянуть

сзывать

внести
досыта
засветло
набело
надпись
надломить
опись
обданный
облить
оттепель
отмыть
попросту
подпись
подменить
прописи
срезать

Задание 92. Рассмотрите таблицу.

  • По какому правилу пишутся перечисленные в таблице приставки?

  • Вставьте пропущенные буквы, выделите приставки.

(В,ф)сласть, (в,ф)серьез, д_тянуться, (в,ф)тулка, (в,ф)троем, н_калить, на_писать, на_кусить, (о,а)спорить, (о,а)стричь, о_тесать, о_судить, о_считать, о_дать, о_делить, о_грузка, по_клеить, по_стаканник, по_талкивать, о_талкивать, пр_смотреть, (з,с)борщик, (з,с)бивчиво, (с,з)сыльный.

Задание 93. З или с? Приставку выделите.

_бавить, _балтывать, _густок, _грызенный, _говор, _грести, _двинуть, _двоенный, _дешний, _держанный, _жатый, _зади, _жульничать, _доровье, _жевать, _делка.

Задание 94. Спишите текст, вставьте пропущенные буквы. В словах с пропусками выделите все морфемы.

Древние леса о_ступили небольшой городок, где родился и вырос будущий художник И.И. Шишкин. Говорили, что где-то в глубине лесов (з,с)прятаны разбойниками сказочные клады. Разбойников Шишкин не б_ялся. Мальчиком он целые дни бр_дил один по лесу. Деревья стали его друзьями. Он много знал о них. <...…> Древних кладов он не о_к_пал, зато н_шел в лесу б_гатство дороже золота – понял и п_любил природу. Она (с,з)делалась навсегда героем его картин. (В.Порудоминский)

  • Какие картины И.И. Шишкина о природе вы знаете? Опишите одну из них.

Задание 95. Вспомним нефонемное правило! Как пишется приставка на -з (-с)?

Перед звонким согласным – з, перед глухим согласным – с.

БЕЗ -
ВОЗ-
ВЗ-
ИЗ-
НИЗ-
РОЗ-/РАЗ-
ЧРЕЗ-

БЕС-
ВОС-
ВС-
ИС-
НИС-
РОС-/РАС-
ЧЕРЕС-

Фонема везде <з> (безОружный, безЛунный, бесКонечный), а пишем то букву з, то букву с. Нелогично, но правило пока таково. Приходится мириться.

  • Заполните пропуски в следующих словах.

Бе_просветный, бе_заботный, бе_конечный, бе_толковый, бе_страшный, бе_шумный, во_пользоваться, во_соединение, и_следовать, и_черкать, и_коверканный, в_пугнуть, во_препятствовать, ра_копки, ра_чертить, бе_цельный, и_целение, ра_фасовка, и_зябнуть, во_звание.

Задание 96. Дано слово в фонетической транскрипции:

[ р /\ ж о к ]

Даны варианты его орфографического облика: разжок, расжок, рашжок, разжег, расжег, розжег, розжог, розжок, рошжог, рошжег, расжек, рошжок….

  • Запишите это слово правильно!

  • Включите его в предложение.

  • Предложите свои варианты написания этого слова (разумеется, неправильные: правильный-то один, и он уже есть в списке!).

Задание 97. Волшебный квадрат. Из списка выберите те слова, в которых в приставке пишется буква с-. Впишите их в квадрат.

Бе_сильный, бе_земельный, бе_чувственный, _делать, и_вержение, ни_провергать, бе_жалостный, _грести, бе_форменный, ра_жевать, бе_брежный, ра_суждение, _двинутые, бе_зубый, бе_донный, и_подтишка.

с-

с-

с-

с-

с-

с-

с-

с-

с-

Задание 98. Проверьте себя.

Собака ра_сердилась, залаяла на Свету и давай ее трепать за пальто: вот тебе, не обижай меня, не дразни! Как-то во время завтрака была ра_бита тарелка. Солнце так горячо припекало, что ребята даже пальто ра_стегнули – жарко. Деревья нагрелись под теплыми лучами, ра_крыли первые почки. Везде люди делом заняты: ра_ширяют улицы, ставят красивую ограду вокруг сквера. Сначала мы _делаем подарки, а потом я вам скажу, кому их подарить. Все работали молча, только и_редка ра_давались голоса. – Нашей Свете и_полнилось пять лет, – сказала Зинаида Федоровна. (Из рассказов С.Баруздина)

ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВОК ПРЕ- И ПРИ-

Задание 99. Правила написания приставок при- и пре- нередко у многих вызывают затруднения. Посмотрите: пр?вратник, пр?спокойненько, пр?украсил, пр?вознес, пр?поднял, пр?дать значение, пр?дать соратников.

Е или и на месте пропусков? Как бы вы поступили?

Прояснить ситуацию поможет знание основных значений этих приставок.

Задание 100. Ответьте на вопрос: кто что сделал? В ответе обязательно должна быть приставка при-.

Пароход приплыл, автомобиль..., самолет...…, черепаха...…, страус...…, лягушка...…, колобок..., конь... . …

  • Какое общее значение придает приставка при- подобранным вами глаголам?

  • Существительные, образованные от подобных глаголов, пишутся по этому же правилу: приезд, прилет, приход…...

Задание 101. Замените данные словосочетания глаголами с приставкой при-. Какое общее значение они имеют?

Сесть на короткое время – присесть; ненадолго лечь; немного открыть; слегка стукнуть; слегка топнуть; слегка хлопнуть; строго, с угрозой крикнуть; не полностью покрыть; слегка поднять; временно остановить; немного устать; сжать, слегка укусив; гладя, сделать ровным.

Задание 102. Решите пропорции.

Что объединяет все прилагательные в знаменателе?

Задание 103. С помощью приставки при- образуйте новые глаголы от данных.

Бить – прибить, вязать, крепить, шить, колоть, винтить, клеить, ставить, крутить, соединить, ковать.

Что общего в значении записанных вами глаголов?

Задание 104. Сделаем первый вывод. Объедините в таблицу выявленные условия написания приставки при-, запишите соответствующие примеры.

Задание 105. Не всегда бывает легко определить значение приставки при-. В таких случаях лучше обращаться к словарям, а также запоминать некоторые слова (правило-то нефонемное!). Вот несколько таких слов. Запишите их, выделите приставки.

Придумать, приготовить, пригодиться, привольный, привыкать (помните связанные корни?), призывать, придавать (значение), прискорбный, приплюсовать, прицельный, причудливый, причисление.

Задание 106. Кроме приставки при-, во многих словах используется приставка пре-. Выясним правила ее написания.

I. Один ученик написал такой рассказ.

Происшествие в Супергигантии

Маленький-премаленький ослик поднял длинную-предлинную палку. Этой огромной-преогромной палкой он сбил с ног злого-презлого плотника, а тот выпустил из рук тяжелый-претяжелый молоток и угодил в коварного-прековарного кузнеца, который выронил опасные-преопасные плоскогубцы, и они укусили жестокую-прежестокую повариху за толстое-претолстое ухо. Повариха ошпарила горячими-прегорячими щами сердитого-пресердитого кота, который быстрым-пребыстрым прыжком повалил кочергу прямо на хитрого-прехитрого профессора, а тот уколол себя острой-преострой, светлой-пресветлой, легкой-прелегкой, волшебной-преволшебной иглой. И от этого волшебного-преволшебного укола все стали добрыми-предобрыми.

(Миша Кугут, 6-й класс)

  • Какое правило употребления приставки пре- отражено в рассказе?

  • Помогло ли вам название рассказа понять это правило?

  • Только ли орфографическим богатством интересен этот рассказ?

II. Найдите приставочный синоним для следующих слов.

Преломить, прервать, превращать, преображать, превышать, пресекать, препираться, претерпевать, преломление, преображение, превращение, превышение, препирательство.

III. Составьте таблицу правил написания приставки пре-.

Задание 107. Не перепутайте! Есть группа слов, в которых в зависимости от смысла пишется то при-, то пре-. Вот некоторые из них.

Преходящее явление – приходящий вовремя,
предать друзей – придать выражение,
претворить мечту в жизнь – притворить дверь,
(достойный) преемник – подарили приемник,
предел желаний – придел в церкви,
преступить закон – приступить к делу.

  • Во всех ли словах пре- и при- являются приставками?

  • Составьте предложения с некоторыми словосочетаниями, продиктуйте их соседу по парте.

Задание 108. Значение приставки пре- также не всегда можно с точностью определить. Поработав с орфографическим словарем, запишите следующие слова. В каких из них приставки не выделяются?

Пр_успевать, пр_небрежение, (вошел как) пр_видение, пр_ведение (к общему знаменателю), пр_верженность, пр_клонить (колени), пр_клонить (ветку), пр_подаватель, пр_говоренный, пр_следователь пр_одолел все пр_пятствия.

Задание 109. В русском языке достаточно часто употребляются заимствованные слова, содержащие буквосочетания при- и пре-. Потренируйтесь в их написании. Выясните значения непонятных слов.

Прелюдия, привилегия, преферанс, президент, претендент, приватизация, примитивный, премьера, презентация, престиж, примадонна, препарат.

Задание 110. Внимание! Ложные приставки! Во многих современных русских словах приставки при- и пре- не выделяются, хотя некогда они выделялись. (Это помогает определить этимологический анализ. Не забывайте: мы изучаем не историю языка, а его современное состояние!). Прочитайте этимологическую справку.

Приключение. Древнерусское суффиксальное образование от приключитися, которое, в свою очередь, с помощью приставки при- образовалось от глагола ключитися «случаться, происходить».
Получается такой морфемный состав этого слова: приключ-ениj-э; с этимологической точки зрения современное строение: при-ключ-ениj-э.

Вот еще несколько подобных слов.

Признавать, природа, привет (приветствие), присяга, причал, присущий, приказ; презирать, прекрасный, прелестный, престол, препятствие.

Составьте ряды однокоренных слов с некоторыми из них, обозначьте морфемы.

Задание 111. Проверьте себя. Обозначьте приставки пре- и при-.

Пр_творить планы в жизнь, пр_соединиться к бастующим, пр_бывать к месту работы, пр_даваться воспоминаниям, пр_городный поезд, знаки пр_пинания, пр_сесть на диван, пр_увеличить опасность, пр_чудливый рисунок, пр_небрежительное отношение, пр_ехать в Пр_морье, пр_клоняться перед красотой.

Задание 112. Спишите еще один рассказ М.Кугута, вставьте пропущенные буквы, выделите приставки при- и пре-.

На пр_еме у пр_зидента

На пр_еме у пр_зидента было много пр_морских гостей. Пр_зидента пр_ветствовали пр_поднятыми руками. Пр_зидент пр_сел на пр_чудливый стул. Началось заседание пр_зидиума. Все кричали, переругивались, пр_вставали, пр_седали. Пр_зидент пр_кратил заседание. Оно возобновилось, когда все попр_молкли. Пр_зидент выразил пр_знательность пр_морским гостям за пр_стройку, которую они пр_делали к пр_зидентскому дворцу. Пр_морские гости захлопали так, что пр_зидент пр_вскочил со своего пр_восходного стула. Заседание пр_зидиума закончилось, все разошлись, и пр_зидент пр_лег отдохнуть на роскошном мягком-пр_мягком диване.

  • Попробуйте сочинить свой рассказ с обилием слов с пре-при-.

§ 12. ВАРИАНТЫ МОРФЕМ

Задание 113. Выделите варианты корневых морфем в данных однокоренных словах.

Праздник – праздничный, предполагать – предположение, предупредить – предупреждать, друг – друзья – дружить, мороз – мороженый, свеча – свет – освещение, брюзга – брюзжать, мох – мшистый, спать – сон.

Задание 114. Обозначьте варианты суффиксальных морфем.

Бродяга – бродяжничать, разведчик – разведчица, моряк – моряцкий, свояк – свояченица, земляк – землячка, профилактика – профилактический.

Задание 115. Запишите примеры слов с вариантами приставок. Приставки выделите.

Об- – обо-; с- – со-; над- – надо-; в- – во-; под- – подо-.

Задание 116. Вернитесь к заданию 3. В четвертом вопросе представлены два варианта окончаний творительного падежа единственного числа существительных и прилагательных: славною победою – славной победой. Запишите словосочетания «прилагательное + существительное» с такими же вариантами окончаний. В чем их стилистическое различие?

Задание 117. Прочитайте текст.

Руки мальчик держит в карманах, а коньки у него под мышкой.
Какой-то он нескладный и неустойчивый. То споткнется на ровном месте, то налетит на прохожего. То бежит вприпрыжку, то, заглядевшись на машину, останавливается посреди дороги. Глаза у него зеленые, задиристые.
Дерзкий взгляд и независимая походка выдают в мальчике непоседу и драчуна, который среди ребят чувствует себя уверенно, а оставшись один, не знает, куда себя деть. (Ю.Яковлев)

  • Выпишите слова с возможными вариантами морфем. Докажите свою позицию. Выделите соответствующие морфемы.

Образец

Руки – ручонка, заглядевшись – гляжу.

§ 13. ЧЕРЕДОВАНИЕ ФОНЕМ В МОРФЕМЕ

Задание 118. Сравним: моро[с] – моро[з]ы – в корне чередуются звуки [с] – [з]: позиции-то разные! Дат. падеж морозу – морожу (от глагола морозить). Позиция одинаковая: перед гласным. А фонемы?

Определите, в каких парах происходит позиционное чередование звуков, а в каких – чередование фонем. Выделите морфемы с чередованием.

Растоптал – растопчу, сапог – сапогом, сапоги – сапожник, сатира – сатирик, супруг – супруга, супруги – супружеский, урок – урочный, снег – снега – бесснежный, насмехался – насмешил.

Задание 119. Фонемное или звуковое чередование в следующих словах?

Засаливать(огурцы) – засолка, застой – застаиваться, застроиться – застраиваться, просмотр – просматривать, вздрогнуть – вздрагивать, рассесться – рассаживаться.

Внимание! Подобные корни с фонемой <а> всегда ударные, а корни с фонемой <о> бывают и безударными: засолить, застояться, строение и т.д. Не проверяйте их корнями с фонемой <a>! (Она чаще всего употребляется в глаголах, оканчивающихся на -ывать (-ивать).

Ср.: к_рмить – правильная проверка корм, кормит, неправильная проверка – подкармливать.

Оп_здать: нужно проверять поздний, позже, нельзя проверять опаздывать.

Задание 120. Прочитайте текст.

Карлсон метнулся в большую комнату, и началась бешеная погоня по всей квартире. Впереди летел Карлсон – он кудахтал и визжал от удовольствия, за ним мчалась фрекен Бок с выбивалкой для ковров, за ней еле поспевал малыш, а позади всех скакал Бимбо, бешено тявкая. (А.Линдгрен)

  • Какие глаголы движения использовала писательница? Какова их роль в отрывке?

  • Докажите, что корень глагола визжать может иметь и позиционное чередование звуков, и чередование фонем.

Задание 121. Спишите текст, вставьте пропущенные буквы. Устно объясните правописание слов с пропусками.

Не ож_дая с_гласия, дядя Максим п_днялся и вышел из риги. Он пр_сел с глухой ее стороны, сл_жил руки в приг_ршню, п_днес к л_цу, б_льшими пальцами пр_жал перенос_цу и пр_извел звук, от которого у нах_дившихся в риг_ мура(ж,ш) ки п_б_жали по кож_, а лош_ди п_дн_лись на ды(б,п)ки. После того с м_нуту д_ржалась т_ш_на, до того непрочная, что, пр_длись она еще хоть с_кунду, кто-то раз_рвал бы ее ист_ричным воплем. (М.Алексеев)

  • Укажите несколько слов с вариантами приставочных и корневых морфем.

  • Докажите, что в словах тишина – тихий происходит чередование фонем. Какие еще слова текста могут иметь это чередование?

    Толковый словарик.

    Рига – сарай для сушки снопов и молотьбы.

 § 14. ЗАКОНОМЕРНОСТЬ В ЧЕРЕДОВАНИЯХ ФОНЕМ

Задание 122. Разделите слова на морфемы.

Молотят – молочу, любят – люблю, разбавят – разбавлю, отметят – отмечу, доводят – довожу, расколотят – расколочу, нарубят – нарублю, наладят – налажу.

  • Разбейте пары на три группы, выявите закономерности в чередованиях фонем.

  • Добавьте в каждую группу несколько своих примеров.

Задание 123. Какая закономерность в чередованиях фонем проявляется в следующих парах однокоренных слов? Выделите морфемы с чередованием.

Моряк – моряцкий, рыбак – рыбацкий, кабак – кабацкий, ткач – ткацкий, калмык – калмыцкий, горняк – горняцкий, кулак – кулацкий, бедняк – бедняцкий, середняк – середняцкий.

Докажите, что чередование фонем допускает исключения, в отличие от звуковых чередований. (Ср.: калмык – калмыцкий, но узбек – узбекский…)

Задание 124. Какие корневые морфемы чередуются?

Колоть – колю, размолоть – размелю, распороть – распорю, побороть – поборю, прополоть – прополю.

Какую закономерность в чередовании этих фонем вы заметили? (Для сравнения: уд<р>ать – уде<р>у, уг<н>ать – уго<н’>ю).

Задание 125. Докажите, что глаголы пить, шить, лить, вить, бить имеют одинаковую закономерность в чередовании фонем. (Подсказка: попробуйте записать их с местоимением ты.) Войдет ли в этот ряд глагол жить?

§ 15. РЯДЫ ЧЕРЕДУЮЩИХСЯ ФОНЕМ

Задание 126. Составьте ряды чередующихся фонем, обозначьте морфемы с чередованием.

Образец

Успе-х – успе-ш-ный – <х||ш>, холм холмистый – <м||м’>.

Фанатик – фанатичка, утвердить – утверждать, условиться – уславливаться, сузить – сужать, выудить – выуживать, пена – пенистый, трещать – треск.

Задание 127. Заполните таблицу. Чередующиеся звуки или фонемы выделите.

Ряды чередующихся звуков

Ряды с чередованием фонем

Гру[c’т’] – гру[з’д’]и

Гру<c’т’> – гру<щ’>у

Рассадить, образный, бильярд, сократить, рычаг, дробь, рассада, рычаги, образ, бильярдный, сокращение, передатчик, пастьба, дробить, зигзагообразный, передача, рассаживать, рычажок, зигзаг, пасти.

Задание 128. Прочитайте текст.

У Эрны родился очень крепкий и очень крикливый мальчик. Показывая его впервые своему обожаемому супругу, Эрна сказала застенчиво:
– Любовь моя! Мне стыдно признаться, но я … нахожу его красавцем, несмотря на то, что он похож на тебя, похож на меня и ничуть не похож на моих добрых соотечественников. Или это материнское ослепление? (А.Куприн)

Выпишите несколько слов, в которых могут быть чередования звуков и/или фонем. Поясните свое мнение. Морфемы с чередованиями выделите.

Задание 129. Составьте таблицу.

Варианты фонем в морфемах         ...

Чередующиеся фонемы                 ...

Примеры                                        ...

§ 16. ЧЕРЕДОВАНИЕ ГЛАСНЫХ ФОНЕМ С НУЛЕМ ФОНЕМЫ

Задание 130. Кто быстрее? Первый вариант: выпишите слова, в которых возможно чередование гласных фонем с нулем фонемы, второй вариант – без чередования.

Мох, мед, купец, мужик, парень, огонь, ров, трутень, молодец, лед, нож, пес, рог, кот, щенок, шок, волк, пост, пол, рот.

Задание 131. Распределите слова на две группы: с беглой фонемой в корне и в суффиксе.

Пенек, дружок, кулек, конец, скворец, курок, басок (от бас – низкий мужской голос), росток, вдовец, камень, студень, корень, поршень, ситец, камешек, пень.

Задание 132. Кто обнаружит в одной из форм слова окно беглую гласную фонему? А в слове стекло? Подберите свои примеры с подобным чередованием.

Задание 133. Спишите текст, вставьте буквы на месте пропусков, расставьте недостающие запятые.

В пр_метах заключено много точ_ного знания и п_эзии. Есть пр_меты пр_стые и сложные. Самая пр_стая пр_мета – это дым к_стра. То он подымается ст_лбом к небу то стелется туманом по тр_ве то мечется в_круг огня. И вот к прел_сти н_ч_ного к_стра к г_рьковатому зап_ху дыма треску суч_ев переб_ганию огня и пушист_му бел_му пеплу пр_с_ед_няется еще и знание завтр_шн_й п_годы. (К.Паустовский)

  • Выпишите слова, в которых возможны беглые гласные.

  • Разделите на морфемы: горьковатому, перебеганию, пушистому, присоединяется. В каких корнях возможно чередование фонем? В корне какого из этих слов возможно появление беглой гласной фонемы?

  • Укажите однородные члены в двух последних предложениях.

§ 17. ПРАВОПИСАНИЕ СУФФИКСОВ -ЕК, -ИК

Задание 134. Чтобы твердо знать, когда пишется суффикс -ек, а когда -ик, постарайтесь запомнить такую историю-подсказку. (Кстати, и мультфильм есть про это правило!)

Настя Кувшинчикова купила замочек и ключик к нему и положила их на стол. А Вова Бутузов решил подшутить: взял все да и спрятал. Настя заходит: нет ни замочка, ни ключика...…

  • Догадайтесь, что исчезло вместе с замочком и ключиком? (Для недогадливых: фонема <э> на письме буква е, чередующаяся с нулем фонемы, – замочек замочка).

  • Помните: <э> (на письме е) при изменении слова может быть беглой фонемой – день – дня, пень – пня…, фонема <и> беглой не бывает!

Задание 135. или ? Докажите.

Денеч_к, хвост_к, сыноч_к, холм_к, подароч_к, размерч_к, дубоч_к, перч_к, помидорч_к, огурч_к, человеч_к, волос_к, перстенеч_к, платоч_к, колосоч_к, зуб_к. (Не путайте формы слов: зубок – зубки, зубик – зубики!)

Задание 136. Составьте предложения со словами из задания 135: мальчики – с буквой е в суффиксе, девочки – с буквой и.

Задание 137. Волшебный квадрат. Устно образуйте от данных слов уменьшительно-ласкательные с суффиксами -ек или -ик. Слова с буквой е впишите в квадрат.

Портрет, пес, песок, нос, носок, чулок, звонок, кошелек, пистолет, коробок, рост, порог, рисунок, паровоз, полушубок, сад, магнит.

-ек

-ек

-ек

-ек

-ек

-ек

-ек

-ек

-ек

Задание 138. Фонема <и> всегда сохраняется не только в суффиксе -ик, но и в его синониме – суффиксе -чик: магазинчик, шкафчик, лимончик. Продолжите ряд слов с этим суффиксом. Кто больше?

Задание 139. А как правильно написать – телек или телик (синоним слова телевизор)? Ответ обоснуйте.

Задание 140. Придумайте и запишите сказочную историю, например, «Утро гномика», используя как можно больше существительных с суффиксами -ек и -ик.

§ 18. ЧЕРЕДОВАНИЕ ПОЛНОГЛАСНЫХ И НЕПОЛНОГЛАСНЫХ СОЧЕТАНИЙ

Задание 141. Рассмотрите таблицу.

Соответствие полногласных и неполногласных сочетаний

Полногласные

Примеры

Неполногласные

Примеры

<оро>
<оло>
<оло>
<эр’э>

норов
золото
молоко
дерево

<ра>
<ла>
<л’э>
<р’э>

нрав
златоглавый
млекопитающее
древесина

  • В какой морфеме встречаются перечисленные сочетания?

  • Докажите, что во всех данных словах есть полногласие. (Подсказка: для доказательства нужно подобрать слово с неполногласным сочетанием). Корни выделите.

Здоровье, берег, голова, холод, голос, городить, горожанин, волосистый, борода, ворота.

Задание 142. Распределите слова на две группы: с полногласным/неполногласным сочетанием и омонимичным ему.

Порог, колотить, молочник, бережок, бороться, краска, слепота, златокудрый, обезглавить, своенравный, воробей, младшенький.

Задание 143. Прочитайте стихотворные отрывки. Укажите слова с неполногласием. Для создания какого эффекта они используются? Употребительно ли большинство из них в наше время?

1) Что смолкнул, веселия глас? (А.Пушкин)

2) В ту пору, как младость манила мечтать,
В той роще любила я часто гулять. (И.Козлов)

3) Духовной жаждою томим,
В пустыне мрачной я влачился. (А.Пушкин)

4) И, плуги обратив, по глыбистым браздам
С полей оратаи съезжают.… (В.Жуковский)

(Оратай – пахарь.)

5) Прошло сто лет, и юный град,
Полнощных стран краса и диво,
Из тьмы лесов, из топи блат
Вознесся пышно, горделиво. (А.Пушкин)

6) Вокруг тебя цветы пестреют
И класы на полях желтеют. (М.Ломоносов)

7) Сквозь все препятства он вознес
Главу, победами венчанну. (М.Ломоносов)

8) Приди и дом, хоть не нарядный,
Без резьбы, злата и сребра,
Мой посети. (Г.Державин)

Подберите по возможности к выписанным словам с неполногласием слова с полногласными сочетаниями.

§ 19. ПРАВОПИСАНИЕ ПОЛНОГЛАСНЫХ И НЕПОЛНОГЛАСНЫХ СОЧЕТАНИЙ

Задание 144. Спишите словосочетания, выделите корни в словах с пропусками.

Пос_р_дине реки, др_весная зола, к_л_систая рожь, з_л_ченая посуда, опытный з_л_тоискатель, повторное г_л_сование, разгл_шение тайны, наб_р_жная Волги, в_л_сяной покров, не надо ра_х_лаживаться, погулять п_ х_л_дку, разгадать г_л_воломку, тощая б_р_денка.

Какое слово не удалось проверить?

Задание 145. Составьте несколько предложений со словосочетаниями из предыдущего задания.

Задание 146. Вставьте пропущенные буквы, выделите приставки с полногласием и неполногласием.

П_р_лом, пр_ломление, п_р_терпеть, пр_терпевать, п_р_стать, бе_пр_станно, бе_пр_рывно, нап_р_рез, п_р_менчивый, «в пр_менах жребия земного» (А.Пушкин).

Задание 147. Заполните пропуски.

Когда к_в_(л,лл)еристы пр_х_дили через д_ревню Б_р_жки, н_мецкий сн_ряд раз_рвался на околице и ранил в ногу в_р_ного коня. К_мандир оставил коня в д_ревн_, а отряд уш_л дальше, пыля и п_званивая удилами, – уш_л, з_к_тился за рощи, за холмы, где ветер к_чал спелую рож_. (К.Паустовский)

  • Выделите морфемы с полногласием. Обоснуйте свое мнение.

  • К слову позванивая подберите однокоренное с фонемой о в корне.

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ

Задание 148. Ответьте на вопросы.

  • Почему морфема – кратчайшая значимая часть слова? Свой ответ подтвердите примерами.

  • Дайте определение всех морфем.

  • Как нужно членить слово на морфемы? Покажите на примерах.

  • Каков порядок выделения приставок, суффиксов?

  • Приведите примеры фонемных и условных написаний приставок, суффиксов.

  • Какие ряды чередующихся фонем вы знаете?

Задание 149. Прочитайте текст.

Как вам известно, бутылки приходят в мир хрупкими, голыми и пустыми.
У всякой бутылки есть горлышко, шейка и чаще всего покатые плечи, но нет головы.
Голову бутылке обычно заменяет пробка. А так как пробка, по общему признанию, глупа, то думать ею затруднительно. Поэтому бутылки очень редко защищают диссертации на ученые степени и еще реже занимают придворные посты, хотя и способствуют иногда другим в занятии таковых.
Бутылки безвольны и легкомысленны. Они могут быть заполнены чем угодно. Вот почему применяют их для самых различных целей в столовых, молочных, королевских дворцах, керосиновых лавках, аптеках, аналитических лабораториях и в морских приключенческих повестях для почтовых операций. (Е.Пермяк)

  • Озаглавьте текст.

  • Укажите признаки сарказма в отрывке. (Сарказм – язвительная насмешка, ирония).

  • Членима ли основа существительного пробка? Выпишите еще несколько слов с нечленимой основой.

  • Укажите слова с полногласием.

  • В каких словах возможны варианты морфем?

  • Разделите на морфемы: хрупкими, затруднительно, придворные, способствуют, применяют, заменяют, приключенческих, операций.

Задание 150. Спишите, вставьте пропущенные буквы.

К полудню ин_й таял. Тогда луга и зар_сли пр_обретали прежние краски, даже более яркие, так как цветы и травы были мокр_ми от ра_таявшего ин_я. Серая гвоздика снова делалась красной. Белые, будто з_сах_ренные ягоды ш_повника пр_вр_щались в оранж_вые, а л_монные листья берез т_ряли с_ребряный н_лет и ш_л_стели под ясн_м небом. (К.Паустовский)

  • Укажите слово с нулевым окончанием: заросли, иней, теряли, ясным.

  • Найдите слово без окончания: луга, тогда, шиповника, налет.

  • Произведите морфемный анализ: снова, налет, сделалась, оранжевые, приобретали.

  • Какое слово соответствует схеме корень – окончание: таял, лимонные, гвоздика, краской?

  • Какое явление происходит на конце корня в словах лугов – лужок? Одинаковая ли это грамматическая позиция? Приведите подобные примеры.

Задание 151. Вставьте пропущенные буквы и запятые.

Скв_рцы п_ст_янно дрались с галк_ми а у_п_коившись, ра(зс,сс)аживались на в_твях в_ковой липы и нач_нали из_бр_жать пулеметный бой. От этого не только у л_гушк_, пр_выкшей к в_дяной своей т_ш_не, но даже у бабушк_ разбаливалась г_л_ва. Бабушка вых_дила на крыльцо стыдила скв_рцов м_хала на них п_л_тенц_м. (К.Паустовский)

  • Можно ли говорить о полногласии в слове полотенце?

  • Является ли глагол разбаливалась проверочным для корня в слове б_льной?

  • Найдите проверку для суффикса в существительном тиш_на.

  • Чем отличаются корни прилагательных вековой – вечный?

  • С каким явлением мы сталкиваемся в формах скворец – скворцы, дерусь – дрались?

  • Расчлените на морфемы: дрались, выходила, водяной, стыдила, бой.

  • Выпишите слово со связанным корнем, поясните свой выбор.

Продолжение следует

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru