Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №2/2005

МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ

Н.А. ЗАЙЦЕВА,
Стабенская средняя школа,
пос. Жуково,
Смоленская обл.


Тема текста

5-й класс

1. Прочитайте запись на доске. Можно ли ее назвать текстом? Почему? Расположите предложения в нужной последовательности, чтобы получился текст. Озаглавьте и запишите его.

Они то косо летели по ветру, то отвесно ложились в сырую траву. Листья падали дни и ночи. Начался листопад. Этот дождь лил неделями. Леса моросили дождем облетевшей листвы.

– Какова тема текста?

– Как связаны предложения в тексте?

(Повтором слов листопад и листья, дождем и дождь, листья и они.)

– Как по-другому назван листопад?

(Такой прием называется метафорой. Дождь облетевшей листвы – это метафора.)

– Для чего в этом тексте используется метафора?

(Она делает текст выразительнее, интереснее.)

2. Прочитайте миниатюру М.Пришвина «Осень улыбается». Какова ее тема?

Такая чудесная погода, какая редко бывает и в апреле. Березки совсем было облетели и приготовились спать до весны, а тут, теперь, кажется, готовятся, как в апреле, распускаться. И вороны кричат по-весеннему упорно и страстно. Забормотал тетерев, и кто-то в деревне запел на всю округу.

– Назовите опорные слова этого текста.

– Как автор описывает березки? (Такой прием называется олицетворением. Мы видим их живыми: они приготовились спать, как человек.)

– Чувствуем ли мы авторское отношение к описываемому? Каково оно?

– Назовите виды орфограмм, над которыми вы работали. Составьте из слов этого текста словарный диктант (1-й вариант), напишите этот текст с пропущенными буквами и предложите его товарищу для проверки (2-й вариант).

3. Прочитайте стихотворение Д.Кедрина. Определите его тему.

Улетают птицы за море,
Миновало время жатв,
На холодном сером мраморе
Листья желтые лежат.

Солнце спряталось за ситцевой
Занавескою небес,
Черно-бурою лисицею
Под горой улегся лес.

– Какое настроение создает этот текст? Какие слова помогают созданию этого настроения?

– Какие художественные приемы использует автор? (Какой прием использует автор, называя землю серым мрамором, небо – ситцевой занавеской небес?)

– Почему не земля, а серый мрамор? Что изменилось?

(Появилось больше выразительности, эмоциональности.)

– С чем сравнивается лес? Почему именно такое сравнение использует автор?

– Есть ли в этом стихотворении олицетворения? Если есть, то какую роль они выполняют в тексте?

(Природа оживает, словно дышит, она чувствует уход лета и грустит.)

– Какова тема текстов, с которыми вы познакомились на сегодняшнем уроке?

(Осень в стихотворении и в прозе.)

Домашнее задание: сделайте свою словесную зарисовку осени, используя языковые средства выразительности.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru