МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ
Н.А. ЗАЙЦЕВА,
Стабенская средняя школа,
пос. Жуково,
Смоленская обл.
Тема текста
5-й класс
1. Прочитайте запись на доске. Можно ли ее
назвать текстом? Почему? Расположите предложения
в нужной последовательности, чтобы получился
текст. Озаглавьте и запишите его.
Они то косо летели по ветру, то отвесно ложились
в сырую траву. Листья падали дни и ночи. Начался
листопад. Этот дождь лил неделями. Леса моросили
дождем облетевшей листвы.
– Какова тема текста?
– Как связаны предложения в тексте?
(Повтором слов листопад и листья, дождем
и дождь, листья и они.)
– Как по-другому назван листопад?
(Такой прием называется метафорой. Дождь
облетевшей листвы – это метафора.)
– Для чего в этом тексте используется метафора?
(Она делает текст выразительнее, интереснее.)
2. Прочитайте миниатюру М.Пришвина «Осень
улыбается». Какова ее тема?
Такая чудесная погода, какая редко бывает и в
апреле. Березки совсем было облетели и
приготовились спать до весны, а тут, теперь,
кажется, готовятся, как в апреле, распускаться. И
вороны кричат по-весеннему упорно и страстно.
Забормотал тетерев, и кто-то в деревне запел на
всю округу.
– Назовите опорные слова этого текста.
– Как автор описывает березки? (Такой прием
называется олицетворением. Мы видим их
живыми: они приготовились спать, как человек.)
– Чувствуем ли мы авторское отношение к
описываемому? Каково оно?
– Назовите виды орфограмм, над которыми вы
работали. Составьте из слов этого текста
словарный диктант (1-й вариант), напишите этот
текст с пропущенными буквами и предложите его
товарищу для проверки (2-й вариант).
3. Прочитайте стихотворение Д.Кедрина.
Определите его тему.
Улетают птицы за море,
Миновало время жатв,
На холодном сером мраморе
Листья желтые лежат.
Солнце спряталось за ситцевой
Занавескою небес,
Черно-бурою лисицею
Под горой улегся лес.
– Какое настроение создает этот текст? Какие
слова помогают созданию этого настроения?
– Какие художественные приемы использует
автор? (Какой прием использует автор, называя
землю серым мрамором, небо – ситцевой
занавеской небес?)
– Почему не земля, а серый мрамор? Что
изменилось?
(Появилось больше выразительности,
эмоциональности.)
– С чем сравнивается лес? Почему именно такое сравнение
использует автор?
– Есть ли в этом стихотворении олицетворения?
Если есть, то какую роль они выполняют в тексте?
(Природа оживает, словно дышит, она чувствует
уход лета и грустит.)
– Какова тема текстов, с которыми вы
познакомились на сегодняшнем уроке?
(Осень в стихотворении и в прозе.)
Домашнее задание: сделайте свою
словесную зарисовку осени, используя языковые
средства выразительности.
|