Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №2/2005

МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ

М.Н. ПРИКУЛЕ,
г. Чита


Дидактический материал для 5–7-х классов

Тексты можно раздавать учащимся на листах, достаточно одного на парту, или проецировать на доску, маленький текст или отрывок можно продиктовать ученикам для записи в тетрадь. Очень удобно иметь тексты на листах, потому что их можно использовать в разных классах при изучении пунктуации, словообразования, лексики и других тем и возвратиться к известному тексту для нового наблюдения. Анализ языкового материала может быть коллективным или индивидуальным, представлять форму контроля или закрепления, повторения или обобщения.

Текст 1

Доктор возвращался домой. Он ехал по широчайшим асфальтовым улицам, которые были освещены ярче, чем залы, и цепь фонарей бежала над ним высоко в небе. Фонари походили на шары, наполненные ослепительным кипящим молоком. Вокруг фонарей сыпалась, пела и гибла мошкара. Он ехал по набережным, вдоль каменных оград. Там бронзовые львы держали в лапах щиты и высовывали длинные языки. Внизу медленно и густо шла вода, черная и блестящая, как смола. Город опрокидывался в воду, тонул, уплывал и не мог уплыть, только растворялся нежными золотистыми пятнами.

(Ю.Олеша. Три толстяка)

Задания

1. Определите число существительных. Какие грамматические средства выражают значения числа?

2. Найдите однокоренные слова и формы одного и того же слова; в чем их различие?

3. Найдите существительные, называющие несчитаемые предметы, докажите это.

4. Найдите метафоры и сравнения. Какова их роль в тексте?

5. Объясните пунктуацию текста.

6. Определите вид глаголов. Чем объяснить выбор именно этого вида?

Текст 2

Наследник Тутти никак не мог успокоиться. Он обнимал поломанную куклу и рыдал. Кукла имела вид девочки. Она была такого же роста, как и Тутти, – дорогая, искусно сделанная кукла, ничем по виду не отличающаяся от маленькой живой девочки.

(Ю.Олеша. Три толстяка)

Задания

1. Найдите антонимы. Какова их роль в тексте?

2. Зачем автор в маленьком тексте много раз употребляет слова кукла и девочка?

3. Разделите существительные на одушевленные и неодушевленные.

4. Определите залог причастий, объясните их правописание.

5. Объясните правописание не со словами.

Текст 3

Дул сильный ветер, летела пыль, вывески раскачивались и скрежетали, шляпы срывались с головы и катились под колеса прыгающих экипажей.
В одном месте по причине ветра случилось совсем невероятное происшествие: продавец детских шаров был унесен шарами на воздух.
– Ура! Ура! – кричали дети, наблюдая фантастический полет...
Дети всегда завидовали этому продавцу. Зависть – дурное чувство. Но что же делать! Воздушные шары, красные, синие, желтые, казались великолепными. Каждому хотелось иметь такой шар. Продавец имел их целую кучу. Но чудес не бывает! Ни одному мальчику, самому послушному, и ни одной девочке, самой внимательной, продавец ни разу в жизни не подарил ни одного шара: ни красного, ни синего, ни желтого.
Теперь судьба наказала его за черствость. Он летел над городом, повиснув на веревочке, к которой были привязаны шары. Высоко в сверкающем синем небе они походили на волшебную летающую гроздь разноцветного винограда.

(Ю.Олеша. Три толстяка)

Задания

1. Какую роль играют в тексте восклицательные предложения? Почему два из них начинаются с союза но?

2. Найдите в тексте несчитаемые существительные.

3. Какую роль в тексте играет повторяющийся союз ни?

4. Почему сказано: шляпы срывались с головы?

5. Почему в одном абзаце дважды дается одно и то же описание шаров?

6. Найдите однокоренные слова, сделайте их словообразовательный разбор.

7. Объясните случаи постановки тире.

8. Найдите прилагательные-синонимы. Какой эффект они создают?

Текст 4

СЦЕНА РАДИОТЕАТРА

За столом с приборами рядом с режиссером сидит звукооператор. Во время записи он передвигает рычажки, следит за тем, чтобы звук записывался мягко, не слишком громко, но и не слишком тихо, а как раз как надо. Он может переговариваться с режиссером: ни один звук не проникает в студию, так уж все устроено.
Между тем режиссер Роза Марковна говорит музыкантам и артисту:
– Продолжаем запись! Приготовиться! Тишина в студии...

(По М.Гумилевской)

Задания

1. Что может помочь определить, к лицу или лицам какого пола относятся слова режиссер, звукооператор?

2. Какие существительные мужского рода из этого текста образуют словообразовательную пару – слово женского рода, обозначающее лицо женского пола, а какие не образуют?

3. В данных в тексте предложениях определите род существительных, называющих профессию. О лицах какого пола идет речь?

4. Слов какой части речи больше в тексте, почему? Почему в тексте нет прилагательных?

5. Найдите в тексте частицы и определите их роль.

6. Найдите глаголы с безударным личным окончанием, докажите правильность его написания.

Текст 5

ФИМКА С РЕКИ КУМУЖЬЕЙ

Утро выдалось розовое от мороза. Невысокое большое солнце било прямо в окна, высвечивая на них серебряные листья и цветы.
Фимка вылез из теплой постели и босиком прошлепал к окну. Подышав на пушистое стекло, он глянул на улицу: так и есть, проворонил. Отцовы аэросани уже стояли возле правления колхоза...
Фимка на скорую руку умылся, надел малицу, обулся в меховые сапоги-тобурки и вышел на улицу.

(По Ю.Качаеву)

Задания

1. Найдите в тексте эпитеты и метафоры, объясните их роль.

2. Назовите незнакомые слова, встретившиеся вам в тексте. Попробуйте определить их значение. При необходимости воспользуйтесь словарем. Почему автор употребляет эти слова?

3. Подберите синонимы к слову проворонил. Каково его лексическое значение? В текстах какого стиля уместно это слово?

4. Объясните пунктуацию последнего предложения.

5. Что означает выражение на скорую руку? Подберите синонимы и антонимы.

6. Найдите прилагательные и разделите их по разрядам.

Текст 6

Дед Тынерей обрадовался гостям.
– Худо в лесу одному, ой, худо, Миша, – говорил дед Фимкиному отцу, разжигая пузатый самовар. – Старуха моя к сыну в Ленинград уехала, совсем пусто стало. Ленинград – город большой, красивый, только людей маленько много. Не привык я. И на кровати спать надо. Я ночью на пол слезал, утром снова на кровать. Ну, кровать – терпеть можно. А дела нет – как терпеть?
Тынерей посмотрел на свои коричневые, будто из старой коры, руки и покачал головой:
– Руки-ноги работы просят...

(По Ю.Качаеву)

Задания

1. Подберите синонимы к слову худо.

2. Как вы понимаете выражение руки-ноги работы просят?

3. Найдите все ошибки в речи деда Тынерея.

4. Почему в его речи такие короткие предложения? Как характеризует этот монолог рассказчика?

5. Найдите инверсии, объясните их.

6. Найдите в тексте метафоры, объясните их роль.

Текст 7

Распахнулась навстречу и откликнулась под певучими полозьями сумеречная тундра. На сугробах угасали последние отблески солнца...
На другой день звероловы надели лыжи, положили в заплечные мешки куски мерзлого мяса, капканы и отправились в дорогу. Через полчаса ходьбы наткнулись на одинокий волчий след.
Тынерей поставил шесть капканов. Два из них обнесли невысокой изгородью из тонких жердей и в жерди понатыкали еловых лап.
– Волк – животное осторожное и умное, – сказал дед Тынерей. – Он не всегда берет приваду, ежели привада лежит на виду, открыто. Зверь опасается: уж больно легкая добыча, как бы не попасть в беду. Ну а раз мясо от тебя спрятано, как овца в хлеву, стало быть, его можно взять.
Дед Тынерей появлялся в стойбище редко – только в магазин да по большим праздникам. Промышлял он охотой: ловил песцов, ставил петли на зайцев и изредка бил волков.

(По Ю.Качаеву)

Задания

1. Определите число существительных. В каком предложении форма единственного числа не обозначает только один предмет? Что подразумевает автор, употребляя слово в единственном числе?

2. Сколько предметов подразумевается, когда употребляется существительное во множественном числе?

3. Какие стили переплетаются в тексте? Докажите.

4. Найдите сложные слова, определите исходные.

5. Найдите прилагательные и разделите их по разрядам. Какие из них будут являться эпитетами?

6. Определите вид и спряжение глаголов.

7. Определите, в какой части текста глаголы совершенного вида, а в какой – несовершенного.

8. Назовите значения слов распахнулась и откликнулась в этом тексте.

Текст 8

– Землетрясение! – крикнул Паганель.
Географ не ошибся. Это было одно из стихийных бедствий, обычных на гористой границе Чили: в течение четырнадцати лет Копьяно был дважды уничтожен, а Сантьяго разрушен четыре раза.
Горное плато с семью ошеломленными, охваченными ужасом людьми, вцепившимися в росшие кругом лишайники, катилось вниз с быстротой курьерского поезда, то есть пятидесяти миль в час. Нельзя было не только пытаться удержать или задержаться, но даже крикнуть.
Трудно даже представить себе всю мощь этой огромной массы, в миллиарды тонн весом, мчащейся со все возрастающей скоростью под уклон в пятьдесят градусов!
Никто из наших путников не мог определить, сколько времени длилось это неописуемое падение. Никто из них не осмелился бы подумать о том, в какую пропасть предстояло этой громаде свернуться. Никто не мог бы сказать, все ли они еще живы или кто-нибудь лежит распростертый на дне какой-нибудь пропасти. Задыхаясь от быстроты, с которой они неслись, окоченевшие от ледяного ветра, ослепленные снежным вихрем, они едва переводили дыхание, обессиленные, почти безжизненные, и только могучий инстинкт самосохранения заставлял их цепляться за скалы.

(Жюль Верн. Дети капитана Гранта)

Задания

1. Найдите в тексте несклоняемые существительные. Определите их род, число, падеж.

2. Найдите числительные. Определите, какой частью речи является слово дважды.

3. Подумайте: почему три предложения подряд начинаются со слова никто?

4. Найдите глагольные формы совершенного и несовершенного вида. Почему они так распределены по тексту?

5. Как при помощи причастий передано состояние людей во время землетрясения?

6. Какова роль причастий в тексте? Почему их так много? Сделайте их словообразовательный разбор.

7. Определите разряды местоимений.

Текст 9

Четыре дня жители испанского города Гренады не могли понять, что происходит. То и дело на разных улицах без какой-либо причины раздавались резкие полицейские свистки. Но ни нарушителей порядка, ни самих полицейских не было видно. Очень трудно приходилось шоферам: резкие свистки заставляли их без конца останавливаться, хотя никакой вины водители за собой не чувствовали.
На пятый день все выяснилось: полицейским-невидимкой оказался вылетевший из клетки попугай, умевший подражать звукам полицейского свистка.

(Ю.Дмитриев. Как и о чем птицы разговаривают)

Задания

1. Объясните написание не и ни со словами. Подумайте: как изменился бы текст, если бы удалось избежать употребления не и ни?

2. Определите, какой частью речи являются слова полицейский, полицейские, полицейским, полицейских. Докажите, что вы правы. Можно ли назвать их словоформами одного и того же слова?

3. Найдите слова, не имеющие формы множественного числа.

4. Найдите слова, образованные приставочным способом.

5. Разберите по членам предложения последнее предложение.

6. Подберите синонимы к выражению то и дело. Как называются такие выражения?

Текст 10

Если бы ты увидал канарейку в лесу, на ее родине, то даже не поверил бы, что перед тобой знаменитый певец. И голос у этой канарейки совсем не тот, и внешне она скорее похожа на чижика или зеленушку. Вот в таком виде и прибыла канарейка лет четыреста назад в Европу. Может быть, потому, что она была заморской птицей и пользовалась особым почетом, а может быть, потому, что люди угадали талант канарейки, она быстро стала любимой домашней птицей. Канареек стали разводить, а немцы стали выводить новые породы, обучали канареек пению, играя на специальных дудках. И мелодии песен таких канареек отдаленно напоминали немецкие или тирольские песни.
В России тоже стали разводить канареек. Но, в отличие от немецких учителей, русские любители птичьего пения научили канареек особым песням. В них слышались голоса синиц и овсянок, куликов и жаворонков.

Задания

1. Найдите вводные слова и объясните знаки препинания при них.

2. Найдите в тексте синонимы слова канарейка. Как они характеризуют отношение автора к этой птице?

3. Почему слово канарейка в первых четырех предложениях употребляется в единственном числе, а в остальных – во множественном?

4. Подумайте: почему в первом предложении автор прямо обращается к читателю – ты? Что это меняет?

5. Найдите в тексте относительные прилагательные.

6. Слова какой тематической группы составляют основу текста?

7. Найдите производный предлог и объясните его правописание.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru