Я ИДУ НА УРОК
М.П. ШМАКОВА,
школа № 111,
г. Казань
Обособление приложений, относящихся к
именам существительным собственным
8-й класс
Цель: закрепить понятие о приложении,
выяснить, в каких случаях приложение
обособляется, продолжить работу над расширением
кругозора учащихся.
Материал к уроку: портреты Архимеда,
Н.И. Лобачевского.
Запись на доске:
– Архимед (287–212 гг. до н.э.);
– Николай Иванович Лобачевский (1792–1856);
– неевклидова геометрия.
Извес_ный (древне)греческий математик Архимед
р_дился в Сиракузах в 287 году до нашей эры.
ХОД УРОКА
I. Синтаксический разбор.
Предложение необходимо списать с доски,
вставить пропущенные буквы, раскрыть скобки,
расставить знаки препинания, разобрать.
Известный древнегреческий математик Архимед
родился в Сиракузах в 287 году до нашей эры.
II. Фронтальный опрос.
Что такое приложение?
Какое приложение называется
распространенным?
Какое приложение было в этом
предложении?
Где приложение находилось в данном
предложении относительно определяемого слова?
Вывод 1. Если распространенное приложение
стоит перед определяемым словом (именем
собственным), оно не обособляется.
III. Упростим предложение, уберем
распространяющие приложение члены предложения,
запишем:
Математик Архимед родился в Сиракузах.
Вывод 2. Нераспространенное приложение,
относящееся к имени существительному
собственному и стоящее перед ним, не
обособляется.
IV. Поменяем местами приложение и имя
существительное собственное:
Архимед, математик, родился в Сиракузах.
Вывод 3. Если нераспространенное приложение
стоит после определяемого имени
существительного собственного, оно
обособляется.
V. Распространим приложение:
Архимед, известный древнегреческий
математик, родился в Сиракузах.
Вывод 4. Если распространенное приложение
стоит после определяемого имени
существительного собственного, оно
обособляется.
VI. Обобщим:
Если приложение, распространенное или
нераспространенное, относящееся к имени
существительному собственному, стоит перед
определяемым существительным, оно не
обособляется; если стоит после него, то
обособляется.
Известный древнегреческий математик
Архимед...
Математик Архимед...
Архимед, математик, ...
Архимед, известный древнегреческий
математик, ...
VII. Запомните:
а) При сочетании нарицательного имени
существительного, обозначающего возраст,
национальность, профессию и т.д. человека, с
именем собственным приложением является
нарицательное имя (математик Архимед, профессор
Лобачевский).
б) При сочетании нарицательных и собственных
имен неодушевленных предметов важная
информация заключена в приложении (Город Сиракузы
известен миру тем, что в нем родился Архимед).
в) Сказуемое в таком предложении согласуется с
подлежащим, а не с приложением:
Город Сиракузы известен миру...
г) Приложение может присоединяться к
определяемому слову при помощи союзов то
есть, или, как и при помощи слов по имени, по
прозвищу и др.
(Древнегреческий математик и астроном
Архимед наблюдал солнечные и лунные затмения с
помощью полой вращающейся сферы, или планетария.)
VIII. Работа с учебником: с. 143–144 (Бархударов
С.Г., Крючков С.Е., Максимов Л.Ю., Чешко Л.А.
Русский язык. Учебник для 8-го класса
общеобразовательных учреждений).
IX. Закрепление.
Диктант
Во время войны
Архимед возглавил оборону Сиракуз. Его
метательные машины вынудили римлян отказаться
от попытки взять город штурмом, то есть
приступом, и заставили перейти к осаде. Корабли
противника были сожжены на расстоянии с помощью
изобретенных им вогнутых зеркал. Архимедом,
математиком, физиком и механиком, были придуманы
системы рычагов и водоподъемного механизма.
Сочинения Архимеда, автора многочисленных
открытий, изданы на многих языках мира.
(При проверке объясните постановку знаков
препинания.)
X. Творческая работа.
Придумайте и запишите 3–4 предложения с
приложениями, относящимися к имени
существительному собственному. За основу
возьмите следующий материал:
Николай Иванович Лобачевский родился в Нижнем
Новгороде, учился в Казани (в гимназии и
университете). Профессор, ректор Казанского
университета, создатель неевклидовой геометрии.
(Справка для учителя. Императорский
Казанский университет был основан 200 лет назад, в
1804 году, императором Александром I. Здесь учились
С.Аксаков, Н.Лобачевский, Л.Толстой и др.)
XI. Подведение итогов.
Домашнее задание. Используя имена друзей,
знакомых, учителей, придумайте 4 предложения с
приложениями, относящимися к имени
существительному (или упр. № 305, 306, с. 144–145).
|