Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №2/2005

Я ИДУ НА УРОК

Н.М. Рухленко, хорошо известный нашим читателям автор, предлагает сегодня очень интересный материал, который нельзя расценивать как бесспорный. Дело в том, что в существующей традиции нет четкой системы разграничения семантики присоединения, синтаксических присоединительных конструкций и стилистического приема парцелляции. Поэтому богатая коллекция примеров, собранная Н.М. Рухленко, – это повод для серьезного разговора с думающими старшеклассниками.

С.Е.

Н.М. РУХЛЕНКО,
С.Орлик,
Белгородская обл.


Присоединительные конструкции

11-й класс

Цели урока: раскрыть роль присоединительных конструкций в речи, выявить их экспрессивно-стилистические возможности, побудить учеников к активному и творческому использованию присоединительных конструкций в устной и письменной речи.

ХОД УРОКА

Учитель. В современном русском языке существуют такие понятия, как присоединение, присоединительная связь, присоединительные союзы, присоединительные конструкции. Сегодняшний урок как раз и будет посвящен присоединительным конструкциям. Присоединение – особый грамматико-стилистический прием, который связан с тенденцией к экономии речевых средств при большой информативной насыщенности. Присоединительные конструкции широко распространены в устной речи. Обычно они возникают в сознании не одновременно с основной мыслью, а лишь после того, как она высказана; как дополнительные сообщения, пояснения их приходится посредством присоединительной связи добавлять к основному высказыванию. Как писал Л.В. Щерба, «второй элемент появляется в сознании лишь после первого или во время его высказывания». Присоединения все шире проникают и в книжную речь – в язык художественной литературы, публицистические и научно-популярные статьи, газеты. Добавочный, уточняющий характер присоединений, их расположение после основного высказывания дает возможность актуализировать наиболее важное для автора положение. Можно также сказать, что присоединение – это один из видов синтаксической связи. Обратите внимание на доску. Прочитайте примеры. Укажите присоединительные конструкции.

В комнате грянул марш. Походный марш. Такой добрый, веселый. С такими форшлагами, трелями. Из-за той же неподвижной шторки. (К.Федин)

У обоих было любимое место в саду: скамья под старым широким кленом. И теперь сели на эту скамью. (А.Чехов)

Я поклялся не говорить ни слова – из любопытства. (Л.Толстой)

Было даже страшно, иногда. (М.Горький)

Задания

1. Какое место по отношению к основному высказыванию занимает присоединительная конструкция? (Присоединение всегда следует за основным высказыванием.)

2. Понаблюдайте за интонацией, с которой произносятся присоединительные конструкции. (После основного высказывания следует присоединительная пауза, отмечается понижение голоса. Назначение паузы – подготовить к восприятию присоединяемого элемента.)

3. Установите отличие присоединительной связи от сочинительной и подчинительной. (При сочинении сочетаются относительно равноправные, однородные в синтаксическом отношении элементы высказывания, при подчинении один из элементов зависит от другого, но в обоих случаях элементы высказывания «присутствуют в сознании, хотя бы в смутном виде, уже при самом начале высказывания» (Щерба Л.В. О частях речи в русском языке. Избранные работы по русскому языку. М., 1957. С. 80). Присоединения же являются как бы добавочным суждением, уточнением, пояснением, развитием ранее высказанной мысли. Своеобразная интонация присоединения создает прерывистость речи, что также отличает данные конструкции от предложений с сочинением и подчинением, характеризующихся относительной плавностью.)

4. Каким бывает присоединение по средствам связи с основным предложением? (Бессоюзным и союзным.)

5. Что собой представляют присоединительные конструкции: слово, словосочетание, предложение? (Присоединение может быть словом, словосочетанием, предложением.)

6. К чему относятся присоединительные конструкции: к определенному слову или словосочетанию в основном высказывании или ко всему высказыванию? (Присоединение может относиться как к определенному слову, словосочетанию, так и ко всему высказыванию. При этом вместе с основным высказыванием присоединительные конструкции образуют синтаксическое целое, в котором вторая часть грамматически и по смыслу связана с первой, уточняя и поясняя ее. Отрываясь от основного высказывания, присоединительные конструкции получают особую смысловую нагрузку.)

Учитель. Как вы считаете, какие присоединительные конструкции – бессоюзные или союзные – более тесно связаны с основным высказыванием? Почему?

Ученик. Бессоюзные присоединительные конструкции более тесно, чем союзные, связаны с основным предложением, так как без основного предложения присоединяемая часть непонятна и грамматически несамостоятельна. Основным средством связи при бессоюзном присоединении является особая присоединительная интонация и пауза.

Учитель. Обратимся к следующим примерам.

1. Ну, вот видите. И чемоданы, вещи ваши нашлись. Рубашки, костюмы, часы-будильник. (К.Симонов)

2. Река ошалела от весеннего напора воды. Клокотала. Бурлила. Требовала простора. (В.Бочарников)

3. У Елены беда тут стряслась. Большая. (Ф.Панфёров)

4. Энтузиазм австралийских фермеров столь велик, что верблюд в недалеком будущем может стать символом Австралии. Вместо кенгуру. (Из газет)

5. Ловить следует, молодой человек, на одну удочку. Для душевного равновесия. (К.Паустовский)

6. Услышав это, я так и ахнул. Про себя, конечно. (Э.Кренкель)

7. И вдруг ей захотелось говорить. Про жизнь свою. Про тайные желанья. (В.Торопыгин)

8. Давайте не будем уродовать наш великий, могучий и свободный русский язык. Ни устно, ни письменно. (Из газет)

9. Потом из камышей выплыла утка. Нарядная, разноцветная и большая. Очень большая. (А.Яшин)

Учитель. Что вы можете сказать о структуре бессоюзных присоединительных конструкций?

Ученик. Структурно бессоюзная присоединительная конструкция представляет собой вынесенный за пределы основного высказывания какой-либо член – главный или второстепенный.

Учитель. В данных примерах определите, каким членом предложения является присоединительная конструкция.

Ученик. 1-й пример – подлежащее, 2-й пример – сказуемое, 3-й и 9-й примеры – определения, 4-й и 7-й примеры – дополнения, 5-й, 6-й и 8-й примеры – обстоятельства.

Учитель. Наряду с бессоюзными в языке существуют союзные присоединительные конструкции. Что представляют собой в структурном плане бессоюзные присоединительные конструкции, вы уже установили. А теперь мы проанализируем следующие примеры и скажем, какими могут быть в структурном отношении союзные присоединительные конструкции.

1. Высунул я сверху голову и вижу, что подымаются ко мне наверх трое белых. А пропадать страсть как было неохота. (А.Гайдар)

2. Уряднику за всем не углядеть, да урядник и не понимает того, что я понимаю. (А.Чехов)

3. Ну, и еще такая деталь: считаю тебя товарищем. Которого рад видеть и по поводу, и без повода. (Н.Почивалин)

4. У радиста был хороший вкус. И хорошая рука. (Б.Горбатов)

5. Вы не знаете, как я стремилась сюда. И боялась. (В.Панова)

6. Жизнь своя, особенная была и у нас, хоть какая-нибудь, да все же была, и не одна отрицательная, а внутренняя. (Ф.Достоевский)

7. Так думалось Нежданову, и он сам не подозревал, сколько было правды – и неправды – в его думах. (И.Тургенев)

8. Писали в газетах о нас... И очень резко, знаете. (М.Горький)

Ученик. В отличие от бессоюзных присоединительных конструкций, представляющих собой какой-либо главный или второстепенный член предложения, союзные присоединительные конструкции могут быть как тем или иным членом предложения, так и предложением – простым или сложным. В примерах 1–3 присоединение представляет предложение (1 – простое предложение, 2 – сложное предложение, 3 – придаточная часть сложного предложения), в примерах 4–8 – отдельный – главный или второстепенный – член предложения (4 – подлежащее, 5 – сказуемое, 6 – определение, 7 – дополнение, 8 – обстоятельство).

Учитель. Какое присоединение находится в большей зависимости от основного высказывания: присоединение, представляющее собой какой-нибудь член предложения, или присоединение, являющееся предложением?

Ученик. В большей зависимости от основного высказывания находится присоединение, представляющее собой какой-либо член предложения, в меньшей – предложение.

Учитель. Дадим лингвистический комментарий к следующим примерам. Установите, какое значение придает высказыванию тот или иной союз.

В школе снижают балл за безграмотность в письменной работе по физике совершенно так же, как за безграмотность в сочинении по литературе. И справедливо, иначе школьник не выучится грамоте. (К.Федин) Большую наблюдательность, цепкую память надо иметь, чтобы дать точный портрет зверя или птицы, и не просто портрет, а живую картину, с повадками и образом жизни четвероногих и крылатых героев. (В.Песков)

Присоединительные конструкции с союзом и развивают мысль основного высказывания, дополняя, уточняя ее. Повторяющееся в присоединительной конструкции слово основного сообщения подчеркивает присоединительный характер сообщения, выделяет главную мысль предложения.

И они оба очень удивились бы, ежели бы кто-нибудь сказал им, что они друзья. А они были друзья, сами того не зная. (Л.Толстой) Сообщалось в письме, что у Кирилла Макурина корова пошла за восемь, а изба описана за двенадцать целковых. А у Батюшкина старуху увели в уездный земский суд за неосторожное слово. А у Маточкиных дочь Феонию, заголя тело, несмотря что невеста, постегали маленько крыжовником за причиненные обиды стражнику Ломоносову. (Л.Леонов) Базаров провел носком сапога черту по земле. – Вот и барьер. А кстати: на сколько шагов каждому из нас от барьера отойти? (И.Тургенев) Вот в это самое время жил-был губернатор, который многому не верил, во что другие, по простоте, верили. А главное – не понимал, для какой причины губернаторская должность учреждена. (М.Салтыков-Щедрин)

Союз а, употребленный в присоединительной функции, имеет разговорный характер. Присоединительная конструкция с союзом а содержит сообщение, которое продолжает, развивает мысль предшествующего предложения. Цепочечные присоединения с союзом а придают повествованию ритмичность, выразительность. При помощи слов кстати, главное и др., указывающих на характер уточнения высказанной ранее мысли (ограничение, распространение, мотивировка), усиливается присоединительное значение союза а.

Тяжелый знойный воздух словно замер; горячее лицо искало ветра, да ветра-то и не было. (М.Тургенев) Бедной Наденьке больше уже негде слышать тех слов, да и некому произносить. их. (А.Чехов)

Союзы да, да и имеют разговорный оттенок.

Когда сойдутся немцы или англичане, то говорят о ценах на шерсть, об урожае, о своих личных делах; но почему-то когда сходимся мы, русские, то говорим только о женщинах и высоких материях. Но главное – о женщинах. (А.Чехов)

Союз но сохраняет свое основное противительное значение.

– Я вот, когда одна и тихо... все плакать хочу... Или петь. (М.Горький) И тут правомерно сопоставить Шаляпина с такими художниками, как великий пианист Ферручо Бузони, который привносил свои представления в трактовку Баха, Моцарта, Бетховена, Листа, Шопена. Или со скрипачом Эженом Изаи. Или с пианистом Леопольдом Годовским. (И.Андроников)

Союзом или присоединяются сообщения с оттенком выбора, уточнения.

Силы красных оказались разбросанными, что было недопустимо в такую топь и бездорожье. (А.Н. Толстой)

При помощи союзного слова что присоединяются сообщения со значением вывода, заключения, дополнительного замечания.

Хорошо, я дам тебе опиуму, только нарисуй мне красавицу. Чтоб хорошая была красавица. Чтобы брови были черные и очи большие, как маслины. (М.Горький)

Присоединительные конструкции с союзом чтобы содержат добавочные сообщения пояснительно-целевого значения.

Неизбежно отшумят и забудутся дискуссии о старомодности театра и примате современных искусств кино и телевидения, а театр останется театром. Потому что никогда не пропадет в человеке потребность непосредственного восприятия творческого процесса. (Из газет)

Союзом потому что присоединяются сообщения причинно-пояснительного характера.

– Как там ни философствуй, а одиночество – страшная штука, голубчик мой... Хотя, в сущности, конечно, решительно все равно! (А.Чехов)

Уступительный союз хотя (хоть) также может вводить присоединительную конструкцию.

– И ты нравишься мне. Ибо ты в меру умен и в меру глуп; в меру – добр и в меру – зол; в меру честен и подл. (М.Горький)

Союз ибо в присоединительном значении придает повествованию возвышенный, приподнятый тон. Присоединительные конструкции с союзом ибо содержат обоснование предшествующего высказывания.

Учитель. Прочитайте следующую группу предложений. Охарактеризуйте синтаксические скрепы присоединительных конструкций.

1. Опустеет город. Точно его колпаком накроют. (А.Чехов)

2. Ходит-то, сукин сын! Будто всей земле хозяин! Будто по своему куреню идет! (М.Шолохов)

3. Я говорю ясно. Как на присяге. (К.Федин)

4. Вот вы, например, едете на волго-донское строительство. Очевидно, вы будете писать о нем? – Да. Если решусь. (К.Паустовский)

5. В Киеве он прожил целых двенадцать лет. Оттого он так хорошо говорит по-русски. (И.Тургенев)

6. Что мне говорить. Я его знаю. Притом у меня сегодня голова болит. (И.Тургенев)

7. Присмотритесь, выберите себе дело по вкусу, и я обещаю учесть ваши склонности. Кстати, этих склонностей пока мы не знаем. (С.Антонов)

Ученик. В присоединительной функции могут выступать, как видно из примеров, сравнительные союзы (точно, будто, как), условные союзы (если), наречия (оттого, притом), вводные слова (кстати).

Учитель. Каковы же стилистические возможности присоединительных конструкций? Разобраться в этом нам помогут следующие примеры.

1. Оказывается, в шкафу случайно нашлись елочные свечи. Короткие, разноцветные, похожие на отточенные цветные карандаши. (Ю.Яковлев)

2. Я увидел маму. У колодца, с запотевшими ведрами. В соломенных лучах солнца. (Ю.Яковлев)

3. Люди разных вкусов и поколений, любящие разную музыку, разные жанры, исполнителей разных, единодушны в оценке Шаляпина. Доступно. Смело. Глубоко. Сложно. Разнообразно. (Из газет)

4. Сейчас в школах, техникумах стало модно ходить в туристские походы. Пешком. На лыжах. Велосипедах. В лодках. В каникулы и на воскресенье. С ночевкой и без. (Из газет)

5. Я взял в руки тяжелое холодное ведро, медленно поднес его к губам и вдруг увидел себя мальчишкой. Нескладным, неосторожным, со ссадиной на лбу, с облупившимся носом. (Ю.Яковлев)

6. У Нагульного жил, как-то неудобно там... Что зашить – это я сам, и стирал как-то тоже сам. А так вообще я еще с приезда не мылся, это факт. И фуфайка тоже... Мыла тут нет в ларьке... А квартира ничего, детей нет, можно без помехи читать и вообще. (М.Шолохов)

7. Нет, не вижу, тут, кроме доктора да лекарств, еще что-то надо. Может, еще посильнее, чем доктора. Слово какое-то, чтоб ухватился он за него. Как слепой за палку. (Н.Почивалин)

8. Едешь, едешь, не перестает эта вечная лесная молвь, и начинает сердце ныть понемногу, и хочется человеку выйти поскорей на простор, на свет, хочется ему вздохнуть полной грудью – и давит его эта пахучая сырость и гниль... (И.Тургенев)

9. Купаюсь в речке, бегаю на лыжах, люблю цветы. И пчел. И звезды в небе. (В.Солоухин)

10. Я слышал и думал, что все это неправда. И вовсе не наш. И еще нет осени. И нету здесь никаких долин, а есть только овражки да березовые и дубовые колки. (В.Лукашевич)

11. Он музыкален. Он «танцует» то, что играет. Танцует руками. Головой. Губами. Всем телом. (Е.Дорош)

12. Доктора. Сейчас же. Ко мне, в кабинет. (К.Федин)

13. – Я желаю! – сказал он, сильно дергая губами. – Как изменника! Своей рукой! Этого подлеца! (М.Бубеннов)

14. А рядом высится пустующий замок Каспара, который давно обещали отдать пионерам, да вот никак не могут расколдовать его. – А вы бы Хоттабыча пригласили, – посоветовал я. Оказывается, приглашали. Прилетал из Москвы. На Ил-18. Прямым рейсом. (Из газет)

15. В два дня переломилось лето. А какое оно было золотое!.. Сразу похолодало. Повеяло в окна студеным севером... А сад уже прощальный, осенний. Дожди, туманы, пасмур. А цветы цветут. Уже приятны горячие батареи, затопленный камин, тепло и сухость в доме. А за окном клочья тумана. Медно-красные листья винограда, потемневшие от влаги сосны. Осень... Потемнели от дождя милые мои сосны, все стоят так же они в круговой охране, но вместе с летом отлетает и спокойствие. Тревоги, тревоги, печали. И боль в сердце... Снова на пороге болезнь с невозможностью двигаться, действовать. А как много могла бы я и как я хочу много сделать... Нет цветов. Только табак держится, не сдаваясь. Да крупные желтые ромашки не признают заморозков. Но день золот, тих, полон паутинок и чуть слышного журчания осенней опали. (Г.Николаева)

Ученик. Присоединительные конструкции позволяют дать предельно емкую, сжатую характеристику предмета, явления, конкретизировать и оценить предшествующее высказывание, внести те или иные детали, подробности в описание обстановки (примеры 1–4). Присоединения – эффективное средство выделения детали портрета, характера (пример 5). Это удобная форма выражения тончайших оттенков переживаний, размышлений, воспоминаний, с помощью присоединений можно описать физическое и психологическое состояние человека (пример 15). Цепочки присоединительных конструкций (примеры 6–13) придают повествованию то напряженность, то ритмичность, то плавность, то отрывистость. Особенно выразительны короткие бессоюзные присоединительные конструкции. Иногда присоединительные конструкции противоречат основному высказыванию или создают неожиданный переход от одной тональности к другой, этим самым подчеркивается комизм ситуации, положения и т.д. (пример 14).

Учитель. Хорошо, ребята. Мы увидели, что присоединения несут большую смысловую и экспрессивную нагрузку. А сейчас придумайте несколько примеров, включающих присоединительные конструкции. Постарайтесь этими примерами убедить нас в том, что присоединительные конструкции играют в речи большую роль (ученики выполняют задание).

Учитель. Попробуем самостоятельно проанализировать следующие примеры. Алгоритм ответа составьте на основе изученных на уроке теоретических сведений.

1. Говорили, что Ильину везет. И действительно, все у него получалось удивительно вовремя и складно. (В.Каверин)

2. А ведь он, Лиза, наш земляк. Тоже волжанин. (Е.Ильина)

3. Я у них одиннадцать лет живу. Как своя. (А.Чехов)

4. Смотрю, в одиннадцатой роте сигналы учат. Хором. (А.Куприн)

5. Я бы хотела, чтоб осталось хоть крылышко. Для меня. (Г.Николаева)

6. В любом случае обращайся ко мне. В любую минуту. (А.Чаковский)

7. Что тут прикажешь делать скульптору, да еще плохому. (И.Тургенев)

8. Ждали малоснежную зиму. И не угадали. (А.Чаковский)

9. Не зря ли приехали-то? Да еще с узлами, с чемоданами. (А.Коптяева)

10. Все были в большом смущении, особенно моя мать. (А.Герцен)

Затем учитель подводит итог урока, выставляет оценки. В качестве домашнего задания ученикам предлагается написать сочинение на свободную тему, включающее присоединительные конструкции.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru