Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №3/2005

МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ

C.М. БОНДАРЕНКО,
г. Москва


Ударим по безударным гласным!

Много лет назад мы провели в нескольких московских школах несложную проверочную работу: всем ученикам от второго и до выпускного класса включительно предлагалось подобрать проверочные слова к следующим:

землетрясение, громоздкий, взволнованный, безмолвствовать, ожидание, безучастный, проявление, необъяснимый, укоренившийся, застреливший, необходимость, неприспособленный, бездоказательный.

Результат оказался впечатляющим. Работ со стопроцентным попаданием почти не было не только в младших и средних классах, но и в выпускных. Во многих работах часть проверочных слов была либо не подобрана вовсе, либо подобрана ошибочно.

Хотя правило о проверке безударных гласных и сомнительных согласных знакомо школьникам с первых классов, эти «первоклассные» ошибки сопровождают их на протяжении всей школьной жизни. Для этого есть ряд серьезных причин. 80% орфограмм в русском языке проверяются подстановкой проверочного слова. Этим же способом проверяются и согласные в слабой позиции, и слова, о которых надо решить, слитно или раздельно они пишутся с частицей не. А для этого необходимо быстро (по ходу письма – молниеносно) найти в памяти нужное проверочное слово. А быстрое появление нужного слова в памяти – совсем не простое дело. Недаром в одной из старых песен пелось:

Я сказал тебе не все слова,
Растерял я их на полпути.
Я сказал тебе не все слова:
Их так трудно найти.

Быстро найти нужное слово трудно бывает не только детям, но и нам с вами. Попробуйте, например, вспомнить, какие русские слова кончаются на зо. Сколько неподходящих, а то и вовсе изуродованных слов всплывет в вашем сознании, прежде чем появятся нужные, такие простые и хорошо знакомые пузо и железо.

Школьнику вспоминать нужные слова труднее, чем нам с вами. Активный словарный запас у детей ограничен, и они часто не могут вспомнить с учебной целью слова, которыми свободно пользуются в повседневной речи.

В сравнительно небольшом диктанте (100–110 слов) может быть около 35 случаев, требующих проверки подстановкой родственного слова. Если для этого нужны раздумья над каждым словом, то успеть произвести все нужные проверки просто невозможно. Из-за этого возникают ошибки даже в тех случаях, когда школьники могут правильно проверить слово.

Чем старше школьник, тем больше в его письменную речь входят слова, которые даже и не в спешке проверить нелегко, например, такие, как впечатление, воплощение, отрицательный.

Нередки и ошибки в подборе проверочного слова из-за непонимания смысла слов проверяемых. Так, нередко дети пытаются проверить слово честолюбивый словом чистый, искренне считая, что честолюбивый – это любящий чистоту. Слово слезливый пытаются проверить словом слизь. Слова посвящение и просвещение безнадежно путаются.

Для быстрого включения нужного слова в работу надо иметь в активном словарном запасе целое семейство «родственников» этого слова, а родство иногда бывает очень дальним и трудноуловимым. Далеко не каждый школьник сумеет проверить слово взволнованный словом волны, а слово раздражение – словом дразнит. Даже такие слова, как ожидание или сожаление, вызывают трудности.

А ведь проверочные слова должны возникать в сознании молниеносно, со скоростью письма или даже с опережением.

Важнейшие характеристики памяти – быстрота запоминания, прочность сохранения и легкость припоминания. Вместе с тем неумение вспомнить – одна из основных причин трудностей в работе школьников. «Знаю, но не помню». «В голове есть, а вспомнить не могу» – такие ответы нередко приходится слышать от школьников.

Человек, знающий много, но не умеющий в нужный момент быстро вспомнить, подобен, по образному выражению одного из ученых, полководцу без войска или живописцу без красок.

А писатель-фантаст А.Азимов так описал человека с хорошей способностью вспоминать: «Он заметил, что нужные сведения выскакивают по первому зову, трепеща от готовности служить».

Это свойство психологи называют готовностью памяти.

Готовность памяти – одна из основ успешности любой человеческой деятельности, основа того, что в обиходе принято называть находчивостью, смекалкой, сообразительностью.

Развивая у школьников умение быстро и точно находить проверочные слова, мы одновременно развиваем не только орфографическую грамотность, но и эти замечательные общеинтеллектуальные умения.

Школьники чувствуют это. На одном из занятий, где часть урока была посвящена быстрому поиску проверочных слов в памяти, учитель спросил: «Как вы думаете, для чего мы этим занимаемся?». И получил от одного из учеников ответ: «Для ускорения соображалки».

«Ускорение соображалки» поддается тренировке, если эта тренировка проводится постоянно и систематически. В ходе такой тренировки развивается способность устанавливать смысловые ассоциации между словами, быстро находить корни и учитывать чередования в них. Совершенствуется процесс наплыва слов – один из основных механизмов создания самостоятельной устной и письменной речи. И, безусловно, это эффективный способ повышения орфографической грамотности.

Много лет назад мы с учительницей Р.Я. Медведевой провели экспериментальное обучение под условным названием «Игра в словесный мячик». Работа проводилась с пятого по седьмой класс.

Эта игра – своеобразная интеллектуальная разминка в начале каждого урока. Учитель «бросает» классу слово, нуждающееся в проверке, а класс должен его «отбить», быстро и точно назвав проверочное слово. Например, учитель говорит напряжение, а класс должен ответить напрягся. Учитель – приспособление, а класс – способ. Слов может быть 10–15, а может быть и больше, в зависимости от быстроты реакции класса. Такое начало урока выигрышно в организационном отношении: школьники сразу же втягиваются в активную работу. К этому занятию они относятся с удовольствием и воспринимают его как интересную интеллектуальную игру. Когда в ходе работы обнаруживается непонимание какого-то слова, учитель получает возможность оперативно преодолеть эту трудность.

Самые трудные из проверенных слов, как показал опыт, имеет смысл использовать для словарных диктантов или для придумывания собственных предложений, включающих какие-либо сочетания этих слов.

В течение всего учебного года в классах Р.Я. Медведевой ежемесячно проводились проверочные диктанты. Количество ошибок на безударные гласные каждый месяц заметно уменьшалось.

Практика индивидуальных занятий показывает, что после того как проверено несколько сотен слов, эти ошибки исчезают совсем.

Подбирая обоймы слов для проверки, имеет смысл повторять те же корни в словах с другими суффиксами и приставками.

Эту работу целесообразно проводить не только в среднем звене, но и в старшем: «ускорять соображалку» необходимо всем.

Приводим несколько наборов слов для игры «Словесный мячик» (см. также стр.15).

Оживленный, бесконечность, невыносимый, выстрелить, трясущийся, проникновенный, освещение, посвящение, раскачаться, смеющийся, громоподобный, заполнявший, присягнувший.

* * *

Переправляться, потрясающий, предусмотрительный, взволнованный, разъяренный, отягощенный, оглавление, неуязвимый, устрашение, успеваемость, заполняющий, охранительный, основательный, прикатившийся.

Возможны и другие виды работы, развивающие способность проверять слова. Например, такие.

Задание

В каждой группе слов найдите такие, которые нельзя проверить постановкой сомнительной гласной в сильную позицию. Трудные для вас слова выписывайте и запоминайте.

1. Протяженность, безмятежность, травоядный, предусмотрительность, кораблекрушение, кровопролитие.

2. Полнолуние, багровый, поплавок, жемчужина, жизнерадостный, балалайка, укротитель, безобразие, безоговорочно, топорный.

3. Бесконечность, берлога, неизъяснимый, живописец, балетный, многоопытный, несравненный, скороспелый, ватага.

4. Престарелый, ослепительный, компания, водохранилище, вокальный, возражение, приближение, доброжелательный.

5. Кратковременный, волшебный, укоренившийся, развлечение, воплощенный, ворчание, основательный, скороспелый.

Ответ

1. Безмятежность, кораблекрушение. 2. Багровый, балалайка, топорный. 3. Берлога, балетный, ватага. 4. Компания, вокальный, возражение. 5. Волшебный, ворчание.

* * *

1. Впечатление, просветитель, преподавание, посвящение, восторженный, жизнерадостный, отличительный, газета.

2. Развлечение, гармонист, отдаленный, выдающийся, глагол, гитара, краснощекий, отречение, заграждение.

3. Бессодержательный, горизонт, безотносительно, очередь, огорчение, оросительный, наслаждение, гравюра.

4. Натощак, громадный, роскошный, пригодившийся, дебют, утешение, стесняющийся, взволнованный.

5. Декорация, сотворение, пересадить, ознаменовать, детальный, дразнящий, сумерки, предсказание, дирекция.

Ответ

1. Впечатление, восторженный, газета. 2. Гармонист, глагол, гитара. 3. Горизонт, очередь, гравюра. 4. Громадный, дебют. 5. Декорация, детальный, дирекция.

Возможно и такое задание, как предложить учащимся самим составлять наборы слов для проверки и создавать «в складчину» материал для общей работы в классе.

Диктант с предварительной подготовкой

Выпишите из текста слова, которые не поддаются проверке ударением, и сделайте все, чтобы их запомнить.

ПЕРВЫЙ ПЛАНЕТАРИЙ

Знаменитый древнеримский оратор и писатель Цицерон, живший около двух тысяч лет назад, упоминал, что он сам видел удивительное устройство, которое изобрел не кто иной, как Архимед. Архимед устроил вращающуюся полую сферу, на которой Солнце, Луна и пять планет двигались с различными периодами обращения. Пораженный совершенством изобретения, Цицерон, которому показали планетарий в действии, писал, что он видел, как с каждым оборотом Луна поднимается над земным горизонтом вслед за Солнцем. Он увидел и затмение Солнца, когда Луна попадала в теневой конус Земли. Прошло почти два тысячелетия, когда вновь был «изобретен» планетарий, правда, более совершенный, чем тот, который видел Цицерон. Пальма же первенства остается за Архимедом.

Изложение с предварительной подготовкой

Выпишите из текста слова, которые нельзя проверить ударением. Запомните их. Потом перечитайте текст несколько раз и напишите по нему изложение.

Один чернокожий заключенный, приговоренный к пожизненной каторге, был отправлен на корабле из Марселя на остров Дьявола. Когда пароход вышел из Марселя в открытое море, на нем неожиданно вспыхнул пожар. С заключенного сняли наручники, и он благодаря своей необычайной силе сумел спасти многих пассажиров корабля. Позднее за этот героический поступок его амнистировали. Если бы на набережной Марселя его спросили, видит ли он хоть какой-нибудь смысл в своей оставшейся жизни, он бы наверняка ответил отрицательно. Никто не может знать, что готовит ему жизнь, какие падения и взлеты ожидают его.

(В.Франкл. Человек в поисках смысла)

Наборы для игры в «словесный мячик»

1

Дворянство, освещение, прижимать, завитушка, оттеснить, оглядеться, отделиться, недвижимый, направлять, скоростной, достигать, распространять, съезжаться, горячиться.

Ободрять, освежить, отвергать, постигать, перекричать, ускользнуть, управляться, толковать, сознавать, перехватить, возглавлять, разрядить, распластать, пощадить, притеснение, разговаривать, накаленный, тропинка, расцветать, возвращаться, прислониться, покоряться, приближаться, огорчаться.

2

Поспешить, пролететь, легкомысленный, поглощение, размотать, перетаскать, завязший, тяготение, светлица, пестрота, рябина, насорить, скользить, стонать, посинеть, просмолить, прослезиться, обязательство, угрожающий, погостить, оглянуться, дождливый, добросовестный, благодарный, сожаление.

Спешащий, летающий, облегченный, проглотить, перемотавший, протащить, перевязать, протяжение, рассветает, запестрило, зарябило, засорение, поскользнуться, застонавший, синеющий, смолянистый, слезящийся, обязательный, грозовой, угощение, загляденье, дождевик, добровольный, благородный, пожалеть.

3

Пожелтевший, пожилой, прокормить, перековать, перекопать, коренной, линейка, лечить, ласкающий, поместить, нормальный, оробеть, оросительный, строчить, садовод, затемнение, течение, чистота, честолюбие, шептун, извещать, опасение, подразделение, деловой, угадать.

Желток, жилец, кормление, подковать, раскопавший, корневище, разлиновать, извлечение, приласкать, помещение, нормировщик, робеющий, орошение, строчащий, рассадить, темнота, утекающий, чистоплотный, честолюбивый, шептавший, оповестить, опасение, отделиться, безделушка, загадавший.

Продолжение следует

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru