МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ
О.М. ЧУПАШЕВА,
Мурманский государственный
педагогический университет
Лингвистические задачи по синтаксису
Старшеклассникам
№ 1. Известно,
что предложение существует в том случае, если
конструкция имеет грамматическую основу.
Определите, являются ли предложениями
выделенные жирным шрифтом конструкции.
Аргументируйте свой ответ.
1) «Давай! Давай! Жми!» – кричат
болельщики Сергею, вырвавшемуся на финишную
прямую. 2) Прощай! Прощай! Со лба сотру
воспоминания... (Б.Ахмадулина) 3) Вы просите
песен, их нет у меня. (С.Макаров) 4) – У вас
ватрушки на обед? – Нет. 5) О, одиночество,
как твой характер крут! (Б.Ахмадулина) 6) Трава
– под конскою подковой, Душа – в коробке
костяной. (А.Тарковский) 7) О, чудесный
далекий день! Я его снова вижу... (И.Шмелев) 8) Февраль.
Достать чернил и плакать. (Б.Пастернак)
№ 2. Всегда ли совпадает
количество слов и членов в предложении? Вот
материал для размышлений. Служебные слова, как
незнаменательные, отдельно не считайте.
1) Наша Татьяна пошла в гору: получила
повышение по службе. 2) Улица пошла в гору и
потерялась вдали. 3) Сюда может прийти кто угодно.
4) Я купила в булочной две булки. 5) Нам хватило на
обед и двух булок. 6) Отец с матерью любили читать
вечерами. 7) Отец с матерью любил читать вечерами.
№ 3. Не секрет, что члены
предложения могут быть выражены не только словом
(точнее, словоформой), но и устойчивым сочетанием.
Устойчивые сочетания могут быть фразеологизмами
или синтаксически нечленимыми. Найдите
сказуемые в приведенных ниже предложениях. Чем
они выражены? К какому типу они относятся?
1) Это не имеет никакого отношения к
критике Рафаэля. (Е.Богат) 2) В Африке большие
злые крокодилы Будут вас кусать, Бить и обижать. (К.Чуковский)
3) Манера преподносить материал имеет большое
значение для успеха выступления. (Р.Баландин)
4) Стало быть, имела я удовольствие – на четвертом
ярусе Большого театра почти все прослушать и
пересмотреть. (Из газеты) 5) Академик
Королев навсегда вошел в историю отечественной
космической науки. 6) Хотелось бы мне
продемонстрировать эстетическую и нравственную
силу памяти на примере поэзии А.С. Пушкина. (Д.Лихачев)
7) Сейчас – тепло. (Б.Ахмадулина) 8) Брат
работает на компьютере. 9) Брат работает
водителем. 10) Будут ужин и гитара, и слова под
старину. Я вам буду за швейцара – вашу шубу
отряхну. (Б.Окуджава) 11) Березы, вкрадчиво
шумящие вокруг, учили сочетать со звуком точный
звук. (В.Набоков) 12) Мой парнишка тихий,
смирный, мухи не обидит. (В.Козлов)
№ 4. Предложения по количеству
грамматических основ делятся на простые и
сложные. Простыми или сложными являются
приведенные ниже предложения? Почему вы так
считаете?
1) Азбуку учат – во всю избу кричат. 2) И
в ус не дует, и ухом не ведет. 3) Глаза даны, чтобы
видеть. 4) Дым Отечества лучше, чем огонь на
чужбине. 5) Где молодость, там и песня. 6) Кто
плачет, а кто скачет. (Пословицы)
№ 5. Иногда к бессоюзным относят
предложения типа Подуй крепкий ветер – листья
умчатся. (И.Сельвинский) Вы согласны с этим?
Аргументируйте свой ответ.
К союзным или бессоюзным вы отнесете
такие предложения:
1) Засунуть руки в карманы было
невозможно: такие они были узкие. (А.Тарковский)
2) Не успел он закончить доклад – сразу
посыпались вопросы. 3) В народе не любят рвачей –
это верно. (В.Распутин) 4) Дети уехали на
каникулы, так что двор опустел. 5) Бывает с людьми
и так: хотят одного, а соглашаются на другое. (К.Симонов)
6) В ноябре похолодало, причем этого следовало
ожидать.
№ 6. Многозначность –
распространенное явление в языке. Так, наряду с
однозначными существуют многозначные слова. А
могут ли быть многозначными предложения,
например, бессоюзные сложные?
Сравните предложения:
1) Вышли на улицу – было уже совсем
светло. (В.Некрасов) 2) Упустишь минуту –
потеряешь час. (Пословица)
Ответы
№ 1. Предложения: 1) Жми!
(Грамматическая основа определенно-личного
предложения), 2) Со лба сотру воспоминания... (сотру
– грамматическая основа определенно-личного
предложения), 3) Их нет у меня (нет –
грамматическая основа безличного предложения), 6)
Трава – под конскою подковой, Душа – в коробке
костяной (два предложения, грамматические
основы которых содержат подлежащее и
незамещенные позиции сказуемых, «сигналы»
которых – обстоятельства), 8) Февраль
(номинативное, или назывное, предложение).
№ 2. Может совпадать (предложения 2,
5, 7) и не совпадать (в предложении 1 пошла в гору
– фразеологизм, один член предложения –
сказуемое; в предложении 3 кто угодно – один
член предложения – подлежащее, может перейти
– сказуемое; в предложении 4 две булки – один
член предложения – дополнение; в предложении 6 отец
с матерью – один член предложения –
подлежащее.
№ 3. 1) Не имеет отношения –
простое глагольное сказуемое (устойчивое
сочетание имеет значение «не относится»). 2) Будут
кусать, бить, обижать – простое глагольное
сказуемое (форма будущего времени. 3) Имеет
значение – простое глагольное сказуемое
(устойчивое сочетание, семантика которого –
«значит»). 4) Имела удовольствие прослушать и
пересмотреть – составное глагольное
сказуемое (имела удовольствие – значит «могла»
плюс инфинитивы). 5) Вошел – простое
глагольное сказуемое. 6) Хотелось бы
продемонстрировать – составное глагольное
сказуемое. 7) Тепло – составное именное
сказуемое (нулевая связка плюс слово категории
состояния). 8) Работает – простое глагольное
сказуемое. 9) Работает водителем – составное
именное сказуемое со знаменательной связкой. 10) Будут,
отряхну – простые глагольные сказуемые; буду
за швейцара – составное именное сказуемое. 11) Учили
– простое глагольное сказуемое. 12) Тихий,
смирный, мухи не обидит – составные именные
сказуемые с нулевой связкой (мухи не обидит –
значит «безобидный»).
№ 4. Простое предложение – 2-е.
Сложные предложения – 3-, 4-е (с неполным
придаточным, в котором не замещена позиция
сказуемого, «сигнал» ее – обстоятельство на
чужбине), 5-е (сложноподчиненное с неполными
частями: не замещены позиции сказуемых,
«сигналы» – обстоятельства где и там), 6-е
предложение можно расценить и как простое с
однородными сказуемыми, и как сложное, состоящее
из односоставных частей – 1.
№ 5. Предложение Подуй крепкий
ветер – листья умчатся – бессоюзное сложное,
так как части его связаны без помощи словесно
выраженного союза. Бессоюзными являются и
предложения 1-, 2-, 3-, 5-е (аргументация та же).
Сложноподчиненные предложения – 4-, 6-е.
№ 6. Предложение 1-е – однозначное,
имеет временное значение, ср.: Когда вышли на
улицу, было... . Предложение 2-е – многозначное,
имеет сопоставительно-противительное,
уступительное и условное значения, ср.: Упустишь
минуту, а потеряешь час; Хотя упустишь минуту,
потеряешь час; Если упустишь минуту, потеряешь
час.
|