Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №3/2005

МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ

О.М. ЧУПАШЕВА,
Мурманский государственный
педагогический университет


Лингвистические задачи по синтаксису

Старшеклассникам

№ 1. Известно, что предложение существует в том случае, если конструкция имеет грамматическую основу. Определите, являются ли предложениями выделенные жирным шрифтом конструкции. Аргументируйте свой ответ.

1) «Давай! Давай! Жми!» – кричат болельщики Сергею, вырвавшемуся на финишную прямую. 2) Прощай! Прощай! Со лба сотру воспоминания... (Б.Ахмадулина) 3) Вы просите песен, их нет у меня. (С.Макаров) 4) – У вас ватрушки на обед? – Нет. 5) О, одиночество, как твой характер крут! (Б.Ахмадулина) 6) Трава – под конскою подковой, Душа – в коробке костяной. (А.Тарковский) 7) О, чудесный далекий день! Я его снова вижу... (И.Шмелев) 8) Февраль. Достать чернил и плакать. (Б.Пастернак)

№ 2. Всегда ли совпадает количество слов и членов в предложении? Вот материал для размышлений. Служебные слова, как незнаменательные, отдельно не считайте.

1) Наша Татьяна пошла в гору: получила повышение по службе. 2) Улица пошла в гору и потерялась вдали. 3) Сюда может прийти кто угодно. 4) Я купила в булочной две булки. 5) Нам хватило на обед и двух булок. 6) Отец с матерью любили читать вечерами. 7) Отец с матерью любил читать вечерами.

№ 3. Не секрет, что члены предложения могут быть выражены не только словом (точнее, словоформой), но и устойчивым сочетанием. Устойчивые сочетания могут быть фразеологизмами или синтаксически нечленимыми. Найдите сказуемые в приведенных ниже предложениях. Чем они выражены? К какому типу они относятся?

1) Это не имеет никакого отношения к критике Рафаэля. (Е.Богат) 2) В Африке большие злые крокодилы Будут вас кусать, Бить и обижать. (К.Чуковский) 3) Манера преподносить материал имеет большое значение для успеха выступления. (Р.Баландин) 4) Стало быть, имела я удовольствие – на четвертом ярусе Большого театра почти все прослушать и пересмотреть. (Из газеты) 5) Академик Королев навсегда вошел в историю отечественной космической науки. 6) Хотелось бы мне продемонстрировать эстетическую и нравственную силу памяти на примере поэзии А.С. Пушкина. (Д.Лихачев) 7) Сейчас – тепло. (Б.Ахмадулина) 8) Брат работает на компьютере. 9) Брат работает водителем. 10) Будут ужин и гитара, и слова под старину. Я вам буду за швейцара – вашу шубу отряхну. (Б.Окуджава) 11) Березы, вкрадчиво шумящие вокруг, учили сочетать со звуком точный звук. (В.Набоков) 12) Мой парнишка тихий, смирный, мухи не обидит. (В.Козлов)

№ 4. Предложения по количеству грамматических основ делятся на простые и сложные. Простыми или сложными являются приведенные ниже предложения? Почему вы так считаете?

1) Азбуку учат – во всю избу кричат. 2) И в ус не дует, и ухом не ведет. 3) Глаза даны, чтобы видеть. 4) Дым Отечества лучше, чем огонь на чужбине. 5) Где молодость, там и песня. 6) Кто плачет, а кто скачет. (Пословицы)

№ 5. Иногда к бессоюзным относят предложения типа Подуй крепкий ветер – листья умчатся. (И.Сельвинский) Вы согласны с этим? Аргументируйте свой ответ.

К союзным или бессоюзным вы отнесете такие предложения:

1) Засунуть руки в карманы было невозможно: такие они были узкие. (А.Тарковский) 2) Не успел он закончить доклад – сразу посыпались вопросы. 3) В народе не любят рвачей – это верно. (В.Распутин) 4) Дети уехали на каникулы, так что двор опустел. 5) Бывает с людьми и так: хотят одного, а соглашаются на другое. (К.Симонов) 6) В ноябре похолодало, причем этого следовало ожидать.

№ 6. Многозначность – распространенное явление в языке. Так, наряду с однозначными существуют многозначные слова. А могут ли быть многозначными предложения, например, бессоюзные сложные?

Сравните предложения:

1) Вышли на улицу – было уже совсем светло. (В.Некрасов) 2) Упустишь минуту – потеряешь час. (Пословица)

Ответы

№ 1. Предложения: 1) Жми! (Грамматическая основа определенно-личного предложения), 2) Со лба сотру воспоминания... (сотру – грамматическая основа определенно-личного предложения), 3) Их нет у меня (нет – грамматическая основа безличного предложения), 6) Трава – под конскою подковой, Душа – в коробке костяной (два предложения, грамматические основы которых содержат подлежащее и незамещенные позиции сказуемых, «сигналы» которых – обстоятельства), 8) Февраль (номинативное, или назывное, предложение).

№ 2. Может совпадать (предложения 2, 5, 7) и не совпадать (в предложении 1 пошла в гору – фразеологизм, один член предложения – сказуемое; в предложении 3 кто угодно – один член предложения – подлежащее, может перейти – сказуемое; в предложении 4 две булки – один член предложения – дополнение; в предложении 6 отец с матерью – один член предложения – подлежащее.

№ 3. 1) Не имеет отношения – простое глагольное сказуемое (устойчивое сочетание имеет значение «не относится»). 2) Будут кусать, бить, обижать – простое глагольное сказуемое (форма будущего времени. 3) Имеет значение – простое глагольное сказуемое (устойчивое сочетание, семантика которого – «значит»). 4) Имела удовольствие прослушать и пересмотреть – составное глагольное сказуемое (имела удовольствие – значит «могла» плюс инфинитивы). 5) Вошел – простое глагольное сказуемое. 6) Хотелось бы продемонстрировать – составное глагольное сказуемое. 7) Тепло – составное именное сказуемое (нулевая связка плюс слово категории состояния). 8) Работает – простое глагольное сказуемое. 9) Работает водителем – составное именное сказуемое со знаменательной связкой. 10) Будут, отряхну – простые глагольные сказуемые; буду за швейцара – составное именное сказуемое. 11) Учили – простое глагольное сказуемое. 12) Тихий, смирный, мухи не обидит – составные именные сказуемые с нулевой связкой (мухи не обидит – значит «безобидный»).

№ 4. Простое предложение – 2-е. Сложные предложения – 3-, 4-е (с неполным придаточным, в котором не замещена позиция сказуемого, «сигнал» ее – обстоятельство на чужбине), 5-е (сложноподчиненное с неполными частями: не замещены позиции сказуемых, «сигналы» – обстоятельства где и там), 6-е предложение можно расценить и как простое с однородными сказуемыми, и как сложное, состоящее из односоставных частей – 1.

№ 5. Предложение Подуй крепкий ветер – листья умчатся – бессоюзное сложное, так как части его связаны без помощи словесно выраженного союза. Бессоюзными являются и предложения 1-, 2-, 3-, 5-е (аргументация та же). Сложноподчиненные предложения – 4-, 6-е.

№ 6. Предложение 1-е – однозначное, имеет временное значение, ср.: Когда вышли на улицу, было... . Предложение 2-е – многозначное, имеет сопоставительно-противительное, уступительное и условное значения, ср.: Упустишь минуту, а потеряешь час; Хотя упустишь минуту, потеряешь час; Если упустишь минуту, потеряешь час.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru