ПОЛОМАЕМ ГОЛОВУ
Б.Ю.НОРМАН,
г.Минск,
Республика Беларусь
Задачи по русскому языку для
учеников и учителей
1. Сравните официальные,
«номенклатурные» названия домашних животных – корова,
курица, свинья – и народно-разговорные – буренка,
хрюшка, несушка. В чем существенное различие
между ними?
2. Найдите среди следующих слов
однокоренные:
персидский, перстень, пестрядь,
перистый, перечень, перчик, наперсток,
гуттаперчевый, перчатка, наперсник.
3. В стихотворении А.С. Пушкина «К
Чаадаеву» есть такие строки:
Мы ждем с томленьем упованья
Минуты вольности святой,
Как ждет любовник
молодойМинуты верного свиданья.
Что за словоформа минуты (дважды
здесь употребленная) – это родительный падеж
единственного числа или винительный
множественного?
4. Тефон – это электрический прибор или
нет?
5. Прочитайте следующие глаголы с
приставкой от-: отбить, ответить, отгрузить,
отдать, отжать, отзвонить, отлить, отмыть, отнять,
отработать. Как произносится согласный в
составе этой приставки? От чего это зависит?
6. Лисичка ‘маленькая лиса’ и лисичка
‘съедобный пластинчатый гриб желто-оранжевого
цвета с воронкообразной шляпкой’ – это одно и то
же слово в разных значениях или два разных слова?
7. Что значит норовить?
8. На какие морфемы делится слово филолог?
Какое у них значение?
9. Допустим, вы читаете начало
предложения: Это вам пригодиться… Поспешите
ли вы заметить здесь ошибку или стоит дождаться
конца фразы?
10. Один из рассказов детского писателя
Виктора Голявкина называется «Все смотрите мой
пенал». В чем неправильность этого названия и чем
ее можно оправдать?
Продолжение следует
|