Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №4/2005

МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ

А.Ю. КУПАЛОВА,
г. Москва


Служебные части речи

упражнения для самостоятельной работы

К учебному комплексу «Русский язык. Теория», «Русский язык. Практика», «Русская речь»

7-й класс

Упражнение 1. Прочитайте текст и подумайте: почему он приводится в начале данного раздела? *К какому виду чтения стоит обратиться, чтобы суметь обоснованно ответить на вопрос1?

Слово понадобилось человеку для того, чтобы дать имя всему, что есть в мире, и самому себе. Ведь, чтобы о чем-то говорить и даже думать, надо его как-то называть, именовать.
<...> Мы начинаем узнавать мир по его именам. Язык здесь – учитель, а каждое слово – небольшой урок «всеговедения». <...>
Есть в языке и такие слова, для которых называть – не главное. <...> Задача их – помогать другим словам соединяться: завтра или послезавтра, читать в библиотеке. Эти слова называются служебными – они «гайки» и «винтики» в руках говорящего, когда он берется строить предложение. Разная работа лежит на «плечах» предлогов, союзов и частиц, но без них в языке не обойтись...
Как мы видим, есть два типа слов. Первые называют мир, они – этикетки-имена. В них хранятся знания языка о мире. Вторые несут в себе знания не столько о мире, сколько о языке: как с ним управляться, чтобы говорить? С их помощью говорящий из разрозненных знаний о мире организует связную речь.
Первые более изменчивы: они приходят и уходят вместе с вещами и понятиями, меняют свои значения, чутко отражая все изменения в жизни общества. Вторые более независимы и постоянны.

(Т.В. Шмелева)

*1) Как вы полагаете, для чего автор использует при построении текста прием сопоставления? Что с чем сопоставляется? По каким признакам?

2) Найдите абзацы, в которых говорится о служебных частях речи. Изложите своими словами, что о них говорится.

3) О назначении (функции) какой служебной части речи не сказано в данном тексте? Какова ее функция? (Если нужна помощь, обратитесь к поисковому чтению статьи на с. 183 «Теории» учебника В.В. Бабайцевой.)

4) *Какие особенности научно-популярного стиля речи вы заметили в данном тексте? Для чего использован этот стиль?

Упражнение 2. Выпишите из текста предыдущего упражнения:

а) два-три примера словосочетаний, в которых употреблены предлоги;
б) предложение, в котором использованы союзы;
в) частицы вместе с теми словами, значение которых они усиливают или отрицают (забегая вперед, можно обратиться за справкой к с. 191 «Теории» учебника В.В. Бабайцевой).

Упражнение 3. 1) Обратитесь ко второму абзацу текста из упражнения 1: как вы понимаете его содержание? Почему одно из слов взято в кавычки?

Опорные материалы (ОМ).

Из каких слов образовано «всеговедение»?
Каким словосочетанием его можно заменить?

2) Попробуйте развернуть высказывание, над которым вы работали, выполняя предыдущее задание. Приведите примеры в доказательство правильности утверждения. Получившийся текст запишите. Обозначьте в тексте орфограммы и пунктограммы.

3) Какие служебные слова понадобились вам при создании текста? Обозначьте их (естественно, если эти части речи встречаются в тексте), надписывая над словом соответственно п. (предлог), с. (союз), ч. (частица).

ПРЕДЛОГ

Упражнение 4. Часть речи, которую в русском языке называют термином предлог, в английском обозначают словом preposition, во французском preposition, в немецком – Praposition, в испанском – preposicion. Все эти иностранные термины соотносятся по образованию и назначению со словом препозиция, восходящим к лат. prae (перед, впереди) + positio (положение).
Какая особенность предлога как части речи отражается при этом в термине, в том числе и в русском?
Проверьте себя по справке. Выберите из ее текста то, что имеет отношение к предлогу.

Препозиция... помещение зависимого члена перед господствующим членом словосочетания, служебного слова перед полнозначным словом, к которому оно относится, и т.п. (О.С. Ахманова. Словарь лингвистических терминов).

Упражнение 5. Перед вами заключительная строфа стихотворения Николая Алексеевича Заболоцкого «Читая стихи». Как же нужно читать эти стихи? *Что вам поможет найти правильную интонацию?

Тот, кто жизнью живет настоящей,
Кто к поэзии с детства привык,
Вечно верует в животворящий,
Полный разума русский язык.

1) Выпишите словосочетания, соответствующие таким схемам:

*2) В каких случаях могли возникнуть затруднения при выделении словосочетаний? Почему?

3) Произведите разбор словосочетаний, пользуясь надстрочными знаками, как это показано в схемах. Надпишите над каждым словосочетанием смысловой вопрос, который мы задаем от главного слова к зависимой части словосочетания. Чем она выражена?

4) Проведите (устно) небольшой эксперимент: опустите в словосочетаниях предлоги. Сохранятся ли при этом словосочетания, их строение и смысл? *В чем убеждает этот эксперимент?

Упражнение 6. «Предлог: на службе у существительного» – так образно озаглавлена статья о предлоге в «Детской энциклопедии для детей. Языкознание. Русский язык».

*1) Какие особенности предлога отражены в этом заглавии?

2) Чтобы проиллюстрировать свой ответ, подберите к данным ниже словам и запишите подходящие по значению существительные в нужной форме, используя, если это требуется, предлоги.

Верить (кому?), вера (во что?), уверенность (в чем?); порадоваться (чему?), рад (за кого?), обрадован (чем?); рассказывать (о чем?), указывать (на что?), доказывать (что?), объяснить (что?); одеть (кого?), (во что?), надеть (что?), (на что? или на кого?); обменяться (чем?), (с кем?); убеждать (в чем?), возражать (против чего?); рассердиться (на кого?), рассержен (чем?); смириться (перед чем? с чем?), примириться (с чем?).

3) Понаблюдайте, в каких словосочетаниях связь зависимого существительного с главным словом осуществляется при помощи падежного окончания, а в каких, кроме окончания, «на службу» существительному приходит предлог. Укажите над существительными падеж, обозначьте окончания, предлоги заключите в овал.

Упражнение 72. На месте черточек вставьте подходящие по смыслу предлоги, чтобы восстановить текст. *Что при этом необходимо учитывать?

__ воскресенье, рано утром, __ Ивану Дегтяреву явился1 тесть – Наум Кречетов, нестарый еще, расторопный5 мужик. <...>
– Спишь? – живо заговорил Наум7. <...> – Вставай-ка. Съездим6 __ дровишками. Я __ бригадира выпросил две подводы. Конечно, не за здорово живешь, но черт с им – дров надо.
<...> День стоял солнечный, ясный. Снег ослепительно блестел6. __ лесу тишина и нездешний2 покой.
Ехать надо было далеко – верст двадцать: ближе рубить не разрешалось.
Наум ехал впереди3 и все возмущался:
– Черт-те чего!.. Из лесу в лес – за дровами.
Иван дремал __ санях. Мерная езда убаюкивала.
Выехали на просеку, спустились __ открытую логовину, стали подыматься6 в гору. Там, __ горе, снова синей стеной вставал лес.
Почти выехали в гору... И тут увидели впереди, недалеко __ дороги, – волки... Вышли __ леса, стоят, ждут. (В.Шукшин)

1) Вы, вероятно, заметили, что в предложенной записи текста не все предлоги опущены. Как вы полагаете: почему?

ОМ. *От какой нормы употребления предлога отступает его использование в просторечном фразеологизме за здорово живешь? Каково значение этого устойчивого сочетания слов в данном контексте?
Какая норма современного литературного языка нарушена в просторечном сочетании черт с им?
Можно ли определить, какие предлоги должны быть употреблены в предложении Из лесу в лес – за дровами, если их опустить? (Сравните: к лесу, по лесу; на лес, за лес; с дровами.)

*2) Элементы какого стиля речи использованы в художественном произведении, отрывок из которого дан выше? Почему и с какой целью? Приведите примеры из текста в доказательство правильности своего ответа.

Упражнение 8. Возможно, вы уже встречались с предлагаемым ниже текстом при изучении местоимений. *Подумайте: почему к нему целесообразно обратиться и при рассмотрении предлогов?

Тому, кто знаком с данным текстом, достаточно – чтобы вспомнить его содержание и ответить на вопрос – воспользоваться просмотровым чтением. А к какому виду чтения стоит обратиться остальным?

Несколько столетий назад <...> предлоги в, к и с имели такой вид: вън, кън, сън, т.е. состояли из трех звуков (вроде наших под, над): двух согласных и одного особого, ослабленного, т.е. как бы «глухого», гласного – ъ (ы-образного звука). Старинный облик этих предлогов лингвисты обнаруживают даже в некоторых словах сейчас. Так, слово внутри связано по происхождению с существительным утроба, а глагол внушить происходит от слова ухо. Древнерусский облик этих слов – вънутри (т.е. ‘вън утробе’) и вънушить (т.е. ‘вън уши’) – хорошо показывает, как выглядел предлог (приставка) ввън. И тогда писали: вън ее, кън ему, сън ими. А затем предлоги упростились, приобрели постепенно современный вид: сначала въ, къ, съ, позже в, к, с. Ведь мы и теперь знаем предлоги, у которых то пропадает, то вновь появляется один или два звука (буквы): без – безо, над – надо, о – об – обо и др.
Конечное н предлога так легко и прочно соединялось с начальной гласной местоимения, что в конце концов стало осознаваться как часть этих местоимений, стало начинать местоимения, когда они стояли после предлогов.
<...> До сих пор мы говорили лишь о трех предлогах – в, к, с. Только эти предлоги и имели на конце н. После других предлогов н в местоимениях стало появляться по аналогии. (В.В. Одинцов)

Аналогия (гр. analogia) – в лингвистике: изменение формы одного языкового явления под влиянием формы другого явления, в чем-то сходного с ним. При этом одни изменения по аналогии со временем становятся нормой (так произошло с употреблением местоимений 3-го лица после предлогов), а другие рассматриваются как ошибка (например, довольно часто встречающееся объяснить о чем под влиянием близкого по значению словосочетания говорить о чем).

1) Представьте себе: кто-то из окружающих вас употребляет неправильно местоимения 3-го лица после предлогов. Что можно использовать из данного текста, чтобы помочь собеседнику осмыслить, как сложилась норма приращения начального н в косвенных падежах местоимений 3-го лица?

*2) Устраните ошибки в данных ниже словосочетаниях, выполняя при этом следующие задачи: 1) употребите предлог и форму зависимого слова в каждом словосочетании в соответствии с литературной нормой (исправляя, что нужно, в 1-й колонке); 2) замените зависимое слово местоимением 3-го лица; 3) приведите словосочетание, по аналогии с которым допускается ошибка.

1

2

3

Предостеречь о чем-нибудь
Вкладывать (средства) на дом
Обратить внимание об этом
Повторить о глаголе
Прислуживать у кого
Вслушиваться к звукам
Касаться к лампочке
Настоял на то
Доказать в том

   

Упражнение 9. Понаблюдайте: хотя предлог и служебная часть речи, но вместе с главным словом (а иногда и без него) управляет существительным (включая местоимения-существительные), то есть требует употребления существительного в определенном косвенном падеже. Покажите это, записывая заключенные в скобки слова в нужной падежной форме.

В (середина) мая скворец-мамаша кладет четыре, пять маленьких голубоватых яичек и садится6 на (они). Теперь у (скворец-папаша) прибавилась2 новая обязанность – развлекать самку по (утро) и (вечер) своим пением во все время высиживания, что продолжается около (две недели). И, надо сказать, в этот период он уже не насмешничает и никого3 не дразнит. Теперь песенка его нежна, проста и чрезвычайно мелодична. Может быть7, это и есть настоящая, единственная скворчиная песня?
К (начало) июня уже вылупились птенцы. <...> Для (заботливые родители) наступило самое хлопотливое время. Сколько маленьких ни корми – они всегда голодны. А тут еще постоянная боязнь кошек и галок; страшно отлучиться далеко от (скворечник).
Но скворцы – хорошие товарищи4. Как только галки или вороны повадились кружиться около (гнездо), немедленно назначается сторож. Сидит дежурный скворец на (маковка) самого высокого дерева и,7 тихонько посвистывая7, зорко смотрит во (вся сторона). Чуть показались близко хищники, сторож подает сигнал, и все скворечье племя слетается на (защита) молодого поколения7. (А.Куприн)

1) Определите падеж слов, которые вы написали. Можно убедиться в том, что предлоги требуют употребления существительных именно в косвенных падежах?

2) Какое правило написания предлогов можно повторить на материале данного текста? А какое правило, связанное с написанием местоимений с предлогами, вы применили в первом предложении?

3) Теперь, когда текст восстановлен, прочитайте его еще раз, чтобы почувствовать отношение писателя к «героям» рассказа «Скворцы». Какие особенности содержания и стиля этого произведения вызывают и у читателя такие же чувства?

Упражнение 10. В толковых словарях, где раскрывается, что обозначает слово, есть статьи, посвященные и предлогам. *Используя просмотровое, а затем выборочное чтение, установите, в чем особенность построения таких статей. Для тех, кто не располагает толковым словарем, приводим выдержки из словарной статьи «Толкового словаря русского языка» С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой.

В, предлог. I. с вин. и предл. п. 1. Употр. при обозначении места, направления куда-н. или нахождения где-н. Положить бумаги в стол. Бумаги лежат в столе. <...> 2. Употр. при обозначении явлений, представляющих собой область деятельности, состояние кого-н. Вовлечь в работу. Весь день в работе. Впасть в сомнение. <...> 3. Употр. при обозначении состояния, формы, вида чего-н. Растереть в порошок. Лекарство в порошках. <...> 4. Употр. при указании на внешний вид кого-чего-н., на оболочку, одежду. Завернуть в бумагу. Конфеты в обертке. Одеться в шубу. Ходить в шубе. 5. Употр. для указания количества каких-н. единиц, из которых что-н. состоит. Комната в двадцать метров. Комедия в трех актах. <...> II. с вин. п. 1. Употр. при обозначении соотношений чисел. В три раза меньше. 2. Ради, для, в качестве чего-н. Сделать что-н. в насмешку. Не в обиду будь сказано. 3. Употр. для указания на семейное сходство с кем-н. Весь в мать. III. с предл. п. 1. Употр. при обозначении расстояния от чего-н., временного отрезка. В двух шагах от дома. В пяти минутах езды от города. 2. Употр. при обозначении предметов, лиц, явлений, по отношению к которым что-н. происходит, наблюдается. Недостатки в воспитании. Разбираться в людях. Разница в годах. 3. Употр. при обозначении субъекта – носителя состояния. В юноше зреет пианист. В человеке живет уверенность. В душе радость.

*1) О чем говорит тот факт, что толкованию значений предлога предшествует указание на падеж(и), с которым(и) он употребляется?

2) Составьте и запишите 5–6 предложений, чтобы показать многозначность предлога в.

3) Подчеркните члены предложения. Обозначьте (любым способом, например, цветом) члены предложения, в выражении которых наряду с именем существительным (или местоимением-существительным) участвует предлог.

Упражнение 11. Не торопясь, вдумчиво прочитайте отрывок из автобиографического романа Ивана Алексеевича Бунина «Жизнь Арсеньева». Какими чувствами пронизаны воспоминания детских лет, что произвело на мальчика незабываемое впечатление?

Пушкин поразил меня своим колдовским прологом к «Руслану»:

У лукоморья дуб зеленый,
Златая цепь на дубе том...

Казалось бы7, какой пустяк – несколько хороших, пусть даже прекрасных, на редкость прекрасных2 стихов! А меж тем они на весь век вошли во все мое существо, стали одной из высших радостей, пережитых мной на земле. Казалось бы, какой вздор – какое-то никогда6 и нигде6 не существовавшее лукоморье, какой-то «ученый» кот, ни с того ни с сего очутившийся на нем и зачем-то прикованный3 к дубу, какой-то леший, русалки и «на неведомых дорожках следы невиданных зверей». Но7, очевидно7, в том-то и дело, что вздор, нечто нелепое, небывалое, а не что-нибудь разумное, подлинное; в том-то и сила, что и над самим стихотворцем2 колдовал кто-то неразумный, хмельной и «ученый» в хмельном деле: чего стоит эта ворожба кругообразных, непрестанных2 движений («и днем и ночью кот ученый все ходит по цепи кругом»), и эти «неведомые дорожки», и «следы невиданных зверей», – только следы, а не сами звери! – и это «о заре», а не на заре, та простота, точность, яркость начала (лукоморье, зеленый дуб, златая цепь), а потом – сон, наваждение, многообразие, путаница, что-то плывущее и меняющееся, подобно ранним утренним туманам и облакам какой-то заповедной северной страны, дремучих лесов у лукоморья, столь волшебного:

Там лес и дол5 видений полны;
Там о заре прихлынут волны
На брег5 песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской...

1) Выделите в тексте (можно цветным карандашом) существительные с употребленными при них предлогами. *Проследите: какие предлоги используются в тексте наиболее часто? Какие значения падежной формы существительного помогает выразить предлог на?

*2) Какой предлог вызвал особое внимание писателя? Как вы думаете: почему?

3) Что нужно сделать, чтобы объяснить знаки препинания в стихотворной строфе, которой заканчивается текст? Результаты этих действий отразите в тексте.

Упражнение 12. Составьте словарный диктант по тексту предыдущего упражнения. Обозначьте орфограммы.

Упражнение 13. *1) Проверьте свою наблюдательность: вы заметили при чтении текста из упр. 11 устойчивые сочетания, в которые входят предлоги? Выпишите эти своеобразные фразеологизмы.

2) Придумайте и запишите 4–5 предложений, используя по выбору приведенные ниже сочетания слов.

(Не)под силу, (каков) с виду, (это) к буре (к удаче, к ссоре), (говорить, сказать) за глаза, в глаза, с тех (этих) пор, во все времена, во веки веков, на душе (светло, тяжко, спокойно), (не)брать грех на душу, настаивать (стоять) на своем, знать в лицо.

Упражнение 14. Это интересно! Вы уже знаете, что предлоги, в отличие от самостоятельных слов, не называют предметы, признаки, действия, и в этом смысле у них нет лексического значения. Они, как правило, употребляются при косвенных падежах имен существительных, уточняя их грамматическое значение. И все-таки в языке есть устойчивые сочетания, состоящие из одних служебных слов. Например: за и против; от и до; не благодаря, а вопреки. Попробуйте составить предложения или небольшие тексты, где были бы уместны такие сочетания.

Упражнение 15. Есть предлоги-синонимы и предлоги-антонимы, например: благодаря (чему) – из-за (чего), у – около (чего), к – навстречу (чему); в – из, до – от, из-под – по-над.

1) Составьте и запишите словосочетания так, чтобы стали более очевидны а) сходство или б) противоположность значения предлогов в каждой из приведенных пар.

2) Какие из данных предлогов являются производными? Составьте и запишите предложения, в которых выделенные вами слова употреблялись бы в своем первичном значении – самостоятельных частей речи.

ОМ. Учимся различать производный предлог и слово самостоятельной части речи, от которого он произошел:
а) предлог используется, как правило, при имени существительном. Сравните: Я оглянулся вокруг. – Дети, играя в прятки, бегали вокруг дома;
б) в ряде случаев к производному предлогу можно подобрать синонимичный (или антонимичный) непроизводный предлог. Например: Родители беспокоились насчет качества (о качестве) питания в детском садике.

Упражнение 16. 1) Прочитайте последний абзац в § 147 «Теории» и постарайтесь объяснить, почему особое внимание обращено на норму употребления предлогов благодаря, согласно, вопреки, наперекор, навстречу с дательным падежом существительного. *Какое нарушение этой нормы часто встречается в речи, в частности, в официальных документах?

2) Составьте и запишите словосочетания или предложения, употребляя данные выше предлоги. Устно приведите примеры употребления омонимичных предлогам слов, принадлежащих к самостоятельным частям речи.

Упражнение 17. Устраняя ошибки и раскрывая скобки, запишите предложения в таком порядке: решена задача а) орфографическая, б) пунктуационная, в) грамматическая, г) стилистическая.

1) Сдать экзамен не удалось благодаря нерадивости ученика и его плохой подготовке. 2) Согласно ваших слов спор возник из-за пустяка. 3) После окончания школы (на)встречу с одноклассниками мы собираемся каждый год. 4) (На)встречу нам двигалась колонна автобусов с юными пассажирами отправлявшимися в трудовой лагерь. 5) (Не)смотря под ноги малыш поскользнулся и упал.

*Упражнение 18. Выберите правильный вариант окончания, допишите слова, определите их падеж. Проанализируйте свои действия: что помогает различать производные предлоги (по окончании, по прибытии, по приезде, по возвращении, по завершении) и существительные с предлогом по (по окончанию, по прибытию, по приезду, по возвращению, по завершению)? Что из этих различий отражается в правописании сопоставляемых слов?

1) По окончани_ имени существительного можно определить его род, число, падеж. – По окончани_ спектакля зрители долго не отпускали артистов. 2) По окончани_ чтения воспоминаний писателя хотелось познакомиться и с другими его книгами. – По окончани_ произведения трудно было представить развязку его сюжета. 3) По прибыти_ поездов можно было сверять часы, настолько точно они шли по расписанию. – По прибыти_ в столицу туристы направились в гостиницу. 4) По завершени_ отделочных работ разрешили вселение в новый дом. – По завершени_ работы, по его качеству и темпам судили о квалификации строителей.

ОМ. Вдумываемся в смысл высказывания.
Сочетание существительного с составным производным предлогом по окончании, по возвращении, по завершении, по прибытии, по приезде обозначает время, употребляется преимущественно в деловой или научной речи в значении после окончания чего-то, отвечает на вопрос когда?
Сочетание существительного окончание, возвращение, завершение, прибытие, приезд с предлогом по обозначает предмет, явление, процесс, действие, по которому что-то определяется, выясняется, о котором высказывается суждение; от предлога по к существительному ставится вопрос дательного падежа чему? кому?

Упражнение 19. 1) Вы обратили внимание на то, что предлог, даже если он составляет слог, как правило, находится в безударном положении? (Лингвисты называют явление произнесения предлога и последующего слова с одним ударением фонетическим словом.) Это явление особенно отчетливо обнаруживается в стихотворной речи, при определении размера стиха. Понаблюдайте, как обозначают мерно чередующиеся ударные и безударные слоги в стихотворной строке, и продолжите эту работу.

2) Запишите строфу из стихотворения, которое вам нравится не только содержанием, но и звучанием. Обозначьте ударные и безударные слоги. Если в тексте встретились предлоги, составляющие слог, заметьте, в какой позиции они находятся – ударной или безударной.

Упражнение 20. В некоторых случаях ударение переходит с самостоятельного слова на предлог (гуляли по лесу, взялись за руки).

*Прочитайте данные ниже сочетания слов вслух. Расставьте знаки ударения над предлогами, которые находятся в ударной позиции.

За уши не оттащишь, слушать во все уши; без году неделя; бок о бок; водить за нос, бормотать под нос; зуб на зуб не попадает, зуб за зуб; идти рука об руку, брать ребенка на руки, посмотреть на (свои) руки; хватает за душу, на душу населения, посмеялись от души; сжить со свету, сесть ближе к свету.

1) Какие из данных сочетаний слов можно отнести к фразеологизмам? Выделите их (можно цветом).

2) Как показать, что вы понимаете значение фразеологизмов?

ОМ. Есть два пути: а) дать толкование фразеологизма; б) ввести фразеологизм в контекст (предложения, мини-текста), который позволяет распознать значение слова или сочетания слов.

Выберите четыре-пять фразеологизмов и любым способом покажите, что вы понимаете их значение и уместность употребления в данной ситуации речи.

Повторение изученного по теме «Предлог»

Упражнение 21. Посмотрите, как много служебных слов использовано в таком маленьком тексте! Обозначьте их, надписывая над словом п. (предлог), с. (союз), ч. (частица).

Мелодия текла откуда-то с неба. Она была не старинная и не современная, а такая, что во все времена. В ней и жалость, и нежность, и то, как все же прекрасно жить на этом свете. Несмотря ни на что. (В.Токарева)

1) Подготовьтесь рассказать, какую роль выполняет каждое служебное слово.

2) Чем интересно последнее предложение?

ОМ. По роли в организации текста.
По морфологическому составу.
По орфографии.

3) Какие орфограммы и пунктограммы можно повторить на материале данного текста?

*Упражнение 22. Чтобы проверить, умеете ли вы улавливать различия в значении и употреблении сходных в чем-то сочетаний слов, составьте предложения, используя выражения все до единого и все как один, год от года и из года в год, изо дня в день и со дня на день.
Отметьте предлоги.

Упражнение 23. 1) Распределите предлоги, выписывая а) простые (состоящие из одного слова), б) сложные (образованные путем соединения простых), в) составные (состоящие из двух или трех слов).

Из, за, из-за, около (поселка), под, из-под, вследствие (неудачи), во время (фестиваля), по-над, в связи с (непогодой), при, по-за, наподобие (скафандра), несмотря на (возраст), насчет (поездки), в отличие от (старшего поколения), вдоль (реки), в целях (тренировки), в течение (недели), ввиду (изменений в расписании), благодаря (взаимопомощи), в продолжение (десятилетия).

А

Б

В

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

*2) Как объяснить, что рядом с некоторыми предлогами в скобках даны слова? Почему и для чего это сделано?

Упражнение 24. Не испытываете ли вы затруднений, когда нужно выбрать предлог о или об, к или ко, над или надо и т.п.? *Чем можно объяснить выбор варианта предлога в выделенных случаях употребления?

1) Дети точно опьянели от блеска елочных огней, от смолистого аромата, от громкой музыки и от великолепных подарков. Старшим никак6 не удавалось собрать их в хоровод2 вокруг елки, потому что то один, то другой вырывался из круга и бежал к своим игрушкам, оставленным3 кому-нибудь на временное хранение.

<...> Азагаров заиграл, и перед его глазами закружились белые, голубые и розовые платьица, короткие юбочки, из-под которых быстро мелькали белые кружевные панталончики, русые и черные головки в шапочках из папиросной бумаги4. Играя3, он машинально прислушивался к равномерному шарканью множества ног под такт его музыки, как вдруг необычайное волнение, пробежавшее по всей зале, заставило его повернуть голову ко входным дверям. (А.Куприн)

2) <...> Отец... Я смутно помню его, больше – по фотографиям да рассказам2 мамы и знакомых.

...Помню пышные усы, сильные руки. Помню, как сажал к себе на колени, потряхивая и приговаривая: «Поехали с орехами! По гладенькой дорожке, по гладенькой дорожке, по камешкам, по камешкам, по кочкам, по кочкам, в ямку – бух!». Я визжу, папа смеется, мама просит нас уняться.4 Помню: «милый мальчик» – ко мне, «моя голубка» – к маме. (К.Градусов)

1) Найдите и обозначьте буквой п. предлоги. Есть ли среди них производные? Докажите правильность своего ответа.

*2) Связано ли преимущественное использование в приведенных отрывках непроизводных предлогов со стилистической принадлежностью текстов? Приведите обоснование своего ответа.

*3) Выпишите примеры употребления предлогов для выражения а) пространственных, б) причинных, в) целевых, г) определительных отношений между словами. Какие единицы синтаксиса достаточно выделить для этого?

Упражнение 25. 1) Как бы вы озаглавили тексты из предыдущего упражнения, чтобы обозначить тему каждого их них? Какой отрывок вы выберете для свободного диктанта? Почему?

2) Произведите орфографический и пунктуационный разбор выбранного текста. Прочитайте его еще раз, обращая особое внимание на ход раскрытия темы и языковые особенности текста.

3) Напишите свободный диктант. По окончании работы проверьте, удалось ли вам изложить содержание отрывка близко к тексту по содержанию и языковым особенностям.


1 «*» – так обозначены задания, к которым в конце раздела приведены ответы.

2 Цифровые индексы в тексте здесь и далее обозначают те же виды разбора, что и в книге «Русский язык. Практика».

ОТВЕТЫ

Упражнение 1. Виды чтения различаются в зависимости от цели этого вида речевой деятельности в конкретной ситуации (просмотровое, изучающее, поисковое и др.). В данном случае задание требует осмысленного восприятия текста, внимания ко всем его частям в их взаимосвязях. Такая задача решается при неторопливом, вдумчивом – изучающем чтении.

1) Прием сопоставления помогает отчетливее показать сходство и различие сопоставимых явлений, что способствует более глубокому их осмыслению. В данном тексте сопоставляются самостоятельные и служебные части речи. И те, и другие – слова языка, но их значение и назначение в языке и речи существенно различаются.

4) Задача научно-популярной речи – изложить научные сведения доступно для тех, кто не является специалистом в данной области науки. С этой целью наряду с терминами используются раскрывающие их значение общеупотребительные слова, образные выражения, сравнения, слова в переносном значении (см.: называть, именовать, этикетки-имена; язык – учитель, слово – урок «всеговедения»; хранить знания языка о мире, как с ним (языком) управляться, чтобы говорить).

Чтение облегчается сравнительно простым синтаксическим строем текста: предложения немногословны, изредка осложнены короткими рядами однородных членов; сложные предложения прозрачной структуры, состоящие в основном из двух частей, легко воспринимаются при чтении.

Композиционно используется прием сопоставления рассматриваемых явлений, о чем говорилось в 1).

Текст четко членится на абзацы, что помогает проследить логику развертывания мысли.

Упражнение 5. Само содержание строфы, а также ее языковые особенности: высокая лексика (верует, животворящий), сочетания высокого стиля (вечно верует, животворящий, полный разума ... язык), обобщающая конструкция (тот, кто...) – настраивают на чтение стихов в возвышенном тоне. Что же касается пауз, места повышения и понижения голоса, ритма чтения, в этом помогут порядок слов в предложении и пунктуация.

2) Затруднения могли возникнуть при выделении из текста словосочетаний с детства привык, к поэзии привык, верует в язык – а) из-за необычного порядка слов в двух первых случаях и б) такого расположения компонентов последнего словосочетания, при котором существительное и предлог, составляющие зависимую часть словосочетания, разделены другими словами: верует в животворящий, полный разума русский язык.

Заметим: не будет ошибкой и выделение словосочетания верует в русский язык – при таком решении русский язык рассматривается как устойчивое сочетание слов, которое при синтаксическом разборе признается одним членом конструкции.

4) Эксперимент обнаруживает большую роль предлогов в речи: без них наша речь стала бы бессвязной и трудно воспринимаемой.

Упражнение 6. 1) В заглавии статьи отражено назначение (функция) предлога – связывать имя существительное с другими словами, уточняя при этом значение его падежной формы.

Упражнение 7. При выборе предлога учитываются лексическое значение слов, для связи которых нужен предлог, и смысловые отношения между ними, которые выражаются с помощью предлога. Например: явился (когда? в какой день?) в воскресенье; явился (к кому?) к Ивану; съездим (за чем? за каким предметом?) за дровишками и т.д.

1) ОМ. Во фразеологизме за здорово живешь (оно означает безвозмездно’, ‘бесплатно’) закрепилось отступление от нормы – употреблять предлог при имени существительном.

2) В диалоге деревенских жителей, о которых ведется рассказ, встречаются слова и обороты разговорного стиля (расторопный, дровишки, не за здорово живешь, черт с им, черт-те чего), что – в соответствии с содержанием данного художественного произведения – делает образы его героев реалистичными и живописными.

Упражнение 8. Отрывок из научно-популярной книги В.В. Одинцова, раскрывая, как сложилась норма употребления и правописания местоимений 3-го лица с предлогами, содержит сведения и об изменениях, которые претерпели с течением времени некоторые предлоги в русском языке.

1

2

3

Предостеречь (от чего?)

Вкладывать (во что?)

Обратить внимание (на что?)

Повторить (что?)

Прислуживать (кому?)

Вслушиваться (во что?)

Касаться (чего?)

Настоял (на чем?)

Доказать (что?)

от них

в него

на нее

его

им

в них

ее

на нем

ее

предупредить (о чем?) о них

тратить (на что?) на него

подумать (о ком?) о ней

прочитать (о чем?) о нем

служить (у кого?) у них

прислушиваться (к чему?) к ним

прикасаться (к чему?) к ней

делал упор (на что?) на то

убеждать (в чем?) в том

Упражнение 10. 1) Построение словарных статей, посвященных предлогу, существенно отличается от способа толкования слов самостоятельных частей речи в словаре. Значение самостоятельных слов можно определить по их начальной форме, в которой они и даются в словарной статье (например, существительное в именительном падеже, единственном числе; прилагательное в мужском роде, именительном падеже, единственном числе; глагол в инфинитиве и т.д.). Значение предлога как служебного слова выявляется в сочетании с определенной падежной формой существительного, что и отражено в построении словарной статьи.

Упражнение 11. 1) По частоте употребления в данном тексте на первом месте – предлог на, затем – предлоги в (во) и с. Предлог на используется при существительных в предложном или винительном падеже и участвует в выражении пространственных (на земле, на нем, на дорожках, на брег) или временных значений (на заре, на весь век).
2) Чуткое к языку ухо юного читателя, от лица которого ведется повествование, уловило необычность, а поэтому и особую выразительность в данном контексте использования устаревшей нормы употребления предлога о во временном значении (о заре).

Упражнение 13. 1) Ни с того ни с сего; на весь век; в том-то и дело; изо всех сил.

Упражнение 16. 1) Распространенной ошибкой является употребление предлогов благодаря и согласно с родительным падежом имени существительного (благодаря чего? согласно чего?). Наиболее часто эти производные предлоги используются в деловой речи (в приказах, распоряжениях, объявлениях и т.п.).

Упражнение 17. а) На встречу с одноклассниками... Навстречу нам... Не смотря под ноги... б) ...с юными пассажирами, отправлявшимися в летний трудовой лагерь. Не смотря под ноги, малыш поскользнулся... в) Согласно вашим словам... г) Сдать экзамен не удалось из-за нерадивости ученика и его плохой подготовки.

Упражнение 18. 1) по окончанию имени существительного; по окончании спектакля; 2) по окончании чтения; по окончанию произведения; 3) по прибытию поездов можно судить о...; по прибытии в столицу; 4) по завершении работ разрешили вселение; по завершению работы, ее качеству и темпам, судили о...

Упражнение 20. За уши не оттащишь, без году неделя, бок о бок, водить за нос, зуб на зуб не попадает, идти рука об руку, брать ребенка на руки, хватает за душу, сжить со свету.

Упражнение 22. Все до единого – все без исключения; все как один – единодушно, дружно; год от года – с каждым годом; из года в год – постоянно, в течение длительного времени; изо дня в день – ежедневно, беспрестанно; со дня на день – 1) с одного дня на другой, 2) в ближайшие дни, на днях.

Упражнение 23. 2) Слова в скобках даны рядом с производными предлогами для того, чтобы отличить предлоги от омонимичных самостоятельных слов (существительного, наречия, деепричастия).

Упражнение 24. Выбор варианта предлога (о или об, к или ко, над или надо и др.) определяется тем, как сочетаются по способу образования звуки на стыке предлога и следующего за ним слова: к своим произносится без затруднений, а при произнесении к входным (дверям) органы речи сопротивляются; то же – к маме – легко и благозвучно, к мне – с большим напряжением и неестественно (против законов благозвучия русского языка).

2) Производные предлоги чаще используются в деловой, научной, официальной речи. В художественной речи, которая представлена в текстах данного упражнения, встречаются преимущественно первообразные, непроизводные предлоги.

3) Для выполнения задания достаточно выделить словосочетания, члены которых связаны при помощи предлогов:

а) собрать (где?) вокруг елки; вырывался (откуда?) из круга; сажал (куда?) на колени;
б) опьянели (почему? отчего? по какой причине?) от блеска огней (от аромата, от музыки, от подарков);
в) оставленным (с какой целью? зачем?) на хранение;
г) головки (какие?) в шапочках, шапочки (какие?) из бумаги.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru