Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №4/2005

ПОДСПОРЬЕ

Н.И. НЕМЫКИНА,
г. Белгород


По страницам поэмы А.С. Пушкина
«Руслан и Людмила»

Дидактический материал по теме
«Имя прилагательное»

5-й класс

Разряды прилагательных по значению

Упражнение 1. Выпишите из данных поэтических отрывков словосочетания «прилагательное + существительное». Укажите разряд прилагательных.

1. Лежит несчастная девица
Среди подушек пуховых,
Под гордой сенью балдахина;
Завесы, пышная перина
В кистях, в узорах дорогих;
Повсюду ткани парчевые;
Играют яхонты, как жар;
Кругом курильницы златые
Подъемлют ароматный пар.

2. С прохладой вьется ветер майский
Средь очарованных полей,
И свищет соловей китайский
Во мраке трепетных ветвей;
Летят алмазные фонтаны
С веселым шумом к облакам.

Упражнение 2. Спишите. Определите общее значение выделенных относительных прилагательных.

1. Последний, полный страстной думы,
Младой хазарский хан Ратмир.

2. Падут ревнивые одежды
На цареградские ковры.

3. И наконец задумал я
Оставить финские поля.

4. Он вдоль днепровских берегов
Искал соперника следов.

5. Я не Омер: в стихах высоких
Он может воспевать один
Обеды греческих дружин
И звон, и пену чаш глубоких.

6. Нередко в рощах поднимали
Иль ею брошенный венок,
Или клочки персидской шали,
Или заплаканный платок.

7. Я так нашел ее недавно
В пустынных муромских лесах
У злого лешего в руках.

8. Народа пестрою толпой
Градская площадь закипела.

Упражнение 3. Выпишите предложения, в которых относительные прилагательные выступают в роли качественных. Объясните их лексическое значение, а также причины, на основе которых произошли такие изменения. Как такой переход отражается на эмоциональном воздействии данных прилагательных на читателя?

1. У лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том.

2. Невольно кудри золотые
С лилейных плеч приподняла.

3. Жемчужной, огненной дугой
Валятся, плещут водопады.

4. Княжне последняя девица
Жемчужный пояс подает.

5. Не скоро ели предки наши,
Не скоро двигались кругом
Ковши, серебряные чаши
С кипящим пивом и вином.

6. Но вот в глубокой тишине
Дверь отворилась: пол ревнивый
Скрыпит под ножкой торопливой,
И при серебряной луне
Мелькнула дева.

7. ...Вдруг витязь мой,
Вскипев, железною рукой
С седла наездника срывает.

8. Одежда неги заменит
Железные доспехи брани.

9. Ланиты жизни лишены;
Свинцовой бледностью покрыты.

10. Летят алмазные фонтаны
С веселым шумом к облакам.

Упражнение 4. Спишите. Объясните роль относительных прилагательных в характеристике шлема в следующих пушкинских строчках. Определите их общее лексическое значение. Укажите падеж данных прилагательных.

1. И, затаившись, голова
Перевернулась, покатилась,
И шлем чугунный застучал.

2. Князь карлу ждет... Внезапно он
По шлему крепкому стальному
Рукой незримой поражен.

3. На брови медный шлем надвинув,
Из мощных рук узду покинув,
Ты шагом едешь меж полей.

Упражнение 5. Найдите в данных предложениях прилагательные, которые характеризуют меч. Какой разряд по значению они представляют? Какие прилагательные описывают меч с положительной стороны, а какие – с отрицательной?

1. Рогдай к оврагу подлетает;
Жестокий меч уж занесен.

2. Но вскоре вспомнил витязь мой,
Что добрый меч герою нужен.

3. Руслан не знает договора!
Сей грозный меч накажет вора.

4. Могучий богатырь летит;
В деснице держит меч победный.

5. «Повеселись, мой верный меч!
Повеселись, мой конь ретивый!»

6. «Доколь власов ее седых
Враждебный меч не перерубит,
Никто из витязей лихих,
Никто из смертных не погубит
Малейших замыслов моих».

Упражнение 6. Спишите. Объясните: почему Пушкин для описания воинских атрибутов использует качественные прилагательные?

1. Повесим праздные кольчуги
Под сенью хижины родной.

2. И, задрожав, булат холодный
Вонзился в дерзостный язык.

3. Травой оброс там шлем косматый.

4. Как вихорь, свистнул острый меч.

5. Тот опрокинут булавою;
Тот легкой поражен стрелою.

6. Оставил терем их высокий
В тени хранительных дубров;
Сложил и меч, и шлем тяжелый,
Забыл и славу, и врагов.

Упражнение 7. Опишите наряд Людмилы, используя данные словосочетания. Укажите разряд прилагательных по значению.

Лазурный, пышный сарафан, перловый венец, прозрачная фата, жемчужный пояс, легкая обувь.

Упражнение 8. Спишите. Подчеркните как члены предложения слова, отвечающие на вопрос чей? Укажите морфологическую принадлежность данных слов. Для прилагательных – разряд.

1. Мое седое божество
Ко мне пылало новой страстью.

2. Лазурный, пышный сарафан
Одел Людмилы стройный стан.

3. Младой Ратмир, направя к югу
Нетерпеливый бег коня,
Уж думал пред закатом дня
Нагнать Русланову супругу.

4. Казалось – тень княжны прекрасной
Коснулась трепетным устам...

5. Любовь и тайная мечта
Русланов образ ей приносят,
И с томным шепотом уста
Супруга имя произносят.

6. Летит, надеждой окриленный,
По стогнам шумным в княжий дом.

7. С княжны невидимой сбивает
Прощальный Черномора дар.

8. «Быть может, на холме немом
Поставят тихий гроб Русланов,
И струны громкие Баянов
Не будут говорить о нем!»

9. ...Конь героя,
Врага почуя, закипел.

10. По жилам быстрый огнь бежит;
На вражьей груди грудь дрожит.

11. Владимир в гриднице высокой
Запировал в семье своей.

Упражнение 9. Выпишите словосочетания, в состав которых входят притяжательные прилагательные. Составьте с ними предложения.

Твое копье, шапка Черномора, Владимирова гридница, наши поля, кольчуга Ратмира, Людмилины слезы, меч Рогдая, коварство Наины, мои надежды.

Упражнение 10. К данным существительным подберите подходящие по смыслу прилагательные (по возможности различных разрядов по значению). Сравните свои записи с прилагательными из пушкинского словарика.

Рог – ...
Тишина – ...
Конь – ...
Сон – ...
Витязь – ...
Терем – ...

Из пушкинского словарика:

Рог – звонкий, призывный, безгласный.
Тишина – грозная, безмолвная, мирная, вечная, глубокая, мертвая.
Конь – ретивый, веселый, неторопливый, бешеный, борзый, лихой, сердитый.
Сон – мгновенный, таинственный, волшебный, сладостный, лукавый, ужасный, вещий, бранный, чудный, безобразный, минутный, одинокий, давний.
Витязь – благодарный, младой, бесстрашный, невредимый, добрый, беспримерный, неразумный, томный, великодушный, безумный, удалой.
Терем – высокий, пустой, тихий, безмолвный, веселый, отрадный, печальный.

Упражнение 11. Выпишите из данных поэтических отрывков прилагательные с корнем враг-. Укажите их разряд по значению. В каком случае слово вражий выступает в роли притяжательного прилагательного, а в каком – относительного? Подберите к каждому выписанному прилагательному синонимы и антонимы.

1. Их члены злобой сведены;
Переплелись и костенеют;
По жилам быстрый огнь бежит;
На вражьей груди грудь дрожит...

2. Но с ним Фарлаф, чуждаясь славы,
Вдали от вражеских мечей,
В душе презрев тревоги стана,
Стоял на страже у дверей.

3. Я разобрал во тьме волшебной,
Что волею судьбы враждебной
Сей меч известен будет нам.

4. Вдруг сон прервался: вражий стан
С тревогой шумною воспрянул,
Внезапный крик сражений грянул;
Смутилось сердце киевлян.

Правописание окончаний имен прилагательных

Упражнение 12. Спишите. Выделите безударные окончания прилагательных. Докажите правильность написания с помощью вопроса.

Все мертво. Снежн(ые) равнины
Коврами ярк(ими) легли;
Стоят угрюм(ых) гор вершины
В однообразн(ой) белизне
И дремлют в вечн(ой) тишине;
Кругом не видно дымн(ой) кровли,
Не видно путника в снегах,
И звонк(ий) рог весел(ой) ловли
В пустынн(ых) не трубит горах;
Лишь изредка с уныл(ым) свистом
Бунтует вихорь в поле чист(ом)
И на краю сед(ых) небес
Качает обнаженный лес.

Упражнение 13. Выпишите предложения, в которых прилагательные находятся в вин. пад., в м.р., в ед. ч. Как вы их отличаете от прилагательных в начальной форме?

1. И славит сладостный певец
Людмилу-прелесть и Руслана
И Лелем свитый им венец.

2. Вокруг нее он молча бродит,
Клянет жестокий жребий свой.

3. Руслан на мягкий мох ложится
Пред умирающим огнем.

4. Напрасно длинной бородой
Усталый карла потрясает.

5. Прервали духи давний сон
И удалились, страха полны.

6. Чудесный воин на коне
Грозой несется, колет, рубит.

Упражнение 14. Продолжите словарную диктовку, состоящую из словосочетаний «прилагательное + существительное» (в предл. пад.), на тему «Думы пленницы».

О милом женихе, о дорогих подружках, о родимом Киеве, об ужасном Черноморе, об удачном побеге...

Упражнение 15. Выпишите из данных предложений словосочетания с прилагательными, оканчивающимися на -ого(-его). Определите падеж данных прилагательных (род. или вин.?). Выполните фонетический разбор одного из них. Продолжите словарный ряд собственными примерами.

1. Меньшую дочь он выдавал
За князя храбр(ого) Руслана
И мед из тяжк(ого) стакана
За их здоровье выпивал.

2. Обед роскошный перед ней;
Прибор из ярк(ого) кристалла;
И в тишине из-за ветвей
Незрима арфа заиграла.

3. На ветвях кедра иль березы
Скрываясь по ночам, она
Минутн(ого) искала сна –
Но только проливала слезы.

4. Князь видит и млад(ого) хана,
Друзей и недругов... и вдруг
Раздался гуслей беглый звук
И голос вещ(его) Баяна.

5. Свистя зовет коня лих(ого);
Веселый конь летит и ржет;
Наш витязь карлу чуть жив(ого)
В котомку за седло кладет.

Упражнение 16. Спишите, согласуя стоящие в скобках прилагательные с существительными. Обозначьте графически окончания прилагательных.

Но слушай: в родине моей
Между (пустынный) рыбарей
Наука (дивный) таится.
Под кровом (вечный) тишины,
Среди лесов, в глуши (далекий)
Живут (седой) колдуны;
К предметам мудрости (высокий)
Все мысли их устремлены;
Все слышит голос их (ужасный),
Что было и что будет вновь,
И (грозный) воле их подвластны
И гроб и самая любовь.

* Попробуйте дать собственное толкование слова колдовство.

Колдовство – это наука о магических приемах, с помощью которых...

Упражнение 17. Проверьте свою читательскую память: вставьте в данные предложения подходящие по смыслу прилагательные, стараясь не нарушать ритмическое построение стихотворения. Выделите падежные окончания прилагательных.

1. Куда, сама не зная, бродит,
(...) сад кругом обходит,
Свободу (...) дав слезам,
И взоры (...) возводит
К (...) небесам.

2. Она, безмолвна и уныла,
Одна гуляет по садам,
О друге мыслит и вздыхает
Иль, волю дав своим мечтам,
К (...) (...) полям
В забвенье сердца улетает;
Отца и братьев обнимает,
Подружек видит (...)
И (...) мамушек своих –
Забыты плен и разлученье!

3. Навстречу (...) лучам
Постель оставила Людмила
И взор (...) обратила
К (...), (...) зеркалам.

4. На склоне (...) берегов
Какой-то речки (...),
В (...) сумраке лесов,
Стоял поникшей хаты кров,
(...) соснами венчанный.
В теченье (...) река
Вблизи плетень из тростника
Волною (...) омывала
И вкруг его едва журчала
При (...) шуме ветерка.

Для справок

Волшебный, мрачный, горький, неумолимый, утренний, невольный, высокий, чистый, родимый, киевский, молодой, старый, темный, безымянный, густой, медленный, сонный, легкий.

* Организуйте на уроке маленький поединок: кто быстрее сможет найти в пушкинском тексте данные отрывки. Сравните свои записи с оригиналом.

Образование имен прилагательных

Упражнение 18. Выпишите из данных предложений прилагательные. Укажите существительные, от которых они образованы, и морфемы – словообразовательные помощницы.

Образец записи:

чудес(а) + н = чудесн(ый);
крыл(о) + ат = крылат(ый).

1. Меж тем в лазурных небесах
Плывет луна, царица нощи...

2. Кругом росистая трава
Кровавой пеной обагрилась.

3. Он на долину выезжает
И видит: замок на скалах
Зубчаты стены возвышает;
Чернеют башни на углах;
И дева по стене высокой,
Как в море лебедь одинокий,
Идет, зарей освещена.

4. Упорным боем утомлен,
Под богатырской головою
Он сладостный вкушает сон.

5. Все ясно; утра луч игривый
Главы косматый лоб златит.

6. Счастливым пользуясь мгновеньем,
К объятой голове смущеньем,
Как ястреб, богатырь летит...

7. В своей ужасной красоте
Над мрачной степью возвышаясь,
Безмолвием окружена,
Пустыни сторож безымянной,
Руслану предстоит она
Громадой грозной и туманной.

Упражнение 19. Выпишите прилагательные, образованные с помощью суффикса -ат-. Попробуйте определить его значение.

1. И входит с важностью за нею,
Подъяв величественно шею,
Горбатый карлик из дверей...

2. Как вдруг, откуда ни возьмись,
В окно влетает змей крылатый.

3. В лесах осенний ветра свист
Певиц пернатых заглушает.

4. Все ясно; утра луч игривый
Главы косматый лоб златит.

5. Разряжен карлик бородатый,
Опять идет в ее палаты.

* Определите морфемный состав слов бархатные, богатый. Будут ли они продолжать ряд прилагательных, выписанных вами?

Но вот выходит он из бани.
Одетый в бархатные ткани,
В кругу прелестных дев, Ратмир
Садится за богатый пир.

Упражнение 20. Спишите. Укажите значение суффикса -лив-, а также определите его роль в ритмическом построении данного поэтического отрывка.

Вдали завидя шлем брадатый,
Залог победы роковой,
Пред ним арапов чудный рой,
Толпы невольниц боязливых,
Как призраки, со всех сторон
Бегут – и скрылись. Ходит он
Один средь храмин горделивых,
Супругу милую зовет –
Лишь эхо сводов молчаливых
Руслану голос подает;
В волненье чувств нетерпеливых
Он отворяет двери в сад...

* Попробуйте доказать правильность выделения в слове горделивый суффикса -елив-.

Упражнение 21. Выпишите сложные прилагательные. Выделите в них корни и объясните, как они образованы.

Образец записи:

темн(ые) + о + кудр(и) + яв(ые) = темнокудрявые;
(царь) + е + град + ск(ие) = цареградские.

1. Но день блистает лучезарный...

2. В одной сорочке белоснежной
Ложится почивать она.

3. Стремится к Киеву Фарлаф...
Уж видит златоверхий град.

4. Мы весело, мы грозно бились,
Делили дани и дары,
И с побежденными садились
За дружелюбные пиры.

5. И девице пришло на ум,
В волненье своенравных дум,
Примерить шапку Черномора.

6. И благовонных миртов ряд,
И кедров гордые вершины,
И золотые апельсины
Зерцалом вод отражены.

7. Дрожащий карлик за седлом
Не смел дышать, не шевелился
И чернокнижным языком
Усердно демонам молился.

8. И вдруг он видит пред собою
Смиренный парус челнока
И слышит песню рыбака
Над тихоструйною рекою.

Упражнение 22. Выпишите из данных стихотворных отрывков прилагательные с суффиксами -уч-(-юч-). От какой части речи они образованы? Дополните полученный словарный ряд собственными примерами.

1. Свершив с Рогдаем бой жестокий,
Проехал он дремучий лес;
Пред ним открылся дол широкий
При блеске утренних небес.

2. Напрасно, горестью своей
И хладным страхом пораженный,
Зовет любовницу петух...
Он видит лишь летучий пух,
Летучим ветром занесенный.

3. В немой глуши степей горючих,
За дальной цепью диких гор,
Жилища ветров, бурь гремучих,
Куда и ведьмы смелый взор
Проникнуть в поздний час боится,
Долина чудная таится.

Прилагательные полные и краткие

Упражнение 23. Спишите. Подчеркните краткие имена прилагательные как члены предложения. Укажите их род. В какой грамматической форме род прилагательного не указывается?

1. И снова терем пуст и тих.

2. Встань, молодец: все тихо в поле.

3. Безгласен рог, недвижны латы,
Не шевелится шлем косматый.

4. Моя подруга мне мила;
Моей счастливой перемены
Она виновницей была.

5. Чернеет лес, темна гора;
Встает луна – все тихо стало;
Герою в путь давно пора.

6. Долину брани объезжая,
Он видит множество мечей,
Но все легки и слишком малы,

7. «Ясна тоски твоей причина;
Но грусть не трудно разогнать, –
Сказал старик, – тебе ужасна
Любовь седого колдуна;
Спокойся, знай: она напрасна
И юной деве не страшна».

8. «Я был всегда немного прост,
Хотя высок; а сей несчастный,
Имея самый глупый рост,
Умен как бес – и зол ужасно».

9. Людмилы нет, все пусто в поле;
Злодей от радости дрожит
И мнит: свершилось, я на воле!

Упражнение 24. Выпишите из данных предложений краткие имена прилагательные м.р. ед.ч. Образуйте для них полные формы. Какие изменения произошли в буквенном составе слов?

Образец записи: легок – легкий.

1. Но князя крепок хладный сон,
И долго щит его не грянет.

2. Невеста очи опустила,
Как будто сердцем приуныла,
И светел радостный жених.

3. Твоя десница доказала,
Что я виновен пред тобой;
Отныне я тебе послушен;
Но, витязь, будь великодушен!

4. В нем кровь играет молодая,
Огня надежды полон взор.

5. Но Черномор уж был известен
И был смешон, а никогда
Со смехом ужас несовместен.

6. Днепра стал темен брег отлогий;
С востока льется ночи тень.

7. «Не спится что-то, мой отец!
Что делать: болен я душою».

Упражнение 25. Выразительно прочитайте данные стихотворные отрывки. Объясните причины употребления в них краткой формы прилагательных. Укажите их синтаксическую функцию. Совпадает ли она с традиционной синтаксической функцией кратких прилагательных?

1. Приют покоя и прохлады,
Сквозь вечну зелень здесь и там
Мелькают светлые беседки;
Повсюду роз живые ветки
Цветут и дышат по тропам.

2. Кругом все тихо, ветры спят,
Прохлада вешняя не веет,
Столетни сосны не шумят.

3. Обед роскошный перед ней;
Прибор из яркого кристалла;
И в тишине из-за ветвей
Незрима арфа заиграла.

4. Взрывая к небу черный прах,
Под ними борзы кони бьются;
Борцы, недвижно сплетены,
Друг друга стиснув, остаются,
Как бы к седлу пригвождены.

5. Наш витязь с жадностью внимал
Рассказы старца; ясны очи
Дремотой легкой не смыкал.

6. И чудо: юная княжна,
Вздохнув, открыла светлы очи!
Казалось, будто бы она
Дивилася столь долгой ночи.

Употребление имен прилагательных

Упражнение 26. Сформулируйте самостоятельно лексическое значение прилагательного дремучий, прочитав отрывки из поэмы. Подберите к данному слову синонимы.

1. Гоняя стадо сел окрестных,
В беспечной юности я знал
Одни дремучие дубравы,
Ручьи, пещеры наших скал.

2. Чета духов с начала мира,
Безмолвная на лоне мира,
Дремучий берег стережет...

3. Свершив с Рогдаем бой жестокий,
Проехал он дремучий лес;
Пред ним открылся дол широкий
При блеске утренних небес.

Как вы понимаете значение словосочетания дремучий невежда?

Упражнение 27. Попробуйте определить лексическое значение прилагательного бранный. Подберите к нему синонимы. Найдите в тексте поэмы как можно больше существительных, с которыми Пушкин употребляет данное слово.

Для справок

Слава, звук, сон, луг.

Упражнение 28. Определите, одинаково ли значение прилагательного глубокий в данных стихотворных предложениях. Аргументируйте свой ответ с помощью синонимов.

1. Туманы над Днепром глубоким;
Пора коням их отдохнуть.
Вот под горой путем широким
Широкий пересекся путь.

2. Толпа волнуется, валит
Туда, где на одре высоком,
На одеяле парчевом
Княжна лежит во сне глубоком.

3. Наш витязь с жадностью внимал
Рассказы старца; ясны очи
Дремотой легкой не смыкал
И тихого полета ночи
В глубокой думе не слыхал.

4. Руслан стремится за женой;
Стремглав летит во тьме глубокой...

Для справок

Глубокая дума – неотступная, серьезная.

Глубокий Днепр – глубоководный, бездонный.

Глубокая тьма – непроглядная, черная.

Глубокий сон – бес(=не)пробудный.

Упражнение 29. Подумайте, одинаково ли значение прилагательного черный в следующих пушкинских предложениях. Обоснуйте свой ответ с помощью синонимов.

1. «Душою черной зло любя,
Колдунья старая, конечно,
Возненавидит и тебя;
Но горе на земле не вечно».

2. Хотел бежать, но в бороде
Запутался, упал и бьется;
Встает, упал; в такой беде
Арапов черный рой мятется.

3. Наш витязь мимо черных скал
Тихонько проезжал и взором
Ночлега меж дерев искал.

4. В полях наездники мелькают
Вдали подъемля черный прах,
Идут походные телеги,
Костры пылают на холмах.

5. Быстрее борзый конь помчался;
Уж видно чудо из чудес;
Она глядит недвижным оком;
Власы ее как черный лес.

6. Потом три раза прошипела,
Три раза топнула ногой
И черным змием улетела.

7. «Я в черных книгах отыскал,
Что за восточными горами
На тихих моря берегах,
В глухом подвале, под замками
Хранится меч...»

Для справок

Черная душа – завистливая, злобная.
Черный рой – многочисленный.
Черный прах – могильный.
Черные книги – магические, колдовские.
Черный змий – страшный.
Черный(ые) лес (скалы) – ночной(ые), темный(ые).

* В каких стихотворных примерах (см. упр. 28) слова черный и глубокий являются синонимами?

Упражнение 30. Спишите предложения и докажите, что в каждом из них есть метафора. Расскажите, какую роль в создании данного художественно-изобразительного средства играют прилагательные.

1. Уж утро хладное сияло
На темени полнощных гор;
Но в дивном замке все молчало.

2. Как часто тихое лицо
Мгновенной розою пылает!

3. И храбрый сонм богатырей
С дружиной верною князей
Готовится к кровавой битве.

4. Ты видишь, добрый мой читатель,
Тут злобы черную печать!

5. Глубоку думу думал он,
Мечты летели за мечтами,
И неприметно веял сон
Над ним холодными крылами.

Упражнение 31. Используя следующие пушкинские предложения, расскажите о роли прилагательных в авторских перифразах.

1. Узнай, Руслан, твой оскорбитель
Волшебник страшный Черномор,
Красавиц давний похититель,
Полнощных обладатель гор
.

2.. ...Святой хранитель
Первоначальных, бурных дней,
О дружба, нежный утешитель
Болезненной души моей!

3. Теперь, Наина, ты моя!
Победа наша, думал я.
Но в самом деле победитель
Был рок, упорный мой гонитель.

* Попробуйте сочинить собственные перифразы.

Наина – ...
Луна – ...

Упражнение 32. Прочитайте и объясните, как употребление нескольких оригинальных перифраз помогает Пушкину нарисовать портрет Жуковского. Подумайте, кто играет более важную роль в создании данной словесной картины: портретисты-существительные или портретисты-прилагательные?

Поэзии чудесный гений,
Певец таинственных видений,
Любви, мечтаний и чертей,
Могил и рая верный житель
И музы ветреной моей
Наперсник, пестун и хранитель!

Упражнение 33. Угадайте имена героев поэмы по следующим пушкинским перифразам.

(Руслан)злых козней истребитель.

(Черномор)ревнивый, трепетный хранитель
Замков безжалостных дверей.

(Вещий Финн)духов могучий властелин.

(Рогдай)воитель смелый,
Мечом раздвинувший пределы
Богатых киевских полей.

(Фарлаф)крикун надменный,
В пирах никем не побежденный,
Но воин скромный средь мечей.

(Живая голова)пустыни сторож безымянный.

Упражнение 34. Опишите с помощью прилагательных-антонимов атмосферу в гриднице Владимира во время свадебного пира и в момент возвращения спящей Людмилы в родной Киев.

Образец выполнения

Свадебный пир: веселый терем, счастливый отец, радостные взоры, ...

Нерадостное возвращение в отчий дом: печальный терем, несчастный отец, угрюмые взоры, ...

Упражнение 35. Луна играет значительную роль в пушкинской поэме. Вспомните эпизоды, в которых она является свидетельницей злодеяния или счастливой перемены в судьбе какого-нибудь героя. Опишите с помощью прилагательных-эпитетов коварную, загадочную и романтическую луну (по вашему выбору).

Упражнение 36. Определите по данному ряду словосочетаний место сказочных событий в поэме. Попробуйте сочинить прозаический вариант описания выбранного вами места действия.

1. Музыкальная серебряная дверь, великолепные дубровы, благовонные мирты, алмазные фонтаны, пальмовые аллеи, лавровый лес, мраморные беседки, длинный ряд комнат.

(Замок Черномора)

2. Заржавый щит, косматый шлем, мертвые кости, стальное копье, безмолвная тишина, недвижный остов богатыря, сырая земля, кровавая битва, вечная темнота.

(«Старой битвы поле»)

3. Высокие зубчатые стены, черные башни, великолепная русская баня, серебряные чаны, роскошные ковры, хладные фонтаны.

(Замок 12 молодых прелестниц)

Упражнение 37. Пещеру, в которой живет Финн, Пушкин описывает не очень подробно. Какая картина рисуется в вашем воображении, когда вы читаете сцену встречи Руслана со старцем-отшельником? Дайте словесное описание пещеры вещего Финна.

Упражнение 38. Нарисуйте с помощью цветовых эпитетов одну из словесных картин:

«Поле после битвы», «Сады Черномора», «Безмятежное счастье Ратмира и юной пастушки».

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru