Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №4/2005

ПОДСПОРЬЕ

Н.А. ЗАЙЦЕВА,
Смоленская обл.


Сочинительные и подчинительные союзы

Работаем с карточками

Предлагаемый дидактический материал поможет разнообразить работу на уроке, активизировать познавательную деятельность учащихся, будет способствовать формированию интереса к предмету. Дифференцированная работа по карточкам дает возможность ученику работать в своем режиме, совершенствуя орфографические и пунктуационные навыки. Кроме того, самостоятельная работа способствует более прочному закреплению и осмыслению материала. Карточки можно использовать для организации групповой и парной работы, а также для домашних заданий.

Сочинительные и подчинительные союзы

А-1. Спишите, расставляя знаки препинания и вставляя подходящие по смыслу союзы. Укажите разряд союза, его происхождение (производный или непроизводный) и состав (простой или составной). Составьте схемы данных предложений.

1. Ушло тепло с полей __ стаю журавлей ведет вожак в заморский край зеленый. 2. Тимур с шумом захлопнул дверь __ вела к дяде. 3. Хвойные деревья называются (вечно)зелеными __ они на зиму (не)сбрас_вают свою хвою. 4. Солнце уже скрылось за морем __ Натка спустилась к площадк_.

А-2. Спишите, вставляя нужные союзы и давая им полную характеристику. Составьте схемы полученных предложений.

1. Родились __ выр_сли снежинки высоко над землей. 2. Гаврик хорошо знал __ делает. 3. Целый день трудился и пел жаворонок __ радовались полевые звери и птиц_ __ веселей работалось людям. 4. Петька (не)выходил к Васьк_ __ разыскивал его с самого утра. 5. Тимур спал __ Рита тронула его за плеч_.

А-3. Спишите текст, расставляя знаки препинания и вставляя пропущенные буквы. Вместо пропусков вставьте подходящие по смыслу союзы, укажите их разряд и признаки.

ИЗ ИСТОРИИ ЗЕМЛИ

Иногда идеш_ по лесу и вдруг увид_ш_ __ лежит среди деревьев огромный обломок гранита. Оброс он мхом. Вокруг него (сто)летние деревья стоят. Как он сюда попал? Кому надо было пр_таскивать в лес эту огромнейшую глыбу? Да и как она могла проле_ть сквозь дремучую чащу леса?
Кто зна_т азбуку пр_роды тот скажет __ этот валун пр_несли сюда (не)люди а льды. В глубокой древности эти льды ползли с холодного севера. Они облам_вали скалы __ заб_рали с собой обломки. Было это очень д_вно __ (н_)какого леса здесь (не)было. Деревья потом уже выр_сли.
__ выучить азбуку пр_роды надо с самых малых лет бродить по лесам и полям __ ко всему пр_сматриваться и пр_слушиваться.

(М.Ильин и Е.Сегал)

1. Сформулируйте основную мысль текста.
2. Запишите микротемы текста.

А-4. Спишите, расставляя знаки препинания. Вместо пропусков вставьте подходящие по смыслу союзы и определите их признаки.

КТО КАК ЗИМУ ПРОВЕЛ

И вот опять пр_грело солнце ра_топило снег заз_ленела тр_ва ра_пустились листья на кустах __ деревьях.
Хлопотунья белка вылезла из гнезда __ пряталась зимой от холода. Выбрались из своих убежищ барсук бобр и колючий еж. Каждый из них ра_казал о том __ он проводил долгую зиму. Каждый считал __ провел ее лучше других. И все вместе они гл_дели на зайца __ уд_влялись. Как бедный заяц зимовал без теплого гнезда без норы без с_ес_ных пр_пасов? А зайка слушал своих друзей __ только посмеивался. Ведь хорошо ему жилось зимой в его белой шу_ке.

(По Г.Скребицкому)

Определите тип речи и стиль текста.

А-5. Спишите, расставляя знаки препинания и вставляя пропущенные буквы. Вместо пропусков вставьте нужные союзы и дайте им полную характеристику.

ЛЕТНИЙ ДОЖДЬ

День был солнечный жаркий __ вдруг наб_жала синяя туча. Из нее посыпался частый дождь __ солнце продолжало светить. Дождевые капли падали на землю т_жело шлепались о листья. Они пов_сали на тр_ве на ветвях кустов __ деревьев __ в каждой капл_ отр_жалось играло солнце.
Скоро солнечный дождь кончился. Погляди Юра как красиво сказала мама. Я взгл_нул и увид_л __ через все небо (разно)цветной полосой прот_нулась дуга. Один конец ее уп_рался в деревню __ другой уходил далеко в заречные луга.

(По Г.Скребицкому)

Согласны ли вы с мнением, что этот текст художественного стиля? Докажите или опровергните это мнение.

Разряды сочинительных союзов

К-1. Спишите, вставляя вместо пропусков разделительный союз. Не повторяйте одни и те же союзы. Расставьте знаки препинания.

1. Бежит бежит тр_пинка полевая __ под откос __ вновь на бугорок. 2. Человек оставшись один в лесу обыкнове_но __ разговаривает сам с собой __ свистит __ поет __ сшибает палкою сухие сучья. 3. __ ребенок __ бесенок из леса выйдя пр_градил мне путь а это был малюсенький лисенок меня (не)испугавшийся (н_)чуть.

Выпишите слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, разберите их по составу.

К-2. Спишите, расставляя знаки препинания. Вставьте вместо пропуска повторяющийся союз, укажите его группу по значению. Составьте схемы этих предложений.

1. __ жертвы __ потери __ страданья народную любовь (не)охл_дят. 2. В то утро простился с тобою твой муж __ брат __ сын и ты со своею бедою осталась один на один. 3. Мирным дням я __ сил __ труда (не)ж_лею, – пусть цветет богатеет родная земля. 4. __ сил __ чу_ств для ближних (не)щ_ди. Кто отдает тот больше получает.

Как вы понимаете смысл последнего предложения?

К-3. Спишите, соединяя однородные члены предложения двойными союзами и расставляя знаки препинания. Укажите группу союзов по значению. Составьте схемы полученных предложений.

1. Шумный успех встретил __ первую __ все последующие книги писателя. 2. Читайте как можно больше изучайте иску_ство. Эстетическое образование требуется __ писателю __ читателю. 3. Андерсен сделал сказку интересной __ для взрослых __ для детей. 4. Владимир Солоухин __ поэт стихотворец __ великолепный прозаик и публицист и литературный критик.

Разряды подчинительных союзов

К-1. Выпишите предложения только с подчинительным союзом времени. Расставьте знаки препинания, вставьте пропущенные буквы. Выделите этот союз и составьте схему выписанного предложения.

1. Я сказал мальчикам что заблудился и подсел к ним. 2. Уже более трех часов протекло с тех пор как я пр_соед_нился к мальчикам. 3. Вешние воды прошли буйно так что (в)начале апреля уже шумели скворцы. 4. Когда (не)ожиданные гости ушли Лелька облегч_но вздохнула и опустилась на ступеньку согретую солнцем. 5. Через окно я увид_л как большая серая птица села на ветку клена в саду. 6. Мы миновали крутые обвалы так как Валек знал более удобную дорогу. 7. Как только провяла земля начались полевые работы. 8. Мальчик первый услышал фырканье зверя и зашипел на нас чтобы мы замолчали. 9. Гаврик поднялся на ноги и сразу понял что его крик был услышан. 10. Как только погасла вечерняя з_ря звезды начали меркнуть. 11. По мере того как разг_рался костер ярче освещались выступавшие из темноты кусты и стволы деревьев. 12. Для того чтобы попасть на площадку надо было подняться по двум очень длинным лес_ницам.

В остальных предложениях укажите значение союзов и их разряды.

К-2. Спишите предложения, заменяя приведенные подчинительные союзы синонимичными. Укажите значение союза. Расставьте знаки препинания.

1. Жалкие остатки консервов Алексей решил с_есть потому что почу_ствовал голод. 2. Вечером гости уехали так как в доме (н_)где было поместиться. 3. Весь следующий день Герасим (не)показывался так что (в)место него за водой должен был с_ездить кучер Потап. 4. Молодые тетеревята очень долго (не)откликались на мой свист, вероятно, потому что я св_стел (не)достаточно естестве_но. 5. Поскольку участки ок_зались сильно заболоче_ными пр_шлось срочно пр_няться за их осушку.

К-3. Спишите, расставляя знаки препинания и вставляя нужные подчинительные союзы. Укажите их разряд. Составьте схемы предложений.

1. Трудился так крестьянин мой __ градом пот с него катился. 2. Бирюк ост_навливался только (из)редк_ __ пр_слушаться к стуку. 3. Грибы сост_вляют питательную вкусную и здоровую пищу __ они (не)употр_бляются в излишестве. 4. __ дождя нет можно идти дальше. 5. __ музыкантом быть так надобно уменье. 6. Я (не)забыл заметить __ поставили наших лошадей. 7. Всю ноч_ мы лежали у костра др_мали и слушали __ бушевала в_юга. 8. __ все еще спят я должен был пр_готовить мастерам сам_вар.

К-4. А) Спишите, расставляя знаки препинания. Укажите разряд подчинительных союзов. Составьте схемы предложений. Разберите один из союзов морфологически.

1. Так как вы на предметы смотр_те со смешной стороны то и пол_житься на вас нельзя. 2. Ты (не)повер_ш_ как я измучился с ним. 3. Я был везде где только могла быть нога человека. 4. Маркиз сомневался сумею ли я один справит_ся. 5. Я пр_творился будто сплю.

Б) Подберите нужные по смыслу подчинительные союзы. Запишите предложения, расставляя знаки препинания и указывая группу союзов по значению.

1. ___ быть незаметными многие птиц_ меняют свою окраску. 2. В лесу особе_но чу_ствовался пр_ход весны __ клейкие листочки изл_вали приятный ар_мат. 3. В молодой рощ_ было весело __ отовсюду неслись громкие песни птиц. 4. Выбегает лиса на полянку __ наперегонки с ней мчатся в лу_ном снегу текучие тени обл_ков.

К-5. А) Спишите, расставляя знаки препинания, укажите разряды союзов.

1. Через окно я увид_ел как большая серая птица села на ветку клена в саду. 2. (В)последстви_ я имел много случаев благодарить удэгейцев за то что слушал их советы и делал так как они говорили. 3. Сильный ветер гнал воду к устью (в)следстви_ чего она вышла из берегов и понемногу стала затоплять равнину.

Б) Вспомните повесть А.М. Горького «Детство» и, используя справки, вставьте подходящие части предложения. Укажите группу союзов по значению.

1. Я хорошо видел __. 2. Меня очень занимало __. 3. Дождливыми вечерами __, бабушка устраивала в кухне интереснейшие собрания.

Для справок: как ловко взрослые изменяют цвет материи; если дед уходил из дома; что дед следит за мной умными и зоркими глазами.

К-6. Спишите предложения, исправляя пунктуационные ошибки. Укажите разряды союзов и группы их по значению.

1. Лишь только мы в_ехали на самую высокую точку горы лошади, вдруг совсем ост_новились. 2. Если бы стал я (не)зрячим если бы ночью тума_ной, в темные дали чужие меня бы враги увели, я б нашел тебя Родина, по зап_хам нежным и пряным, что до меня долетели б от ивовой русской земли. 3. Мы знаем что во всякой работе, надо беречь экономить время свое и чужое.

К-7. Спишите предложения, укажите разряд союзов и группу по значению. Расставьте знаки препинания.

1. Если бы ум_ршие матери могли слышать запоздалые слова своих сыновей и дочерей их горькие ра_ка_ния и сож_ления!
Когда пр_дет время подвести итоги когда будут уходить от нас наши близкие человек остается один на один со своей совестью и памятью. Он (не)буд_т взвешивать и подсчитывать кто и что ему недодал кто его недовоспитал или в чем(то) ущемил. Конечный счет он пред_явит только себе в_нить буд_т только себя.

Алексин писал о матери При жизн_ их должны мы сказать матерям все доброе что можем сказать, и сделать для них все доброе что можем сделать.

Извес_ный поэт XVIII века посв_тил своей матери стихи

Когда я был ребенком родная моя
Если детское горе томило меня
Я к тебе пр_ходил и мой плач_ ут_хал:
На груди у тебя я в слезах засыпал.

А вот стихотворение нашего современника Николая Тихонова:

Когда уйду совсем согнется мать
Но говорить и слушать так же будет
Хотя и трудно старой понимать
Что обо мне ра_казывают люди.

– Продолжите эту тему небольшим сочинением-эссе.

Написание слов также, тоже, чтобы, потому...

К-1. Выпишите только предложения с союзом чтобы.

1. И что(бы) она ни делала, за что(бы) ни принималась – все выходит у нее красиво. 2. Мои родители пригласили ее, что(бы) полечить ее легкие кумысом. 3. Все их усилия были направлены на то, что(бы) посеять как можно больше пшеницы. 4. Что(бы) вы посоветовали мне прочитать? 5. Но часу не проходит, что(бы) я не думал о ней. 6. Трудно даже представить, что(бы) со мной случилось, если бы пароход опоздал. 7. Этот срок он считал достаточным для того, что(бы) относиться к тому времени как к истории.

К-2. Распределите номера предложений со слитным и раздельным написанием слова тоже.

1. Вот то(же) луг у нас. 2. Лицо Зинаиды то(же) беспрестанно менялось. 3. В то(же) время все чувствовали себя глубоко несчастными. 4. То(же) испытывала сестра Таня. 5. Жизнь не шутка, и бросать ее по своей воле мы не имеем права и мерить ее по длине времени то(же) неразумно. 6. Тогда отец то(же) поднял руку. 7. Марина рассказывала почти то(же) самое, что и ее племянник.

К-3. Выберите только те предложения, в которых также является союзом.

1. Мы были так(же) на ртутном заводе. 2. Тургенев так(же), как и прежде, распространял произведения Льва Толстого. 3. В этом, а так(же) в слабости к стихотворениям Фета он сходился с Тургеневым. 4. Я прочел его письмо так(же), как он мое, со слезами на глазах. 5. Так(же), как и вчера, на площади суетились люди. 6. Мы посетили некоторые заводы и шахты, а так(же) Святогорский монастырь.

К-4. Выпишите только предложения с противительным союзом зато.

1. Не за(то) волка бьют, что сер, а за(то), что овцу съел. 2. За(то) сестра Таня отличалась на сцене, играя в разных любительских спектаклях. 3. Но за(то) мужики навострились быстро и живо приступать к исправительным мерам. 4. За(то), что Марья Николаевна вырастила большой урожай, ее наградили орденом. 5. В школьном саду не было фруктовых деревьев, за(то) было много цветов и сирени.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru