Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №5/2005

МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ

Г.Г. ГРАНИК, Г.В. ВЛАДИМИРСКАЯ, Н.А. БОРИСЕНКО

Продолжение. Начало в № 39, 40, 42/2004


Союз

Глава из нового учебника курса «Русская филология»

I. Вспоминаем изученное

Ответьте на следующие вопросы:

1.Что означает слово союз в обычной речи?
2. А что это слово значит в грамматике?
3. Какие союзы называются сочинительными? Назовите те, которые помните.

Какие синтаксические элементы (единицы) они связывают: члены предложения, части сложносочиненного или части сложноподчиненного предложения? Почему именно эти синтаксические единицы? Чтобы ответить на этот вопрос, вспомните виды связи в предложении.

4. Какие союзы называются подчинительными? Назовите те, которые вам удалось вспомнить.

Какие синтаксические единицы они связывают? Почему именно эти синтаксические единицы?

Если вы что-то забыли или не уверены в правильности своих ответов, перейдите в раздел «Справочник»1  и только после этого выполняйте задание.

1.1. Прочитайте отрывки из романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Постарайтесь увидеть картины, созданные Лермонтовым.

1) Нынче в пять часов утра когда я открыл окно моя комната наполнилась зап(?)хом цветов р(?)стущих в скромном п(?)лисаднике. Ветки цветущих черешен смотрят мне в окна и ветер иногда усыпает мой письменный стол их белыми л(?)пестками.

2) На вершине горы нашли мы снег. Солнце зак(?)тилось и ночь последовала за днем без промежутка как это обыкнове(?)о бывает на юге но благодаря отливу снегов мы легко могли разл(?)чать дорогу которая все еще шла в гору хотя уже не так круто.

3) Тамань самый скверный городишко из всех пр(?)морских городов России. Я там (чуть)чуть не умер с голода, да еще вдобавок меня хотели утопить.

4) До станции ост(?)валось еще с версту. Кругом было тихо так тихо что по жу(?)анию комара можно было следить за его полетом. ... На темном небе нач(?)нали мелькать звезды и странно мне пок(?)залось что они гораздо выше, чем у нас на севере.

1.2. Спишите предложения, делая по ходу письма графический разбор и расставляя знаки препинания. Над союзами надпишите разряд: с. – сочинительный или п. – подчинительный.

В копилку слов

палисадник
жужжание

 

 

 

Если вы все вспомнили сами и уверены в правильности своих ответов, можете переходить к заданию 2.1.

Если вам не удалось вспомнить все или вы не уверены в своих знаниях, перейдите в раздел «Справочник» и только после этого читайте текст дальше.

СПРАВОЧНИК

Слово союз в обычной речи означает «взаимная связь, соединение». Оно образовалось с помощью приставки со-, имеющей тот же смысл, что и слова вместе, совместно, от древнего славянского юз («тесные связи»). Тот же корень мы находим в современных словах узы, узел, вязать.

Итак, союз – нечто связывающее, соединяющее.

В грамматике союзыэто служебные слова, которые связывают однородные члены, части сложного предложения, а также отдельные предложения в тексте.

По значению союзы делятся на две большие группы: сочинительные и подчинительные.

Сочинительные союзы связывают равноправные, синтаксически независимые единицы: однородные члены или части сложносочиненного предложения. Например: Долго ль мне гулять на свете то в коляске, то верхом, то в кибитке, то в карете, то в телеге, то пешком? (А.С. Пушкин) – союзы связывают однородные члены предложения. То падал как будто туман, то вдруг припускал крупный дождь. (Л.Н. Толстой) – союзы соединяют части сложного предложения.

Сочинительные союзы обслуживают в предложении сочинительную связь.

Подчинительные союзы связывают неравноправные, синтаксически зависимые единицы – главную часть с придаточной в сложноподчиненном предложении. Например: Проснувшись поутру довольно поздно, я увидел, что буря утихла. (А.С. Пушкин)

Подчинительные союзы служат средством выражения в языке подчинительной связи.

Соотношение между союзами, видами сложных предложений и видами связи можно показать на такой схеме:

Сложные союзные предложения

сложносочиненные

сложноподчиненные

союзы

сочинительные

подчинительные

синтаксическая связь между единицами

сочинительная
части грамматически равноправны

подчинительная
части грамматически неравноправны, одна часть зависит от другой

По своему строению союзы бывают простыми (состоят из одного слова: и, однако, если, словно) и составными (состоят из нескольких слов: не только – но и, не столько – сколько, для того чтобы, несмотря на то что).

Без союзов, так же как без предлогов и частиц, невозможно построить даже самый маленький текст. Чаще всего союзы «работают» внутри предложения (соединяют однородные члены или части сложного предложения). Но не только. Союзы используются и при объединении отдельных предложений в текст. Вот почему их называют словами-связистами.

II. Делаем новый шаг на пути познания

Сочинительные союзы и их разряды по значению

Сочинительные союзы, как и все в предложении, служат смыслу. А поскольку смысл этот может быть разным, эти союзы делятся на несколько разрядов. На какие именно, вы сейчас вспомните сами, а мы дадим вам подсказку.

Как вы думаете: к какому разряду относятся сочинительные союзы, если они имеют значение «или то, или другое»? Например: Что-то слышится родное в долгих песнях ямщика: то разгулье удалое, то сердечная тоска. (А.С. Пушкин)

К какому разряду относятся сочинительные союзы, смысл которых можно выразить формулой «не то, а другое»? Иными словами то, что сказано в одной части, противопоставлено тому, что сказано в другой? Как, например, в такой строке А.С. Пушкина: Дни поздней осени бранят обыкновенно, но мне она мила, читатель дорогой.

А как называются союзы, которые соединяют однородные члены или части сложного предложения – и при этом живут мирно, не противятся этому соединению и не выбирают или то, или другое? Их значение можно описать формулой «и то, и это»: И цветы, и шмели, и трава, и колосья, и лазурь, и полуденный зной... (И.А. Бунин)

Проверьте себя по таблице.

 

 

 

 

Соединительные

Противительные

Разделительные

?

и, да (= и)
ни – ни
тоже
также
не только – но и
не столько – сколько
как – так и

а, но
да (= но)
зато
же
однако
или

либо
то – то
не то – не то

 

Разряды сочинительных союзов по значению

2.1. Закройте учебник, начертите в тетради таблицу «Разряды сочинительных союзов по значению», а затем заполните ее. Постарайтесь вспомнить все нужные союзы.

2.2. Если вы не вспомнили какие-то союзы, найдите их в следующем списке. Но учтите, что они даны в перепутанном виде.

И, а, но, или, да (= и), как – так и, однако, либо, не столько – сколько, тоже, то ... то, также, зато, или, ни ... ни, же, да (= но), не то ... не то, не только – но и.

Заполняя таблицу, вы, конечно же, обратили внимание на то, что в ней есть пустая графа.

Сейчас вы познакомитесь еще с одним разрядом. Это пояснительные союзы. Как вы, наверное, поняли по названию, эти союзы разъясняют, конкретизируют сказанное или, поясняя, называют другими словами то, о чем сообщалось ранее.

Пояснительных союзов немного. Два из них постарайтесь найти сами среди других сочинительных союзов:

Зато, то ... то, не только – но и, же, также, то есть, да, ни ... ни, а, а именно, как – так и.

А третий по форме тождествен союзу или, однако смысл у него не разделительный, а пояснительный, и поэтому его можно заменить другим пояснительным союзом – то есть. Можете убедиться в этом сами: Еще Геродот, Аристотель и Плиний более или менее верно описали бегемота, или гиппопотама. (Майн Рид)

Итак, к пояснительным союзам относятся: то есть, или (в значении то есть), а именно.

Занесите пояснительные союзы в последнюю колонку таблицы.

В копилку слов

то есть
а именно

 

3.1. Проверьте себя, хорошо ли вы знаете разряды сочинительных союзов. Для этого выполните тест.

1) К соединительным союзам относятся:

а) ни – ни,
б) либо,
в) тоже,
г) однако.

2) К разделительным союзам относятся:

а) да (= и),
б) то – то,
в) зато,
г) же.

3) Найдите пояснительный союз:

а) да (= но),
б) если,
в) то есть),
г) либо.

4) Укажите ряд, в котором все союзы являются противительными:

а) не только – но и, не то – не то, а, также;
б) как – так и, ни – ни, и, да (= но);
в) а, то ли – то ли, зато, не столько – сколько;
г) же, но, однако, а.

5) Из данных слов сочинительными союзами являются:

а) как только;
б) не только – но и;
в) потому что;
г) тоже.

6) Не являются союзами слова:

а) вначале;
б) также;
в) то есть;
г) затем.

Сравните два примера, обращая внимание на знаки препинания.

1. По всему видно, что здесь побывала анаконда или какая-нибудь другая змея.

2. Анаконда, или гигантский удав, обитает в Бразилии и Гвиане.

Что соединяет союз или в первом предложении? Идет ли речь об одной змее или о двух разных змеях?

А сколько действующих лиц во втором предложении? Что здесь присоединяет союз или?

Вспомните, что такое приложение. Если не помните, обратитесь к справочнику.

СПРАВОЧНИК

Приложение – это определение, которое выражено существительным и согласуется с определяемым словом в падеже. Например: девушка-красавица, юноша-храбрец, солдат Теркин, дерево клен.

Приложения бывают нераспространенными и распространенными. Распространенные приложения, стоящие после определяемого слова, выделяются на письме или запятыми, или – реже – тире.

Вот так: Н.В. Гоголь, великий русский писатель, родился в 1809 году. Вы видите перед собой памятник Н.В. Гоголю – великому русскому писателю.

Обособленное приложение может присоединяться к определяемому слову пояснительным союзом или. Например: Префиксы, или приставки, образуют новые слова и формы слова. Флексии, или окончания, бывают только у изменяемых слов.

Теперь познакомьтесь с самоинструкцией.

Самоинструкция

Определяю, можно ли союз или заменить союзом то есть.

Да

Вывод: это пояснительный союз. Он присоединяет приложение. Ставлю первую запятую перед или, а вторую после всего приложения.

Нет

Вывод: это разделительный одиночный союз. Он соединяет однородные члены. Не ставлю запятую перед или.

4.1. Спишите примеры, расставляя знаки препинания. Что присоединяет в данных предложениях союз или? Объясните, почему в одних случаях запятая перед или ставится, а в других нет.

1) Давно уже прошли времена когда люди защищались или нап(?)дали с копьями в руках а мы до сих пор употребляем выражение «ломать копья».

2) Среди самых знаменитых памятников античности или семи чудес света был Колосс Родосский огромная бронзовая фигура (древне)греческого бога Солнца Гелиоса.

3) Выражение «колосс на глиня(?)ых ногах» употребляется для характеристик(?) людей или предметов величестве(?)ых с виду и слабых по существу.

4) Число аллигаторов или крокодилов живущих в болотах Флориды резко сократилось, поэтому их пр(?)ходится разводить на специальных фермах.

5) Греческое слово метаморфоза или пр(?)вращение употребляется и в биологи(?) и в хими(?) и в гуманитарных науках.

4.2. Подчеркните приложения.

4.3. Составьте схему первого предложения и дайте его общую характеристику.

В копилку слов

колосс
колоссальный
метаморфоза
гуманитарный

 

 

5. Поставьте знаки препинания в отрезках предложений.

1) ...и размышлял купить ему теннисную ракетку или футбольный...

2) В клетке (по)хозяйски распол(?)жился гризли или...

3) ...что я помирюсь с братишкой или отец...

4) ...но больше всего детям понравился и(?)юзионист или попросту...

5) ...на языке древних римлян или латыни слово «нервус»...

ПЕРЕМЕНА

Древнеримский поэт Овидий Назон прославился тем, что написал поэму «Метаморфозы». В 15 песнях этой стихотворной поэмы повествуется о различного рода мифических превращениях – от создания мира до превращения Юлия Цезаря в звезду (по другим источникам – в комету).
Вот Зевс превращает прекрасную Ио в корову, дабы скрыть ее от своей ревнивой супруги, и несчастная вынуждена терпеть невыносимые страдания от укусов чудовищного овода.
Вот нимфа Дафна, преследуемая влюбленным в нее Аполлоном, молит своего отца Пелея обратить ее в лавр. И как только произнесла она свою просьбу, кора покрыла ее нежное тело, волосы обратились в листву, а руки, поднятые к небу, – в ветви лавра.
Помните вы, наверное, и охотника Актеона, превращенного разгневанной богиней охоты Артемидой в оленя. Актеон был растерзан собаками за то, что он, единственный из смертных, увидел божественную красоту дочери Зевса.
Эти и многие другие мифы дошли до нас благодаря «Метаморфозам» Овидия.

Вы, наверное, заметили, что среди сочинительных союзов есть как простые, так и составные. Особой разновидностью составных союзов являются двойные союзы. Их части всегда ходят парами, но располагаются в разных местах предложения.

Запомните: при однородных членах предложения, соединенных двойными союзами, запятая ставится перед второй частью этих союзов. Вот так: Идея Колумба достичь Индии западным путем была не только одним из величайших заблуждений, но и величайшим открытием. (С.Цвейг)

От двойных союзов нужно отличать повторяющиеся союзы: и ... и, ни ... ни, то ... то, не то ... не то и др. Название говорит само за себя. Это обычные простые союзы, употребленные не один раз, а несколько. С этими союзами тоже надо держать ухо востро.

Если повторяющиеся союзы соединяют однородные члены предложения, то запятая ставится между однородными членами: НЛО похожи то на гигантские сигары, то на крышки от кастрюль.

6. Найдите в таблице «Разряды сочинительных союзов» двойные и повторяющиеся союзы. Придумайте и запишите с ними 5–6 предложений.

Прочтите особенно внимательно!

Сейчас мы познакомим вас с новым типом заданий. Вы должны будете по самым первым словам предложения предсказать (предвидеть, прогнозировать) и его синтаксическую структуру, и общий смысл. Это позволит вам расставлять знаки препинания по ходу письма. Ситуация, когда вы не знаете всего текста сразу, возникает очень часто, пишете ли вы изложение, или сочинение, или какую-нибудь другую творческую работу. В жизни, за стенами школы, вы будете создавать собственные тексты: письма, заявления, планы, отчеты, статьи... Во всех этих случаях человек постепенно порождает текст. И знаки препинания грамотный человек, конечно, ставит по ходу создания собственного текста: они – важная смысловая часть текста.
Покажем вам на примере, как выполняются такие задания.
Дается несколько первых слов предложения:

Женщина, которая...

Написав эти слова, вы сразу понимаете: предложение сложноподчиненное. Женщина – подлежащее в главной части, которая – союзное слово в роли подлежащего в придаточной части. Дальше можно предположить один из двух вариантов:

1) предложение сложноподчиненное – «матрешка»1;

или:

2) первая часть предложения – назывная, вторая – придаточная.

Теперь допишите этот отрезок предложения, наполнив его конкретным содержанием (двумя разными способами).

7. Что можно сказать о предложении, если оно начинается такими словами:

1) Те, которые...
2) Ах, какой...
3) Кто врага...?

8. Что можно сказать о предложении, в котором есть союзы:

1) то есть;
2) зато;
3) ни ... ни?

9.1. Спишите, расставляя недостающие знаки препинания и вставляя пропущенные буквы. Двойные и повторяющиеся союзы заключите в овал.

Шаровые молнии бывают (не)только круглой или овальной формы но и (в)виде конуса или кольца или ц(?)линдра или даже (в)виде м(?)дузы. Цвет у них тоже самый разнообразный белый желтый все оттенки красного оранж(?)вого зеленого. (Не)которые из них имеют хвост – светящийся или белый.
Шаровые молнии бывают как совсем маленькими, размером в 1 сант(?)метр так и довольно большими, около 1 метра. Чаще всего встречаются молнии д(?)аметром в 15 сант(?)метров. Однако известен случай встречи с пятиметровым огне(?)ым шаром – он столкнулся с самолетом на высоте более 1000 метров.
(Не)смотря на то что шаровые молнии извес(?)ны человеку очень давно, это пр(?)родное явление (до)сих пор еще изуче(?)о мало.

9.2. Найдите союзы по их характеристике: 1) сочинительный, противительный, простой; 2) сочинительный, соединительный, двойной; 3) сочинительный, разделительный, простой, повторяющийся.

9.3. Сделайте морфемный и словообразовательный разбор сложных слов.

10.1. Прочитайте отрывок из книги писателя-публициста Всеволода Овчинникова «Ветка сакуры». (Сакура – это японская вишня, символ Страны восходящего солнца.) Она посвящена Японии и японскому образу жизни. Учтите, что в первых трех абзацах пропущены некоторые союзы. Читая текст, мысленно восстанавливайте их.

ОБУЧЕНИЕ КРАСОТЕ

Японским детям с самого ра(?)его возраста прив(?)вают чу(?)ство прекрасного. Каждый образова(?)ый японец (не)преме(?)о должен владеть ... мастерством каллиграфии ... мастерством стихосложения.
Спору нет, иероглифическая письме(?)ость тяжкое бремя для японского школьника. Она отб(?)рает у него в первые годы обучения много времени и сил ... нельзя не отметить и другого. Иероглифы это ... средство письме(?)ого общения ... средство формирования характера. Лишь морально соверше(?)ый человек может стать мастером каллиграфии. И наоборот всякий кто овладел иску(?)твом иероглифической письме(?)ости сч(?)тается человеком высоких душевных качеств.
При обучении иероглифике ст(?)рается грань между чистописанием и рисованием. Когда освое(?)ы необходимые механические навыки человек уже ... пишет ... рисует, причем не пером ... кистью. Каждый японец по существу становится живописцем.
Но не только искусство каллиграфии создает в Японии культ красоты. Еще в начальной школе каждый ребенок обучается стихосложению. Излюбленными формами массового поэтического творчества служат танка и хайку. Танка состоит из 5 нерифмованных строк и 31 слога чередующихся как 5–7–5–7–7 а хайку ставшее очень популярным с ХVI века это танка без последнего двустишия то есть стихотворение из 17 слогов.
Один художественный образ непременно адресованный к какому-то из четырех времен года плюс определенное настроение переданное через подтекст вот что должно содержать хайку. Например в хайку об осени говорится:

Гляжу: опавший лист
Опять взлетел на ветку.
То бабочка была.

Стихосложение в Японии удел ... поэтов ... миллионов обычных жителей удивительной страны в которой культ прекрасного складывался веками.

10.2. Спишите первые три абзаца, вставляя пропущенные союзы. Раскройте скобки и расставьте знаки препинания. На остальную часть текста положите прозрачную пленку и расставляйте знаки препинания на этой пленке.

10.3. Сделайте графический разбор предложений, в которых между подлежащим и сказуемым ставится тире при пропуске глагола-связки. Ориентирующими знаками в некоторых предложениях вам будут служить частицы это, вот. Чем осложнены некоторые из этих предложений?

11. Расскажите письменно, что вам известно о Японии и японском образе жизни. Вот несколько тем для ваших рассказов: «Цветы и чай», «Сакура», «Икебана», «Японская вежливость», «Фудзи».

В копилку слов

каллиграфия
иероглиф
иероглифический

 

ПЕРЕМЕНА

На фоне европейских правил вежливости учтивость современных японцев выглядит как экзотика. Легкий кивок, который остался в нашем быту единственным напоминанием о давно отживших поклонах, в Японии распространен так, словно он заменяет собой знаки препинания. Собеседники то и дело кивают друг другу, даже когда разговаривают по телефону. Встретив знакомого, японец способен замереть, согнувшись пополам, словно вопросительный знак, даже посреди улицы. (По В.Овчинникову)

В стране воспоминаний

Знаки препинания при слове однако

У сочинительного союза однако есть двойник, доставляющий много хлопот пишущим. Вспомним, как нужно действовать в этом случае.

Самоинструкция

Определяю, можно ли заменить слово однако союзом но.

Да

Вывод: это союз, ставлю запятую перед ним.

Нет

Вывод: это вводное слово, выделяю его запятыми.

Обратите внимание! Если слово однако находится в начале простого предложения (Однако заячий тулуп явился (А.С. Пушкин) или соединяет части сложносочиненного предложения (Все ждали его, однако он не пришел), это союз. Запятая после него не ставится.
А если однако стоит в середине или в конце предложения, перед нами вводное слово, и поэтому его надо выделять запятыми. Вот так: Он, однако, не пришел.

12. Спишите, расставляя недостающие знаки препинания и вставляя пропущенные буквы. Определите синтаксическую роль слова однако, то есть укажите, является ли оно союзом или вводным словом.

Кенгуру знаком каждому. Не все однако знают что это большая и (разно)образная группа австралийских животных. Среди них есть (не)только гиган(?)ские особи ростом выше человека но и совсем крошечные экз(?)мпляры. Все они (траво)ядные животные передвигаются большими прыжками а д(?)тенышей носят в особой сумке на животе. Часто уже подросшие д(?)теныши щипл(?)т травку рядом с матерью однако тревожить их (не)советуем: они стремглав заб(?)раются снов(?) в сумку и выгляд(?)вают оттуда чу(?)ствуя себя в безопас(?)ности. (Вл. Флинт)

В копилку слов

экземпляр
стремглав

 

 

 

 

 

13.1. «Расшифруйте» предложение. Помните, что при выполнении этого задания необходимо соблюдать два условия: 1) полностью «вычерпать» смысл предложения и 2) не придумывать ничего, что из предложения нельзя узнать.

Несмотря, однако ж, на размолвку, гость и хозяин поужинали вместе, хотя на этот раз не стояло на столе никаких вин с затейливыми именами.

13.2. Сделайте графический разбор этого предложения. Объясните знаки препинания.

14.1. Спишите текст, расставляя недостающие знаки препинания. Определите, что присоединяют «двуликие» слова однако и или. Найдите в тексте сочинительные союзы, дайте устно им характеристику.

Первые путешестве(?)ики «заморские купцы» привезли страшные но большей частью ф(?)нтастические рассказы о ядовитых р(?)стениях. На острове Ява среди девственных лесов находится будто бы отравле(?)ая д(?)лина или д(?)лина смерти покрытая белеющими ч(?)репами и скелетами отр(?)вившихся людей и животных. Посередине д(?)лины р(?)стет дерево упас или анчар листья которого исп(?)ряют яд губящий все живое прибл(?)жающ(?)еся к дереву. Эта л(?)генда и побудила Пушкина написать зам(?)чательное стихотворение «Анчар».
Как пок(?)зали исследования б(?)таников такого дерева с ядовитыми исп(?)рениями нет однако в соке многих р(?)стений, в том числе и у анчара, содержится очень сильный яд.
Не только в тр(?)пических странах р(?)стут ядовитые р(?)стения. На наших полях их тоже очень много. К ним относятся как совершенно бе(?)хитрос(?)ные на первый взгляд лютик и белена так и более экз(?)тические цикута и белладонна. (По Н.Верзилину)

14.2. Слова с безударными гласными, в которых пропущены буквы, распределите на три группы в зависимости от вида орфограммы. Дополните каждую группу 3–4 своими примерами.

14.3. Найдите предложения с обособленными определениями и приложениями. Обозначьте их графически. Используя эти примеры, расскажите об обособлении определений и приложений.

В копилку слов

экзотический

 

 

Если вы все сделали правильно, то следующее задание можете пропустить.

Если ошибки были, то продолжайте тренировку.

15.1. Расставьте знаки препинания в отрезках предложений.

1) ...дождь однако не...
2) ...пора бы прекратиться он однако...
3) ...усмехнулся однако чело...
4) ...аллигаторы или крокодилы живут...
5) ...или она дергала за хвост или нападала...

15.2. Дополните отрезки до предложений.

16. Составьте письменно план параграфа 1.2. Расскажите, что нового вы узнали о сочинительных союзах, какой новый шаг на пути познания сделали.

Продолжение следует
(В следующем номере –
1.3. «Подчинительные союзы
и их разряды по значению» и
1.4. «Союз на службе у текста».)


1 Так в учебных книгах и учебниках Г.Г. Граник и др. называются сложноподчиненные предложения, в которых придаточная часть стоит в середине главной.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru