Я ИДУ НА УРОК
Н.А. ЗАЙЦЕВА,
Стабенская средняя школа,
пос. Жуково,
Смоленская обл.
Функции однородных членов
предложения.
Выразительность и краткость речи
2 часа
5-й класс
1. На доске записаны предложения.
Прочитайте их. Нравятся ли они вам? Почему?
По небу плыли разноцветные шары. По
небу плыл красный шар. По небу плыл синий шар. По
небу плыл зеленый шар. Они были похожи на радугу.
Предложения некрасивые, потому что
много раз повторяется словосочетание по небу
плыл. Предложения длинные и бесполезные,
читать их неинтересно.
– Как можно улучшить текст? Что для
этого следует использовать? Запишите текст в
исправленном виде.
По небу плыли разноцветные шары:
красный, желтый, синий, зеленый. Они были похожи
на радугу.
– Как изменился текст? Благодаря чему
это произошло?
– Текст стал не только короче, исчезли
ненужные повторы благодаря использованию
однородных членов предложения.
– Какой вывод о роли однородных членов
предложения мы можем сделать?
Вывод. Однородные члены
предложения делают нашу речь образнее,
выразительнее и короче.
2. Используя предложения с
однородными членами, произведите замену,
сделайте текст короче и выразительнее. Если вы
замену произведете верно, то получите отрывок из
сказки Х.К. Андерсена «Самое невероятное».
Художник, творец часов, был человек еще
молодой. Художник был сердечный. Художник был с
детски веселой душой. Художник был добрый
товарищ. Художник был примерный сын,
заботившийся о своих родителях. Он вполне
заслуживал руки принцессы. Он вполне заслуживал
полкоролевства.
(Художник, творец часов, был человек
еще молодой, сердечный, с детски веселой душой,
добрый товарищ и примерный сын, заботившийся о
своих родителях. Он вполне заслуживал руки
принцессы и полкоролевства.)
– Вспомним, какие знаки препинания
ставятся при однородных членах, и составим схемы
однородных членов в данном предложении.
– Как вы думаете, чем заслужил
художник руки принцессы? Зачем автор так
подробно перечисляет его качества?
– Нужны ли эти качества нам сейчас? Чем
они могут помочь человеку?
3. Художник изобрел необыкновенные
часы. Что это могли быть за часы? Запишите
несколько предложений, описывающих особенность
этих часов. Сравните с авторским вариантом.
(Авторские предложения записаны на доске и до
определенного времени закрыты.) Спишите
предложения, расставляя знаки препинания.
Составьте схемы предложений.
В четыре часа показались четыре
времени года: весна с только что распустившейся
буковой ветвью..., лето с колосом ржи..., осень с
пустыми гнездами аиста и зима со старою
вороной-сказочницей.
В пять выходили пять чувств: зрение – в
образе оптика, слух – медика, обоняние –
продавца фиалок и дикого ясменника, вкус –
повара, осязание – распорядителя похоронной
процессии.
4. В шуточном стихотворении
О.Григорьева предлагается навести порядок;
каждому знаку препинания найдите свое место.
Повар
готовил обед,
Когда отключили свет.
Повар леща берет
И опускает в компот,
Бросает в котел, поленья
В печку кладет, варенье
Мешает, суп кочережкой
Угли бьет, поварешкой
Сахар сыплет в бульон,
И очень доволен он.
То-то был винегрет.
Когда починили свет.
5. В записанном шуточном
стихотворении И.Мазина «Пир» расставьте знаки
препинания.
В старом замке
под горой
был однажды
пир горой.
До утра в нем
пировали
пели песни
и плясали
не король
не королевич
с королевной молодо
не царевна
не царевич |
не сапожник
не портной –
в старом замке
пели звонко
и плясали
три мышонка!
Потому что
три мышонка
в первый раз
за триста лет
отыскали в старом замке
корку хлеба
на обед! |
6. Свободный диктант по сказке Х.К.
Андерсена «Ветер рассказывает о Вальдемаре До и
его дочерях». Подчеркните в записанных
предложениях однородные члены.
Промчался ветер над лугом – словно
всколыхнул зыбью зеленый пруд, промчался над
полем – разгулялись пшеничные волны, ни дать ни
взять – море-океан! Это танцы ветра.
А прислушайтесь к его песням! Он поет их везде
по-разному: в лесу – протяжно и гулко, а в домах,
куда он врывается то в чердачные окна, то в щели
стен, – тоскливо и надсадно. Ты только погляди,
как он гонит облака по небу, словно пес стадо
овец! А теперь послушай, как он свищет в воротах,
словно сторож дует в рожок!
Как тревожно гудит в печной трубе, как завывает в
камине! Поленья потрескивают, разлетаются во все
стороны яркие искорки; отблески пламени
высвечивают даже самые дальние уголки комнаты;
как тепло, как уютно сидеть у огня и слушать.
Слушать рассказы ветра. Он один знает куда больше
историй, чем все мы, вместе взятые. Слышишь? Он
начинает свой рассказ.
Домашнее задание. Напишите
рассказ ветра, используя однородные члены
предложения.
|