Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №6/2005

Я ИДУ НА УРОК

Н.А. ЗАЙЦЕВА,
Стабенская средняя школа,
пос. Жуково,
Смоленская обл.


Подготовка к изложению с элементами описания местности

(3 часа)

8-й класс

Урок 1

ХОД УРОКА

1. На доске записано высказывание Г.Кублицкого.

«Если бы меня спросили, как начинать знакомство с городом, где никогда не доводилось бывать прежде, я ответил бы без колебаний: побродите по улицам, стараясь понять, в чем его особенность, а потом узнайте, как пройти в музей. Он станет вашим первым собеседником, посоветует, куда непременно надо сходить, что посмотреть. А уж вы сами выбирайте наиболее интересное».

– Подчеркните опорные слова в этом высказывании и сформулируйте основную мысль в одном предложении.

Опорные слова: начинать знакомство, не доводилось бывать прежде, понять, в чем его особенность, музей – первый собеседник, выбирайте наиболее интересное.

Основная мысль этого высказывания в том, что в любом городе надо уметь найти его особенность и для знакомства уметь выбрать самое интересное.

– Сегодня мы с вами совершим заочную экскурсию по некоторым городам нашего Отечества, посмотрим на особенности их, познакомимся с жанром путевых заметок и особенностями описания местности. Итогом нашей работы станет изложение с элементами описания местности.

– Вспомните средства связи предложений в тексте. (Местоимения, лексический повтор.)

Сегодня мы расширим наши представления о средствах связи предложений. Учитель дает представление о таких средствах связи, как однокоренные слова, наречия, вводные слова, союзы, семантические синонимы, понятия «общее – частное» и «частное – общее», подтверждая все это примерами.

Ученики делятся на группы, каждая группа получает карточку с общим текстом, но индивидуальным заданием. После выполнения задания группа выступает со своими наблюдениями перед другими группами. Результатом первого урока является написание сочинения-миниатюры с элементами описания местности и определением способа связи предложений в тексте.

К-1. Прочитайте описания местности.

1) А вот вам Красноярск. 2) В считанные годы развернулся, открыл к реке сложившуюся за столетия старую левобережную часть города. 3) Всю целиком. Порт перенес подальше от городских кварталов. 4) На его месте – гранит и мрамор набережных. 5) Лестницы спускаются к реке с площадей и улиц. 6) Смотровые площадки открывают даль неоглядную. 7) Душистой липе волжских бульваров на Енисее не прижиться, здесь воздух после дождей напоен тонким ароматом лиственницы.8) Один парадный выход к набережной – от главной городской площади. 9) Это площадь-цветник. 10) Отсюда аллея мимо сосен старого парка выходит к смотровой площадке.

11) Можно по лестницам спуститься к самой воде, к усеянному галькой берегу. 12) Взрослые вместе с ребятней увлеченно запускают камешки: кто дальше?

(Г.Кублицкий. Вот она, наша Сибирь!)

Задания для 1-й группы (сильные ученики). Какими способами связаны предложения в тексте? Используются ли следующие способы связи? Если да, назовите номера предложений, где эта связь ярко выражена.

– Лексический повтор;
– местоимения;
– однокоренные слова;
– наречия;
– семантические синонимы.

Задание для 2-й группы. Какие односоставные предложения используются в тексте? Как они помогают в стилистическом оформлении текста?
Текст становится более разнообразным, стилистически интересным, имеет обобщающее значение.

Задание для 3-й группы (слабые ученики). Выпишите детали описания местности. Можно ли по этим словам судить о теме, предмете описания?

К-2. Прочитайте текст и выполните задание своей группы.

Как уныло здесь, когда нет солнца. Но вот птицы исчезают вдали, затих их крик, а вслед за ними медленно наползает туман, скрывая от глаз беспокойное море, береговые скалы, каменистую тундру. «Уу-ах, уу-ах», – в стороне громко кричит гагара, и ее крик сквозь туман доносится как будто из другого мира. И вдруг совсем близко оглушительный пушечный выстрел обрывает ход моих мыслей. Невыносимый от неожиданности звук пронизывает нервы.
Близ местного маяка стоит пушка. В туманные дни через каждые 20 минут раздается пушечный выстрел. Это маяк предупреждает проходящие пароходы о близости опасных подводных скал, о близости острова. Но для нас интересно другое. Под самым стволом орудия на гнезде спокойно сидит гагара. Она занята высиживанием яиц, и ее не тревожат пушечные выстрелы. Неподалеку от этого места, на ровном участке тундры, во множестве гнездятся сизые чайки, полярные крачки, короткохвостые поморники.

(Е.Спангенберг. Встреча с животными)

Задание для 1-й группы. Определите способ связи предложений первого абзаца.

Задание для 2-й группы. Определите способ связи предложений второго абзаца.

Задание для 3-й группы. Как меняется план повествования (ближе – дальше)? Выпишите слова из текста, с помощью которых автор меняет план повествования. Для чего автор использует эти слова? К какой части речи они относятся? Распределите их на группы: ближе – дальше.

Вывод: чем разнообразнее связи между предложениями, тем выразительнее текст. Ваша задача – написать дома сочинение – описание местности и указать средства связи между предложениями.

Урок 2

ХОД УРОКА

1. Проверка домашнего задания.

2. Продолжение работы с текстами.

Представьте себе, что вы совершаете путешествие по незнакомому городу и останавливаетесь перед достопримечательностью этого города.

К-3. Прочитайте текст. В чем его особенность? К устной или письменной форме речи вы его можете отнести? Почему?

Рядом с дачей Чуковского стоял и стоит домик. Относительно современный на фоне других домик.
Окрестные жители называют его «домиком дедушки Корнея». В нем библиотека. Не обычная библиотека, а детская. И не обычная детская – не городская, не районная, не школьная, а уникальная библиотека дедушки Корнея. Потому что и построил ее дедушка Корней, и скомплектовал, и был в ней главным работником.
Но на здании библиотеки нет никакой вывески. И в помещении библиотеки вы не найдете портрета ее создателя. Зато в нем есть фотографии многих советских писателей. Тех, которые писали для детей. Если бы историк пытался по ним судить о тех, кто и как у нас в стране создает книги для детей, он бы возмутился: «Неполно! Нет портрета Корнея Ивановича Чуковского!».
Правильно. Портрета Чуковского в библиотеке при его жизни не было. И не было потому, что именно он, Корней Иванович, собрал эту библиотеку на свои средства и трудился в ней денно и нощно.

(С.Баруздин. Заметки о детской литературе)

– В чем вы увидели особенность этого текста? Какие признаки вам на это указали? К устной или письменной форме речи вы его отнесете?

Этот текст можно отнести к устной форме речи, так как предложения в нем простые, с повторяющимися словами. Сложные предложения разорваны на части, что характерно для устной речи.

– Перестройте текст, чтобы получился текст письменной речи. Используйте для этого разные способы связи.

К-4. Прочитайте текст, который представляет путевые заметки. Выполните задания своей группы.

Тюмень прежде называли «столицей деревень». Деревень вокруг тоже было негусто, сам город по окраинам напоминал сельщину. Кое-что осталось. Трехоконные, вросшие в землю старые домишки, словно чувствуя себя виноватыми, недостойными сегодняшней тюменской известности, прихорошились, ярко, броско окрасили ставни, обновили крышу.
На них свысока смотрят пятиэтажки, образующие нынешний силуэт города. Вокзал внешне строговат на взгляд тех, кто привык к построенным в первые послевоенные десятилетия вокзалам – дворцам со всяческими декоративными украшениями, лепкой, роскошными люстрами. Это вокзал делового города: большая гостиница, в залах – полтысячи автоматических камер хранения, много касс. Здесь люди останавливаются ненадолго, их главная дорога – дальше на север. Тюмень лишь ближайший тыл главной стройки.
Это чувствуется и по станционным путям. Их десятки, над ними перекинуты мосты. Составы, составы, составы... И чего только тут нет! На платформах трубы невиданного прежде диаметра: пригнувшись, можно ходить как в тоннеле. Платформы с контейнерами, на которых названия наших городов и заводов, промышленных центров Западной Европы, всемирно известных фирм. Платформы с разборными домиками для поселков в тундре, с бетонными панелями зданий и конструкциями мостов, с автобусами цвета апельсиновой кожуры – хорошо, что выпускают такие солнечные машины, радующие глаз северянина в хмурую непогодь.

(Г.Кублицкий. Вот она, наша Сибирь!)

Задание для 1-й группы. Укажите различные способы связи предложений в тексте.

Задания для 2-й группы. Выпишите слова, несущие эмоциональную окраску, выражающие авторское отношение. Для чего их использует автор? Укажите способ связи предложений 2-го абзаца.

Задания для 3-й группы (слабые). В третьем абзаце найдите предложения, связанные местоимением; лексическим повтором одного и того же слова; наречием.

Урок 3

ХОД УРОКА

1. Написание изложения по тексту.

МУЗЕЙ В ТАРХАНАХ

Лермонтовский музей был создан в 1939 году. В течение ряда лет он размещался в барском доме. Затем экспозиции развернули в церквах Марии Египетской и Михаила Архангела. В 1969 году в Тарханах начались серьезные реставрационные работы, которые коснулись не только памятников архитектуры, но и мемориальной территории. Центральная часть усадьбы совершенно преобразилась: были восстановлены любимые аллеи поэта: «темная», сосновая и липовая; воссоздана планировка дальнего сада, вылечен лермонтовский дуб, очищены пруды Барский, Средний и Малый, разбиты цветники у дома.
Асфальтированная трасса Пенза – Тамбов позволяет теперь приехать в Тарханы в любое время года. От бывшего Чембарского тракта к усадьбе ведет прямая дорога. Входом в усадьбу служит плотина Барского пруда, обсаженная ветлами. С нее в просветах между корявыми стволами видна гладь пруда; а дальше в зарослях сирени стена старого арсеньевского амбара. На повороте плотины вправо открывается вид на бывший помещичий дом («античное здание с белыми колоннами и непременной церковью поблизости») – типичное «дворянское гнездо». По словам М.Ю. Лермонтова, «барский дом был похож на все барские дома: деревянный с мезонином, выкрашенный желтой краской».
Рядом с барским домом возвышается однокупольное здание церкви Марии Египетской. На ее месте когда-то стоял первый арсеньевский дом, в котором трагически окончились дни деда и матери поэта. В 1818 году Е.А. Арсеньева продала этот дом на своз в соседнее село Владыкино и чуть южнее построила другой, ныне существующий. К церкви как к месту, где стоял старый дом, сходятся три основные перспективы усадьбы.
На восток от церкви четко просматривается аллея Дальнего сада, действительно дальнего и очень своеобразного по композиции.
Он представляет в плане квадрат и обведен канавой и валом, по которому растут ива и рябина. Восемь аллей из вязов и лип сходятся к центру. Здесь-то и стояла беседка, вокруг которой также росли липы. Ближе к центру были высажены цветы, а дальше – фруктовые деревья и кустарники: вишни, яблони, сливы, груши...
За садом в трех верстах от усадьбы узкой полосой с востока на запад тянется дубовый лес – Долгая роща. Дорога к ней идет по открытой равнине. Пересекает лощину, выходит на луг, по которому разбросаны одинокие дубы; они широко разрослись на просторе, ветви у самой земли.

(По Т.Мельниковой)

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru