ПОДСПОРЬЕ
Г.Н. ВЛАДИМИРСКАЯ,
г. Москва
Контрольные диктанты за II полугодие
5-йкласс
I
Почему писатель назвал своего героя
Чебурашкой?
Не удивляйтесь, но предположительно
первым Чебурашкой была маленькая девочка. Вот
как это происходило.
Морозной зимой писатель Эдуард Успенский шел по
двору. Вдруг он видит малышку, которая гуляет с
мамой. На девочке длинная мохнатая шуба. Эта шуба
ей подойдет, когда девочка подрастет. А сейчас
малышка с трудом пробирается по снегу, все время
спотыкается и падает. А мама ее поднимает и
говорит: «Вот какая чебурашка!».
Писателю понравилось это словцо, и он назвал им
своего сказочного героя.
Так появился этот «неизвестный науке зверь»,
который приехал в нашу страну в ящике с
апельсинами и поселился в столице нашей родины.
(95 слов)
(По Б.Голдовскому)
Грамматические задания
1. Сделайте фонетический разбор слов:
I вариант – всё, ее;
II вариант – зверь, ей.
2. Подберите:
а) синоним к слову:
I вариант – понравилось;
II вариант – морозная (зима);
б) антоним к слову:
I вариант – маленькая;
II вариант – падает.
3. Сделайте морфемный разбор слов:
I вариант – писатель, гуляет, длинная;
II вариант – подрастет, словцо, маленькая.
4. Сделайте морфологический разбор
слова:
I вариант – малышку;
II вариант – (на) девочке.
5. Сделайте синтаксический разбор
предложения:
I вариант – второго во 2-м абзаце;
II вариант – четвертого во 2-м абзаце.
II
Капустник
До революции 1917 года во время
Великого поста театры закрывались. В этот период
не разрешались представления для зрителей,
запрещалось есть мясо.
И вот в Московском художественном театре1 придумали такую вещь. Актеры
собирались в здании театра и располагались за
длинным столом. К ужину подавали пироги с
капустой. И актеры без зрителей представляли
разные сценки из своей жизни, которые они
сочиняли сами. Шутки были для своих. Так
появились капустники. Популярность их росла.
Слухи об актерских ужинах быстро разлетаются по
Москве, и многие люди стараются попасть на них.
Капустники становятся особым театральным
жанром.
Сейчас театральные капустники можно увидеть по
телевидению.
(97 слов)
(По журналу «Детская энциклопедия»)
Грамматические задания
1. Сделайте фонетический разбор слов:
I вариант – есть, мясо;
II вариант – своей, вещь.
2. Найдите:
а) синонимы к слову:
I вариант – представление;
II вариант – актер;
б) многозначное слово:
I вариант – в 1-м абзаце;
II вариант – в предпоследнем абзаце.
3. Сделайте морфемный разбор слов:
I вариант – придумали, капустой,
актерских;
II вариант – подавали, театре, длинным.
4. Сделайте морфологический разбор
слова:
I вариант – (в) период;
II вариант – (для) зрителей.
5. Составьте схему предложения:
I вариант – третьего из 2-го абзаца;
II вариант – первого из 3-го абзаца.
6-й класс
I
Диван
Обычно диваном называют мягкую мебель
с длинной стенкой и ручками, а иногда с валиками
по краям. Родилось это слово в Турции.
В России диваны появились во времена Екатерины
Великой. Это было во второй половине XVIII века,
после взятия русскими войсками турецкой
крепости Очаков. Роскошные диваны пришлись по
вкусу знати, которая обставила ими гостиные.
Перед диванами раскладывали дорогие безделушки.
Из-за этого такие предметы мебели слыли
«вывескою безрассудного тщеславия»1.
Лет пятьдесят спустя во многих домах завели
диванные комнаты, где диваны располагались вдоль
стен. Здесь члены семьи и гости собирались для
бесед.
Несколько позже по заграничной моде диваны стали
размещать в самом центре гостиной. Получалась
какая-то «четырехугольная громада», что-то вроде
«диванного пирога».
(109 слов)
(По К.Буровику)
Грамматические задания
1. Выпишите из 1-го абзаца текста
заимствованное слово:
I вариант – мужского рода;
II вариант – женского рода.
2. Сделайте морфемный разбор слов:
I вариант – времена, роскошные,
размещать;
II вариант – русскими, называют, крепости.
3. Выполните словообразовательный
разбор:
I вариант – длинный;
II вариант – роскошный.
4. Сделайте морфологический разбор:
I вариант – мягкую; родилось;
восемнадцатого;
II вариант – турецкой (крепости); обставила;
такие.
5. Сделайте синтаксический разбор
предложения:
I вариант – первого во 2-м абзаце;
II вариант – последнего в 3-м абзаце.
II
Мюнхгаузен
Мюнхгаузен – самый обыкновенный
честный немецкий барон, который жил более 250 лет
назад. Участник русско-турецкой войны
1735–1739 годов. После окончания войны Мюнхгаузен
поселился в своем имении в Германии. Здесь он
любил собирать веселые компании и рассказывать о
своих военных подвигах и путешествиях по России.
Однажды эти истории услышал немецкий писатель
Распе. Вскоре он эмигрировал в Англию, где
написал книгу о приключениях барона в России.
Распе довольно много присочинил к этим историям,
но имени своего под сочинением не поставил.
Через несколько лет книга попала в руки другого
немецкого писателя. Бюргер присочинил к ней еще
кое-какие истории.
Так появилась книга о Мюнхгаузене, которую вы уже
читали. А если еще не прочитали, то обязательно
познакомьтесь с ней.
(114 слов)
(По журналу «Детская энциклопедия»)
Грамматические задания
1. Выпишите заимствованное слово:
I вариант – из 1-го абзаца;
II вариант – из 2-го абзаца.
2. Сделайте морфемный разбор слов:
I вариант – собирать, имени, честный;
II вариант – рассказывать, писателя, немецкий.
3. Сделайте словообразовательный
разбор:
I вариант – русско-турецкий;
II вариант – присочинить.
4. Сделайте морфологический разбор:
I вариант – обыкновенный;
познакомьтесь; (более) 250 (лет);
II вариант – (о) военных (подвигах); поселился;
(через) несколько (лет).
5. Выпишите сложное предложение:
I вариант – из 1-го абзаца;
II вариант – из последнего абзаца.
7-й класс
I
Домовой – сказочный персонаж
Домовой любит, когда к нему относятся
по-человечески. Сластена. Особенно любит кисель и
не может отказаться от него ни днем, ни ночью.
Ведет преимущественно ночной образ жизни. Жизнь
и работа домового сосредоточены за печкой.
Отсюда он следит, чтобы мыши и хозяева не
озоровали, а в доме было тепло и уютно. Время от
времени домовой сам любит похулиганить,
переставляя вещи, стуча дверьми и окнами.
Выглядит он по-разному. Иногда его не отличишь от
хозяина дома, а иногда он появится в виде седого
старичка с лицом, сплошь заросшим волосами, а то и
вовсе веником или кошкой прикинется.
Куда бы люди ни переезжали, они домового к себе
просят. Долго просят, пока тот не согласится. Ведь
дом без домового не дом, а недоразумение. Неуютно
там.
(119 слов)
(По Б.Голдовскому)
Грамматические задания
1. 1. Выпишите из диктанта предложение:
I вариант – с причастным оборотом;
II вариант – с деепричастными оборотами.
2. Сделайте морфологический разбор
причастия:
I вариант – из 1-го абзаца;
II вариант – из 2-го абзаца.
3. Выпишите слово, начинающееся с не:
I вариант – которое без не не
употребляется;
II вариант – которое без не употребляется,
замените его синонимом.
4. Выпишите предложение:
I вариант – с союзом чтобы из
1-го абзаца; придумайте предложение, в котором
писалось бы что бы;
II вариант – с частицей не из последнего
абзаца; придумайте предложение, в котором бы
писалось куда не.
5. Сделайте словообразовательный
разбор слова:
I вариант – по-человечески;
II вариант – по-разному.
II
Этикет в Интернете
В глобальной системе соединения
компьютерных сетей, иногда называемой Сетью,
действуют свои правила поведения. Они иногда
вовсе не похожи на те, которыми мы
руководствуемся в реальной жизни. Что же это за
правила?
Интернет обеспечивает быстрый контакт между
людьми, поэтому на письма отвечать здесь принято
немедленно. Вас никто не поймет, если на
электронное письмо вы не ответите в течение
суток с момента его получения.
Старайтесь писать без ошибок, проверяя
орфографию редакторами электронной почты.
Пишите кратко, по-деловому, используя для
выражения жестов и мимики специальные символы.
Не принято также начинать письмо новому адресату
без уважительного обращения. Непременно
используйте такой оборот: «Не будете ли вы столь
любезны...». Заранее поблагодарите адресата, что
бы вы у него ни просили. Не забудьте подписать
письмо.
(116 слов)
(По Л.Лозовскому, Л.Ратковскому)
Грамматические задания
1. Выпишите предложения:
I вариант – с причастным оборотом;
II вариант – с деепричастным оборотом.
2. Сделайте морфологический разбор
слов:
I вариант – немедленно, в течение (суток);
II вариант – непременно, если.
3. Из 2-го абзаца выпишите предложение:
I вариант – в котором также
пишется слитно;
составьте предложение, в котором так же писалось
бы раздельно;
II вариант – в котором что бы
пишется раздельно;
составьте предложение, в котором чтобы
писалось бы слитно.
4. Запишите предложение с частицей:
I вариант – же из 1-го абзаца;
II вариант – ли из 3-го абзаца.
5. Сделайте словообразовательный
разбор слова:
I вариант – соединение;
II вариант – получение.
8-й класс
I
Леший
Леший, языческий персонаж, встречается
во многих сказках. Внешне он похож на человека,
одетого в звериную шкуру. Запахнув левую сторону
одежды на правую и надев левый сапог на правую
ногу, а шапку задом наперед, леший идет по лесу и
бормочет себе под нос: «Шел, нашел, потерял». Его
часто наделяют признаками животного: хвостом,
рогами, копытами. Он легко может вырастать выше
деревьев или, наоборот, стать ниже травы.
В лесу леший ведет себя как хозяин. Со зверями,
особенно волками, он тесно связан. Как и святого
Георгия, его называют волчьим пастырем.
Попадая в лес, человек должен быть предельно
осторожен, потому что леший коварен. Он может
испугать, завести в глухую чащобу, лишить
охотничьей добычи. Несмотря на проложенные лешим
многочисленные тропы, в лесу легко заблудиться.
Когда лешего узнавали, он, бросаясь в кусты, с
криком исчезал.
Из-за особенного уважения к лешему охотники,
находившиеся в лесу, старались не шуметь и
оставляли ему в укромных местах подарки.
(147 слов)
(По Ф.С. Капице)
Грамматические задания
1. Сделайте синтаксический разбор
предложения:
I вариант – второго из 2-го абзаца;
II вариант – третьего из 2-го абзаца.
2. Выпишите из 1-го абзаца предложение:
I вариант – осложненное обособленным
предложением;
II вариант – осложненное обособленным
определением.
3. Укажите вид односоставного
предложения:
I вариант – предпоследнего;
II вариант – входящего в состав последнего.
4. Сделайте морфологический разбор
слов:
I вариант – запахнув, потому что;
II вариант – надев, несмотря на.
5. Сделайте словообразовательный
разбор слова:
I вариант – легко;
II вариант – тесно.
II
Два футболиста
Среди наших футболистов особенно
выделялись двое: один из нападающих и защитник.
Черноголовый нападающий был очень быстрым и
ловким игроком, но, пожалуй, бестолковым. Как
только ему попадал мяч, он прорывался к воротам.
Но тут его перехватывали защитники. Он извивался,
пританцовывал, делал финты и в конце концов так
запутывался, что бил в двух шагах от ворот мимо...
Зато какой грохот стоял над стадионом, когда ему
удавалось забить мяч! Овеваемый гулом обожания,
не глядя ни на кого, ровной рысцой, как цирковая
лошадка, он бежал к середине поля.
Про длинного, всегда невозмутимого защитника
рассказывали легенды. Говорили, что он однажды с
такой силой выбил мяч из вратарской площадки, что
тот влетел в ворота противника. Он и в самом деле
сильно бил! Бывало, выбежит навстречу мячу и как
саданет! А потом он лениво возвращался на место,
уверенный, что после его удара мяч не так-то скоро
прилетит обратно.
(141 слово)
(По Ф.Искандеру)
Грамматические задания
1. Сделайте синтаксический разбор:
I вариант – первого предложения;
II вариант – второго предложения.
2. Выпишите обособленное определение,
относящееся к личному местоимению:
I вариант – из последнего предложения
2-го абзаца;
II вариант – из последнего предложения 3-го
абзаца.
3. Выпишите вводное слово:
I вариант – из предложения 2-го абзаца;
II вариант – из предложения 3-го абзаца.
4. Сделайте морфологический разбор
слов:
I вариант – среди, двое, зато;
II вариант – как только, двух, навстречу (мячу).
5. Найдите слово с таким морфемным
составом в третьем абзаце текста:
I вариант –
II вариант – |
|
9-й класс
I
Сидя за столом, опирайтесь на его край
только запястьем; женщине позволительно
ненадолго опереться на стол локтем. Матерчатую
салфетку кладут на колени – губы вытирают
бумажными салфетками.
Если на столе возле вашей тарелки лежит
несколько ножей справа и несколько вилок слева,
то помните, что пользоваться ими при смене блюд
надо последовательно от краев к тарелке. Ни в
коем случае нельзя брать нож в рот: им только
разрезают пищу!
Рыбу ножом не режут; правда, иногда к некоторым
видам рыбы кладут специальный нож, чтобы им
придерживать рыбу, от которой вилкой берется
мясистая часть.
Хлеб всегда берут руками. От него по мере
надобности отламывают небольшие кусочки.
Намазывать масло, икру или паштет также надо не
на весь ломоть сразу, а на отламываемые от него
кусочки.
Мясное блюдо едят, постепенно отрезая от него
маленькие части; так же поступают с блюдами из
птицы.
Во время трапезы вы случайно капнули на скатерть
– незаметно промокните салфеткой это место или
положите на него матерчатую салфетку. Только не
привлекайте всеобщее внимание!
Закончили есть – положите нож и вилку
параллельно друг другу на тарелку так, чтобы обе
ручки были направлены вправо.
(176 слов)
(По журналу «Клепа»)
Грамматические задания
1. Сделайте синтаксический разбор
предложения:
I вариант – первого в предпоследнем
абзаце;
II вариант – последнего.
2. Назовите виды придаточных, которые
встречаются:
I вариант – в первом предложении 2-го
абзаца;
II вариант – в предложении 3-го абзаца.
3. Сделайте морфологический разбор
слов:
I вариант – отмываемые,
последовательно;
II вариант – направлены, чтобы.
4. Сделайте фонетический разбор слов:
I вариант – едят, блюд;
II вариант – краев, его.
5. Выпишите из 1-го абзаца слово такого
состава:
I вариант –
II вариант – |
|
II
У
барона Петра Карловича Клодта было два
увлечения: кони и лепка. Выйдя в отставку, он стал
посещать рисовальные классы Академии художеств.
Затем поступил учеником в литейную мастерскую.
В мастерской работали обычно крепостные
крестьяне и еще никогда не обучались бароны.
Мастер Василий Екимов сначала растерялся: не
привык он баронами командовать. Но барон Клодт
так старался, что Екимову не было с ним никаких
хлопот. Старик, который отлил за свою жизнь
множество памятников, часто печалился: из его
учеников так и не выросло достойных мастеров. Но
теперь он был спокоен: таких прекрасных коней,
как отливал барон, Екимов, пожалуй, и сам не смог
бы создать!
Когда архитектор Росси работал над пристанью
между Адмиралтейством и Зимним дворцом, он
заказал Клодту две скульптурные группы
укротителей коней, символизирующих победу
человека над дикой стихией. Клодт решил вылепить
могучего коня в натуральную величину.
Потребовался настоящий конь в качестве модели –
Клодту прислали дикого арабского скакуна. И
скульптор сам занялся укрощением коня. Конь
сделался послушным и даже позволял дочке барона
поднимать себя на дыбы.
Скульптуры так понравились Николаю I, что он
приказал ими украсить Аничков мост.
(174 слова)
(По В.Воскобойникову)
Грамматические задания
1. Сделайте синтаксический разбор
предложений:
I вариант – предпоследнего во 2-м
абзаце;
II вариант – последнего во 2-м абзаце.
2. Графически покажите, нужна или не
нужна запятая перед союзом и:
I вариант – в первом предложении 2-го
абзаца;
II вариант – в третьем от конца предложении 3-го
абзаца.
3. Выпишите сложноподчиненное
предложение с придаточным образа действия и
степени:
I вариант – из 2-го абзаца;
II вариант – из 3-го абзаца.
4. Сделайте морфемный разбор слов:
I вариант – растерялся, баронами,
скульптурные;
II вариант – сделался, скакуна, арабского.
5. Выпишите из диктанта три слова:
I вариант – с безударными гласными в
корне, рядом запишите проверочное слово;
II вариант – с чередующимися гласными в корне,
рядом запишите однокоренное слово с другой
гласной. (Выросло, занялся, поднимать.)
1 Тщеславие –
высокомерное стремление к славе. Объяснить и
написать слово.
|