Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №7/2005

ГОТОВИМСЯ К ЭКЗАМЕНАМ

 Т.М. ПАХНОВА,
г. Москва


Комплексная работа с текстом –

средство подготовки к зачетам, экзаменам, контрольным заданиям

9 – 11-е классы

Анализ результатов экзаменов (как за курс основной, так и средней школы) убеждает в том, что именно комплексная работа с текстом служит надежным средством подготовки к итоговой аттестации независимо от формы ее осуществления: к изложению, сочинению, к устным экзаменам, к ЕГЭ. При подготовке к ЕГЭ не следует увлекаться «натаскиванием», используя для этого различные формы тестирования. Ошибки в выполнении ряда заданий прежде всего связаны с тем, что многие учащиеся, читая текст, на основе которого им предстоит дать ответ на разнообразные вопросы, не могут глубоко понять содержание этого текста. Следовательно, для них трудными оказываются задания речеведческого характера (связанные с такими понятиями, как стиль, тип речи, средство связи между предложениями в тексте, средства художественной выразительности), а еще более трудным – задание написать сочинение (отзыв, рецензию, эссе) на основе прочитанного текста (ведь текст часто прочитан формально, он не воспринят, не «услышан»).

Комплексная работа с текстом в течение всего учебного года позволяет, избегая «натаскивания», вести постепенную подготовку к итоговым заданиям. Особое внимание мы обращаем на анализ текстов публицистического стиля, содержание которых может вызвать интерес у школьников, стать основой изложения с дополнительными творческими заданиями, сочинения-рассуждения. Многие тексты, отобранные нами, направлены на эстетическое воспитание учащихся, на формирование у них не только коммуникативной, но и культуроведческой компетенции.

Когда учитель отбирает текст для анализа, для комплексной работы на уроках русского языка, он должен непременно принимать во внимание, что далеко не любой текст может выдержать «нагрузку» пристального внимания к каждому слову, каждому предложению. Уместно вспомнить мнение Л.В. Щербы о том, что следует анализировать тексты – «безукоризненные образцы».

Если в процессе комплексной работы к одному тексту предлагать много заданий, то ученик может выбрать из них те, которые для него особенно интересны, полезны. И в то же время число заданий к тексту можно увеличить, поэтому полезно предлагать самим школьникам:

Самостоятельно сформулируйте на основе этого текста задания – упражнения тестового характера.

– Сформулируйте несколько вопросов, заданий, направленных на повторение: а) фонетики, б) лексики, в) орфографии и т.д.*

I. Прочитайте отрывок из предисловия поэта Л.Озерова к книге его стихотворений. Какова тема текста?

Неведомый друг – читатель, открывая книгу поэта, его лирический дневник, может узнать о нем больше, чем из подробной автобиографии. Такова поэзия. Считаю и для себя верным правило: «Слова поэта суть уже дела его». <...>

Поэзия всегда была для меня особым поприщем, которое Каролина Павлова назвала «святым ремеслом», а Илья Сельвинский – «службой крови». Таковой и буду почитать ее до конца дней моих.

Многое в творчестве поэта продолжает оставаться тайной для него самого. Но одно несомненно: поэзия растворена в жизни, как соль в море, надо только уметь почувствовать это и выразить в слове.

Прожитые годы не утомили моей жажды творить и искать, а горький опыт не перечеркнул моего удивления перед чудом жизни: перед ранним утром, пшеничным колосом, перелетом птиц, лесной опушкой, перед школьниками,7 идущими на урок...4

1. Укажите ключевые слова текста.
2. С помощью каких языковых средств осуществляется связь между предложениями, между абзацами?
3. Докажите, что это текст публицистического стиля.
4. Объясните значения слов поприще, автобиография.
5. Произведите культуроведческий анализ текста. В случае затруднений обратитесь к справочникам, к словарям. Запишите предложения:

Каролина Павлова – это...
Илья Сельвинский – это...

6. Какими примерами из текста можно подтвердить правило постановки двоеточия и тире?
7. Замените в последнем предложении причастный оборот придаточным предложением. Составьте схему сложного предложения с разными видами связи.
8. Выполните разные виды разбора.
9. Напишите сочинение на одну из тем, используя в качестве названия темы строки из текста Л.Озерова:

а) «Слова поэта суть уже дела его».
б) Поэзия растворена в жизни, как соль в море.
в) Многое в творчестве поэта продолжает оставаться тайной.

II. Зрительный диктант.

ВМЕСТО РЕЧИ

Пренебрегая словесами,
Жизнь убеждает нас опять:
Талантам надо помогать,
Бездарности пробьются сами.

(Л.Озеров)
1962–1970

III. Подготовьтесь к свободному диктанту.

«Дневник душевного состояния» – такое определение дал Гете поэзии. Мне думается, определение это верно2. Строки стихов,7 передающие все степени радостного возбуждения или неисчислимые оттенки горестной подавленности, складываются в своего рода лирический дневник.
Строки этого дневника могут складываться и подчас складываются в летопись5 «душевных состояний» поэта, сознающего,7 однако, что он вовсе не нянька собственной души.4 Напротив, он стремится выйти из сугубо личных ощущений, почувствовать время и современника, дерзостно встать над собой, коснуться крыльями потолка или неба – что кому дано.
Встать над собой, но не перестать быть собой...

(Л.Озеров)

1. Докажите, что это текст публицистического стиля.
2. Какие слова входят в тематическую группу «Поэзия»?
3. Укажите средства связи между предложениями, между абзацами.
4. Какова роль в тексте вводных слов?
5. Придумайте предложения, в которых слова однако, напротив не являются вводными.
6. Замените в третьем предложении причастный оборот придаточным предложением. Сравните синонимичные конструкции. Составьте схему сложного предложения.
7. Выполните разные виды разбора.
8. Объясните орфограммы и пунктограммы.

IV. Найдите лишнее:

а) радостный, горестный, дерзость, чувство;
б) создающий, передающий, коснувшийся.

V. Что значит, по вашему мнению, «не перестать быть собой»? Напишите об этом.

VI. Запишите поэтический текст. Укажите средства художественной выразительности.

Под парусом гусиного2 пера
Плыл стих. Была осенняя пора.
Куда спешить? Дожди неумолимы.
Трещит камин. И осени, и зимы
Нужны творцу. Ему несносен зной
И суета. Над синей белизной
Бумаги писчей строятся виденья,
И первая строка стихотворения
По первопутку в поисках добра
Идет, плывет под парусом пера.

(Л.Озеров)
1966

1. О чем это стихотворение?
2. Как соотносятся начало и конец текста?
3. Какие слова употребляются в переносном значении?
4. Выполните разные виды разбора.
5. Подготовьтесь к выразительному чтению.

VII. Найдите лишнее:

а) спешить, строить, трещать, плыть;
б) осенняя пора, учиться пора, счастливая пора.

VIII. Прочитайте отрывок из статьи Д.Гранина «Священный дар». Объясните смысл названия.

С годами все чаще3 тянет к пушкинским стихам, к пушкинской прозе. И к Пушкину как к человеку. <...> Чем больше вникаешь в подробности его жизни, тем радостней3 становится от удивительного душевного здоровья, цельности его натуры.
Для каждого писателя Пушкин – удивительный пример нестареющего мастерства...
Для Пушкина гений сохраняет6 древний смысл души, ее творческую крылатость. Гений – это не только степень таланта, но и свойство его – некое нравственное начало, добрый дух.
Слово гений ныне обычно связано6 с великими созданиями, изобретениями, открытиями. Конечно, в законе относительности нет ничего ни нравственного, ни безнравственного2. Наверное, тут следует разделить – открытие может быть гениальным, но гений – это не только само открытие1. В пушкинском Моцарте гениальность его музыки соединена6 с личностью, с его добротой, доверчивостью, щедростью. Моцарт готов восторгаться всем хорошим, что есть у Сальери. Он свободен от зависти. Он открыт и простодушен. <...>
Из всей галереи гениев человечества – ученых, поэтов, художников, мыслителей – Пушкин выбрал именно Моцарта. Выбор, поразительный своей безошибочностью...

1. Докажите, что это текст публицистического стиля.
2. Как вы понимаете: что такое творческая крылатость, душевное здоровье?
3. Подберите синонимы к наречию ныне. Чем различаются слова, входящие в синонимический ряд?
4. Запишите первый абзац, подчеркните грамматические основы предложений. Укажите односоставные предложения, определите их тип и роль в тексте. (Первый абзац является началом статьи, зачином текста.)
5. Укажите предложения с вводными словами. Какова их роль в тексте?
6. Составьте схему сложносочиненного предложения.
7. Выполните разные виды разбора.
8. Объясните орфограммы и пунктограммы.
9. Подготовьтесь к выразительному чтению.

IX. Подготовьтесь к выразительному чтению. Составьте схему предложения.

О, где б судьба ни назначала
Мне безымянный6 уголок,
Где б ни был я, куда б ни мчала
Она смиренный5 мой челнок2,
Где поздний мир мне б ни сулила,
Где б ни ждала меня могила,
Везде, везде в душе моей
Благословлю моих друзей...

(А.С. Пушкин. Из «Путешествия Онегина». 1829)

1. Выпишите рифмующиеся слова парами, укажите части речи. Произведите фонетический разбор одного из слов.
2. Объясните орфограммы и пунктограммы.
3. Выучите отрывок наизусть, запишите по памяти.

X. Запишите текст, подчеркните грамматические основы предложений.

Историк и поэт исследуют прошлое по-разному6. Но если оба работают смело, талантливо, добросовестно, то они не противоречат, а дополняют друг друга. И помогают друг другу в постижении5 истины. Иногда историк не соглашается с поэтом, спорит, остепеняет его буйную фантазию холодным огнем факта. Зато поэт умеет в сухую строку документа вдохнуть жизнь. Ведь не только скупые факты, краткие описания, даты и имена летописных сводов и архивных документов составляют народную историю, но и многое из того, что подчас невозможно3 найти в лаконичном архивном документе. Это живая речь, живой рассказ, предание, легенда, былина и,7 наконец, народная песня.

(В.Лазарев)

1. Докажите, что это текст публицистического стиля.
2. Какие слова употребляются в переносном значении? Выпишите словосочетания с этими словами.
3. Объясните значение слов предание, легенда.
4. Подберите синонимы к слову лаконичный.
5. Используя примеры из текста, расскажите о текстообразующей роли союзов.
6. Объясните орфограммы и пунктограммы.
7. Выполните разные виды разбора.

XI. Подготовьтесь к свободному диктанту.

Историк и поэт. Разными путями и с разных сторон постигают они истину. История – социальная память человечества. Это опыт тысячелетий7, спресcованный2 в летописи и старинные2 документы, в пожелтевшие3 газетные листы и в страницы исследований. Без истории нет человечества. Ведь человек, утративший воспоминания,7 тяжко болен.
Ученый и художник находят разные методы познания истины. Клио – древнегреческая6 муза истории – только по старой памяти числится в свите Аполлона. История ушла от искусства, стала наукой, у нее теперь1 другой язык и другой строй мыслей.
Художник видит целое через деталь, она для него так же важна, как целое. Боль одного не заслонена от художника счастьем миллионов. Наука же тем и наука, что целое для нее важнее3, чем частное. Историк видит деталь через целое. Конкретное для него – только подпорка в системе доказательств. Если говорить обобщенно, сфера науки – разум, сфера искусства – чувство.

(В.Кобрин)

1. Определите тему, основные мысли текста.
2. Докажите, что это текст. Какова роль первого и последнего предложений?
3. Как осуществляется связь между предложениями третьего абзаца?
4. Подберите синонимы к глаголу постигать. Сравните слова, входящие в синонимический ряд.
5. Объясните значение слов летопись, свита.
6. В каком значении употребляется слово язык (второй абзац)?
7. Выпишите несколько словосочетаний с причастиями. Разберите одно из словосочетаний.
8. Выполните разные виды разбора.
9. Объясните орфограммы и пунктограммы.
10. Подготовьтесь к выразительному чтению.

XII. Подготовьтесь к выразительному чтению.

Пусть тот бой не упомянут
В списке славы золотой,
День придет – еще повстанут
Люди в памяти3 живой.

И в одной бессмертной книге
Будут все навек2 равны –
Кто за город пал великий,
Что один у всей страны;

Кто за гордую1 твердыню,
Что у Волги у реки;
Кто за тот, забытый ныне,
Населенный пункт Борки.

И Россия – мать родная –
Почесть всем отдаст сполна.
Бой иной, пора иная –
Жизнь одна и смерть одна.

(А.Твардовский)

1. Как отрывок из поэмы «Василий Теркин» связан с содержанием текста об особенностях труда историка и поэта (см. XIV)?
2. Докажите, что это художественный текст.
3. Объясните значение слова твердыня.
4. Какие слова употребляются в переносном значении?
5. Произведите разбор словосочетаний: слава золотая, гордая твердыня, отдаст почесть, отдаст сполна.
6. Объясните орфограммы и пунктограммы.
7. Подготовьтесь к письму по памяти.

XIII. Запишите, подчеркните грамматические основы предложений.

Интересно, что источником «Песни о вещем Олеге» послужила для А.С. Пушкина «Повесть временных лет». В письме к А.А. Бестужеву поэт пишет: «Товарищеская любовь старого князя к своему коню и заботливость о его судьбе есть черта трогательного простодушия, да и происшествие само по себе в своей простоте имеет много поэтического». Итак, зерно события взято из летописи, черты главного героя угаданы, и вот под пером поэта возникает образ, которому3 мы верим, которому мы сочувствуем.

(В.Лазарев)

1. Докажите, что это текст. Как осуществляется связь между предложениями? Какова роль последнего предложения?
2. Объясните значение слов простодушие, летопись.
3. В каких значениях употребляются слова трогательный, поэтический?
4. Составьте схему последнего предложения.
5. Сформулируйте самостоятельно (по выбору) задания, направленные на повторение:

а) орфографии,
б) пунктуации,
в) темы «Словосочетание»,
г) морфологии.

XIV. Подготовьтесь к пересказу текста (к изложению). Составьте план.

Главная страсть историка – это страсть познания. Конечно, историк, когда изучает прошлое, не бесстрастен3. Не может оставить его холодным прикосновение6 к человеческой судьбе. Увлекателен и даже романтичен процесс открытия новых фактов, поисков новых источников знаний о прошлом3. Порой историку приходится решать не менее головоломные задачи, чем знаменитым героям детективных романов...
Отечественная историческая наука по праву гордится великими учеными–историками прошлого: Н.М. Карамзиным, С.М. Соловьевым, В.О. Ключевским.
Вероятно, не случайно тема истории занимала такое большое место в творчестве Пушкина. Недосягаемая вершина отечественной поэзии, Пушкин остается непревзойденным и здесь. Пожалуй, нельзя назвать ни одного русского поэта, который бы так понимал историю, как Пушкин. Кстати, он был историком-профессионалом, что доказывают его работы по истории царствования Петра I и восстания Пугачева. Он всегда был на уровне исторической науки своего времени. И часто превосходил6 его, ибо был гениален.

(В.Кобрин)

1. Докажите, что это текст публицистического стиля.
2. Какие языковые средства выражения отношения, оценки используются автором?
3. Объясните значение слов романтичный, детективный.
4. Как осуществляется связь между предложениями в последнем абзаце?
5. Произведите разбор словосочетаний: историческая наука, тема истории, приходится решать.
6. Укажите предложения с вводными словами. Какова их роль в тексте?
7. Составьте схему одного из сложных предложений.
8. Какие орфографические правила можно подтвердить примерами из текста?
9. Объясните знаки препинания.
10. Выполните разные виды разбора.
11. Готовьтесь к изложению, выберите из текста слова и словосочетания для словарного диктанта. Напишите словарный диктант (продиктуйте друг другу).

XV. Запишите, объясните знаки препинания.

«И вечный бой! Покой нам только снится...» Эта строка А.Блока как бы определила все движение отечественной2 истории. Оглянись3, посмотри в дали неоглядные5, и ты услышишь отзвук2 «вечного боя».

(В.Лазарев)

1. Составьте схему последнего предложения.
2. Сравните: вдали – в дали. Придумайте предложения с этими словами.

XVI. Запишите, подчеркните грамматические основы предложений. Озаглавьте отрывок.

Вспомним «Песню про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М.Ю. Лермонтова. Степан Парамонович Калашников – художественный образ, рожденный воображением поэта.
Произведение Лермонтова вовсе не документально. Но выглядит оно не менее историчным, чем произведения, основанные на точном историческом факте. Гениальное проникновение Лермонтова в глубину истории подняло его вымысел на уровень реальности жизни. Белинский, анализируя эту поэму и размышляя о возможностях, которыми располагает6 настоящий художник, замечает, что7 если бы случай, описанный Лермонтовым в «Песне», был действительным7 и мы нашли бы3 его в какой-нибудь простодушной хронике, то мы скорее всего не обратили бы пристального внимания на этот случай.4 Он был бы для нас «мертвым материалом, в который только поэт мог бы вдохнуть душу живую, отделив от него все случайное, произвольное...». В этом смысле значение художника слова, воскрешающего дух той или иной эпохи, трудно переоценить.

(В.Лазарев)

1. Определите тему, основные мысли текста.
2. Докажите, что это текст публицистического стиля.
3. Как осуществляется связь между предложениями, между абзацами?
4. Какова роль последнего предложения?
5. Объясните значение слов хроника, реальность.
6. Замените в последнем предложении причастный оборот придаточным предложением. Сравните синонимичные конструкции.
7. Выпишите из текста причастия и деепричастия. От каких глаголов они образованы? Обозначьте словообразовательные морфемы.
8. Произведите разбор словосочетаний художник слова, настоящий художник.
9. Укажите односоставные предложения, определите их тип и роль в тексте.
10. Объясните орфограммы и пунктограммы.
11. Выполните разные виды разбора.
12. Подготовьтесь к выразительному чтению.

XVII. Запишите, подчеркните грамматические основы предложений.

Среди всего, что сказано А.С. Пушкиным, письма составляют немалую часть. Это открытая книга его жизни, которая писалась на протяжении многих лет.
В письмах поэта – отклики на различные общественно-политические события эпохи, суждения о литературе, искренний разговор с друзьями и близкими, размышления о собственной судьбе и о судьбах тех, кто был дорог его сердцу.

(В.Кашкова)

1. Докажите, что это текст. Как связаны предложения между собой?
2. Составьте схемы предложений.
3. Используя материал текста, подготовьтесь рассказать о придаточных определительных предложениях.
4. Перескажите текст; используйте схемы предложений как опорный материал.

XVIII. Подготовьтесь к выразительному чтению.

Четырехстопный ямб мне надоел. (А.Пушкин)

Четырехстопный ямб не надоел.
Не оставляю мальчикам в забаву
Его омытых3 нашей кровью стрел,
Его неостывающую славу.

Я так люблю, когда3, устав от дел,
Творимых по закону и уставу,
Врывается он, моложав и смел,
В поэзии свободную державу.

Он вездесущ, как ветер и гроза,
Он прост и чист, как белый лист бумаги,
Он смотрит вам по-дружески6 в глаза
И не кричит повсюду об отваге.

Он сам7 как шпага: шаг вперед – 7 и в бой.
Пароль и отзыв, он всегда с тобой.

(Л.Озеров)

1. Перечитайте стихотворение Пушкина, начало которого стало эпиграфом сонета Л.Озерова. В чем проявляется взаимодействие двух поэтических текстов?
2. Какие средства художественной выразительности используются в стихотворении Л.Озерова?
3. Запишите предложения, в которых используются сравнения. Подчеркните грамматические основы этих предложений.
4. Сформулируйте самостоятельно задания, направленные на повторение: а) фонетики, б) лексики, в) морфологии.

XIX. Прочитайте отрывок из статьи. Озаглавьте текст. Выпишите фрагменты текста, включающие цитирование.

В разные годы Чехов по-разному2 писал о своем детстве.
«Деспотизм и ложь исковеркали наше детство до такой степени, что тошно и страшно вспомнить... Вспомни, – писал он брату, – тот ужас и отвращение, когда отец устраивал бунт из-за пересоленного2 супа и называл мать дурой...»
Но тот же Чехов в других, более поздних письмах: «Отец и мать – единственные для меня люди на земном шаре, для которых я ничего никогда не пожалею. Если я буду высоко стоять, то это дело их рук, славные люди. И одно безграничное их достоинство ставит их выше3 всех похвал, закрывает собой все их недостатки, которые могут появиться от плохой жизни».
Есть ли тут противоречие? С одной стороны, «страшно, тошно вспомнить...», с другой – «Если я буду высоко стоять, то это дело их рук», а в другом письме – «Для нас дороже3 матери ничего нет в этом разъединственном мире».
Думаю, что нет никаких противоречий. В том-то и громадность Чехова, что он сумел мелкие обиды, бытовые ссоры, дурной характер отца отделить от главного – от высоких достоинств... От того чувства благодарности, которое все равно испытывал писатель к родителям. Он сумел понять их («трудная жизнь») и простить, а простив – освободиться6 от претензий и счетов, увидеть за внешним, сиюминутным их истинные ценности, которые ставили их высоко, «выше всех похвал». Вот это и есть «самостоятельность человека, залог бессмертия его».

(А.Гербер)

1. Докажите, что это текст. Какова роль первого предложения (зачина)?
2. Какие признаки текста-рассуждения мы видим в этом отрывке?
3. Объясните значение слова деспотизм.
4. Какова роль цитирования в тексте? Что делает цитаты органической частью текста? Как проявляется связь цитаты с последующей частью текста?
5. Укажите односоставные предложения, определите их тип. Какова их роль в тексте?
6. Составьте схему одного из сложных предложений.
7. Произведите разбор словосочетаний высокие достоинства, писал по-разному, чувство благодарности.
8. Объясните орфограммы и пунктограммы.
9. Выполните разные виды разбора.
10. Подготовьтесь к выразительному чтению.

Продолжение следует


* Напоминаем, что цифры-сноски, с которыми читатель встретится в тексте, обозначают:
1произвести фонетический разбор слова;
2произвести морфемный разбор слова;
3произвести морфологический разбор слова;
4произвести синтаксический разбор предложения;
5произвести пунктуационный разбор предложения;
6слово для орфографического разбора;
7предложение (или его часть) для пунктуационного разбора.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru