Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №7/2005

ГОТОВИМСЯ К ЭКЗАМЕНАМ

А.Е. КУМАНЯЕВА,
г. Москва


Из опыта анализа текста на уроках русского языка в старших классах*

В этой статье мне хочется поделиться с коллегами своим опытом работы в старших классах. Второй год я работаю по учебнику А.Д. Дейкиной и Т.М. Пахновой «Русский язык: Учебник-практикум для старших классов», который содержит систему практических заданий с текстом. Поэтому анализ текста стал основной формой работы на уроках. Учебник учит наблюдать над тем, как функционируют языковые единицы в речи. Такой подход позволяет раскрыть роль того или иного языкового средства в организации текста, что очень важно с практической точки зрения. Старшеклассники, наблюдая за закономерностями использования языковых единиц, овладевают лексическими и грамматическими средствами связи предложений в тексте, учатся отбирать слова и синтаксические конструкции в соответствии с содержанием и стилем высказывания. Анализ образцовых текстов приводит к сознательному, мотивированному отбору языковых средств при создании собственных текстов (сочинений и изложений).

Анализ текста полезно использовать в старших классах и в качестве контрольной работы. Это может быть комплексная работа с текстом или лексический разбор текста (задания могут быть сформулированы учителем на основе памяток, опубликованных в книге Т.М. Пахновой «Готовимся к экзаменам» (М., 2003. С. 258, 262)). Так, итоговой контрольной работой за первое полугодие в 11-м классе стал лексический анализ прозаического или поэтического текста. Ученики должны были создать связное высказывание, придерживаясь следующего плана.

1. Найдите в тексте:

– ключевые слова (словосочетания);
– слова, употребленные в переносном значении;
– синонимы, антонимы (в том числе контекстуальные), омонимы;
– слова, стилистически окрашенные; заимствованные слова, архаизмы, неологизмы, фразеологизмы.

2. Объясните роль этих лексических явлений в тексте, их назначение, покажите, что достигается благодаря их использованию.

Отбирая тексты для контрольной работы, я воспользовалась методическими разработками Т.М. Пахновой. Прозаический отрывок я нашла в дидактическом материале «О, есть неповторимые слова…» (Слово Ахматовой и слово об Ахматовой на уроках русского языка // РЯШ. 2005. № 2), а поэтический текст (стихотворение А.Ахматовой «Не с теми я, кто бросил землю») и задания к нему в книге «Готовимся к экзаменам».

Обратимся сначала к прозаическому тексту – отрывку из статьи известного публициста Евгения Богата.

В стихах, написанных в XIX веке, господствует тема встречи. В поэзии двадцатого столетия появляется тема невстречи. Она возникает почти беспечно у юной Цветаевой (…за наше негулянье под луной, за солнце не у нас над головами) и раскрывается печально и умиротворенно у поздней Ахматовой (Но в память той невстречи шиповник посажу). Она достигает ликующей трагической мощи в известных ахматовских стихах: Сюда принесла я блаженную память последней невстречи с тобой, холодное, чистое, легкое пламя победы моей над судьбой.

В век разлук и утрат невстреча становится реальностью, действительностью, формирующей нечто новое, живое, развивающееся не в меньшей степени, чем это делала раньше встреча.

…Невстреча – это целый мир, где несбывшееся, мечта, надежда, сон становятся высокой явью, обладающей мощью, которой может позавидовать то, что создано из камня и меди.

Эту явь Ахматова и соткала в стихах в последнее десятилетие жизни. Она говорит о любви с той нерастраченностью души, женской силой и человечностью, которые делают ее личную победу общечеловеческой. И, повторяя: И все это любовью бессмертной назовут, – мы передаем дальше, новым поколениям, в новые века и тысячелетия, факел, полный никогда не утихающего огня. Человеческое сердце в ситуации невстречи (под солнцем «не у нас над головами») засияло ослепительно, явив миру очередное человеческое чудо. Оно – в торжестве духа.

При восприятии текста происходит компрессия его содержания, поэтому тестом на понимание текста можно считать правильное выделение ключевых слов. В процессе поиска ученики обращают внимание на повторяющиеся слова, на синонимы и антонимы, однокоренные слова: встреча – невстреча, мощь (сила), век (столетие), стихи, реальность (действительность, явь) – мечта (надежда, сон), победа, любовь, огонь (факел, сердце), дух, человечность (общечеловеческой, человеческое).

Важным для понимания является и внимание к контекстуальным синонимам и антонимам. Во время занятия школьники приходят к выводу, что и синонимы, и антонимы служат средством связи предложений в тексте, используются как сильное средство создания экспрессивности. При этом синонимы способствуют разнообразию называния различных предметов и явлений, тогда как антонимы создают антитезу, что придает всему тексту особую динамичность. Назовем синонимы: мощь – сила, реальность – действительность – явь, несбывшееся – мечта – надежда – сон, факел – человеческое сердце. В антонимические отношения вступают следующие слова: встреча – невстреча, юной – поздней, беспечно – печально, сон – явь, личное – общечеловеческое.

Определяя стиль текста как публицистический, ученики обращают внимание на слова, употребленные в переносном значении, так как подобные слова не только создают в тексте образные связи, но и передают читателю чувства автора. Переносное значение слова является основой эпитетов, метафор, сравнений. Ученики приводят примеры: пламя победы (метафора), ликующая трагическая мощь (эпитеты), холодное …пламя (оксюморон), век разлук и утрат (метафора), соткала, нерастраченность души (метафора), бессмертная любовь, сердце засияло (метафора). Особый интерес вызвало слово соткала, поскольку одиннадцатиклассники помнят статью из учебника о связи значений слов текст и ткать (с. 41–42).

Доказывая, что текст написан в публицистическом стиле, ученики называют слова стилистически окрашенные. Естественно, что их немного, но и они способны придать тексту особое торжественное звучание, например: мощь (высок.), явь, явив (высок.).

Авторские неологизмы представлены словами: невстреча, нерастраченность.

После выполнения заданий ученики создают ответы в письменной форме. Приводим одну из работ.

Текст Е.Богата посвящен теме невстречи в поэзии Серебряного века. Автор повествует о том, как эта тема раскрывается в стихотворениях М.Цветаевой и А.Ахматовой. Из предложения в предложение переходят ключевые слова: невстреча, мощь, дух, любовь, победа, век, сердце, – с помощью которых расставляются основные акценты, выражаются авторские чувства. Прочитав одни только ключевые слова, можно догадаться, что Е.Богат говорит о стихотворениях не отстраненно, не с позиции постороннего наблюдателя, а как сопереживающий, чуткий, глубоко понимающий и любящий творчество этих авторов человек.

Прежде всего отношение автора, его чувства выражаются в выборе языковых средств. Текст написан в публицистическом стиле, для которого характерны эмоционально окрашенные слова (ликующая трагическая мощь, эту явь… соткала в стихах, нерастраченность души), метафоры и сравнения (факел, полный никогда не утихающего огня; сердце засияло ослепительно), стилистически окрашенные слова (явь, мощь).

Неуместных повторов Е.Богату удается избежать путем употребления синонимов: век – столетие, мощь, сила, факел – пламя. А такие слова, как реальность, становятся в данном контексте синонимами слова невстреча. Синонимы придают тексту большую выразительность.

Однако весь текст построен на контрасте: встреча – невстреча. Это противопоставление определяется автором еще в первом предложении, а использование других антонимов: юный – поздний, реальность (действительность, явь) – несбывшееся (мечта, надежда, сон) – помогает усилить его. Даже десятилетие и тысячелетие воспринимаются читателем как контекстуальные антонимы.

Одной из особенностей текста является использование цитат из стихотворений А.Ахматовой и М.Цветаевой, что помогает автору сделать текст более ярким, запоминающимся, дает возможность лучше аргументировать свои утверждения. Языковые средства, использованные в цитатах, также очень интересны и многочисленны. Мы находим и авторские неологизмы (невстреча, негулянье), и эпитеты (бессмертная любовь), и метафоры (пламя победы), и оксюморон (холодное пламя) и т.д.

Итак, благодаря использованию синонимов, антонимов, стилистически окрашенной лексики, слов, употребленных в переносном значении, Е.Богату удается создать интересный, запоминающийся, выразительный текст и привлечь внимание читателя не только к собственному рассуждению, но и к стихотворениям поэтов Серебряного века. (Аня Кулагина, 11-й класс)

Не менее интересной работой для старшеклассников был лексический анализ стихотворения А.Ахматовой «Не с теми я, кто бросил землю…».

Не с теми я, кто бросил землю
На растерзание врагам,
Их грубой лести я не внемлю,
Им песен я своих не дам.

Но вечно жалок мне изгнанник,
Как заключенный, как больной,
Темна твоя дорога, странник,
Полынью пахнет хлеб чужой.

А здесь, в глухом чаду пожара
Остаток юности губя,
Мы не единого удара
Не отклонили от себя.

И знаем, что в оценке поздней
Оправдан будет каждый час…
Но в мире нет людей бесслезней,
Надменнее и проще нас.

Анализируя этот текст, ученики обращают внимание на то, что в состав ключевых слов входят местоимения: я (мне), мы (нас), они (их, им), те, которые находятся в антонимических отношениях, представленных основными парами: я – мы, мы – они. В противопоставлении я – мы выражается преодоление внутреннего я лирической героини, которое перерастает в мы, в антитезе мы – они выражается основная мысль стихотворения.

Интересна работа над многозначными словами (земля, грубый, темный, глухой), над словами, употребленными в переносном значении (надменнее, проще). Значение некоторых из этих слов преобразуется контекстом.

Вот фрагмент ученической работы.

Интересно наблюдать за изменением личных местоимений в стихотворении. В первом четверостишии три раза повторяется местоимение я, во втором употреблена его падежная форма мне. А в третьем и четвертом это местоимение меняется на мы. Другими словами, лирическая героиня перестает ощущать себя одинокой и обращается к читателю уже от лица всех тех, кто не покинул свою страну.

Восприятие текста, его понимание будет зависеть от того, как мы поймем, в каком из своих значений употреблены многозначные слова. Например, что значит слово темный? В словаре С.И. Ожегова зафиксировано восемь значений. В контексте стихотворения слово темный может означать и «неясный, смутный, непонятный», и «печальный, мрачный, безрадостный». Слово глухой имеет шесть значений. В данном тексте оно обозначает «сплошной, без просвета». Хотя в словаре предложенное нами значение трактуется как «сплошной, без отверстий (глухая стена)». Поэтому смею предположить, что А.Ахматова употребила это слово в переносном значении. Слово земля имеет шесть значений. В тексте стихотворения оно значит «страна, государство» и имеет стилистическую помету «высок.». В словосочетании грубая лесть прилагательное обозначает «простая, без изящества, тонкости». Несколько значений имеют и слова хлеб, странник, единый, оправдать, чад.

Анализируя лексику этого стихотворения, я убедилась в том, как контекст может преобразить значение слова. Так, слово надменный имеет значение «высокомерный, кичливый». Но разве в строчке Но в мире нет людей бесслезней, надменнее и проще нас оно употреблено в этом значении? Я думаю, нет. Скорее это слово означает «исполненный собственного достоинства, гордый». Также слово проще, наверное, значит не столько «самый обыкновенный, не выделяющийся из других», сколько «понятный для окружающих». Третье слово из этой строчки бесслезней не зафиксировано словарями, следовательно, является авторским неологизмом, вместе с тем оно органично входит в данный контекст.

Торжественность стихотворению придают стилистически окрашенные слова внимать (высок.), изгнанник (книжн.), растерзание (книжн.), странник (устар.). Слова изгнанник и странник создают образную связь со стихотворением М.Ю. Лермонтова «Тучки небесные, вечные странники…», обогащая наше понимание стихотворения А.Ахматовой.

Конечно, любой учитель заметит шероховатости и неточности в детских работах, но не стоит отрицать то положительное, что в них присутствует: чуткое отношение к слову – умение сопоставить то значение, которое зафиксировано в словарях, с тем, какое приобретает слово в контексте. Все ученики выполняли контрольную работу с большим интересом. Подобные задания особенно полезны в период подготовки к экзаменам, так как обеспечивают межпредметные связи между уроками русского языка и литературы, учат старшеклассников правильнее формулировать свои собственные высказывания.


*  Данный материал послужил основой доклада автора на Дне учителя русского языка, проходившего в рамках Педагогического марафона в Республике Калмыкия.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru