ГОТОВИМСЯ К ЭКЗАМЕНАМ
Н.М. РУХЛЕНКО,
с. Орлик,
Белгородская обл.
Частеречный марафон
Имя существительное
Вопросы и задания
10 – 11-е классы
Этап 1. Лексико-грамматические разряды
имен существительных
1. Верно ли утверждение:
«Нарицательные и собственные существительные не
представляют собой замкнутых рядов слов, они
постоянно взаимодействуют»?
Да, верно. Нарицательные
существительные становятся собственными, если
они используются как названия таких единичных
предметов или явлений, которые нужно выделить
среди им подобных. В этом случае имя
нарицательное приобретает все морфологические
признаки, свойственные именам собственным
(собака Белка, город Орел, село Окуни и
др.). Собственные существительные становятся
нарицательными, если они употребляются для
обобщенных названий предметов или явлений (ампер,
хохлома, боржоми, бостон, болонья, макинтош и
др.). Часто становятся нарицательными имена
литературных героев, если они употребляются для
характеристики типических черт, свойственных не
одному человеку, а целой группе людей (обломовы
– обленившиеся, безвольные люди).
2. Продолжите ответ: «Нарицательные
имена существительные бывают четырех типов: ...».
Конкретные, абстрактные (отвлеченные),
вещественные и собирательные.
3. Прокомментируйте следующий
пример: альбом – альбомы, четыре альбома, мало
альбомов, много альбомов.
Альбом – это конкретное
существительное. Главный признак конкретных
существительных – это исчисляемость, т.е. их
можно пересчитывать. Поэтому конкретные
существительные сочетаются с количественными
числительными и неопределенно-количественными
словами.
4. «Кто больше?»
За 2 минуты вспомните как можно больше
абстрактных существительных.
5. «Кто больше?»
За 2 минуты постарайтесь вписать как
можно больше вещественных существительных в
данную таблицу.
Химические элементы и
соединения |
Магний, кальций, кислород,
нефть, мазут |
Сельскохозяйственные культуры |
Просо, овес, укроп, картофель |
Пищевые продукты |
Сливки, сметана, соль, мясо |
Строительные материалы |
Цемент, бетон, солома |
Лекарства |
Корвалол, валидол, анальгин |
6. Назовите специфические
суффиксы абстрактных существительных. Приведите
примеры.
-ость-: смелость;
-от-: краснота;
-тиj-: развитие;
-отн-: беготня;
-изн-: желтизна;
-ениj: распоряжение;
-к-: ломка.
7. «Кто быстрее?»
Учитель называет суффикс, а ученики –
собирательное существительное с этим суффиксом
(многие суффиксы непродуктивны).
-ств-: студенчество,
учительство;
-j-: тряпье, воронье;
-н-: солдатня, родня;
-ник-: ельник;
-ур-: агентура, профессура;
-ат-: стратостат;
-в-: листва, братва;
-ёж-: молодёжь;
-иj: гвардия;
-вор-: детвора;
-ар-: мошкара;
-от-: пехота;
-итет-: генералитет;
без суффикса – чернь.
8. В русском языке имеется
небольшое количество собирательных
существительных, не содержащих суффиксов
собирательности. Знаете ли вы эти слова?
Хлам, мусор, деньги, финансы, мебель,
посуда, ветошь и некоторые другие.
9. «Кто быстрее и больше?»
Заполните таблицу собирательными
существительными.
Слова, обозначающие
совокупность лиц |
Человечество, крестьянство,
пролетариат |
Слова, называющие совокупность
представителей животного и растительного мира |
Воронье, лозняк, мошкара, листва |
Слова, называющие совокупность
предметов, изделий, отходов |
Белье, мебель, обувь, ветошь |
10. Дайте лингвистический
комментарий следующим примерам:
объединение
усилий – объединение предприятий
общественного питания, удобрение почвы – органическое
удобрение; стая, стадо, толпа, табун, куча, хор,
оркестр, полк, коллектив; мысль, прыжок,
несчастье, поход, запах; виноград, хворост,
калина, горох, сено; горох ––> горошина,
солома ––> соломина, снег ––> снежинка.
Примеры объединение усилий – объединение
предприятий общественного питания, удобрение
почвы – органическое удобрение говорят
о том, что одно и то же существительное может
относиться к разным лексико-грамматическим
разрядам.
Слова типа стая, стадо, толпа, полк,
оркестр, коллектив и др. по значению близки к
собирательным, так как обозначают совокупность
предметов, а по грамматическим показателям
являются конкретными (изменяются по числам,
сочетаются с количественными числительными).
Существительные типа мысль, прыжок,
несчастье, поход, запах относятся к
абстрактным, но, подобно конкретным
существительным, изменяются по числам, а
некоторые из них могут сочетаться с
количественными числительными (несчастье –
несчастья, прыжок – прыжки, три мысли и т.д.).
В словах типа виноград, хворост,
калина, солома, горох, сено и т.п. сочетаются
признаки вещественности и собирательности, это
так называемые вещественно-собирательные
существительные.
От вещественных существительных могут
быть образованы единичные существительные с
помощью специальных суффиксов: -ин-, -инк-: горох ––>
горошина.
Этап 2. Категория
одушевленности/неодушевленности
1. Прокомментируйте следующую
запись: вин. п. мн. ч. = род .п. мн. ч. и вин. п. мн. ч. =
им. п. мн. ч.
Категория
одушевленности/неодушевленности имени
существительного имеет грамматическое
выражение: форма вин. п. мн. числа одушевленных
существительных совпадает с формой род. п. мн.
числа, у неодушевленных – с формой им. п. мн.
числа. Например: вижу мышей = нет мышей;
вижу парты = парты отремонтированы.
2. Вместо точек вставьте подходящее
слово.
Категория
одушевленности/неодушевленности охватывает не
все имена существительные, а только...
(конкретные, абстрактные, вещественные,
собирательные).
3. Продолжите ответ.
Большинство одушевленных
существительных являются словами мужского или
женского рода. Из существительных среднего рода
к одушевленным относится только несколько: ... .
Приведите примеры одушевленных существительных
среднего рода.
Одушевленными являются слова: животное,
насекомое, млекопитающее, чудище, чудовище,
страшилище, дитя, существо (в значении «живой
организм»), лицо (в значении «человек») и др.
4. Дайте лингвистический
комментарий следующим примерам.
1)
(Чеснок) убивает вокруг себя все возможные и
сущие на земле бациллы и бактерии.
(В.Солоухин) 2) Трудно ответить на вопрос, как
будет действовать на человеческий эмбрион то
или иное вещество. 3) Полип выделяет
оплодотворенное яйцо, которое превращается в
передвигающегося зародыша. (Химия и жизнь) 4)
Можно создавать условия, заставляющие микробов
развиваться в нужном человеку направлении. 5)
Старик доставал из корзины устриц. (И.Новиков)
6) Левин ел устрицы. (Л.Толстой)
Названия микроорганизмов, таких, как бактерия,
бацилла, вирус, а также слов личинка, зародыш,
эмбрион в литературном языке употребляются
как неодушевленные.
В названиях рыб, птиц категория одушевленности в
большинстве случаев сохраняется даже когда эти
существительные обозначают различные блюда.
Исключение составляют отдельные названия рыб и
раков, которые в значении блюда употребляются
как неодушевленные (есть кильки, подавать
сардины, покупать шпроты, есть раки и
есть раков, в нашем случае это последний
пример: Левин ел устрицы).
5. Установите закономерность и
продолжите ряд слов:
Кукла, туз, покойник...
Робот, матрешка, ферзь, валет, мертвец,
петрушка, марионетка, снеговик, буратино и др.
Несмотря на то что данные существительные
обозначают неживые предметы, они имеют
грамматический показатель одушевленности: вижу
матрешек, мертвецов, тузов и т.д.
Следовательно, они относятся к числу
одушевленных.
6. Есть ли в русском языке
существительные, не имеющие грамматических
показателей одушевленности/неодушевленности?
Речь идет о существительных женского
рода, имеющих форму только единственного числа: поймали
кефаль (неясно: что или кого?).
7. Возможно ли такое: Я люблю этого истребителя
и Я люблю этот истребитель?
Возможно. Одно и то же существительное
в разных своих значениях может по-разному
проявлять себя по отношению к категории
одушевленности/неодушевленности.
8. Имеются ли грамматические
показатели одушевленности/неодушевленности у
неизменяемых существительных? Докажите.
У
неизменяемых существительных грамматическим
показателем одушевленности/неодушевленности
может быть форма согласуемого определения: вижу симпатичных
кенгуру, но вижу желтые такси. Если же
определение отсутствует, тогда единственным
показателем одушевленности/неодушевленности
является значение.
9. Почему в словосочетаниях пойти
в солдаты, произвести в офицеры, избрать в
члены-корреспонденты, выйти в люди вин. падеж
мн. числа одушевленных существительных
совпадает не с родительным, а с именительным?
Категория
одушевленности/неодушевленности сложилась в
языке довольно поздно: окончательно – к XVII веку.
Исконно в древнерусском языке вин. п. ед. числа у
слов мужского рода всегда был равен
именительному. В данных примерах как раз и
сохранились старые формы вин. п. одушевленных
существительных.
В современном русском языке отступление от
последовательного выражения одушевленности во
мн. числе наблюдается после некоторых глаголов,
обозначающих присоединение кого-либо к
определенному разряду лиц (произвести, избрать,
принять, выдвинуть, зачислить и др.).
10. С окончаниями какого падежа
– родительного или именительного – совпадают
окончания винительного падежа одушевленных и
неодушевленных существительных, употребленных в
переносном значении? Обратитесь к следующим
примерам.
1) Турнир этот проводится ежегодно и
собирает почти всех звезд фигурного катания.
2) Но настал день, когда публике давали «Бориса
Годунова».
3) В бухту неожиданно вошел и стал медленно
продвигаться айсберг. Такого красавца
приветствовать бы адмиральским салютом, однако
на «Оби» к незваному гостю отнеслись далеко не
восторженно. (В.Санин)
4) Очевидно, многие читатели спросят, где сейчас
можно приобрести «Пингвин»? Шоферы,
крановщики, лесорубы, монтажники в один голос
заявляют: «Давайте побыстрее нам “Пингвины”».
Пример 1). Неодушевленные
существительные, употребленные в переносном
значении, как правило, получают в вин. падеже
окончания, совпадающие с род. падежом. Категория
одушевленности используется как средство
олицетворения (персонификации) неодушевленных
предметов. Неодушевленные предметы в этом случае
приобретают значение лица. В прямом значении
существительное звезды употребляется как
неодушевленное.
Примеры 2), 3), 4). Одушевленные
существительные сохраняют все признаки
склонения даже в том случае, когда они получают
переносное значение, т.е. употребляются в
значении предметов неживых (примеры 2, 3). Но и
здесь возможны колебания (пример 4). Хотя
морозостойкий рабочий костюм для лесорубов и
монтажников назвали именем живого существа –
«Пингвин», слово употребляется как
существительное неодушевленное.
Этап 3. Категория числа
1. «Кто быстрее и правильнее?»
Запишите данные существительные по
группам:
1) слова, имеющие формы обоих чисел
(изменяющиеся по числам);
2) слова, имеющие форму только ед. ч. (обозначают
неисчисляемые предметы);
3) слова, имеющие форму только мн. ч. (обозначают
неисчисляемые предметы);
4) слова не имеют показателей числа, значение
категории числа может быть выражено в тексте
только синтаксически.
Деньги, потемки, сахар, старость, сутки,
ворота, жара, счета, мед, олово, ненависть, злоба,
кумыс, дрожжи, игры, каникулы, чернила, брюки, бра,
коньки, отруби, макароны, воздух, носки, очки,
ножницы, гусли, двери, счеты, студенчество,
сырость, вой, вера, счастье, синь, смех, шахматы,
картина, аргумент, кашпо.
Ответы:
1) счета, игры, коньки, носки, двери,
картина, аргумент;
2) сахар, старость, жара, мед, олово, ненависть,
злоба, кумыс, воздух, студенчество, сырость, вой,
вера, счастье, синь, смех;
3) деньги, потемки, сутки, ворота, дрожжи, каникулы,
чернила, брюки, отруби, макароны, очки, ножницы,
гусли, счеты, шахматы;
4) бра, кашпо.
2. От данных существительных
образуйте форму множественного числа: лист,
зуб, корень, сын, друг, пропуск, лоскут, учитель,
образ, лагерь, муж, колено.
Лист – листья (дерева), листы
(тетради).
Зуб – зубы (человека или
животного), зубья (пилы).
Корень – корни (растения), коренья
(корни корнеплодов).
Сын
– сыновья (выросли сыновья), сыны (высок.,
арх.: сыны степей).
Друг – друзья – други (торж., арх.).
Пропуск – пропуска (документы), пропуски
(недосмотры).
Лоскут – лоскутья (кусочки
разорванной ткани), лоскуты (остатки ткани).
Учитель – учителя (преподаватели),
учители (высший авторитет).
Образ – образа (иконы), образы
(литературные, художественные).
Лагерь – лагеря (оздоровительные,
спортивные), лагери
(общественно-политические группировки).
Муж – мужья (женатые мужчины), мужи
(государственные деятели).
Колено – коленья (стебель
злаковых, бамбука; трубы), колена (в танце, в
пении; разветвления рода), колени (у человека).
Категория числа характерна только для
существительных, называющих исчисляемые
предметы, то есть для конкретных лексем, и
представлена чаще всего двумя соотносительными
формами.
3. «Кто больше?»
Приведите как можно больше
существительных, употребляемых только в
единственном числе, и распределите их по
колонкам.
Собирательные
существительные |
|
Абстрактные существительные |
|
Вещественные существительные |
|
Собственные существительные |
|
Например: агентура, молодежь,
учительство, ельник, белье, тряпье; богатство,
щедрость, суета, тоска, ходьба, поэзия,
вдохновение, синь, желтизна; водород, пшено,
пшеница, земляника, телятина, капуста, вода,
золото, клубника; Амур, Волга, Урал, Севастополь,
Кавказ.
4. Верно ли утверждение:
«Существительные, употребляемые только в форме
единственного числа, образуют форму мн. ч., но
изменяют свое лексическое значение»?
Верно. Так, имена собственные в форме
мн. числа обозначают членов одной семьи или лиц,
находящихся в родственных отношениях (сестры
Федотовы, братья Елизаровы, супруги Фомины, семья
Комаровых), разных лиц с одинаковыми именами (У
нас в школе пять Анастасий), тип людей (Маниловы
в жизни встречаются очень часто).
Вещественные существительные мн. числа
обозначают разные сорта или марки материалов,
виды растений, типы или виды вещества. Такое
употребление характерно для научного и делового
стиля. Например: масло – смазочные масла,
животные масла, эфирные масла; вода –
минеральные воды; шпат – полевые шпаты; ситец –
жатые ситцы.
Вещественные существительные мн. числа
обозначают также большие пространства, занятые
веществом, или большой объем, скопления такого
вещества (созревают овсы, кругом пески), изделия
из вещества (рубины ее перстня).
Некоторые абстрактные существительные в форме
мн. числа обозначают конкретные проявления
различных свойств, качеств или состояний (все
мои радости и разочарования).
Формы мн. числа используются также для
обозначения длительных состояний погоды (зачастили
метели).
5. Укажите, к какой группе относятся
данные существительные, употребляемые только в
форме мн. числа:
1) конкретные существительные –
названия предметов, состоящих из нескольких
частей (обычно из двух);
2) вещественные существительные – названия
веществ, материалов, отбросов или отходов
некоторых веществ;
3) абстрактные существительные – названия
действий, процессов, состояний, обрядов;
4) названия промежутков времени;
5) названия игр с несколькими участниками;
6) собственные существительные – названия
городов, горных массивов, созвездий и др.;
7) немногие собирательные лексемы, обозначающие
множественную совокупность чего-нибудь (причем
собирательность в них выражена только
лексически).
Сани, чернила, квасцы, будни, прятки,
Жигули, каникулы, джунгли, почки (блюдо), всходы,
Рыбы (созвездие, знак зодиака), жмурки, сутки,
проводы, консервы, духи, брюки, обои, выборы,
сумерки, шахматы, Люберцы, письмена, ворота,
опилки, скачки, Карпаты, финансы, Весы (созвездие,
знак зодиака), бега, похороны, вытопки, Близнецы
(созвездие, знак зодиака), носилки, кусачки.
Ответы:
1) брюки, ворота, сани, носилки, кусачки;
2) чернила, квасцы, опилки, обои, духи, консервы;
3) выборы, бега, скачки, проводы, похороны;
4) сутки, будни, каникулы, сумерки;
5) шахматы, прятки, жмурки;
6) Люберцы, Жигули, Карпаты, Весы, Близнецы, Рыбы;
7) всходы, джунгли, письмена, почки (блюдо),
финансы.
6. Сколько было часов?
1)
Элегантный браслет замкнулся, и наручные часы
третьего тысячелетия заблестели на моем
запястье. (В.Орлов)
2) В витрине вы можете увидеть часы всех
отечественных марок.
В первом случае существительное часы
обозначает один предмет, во втором – много.
7. Когда и почему встречаются формы:
уюты, лжей?
Сколько свинцового яда влито, сколько
чугунных лжей. Мое лицо никак не выжмет
штангу ушей. (А.Вознесенский) Забудь, поэт!
Вернись в красивые уюты! Нет! Лучше сгинуть в
стуже лютой! Уюта – нет! Покоя – нет. (А.Блок)
В языке художественной литературы,
особенно в поэзии, встречаются формы мн. числа
абстрактных существительных, которые не приняты
в других стилях литературного языка.
8. Приведите примеры употребления
одного числа в значении другого.
Формы ед. числа конкретных
существительных могут быть использованы для
обозначения множества называемых предметов (Кит
– животное млекопитающее. Книга – источник
знаний. Покупатель всегда прав. Для чего человек
учится?), отдельные же формы мн. числа могут
утрачивать значение множественности (Мы дома
сидим, а ты все по театрам ходишь. Чему тебя
только в институтах учили!).
9. Категория числа – это категория
историческая. В древнерусском языке, кроме форм
ед. и мн. числа, существовала форма двойственного
числа, которая со временем исчезла. Эта форма
использовалась в тех случаях, когда
существительные употреблялись в сочетании с
числительными два, две или когда речь шла о
парных или о двух предметах. Формы двойственного
числа начали утрачиваться в XIII веке, однако в
современном русском языке существуют его
остатки. Приведите примеры.
Бока, рога, рукава
(здесь окончание -а – это бывшее
окончание формы двойственного числа).
Очи, уши, колени и др.
(окончание -и в форме им. падежа мн. числа
существительных среднего рода – это бывшая
форма им. п. /вин. п. двойственного числа слов
среднего рода).
Продолжение следует
|