МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ
Л.А. АКСЕНОВА,
с. Тупки,
Чаплыгинский р-н,
Липецкая обл.
Продолжение. См. № 19/2004
Знаки препинания в бессоюзном сложном
предложении
Дидактический материал
10–11-е классы
IV. Тренировочные упражнения
(продолжение)
Задание 16. Понаблюдайте над
интонацией предложений 1-й и 2-й групп. Определите
значения данных бессоюзных сложных предложений,
объясните употребление в них запятой и точки с
запятой. Какова роль запятой и точки с запятой в
данных предложениях?
1-я группа
1. Был сентябрь, дул верховой ветер, по
серой реке сердито прыгали волны, ветер, бешено
срывая их гребни, кропил реку холодным дождем.
(М.Горький)
2. Серый осенний день клонится к вечеру,
тихо стоит еловый бор на пригорке, ветер не
шелохнет и листочка молодых рябинок и березок,
раскинувшихся по откосу сжатого поля, далеко
видно кругом... (М.Нестеров)
2-я группа
1. Солнце садилось; широкими багровыми
полосами разбегались его последние лучи; золотые
тучки расстилались по небу все мельче и мельче,
словно вымытая, расчесанная волна... (И.Тургенев)
2. Ночь тяжело и сыро пахнула мне в
разгоряченное лицо; казалось, готовилась гроза;
черные тучи росли и ползли по небу, видимо меняя
свои дымные очертания. (И.Тургенев)
Подготовьте выразительное чтение
предложений 1-й и 2-й групп, следите за интонацией:
понижайте голос в конце каждого простого
предложения и повышайте в начале следующего; там,
где стоит точка с запятой, делайте большие паузы.
Выберите из предложений материал для
разных видов разбора. Произведите разбор.
Какое слово во втором предложении 2-й
группы не является членом предложения? Что это за
слово?
Опишите сегодняшний день, используя
бессоюзные сложные предложения сначала с
запятой, затем – с точкой с запятой. Прочитайте.
Одинакова ли будет интонация этих предложений?
Задание 17. Прочитайте тексты.
Какие знаки препинания следует поставить между
частями бессоюзных сложных предложений в первом
и во втором текстах? Почему?
Запишите тексты, восстанавливая пунктуацию
предложений.
1) На холстах Шишкина глухо шумят
темные боры шелестит резной листвой прозрачный
дубняк тонко звенят осинки. На его рисунках
сплетаются упругие ветки топорщится колкая хвоя
лист растет. (В.Порудоминский)
2) Недели две как стояла засуха тонкий
туман разливался молоком в воздухе и застилал
отдаленные леса от него пахло гарью. Множество
темноватых тучек с неясно обрисованными краями
расползались по бледно-голубому небу довольно
крепкий ветер мчался сухой непрерывной струей не
разгоняя зноя. (И.Тургенев)
(В первом тексте между частями
бессоюзных сложных предложений ставится
запятая, во втором тексте части сложных
бессоюзных предложений разделяет точка с
занятой.)
Подготовьте выразительное чтение
текстов. Укажите особенности интонации
предложений первого и второго текстов.
Как вы думаете: почему в описаниях так
часто используются сложные бессоюзные
предложения со значением одновременности
действий (глаголы несовершенного вида)?
Что вы знаете о художнике И.И. Шишкине?
Какие картины этого мастера кисти вам известны?
Рассмотрите репродукцию картины
И.И. Шишкина «Рожь». Попробуйте описать
картину, употребляя сложные бессоюзные
предложения.
Задание 18. Прочитайте
предложения, соблюдая правильную интонацию.
Запишите, восстанавливая пунктуацию (запятые и
точку с запятой) между частями сложных
бессоюзных предложений; расставьте другие знаки
препинания. Объясните свой выбор.
1) Мужество есть великое свойство души
народ им отмеченный должен гордиться собою. (Н.Карамзин)
2) Мещанство большое зло оно как плотина в
реке всегда служило только для застоя. (А.Чехов)
3) Человек ловится на мелочах в крупном можно
притвориться мелочь всегда выдает истинную
«суть души» ее рисунок ее тяготение... (М.Горький)
4) Мещанство ползучее растение оно способно
бесконечно размножаться и хотело бы задушить
побегами все на своей дороге. (М.Горький) 5)
Было суровое январское утро с низменного
пасмурного неба сыпался мелкий сухой снег
подгоняемый порывами ветра он колол лицо как
иголками и волнами убегал по мерзлой дороге. (Д.Григорович)
6) Это хрустальная прозрачная душа таких людей
мало они редки это перлы в толпе! Его сердце
не подкупишь ничем на него всюду и везде можно
положиться. (И.Гончаров) 7) Только истинно
ученые продолжают учиться остальные
предпочитают учить. (Б.Шоу)
– Проверьте свою работу,
проанализируйте расстановку знаков препинания:
1)
Мужество есть великое свойство души; народ, им
отмеченный, должен гордиться собою. (Н.Карамзин)
2) Мещанство – большое зло, оно, как плотина в
реке, всегда служило только
для застоя. (А.Чехов) 3) Человек ловится на
мелочах, в крупном – можно притвориться, мелочь
всегда выдает истинную «суть души», ее рисунок,
ее тяготение... (М.Горький) 4) Мещанство –
ползучее растение, оно способно бесконечно
размножаться и хотело бы задушить побегами все
на своей дороге. (М.Горький) 5) Было суровое
январское утро; с низменного пасмурного неба
сыпался мелкий сухой снег; подгоняемый порывами
ветра, он колол лицо как иголками и волнами
убегал по мерзлой дороге. (Д.Григорович) 6) Это
хрустальная, прозрачная душа; таких людей мало;
они редки; это перлы в толпе! Его сердце не
подкупишь ничем; на него всюду и везде можно
положиться. (И.Гончаров) 7) Только истинно
ученые продолжают учиться; остальные
предпочитают учить. (Б.Шоу)
Укажите предложения, осложненные: а)
причастным оборотом, б) сравнительным оборотом,
в) однородными членами. Выделите графически
данные синтаксические конструкции, объясните
наличие или отсутствие при них знаков
препинания.
Подчеркните грамматические основы в
односоставных предложениях, укажите, чем они
выражены; определите тип односоставных
предложений.
Подчеркните грамматические основы в
предложениях с тире между подлежащим и
сказуемым.
Объясните постановку тире в
предложении 3.
Объясните роль кавычек в предложении
3.
Укажите лексическое значение
выделенных слов.
Выпишите синонимы из последнего
предложения, определите, языковыми или
контекстуальными они являются.
Выпишите из данных предложений
синонимы к слову огромный.
Найдите в предложениях антоним к
слову крупный.
Выпишите слова, строение которых
соответствует схемам:
Сформулируйте орфоэпическое правило
по следующей схеме: -тся (-ться) = [цъ].
Проиллюстрируйте его примерами из предложений
данного задания (выпишите слова на данное
орфоэпическое правило, запишите их в
транскрипции).
Объясните правописание выделенных
слов.
Перечитайте предложение 4. Подумайте:
на примере какого произведения (каких
произведений) русской литературы XIX века можно
написать сочинение на эту тему? Попробуйте
написать тезисы такой работы.
Задание 19. 1) Чем определяются
знаки препинания в бессоюзных сложных
предложениях? (Значением бессоюзных сложных
предложений.)
2) Вспомните и перечислите основные
значения бессоюзных сложных предложений.
(Значения перечисления; значения причины,
пояснения, дополнения; значения
противопоставления, времени, условия, следствия,
вывода.)
3) Рассмотрите схемы и вспомните
союзы, которыми можно проверить значения
бессоюзных сложных предложений; надпишите
«проверочные» союзы вверху каждой схемы.
Бессоюзное сложное предложение
Задание 20. Запишите предложения,
расставляя знаки препинания, рядом, где это
возможно, напишите соответствующий вариант
сложноподчиненного предложения.
1)
Воспитание великое дело им решается участь
человека. (В.Белинский) 2) Чудик обладал одной
особенностью с ним постоянно что-нибудь
случалось. (В.Шукшин) 3) Тускло светится луна в
сумраке тумана молчалива и грустна милая
Светлана. (В.Жуковский) 4) Искусство выполняет
работу памяти оно выбирает из потока времени
наиболее яркое волнующее значительное и
запечатлевает это в кристаллах книг. (Л.Толстой)
5) Никогда не давай воли своему воображению оно
произведет чудовищ. (Пифагор) 6) Раздался
выстрел волк продолжал бежать.
Сравните бессоюзные сложные
предложения и синонимичные им сложноподчиненные
предложения. Проследите, как изменяется
интонация предложений? Какие предложения более
выразительны: бессоюзные сложные или
сложноподчиненные?
Выпишите предложение 6. Замените это
бессоюзное сложное предложение синонимичными
предложениями так, чтобы получилось: а)
сложносочиненное; б) простое предложение. При
необходимости добавляйте нужные слова. Например:
l) Наступил сентябрь – дети пошли в
школу. 2) Наступил сентябрь, и дети пошли в
школу. 3) В сентябре дети пошли в школу.
Задание 21. Бессоюзие усиливает
выразительность фразы. Бессоюзным сложным
предложениям свойственны эмоциональная
напряженность и динамичность; живость, легкость,
простота, изящество, экспрессия. Часто
бессоюзные сложные предложения встречаются в
пословицах, поговорках, сказках, афоризмах.
Прочитайте предложения. Какие смысловые
отношения подразумеваются (намечаются
интонацией) в бессоюзных сложных конструкциях?
Спишите, расставляя знаки препинания;
подчеркните грамматические основы предложений.
1) Не
гоняйся за счастьем оно всегда находится в тебе
самом. (Пифагор) 2) Не стыдно учиться и в зрелом
возрасте лучше научиться поздно чем никогда. (Эзоп)
3) Нет умного соседа с книгой беседуй. (Пословица)
4) Мир жалок лишь для жалкого человека мир пуст
лишь для пустого человека. (Л.Фейербах) 5) Будь
повелителем самого себя царствуя и
благоуправляя собою ты будешь иметь
превосходное владычество и самую важную
должность. (Пифагор) 6) Хочешь себя изучить
посмотри на людей и дела их. Хочешь людей изучить
в сердце к себе загляни. (Ф.Шиллер) 7) Ничему не
удивляйся удивление произвело богов. (Пифагор)
8) Слушая и сохраняя молчание ты сделаешься
мудрым начало премудрости есть молчание. (Пифагор)
9) Служенье муз не терпит суеты прекрасное должно
быть величаво. (А.Пушкин) 10) Прежде всего
научайся каждую вещь называть ее именем это
самая первая и важнейшая из всех наук. (Пифагор)
11) Вершины достигаются не сразу мастерство
приобретается постепенно. (Латинское
изречение) 12) Поле свое обрабатывай
собственными своими руками не оставляй его
возделывать твоим невольникам земледелие
необходимо требует рук свободного человека. (Пифагор)
13) Над осмеиваемыми не тешься наживешь в них
врагов. (Клеобул) 14) Жизнь подобна театру в ней
часто весьма дурные люди занимают наилучшие
места. (Пифагор) 15) Пьяного раба не наказывай
покажешься пьян. (Клеобул) 16) Воздержись от
употребления вина оно есть молоко питающее
страсти. (Пифагор) 17) Не возвещай истину на
местах общенародных народ употребит оную во зло. (Пифагор)
18) Образованный человек скромен глубокая река
спокойна. (Монгольская пословица)
Объясните смысл одного из афоризмов в
небольшой письменной работе.
Замените бессоюзные сложные
предложения 11 и 14 синонимичными союзными
(вставьте нужные по смыслу союзы). Как изменятся
при этом знаки препинания? Сравните данные и
полученные в результате синонимичной замены
предложения. Какой вариант является более
экономным в использовании языковых средств?
Какие предложения, на ваш взгляд, более
выразительны? Почему? Как будет различаться
интонация данных бессоюзных сложных предложений
и синонимичных им союзных предложений?
Какие предложения построены: а) на
параллелизме; б) на сопоставлении?
Найдите предложение, соответствующее
схеме:
Укажите предложение с причастным
оборотом, подчеркните причастный оборот как член
предложения, определяемое слово выделите в
рамочку.
Укажите предложения с деепричастным
оборотом, выделите деепричастный оборот
графически, объясните пунктуацию.
Укажите все односоставные
предложения, определите их вид: какой тип
сказуемого используется в каждом из них?
Выпишите устаревшие слова, объясните
их значение.
Вспомните глагольные орфограммы.
Проиллюстрируйте их примерами из данных
предложений.
Найдите слово, морфемный состав
которого соответствует схеме:
Задание 22. В одном сложном
бессоюзном предложении могут совмещаться разные
значения. Например, в предложении Ворона
каркнула во все воронье горло: сыр выпал – с ним
была плутовка такова три простых предложения,
между первыми двумя предложениями в этом
бессоюзном сложном отношения причинные, между
вторым и третьим – следствия.
Прочитайте сложные бессоюзные предложения,
определите значения между их частями; запишите,
расставляя знаки препинания, подчеркивая
грамматические основы.
1) Кто-то сказал наше сердце подобно
очарованному сундучку и зло и добро там лежат
рядом. (Г.Циферов) 2) Избери себе друга ты не
можешь быть счастлив один счастье есть дело
двоих. (Пифагор) 3) Таланты истинны на критику
не злятся их повредить она не может красоты одни
поддельные цветы дождя боятся. (И.Крылов) 4) В
воздухе над его головою разлились какие-то
дивные торжествующие звуки он (Лаврецкий)
остановился звуки загремели еще великолепней
певучим сильным потоком струились они. (И.Тургенев)
5) Довольно людей кормили сластями у них от этого
испортился желудок нужны горькие лекарства
едкие истины. (М.Лермонтов) 6) Погода стояла
прекрасная белые круглые облака высоко и тихо
неслись над нами ясно отражаясь в воде тростник
шушукал кругом пруд местами как сталь сверкал на
солнце. (И.Тургенев) 7) Между тем восьмичасовая
беспрерывная работа на подмостках давала себя
знать руки у художника ныли ноги и спину ломило
от долгого и неудобного сиденья. (А.Куприн) 8) К
вечеру они (тучи) опять стали расходиться одни
побледнели подлиннели и бежали за горизонт
другие над самой головой превратились в белую
прозрачную чешую одна только черная большая туча
остановилась на востоке. (Л.Толстой) 9) Отойдя
недалеко Анна Васильевна в последний раз
оглянулась на дуб бело-розовый в закатных лучах и
увидела у его подножия темную фигурку Савушкин
не ушел он издали охранял свою учительницу. (Ю.Нагибин)
10) Лес это как бы храм он очищает душу и наводит
мысли на высокое за хороший хвойный лес можно
отдать любимую книгу. (М.Осоргин)
– Проверьте свою работу:
1) Кто-то сказал: наше сердце подобно
очарованному сундучку – и зло, и добро там лежат
рядом. (Г.Циферов) 2) Избери себе друга; ты не
можешь быть счастлив один: счастье есть дело
двоих. (Пифагор) 3) Таланты истинны за критику
не злятся: их повредить она не может красоты; одни
поддельные цветы дождя боятся. (И.Крылов) 4) В
воздухе над его головою разлились какие-то
дивные, торжествующие звуки; он (Лаврецкий)
остановился: звуки загремели еще великолепней;
певучим сильным потоком струились они. (И.Тургенев)
5) Довольно людей кормили сластями; у них от этого
испортился желудок: нужны горькие лекарства,
едкие истины. (М.Лермонтов) 6) Погода стояла
прекрасная: белые круглые облака высоко и тихо
неслись над нами, ясно отражаясь в воде; тростник
шушукал кругом; пруд местами, как сталь, сверкал
на солнце. (И.Тургенев) 7) Между тем
восьмичасовая беспрерывная работа на подмостках
давала себя знать: руки у художника ныли, ноги и
спину ломило от долгого и неудобного сиденья. (А.Куприн)
8) К вечеру они (тучи) опять стали расходиться:
одни побледнели, подлиннели и бежали за горизонт;
другие, над самой головой, превратились в белую
прозрачную чешую; одна только черная большая
туча остановилась на востоке. (Л.Толстой) 9)
Отойдя недалеко, Анна Васильевна в последний раз
оглянулась на дуб, бело-розовый в закатных лучах,
и увидела у его подножия небольшую темную
фигурку: Савушкин не ушел, он издали охранял свою
учительницу. (Ю.Нагибин) 10) Лес – это как бы
храм, он очищает душу и наводит мысли на высокое;
за хороший хвойный лес можно отдать любимую
книгу. (М.Осоргин)
Начертите схему предложения 8, дайте
его полную пунктуационную характеристику,
разберите по членам.
Выпишите из данных предложений
несколько пар антонимов; определите их часть
речи; разберите эти слова по составу.
Выпишите одно числительное,
разберите как часть речи.
Выпишите слово, в котором количество
звуков больше, чем букв.
Определите значение выделенного
слова.
Выпишите из данных предложений пять
слов с орфограммой «Непроизносимая согласная в
корне», объясните их правописание.
Задание 23. Прочитайте.
Проведите наблюдение над знаками препинания в
тексте; какова их синтаксическая и
стилистическая роль? Охарактеризуйте
экспрессивно-стилистические возможности
сложных бессоюзных конструкций.
Все физически2 стремится1
книзу: вода течет в долину, растительность2
сгущается вкруг1 вод, люди собираются2,6
туда же – внизу людность, вверху одиночество4.
Вниз тянут нас заботы материальные, вверх зовут
интересы духовные5, как человек
распределен6: вверху голова, мысль,
духовные стремления, внизу желудок, животные
стремления, – так вся природа построена3 в
соответствии с этим двойственным2 делением
живущего в ней человека. (С.Волконский)
Сформулируйте основную мысль текста.
Какой еще прием, помимо
выразительного бессоюзия, использует автор,
чтобы обозначить свою мысль ярче? (Антонимическая
организация текста.)
Выпишите антонимы.
Приведите примеры прямого и
обратного порядка слов. Для чего, на ваш взгляд,
используется обратный порядок слов в данном
тексте?
Объясните правописание наречий в
тексте.
Выполните обозначенные виды
разборов.
Подберите однокоренные слова к
словам одиночество, живущего.
Задание 24. Часто бессоюзие
используется в поэтической речи. Прочитайте.
Охарактеризуйте выразительную роль бессоюзия.
Начертите схемы предложений. Какие смысловые
отношения подразумеваются в данных бессоюзных
сложных предложениях (укажите это в схемах)?
1) Я памятник себе воздвиг
нерукотворный,
К нему не зарастет народная тропа,
Вознесся выше он главою непокорной
Александрийского столпа.
2) Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать –
В Россию можно только верить.
3) Снова птицы летят издалёка
К берегам, растопляющим лед.
Солнце теплое ходит высоко
И душистого ландыша ждет.
4) В чужбине свято наблюдаю
Родной обычай старины:
На волю птичку выпускаю
При светлом празднике весны.
5) О Русь! В тоске изнемогая,
Тебе слагаю гимны я,
Милее нет на свете края,
О Родина моя!
6) Солнце реже смеется,
Heт в цветах благовонья,
Скоро осень проснется
И заплачет спросонья.
7) На нивы желтые нисходит тишина,
В остывшем воздухе от меркнущих селений,
Дрожа, несется звон...
8) Унылая пора! очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса.
(Для справок: А.Фет; И.Бунин;
А.Пушкин; К.Бальмонт; Ф.Тютчев; Ф.Сологуб; А.К.
Толстой.)
Подготовьте выразительное чтение
поэтических отрывков.
Назовите авторов поэтических строк
(пользуйтесь материалом «Для справок»).
Подчеркните грамматические основы в
текстах 5, 6; укажите, чем они выражены.
Укажите тип простых предложений в
текстах 2, 4.
Выпишите предложения с обращениями,
объясните пунктуацию при них. Какова роль
обращений в данных текстах?
Какие предложения имеют в своем
составе причастный оборот, деепричастный оборот
и одиночное деепричастие? Объясните в них
расстановку знаков препинания; обособленные
члены подчеркните как члены предложения,
определяемые слова выделите в рамочку. В каком
предложении причастный оборот не обособляется?
Почему?
Укажите бессоюзное сложное
предложение, в котором совмещаются разные
значения между частями.
Выпишите устаревшие слова и формы
слов, запишите рядом соответствующие им слова
современного русского языка.
Задание 25. Внимательно
прочитайте стихотворение, постарайтесь
почувствовать настроение, которое оно передает.
Жду я, тревогой объят,
Жду тут на самом пути:
Этой тропой через сад
Ты обещалась прийти.
Плачась,
комар пропоет,
Свалится плавно листок...
Слух, раскрываясь, растет,
Как полуночный цветок.
Словно струну оборвал
Жук, налетевши на ель;
Хрипло подругу позвал
Тут же у ног коростель.
Тихо под сенью лесной
Спят молодые кусты...
Ах, как пахнуло весной!..
Это наверное ты!
(А.Фет)
Расскажите о настроении, эмоциях,
впечатлении, которые вызывает у вас это
стихотворение.
Назовите выразительные средства,
которые использует поэт.
Найдите в тексте повторяющиеся
ударные звуки. Какие звуковые образы создают эти
повторения? (Если создать своеобразную краткую
«звуковую карту» стихотворения, можно наблюдать
следующее:
У О А
У А И
Э О А
Ы А И |
А А О
А А О
У А О
А О О |
О У А
У Э Э
И У А
У О Э |
И Э О
А Ы Ы
А У О
Э Э Ы. |
Как видим, в первой строфе повторяется
ударный звук [у] (а всего в первых двух строчках
четыре (!) звука [у]), способный, по мнению
М.Ломоносова, вместе со звуками [о], [ы] изображать
«сильные вещи: гнев, зависть, болезнь и печаль»; в
данном случае повтор гласных [у], [о] усиливает
тревогу лирического героя, таинственность,
загадочность; и только намечаемые здесь «нежные»
звуки [э], [и] будут повторяться часто в двух
последних строфах, обнадеживая лирического
героя.
Звук [а], но мнению М.Ломоносова,
способствует «изображению великолепия великого
пространства, глубины и вышины, также и
внезапного». Повтор ударного [а] в первой строфе и
обилие этого звука во второй строфе в
«соседстве» с повторяющимся [о] усиливает
выразительность стихотворения, подчеркивает
широту взгляда и души лирического героя, некое
спокойствие и умиротворение, тайну.
Это состояние сменяется волнением,
напряжением, тревогой и печалью в третьей строфе
с помощью повтора [у].
И в последнем четверостишии обилие
разных повторяющихся звуков – широкие,
таинственные, загадочные [a], [o]; «сильные»,
печальные [ы] и «нежные», радостные [э] –
подчеркивает безграничность, бескрайность,
открытость души поэта, устремленность к миру,
весне, любви.)
Повтор каких согласных звуков
(особенно во втором и четвертом четверостишиях)
усиливает выразительность стихотворения? Как
называется этот прием? (Аллитерация.) Какова
его роль? Какие звуковые образы создают
повторяющиеся согласные?
Перечитайте еще раз это
стихотворение. Какие еще приемы, выразительные
средства, помогающие автору передать свои
чувства, эмоции, настроение, вы смогли обнаружить
на данный момент?
Что придает описанию живой,
динамичный характер?
Как обогащают выразительность и
содержание стихотворения бессоюзные сложные
предложения?
Определите намечающиеся интонацией
значения в этих бессоюзных сложных конструкциях,
функцию знаков препинания. Какими союзами можно
проверить значения, расстановку знаков
препинания между частями бессоюзных сложных
предложений?
Проанализируйте выбор автором знаков
препинания между частями бессоюзных сложных
предложений во второй строфе (запятая) и в
третьей строфе (точка с запятой).
Каково эмоциональное наполнение у
многоточия, восклицательных знаков и сочетания
знаков (предпоследнее предложение) в этом
стихотворении?
Что такое наверное в последнем
предложении? Какова роль этого слова в
стихотворении?
Приведите примеры прямого и
обратного порядка слов. Для чего, на ваш взгляд,
используется обратный порядок слов в
стихотворении?
Запишите это стихотворение по памяти.
В бессоюзных сложных предложениях подчеркните
грамматические основы, укажите, чем они выражены.
Задание 26. Подготовьтесь к
выразительному чтению. Расставьте паузы. Укажите
слова, которые при чтении вы подчеркнете особо. В
каких местах вы будете читать с понижением
интонации, а где – усиливая звучание слова,
звука, фразы?
* * *
Я не хочу любви твоей,
Я не могу ее присвоить;
Я отвечать не в силах ей,
Моя душа твоей не стоит.
Полна душа твоя всегда
Одних прекрасных ощущений,
Ты бурных чувств моих чужда,
Чужда моих суровых мнений.
Прощаешь ты врагам своим –
Я не знаком с сим чувством нежным
И оскорбителям моим
Плачу отмщеньем неизбежным. |
Лишь временно кажусь я слаб,
Движеньями души владею.
Не христианин и не раб,
Прощать обид я не умею.
Мне не любовь твоя нужна,
Занятья нужны мне иные:
Отрадна мне одна война,
Одни тревоги боевые.
Любовь никак нейдет на ум:
Увы! моя отчизна страждет, –
Душа в волненьи тяжких дум
Теперь одной свободы жаждет.
(К.Рылеев. K N.N.) |
Подумайте: о чем стихотворение
Кондратия Рылеева и в каких строках заключена
его главная мысль?
Какие приемы, выразительные средства
помогают автору ярче, полнее передать свои
эмоции, чувства, настроение?
Какие синтаксические средства
выразительности речи использованы автором?
Чем можно объяснить обилие
бессоюзных сложных предложений в данном
стихотворении? Чего достигает автор таким
выбором? Охарактеризуйте
изобразительно-выразительные возможности
сложных бессоюзных конструкций, их роль в
стихотворении.
Какие смысловые отношения
подразумеваются между частями бессоюзных
сложных предложений в стихотворении Рылеева?
Объясните функцию каждого знака препинания.
Запишите стихотворение; в бессоюзных
сложных предложениях подчеркните
грамматические основы, укажите, чем они выражены;
начертите схемы.
Произведите полный синтаксический
разбор предложения третьей строфы.
Укажите части речи в последнем
предложении стихотворения.
Одной из особенностей стихотворения
является повтор некоторых слов. Найдите строки с
повторяющимися словами. Попытайтесь объяснить
роль этого поэтического художественного приема
в каждом случае.
Выпишите из стихотворения случаи
инверсии, в скобках обозначьте их грамматическую
форму. Например: играют волны (сказуемое –
подлежащее). Подумайте: какого эффекта достигает
поэт, обращаясь к инверсии в стихотворении?
Найдите в стихотворении слово,
произношение которого отличается от
орфоэпических норм современного русского языка.
Объясните, с чем это связано.
Объясните значение, стилистическую
принадлежность следующих слов: чужда,
отмщеньем, иные, отрадна, нейдет на ум,
страждет, сим, жаждет. Употребляются ли данные
слова в современном русском языке? Как
называются сочетания слов, подобные выделенному
здесь? Какова роль данной лексики в
стихотворении К.Рылеева?
Задание 27. Подготовьте
выразительное чтение стихотворения Алексея
Кольцова «Русская песня».
Не весна тогда
Жизнью веяла,
Не трава в полях
Зеленелася,
Не заря с небес
Красовалася,
Не луна на нас
Любовалася!
Нет! под холодом,
Под туманами
Ты в объятьях жгла –
Поцелуями! |
Ночи темные,
Ночи бурные
Шли, как облачки,
Мимо солнышка.
Вьюги зимние,
Вьюги шумные
Напевали нам
Песни чудные;
Наводили сны,
Сны волшебные,
Уносили в край –
Заколдованный! |
Поэтика Алексея Кольцова близка
народной песне. Отметьте, какие традиционные для
устного народного творчества приемы в этом
стихотворении свидетельствуют о близости его к
произведениям фольклора. (В этом стихотворении
А.Кольцова можно отметить такие характерные для
устного народного творчества приемы, как повторы
(частицы не в первых двух строках, предлога под
в третьей строфе, слов ночи, вьюги, сны),
эпитеты (сны волшебные, край заколдованный,
ночи бурные и т.д.), сравнения (ночи... шли, как
облачки), олицетворение, параллелизм, слова с
уменьшительно-ласкательными суффиксами (облачки,
солнышка), инверсия (вьюги зимние, ночи
темные), слова с конечным -ся (зеленелася,
красовалася, любовалася); напевность.)
Проанализируйте пунктуацию
стихотворения. Объясните выбор и употребление
каждого знака препинания.
Найдите все бессоюзные сложные
предложения, понаблюдайте, как они построены,
какие художественные приемы, средства
выразительности можно отметить в их составе;
какие знаки препинания разделяют их части.
Сделайте вывод о роли сложных бессоюзных
конструкций в этом стихотворении.
Запишите стихотворение Кольцова в
тетрадь, в бессоюзных сложных предложениях
подчеркните грамматические основы, укажите, чем
они выражены. Начертите схемы бессоюзных сложных
предложений, определите значения между их
частями (в схемах укажите «проверочные» союзы).
Напишите небольшую творческую работу
«Роль бессоюзных сложных предложений в
поэтических текстах».
Задание 28. Прочитайте
выразительно стихотворения С.Надсона и
И.Сурикова.
* * *
В роще зеленой, над тихой рекой
Веет и вьется дымок голубой
И, от костра подымаясь, столбом
Тихо плывет над соседним кустом.
Белая полночь тиха и ясна,
В воздухе вкрадчиво веет весна,
Веет, и нежит, и к жизни зовет,
Нежит, ласкает и песню поет.
Чудная песня! Прислушайся к ней:
Смолкните, слезы и стоны людей,
Я, как вакханка, вернулась к земле
С чашей в руках и венком на челе...
(С.Надсон) |
Ярко солнце светит,
В воздухе тепло,
И, куда ни глянешь,
Все кругом светло.
На лугу пестреют
Яркие цветы;
Золотом облиты
Темные листы.
Дремлет лес:
Ни звука –
Лист не шелестит,
Только жаворонок
В воздухе звенит.
(И.Суриков) |
Выберите стихотворение, которое, на
ваш взгляд, наиболее ярко иллюстрирует тему
«Бессоюзные сложные предложения». Подготовьте
вопросы и задания к анализу этого поэтического
текста.
Продолжение следует
|