Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №7/2005

ПОЛОМАЕМ ГОЛОВУ

Б.Ю. НОРМАН,
г. Минск,
Республика Беларусь


Задачи по русскому языку для учеников и учителей

1. Почему слово объятие в русском языке обычно стоит во множественном числе? Во многих языках – английском, немецком и др. – ему соответствует существительное в единственном числе…

2. Можно ли по-русски сказать: с процент?

3. Что значит бобыль?

4. А.С. Пушкин использовал в качестве эпиграфа к повести «Метель» следующие строки из баллады В.А. Жуковского «Светлана»:

Вдруг метелица кругом;
Снег валит клоками;
Черный вран, свистя крылом,
Вьется над санями;
Вещий стон гласит печаль!
Кони торопливы
Чутко смотрят в темну даль,
Воздымая гривы…

Что значит Вещий стон гласит печаль?

5. Что общего между текущими документами и горящими путевками?

6. Как лучше сказать: девочки с цветами на шляпах или девочки в шляпах с цветами?

7. Почему, когда мы не хотим, чтобы сбылось какое-то предсказание, говорим: «Типун тебе на язык!»? Что такое типун?

8. Сравнительно недавно в русском языке появилось новое слово – маршрутка. Какие условия были необходимы для его возникновения?

9. Сравните следующие выражения, содержащие в себе негативную оценку: уличная девчонка, бульварная газета, площадные выражения. Значит ли это, что в значениях слов улица, бульвар, площадь изначально заложено что-то «нехорошее»? Если так, то почему?

Продолжение следует

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru