Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №8/2005

ГОТОВИМСЯ К ЭКЗАМЕНАМ

 Т.М. ПАХНОВА,
г. Москва

Продолжение. Начало в № 7/2005


Комплексная работа с текстом –

средство подготовки к зачетам, экзаменам, контрольным заданиям

9 – 11-е классы

XX. Подготовьтесь к свободному диктанту.

Интерес к Достоевскому проснулся во мне очень рано, когда я был еще гимназистом. Разумеется, тогда я читал его поверхностно, не умея и не пытаясь проникнуть в глубину его воззрений. Острые1 повороты сюжета – вот что тогда меня занимало... Но в студенческие времена, когда я стал заниматься у выдающихся ученых3, у Ю.Тынянова и Б.Эйхенбаума, я иными глазами посмотрел2 на Достоевского.
Я прошел сложный путь в литературе, и во все периоды моей работы Достоевский служил для меня загадочным, необъяснимым образцом профессионализма.4 В этом смысле его можно назвать учителем писателей всего мира.
Достоевский – писатель, который иногда исподволь, а иногда с беспощадной2 настойчивостью заставляет3 человека заглянуть в свой внутренний мир.

(В.Каверин)

1. Докажите, что это текст. Как осуществляется связь между предложениями, между абзацами?
2. Определите стиль текста. Докажите свое мнение.
3. Объясните значение слов воззрение, сюжет, профессионализм.
4. Подберите синонимы к вводному слову разумеется.
5. Составьте схемы сложных предложений.
6. Подготовьтесь к выразительному чтению текста.
7. Самостоятельно сформулируйте задания, направленные на повторение орфографии.

XXI. Прочитайте отрывок из предисловия, написанного Л.Озеровым к книге его стихов.

Если говорить о стихотворной манере, то поначалу мне ближе3 всего была такая, которую3 я мог бы назвать живописной7, или пластической. Мне не терпелось передать в слове плоть бытия. Но позже3 я понял, что эта манера выражает только внешнее, зримое и не дает проявиться6 всей полноте внутреннего мира, без которой нет и не может быть лирики.
Мне по нраву такая стихотворная речь, в которой жизнь души передана без столь модной сейчас расхожей сентиментальности.
По-видимому6, давно живущее во мне мелодическое начало не могло не сказаться в слове. Мелодика встретилась с пластикой. Это была важная встреча. Мысль не оставляла их наедине2. Она соединила2 их и образовала некий тройственный союз: пластика – мелодика – мысль. Можно иначе: мелодика – пластика – мысль. А можно и так: мысль – пластика – мелодика. В зависимости от того, что в данном стихотворении становится главным и определяющим.
Но что бы ни было главным и определяющим6, весь этот тройственный союз ничего не значит, если не основывается на пережитом.4 Без переживания (радостного, драматического, трагического) лирика – не лирика, а набор слов, искусно2 или неискусно расставленных6. Не вдруг поэзия мне открылась как исповедь. Она открывалась в этом качестве постепенно, в ходе самой жизни, в ходе познания человека, в ходе самопознания.

1. Определите тему, основные мысли текста.
2. Докажите, что это текст. С помощью каких языковых средств осуществляется связь между предложениями, между абзацами?
3. Объясните значение слов пластика, мелодика, сентиментальность, исповедь.
4. Укажите односоставные предложения, определите их тип и роль в тексте.
5. Подберите синонимы к вводному слову по-видимому.
6. Произведите разбор словосочетаний стихотворная речь, искусно расставленные, передать в слове, оставлять наедине.
7. Объясните орфограммы и пунктограммы.
8. Выполните разные виды разбора.
9. Подготовьтесь к выразительному чтению.

XXII. Найдите лишнее:

а) три, третий, тройственный, трое;
б) не основывается на пережитом, не могло не сказаться, не мог назвать.

XXIII. Запишите отрывок из предисловия поэта Л.Озерова к книге его стихов. Подчеркните грамматические основы предложений.

Каждое стихотворение – даже для человека, ежедневно пишущего стихи, – неожиданность. Ожиданием неожиданности предстает день поэта. Со стороны это кажется привлекательным и даже таинственным. Но это – адова работа. Круглосуточная вахта. Да еще у самого сердца. Главное для поэта – не пропустить лирический момент. Потом явятся и точные строки, потом и текст будет отделан... Надо схватить настроение, мысль, образ, закрепить их на бумаге.
В момент работы каждое стихотворение – это радость, даже восторг...

1. О чем этот текст?
2. Докажите, что это текст. Укажите средства связи между предложениями.
3. Подберите синонимы к прилагательному таинственный.
4. Какими примерами из текста можно подтвердить правила постановки тире?
5. Укажите односоставное предложение, определите его тип и роль в тексте.

XXIV. Зрительный диктант.

Новизна бесконечна,
Как полет в голубое.
Новизна – это вечно
Недовольство собою.

Новизну не боятся
Отличать все народы
От новинок, новаций
И от новшеств, от моды.

(Л.Озеров)

1. Какова роль однокоренных слов в этом тексте?
2. Выпишите рифмующиеся слова парами, укажите части речи.

XXV. Прочитайте отрывок из статьи писателя В.Каверина. Докажите, что это текст публицистического стиля.

У каждого из нас есть свой Пушкин, своя любовь к нему, собственная горечь утраты. В пьесе1 «Последние дни» Булгаков не захотел вторгнуться в это «тайное тайных» – Пушкина нет среди действующих лиц. Сделал ли он это потому, что не понадеялся на свои, хотя и немалые, силы? Зрители замирают6, когда раненого6 Пушкина проносят3 через сцену, – он появляется перед ними в первый и последний раз...
В «Последних днях» Пушкин незримо присутствует в каждом слове: исподволь, из картины в картину, его трагедия становится трагедией даже тех, кто способствует ей вольно или невольно.

1. Отрывок является началом статьи. Какие особенности зачина текста мы видим в этом отрывке?
2. Какие орфографические, пунктуационные правила можно подтвердить примерами из текста?

XXVI. Запишите, подчеркните грамматические основы.

Переход от прозы к драматургии был, вероятно7, для Булгакова далеко не так прост. Эти жанры бесконечно2 далеки друг от друга. Но есть и общая черта: верность1 понимания истории. И она не противоречит, она совпадает3 с теми вневременными, общечеловеческими чертами творчества Булгакова, которые обеспечивают его произведениям непрекращающуюся6 жизнь.

(В.Каверин)

XXVII. Прочитайте отрывок из статьи В.Каверина «Сны наяву», посвященной творчеству М.Булгакова. Укажите ключевые слова.

Я невольно завидую свободе, с которой3 написан роман «Белая гвардия». В нем чувствуется не оглядывающаяся6 назад свежая, молодая сила. Ясный, участливый2 голос звучит естественно, просто.
В этом самом поэтическом из произведений Булгакова высокое поэтическое настроение нигде не исключает вседневности, которая воплощена6 с беспощадностью историка-очевидца. Вся книга мягко озарена поэтическим светом. Сны плывут в ней рядом с вседневностью, близко, бок о бок, как бы подчеркивая, что действительность – это не сон, даже если она очень похожа на сон.
...Сны перекликаются, сны подают друг другу руки. Наконец на последней странице романа неизвестно откуда взявшийся маленький Петька Щеглов видит3 во сне сверкающий алмазный шар, бежит за ним и догоняет, задыхаясь от радостного смеха. Петька Щеглов, которому Булгаков отдал эту страницу, чтобы читатель не забыл, что жизнь прекрасна.

1. Докажите, что это текст публицистического стиля.
2. Укажите языковые средства связи между предложениями, между абзацами.
3. Выпишите причастия и деепричастия. От каких глаголов они образованы?
4. Какова роль в тексте предложений с однородными членами?

XXVIII. Запишите начало рассказа В.Астафьева «Ясным днем», подчеркните грамматические основы предложений.

И в городе падал лист. С лип – желтый, с тополей – зеленый. Липовый2 легкий лист разметало по улицам и тротуарам, а тополевый лежал кругами возле деревьев, серея шершавой изнанкой.4
И в городе, несмотря на шум, суету, многолюдство, тоже сквозила печаль, хотя было ясно по-осеннему6 и пригревало.

1. Укажите односоставные предложения, определите их тип и роль в тексте.
2. Придумайте предложения, в которых слово ясно является: а) наречием, б) кратким прилагательным.
3. Составьте схему последнего предложения.
4. Объясните орфограммы и пунктограммы.

XXIX. Запишите, объясните орфограммы и пунктограммы.

Какую власть все-таки имеют над нами воспоминания! Весенние путешествия по Оке... Вдруг вообразил поленовский дом, вечер 1 мая, когда мы, продрогшие, грязные, сидели в столовой, топили камин, наслаждаясь уютом1, светом большой лампы под фарфоровым колпаком, среди картин и этюдов Левитана, Врубеля, Коровина, развешанных2 на стенах.
И, вспомнив все это, вспомнив еще окские дали, леса и луга по берегам, весну, серые овраги, засыпанные2 прошлогодним жухлым листом, лопнувшими желудями, первое щелканье соловьев, дымок костра, разложенного2 возле сторожки бакенщика, я вдруг почувствовал такую отдаленность от всего этого, такую зависть ко всем своим прежним счастливым дням...

(Ю.Казаков)

1. Докажите, что это художественный текст.
2. Объясните значение слов этюд, жухлый.
3. Какова роль в тексте предложений с однородными членами?

XXX. Запишите, подчеркните грамматические основы предложений.

На поселок опустилась ночь. Из низины от реки и прудка тянуло изморозью, и скоро на траве выступил иней... Покорно стояли недвижные леса, и цепенел на них последний лист.
Шорохом и звоном наполняется утром лес, а пока над поселком плыло темное небо с яркими, игластыми звездами. Такие звезды бывают лишь осенями, вызревшие, еще не остывшие6 от лета. Покой был на земле...

(В.Астафьев)

1. Подготовьтесь к выразительному чтению.
2. Составьте схемы сложных предложений.
3. Объясните орфограммы и пунктограммы.
4. Запишите текст по памяти.

XXXI. Подготовьтесь к выразительному чтению.

МУЗЫКА

Кто тоску мою осудит?
Кто печали утолит?
Новой памяти не будет,
Память старая томит.

Перехватывает горло –
И плывут со всех сторон
Нежность флейты,
Бодрость горна,
Скрипки плач,
Фагота стон...

Многозвучность,
Многострунность,
Медь, грозящая бедой...
Детство, отрочество, юность

Друг за другом чередой.
Звуки разных зим и весен,
Звуки празднеств и потерь,
Рев прибоя, шепот сосен, –
Я их слышу и теперь:

Все звучат во мне упорно,
Не сливаясь в унисон,
Нежность флейты,
Бодрость горна,
Скрипки плач,
Фагота стон.

(Е.Николаевская)

1. Выпишите слова, которые входят в тематическую группу «Музыка».
2. Понаблюдайте за рифмующимися словами в третьей и четвертой строфах. Выпишите слова парами, обозначьте части речи. Произведите фонетический разбор одного из слов.
3. Укажите синонимы и антонимы (в том числе контекстуальные). Какова их роль в тексте?
4. Сформулируйте самостоятельно задания, направленные на повторение орфографии и пунктуации, и выполните их.

XXXII. Прочитайте начало предисловия В.Салмаева к книге «Пол-Родины». Объясните смысл названия и роль эпиграфа.

ЗАПАСАЕМСЯ СВЕТОМ...

Мы любим родину, мы сами физически сотканы из частиц ее неба, полей и рек.

(Л.Леонтьев)

Поэт Николай Огарев, живя долгие годы вдали от России – то в Париже, то в пахнущем угольным дымом деловитом Лондоне, однажды испытал неожиданное потрясение. Он писал: «Я увидел снег на поляне, и слеза навернулась. Дитя я! Глупый ребенок! Может быть, человек с большим сознанием способен быть космополитом; разумно мы принадлежим человечеству больше, чем Родине. Но я дорожу3 моею1 естественною привязанностью к Родине; эта теплая любовь к Отчизне никогда не погибнет, я проживу и умру с ней. Нет, черт возьми, космополит – холодный человек... А я чувствую, что принадлежу нации, это чувство есть великая сила в моей душе. Благословляю мою Россию и не оторвусь от нее».
Много неожиданного, даже драматического, но чрезвычайно важного в этом страстном признании... Любой, кто не глух к мукам и стонам чужой души, уловит путь человеческого переживания.

1. В чем особенности зачина текста?
2. Какие синонимы (в том числе контекстуальные) к слову Родина используются в тексте?
3. Какова роль цитирования в тексте? Что делает цитату органической частью текста?
4. Составьте схему последнего предложения.

XXXIII. Докажите, что это текст. Какова роль первого предложения?

Любить Родину... А может быть, чувствовать, ощущать, как самого себя? Если любовь можно привить, укоренить и даже навязать, то чувства и ощущения передаются лишь по родству, с молоком матери, редкой лаской отца, когда опустит он тяжелую ладонь на детскую2 голову, и притихнешь6 под ней, как птенец под крылом, и займется сердчишко в частом, растроганном бое, и прежде всего в матери, в отце ощутишь ты Родину свою. А уж какая она – эта Родина – все зависит3 от того, какие чувства перенял ты от родителей. В голой пустыне живут люди, и в тундре живут люди и любят ее так же, как люблю я свою1 диковинную2 и прекрасную Сибирь...

(В.Астафьев)

1. Определите тему, основную мысль текста.
2. Докажите, что это текст публицистического стиля.
3. Какие средства, выражающие отношения, чувства, эмоции, используются в тексте?
4. Запишите ряд синонимов к слову Родина.
5. Укажите предложения с вводным словосочетанием. Придумайте предложение, в котором эти слова не являются вводными.
6. Сравните: от того – оттого, так же – также. Придумайте предложения с этими словами.
7. Объясните орфограммы и пунктограммы.
8. Выполните разные виды разбора.
9. Подготовьтесь к выразительному чтению.

XXXIV. Запишите отрывок, подчеркните грамматические основы предложений. Определите стиль текста.

Люблю дорогу. Поездки по стране даровали мне не только радость пути, не только чувство больших расстояний, но и показали исторический пейзаж нашего Отечества. «Чтобы дойти до цели, надо прежде всего идти», – говорил Бальзак. Так дорога из понятия пространственного, географического стала для меня понятием духовным, а само пространство – протяженностью во времени.
Дороги вели меня из дома и возвращали домой. Очевидно, в такой час возвращения и были сказаны слова о «дыме Отечества».

(Л.Озеров)

1. Определите тему, основные мысли текста.
2. Какой синоним к слову дорога используется в тексте? Сравните слова-синонимы.
3. Запишите ряд синонимов к слову Отечество.
4. Почему словосочетание «дым Отечества» заключено в кавычки? Запишите афоризм с этими словами. С именами каких поэтов связано происхождение этого афоризма?
5. Подберите синонимы к вводному слову очевидно.
6. Укажите односоставные предложения, определите их тип.
7. Объясните орфограммы и пунктограммы.

XXXV. Прочитайте отрывок из статьи «Рассказы Шукшина». Запишите сложные предложения, составьте их схемы.

Не пропуская ни одного произведения Шукшина, я, к сожалению7, почти не встречался с ним и не знал его лично... Мы познакомились за столом президиума5 на каком-то вечере в ЦДЛ и обменялись несколькими словами./
Хотя я не веду дневника7, однако, вернувшись домой, все же записал несколько строк, связанных3 с этой встречей.4 Шукшин был похож на свои книги. Казалось7, он только что оторвался от захвативших его размышлений, а может быть7, и не оторвался, продолжает думать вопреки тому, что происходит вокруг. Доброе лицо его дышало3 простотой, серьезностью и пониманием. Он как бы существовал сперва для других, а уже потом для себя. О всеобщей любви к нему хорошо написал2 в стихотворении «Смерть Шукшина» Андрей Вознесенский.

Хоронила Москва Шукшина,
Хоронила художника, то есть
Хоронила страна мужика
И активную совесть.
...............................

Он хозяйственно понимал
Край как дом – где березы и хвойники.
Занавесить бы черным Байкал,
Словно зеркало в доме покойника.

...Он писал короткие рассказы о мелочах, не заслуживающих6 на первый взгляд никакого внимания. Жизнь состоит из мимолетностей, случайностей, обрывающихся впечатлений. Он остановил мимолетность и сумел придать ей характер явления. Его искренность была трогательной, воинствующей и нежной.

(В.Каверин)

1. Докажите, что это текст публицистического стиля. Какие языковые средства помогают автору выразить не только мысли, но и чувства, отношение, оценку?
2. Замените в одном из предложений причастный оборот придаточным предложением. Сопоставьте синонимичные конструкции.
3. Укажите предложения с вводными словами. Объясните значение вводных слов и их роль в тексте.
4. Придумайте предложение, в котором однако является союзом.
5. Произведите разбор словосочетаний короткие рассказы, его искренность, активная совесть,
родолжает думать
.
6. Объясните орфограммы и пунктограммы.
7. Выполните разные виды разбора.
8. Подготовьтесь к выразительному чтению.

XXXVI. Какое сочетание слов не является словосочетанием?

а) Не встречался с ним,
б) вопреки тому,
в) доброе лицо,
г) хорошо написал.

XXXVII. Найдите в предложении ошибки: а) орфографическую, б) пунктуационные, в) грамматическую.

Казалось, он только что оторвался от розмышлений, захвативших его, а, может быть, продолжает думать, вопреки того, что происходит вокруг.

XXXVIII. Запишите, подчеркните грамматические основы предложений.

Творчество, будь то научное, техническое, художественное, наиболее полно раскрывает назначение человека. Творческий труд облагораживает5 человека, поднимает над корыстными интересами, делает свободней3, лучше. Признаюсь, когда я думаю1 о будущем, предо мной прежде всего возникает та жизнь, где каждый сумеет определить свое призвание и реализовать его. Это вовсе не простая, а сложная совместная задача науки и социального прогресса общества. Человек стал человеком, когда он стал творцом. Ясно, что счастье строится не с помощью науки и техники. Необходимо развивать систему жизни, приобщающую6 все человечество к творчеству.

Путешествие в страну Будущего никогда не было бесплодным занятием. Великие утопии помогали человечеству вырабатывать идеалы. А это то, в чем сегодня нуждается мир7, может, больше, чем прежде.

(Д.Гранин)

1. Определите тему, основные мысли текста.
2. Укажите ключевые слова.
3. Докажите, что это текст публицистического стиля.
4. Как осуществляется связь между предложениями, между абзацами?
5. Объясните значение слов утопия, идеал, корыстный.
6. Продолжите запись однокоренных слов: творчество, творческий, творец...
7. Укажите односоставные предложения, определите их тип.
8. Объясните орфограммы и пунктограммы.
9. Выполните разные виды разбора.
10. Задание по выбору: напишите а) изложение, б) сочинение на тему «Путешествие в страну Будущего».

XXXIX. Запишите отрывок из статьи В.Каверина, подчеркните грамматические основы предложений.

Почему так любят Паустовского? Почему его книги неизменно2 вызывают чувство нежности, глубокой симпатии? Можно по-разному ответить на этот вопрос: его любят, потому что он настоящий художник, он артистичен, изящен. Его любят, потому что по каждой строке, по каждой странице видно, что ему самому необычайно интересно писать, – это мгновенно передается читателю. Но дело не только в этом. Чтобы пробудить такую1 любовь, надо находить в человеческом сердце то самое светлое3, что давно потеряно в шуме времени, в сутолоке ежедневных забот.4

1. Какова роль в тексте вопросительных предложений? (Обратите внимание: это зачин текста.)
2. Объясните значение слов артистичность, симпатию.
3. Укажите односоставные предложения, определите их тип и роль в тексте.
4. Выпишите несколько словосочетаний с наречиями.
5. Какие орфографические правила можно подтвердить примерами из текста?
6. Составьте схему последнего предложения.
7. Произведите пунктуационный разбор текста.

XL. Прочитайте отрывок из статьи писателя В.Каверина «О читателе». Укажите ключевые слова.

Читатель любой книги ищет себя – и успех обеспечен, когда возникает живой, естественный повод сравнить себя с героями книги4. Именно этим определяется многое7: язык, который должен быть точен и правдив; сюжет, который должен развиваться, захватывая все больший круг явлений; тему, которая должна быть связана с определяющей позицией автора в общественном и нравственном отношении...
В первом варианте роман «Два капитана» состоял из одного тома с эпилогом, где кратко рассказывалось о том, при каких обстоятельствах была найдена экспедиция капитана Татаринова. В таком виде роман и был напечатан в журнале. Один из моих читателей не согласился с подобным эпилогом и доказал мне в сохранившемся6 пространном письме, что эпилог следует развить и написать второй том.
Непросто было принять решение... Но письмо оказалось убедительнее3 моих колебаний.

1. Определите тему, основные мысли текста.
2. Докажите, что это текст. Укажите средство связи между предложениями, между абзацами.
3. Объясните значение слов эпилог, позиция, сюжет.
4. Разберите словосочетания первый вариант, второй том, два тома.
5. Составьте схему второго предложения.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru