МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ
Л.А. АКСЕНОВА,
с. Тупки,
Чаплыгинский р-н,
Липецкая обл.
Продолжение. См. № 19/2004; 7/2005
Знаки препинания в бессоюзном сложном
предложении
Дидактический материал
10–11-е классы
IV. Тренировочные упражнения
(продолжение)
Задание 29. Прочитайте
внимательно, осмыслите интонацию каждого
предложения, найдите в них слова, в устной речи
выделяемые логическим ударением, синтаксические
паузы. Спишите, решая пунктуационные задачи,
графически обосновывая свой выбор; укажите
смысловые отношения, намечаемые в сложных
бессоюзных предложениях.
1) Наша жизнь следствие наших мыслей
она исходит из наших мыслей. Наша жизнь следствие
наших мыслей она рождается в нашем сердце она
творится нашею мыслью. (Буддийская мудрость
(Дхаммапада) 2) Не старайтесь привлекать к себе
любовь других любите и будете любимы. Любовь
открывает нам благодетельную тайну жить в
согласии с самим собой и со всеми людьми. (Из
«Благочестивых мыслей») 3) Есть два вида
неблаговоспитанности первый заключается в
робкой застенчивости второй в непристойной
небрежности и непочтительности в обращении. И
того и другого можно избегнуть соблюдением
одного правила не надо быть низкого мнения ни о
себе ни о других. (Дж. Локк) 4) Через слово
человек общается с мыслью через образы искусства
он общается чувством со всеми людьми не только
настоящего но прошедшего и будущего. (Л.Толстой)
5) Характер власть над самим собой талант власть
над другими. (В.Ключевский) 6) Критика подобна
почтовому голубю она всегда возвращается
обратно. (Вл. Леви) 7) Есть два рода
бессмысленности одна происходит от недостатка
чувств и мыслей заменяемого словами другая от
полноты чувств и мыслей и недостатка слов для их
выражения. (А.Пушкин) 8) Не иметь книг это
высшая ступень умственной бедности не доводите
себя до этого. (Рескин) 9) Строго накажи твое
дитя виновное в убийстве насекомого с этого
начинается человекоубийство. (Пифагор) 10)
Невежество это сумерки там рыщет зло. (В.Гюго)
11) Любовь без уважения далеко не идет и высоко не
поднимается это ангел лишь с одним крылом. (А.Дюма-сын)
12) Люди мелкого ума чувствительны к мелким обидам
люди большого ума все замечают и ни на что не
обижаются. (Ф.Ларошфуко) 13) Говори не торопясь
спешка знак безумия. (Биант) 14) С женой при
чужих не ласкайся и не ссорься первое знак
глупости второе бешенства. (Клеобул)
15) Предоставь жрецам исследовать естество
богов ты же занимайся познанием человеческого
сердца. (Пифагор) 16) Порядок да будет твоим
божеством! Непрестанно воздавай ему сердечное
служение порядок есть союз всех вещей. Сама
природа через него существует. (Пифагор) 17)
Воздержи себя от убийства животных пролитие
крови оных привело людей к неистовству проливать
кровь подобных себе. (Пифагор) 18) Никогда не
говорите дурно о себе ваши друзья сами
достаточно наговорят о вас (Ш.Талейран) 19)
Служба и дружба две параллельные линии не
сходятся. (А.Суворов) 20) Терпимость не есть
равнодушие к добру и злу терпимость есть
добродетель свободолюбия и человеколюбия
бережное отношение к человеческим душам к их
жизненному пути всегда сложному и мучительному. (Н.Бердяев)
21) Искусство выполняет работу памяти оно
выбирает из потока времени наиболее яркое
волнующее значительное и запечатлевает это в
кристаллах книг. (Л.Толстой) 22) Учитель и
ученик растут вместе обучение наполовину учение.
(Ли Цзи)
Найдите предложения с тире между
главными членами, подчеркните в них
грамматическую основу.
Укажите неполные предложения,
определите их вид; какой член предложения в них
пропущен?
Дайте полную пунктуационную
характеристику предложениям 12, 16.
Выпишите все словосочетания из
любого предложения; два-три словосочетания
разберите.
Какие синтаксические средства
выразительности речи использованы в
предложениях 1, 6, 10?
Укажите синонимичные афоризмы.
Объясните смысл одного афоризма в
небольшой письменной работе.
Есть ли среди данных примеров
афоризм, с содержанием (мыслью) которого вы
хотели бы поспорить?
Задание 30. Запишите предложения,
решая орфографические и пунктуационные задачи.
Укажите намечаемые интонацией смысловые
отношения между частями сложных бессоюзных
предложений.
1) В небе вспыхнул первый луч_ солнца
ночная тьма тихонько пряч_тся в ущелье гор и
трещинах камней пряч_тся в густой листве
деревьев в кружевах травы окр_пле(н,нн)ой росою. (М.Горький)
2) Загл_нув в посылку я обомлел (с)верху прикрытые
а(к,кк)уратно большим белым листом бумаги лежали
м_кароны. (В.Распутин) 3) Основное однако было
(з,с)делано тайна комп_зиции разм_щения сост_вных
частей была найде(н,нн)а. (Н.Смирнов) 4) Ленька с
удовольствием поглядывая на пр_наряже(н,нн)ых
ребят вместе с матерью рылся в сундуке к его
первым брюкам в полосочку (не)подходила старая
изноше(н,нн)ая за зиму рубаха. (В.Осеева) 5)
Секрет его об_яния прост он умеет себя держать в
обществе умеет скрывать дурное настроение
владеть собой. (С.Михайлов) 6) Мой личный опыт
по_сказывает человек должен с_стематически
зан_мат_ся самовосп_танием. (К.Сытник) 7) Все
ему д_лось он мило пел бойко танц_вал рисовал
писал стихи весьма недурно играл на сцене. (И.Тургенев)
8) Пор_зовело море от дальней утренней з_ри
стали яс_но видны ближние а потом дальние
предметы. (А.Куприн) 9) Ночь была тихая славная.
Ветер то прош_лестит в кустах зак_чает ветки то
совсем замрет на небе (кое)где в_днелись
неподвижные серебристые облач_ка месяц стоял
высоко и яс_но оз_рял окрес_ностъ. (И.Тургенев)
10) Лаврецкий оч_тился в саду (з,с)делал несколько
шагов по липовой а(л,лл)ее и вдруг остановился в
изумлении он узнал сад Калитиных. (И.Тургенев)
11) Друзей и близких у В.А. Жуковского было
всегда много дар распол_гать к себе людей был ему
дан от природы и стал очевиден с малых лет. (По
Б.Зайцеву)
Поразмышляйте над словами К.М.
Сытника (см. предложение 6). Зачем нужно систематически
заниматься самовоспитанием? (Сам Сытник
отвечал так: «Тогда вырабатывается постоянная
психологическая готовность поступать так, как
велит совесть, диктует чувство долга».)
Задание 31. Прочитайте
предложения. Как вы можете объяснить постановку
двоеточия в них? Каковы отношения между частями
сложных бессоюзных предложений?
1) Илья Иванович... однажды, гуляя по
саду, собственноручно приподнял, кряхтя и охая,
плетень и велел садовнику поставить поскорей две
жерди: плетень благодаря этой
распорядительности Обломова простоял так все
лето, и только зимой снегом повалило его опять. 2)
Образован ты хорошо: перед тобой все дороги
открыты. (И.Гончаров)
(Внимание! В бессоюзных сложных
предложениях с причинно-следственными
отношениями до 1956 года ставилось двоеточие, с 1956
года нормой считается тире. Однако в практике
письменной речи встречаются оба знака: и тире, и
двоеточие.)
Задание 32. Прочитайте
предложения. Какие условия постановки тире в них
отражены?
1) Сережа – сын лесника Степаныча –
сидел в конце лодки за кормовиком. (В.Баныкин)
2) Постараемся же мыслить достойно – в этом
основа нравственности. (Паскаль) 3) Я встретил
вас – и все былое в отжившем сердце ожило. (Ф.Тютчев)
4) И костер зари, и плеск волн, и шелест тростника,
и необъятная небесная синь, и голубая гладь озер
– вся красота родного края с годами отразилась в
стихах Есенина, полных любви к родной земле. (Т.Курдюмова)
5) «Моя лирика жива одной большой любовью к
Родине. Чувство Родины – основное в моем
творчестве», – говорил Есенин. 6) Презирать суд
людей нетрудно, презирать суд собственный –
невозможно... (А.Пушкин) 7) В жизни есть
только одно несомненное счастье – жить для
других. (Л.Толстой) 8) А по сторонам – словно
вымершая от зноя степь. (М.Шолохов) 9) Долгое
время шли обильные дожди – вода в реке сильно
поднялась. (Г.Блинов) 10) Птицы улетели на юг
– в лесу стало тихо. (Г.Блинов)
Запишите предложения 9, 10, подчеркните
в них грамматические основы. Определите
смысловые отношения между частями этих
бессоюзных сложных предложений. (Вторые части
этих предложений обозначают следствие.)
Переставьте части этих сложных бессоюзных
предложений и запишите получившиеся
предложения. Что изменилось? (С перестановкой
частей этих сложных бессоюзных предложений
меняются смысловые отношения и, следовательно,
меняются знаки препинания: вместо тире части
будет разделять двоеточие.)
Задание 33. Прочитайте схемы.
Назовите правила пунктуации, которые необходимо
знать, чтобы объяснить знаки препинания в
предложениях, которым соответствуют данные
схемы. Составьте и запишите по схемам
предложения
.
Задание 34. Подготовьтесь к
графическому диктанту: по ходу чтения
предложений составьте их схемы, отражающие и
объясняющие знаки препинания.
1) Моросил мелкий дождик пополам со
снегом; ветер низко гнал серые клочковатые тучи. (Вс.
Гаршин)
2) Срок настанет – Господь сына
блудного спросит: «Был ли счастлив ты в жизни
земной?». (И.Бунин)
3) Истинное счастье – это прежде всего
удел знающих, а не невежд. (К.Паустовский)
4) Печален я: со мною друга нет. (А.Пушкин)
5) Пойми живой язык природы – и скажешь
ты: прекрасен мир... (И.Никитин)
6) Все заражались этой господствующей в
Обломовке повальной болезнью, никто не мог
противиться обаянию сна. (И.Гончаров)
7) Черемуха обладает исключительными
свойствами: сильно опьяняющий аромат ее цветов и
листьев очищает воздух от микробов. (Журнал
«Юный натуралист»)
Для проверки:
[= –]; [– =] (следств.).
[– =] – [– =] (следств.): «».
–– – == - - - , а - - - .
[= –] : [=] (причина).
[=] – и [= –] : [= –] (дополнен.).
[– =], [– =].
[– =] : [– =] (пояснен.).
Задание 35. Рассмотрите таблицу,
затем прочитайте предложения и, восстанавливая
пунктуацию, заполните таблицу.
1. Простое предложение с тире между
главными членами |
|
2. Тире в неполном предложении |
|
3. Предложение с прямой речью |
|
4. Предложение с однородными членами и
обобщающим словом |
|
5. Сложносочиненное предложение |
|
6. Сложноподчиненное предложение |
|
7. Бессоюзное сложное предложение со
значением перечисления |
|
8. Бессоюзное сложное предложение, в
котором одна из частей указывает на причину
предшествующей части |
|
9. Бессоюзное сложное предложение, в
котором отношения между частями противительные |
|
10. Бессоюзное сложное предложение, в
котором одна из частей указывает на время другой
части |
|
11. Бессоюзное сложное предложение, в
котором одна из частей поясняет, раскрывает
смысл предшествующей части |
|
12. Бессоюзное сложное предложение, в
котором второе предложение содержит в себе
следствие, вывод |
|
13. Бессоюзное сложное предложение, в
котором одна из частей указывает на условие
другой |
|
1) Пушкин читал почти всегда с
пером в руке страницы русских альманахов и
разных брошюр были покрыты его заметками. (П.Анненков)
2) И вот пришла однажды тяжелая пора явились
откуда-то иные племена и прогнали прежних в глубь
леса. (М.Горький) 3) Она гнала меня прочь я
возвращался униженный раболепный. (А.Куприн)
4) Изображаемая Жуковским природа
романтическая природа дышащая таинственною
жизнию души и сердца... (В.Белинский) 5) Его
(Зенкевича) мнению доверяли литературные мэтры
молодежь в нем имела доброжелательного
наставника. (В.Лавров) 6) Над двором синее в
редких крупных звездах небо. (И.Бунин) 7)
Нарушитель любви к ближнему первым из людей
предает самого себя писал Б.Л. Пастернак. 8)
Бедность сбавляет гордости пустому мешку трудно
держаться стоймя. 9) Россия без каждого из нас
обойтись может но никто из нас без нее не
может обойтись. (И.Тургенев) 10) Человек
который думает только о себе и ищет во всем своей
выгоды не может быть счастлив. Хочешь жить для
себя живи для других. (Сенека) 11) Заходишь в
сосновый лес чувствуешь смолистый аромат
легкость бодрость духа особую свежесть
мировосприятия. 12) Русский художник Василий
Поленов автор широко известных пейзажей
«Московский дворик», «Золотая осень»,
«Заброшенная мельница».
Какие предложения вы выписали дважды?
Почему?
Перечитайте предложение 10. Подумайте:
на примере какого произведения (каких
произведений) русской литературы XIX века можно
написать сочинение на эту тему? Составьте тезисы
работы на данную тему.
Задание 36. Прочитайте. Какими
средствами достигается выразительность текста?
Я стоял
на вершине пологого холма; передо мною – то
золотым, то посеребренным морем – раскинулась и
пестрела спелая рожь.Но не бегало зыби по этому
морю; не струился душный воздух: назревала гроза
великая./
Около меня солнце еще светило – горячо и тускло;
но там, за рожью, не слишком далеко, темно-синяя
туча лежала грузной громадой на целой половине
небосклона.
Все притаилось... все изнывало под зловещим
блеском последних солнечных лучей. Не слыхать, не
видать ни одной птицы; попрятались даже воробьи.
И вот наконец сорвалась буря.
Я едва домой добежал. Визжит ветер, мечется как
бешеный, мчатся рыжие, низкие, словно в клочья
разорванные облака, все закрутилось, смешалось,
захлестал, закачался отвесными столбами рьяный
ливень, молнии слепят огнистой зеленью, стреляет
как из пушки отрывистый гром, запахло серой...
(И.С. Тургенев)
I этап
Проведите наблюдение над
пунктуацией, укажите функцию каждого из
употребленных в тексте знаков препинания.
Определите вид сложных предложений.
Охарактеризуйте
изобразительно-выразительные возможности
сложных бессоюзных предложений, их роль в тексте.
Объясните выбор знаков препинания во
втором предложении, какие смысловые отношения
подразумеваются между частями этого бессоюзного
сложного предложения?
Этот текст можно разделить на две
части: «До бури» и «Описание бури». Попробуйте
письменно поразмышлять над вопросом: чем
объясняются различия в постановке запятой в
первой и во второй частях текста? (В первой части
автор неторопливо рассматривает с вершины пологого
холма поле, описывает посеребренное море
спелой ржи, состояние окружающей природы перед
грозой, короткое затишье. Это описание требует
размеренности, неторопливости, поэтому основной
знак между частями бессоюзных сложных
предложений – точка с запятой.
Лаконичное простое предложение на
границе двух частей (И вот наконец сорвалась
буря) – естественный переход к описанию
бури. Стремительность, порыв, быстрая смена
событий, картин передается сложными бессоюзными
предложениями с небольшими паузами между его
короткими частями, которые обозначаются
запятой.)
Каково эмоционально-содержательное
наполнение у многоточия в данном тексте?
Найдите слово, грамматически не
связанное с членами предложения. Как называется
это слово? Что выражает? Как выделяется на письме?
Почему не ставится запятая перед как
(в двух случаях) в последнем предложении?
Выпишите из последнего предложения
устойчивые сочетания слов, объясните их значение
и роль в предложении.
Какие еще средства выразительности
можно отметить в тексте? Назовите их и выпишите.
Объясните правописание обозначенных
слов.
II этап. Подготовьтесь записать текст
под диктовку.
III этап
Выпишите из текста по два слова, в
которых а) звуков больше, чем букв; б) звуков
меньше, чем букв; в) звуков и букв равное
количество.
Выпишите слова, морфемный состав
которых соответствует схемам: а) ;
б); в) .
Выпишите причастие, разберите его по
составу.
Выпишите глагол, разберите
морфологически.
Сделайте полный синтаксический
разбор последнего предложения.
Выпишите все словосочетания из
любого предложения, произведите разбор двух-трех
словосочетаний.
Задание 37. Прочитайте текст.
Озаглавьте его. Спишите, решая пунктуационные и
орфографические задачи.
Хороша наша ру(с,сс)кая зима! Огромное
снежное покрывало заст_лает все вокруг. Ударят
морозы ин_ем сказочным узором ра_красятся
деревья и дома. Наигравшись вдоволь еще раз
уд_вит нас зимушка февральскими л_зурями ярким
со_нцем б_дрящим воздухом и светом. Вот тогда
почу_ствуем мы весна пр_ближается, Оч_рованию
первого снега еще нежного робкого посв_щена
к_ртина ру(с,сс)кого художника А.Пластова «Первый
снег».
Обычный деревенский зимний день изображ_н на
к_ртине К.Коровина «Зимой» мы вид_м деревя(н,нн)ый
старый домишко (полу)развалившийся забор лошадь
запр_ж_(н,нн)ую в сани. Рядом несколько
заснеже(н,нн)ых деревьев а (в)дали поля лес.
К_ртина пр_влека_т простотой сюжета и
исключительной живописной выр_зительностью.
(По В.Кузину)
Укажите неполное предложение. Какой
член предложения опущен? Объясните пунктуацию в
этом предложении, начертите его схему.
Подчеркните грамматические основы
сложных предложений, части которых связаны
только по смыслу и с помощью интонации. Как
называются такие предложения? (Сложные
бессоюзные.) Какие смысловые отношения
намечаются интонацией между частями этих
сложных предложений?
Разберите синтаксически предложение
с деепричастным оборотом.
В простом предложении с обособленным
определением, выраженным прилагательными,
укажите все части речи.
Выполните указанные виды разборов.
Задание 38. В русском языке есть
усложненные бессоюзные конструкции, частями
которых могут быть простые и сложные
предложения. Комбинации в частях, связанных в
сложное без помощи союзов, могут быть самыми
различными. Например, бессоюзная сложная
конструкция «Расстались мы, но твой портрет я на
груди своей храню: как бледный призрак лучших
лет, он душу радует мою. (М.Лермонтов)» состоит
из сложносочиненного и простого предложений, а
бессоюзная сложная конструкция «Некоторые
утверждают, что жажда воспоминаний приходит с
возрастом, – я думаю, что они ошибаются. (А.Чаковский)»
состоит из двух сложноподчиненных предложений.
Запишите предложения, расставляя
знаки препинания, подчеркивая грамматические
основы. Начертите схемы бессоюзных конструкций
усложненной структуры. Из скольких частей
состоят эти предложения? Как эти части связаны
между собой?
1) По древнегреческому мифу Тантал
фригийский царь за оскорбление богов был жестоко
наказан он вечно был обречен испытывать муки
жажды и голода хотя вода и роскошные плоды были
рядом с ним. (В.Жуков) 2) Давно Лаврецкий не
слышал ничего подобного сладкая страстная
мелодия с первого звука охватывала сердце она
вся сияла вся томилась вдохновением счастьем
красотою она росла и таяла она касалась всего что
есть на земле дорогого тайного святого она
дышала бессмертной грустью и уходила умирать в
небеса. (И.Тургенев) 3) Красоту самых
разнообразных привычных нам предметов быта
плодов земли цветов многие художники писали и на
картинах бытового жанра и на исторических
полотнах такие подробности помогают нам
представить повседневную жизнь наших предков
или обстановку в которой произошло событие
изображенное автором картины. (В.Кузин) 4)
Сюжет картины художника Валентина Серова
«Октябрь. Домотканово» прост на окраине деревни
мальчик-пастушок пасет лошадей и овец а вдали
можно рассмотреть потемневшие от дождя сельские
дворовые постройки. (В.Кузин) 5) Истинное
мужество немногоречиво ему так мало стоит
показать себя что самое геройство оно считает за
долг не за подвиг. (А.Бестужев-Марлинский)
(Для проверки второго предложения:
2) Давно Лаврецкий не слышал ничего подобного:
сладкая, страстная мелодия с первого звука
охватывала сердце; она вся сияла, вся томилась
вдохновением, счастьем, красотою, она росла и
таяла; она касалась всего, что есть на земле
дорогого, тайного, святого; она дышала
бессмертной грустью и уходила умирать в небеса. (И.Тургенев).)
Найдите предложения, которые имеют в
своем составе а) уточнение; б) однородные члены;
выделите их графически, объясните пунктуацию.
Перечитайте предложение 1, назовите
фразеологизм, который рожден этой легендой,
укажите значение этого фразеологизма.
Перечитайте пятое предложение. На
примере каких произведений русской литературы
можно написать сочинение на эту тему? Составьте
тезисы такой работы.
Задание 39. Внимание! В
бессоюзных сложных конструкциях первую часть
могут пояснять несколько однородных
предложений, между которыми знаки препинания
ставятся так же, как и при однородных членах.
Например: Ночная тишина изредка нарушается:
ветка хрустнет под ногами или ветер прошумит в
верхушках деревьев.
Запишите предложения в следующем
порядке: а) простые предложения с однородными
членами; б) сложносочиненные предложения с общим
второстепенным членом; в) сложноподчиненные
предложения с однородными придаточными; г)
бессоюзные сложные конструкции, в которых первую
часть поясняют несколько однородных
предложений. Расставьте грамотно знаки
препинания, объясните свой выбор.
1) Скоро из земли по корням поступят
первые капли сока лопнут почки и деревья
выбросят зеленую листву (Г.Федосеев) 2) На
улицах было людно кончился рабочий день и
повсюду стояли очереди на троллейбусы автобусы. (М.Коршунов)
3) После экзамена нам с отцом тотчас сказали что я
принят и что мне дается отпуск до первого
сентября. (И.Бунин) 4) Обломов прислушивался и
ждал вот кто-то взялся за кольцо у калитки и в то
же мгновение раздался отчаянный лай и началось
скаканье на цепи собаки. (И.Гончаров)
5) Катерина Петровна пожалела клен потрогала
шершавый ствол и в ту же ночь написала Насте
письмо. (К.Паустовский) 6) Только иногда
мелькнет березка или мрачной тенью встанет перед
тобою ель. (Г.Федосеев) 7) Идти было трудно
густые колючие кусты разрослись и нужно было
обходить их или пробираться через них. (В.Гаршин)
8) Я понял долго не был дома и здесь отвыкли от
меня. (В.Корнилов) 9) Девочка знала что между
отцом и матерью была ссора и что мать не могла
быть весела и что отец должен знать это и что он
притворяется спрашивая об этом так легко. (Л.Толстой)
10) Во тьме тревожно вспыхивали молнии и гремел
гром. (В.Шукшин) 11) Камыши стояли неподвижно и
как будто дремали. (В.Арсеньев) 12) В
комнатах было холодно вторые рамы не были
выставлены и печи не топились. (В.Арсеньев)
Проверьте свою работу:
1) Скоро из земли по корням поступят
первые капли сока, лопнут почки и деревья
выбросят зеленую листву. (Г.Федосеев) 2) На
улицах было людно: кончился рабочий день, и
повсюду стояли очереди на троллейбусы, автобусы. (М.Коршунов)
3) После экзамена нам с отцом тотчас сказали, что я
принят и что мне дается отпуск до первого
сентября. (И.Бунин) 4) Обломов прислушивался и
ждал: вот кто-то взялся за кольцо у калитки, и в то
же мгновение раздался отчаянный лай и началось
скаканье на цепи собаки. (И.Гончаров) 5)
Катерина Петровна пожалела клен, потрогала
шершавый ствол и в ту же ночь написала Насте
письмо. (К.Паустовский) 6) Только иногда
мелькнет березка или мрачной тенью встанет перед
тобою ель. (Г.Федосеев) 7) Идти было трудно:
густые колючие кусты разрослись, и нужно было
обходить их или пробираться через них. (В.Гаршин)
8) Я понял: долго не был дома, и здесь отвыкли от
меня. (В.Корнилов) 9) Девочка знала, что между
отцом и матерью была ссора, и что мать не могла
быть весела, и что отец должен знать это, что он
притворяется, спрашивая об этом так легко. (Л.Толстой)
10) Во тьме тревожно вспыхивали молнии и гремел
гром. (В.Шукшин) 11) Камыши стояли неподвижно
и как будто дремали. (В.Арсеньев) 12) В комнатах
было холодно: вторые рамы не были выставлены и
печи не топились. (В.Арсеньев)
Задание 40. Подготовьте
выразительное чтение текста, обозначая
интонационные особенности каждого предложения.
Запишите, восстанавливая пунктуацию, решая
орфографические задачи.
В (Ж,ж)еневе уже много веков1 на
особой дощечк_ хр_нящ_йся3 в ратуше
отм_чают пр_ход весны. Делается это пок_ряюще
просто служащий ратуш_ открывает окно и глядит на
р_стущие рядом к_штаны. По_вились листоч_ки на
доске пом_чают пришла весна. Конечно в ратуш_ есть
совр_ме(н,нн)ые календари барометры и хронометры
но есть и поэтическая дань старине дощеч_ка7.
В (А,а)нтарктиде весну пр_носят п_нгвины (А,а)дели.
Прогрелись торч_щие (изо)льда камни по_вились с
севера (не)летающие птицы. Бывает это в ноябре
месяце.
В широтах средних пр_ход весны связан с пр_летом
птиц. Весна для одних по_вление грачей для других
жаворонков7. Потом скворцы журавли аисты
соловьи кукушки это все ранние или поз_ние гонцы
весны7.
Однако и те кто кор_тал (с)нами зиму тоже опов_щают
весна идет и уже бли_ко. На припеке5 среди
дня орут петухи сходят с ума воробьи с_ница поет в
пр_лес_ных поселках ямщиком5 свистит
поползень. В лесу в затишь_ бормоч_т сойка. И
(со)дня на день следует ждать песню бе_голосого2
дятла. Отыщ_т дятел сухой упругий суч_к и уже не
«тук-тук» в поисках червяка а звонкая б_рабанная
дробь влюбленного сер_ца прон_сется1 над
лесом4.
(По В.Пескову)
Сверьте свою работу с авторским
текстом:
В Женеве уже много веков на особой
дощечке, хранящейся в ратуше, отмечают приход
весны. Делается это покоряюще просто: служащий
ратуши открывает окно и глядит на растущие рядом
каштаны. Появились листочки – на доске помечают:
пришла весна. Конечно, в ратуше есть современные
календари, барометры и хронометры, но есть и
поэтическая дань старине – дощечка./
В Антарктиде весну приносят пингвины Адели.
Прогрелись торчащие изо льда камни – появились с
севера нелетающие птицы. Бывает это в ноябре
месяце.
В широтах средних приход весны связан с прилетом
птиц. Весна для одних – появление грачей, для
других – жаворонков. Потом – скворцы, журавли,
аисты, соловьи, кукушки – это все ранние или
поздние гонцы весны.
Однако и те, кто коротал с нами зиму, тоже
оповещают: весна идет и уже близко. На припеке
среди дня орут петухи: сходят с ума воробьи;
синица поет; в прилесных поселках ямщиком
свистит поползень. В лесу в затишье бормочет
сойка. И со дня на день следует ждать песню
безголосого дятла. Отыщет дятел сухой упругий
сучок, и уже не «тук-тук» в поисках червяка, а
звонкая барабанная дробь влюбленного сердца
пронесется над лесом.
(По В.Пескову)
Укажите единичные и парные знаки
препинания и их функции.
Начертите схемы всех бессоюзных
сложных предложений, укажите в схемах значения
между частями бессоюзных сложных предложений и
союзы, которыми эти отношения можно проверить.
Укажите сложное бессоюзное
предложение, в котором совмещаются разные
значения между частями. Обозначьте в нем
грамматические основы, укажите, чем они выражены.
Определите тип односоставного предложения в его
составе.
Назовите усложненную бессоюзную
конструкцию, начертите ее схему, дайте его полную
характеристику.
Укажите в тексте слово, грамматически
не связанное с членами предложения. Как
называется это слово?
Дайте полную пунктуационную
характеристику последнему предложению.
Объясните постановку тире в
последнем предложении первого абзаца.
Выпишите из последнего абзаца
фразеологизмы. (Сходить с ума; со дня на день.)
В каком значении они выступают в предложении?
Какой из данных фразеологизмов является
многозначным? Какой – имеет
фразеологизм-пароним? Напишите его, укажите
значение.
Выполните указанные виды разборов.
Задание 41. Прочитайте. Подберите
заголовок, отражающий тему текста.
Мама – самый главный человек в жизни
каждого из нас. Добр_та, заботливость и веч_ная
тревога матери за судьбы своих детей – вот что с
восх_щением и чу_ством великой бл_г_дарности
стр_мились зап_чатлетъ ж_вописцы на своих
к_ртинах. И на иконах.
Слово икона – греческое; (по)русски оно
означает «образ» (иконы – образа). Это к_ртины
особе(н,нн)ого содержания, написа(н,нн)ые на доске.
Одна из них – «Богоматерь Владимирская» –
созда(н,нн)а в первой половине XII века. По преданию
первые иконы Богоматери были написа(н,нн)ы еще
при ее жизни, написал их уч_ник Иисуса Христа
апостол Лука. Его кисти пр_надлежит и икона
«Богоматерь Владимирская», она сч_тается
покровительницей, з_щитницей Русской земли.
Икона эта, издревле особо поч_таемая на Руси и
с_хр_нившая нам достоверный облик Богоматери,
находит_ся в Государственной Третьяковской
га(л,лл)ерее.
Вглядись (в)нее: лик Богоматери печален, она
скорбит о пре_стоящих ее Сыну испытаниях. Склонив
голову к Мл_денцу Иисусу, который нежно
приж_мается к ее щеке, Богоматерь ум_ляющим
жестом протягивает к нему левую руку, словно
прося у Иисуса з_щиты для всех нас. Младенец Иисус
изображ_н не только (по)детски трогательным:
взгляд его исполнен мудрости и силы, а на его
рубашеч_ке я_ственно различим клав – особая
полоса, символ власти Царя Небесного. Лики
Богоматери и Иисуса пр_красны, потому что
исполне(н,нн)ы самых добрых чу_ств.
Иконы Богоматери находя_ся не только в храмах и
музеях но хр_нятся в семьях, перед_ваясь от
пок_ления к пок_лению как св_тыни и одновременно
зам_чательные произв_дения ж_вописи.
На всемирно извес_ной картине итальянского
художника XVI века Рафаэля Санти «Сикстинская
Мадонна» тоже изображе(н,нн)а Богоматерь с
Младенцем Иисусом. Но европейские живописцы его
времени эпохи Возрождения (не)следовали
церковной традиции: они стремились изобразить
тех, о ком ра(с,сс)казывают Евангелия, как обыч_ных
людей в их повс_дневной жизни, чтобы они стали
бли_ки и понятны всем. На этой картине Рафаэля мы
не увидим сходства изображ_нной им Мадонны с
дошедшим до нас в иконописи обликом Богоматери.
Художнику позировала необычайно пр_красная
простая крестьянская девушка. Ее облик стал
символом материнства. Все в этой картине дышит
добр_той и г_рмонией, все говорит нам о величии
материнского подвига.
(По В.Кузину. Тема материнской любви
и нежности в творчестве художников)
Расскажите, как строится текст; какие
способы развития мысли и средства связи
предложений в нем используются?
Найдите прием парцелляции. С какой
целью он введен автором?
Определите принципы используемых в
тексте пунктограмм.
Выделите сложные бессоюзные
предложения, объясните в них употребление знаков
препинания. Укажите сложное бессоюзное
предложение, в котором наблюдается сочетание
нескольких значений между частями.
Выделите сложное бессоюзное
предложение усложненной структуры; начертите
его схему.
Объясните употребление кавычек во
втором абзаце (в каждом случае).
Выделите одиночные и парные тире в
предложениях текста, определите функцию тире в
каждом случае.
Укажите значение союза в
сложносочиненном предложении.
Найдите сложноподчиненные
предложения, определите в них вид придаточных;
запомните правописание союзов в этих
предложениях.
Выпишите все имена собственные и
слова с пропусками, объясните их правописание.
Приготовьтесь записать текст под
диктовку учителя.
Выделите наиболее интересные
варианты для разных видов разбора (лексического,
фонетического, орфоэпического, морфемного,
словообразовательного, морфологического,
синтаксического). Произведите разбор.
|