МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ
Д.А. ХАУСТОВА,
г. Москва
Проверочные работы по текстам из
«Записок охотника» И.С. Тургенева
7-й класс
1-й вариант
Я ехал1 с охоты вечером один, на
б_говых дрожках. До дому еще было верст восемь;
моя добрая рысистая кобыла бодро б_жала по
пыльной дорог_, изредк_ похрапывая и ш_веля ушами;
усталая с_бака, словно привяза(н,нн)ая н(и,е) на шаг
н(и,е) отставала от задних колес. Гроза
надвигалась2. Впереди огромная лиловая
туча медле(н,нн)о3 поднималась (из)за лесу:
надо мною и мне (на)встречу неслись дли(н,нн)ые
серые _блака; ракиты тревожно ш_велились и
л(е,и)петали. Душный жар внезапно см_нился влажным
холодом; тени быстро густели. 4
Я ударил во(ж,жж)ой по лошад_, спустился в (о,а)враг,
перебрался2 через сухой ручей, весь
заросший лозниками, поднялся в гору и въехал в
лес.4 Дорога в(и,е)лась передо мною между
густыми кустами орешника, уже залитыми мраком; я
подвигался вперед с трудом.
(«Бирюк»)
Задания
1. Раскройте скобки и вставьте
пропущенные буквы.
2. К данным схемам подберите слова из
текста.
Подсказка: это слова одной и той же
части речи.
3. Выпишите предложение, в котором
встречаются две антонимичные пары.
2-й вариант
П_года пр(е,и)красная; кротко5
сине(е,и)т майское небо; гладкие молодые листья
ракит бл(е,и)стят, словно вымытые; ш_рокая, ровная
д_рога вся покрыта той мелкой травкой с
красноватым ст(е,и)бельком, которую так охотно
щиплют2 овцы; направ_ и налев_(,) по
дли(н,нн)ым скатам пологих холмов(,) тихо
зыблет(ь)ся з_леная рож(ь); жи(д,т)кими пятнами
скользят по ней тени (не)больших туч(е,и)к. В
отдалень(е,и) т_емнеют л_са, св(е,и)ркают пруды,
ж_лтеют1 деревни; жаворонки сотнями
поднимают(ь)ся, поют, падают стремглав, вытянув
шейки, торчат на глыбочках; грачи на дороге
останавливают(ь)ся, глядят на вас, приникают к
з_мле, дают вам проехать и, подпрыгнув раза два,
тяжко отл_тают в сторону; на горе за (а,о)врагом
мужик паш(е,и)т; пегий жереб_нок с куцым5
хвостиком и взъероше(н,нн)ой3 гривкой
б(е,и)жит на (не)верных но(ж,ш)ках (в)след за
матерью; слышит(ь)ся его тонкое ржанье. Мы
въезжаем3 в берез_вую рощу; крепкий, свежий
запах приятно ст(е,и)сняет дыханье. Вот околица5.
(«Татьяна Борисовна и ее племянник»)
Задания
1. Раскройте скобки и вставьте
пропущенные буквы.
2. Подберите синонимы к
прилагательному прекрасная в контексте
«погода прекрасная».
3. Выпишите все однокоренные слова к
глаголу ехать, которые вы встретили в тексте.
Разберите их по составу.
3-й вариант
Листья чуть шумели над моей г_ловой; по
одному их шуму можно было узнать, какое тогда
стояло время года. То был н(е,и)в_селый, смеющийся2
трепет в_сны, (не)долгий говор лета, не ро(б,п)кое и
холодное л(е,и)петанье поз(д)ней осени, а едва
слышная, дремотная болтовня. Слабый ветер
чуть(чуть) тянул по верхушкам. Внутре(н,нн)ость
рощ_, влажной от дождя, беспреста(н,нн)о
изм_нялась, смотря по тому, св_тило ли со_нце или
закрывалось облаком; она то оз_рялась вся, словно
вдруг в ней все улыбнулось: тонкие ств_лы не
слишком частых бе_рез внезапно принимали нежный
отблеск белого ш_лка, л_жавшие3 на земле
мелкие листья вдруг п_стрели и заг_рались
черво(н,нн)ым золотом, а красивые стебли высоких
кудрявых папоротников, уже окраше(н,нн)ых в свой
осе(н,нн)ий цвет, подобный цвету переспелого
вин_града, так и сквозили, бесконе_но путаясь и
перес_каясь перед глазами; то вдруг опять все
кругом слегка2 с_нело: яркие1 краски
мгнове(н,нн)о гасли, б_резы ст_яли все белые, без
блеску, белые, как только что выпавший снег, до
которого еще не коснулся хол_дно играющий луч(ь)
зимнего со_нца, и украдкой, лукаво начинал
сеят(ь)ся и ш_птать по лесу мельчайший3
дождь.
(«Свидание»)
Задания
1. Раскройте скобки и вставьте
пропущенные буквы.
2. Подберите синонимы к словам: лукаво,
бесконечно, мгновенно.
3. Напишите, как вы понимаете значение
словосочетания начинал шептать дождь. Может
ли дождь шептать? Как называется такой прием?
4-й вариант
На следу_щий день я проснулся
р_нехонько. С_нце только что встало, на небе
н(е,и)было н(е,и)одного обл_чка; все кругом бл_стело
сильным двойным блеском: блеском м_лодых
утре(н,нн)их лучей и вчерашнего ливня. Пока мне
закладывали2 таратайку, я пошел побродить
по (не)большому, н(е,и)когда фруктовому, теперь
одичалому саду, со всех сторон обступивш_му
флигелек своей п_хучей, соч(ь)ной глуш(ь)ю1.
Ах, как было хор_шо на вольном воздух_, под ясным
небом, где трепетали жаворонки, откуда сыпался
серебря(н,нн)ый бисер их звонких г_лосов! На
крыльях своих они, наверно, ун_сли капли р_сы, и
песни их казались ороше(н,нн)ыми3 р_сою.4
Я даже шапку снял с г_ловы и дышал радос_но – всею
грудью... На склоне (не)глубокого (а,о)врага, возле
самого плетня, в_днелась пасека; узенькая
тр_пинка в_ла к ней, изв_ваясь змейкой между
сплошными стенами бурьяна и крапивы, над
которыми высились бог ведает откуда
занесе(н,нн)ые (остро)конечные стебли
(темно)зеленой конопли.
(«Живые мощи»)
Задания
1. Раскройте скобки и вставьте
пропущенные буквы.
2. Выпишите из текста слова, которые
соответствуют схеме
3. Подберите синонимы к глаголу побродить.
5-й вариант
Кто, кроме охотника, испытал, как
отрадно бр_дить на з_ре по кустам? З_леной чертой
л_жит(ь)ся2 след ваших ног по р_систой,
поб_левшей3 тр_ве. Вы раздвин_те мокрый куст,
– вас так и обдаст нак_пившимся теплым зап_хом
ночи; воздух весь напо_н свежей горечью полыни,
медом гречихи и кашки; (в)дали стеной стоит
дубовый лес и бл_стит и але_т1 на со_нце; еще
свеж_, но уже чу_ствуется близость жара. Г_лова
томно кружит(ь)ся от избытка благоуханий.
Кустарнику нет конца... Кой(где) разве (в)дали
желте_т1 посп_вающая рожь, узкими полосками
красне_т гречиха4. Вот заскр_пела телега;
шагом проб_рается мужик, ставит заранее лошадь в
тень... Вы позд_ровались2 с ним, отошли –
звуч(ь)ный лязг косы раздает(ь)ся за вами. Со_нце
все выше и выше. Быстро сохн_т тр_ва. Вот уже жарко
стало. Проходит час, другой... Небо темне_т по
краям; колючим зноем пыш_т неподвижный воздух.
(«Лес и степь»)
Задания
1. Раскройте скобки и вставьте
пропущенные буквы.
2. Подберите и напишите однокоренные
слова к существительному близость.
3. Подберите и напишите синонимы к
наречию отрадно.
Напоминаем, что знаки около слов
обозначают:
1 – произвести фонетический
разбор слова;
2 – произвести морфемный разбор слова;
3 – произвести морфологический разбор
слова;
4 – произвести синтаксический разбор
предложения.
5 – произвести пунктуационный разбор
предложения.
|