Я ИДУ НА УРОК
О.С. НИВЕРЧУК,
Центр образования № 1678,
Восточное Дегунино,
г. Москва
Слитное и раздельное написание не
с наречиями на о и е
Работаем по учебнику В.В.
Бабайцевой
Цели урока:
1. Образовательная:
– закрепление сведений о слитном и
раздельном написании не с наречиями на о
и е;
– обобщение и систематизация сведений о
правописании не с частями речи,
изученными ранее;
– выработка практического умения различать
слитное и раздельное написание не с
разными частями речи.
2. Развивающая:
– способствовать развитию быстроты
реакции, внимания, мышления, речи и памяти.
3. Воспитательная:
– формирование коммуникативных
умений, внимательного отношения к русскому
языку.
ХОД УРОКА
Буквенный диктант
Первая гласная буква в слове приключение.
Какая буква обычно передает всегда
мягкий согласный, не встречающийся в слове ощущение?
Как называются слова одной и той же
части речи с противоположным лексическим
значением?
Форму какого времени нельзя
образовать у глаголов совершенного вида?
Какая соединительная гласная пишется
в сложных словах после мягких согласных, шипящих
и ц?
Какой тип речи, кроме описания и
повествования, вы знаете?
Определите число существительного молодежь.
– Запишите первую букву каждого
слова-ответа. Из полученных букв составьте слово.
(И–Ч–А–Н–Е–Р–Е ––> наречие.)
– Что такое наречие?
Синтаксическая пятиминутка
Задание. Ученики должны
составить предложение, выполнив предварительно
ряд действий (слова предложения записываются по
мере выполнения задания).
1. Из предложения Без слов я понял, что
это его забота обо мне выпишите подлежащее,
выраженное личным местоимением.
2. Из предложения Зверек неторопливо
вышел из кустов возьмите обстоятельство,
выраженное наречием.
3. Выпишите глагол в начальной форме из
предложения Ему хотелось еще долго бродить по
этим местам и поставьте его в форму 1-го л. ед. ч.
4. Добавьте обстоятельство места,
выраженное существительным с предлогом из
предложения По берегу были разбросаны самые
невероятные вещи.
5. Из предложения Ростов – небольшой,
но красивый город выпишите два определения,
выраженные прилагательным с союзом но.
6. Из предложения Большую часть
комнаты занимала огромная русская печка
выпишите подлежащее, замените в нем первый звук
на звук [р] и получившееся существительное
употребите в форме р.п. ед. ч.
– Какое предложение у вас получилось?
Я неторопливо брожу по берегу
небольшой, но красивой речки.
– Произведите синтаксический разбор
предложения.
– Объясните слитное написание не
в слове небольшой.
– Объясните, почему наречие неторопливо
пишется слитно. Произведите его морфемный
разбор.
– В каком слове из этого предложения
звуков больше, чем букв?
– Какие еще гласные могут обозначать
два звука? В каком случае?
Задание на развитие быстроты реакции и
мышления
Соедините части слов, записанные в два
столбика.
1) вовсе не
2) не
3) недол
4) неле
5) неправ
6) него
7) невеж
8) не ту
9) не вы
10) не добрый |
1) да
2) довать
3) ливый
4) строит
5) а злой
6) да
7) соко, а низко
8) красиво
9) по
10) го |
Ответ. 1–8; 2–4; 3–10; 4–9; 5–1; 6–2;
7–3; 8–6; 9–7; 10–5.
(Вовсе не красиво; не строит; недолго;
нелепо; неправда; негодовать; невежливый; не туда;
не высоко, а низко; не добрый, а злой.)
– Объясните правописание не с
разными частями речи.
– Какому правилу подчиняется правописание не
с наречиями на -о, -е?
Задание на развитие логического
мышления
Из набора букв составьте по 2 слова в
каждой строчке.
Н Е Н Е Д О Л Я Р Г О К О
(неярко, недолго)
Н Е Я Н Е С Х О Н О Р О Ш О
(неясно, нехорошо)
Н Е В З Н Е В Е Р Р А Ч Н О Н О
(невзрачно, неверно)
– Составьте предложения с парами слов (неярко
– не ярко).
– С каким наречием нельзя составить
такую пару предложений?
Задание на развитие слуховой памяти
Из первых букв перечисленных ниже слов
составьте новое слово:
а) бегемот, лиса, иволга, заря,
корабль, очки (близко);
б) ночь, ириска, зубы, кисточка, остров (низко);
в) танцы, игры, халат, орбита (тихо).
Составьте новые слова из вторых букв
перечисленных ниже слов:
а) ум, пенал, одежда, плита, песок,
антракт, антенна, поселок (медленно);
б) опричник, оладьи, посох, охрана, рояль (плохо);
в) смелость, парта, ульи, потолок (мало).
– Подберите к каждому слову глаголы и
запишите полученные словосочетания.
– Закрыв наречие, вспомните, к какому глаголу оно
было подобрано.
– Почему мы к наречиям подбираем именно глаголы?
– Запишите к каждому наречию сначала синоним с
приставкой не-, а затем антоним:
близко – недалеко – далеко;
низко – невысоко – высоко;
тихо – негромко – громко;
плохо – нехорошо – хорошо;
медленно – небыстро – быстро;
мало – немного – много.
Выборочный диктант
Выпишите из текста слова с не в
два столбика: пишется слитно, пишется раздельно.
Мы продвигаемся медленно поперек
лесной речонки. Мне немножко жутко, так как я
ничего, даже воды, не вижу, но я все же ничем не
выдаю своего страха. Наконец мы выходим на
песчаный берег рядом с небольшой полянкой.
Только теперь замечаю, что ночь несколько
посветлела.
От земли поднялся туман. На его седом
фоне неясно вырисовываются ближайшие сосны. В их
неподвижности чувствуется что-то суровое. Я не
знаю, много ли проходит времени. Внезапно мой
слух поражается странными звуками так, что я
невольно вздрагиваю от неожиданности. Что бы это
могло быть? Я никак не могу определить, что это за
звуки. Они торопятся, будто вторя друг другу, и
лес немедленно откликается на них звонким и
чистым отзвуком.
Слитно
немножко
небольшой
несколько
неясно
неподвижность
невольно
неожиданность
немедленно |
Раздельно
не вижу
не выдаю
не знаю
не могу |
– Над каждым словом надпишите
часть речи и обозначьте, чем является не.
Отработка навыка
Запишите следующие словосочетания в
два столбика.
Слитно
нелегкий труд
писать неаккуратно
выглядеть неряшливо
читать негромко, но выразительно
незавидное положение |
Раздельно
не дружелюбно, а враждебно
не вредно, а полезно
нисколько не трудно помочь
вовсе не трудная задача
не решил проблемы |
Проверочная работа
Раскройте скобки.
Вариант I
(не)решительность
(не)ряшливость
(не)большой, но рыбный
(не)цветет
(не)весело
нисколько (не)трудно помочь
(не)былицы
(не)умный
далеко (не)трудная задача
(не)навидеть
(не)вежественно
(не)правда, а ложь
(не)большой, а маленький
очень (не)красиво
(не)разумно, а глупо
Вариант II
(не)взгоды
(не)аккуратный
(не)добрый, но красивый
(не)доумевать
(не)многословно
очень (не)вежливо
(не)погода
(не)лепый
отнюдь (не)свежая
газета
(не)видит
(не)взрачно
(не)дело, а безделье
(не)добрый, а злой
вовсе (не)легко сделать
(не)серьезно, а беспечно
Подведение итогов и домашнее задание
Теория, § 117. Практика, упр. 435.
|