Я ИДУ НА УРОК
Н.О. ОРЛОВА,
школа № 11,
г. Абакан
Понятие вводности как речевой
категории
(Конспект урока)
Работаем по учебнику М.М.
Разумовской
8-й класс
Цель: познакомить с явлением
вводности как речевой категории, с основными
группами вводных слов по значению.
Сформировать следующие умения:
– объяснять смысловые различия разных
вариантов предложения, появляющиеся при замене
вводного слова;
– опознавать вводные слова и правильно
расставлять знаки препинания;
– выразительно и правильно читать предложения,
используя интонацию вводности.
Содержание урока
I. Мотивирующая метафора
ЯЗЫК И МЫСЛЬ
Жили в старину три брата. Однажды они
долго охотились в лесу и не заметили, что перешли
границу своей земли. Их захватил в плен
волшебник. Он сказал: «Вы убили моих зверей и за
это должны поплатиться. В наказание вас
постигнет несчастье». И он предложил каждому из
братьев самому определить свое несчастье на
выбор: лишиться зрения, слуха или дара речи.
Несчастье должно продолжаться до тех пор, пока
человек не отыщет дорогу домой. Делать нечего,
братья стали выбирать. Старший решил стать
слепым, средний – глухим, а младший – немым. Их
развели в разные стороны, и каждый побрел своим
путем.
Первым вернулся домой слепой и сразу
прозрел. Гораздо позже вернулся глухой и стал
слышать. А тот, кто потерял способность говорить
и понимать, совсем не вернулся.
II. Объяснение нового материала
1. Проблемная ситуация
Сформулируйте вопросы по заданной
теме урока.
1) Почему некоторые слова называются
вводными?
2) С какой целью они вводятся в предложение?
3) Обозначаются ли они знаками препинания на
письме?
Итак, цель урока мы вместе определили.
2. Исследовательская работа
Запишите предложение: Уже наступила
весна.
Даем инструкцию:
а) Проснувшись утром, вы удивились, что
уже наступила весна. Введите в предложение слова,
которые передадут ваше удивление.
б) Вы несказанно счастливы, что уже
наступила весна. Покажите это, использовав
вводное слово, поставив его в середину
предложения.
в) Откуда вы могли узнать, что уже
наступила весна? Укажите источник информации.
Запись в тетрадях и на доске должна
выглядеть следующим образом:
Вопросы для анализа.
– С какой целью вводятся в предложение
вводные слова и сочетания слов?
– Изменяется ли смысл предложения?
– Если эти слова не влияют на содержание
предложения, будут ли они членами предложения?
– От какого условия зависит постановка знаков
препинания?
– Прочитайте предложения. Выделяются ли вводные
слова интонационно?
После проведенного исследования
ученики самостоятельно делают вывод (не
пользуясь учебником). Проблема решена.
Вывод: вводные конструкции – это слова
и сочетания слов, при помощи которых говорящий
выражает свое отношение к тому, о чем он сообщает;
не являются членами предложения, не влияют на его
содержание; на письме выделяются запятыми, а в
устной речи – интонацией вводности.
(Учитель хвалит своих учеников.)
3. Интеллектуальная разминка
А теперь самое время отвлечься от
вводных конструкций.
– Русский язык – самый богатый язык в
мире. Он дает возможность подобрать самые точные
и красивые определения к словам. Приготовьтесь:
слушая слова, записывайте к ним подходящие
определения, чем они будут выразительнее и
неожиданнее, тем лучше. Имейте в виду, что
определения не должны повторяться.
заря
весна
встреча
подснежник
мгновение
песня
просторы
небеса
настроение
ветер
Нет сомнения, что вы справились с этим
заданием. А теперь около каждого определения
напишите исходное существительное. Желаю вам
успехов!
С какой целью дается такая разминка?
Во-первых, выполняя это задание,
ученики обогащают свою речь, словарный запас;
во-вторых, устная разминка развивает
слуховую и ассоциативную память;
в-третьих, как утверждают психологи,
для того, чтобы что-нибудь хорошо запомнить,
нужно как можно дольше не думать об этом.
III. Закрепление, тренировка, отработка
умений
1. Работа с таблицей (устно), упр. 205
– Пользуясь таблицей, расскажите о
значении вводных слов и словосочетаний.
– Приведите в качестве примера предложение на
каждую группу вводных слов.
2. Письменная и творческая работа
Фантастическая добавка. Упражнение
«полминутки для шутки».
Признаться, надо сказать, без всякого
сомнения, к страшной моей досаде, по словам
очевидцев, мягко выражаясь, согласитесь, по
слухам, неровен час.
– Прочитайте этот «рассказ» (записан
до урока на доске). Можно ли понять его
содержание? Добавьте недостающие с вашей точки
зрения слова, чтобы получился рассказ на
весеннюю тему. Условие – не выбрасывать и не
переставлять указанные вводные слова и
словосочетания. У вас все получится!
IV. Обсуждение урока
– Что на уроке было главным?
– Что было интересным?
– Что нового узнали?
– Чему научились?
V. Домашнее задание
Стр. 127–128: табл. значений вводных слов
и словосочетаний. На выбор: I. Упр. 206; II. Упр. 209; III.
Упр. 222.
|