Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №8/2005

Я ИДУ НА УРОК

Н.О. ОРЛОВА,
школа № 11,
г. Абакан


Понятие вводности как речевой категории

(Конспект урока)

Работаем по учебнику М.М. Разумовской

8-й класс

Цель: познакомить с явлением вводности как речевой категории, с основными группами вводных слов по значению.
Сформировать следующие умения:

– объяснять смысловые различия разных вариантов предложения, появляющиеся при замене вводного слова;
– опознавать вводные слова и правильно расставлять знаки препинания;
– выразительно и правильно читать предложения, используя интонацию вводности.

Содержание урока

I. Мотивирующая метафора

ЯЗЫК И МЫСЛЬ

Жили в старину три брата. Однажды они долго охотились в лесу и не заметили, что перешли границу своей земли. Их захватил в плен волшебник. Он сказал: «Вы убили моих зверей и за это должны поплатиться. В наказание вас постигнет несчастье». И он предложил каждому из братьев самому определить свое несчастье на выбор: лишиться зрения, слуха или дара речи. Несчастье должно продолжаться до тех пор, пока человек не отыщет дорогу домой. Делать нечего, братья стали выбирать. Старший решил стать слепым, средний – глухим, а младший – немым. Их развели в разные стороны, и каждый побрел своим путем.

Первым вернулся домой слепой и сразу прозрел. Гораздо позже вернулся глухой и стал слышать. А тот, кто потерял способность говорить и понимать, совсем не вернулся.

II. Объяснение нового материала

1. Проблемная ситуация

Сформулируйте вопросы по заданной теме урока.

1) Почему некоторые слова называются вводными?
2) С какой целью они вводятся в предложение?
3) Обозначаются ли они знаками препинания на письме?

Итак, цель урока мы вместе определили.

2. Исследовательская работа

Запишите предложение: Уже наступила весна.

Даем инструкцию:

а) Проснувшись утром, вы удивились, что уже наступила весна. Введите в предложение слова, которые передадут ваше удивление.

б) Вы несказанно счастливы, что уже наступила весна. Покажите это, использовав вводное слово, поставив его в середину предложения.

в) Откуда вы могли узнать, что уже наступила весна? Укажите источник информации.

Запись в тетрадях и на доске должна выглядеть следующим образом:

Вопросы для анализа.

– С какой целью вводятся в предложение вводные слова и сочетания слов?
– Изменяется ли смысл предложения?
– Если эти слова не влияют на содержание предложения, будут ли они членами предложения?
– От какого условия зависит постановка знаков препинания?
– Прочитайте предложения. Выделяются ли вводные слова интонационно?

После проведенного исследования ученики самостоятельно делают вывод (не пользуясь учебником). Проблема решена.

Вывод: вводные конструкции – это слова и сочетания слов, при помощи которых говорящий выражает свое отношение к тому, о чем он сообщает; не являются членами предложения, не влияют на его содержание; на письме выделяются запятыми, а в устной речи – интонацией вводности.

(Учитель хвалит своих учеников.)

3. Интеллектуальная разминка

А теперь самое время отвлечься от вводных конструкций.

– Русский язык – самый богатый язык в мире. Он дает возможность подобрать самые точные и красивые определения к словам. Приготовьтесь: слушая слова, записывайте к ним подходящие определения, чем они будут выразительнее и неожиданнее, тем лучше. Имейте в виду, что определения не должны повторяться.

заря
весна
встреча
подснежник
мгновение
песня
просторы
небеса
настроение
ветер

Нет сомнения, что вы справились с этим заданием. А теперь около каждого определения напишите исходное существительное. Желаю вам успехов!

С какой целью дается такая разминка?

Во-первых, выполняя это задание, ученики обогащают свою речь, словарный запас;

во-вторых, устная разминка развивает слуховую и ассоциативную память;

в-третьих, как утверждают психологи, для того, чтобы что-нибудь хорошо запомнить, нужно как можно дольше не думать об этом.

III. Закрепление, тренировка, отработка умений

1. Работа с таблицей (устно), упр. 205

– Пользуясь таблицей, расскажите о значении вводных слов и словосочетаний.
– Приведите в качестве примера предложение на каждую группу вводных слов.

2. Письменная и творческая работа

Фантастическая добавка. Упражнение «полминутки для шутки».

Признаться, надо сказать, без всякого сомнения, к страшной моей досаде, по словам очевидцев, мягко выражаясь, согласитесь, по слухам, неровен час.

– Прочитайте этот «рассказ» (записан до урока на доске). Можно ли понять его содержание? Добавьте недостающие с вашей точки зрения слова, чтобы получился рассказ на весеннюю тему. Условие – не выбрасывать и не переставлять указанные вводные слова и словосочетания. У вас все получится!

IV. Обсуждение урока

– Что на уроке было главным?
– Что было интересным?
– Что нового узнали?
– Чему научились?

V. Домашнее задание

Стр. 127–128: табл. значений вводных слов и словосочетаний. На выбор: I. Упр. 206; II. Упр. 209; III. Упр. 222.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru