ГОТОВИМСЯ К ЭКЗАМЕНАМ
До экзаменов осталось совсем немного
времени. Есть необходимость в полноценном
повторении пройденного материала и
систематизации знаний для сдачи ЕГЭ.
Предлагаемый комплекс заданий и упражнений дает
возможность в кратчайшие сроки осуществить
полную подготовку к ЕГЭ.
Е.В. ЖУКОВСКАЯ,
г. Калуга
Интенсивный курс подготовки к ЕГЭ
по русскому языку
Занятие № 1
Фонетика. Словообразование. Лексика
1. Укажите количество букв и звуков в
следующих словах.
Сшить, ладья, объездчик, можжевельник,
лилия, вдруг, трубчатый, радостный, здравствуйте.
2. Определите способ образования
следующих слов.
Вечнозеленый, воздушный, задумчивость,
отварной, прибытие, разозлить, проигрыватель.
3. Разберите слова по составу.
Предлагаем, изделие, выстроила,
напутствие, жилище, переоценка, улыбающийся.
4. Укажите, в каких словосочетаниях
имена прилагательные употреблены в переносном
значении.
Стальной клинок – стальные воды моря
– стальной взгляд; боевой патрон – боевой
парень – боевой дух; ходовой винт – ходовой
товар – ходовое выражение.
5. Запишите слова к перечисленным
ниже значениям. Подберите синонимы к этим словам.
1) Человек, имеющий власть, право
приказывать, повелевать. 2) То, что идет на пользу
человеку. 3) Страдать от холода. 4) Снежная буря.
5) Отклонение от нормы, несовершенство в
предмете, человеке.
Занятие № 2
Морфология. Синтаксис
1. Определите, какой частью речи
является каждое слово в приведенных ниже
предложениях. Сделайте морфологический разбор
выделенных курсивом слов. Подчеркните главные и
второстепенные члены.
В Англии утвердился тип сонета, названный
впоследствии шекспировским, который состоит из
трех четверостиший и заключительного
двустишия.
Только деревья мелькают перед глазами
да лепит в лицо грязью из-под копыт лошади.
Отважен пловец, решившийся в такую ночь
пуститься через пролив, и важная должна быть
причина, его к тому побудившая.
Какой-то муравей был силы
непомерной и даже хаживал один на паука.
Занятие № 3
Орфография
1. Перепишите. Вставьте, где нужно,
пропущенные буквы, раскройте скобки.
П_едестал, навзнич_, развлеч_ся,
намаж_те, неот_емлемый, озн_меновать, пок_рять,
соприк_сновение, распол_гать, заг_реть, зар_внять,
тв_рить, подск_чить, сж_гать, зам_реть, зап_реть,
разд_раю, деш_вый, щ_тка, кош_лка, туш_ное (мясо),
совершил подж_г, старуш_нка, вооруж_н,
отмеж_вываться, пастуш_к, смеш_н, нипоч_м, маж_рный,
алч_ный, на ц_почках, вакц_на, ц_корий,
рац_ональный, доблес_ный, гиган_ский,
словес_ность, уча_ствовать, ярос_ный, че_ствовать,
кристал_ический, тер_ас_а, ат_ракц_он, дис_кус_ия,
трил_ер, гал_ерея, пр_мириться, пр_образователь,
пр_бегнуть, пр_поднести, контр_гра, вз_мать,
пред_юльский, басн_писец, (пол)огурца, (пол)ложки,
(пол)килограм_а, (гидро)механика,
(свето)(водо)лечебница, (стоп)кран, (юго)восток,
(трудно)проходимый перевал, (мало)вероятный
случай, (мутно)зеленое стекло,
(торгово)промышленный комплекс,
(северо)кавказские языки, перепис_ик, перевоз_ик,
перебеж_ик, устойч_вая погода, черешн_вая
косточка, завис_л_вые люди, тюл_вые занавески,
пшеницу се_т, пилой пил_т, зубы чист_т, деревян_ый
забор, кожан_ые брюки, рама покрашен_а, стрижен_ый
мальчик, вскипячен_ое молоко, живет изд_вна, поел
досыт_, занов_, сызнов_.
2. Перепишите. Вставьте, где нужно,
пропущенные буквы, раскройте скобки.
Напрасно вы ум_ляете заслуги этого
ученого. Старушка пос_дела на скамейке и опять
пошла. Спортсмен пять раз об_жал футбольное поле.
Он посв_тил свою жизнь творчеству. Ребенок очень
быстро растет и разв_вается. Обм_кните кисть в
краску и напишите номер дома на стене. Ср_вните
игру артистов в этих двух театрах. Книги лежали в
переме_ку с тетрадями, что создавало большой
беспорядок. В морозный день на стеклах окон
появляется изморо_ь. Он стал достойным пр_емником
своего учителя. План пр_творяется в жизнь. Ветер
пр_клоняет к земле ветки. Быстрые реки текут в
каждом ущель_. Хата стояла на взгорь_. В
возделывани_ яровых были трудности. На остри_
ножа было яблоко. В колюч_м кустарнике не
спрячешься. Белич_ мех очень красив, красивее лис_
меха, но шуба на белич_ меху не такая теплая, как
на лис_. (Не,ни)кто не встретил приехавших.
Наступила осень с (не)скончаемыми дождями,
(не)просыхающими дорогами, с (не)пролазной грязью.
Если вам (не)по душе мое предложение, (не)нужно
себя (не)волить, откажитесь участвовать в этой
работе. (Не)прекращающаяся метель (не)давала
возможности продвигаться вперед. В Уссурийской
тайге водится черный заяц, до сих пор еще
(не)описанный. Если вы крикн_те, я услышу. Выбер_те
себе книги и скажите мне. Вы вышл_те курьера за
документами? Да умолкн_те же наконец! Девочка
хорошо воспитан_а родителями. Ты вчера была
рассеян_а, когда говорила со мной. Встреча
выпускников нашей школы была организован_а и в
этом году. Старички ходили (по)двое и (по)трое по
зале. Придется отложить эту работу (на)завтра.
Изредк_ вспыхивал (по)летнему синий клоч_к неба.
Пастухи, уходя (в)глубь, (по)многу лет не видят
своих аулов. Давыдов решил идти (в)открытую.
Имейте (в)виду – задание ответственное.
(В)следстви_ ранения Ибрагим носил повязку.
(В)след (за)тем из дверей показалась светлая
головка девочки. Надо было дождат_ся мулов во
что(бы) то (не,ни)стало. Все зависит (от)того, что
скажет врач. Теплая небесная вода для растения
то(же) самое, что для нас любовь.
Занятие № 4
Пунктуация
1. Перепишите предложения, ставя, где
нужно, знаки препинания.
Поэт не просто литератор он еще и
артист. Ты одна мне помощь и отрада ты одна мой
несказанный свет. Мне хотелось застать медведя
за едой где-нибудь на полянке или за рыбной
ловлей на берегу реки или на отдыхе. Было грустно
и в весеннем воздухе и на темневшем небе и в
вагоне. Все богатства природы и минералы и
плодородные почвы и леса и энергия воды остались
бы мертвыми если бы их не оживляли своим трудом
люди. В саду стояли голые деревья покрытые инеем.
Морозный воздух острый и чистый бил в
разгоряченные бегом лица детей. Буду дома
начиная с семи часов вечера. Он старался читать
книги ночами а прочитав их куда-то прятал.
Спасибо моя родная земля спасибо мой отчий дом за
все что от жизни знаю я что в сердце ношу своем.
Умение мастерство и наконец искусство живут
вероятно в пределах любого труда. Если ты сделал
добро скрой если тебе сделали добро расскажи.
Человек спрятан за своими словами хочешь узнать
человека вслушайся в его речь. Левин простился с
ними но чтобы не оставаться одному прицепился к
своему брату. Он хотел убедиться в том готов ли я
выполнить столь опасное задание и одобрив мой
план спросил какое у меня настроение и
достаточно ли серьезно я осознаю какой опасности
себя подвергаю и понимаю ли среди кого мне
придется жить и работать когда я соглашусь
взяться за это дело устрашившее уже не одного
такого как я. Пушкин не скрывал что если бы был в
Петербурге то во время восстания был бы с
декабристами среди которых у него немало друзей
и взгляды которых он разделял потому что не может
остаться в стороне от всего что происходит в
России.
Занятие № 5
Стилистика
1. Перепишите предложения, устраняя
ошибки. Укажите характер ошибок.
Сейчас эти изделия вырабатываются при
в два раза меньшей производительности труда.
Ведется подготовка охотников для истребления
волков и лиц, ответственных за проведение этого
мероприятия. Силами самодеятельности был дан
спектакль в новом Доме культуры, какого мы до сих
пор не видели. Хорошее впечатление произвела
прошлогодняя выставка дипломных проектов
студентов, ставших инженерами. Подъезжая к реке,
мы остановили лошадей, соскочили на землю и,
быстро раздевшись, бросились в воду. Молодежь
завода осталась довольна концертом и просила
артистов почаще их навещать. Нам рассказали о
великом писателе и прочитали отрывки из его
творчества. Сложный и оригинальный внутренний
облик Катерины нашел свое отражение в ее языке,
самом ярком среди действующих лиц «Грозы».
Полиция обрушила на молодежь дубинки, гранаты со
слезоточивым газом, огнестрельное оружие.
2. Перепишите предложения. Укажите,
какие средства выразительности в них
использованы.
Выглянула теплая поздняя осень. Весь
снег вспыхивает серебристыми алмазными искрами.
Не только простые дворяне мелких чинов, но и чины
придворные, статс-дамы и фрейлины – все были от
него как бы без ума. Молода, вот и придумывает
всякую всячину. Спят богатые и бедные, мудрые и
глупые, добрые и лютые.
3. Определите стиль и тип речи.
Между тем наступила зима. А зимняя
Куоккала была совсем не похожа на летнюю. Летняя
Куоккала, шумная, нарядная, пестрая, кишащая
молодыми франтами, разноцветными дамскими
зонтиками, мороженщиками, экипажами, цветами,
детьми, вся исчезала с наступлением первых же
заморозков и сразу превращалась в безлюдную,
хмурую, всеми покинутую. Зимою можно было пройти
ее всю, от станции до самого моря, и не встретить
ни одного человека.
* Стремление к равновесию
– один из главных законов развития окружающего
мира. Нарушение хотя бы одного звена в цепи
вызывает ответную реакцию связанных воедино
компонентов. Рост народонаселения в бассейнах
рек, увеличение посевных площадей приводят к
росту водопотребления, сокращению речного стока,
что ведет к понижению уровня моря, что, в свою
очередь, вызывает повышение солености морской
воды, осолонение нерестилищ – следовательно,
сокращение уловов рыбы. И т.д. Связи эти
многозначны, имеют множество побочных сцеплений.
* Прошло несколько недель... Вдруг
батюшка получает из Петербурга письмо от нашего
родственника князя Б**. Князь писал обо мне. После
обыкновенного приступа он объявил ему, что
подозрения насчет участия моего в замыслах
бунтовщиков, к несчастью, оказались слишком
обоснованными, что примерная казнь должна была
бы меня постигнуть, но что государыня, из
уважения к заслугам и преклонным летам отца,
решилась помиловать преступного сына и, избавляя
его от позорной казни, повелела только сослать в
отдаленный край Сибири на вечное поселение.
Сей неожиданный удар едва не убил
моего отца. Он лишился обыкновенной своей
твердости, и горесть его (обыкновенно немалая)
изливалась в горьких жалобах.
Занятие № 6
Тестовые задания типа А. (Базовый
уровень сложности.)
1. В каком слове произносится твердый
согласный перед звуком [э]?
1) Фанера,
2) антенна,
3) академия,
4) декада.
2. Какое слово состоит из приставки,
корня, одного суффикса и окончания?
1) Прочитывая,
2) перебрасываться,
3) попутный,
4) взгорье.
3. Какое из перечисленных слов имеет
значение «не умеющий сосредоточиться,
выражающий невнимательность»?
1) Апатичный,
2) равнодушный,
3) ленивый,
4) рассеянный.
4. В каком ряду во всех словах
пропущена одна и та же буква?
1) Нач_нание, соб_рать, объед_нение;
2) выбр_сить, заг_релый, отр_сль;
3) изм_рять, соч_тание, прот_рать;
4) и_жарить, ни_падающий, чре_мерный.
5. В каком варианте ответа правильно
указаны все цифры, на месте которых в предложении
должны стоять запятые?
Впервые я понял (1) что созерцание таких
картин (2) не только дарит зрительное
наслаждение (3) но (4) вызывает из глубины
сознания такие мысли (5) о каких человек раньше и
не подозревал.
1) 1, 2, 3;
2) 1, 3, 5;
3) 1, 3, 4, 5;
4) 1, 5.
6. Прочитайте текст и выполните
задания А1, А2, А3, А4.
А. Я живо одевался, брал полотенце,
книгу и шел купаться к реке в тени березняка,
который располагался в полуверсте от дома.
Б. Косые лучи утреннего солнца будили меня рано.
В. Там я ложился на траву и читал, изредка
взглядывая на серебристую поверхность реки.
Г. А иногда забирался в яблоневый сад, в середину
густого малинника.
А1. В каком порядке должны следовать
предложения, чтобы получился текст?
1) БВГА;
2) БАВГ;
3) АГБВ;
4) ГАВБ.
А2. Какое слово или сочетание слов
является грамматической основой в одном из
предложений?
1) Располагался,
2) будили меня,
3) ложился и читал,
4) забирался.
А3. Укажите сложноподчиненное
предложение.
1) А;
2) Б;
3) В;
4) Г.
А4. В каком предложении есть
деепричастие?
1) А;
2) Б;
3) В;
4) Г.
Занятие № 7
Тестовые задания типа А. (Повышенный
уровень сложности.)
Прочитайте текст и выполните задания
к нему*.
ЧИТАЯ ГОГОЛЯ
(1) Гоголь велик в каждом своем зрелом,
то есть в каждом гоголевском произведении.
(2) «Ревизор», или «Мертвые души», или
«Игроки», или «Шинель» – это образцы истинно
мировой литературы, тот язык мира, на котором
человек познает человечество.
(3) В определенном смысле Гоголь близок
к другому русскому гению – Менделееву, потому
что, подобно менделеевской таблице химических
элементов, он создает таблицу человеческих
образов и характеров.
(4) Здесь у него свой метод: он
рассматривает то или иное свойство человека –
жадность, грубость, хвастовство, беспредельную
отвагу или ничтожество, – персонифицирует эту
черту в одном образе и, соответственно, получает
Плюшкина, Собакевича, Хлестакова, Тараса Бульбу
или Шпоньку.
(5) Конечно, он не закончил эту работу,
но, кажется, никто в мировой литературе не сделал
в этом направлении столько же. (6) Даже Бальзак. (7)
Даже Диккенс.
(8) Бросим взгляд на его творчество в
целом, и тогда мы увидим, что он был предтечей
если не всех, так очень многих современных
литературных направлений.
(9) Разве «Шинель» не предшествует
современному реализму? (10) А что такое
современный мистицизм в литературе? (11) Это «Вий»
и «Портрет».
(12) Школе исторического романтизма в ее
современном виде предшествовал «Тарас Бульба».
(13) Это отнюдь не рыцарский роман, но в то же время
это подлинный романтизм.
(14) Художественно-социологическим
исследованиям предшествовали «Мертвые души».
(15) Художественному бытописанию –
«Старосветские помещики», «Коляска».
(16) Детектив? (17) Это – «Игроки».
(18) Водевиль? (19) Это – «Женитьба».
(20) Эссе? (21) Это – «Выбранные места из
переписки с друзьями», «Театральный разъезд».
(22) Кажется, ни один писатель за всю
историю существования художественной
литературы не угадал столько путей, столько
возможностей, заложенных в литературе, сколько
Гоголь.
1. Какое высказывание противоречит
мысли автора текста?
1) Гоголь создал галерею человеческих
характеров.
2) Каждый из героев Гоголя воплощает ту или иную
типичную черту характера человека.
3) Все произведения Гоголя – образцы
критического реализма.
4) Он был основоположником многих современных
литературных направлений.
2. Определите стиль и тип речи.
1) Публицистический стиль,
повествование;
2) научный стиль, описание;
3) публицистический стиль, рассуждение;
4) художественный стиль, рассуждение.
3. Найдите ошибку в определении
средств связи предложений.
1) Предложения 1 и 2 – контекстные
синонимы;
2) предложения 3 и 4 – местоименное наречие, личное
местоимение;
3) предложения 4 и 5 – вводное слово;
4) предложения 12 и 13 – указательное местоимение.
4. Какие средства выразительности не
используются в тексте?
1) Ряды однородных членов;
2) неполные предложения;
3) синтаксический параллелизм;
4) метафора, олицетворение.
5. Как правильно объяснить написание
нн в слове истинно (предложение 2)?
1) Это – наречие, образовано от
причастия с приставкой, и в нем сохраняется
суффикс -нн-.
2) Это слово – исключение.
3) В прилагательном, от которого образовано это
наречие, есть суффикс -н-, который
присоединяется к исходной основе на н.
4) В существительном, от которого образовано это
наречие, пишется нн.
6. Укажите предложение(я), в
котором(ых) тире разделяет определяемое слово и
обособленное приложение.
1) 11, 17, 19;
2) 2;
3) 3;
4) 15.
Занятие № 8
Тестовые задания типа В. (Повышенный
уровень сложности.)
Прочитайте текст «Читая Гоголя»
(занятие № 7) и выполните задания к нему*.
1. Из предложения 2 выпишите слово, в
котором буква з обозначает звук [с].
2. Назовите способ образования слова рассматривает.
3. Назовите тип связи, который
используется в словосочетании предшествует
реализму.
4. Какой частью речи является слово подобно
в предложении 3?
5. Укажите номер бессоюзного сложного
предложения, вторая часть которого раскрывает
(поясняет) содержание первой.
6. Укажите номер сложного
предложения, в состав которого входят три
простых.
ПОДГОТОВКА К ВЫПОЛНЕНИЮ ЧАСТИ С ЕГЭ
(высокий уровень сложности)
Занятие № 9
Текст. Тема и идея. Орфография и
пунктуация (повторение).
1. Озаглавьте текст. Определите тему и
идею. Перепишите текст, вставляя пропущенные
буквы, раскрывая скобки и расставляя знаки
препинания.
Когда пове_т ветерок за версту услыш_шь
как цветет липа. (Не)зримая река медового ар_мата
льется от нее по яркому июльскому разн_травью. В
тихую безветрен_ую погоду (не)сметное кол_чество
пчел слетается сюда на работу. Посветлевшее от
цветения старое дерево гудит шумит пчелами
мелькающ_ми среди цветов и листьев. С одной липы
больше соб_рается меда чем с гектара цветущей
гречихи. От цвета черемухи нет подобного проку но
цветет она рано в пору весен_его пробуждения и
буйства всех земных сил и соков. Поэтому и
связан_а с ней лирика тайных встреч и первых
свиданий и горячей девич_ей любви.
Но вот угасает все осыпается черемуха
и отцвета_т сирень жухнут травы и желтеют листья.
Кто(же) залюбу_тся в сентябре черемухой чей взор
задержится на кусте жасмина кто заглядится на
голые заросли шиповника? Вероятно (ни)кто. Но есть
иное дерево которое (не)броса_тся в глаза н_
весной, н_ летом.
За(то) когда совсем обедне_т земля
(не)чем ей будет порадовать глаз человека
заг_рятся среди д_лины яркие пламен_ые костры
рябины а люди слож_т об этом дереве свои лучшие
задушевные песни. То янтарные то оранжевые то
(ярко)синие прогляд_вают гроздья сквозь резную
зелень и глядя на них мы изменя_м красоте
шиповника и жасмина.
(По В.Солоухину. «Владимирские
проселки»)
Занятие № 10
Работа с текстом. Тема и идея.
Дополнительное задание к тексту.
Прочитайте текст. Подумайте, зачем
люди идут на риск, открывая новые земли,
прокладывая новые пути? Нужно ли это? Запишите
свои размышления (6–8 предложений).
ГИБЕЛЬ ЭКСПЕДИЦИИ СКОТТА
Экспедиция капитана Скотта к Южному
полюсу погибла в страшных буранах, разразившихся
в Антарктике весной 1911 года.
Шесть человек вышли к полюсу на лыжах.
Шли больше месяца. До полюса дошли пятеро. Один
сорвался в расщелину и умер от сотрясения мозга.
Вблизи полюса Скотт, шедший впереди,
внезапно остановился: на снегу что-то чернело. То
была палатка, брошенная Амундсеном. Норвежец
опередил англичан.
Скотт понял, что это конец, что им не
осилить обратного пути, не протащить по
обледенелым снегам окровавленных ног. Тогда всем
поровну был роздан яд.
На обратном пути заболел молчаливый
шотландец, лейтенант Отс. У него началась
гангрена обеих ног. Каждый шаг вызывал острую
боль. Отс знал, что он задерживает экспедицию, что
из-за него могут погибнуть все. И он нашел выход. В
дневнике Скотта, найденном вместе с четырьмя
трупами год спустя после экспедиции, об этом
говорится так:
«За последние сутки мы сделали всего
три мили. Несмотря на нечеловеческую боль, Отс не
отставал от нас, но мы шли гораздо тише, чем могли
бы. Вчера к ночи мы остановились. Отс дал мне
записку и просил передать родным, если мы
останемся в живых. Потом он встал и сказал, глядя
мне в глаза: “Я пойду. Должно быть, вернусь не
скоро”. Он не вернулся. Он поступил как
благородный человек».
В конце дневника Скотт написал
дрожащими буквами:
«Я обращаюсь ко всему человечеству.
Оно должно знать, что мы рисковали, рисковали
сознательно, но нам во всем была неудача. Если бы
мы остались живы, я рассказал бы такие вещи о
высоком мужестве и простом величии моих
товарищей, что они потрясли бы каждого человека».
(По К.Г. Паустовскому
)
Занятие № 11
Работа с текстом. Аннотация и отзыв.
Напишите аннотацию и отзыв на текст.
СТРАННИК
В былые годы, когда я был моложе, я имел
некоторое пристрастие к рыбной ловле. Я оставлял
мой городской дом, запасался удочками и
червяками и уходил в деревню на реку. Целые дни до
позднего вечера я проводил на воде, а спать
заходил куда попало, к крестьянам. В один из таких
отлетов я устроился в избе мельника. Однажды,
придя к мельнику ночевать, я в углу избы заметил
какого-то человека в потасканной серой одежде и в
дырявых сапогах, хотя это было летом. Он лежал на
полу с котомкой под головой и с длинным посохом
под мышкой. Так он и спал. С первым светом серый
комок в валенках зашевелился, как-то крякнул,
потянулся, сел, зевнул, перекрестился, встал и
пошел прямо в дверь. На крыльце он подошел к
рукомойнику – к незатейливой посудине с двумя
отверстиями, висевшей на веревочке на краю
крыльца.
Я было собрался со стариком
заговорить, да не успел – ушел. Очень пожалел я об
этом, и захотелось мне хотя бы взглянуть на него
еще один раз. Я привстал на колени, облокотился на
подоконник и открыл окошко. Старик уходил вдаль.
Долго смотрел я ему вслед. Фигура его, по мере
того как он удалялся, делалась меньше, меньше и
наконец исчезала вся. Но в глазах моих она
осталась вся навсегда, живая.
Это был странник. В России испокон
веков были такие люди, которые куда-то шли. У них
не было ни дома, ни крова, ни семьи, ни дела. Ходили
по просторной русской земле с места на место, из
края в край. Отдыхали и спали где попало. Я
убежден, что, если каждого из них в отдельности
спросить, куда и зачем он идет, он не ответит. Он
над этим не думал. Казалось, что в их душах жило
смутное представление о неведомом каком-то крае,
где жизнь праведнее и лучше. Может быть, они от
чего-нибудь бегут. Но если бегут, то, конечно, от
тоски – этой совсем особенной, непонятной,
невыразительной, иногда беспричинной русской
тоски.
В «Борисе Годунове» Мусоргским с
потрясающей силой нарисован своеобразный
представитель этой бродяжной России – Варлаам. У
него спутана и всклокочена седая борода, на конце
расходящаяся двумя штопорами. Одутловатый,
малокровный, однако с сизо-красным носом, он
непременный посетитель толкучего рынка. Это он
ходит там, темно-серый, весь поношенный и помятый,
в своей стеганной на вате шапке.
Когда Варлаам крестится, он крестится,
он крестит в сердце своем пятно тоски, пятно
жизни. Но ничем не стирается оно: ни пляской, ни
песней. Не знаю, конечно, нужны ли такие люди, надо
ли устроить так, чтобы они стали иными. Не знаю.
Одно только я скажу: эти люди – одна из
замечательнейших, хотя, может быть, и печальных
красок русской жизни.
(По Ф.И. Шаляпину)
Занятие № 12
Работа с текстом. Рецензия.
Напишите рецензию на текст.
ГРОЗА
До ближайшей деревни оставалось еще
верст десять, а большая темно-лиловая туча,
взявшаяся Бог знает откуда, без малейшего ветра,
но быстро подвигалась к нам. Солнце, еще не
скрытое облаками, ярко освещает ее мрачную
фигуру и серые полосы, которые от нее идут до
самого горизонта. Изредка вдалеке вспыхивает
молния и слышится слабый гул, постепенно
усиливающийся, приближающийся и переходящий в
прерывистые раскаты, обнимающие весь небосклон...
Мне становится жутко, и я чувствую, как кровь
быстрее обращается в моих жилах. Но вот передовые
облака уже начинают закрывать солнце; вот оно
выглянуло в последний раз, осветило страшно
мрачную сторону горизонта и скрылось. Вся
окрестность вдруг изменяется и принимает
мрачный характер. Вот задрожала осиновая роща,
листья становятся какого-то бело-мутного цвета,
ярко выдающегося на лиловом фоне тучи, шумят и
вертятся; макушки больших берез начинают
раскачиваться, и пучки сухой травы летят через
дорогу. Стрижи и белогрудые ласточки, как будто с
намерением остановить нас, реют вокруг брички и
пролетают над самой грудью лошади; галки с
растрепанными крыльями как-то боком летают по
ветру... Молния вспыхивает как будто в самой
бричке, ослепляет зрение... В ту же секунду над
самой головой раздается величественный гул,
который как будто поднимается все выше и выше,
шире и шире по огромной спиральной линии,
постепенно усиливается и переходит в
оглушительный треск, невольно заставляющий
трепетать и сдерживать дыхание. Гнев Божий! Как
много поэзии в этой простонародной мысли!
Тревожные чувства тоски и страха
увеличились во мне вместе с усилением грозы, но
когда пришла величественная минута безмолвия,
обыкновенно предшествующая раздражению грозы,
чувства эти дошли до такой степени, что,
продолжись это состояние еще четверть часа, я
уверен, что умер бы от волнения.
(Л.Н. Толстой)
Занятие № 13
Тестовое задание типа С. (Высокий
уровень сложности.)
Напишите сочинение-рассуждение
(отзыв, рецензию или эссе) по тексту. (Текст «Читая
Гоголя», занятие № 7.) Считаете ли вы актуальной,
важной тему, поднятую автором? Выразите свое
мнение о содержании текста, аргументируйте свою
позицию. Отметьте 2–3 средства выразительности,
характерных для данного текста, объясните их
роль в данном тексте и приведите примеры
использования. Объем сочинения – не менее 150
слов.
Занятие № 14
Тестовое задание типа С. (Высокий
уровень сложности.)
Напишите сочинение-рассуждение
(отзыв, рецензию или эссе) по тексту. Считаете ли
вы актуальной, важной в наше время тему, поднятую
автором? Выскажите сове мнение о содержании
текста, аргументируйте свою позицию.
Прокомментируйте основные мысли автора о том,
что такое наука, каковы ее предназначение и роль
в жизни общества, мысли о взаимосвязи науки и
творчества. Отметьте 2–3 средства
выразительности, характерные для данного текста,
объясните их роль в данном тексте и приведите
примеры их использования. Объем сочинения – не
менее 150 слов.
ГРАНИ НАУКИ
Что такое наука? Простой, казалось бы,
вопрос, и ответ на него вроде бы известен каждому.
А вот точное и лаконичное определение этого
понятия совсем не просто. Так не просто, что до
сих пор единого, всеми признанного определения,
оказывается, и не существует.
Все дело, видимо, в том, что наука –
слишком многогранное общественное явление,
чтобы можно было выразить ее суть единым
определением.
Вот как характеризуют науку ученые и
мыслители.
«Наука есть разрешение многих
сомнений; она есть видение скрытого; она есть око
для всего...» – говорит древняя индийская
мудрость.
«Наука есть не только знание, но и
сознание, то есть умение пользоваться знанием»,
– считал русский историк В.О. Ключевский.
«Наука – это неустанная многовековая
работа мысли свести вместе посредством системы
все познаваемые явления нашего мира» – так
понимал главную цель науки создатель теории
относительности Альберт Эйнштейн.
«Наука – это искусство понимать
природу», – полагал американский антрополог
Франц Боас.
Даже из этих нескольких определений
можно заключить, что наука – это прежде всего
сумма знаний об окружающем нас мире, что наука –
основа нашего восприятия мира. Если считать
науку еще и формой отражения окружающей
действительности в нашем сознании, то есть
отнести ее к элементам духовной культуры, то и
это будет справедливо. Вот сколь многообразны
грани науки.
Мир современной науки поистине
безграничен. Он охватывает и необозримость
космоса с изучением планет, где когда-то была или
когда-нибудь будет жизнь; и глубины микромира,
добираясь до самого сердца атома и определяя
правила строения элементарных частиц; и секреты
самой жизни, рецепты, по которым «составляют»
живые существа – от бактерий до человека; и
законы работы высшего творения природы –
человеческого разума. Постигая все эти волнующие
тайны, наука выполняет свое основное
предназначение, потому что главная цель науки –
познание.
Но все потрясающие сознание
достижения науки и все величайшие свершения
техники были бы немыслимы без полета
воображения. Чтобы управляемые космические
лаборатории опустились на Венеру и Марс, нужны
были поколения философов, писателей-фантастов и
фантастов-ученых, мечтавших о полетах к иным
мирам. Термоядерная энергия, генная инженерия и
инженерная энзимология – все это осуществленные
творения мечты. Без фантазии не было бы и самой
науки, потому что творчество без фантазии
немыслимо.
(Елена Кнорре)
* Здесь и далее: текст и
задания к нему: ЕГЭ. Русский язык // Учительская
газета, № 34–35, 21 августа 2001 г. Специальный выпуск.
|