ГОТОВИМСЯ К ЭКЗАМЕНАМ
Г.М. МУРЗАБАЕВА,
Республика Башкортостан
Тренировочный материал по анализу
стихотворений
Задания, предлагаемые одиннадцатиклассникам,
не претендуют на полный анализ поэтических
текстов, на проникновение в глубинный смысл
стихотворений. Но всегда приятно, когда на уроке
звучат хорошие стихи. Отвечая на вопросы по
лексике, морфологии и др., старшеклассники смогут
подготовиться к ответу на аналогичные вопросы
экзаменационных тестов.
Старшие классы
Предлагаю на основе вопросов ЕГЭ задания по
анализу стихотворений для старших классов.
Задания представляют собой вопросы по
содержанию и языку текста (I часть) и вопросы по
разным разделам русского языка (II часть).
Некоторые из них имеют тестовый характер, и
правильные ответы в них выделены.
Надеюсь, что учителям-словесникам этот
материал поможет в их работе, особенно сейчас, в
конце учебного года, когда мы все готовимся к
выпускным экзаменам.
Россия, Русь – куда я ни взгляну.
За все твои страдания и битвы
Люблю твою, Россия, старину,
Твои леса, погосты и молитвы,
Люблю твои избушки и цветы,
И небеса, горящие от зноя,Ъ
И шепот ив у омутной воды,
Люблю навек, до вечного покоя.
(Н.Рубцов)
I
1. Какое слово в стихотворении выражает его
главную мысль?
2. Найдите в тексте и выпишите:
а) метафору;
б) анафору;
в) перифраз.
II
3. Найдите и выпишите из стихотворения:
а) однокоренные слова;
б) формы одного и того же слова.
4. Подберите и запишите синонимы к выделенным
словам.
5. Найдите грамматическую основу 2-го
предложения.
СЕРЕНАДА
Тихо вечер догорает,
Горы золотя;
Знойный воздух холодает, –
Спи, мое дитя.
Соловьи давно запели,
Сумрак возвестя;
Струны робко зазвенели, –
Спи, мое дитя.
Смотрят ангельские очи,
Трепетно светя;
Так легко дыханье ночи, –
Спи, мое дитя.
(А.Фет)
I
1. Как название стихотворения связано с текстом?
2. Основной прием в стихотворении:
а) олицетворение;
б) синтаксический параллелизм;
в) аллегория.
3. Выделенные сочетания слов – это:
а) сравнение;
б) метафора;
в) символ.
4. Подчеркнутое сочетание слов – это:
а) анафора;
б) эпифора;
в) лексико-синтаксический повтор.
II
5. К одной и той же части речи относятся слова робко
и легко? Докажите.
6. Найдите и запишите слова, которые относятся к
одному словообразовательному типу.
Вечер мглистый и ненастный |
1 |
Чу, не жаворонка ль глас? |
2 |
Ты ли, утра гость прекрасный, |
3 |
В этот поздний, мертвый час?.. |
4 |
Гибкий, резвый. Звучно-ясный,
В этот мертвый, поздний час, |
} 5 |
Как безумья смех ужасный.
Он всю душу мне потряс!.. |
}6 |
(Ф.Тютчев)
I
1. Идея стихотворения:
1) показать красоту вечера;
2) показать потрясение, вызванное появлением
жаворонка;
3) показать красоту жаворонка.
2. Соотнесите номер строки (строк) и название
изобразительно-художественного средства.
А – антитеза, Б – эпитет, В – сравнение, Г –
градация, Д – перифраз, Е – риторический вопрос.
(А – 5, Б – 4, В – 6, Г – 4, Д – 3, Е – 2.)
II
3. Найдите антонимы в тексте. Выпишите их.
4. Выполните словообразовательный разбор
подчеркнутых слов.
5. Все прилагательные в этом тексте
качественные, кроме двух. Каких? Докажите, что они
не качественные прилагательные.
НИЩИЙ
У врат обители
святой (1)
Стоял просящий подаянья
Бедняк иссохший, чуть живой (2)
От глада, жажды и страданья.
Куска лишь хлеба он просил,
И взор являл живую муку,
И кто-то камень положил
В его протянутую руку.
Так я молил твоей любви
С слезами горькими (3), с тоскою.
Так чувства лучшие мои
Обмануты навек тобою!
(М.Ю. Лермонтов)
I
1. Тема стихотворения:
а) тяжелая судьба бедняка;
б) безответная любовь;
в) обманутая любовь.
2. Соотнесите подчеркнутые слова и выражения с
названиями изобразительно-художественных
средств:
А – эпитет, Б – градация, В – перифраз.
(1 – В, 2 – Б, 3 – А.)
3. Основной прием в стихотворении:
а) параллелизм;
б) аллегория;
в) сравнение;
г) антитеза.
II
4. В прямом или переносном значении употреблено
название стихотворения?
5. Докажите, выписав слова из текста, что
стихотворение написано высоким стилем.
Подберите синонимы к данным словам (где
возможно).
6. Что объединяет выделенные слова? Подберите к
ним однокоренные слова. Что мы наблюдаем? Как
называется это явление в языке? Как оно
проявляется в написании слова (в орфографии)?
Каплями
унизанная ветка,
И на ветке пташка-егоза.
Черный галстук, желтая жакетка
Сразу же бросаются в глаза.
...Вот – на тонком прутике малины
Так забавно спела егоза,
Что с вершины дуба-исполина
Покатился желудь, как слеза.
(С.Смирнов)
I
1. Найдите в тексте эпитеты, метафоры и
сравнение и выпишите их.
2. На примере слов из текста покажите разные
способы выражения эпитета.
II
3. Чем являются выделенные слова? Объясните их
правописание. Каким тропом они являются?
4. Первое предложение – это:
а) простое осложненное предложение;
б) сложносочиненное предложение;
в) сложноподчиненное предложение.
5. Последнее предложение – это:
а) сложносочиненное предложение;
б) сложноподчиненное предложение;
в) сложное предложение с разными видами связи.
6. Объясните значение слова егоза. Подберите
синонимы к нему.
7. Что объединяет подчеркнутые слова? Объясните
и дополните этот ряд 3–4 своими примерами.
ЦАРСКОСЕЛЬСКАЯ СТАТУЯ
Н.В.Н.
Уже кленовые листы
На пруд слетают лебединый,
И окровавлены кусты
Неспешно зреющей рябины.
И, ослепительно стройна,
Поджав незябнущие ноги,
На камне северном она
Сидит и смотрит на дороги.
Я чувствовала смутный страх
Пред этой девушкой воспетой.
Играли на ее плечах
Лучи скудеющего света.
И как могла я ей простить
Восторг твоей хвалы влюбленной...
Смотри, ей весело грустить,
Такой нарядно обнаженной.
(А.Ахматова)
I
1. Кем еще воспета царскосельская статуя? Что вы
знаете об этом?
2. Найдите и выпишите из текста:
а) метафору;
б) эпитет;
в) оксюморон.
II
3. Выпишите из стихотворения: а) прилагательные;
подчеркните те из них, которые являются
эпитетами; б) причастия; выполните морфемный и
словообразовательный разбор одного из них.
4. Объясните правописание н и нн
в прилагательных и причастиях на примере слов из
текста.
ПЕСНЯ
Желтый лист о
стебель бьется
Перед бурей:
Сердце бедное трепещет
Пред несчастьем.
Что за важность, если ветер
Мой листок одинокой
Унесет далеко, далеко,
Пожалеет ли об нем
Ветка сирая;
Зачем грустить молодцу,
Если рок судил ему
Угаснуть в краю чужом?
Пожалеет ли об нем
Красна девица?
(М.Ю. Лермонтов)
I
1. Как название стихотворения связано с текстом?
2. Основной прием стихотворения:
а) аллегория;
б) сравнение;
в) параллелизм.
II
3. Найдите и выпишите из текста:
а) устаревшее слово;
б) устаревшую форму слова.
4. Подберите и запишите синонимы к выделенным
словам.
Тихо ночь ложится
На вершины гор,
И луна глядится
В зеркала озер;
Над глухою степьюЪ
В неизвестный путь
Бесконечной цепью
Облака плывут.
(И.Никитин)
I
1. Как бы вы озаглавили стихотворение?
2. Размер этого стихотворения:
а) хорей;
б) ямб;
в) дактиль.
3. Найдите и выпишите из текста: а) эпитет; б)
сравнение; в) олицетворение; г) метафору.
II
4. Разберите по составу подчеркнутые слова.
Одинаковым ли способом они образованы?
5. В каком значении употреблено слово глухую?
Подберите синонимы и антонимы к этому слову в
данном значении.
6. Найдите грамматические основы и составьте
схему предложения, из которого состоит
стихотворение.
СТАРАЯ ЯБЛОНЯ
Вся в снегу, кудрявом,
благовонном,
Вся-то ты гудишь блаженным звоном
Пчел и ос, завистливых и злых...
Старишься, подруга дорогая?
Не беда. Вот будет ли такая
Молодая старость у других?
(И.Бунин) |
1
2
3
4
5
6 |
I
1. Заголовок стихотворения отражает:
а) тему;
б) идею.
2. Укажите номера строк, в которых есть
следующие изобразительно-художественные
средства:
А. Эпитет.
Б. Метафора.
В. Риторический вопрос.
Г. Олицетворение.
Д. Оксюморон.
Е. Аллитерация.
(А – 1 (2, 3); Б – 1; В – 4; Г – 4; Д – 6; Е – 3.)
3. Какое предложение выражает идею
стихотворения?
1-е, 2-е, 3-у, 4-е.
4. Основной прием стихотворения:
а) антитеза;
б) олицетворение;
в) аллегория.
II
5. Найдите односоставные предложения, укажите
их тип.
6. Найдите анафору. Каким членом предложения
является это слово в первом и во втором случае?
7. Найдите в тексте обособленные определения и
объясните условия обособления.
8. Найдите в стихотворении существительные,
прилагательные и глаголы, соответствующие схеме .
Синий (1) май.
Заревая теплынь.
Не прозвякнет кольцо у калитки.
Липким запахом веет полынь,
Спит черемуха (2) в белой накидке.
В деревянные крылья (3) окна
Вместе с рамами в тонкие шторы
Вяжет взбалмошная луна
На полу кружевные узоры.
Наша горница хоть и мала,
Но чиста. Я с собой на досуге...
В этот вечер вся жизнь мне мила,
Как приятная память о друге.
Сад полышет, как пенный (4) пожар,
И луна, напрягая все силы,
Хочет так, чтобы каждый дрожал
От щемящего слова «милый».
(С.Есенин)
I
1. В какой строфе выражена авторская мысль? (6)
2. Соотнесите подчеркнутые слова и выражения в
тексте с названиями тропов и фигур.
А. Сравнение. Б. Эпитет. В.
Лексико-синтаксический повтор. Г. Антитеза. Д.
Олицетворение. Е. Метафора. Ж. Авторский
неологизм.
(1 – Б, 2 – Д, 3 – Е, 4 – А, 5 – Ж, 6 – Г, 7 – В.)
3. Продолжите там, где возможно, ряд тропов (из
стихотворения).
4. Укажите изобразительно-художественное
средство, показанное схематически (стрелками):
а) лексико-синтаксический повтор;
б) параллелизм;
в) подхват;
г) эпифора.
II
5. 2-я строфа стихотворения – это:
а) простое предложение;
б) сложное предложение.
6. Составьте схему предложения четвертой
строфы.
7. Каким способом образовано слово цветь:
а) суффиксальным;
б) бессуффиксным;
в) это слово непроизводное?
|