Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №9/2005

ГОТОВИМСЯ К ЭКЗАМЕНАМ

Г.М. МУРЗАБАЕВА,
Республика Башкортостан


Тренировочный материал по анализу стихотворений

Задания, предлагаемые одиннадцатиклассникам, не претендуют на полный анализ поэтических текстов, на проникновение в глубинный смысл стихотворений. Но всегда приятно, когда на уроке звучат хорошие стихи. Отвечая на вопросы по лексике, морфологии и др., старшеклассники смогут подготовиться к ответу на аналогичные вопросы экзаменационных тестов.

Старшие классы

Предлагаю на основе вопросов ЕГЭ задания по анализу стихотворений для старших классов. Задания представляют собой вопросы по содержанию и языку текста (I часть) и вопросы по разным разделам русского языка (II часть). Некоторые из них имеют тестовый характер, и правильные ответы в них выделены.

Надеюсь, что учителям-словесникам этот материал поможет в их работе, особенно сейчас, в конце учебного года, когда мы все готовимся к выпускным экзаменам.

Россия, Русь – куда я ни взгляну.
За все твои страдания и битвы
Люблю твою, Россия, старину,
Твои леса, погосты и молитвы,
Люблю твои избушки и цветы,
И небеса, горящие от зноя,Ъ
И шепот ив у омутной воды,
Люблю навек, до вечного покоя.

(Н.Рубцов)

I

1. Какое слово в стихотворении выражает его главную мысль?

2. Найдите в тексте и выпишите:

а) метафору;
б) анафору;
в) перифраз.

II

3. Найдите и выпишите из стихотворения:

а) однокоренные слова;
б) формы одного и того же слова.

4. Подберите и запишите синонимы к выделенным словам.

5. Найдите грамматическую основу 2-го предложения.

СЕРЕНАДА

Тихо вечер догорает,
Горы золотя;
Знойный воздух холодает, –
Спи, мое дитя.

Соловьи давно запели,
Сумрак возвестя;
Струны робко зазвенели, –
Спи, мое дитя.

Смотрят ангельские очи,
Трепетно светя;
Так легко дыханье ночи, –
Спи, мое дитя.

(А.Фет)

I

1. Как название стихотворения связано с текстом?

2. Основной прием в стихотворении:

а) олицетворение;
б) синтаксический параллелизм;
в) аллегория.

3. Выделенные сочетания слов – это:

а) сравнение;
б) метафора;
в) символ.

4. Подчеркнутое сочетание слов – это:

а) анафора;
б) эпифора;
в) лексико-синтаксический повтор.

II

5. К одной и той же части речи относятся слова робко и легко? Докажите.

6. Найдите и запишите слова, которые относятся к одному словообразовательному типу.

Вечер мглистый и ненастный

1

Чу, не жаворонка ль глас?

2

Ты ли, утра гость прекрасный,

3

В этот поздний, мертвый час?..

4

Гибкий, резвый. Звучно-ясный,
В этот мертвый, поздний час,

} 5

Как безумья смех ужасный.
Он всю душу мне потряс!..

}6

(Ф.Тютчев)

I

1. Идея стихотворения:

1) показать красоту вечера;
2) показать потрясение, вызванное появлением жаворонка;
3) показать красоту жаворонка.

2. Соотнесите номер строки (строк) и название изобразительно-художественного средства.

А – антитеза, Б – эпитет, В – сравнение, Г – градация, Д – перифраз, Е – риторический вопрос.

(А – 5, Б – 4, В – 6, Г – 4, Д – 3, Е – 2.)

II

3. Найдите антонимы в тексте. Выпишите их.

4. Выполните словообразовательный разбор подчеркнутых слов.

5. Все прилагательные в этом тексте качественные, кроме двух. Каких? Докажите, что они не качественные прилагательные.

НИЩИЙ

У врат обители святой (1)
Стоял просящий подаянья
Бедняк иссохший, чуть живой (2)
От глада, жажды и страданья.
Куска лишь хлеба он просил,
И взор являл живую муку,
И кто-то камень положил
В его протянутую руку.
Так я молил твоей любви
С слезами горькими (3), с тоскою.
Так чувства лучшие мои
Обмануты навек тобою!

(М.Ю. Лермонтов)

I

1. Тема стихотворения:

а) тяжелая судьба бедняка;
б) безответная любовь;
в) обманутая любовь.

2. Соотнесите подчеркнутые слова и выражения с названиями изобразительно-художественных средств:

А – эпитет, Б – градация, В – перифраз.

(1 – В, 2 – Б, 3 – А.)

3. Основной прием в стихотворении:

а) параллелизм;
б) аллегория;
в) сравнение;
г) антитеза.

II

4. В прямом или переносном значении употреблено название стихотворения?

5. Докажите, выписав слова из текста, что стихотворение написано высоким стилем. Подберите синонимы к данным словам (где возможно).

6. Что объединяет выделенные слова? Подберите к ним однокоренные слова. Что мы наблюдаем? Как называется это явление в языке? Как оно проявляется в написании слова (в орфографии)?

Каплями унизанная ветка,
И на ветке пташка-егоза.
Черный галстук, желтая жакетка
Сразу же бросаются в глаза.
...Вот – на тонком прутике малины
Так забавно спела егоза,
Что с вершины дуба-исполина
Покатился желудь, как слеза.

(С.Смирнов)

I

1. Найдите в тексте эпитеты, метафоры и сравнение и выпишите их.

2. На примере слов из текста покажите разные способы выражения эпитета.

II

3. Чем являются выделенные слова? Объясните их правописание. Каким тропом они являются?

4. Первое предложение – это:

а) простое осложненное предложение;
б) сложносочиненное предложение;
в) сложноподчиненное предложение.

5. Последнее предложение – это:

а) сложносочиненное предложение;
б) сложноподчиненное предложение;
в) сложное предложение с разными видами связи.

6. Объясните значение слова егоза. Подберите синонимы к нему.

7. Что объединяет подчеркнутые слова? Объясните и дополните этот ряд 3–4 своими примерами.

ЦАРСКОСЕЛЬСКАЯ СТАТУЯ

Н.В.Н.

Уже кленовые листы
На пруд слетают лебединый,
И окровавлены кусты
Неспешно зреющей рябины.

И, ослепительно стройна,
Поджав незябнущие ноги,
На камне северном она
Сидит и смотрит на дороги.

Я чувствовала смутный страх
Пред этой девушкой воспетой.
Играли на ее плечах
Лучи скудеющего света.

И как могла я ей простить
Восторг твоей хвалы влюбленной...
Смотри, ей весело грустить,
Такой нарядно обнаженной.

(А.Ахматова)

I

1. Кем еще воспета царскосельская статуя? Что вы знаете об этом?

2. Найдите и выпишите из текста:

а) метафору;
б) эпитет;
в) оксюморон.

II

3. Выпишите из стихотворения: а) прилагательные; подчеркните те из них, которые являются эпитетами; б) причастия; выполните морфемный и словообразовательный разбор одного из них.

4. Объясните правописание н и нн в прилагательных и причастиях на примере слов из текста.

ПЕСНЯ

Желтый лист о стебель бьется
Перед бурей:
Сердце бедное трепещет
Пред несчастьем.

Что за важность, если ветер
Мой листок одинокой
Унесет далеко, далеко,
Пожалеет ли об нем
Ветка сирая;

Зачем грустить молодцу,
Если рок судил ему
Угаснуть в краю чужом?
Пожалеет ли об нем
Красна девица?

(М.Ю. Лермонтов)

I

1. Как название стихотворения связано с текстом?

2. Основной прием стихотворения:

а) аллегория;
б) сравнение;
в) параллелизм.

II

3. Найдите и выпишите из текста:

а) устаревшее слово;
б) устаревшую форму слова.

4. Подберите и запишите синонимы к выделенным словам.

Тихо ночь ложится
На вершины гор,
И луна глядится
В зеркала озер;
Над глухою степьюЪ
В неизвестный путь
Бесконечной цепью
Облака плывут.

(И.Никитин)

I

1. Как бы вы озаглавили стихотворение?

2. Размер этого стихотворения:

а) хорей;
б) ямб;
в) дактиль.

3. Найдите и выпишите из текста: а) эпитет; б) сравнение; в) олицетворение; г) метафору.

II

4. Разберите по составу подчеркнутые слова. Одинаковым ли способом они образованы?

5. В каком значении употреблено слово глухую? Подберите синонимы и антонимы к этому слову в данном значении.

6. Найдите грамматические основы и составьте схему предложения, из которого состоит стихотворение.

СТАРАЯ ЯБЛОНЯ

Вся в снегу, кудрявом, благовонном,
Вся-то ты гудишь блаженным звоном
Пчел и ос, завистливых и злых...
Старишься, подруга дорогая?
Не беда. Вот будет ли такая
Молодая старость у других?

(И.Бунин)

1
2
3
4
5
6

I

1. Заголовок стихотворения отражает:

а) тему;
б) идею.

2. Укажите номера строк, в которых есть следующие изобразительно-художественные средства:

А. Эпитет.
Б. Метафора.
В. Риторический вопрос.
Г. Олицетворение.
Д. Оксюморон.
Е. Аллитерация.

(А – 1 (2, 3); Б – 1; В – 4; Г – 4; Д – 6; Е – 3.)

3. Какое предложение выражает идею стихотворения?

1-е, 2-е, 3-у, 4-е.

4. Основной прием стихотворения:

а) антитеза;
б) олицетворение;
в) аллегория.

II

5. Найдите односоставные предложения, укажите их тип.

6. Найдите анафору. Каким членом предложения является это слово в первом и во втором случае?

7. Найдите в тексте обособленные определения и объясните условия обособления.

8. Найдите в стихотворении существительные, прилагательные и глаголы, соответствующие схеме .

Синий (1) май. Заревая теплынь.
Не прозвякнет кольцо у калитки.
Липким запахом веет полынь,
Спит черемуха (2) в белой накидке.

В деревянные крылья (3) окна
Вместе с рамами в тонкие шторы
Вяжет взбалмошная луна
На полу кружевные узоры.

Наша горница хоть и мала,
Но чиста. Я с собой на досуге...
В этот вечер вся жизнь мне мила,
Как приятная память о друге.

Сад полышет, как пенный (4) пожар,
И луна, напрягая все силы,
Хочет так, чтобы каждый дрожал
От щемящего слова «милый».

 

 

 

 

 

(С.Есенин)

I

1. В какой строфе выражена авторская мысль? (6)

2. Соотнесите подчеркнутые слова и выражения в тексте с названиями тропов и фигур.

А. Сравнение. Б. Эпитет. В. Лексико-синтаксический повтор. Г. Антитеза. Д. Олицетворение. Е. Метафора. Ж. Авторский неологизм.

(1 – Б, 2 – Д, 3 – Е, 4 – А, 5 – Ж, 6 – Г, 7 – В.)

3. Продолжите там, где возможно, ряд тропов (из стихотворения).

4. Укажите изобразительно-художественное средство, показанное схематически (стрелками):

а) лексико-синтаксический повтор;
б) параллелизм;
в) подхват;
г) эпифора.

II

5. 2-я строфа стихотворения – это:

а) простое предложение;
б) сложное предложение.

6. Составьте схему предложения четвертой строфы.

7. Каким способом образовано слово цветь:

а) суффиксальным;
б) бессуффиксным;
в) это слово непроизводное?

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru