МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ
Н.К. МОРОЗОВ,
школа-интернат, с. Поляны, Рязанский р-н,
Рязанская обл.
Типы заданий по развитию
аналитических способностей
Орфографическая зоркость на
уроках русского языка
5–6-е классы
Предлагаемые задания могут быть использованы
на уроках русского языка не только для
формирования орфографической грамотности
учеников, но и для овладения мыслительными
операциями – классификации, аналогии, обобщения,
сравнения. Подобные задания повышают
эмоциональный тонус уроков, их охотно выполняют
дети с разным уровнем развития.
Цели:
1. Развитие способностей и освоение
мыслительных операций (классификации, аналогии,
обобщения).
2. Тренировка орфографической зоркости учеников.
3. Вызвать познавательный интерес к изучению
русского языка.
4. Научить формулировать свою точку зрения и
аргументировать ее.
Задание 1. Что общего в словах с
точки зрения орфограмм:
продавить, давать, священный, бросать,
кормилица, посадить, удивление, очаровательный?
Выделяя у всех слов общую орфограмму
(безударная гласная в корне, проверяемая
ударением), ученики в то же время учатся находить
корень слова, делить слово на морфемы, подбирать
проверочные слова.
Задание 2. Сгруппируйте слова в
три столбика. (Переключаем учеников на
обобщение слов по другим сходным признакам.)
Это задание не вызывает затруднений,
ученики распределяют слова по частям речи.
Задание 3. (Оно сложнее, но
треть учеников с ним справляется.) Объедините
глаголы в 2 группы (продавить и посадить –
2-е спряжение, давать и бросать – 1-е
спряжение).
Несколько учеников классифицировали
глаголы по признаку отношения к виду: давать
и бросать – глаголы несовершенного вида; продавить
и посадить – глаголы совершенного вида.
Задание 4. (Такие задания можно
включить в олимпиаду по русскому языку.) Заполните
пропуски и объедините слова в группы по разным
признакам (чем больше найдено таких признаков,
тем лучше). Что общего в словах?
Суч_к,
клещ_м,
бельч_нок,
медвеж_нок.
Оценка ответов:
Буквы поставлены верно – 2 балла.
Одна ошибка – 1 балл.
Две ошибки – 0 баллов.
Все слова – имена существительные с
орфограммой «о – ё после шипящих» – 1
балл.
Слово сучок лишнее, так как
является существительным неодушевленным, – 1
балл.
Слово сучок лишнее, так как в
остальных словах безударную гласную в корне надо
проверять, – 0 баллов.
Слово клещом лишнее, так как
гласная о после шипящего дана в окончании
слова. В других словах она в суффиксах – 1 балл.
Задание 5
При изучении темы «Степени сравнения
имен прилагательных» одновременно повторяем
орфограмму «Мягкий знак для обозначения
мягкости». Найдите «лишнее» слово по двум
признакам в следующем ряду:
тон_ко, тон_ше, звуч_но, мощ_но.
Ответы: 1-й вариант: тоньше,
названо по признаку наличия ь.
2-й вариант: тоньше, так как это –
единственное прилагательное в сравнительной
степени. (Повторяем, таким образом, части речи.
Нужно учитывать, что пяти-, шестиклассники
затрудняются в определении сравнительной
степени прилагательных, наречий как частей речи.)
Смешение в заданиях разных орфограмм
развивает орфографическую зоркость, внимание,
так как ученики сами вспоминают слова,
распределяют (группируют) их по частям речи, и по
орфограммам, и по частям слова (морфемам).
Такие задания особенно уместны при
повторении орфограмм: «написание о – ё
после шипящих в разных частях речи», «безударные
окончания глаголов и существительных»,
«приставки на з – с», так как именно на
эти орфограммы ученики делают наибольшее
количество ошибок.
Задание 6. Найдите четвертое
лишнее слово исходя из разных признаков.
Ра_писной, бе_звучный, бе_полезный,
бе_крайний.
Ответы:
1-й вариант: беззвучный, так как
пишется с двумя з.
2-й вариант: беззвучный, так как
приставка без- оканчивается на звонкий
согласный [з], в остальных словах – на глухой [с].
3-й вариант: беззвучный, так как
корень начинается со звонкого согласного [з], в
остальных словах с глухих: [п], [к].
Задание 7. Ответьте на вопрос: что
общего в словах из задания 6?
Ученики указывают, что все слова –
имена прилагательные и имеют один и тот же
суффикс -н-.
Когда ученики научились легко
выполнять подобные задания, поняли логический
принцип построения таких рядов с разными
орфограммами, можно приступать к следующему
этапу работы.
Второй этап работы – составление
заданий самими учениками, особенно при
повторении и усвоении трудно запоминающихся
орфограмм.
Задание 8 (на повторение
орфограммы «о – ё после шипящих в разных
частях речи»).
Составьте и запишите ряды слов,
предусмотрев, что в них 4-е (5-е или 6-е) слово –
лишнее:
а) в
корне (сущ. и прил.);
б) в суффиксе (прил. и прич.);
в) в суффиксе (сущ. и прил.);
г) в окончании (глаголов и сущ.);
д) в суффиксах и окончании (сущ.).
(Части речи можно не называть, тогда
задание становится сложнее.)
Ответы учеников могут
выглядеть так:
а) желудь, черный, шорох, шепот;
б) испеченный, увлеченный, обожженный, парчовый;
в) медвежонок, жучок, крючок, мечом;
г) печет, течет, врачом, жжет;
д) стручок, ключом, червячок, зайчонок.
|