Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №9/2005

МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ

Н.К. МОРОЗОВ,
школа-интернат, с. Поляны, Рязанский р-н,
Рязанская обл.


Типы заданий по развитию аналитических способностей

Орфографическая зоркость на уроках русского языка

5–6-е классы

Предлагаемые задания могут быть использованы на уроках русского языка не только для формирования орфографической грамотности учеников, но и для овладения мыслительными операциями – классификации, аналогии, обобщения, сравнения. Подобные задания повышают эмоциональный тонус уроков, их охотно выполняют дети с разным уровнем развития.

Цели:

1. Развитие способностей и освоение мыслительных операций (классификации, аналогии, обобщения).
2. Тренировка орфографической зоркости учеников.
3. Вызвать познавательный интерес к изучению русского языка.
4. Научить формулировать свою точку зрения и аргументировать ее.

Задание 1. Что общего в словах с точки зрения орфограмм:

продавить, давать, священный, бросать, кормилица, посадить, удивление, очаровательный?

Выделяя у всех слов общую орфограмму (безударная гласная в корне, проверяемая ударением), ученики в то же время учатся находить корень слова, делить слово на морфемы, подбирать проверочные слова.

Задание 2. Сгруппируйте слова в три столбика. (Переключаем учеников на обобщение слов по другим сходным признакам.)

Это задание не вызывает затруднений, ученики распределяют слова по частям речи.

Задание 3. (Оно сложнее, но треть учеников с ним справляется.) Объедините глаголы в 2 группы (продавить и посадить – 2-е спряжение, давать и бросать – 1-е спряжение).

Несколько учеников классифицировали глаголы по признаку отношения к виду: давать и бросать – глаголы несовершенного вида; продавить и посадить – глаголы совершенного вида.

Задание 4. (Такие задания можно включить в олимпиаду по русскому языку.) Заполните пропуски и объедините слова в группы по разным признакам (чем больше найдено таких признаков, тем лучше). Что общего в словах?

Суч_к,
клещ_м,
бельч_нок,
медвеж_нок.

Оценка ответов:

  • Буквы поставлены верно – 2 балла.

  • Одна ошибка – 1 балл.

  • Две ошибки – 0 баллов.

  • Все слова – имена существительные с орфограммой «о – ё после шипящих» – 1 балл.

  • Слово сучок лишнее, так как является существительным неодушевленным, – 1 балл.

  • Слово сучок лишнее, так как в остальных словах безударную гласную в корне надо проверять, – 0 баллов.

  • Слово клещом лишнее, так как гласная о после шипящего дана в окончании слова. В других словах она в суффиксах – 1 балл.

Задание 5

При изучении темы «Степени сравнения имен прилагательных» одновременно повторяем орфограмму «Мягкий знак для обозначения мягкости». Найдите «лишнее» слово по двум признакам в следующем ряду:

тон_ко, тон_ше, звуч_но, мощ_но.

Ответы: 1-й вариант: тоньше, названо по признаку наличия ь.

2-й вариант: тоньше, так как это – единственное прилагательное в сравнительной степени. (Повторяем, таким образом, части речи. Нужно учитывать, что пяти-, шестиклассники затрудняются в определении сравнительной степени прилагательных, наречий как частей речи.)

Смешение в заданиях разных орфограмм развивает орфографическую зоркость, внимание, так как ученики сами вспоминают слова, распределяют (группируют) их по частям речи, и по орфограммам, и по частям слова (морфемам).

Такие задания особенно уместны при повторении орфограмм: «написание о – ё после шипящих в разных частях речи», «безударные окончания глаголов и существительных», «приставки на з – с», так как именно на эти орфограммы ученики делают наибольшее количество ошибок.

Задание 6. Найдите четвертое лишнее слово исходя из разных признаков.

Ра_писной, бе_звучный, бе_полезный, бе_крайний.

Ответы:

1-й вариант: беззвучный, так как пишется с двумя з.

2-й вариант: беззвучный, так как приставка без- оканчивается на звонкий согласный [з], в остальных словах – на глухой [с].

3-й вариант: беззвучный, так как корень начинается со звонкого согласного [з], в остальных словах с глухих: [п], [к].

Задание 7. Ответьте на вопрос: что общего в словах из задания 6?

Ученики указывают, что все слова – имена прилагательные и имеют один и тот же суффикс -н-.

Когда ученики научились легко выполнять подобные задания, поняли логический принцип построения таких рядов с разными орфограммами, можно приступать к следующему этапу работы.

Второй этап работы – составление заданий самими учениками, особенно при повторении и усвоении трудно запоминающихся орфограмм.

Задание 8 (на повторение орфограммы «о – ё после шипящих в разных частях речи»).

Составьте и запишите ряды слов, предусмотрев, что в них 4-е (5-е или 6-е) слово – лишнее:

а) в корне (сущ. и прил.);
б) в суффиксе (прил. и прич.);
в) в суффиксе (сущ. и прил.);
г) в окончании (глаголов и сущ.);
д) в суффиксах и окончании (сущ.).

(Части речи можно не называть, тогда задание становится сложнее.)

Ответы учеников могут выглядеть так:

а) желудь, черный, шорох, шепот;
б) испеченный, увлеченный, обожженный, парчовый;
в) медвежонок, жучок, крючок, мечом;
г) печет, течет, врачом, жжет;
д) стручок, ключом, червячок, зайчонок.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru