МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ
О.М. ЧУПАШЕВА,
г. Мурманск
Синтаксический анализ простого
предложения
8-й класс
Навыки синтаксического анализа,
сформированные у учеников в процессе изучения
той или иной темы, закрепляются на обобщающих
уроках. Систематизация знаний предполагает
повторительно-обобщающие уроки, посвященные не
отдельной теме, а изученному блоку, более того –
разделу синтаксиса, скажем, словосочетанию,
простому предложению, сложному предложению и т.д.
Предлагаемые дидактические материалы позволяют
систематизировать и углубить знания по простому
предложению: это анализ грамматической основы и
второстепенных членов, синтаксический анализ
«готовых» предложений и построение предложений
по заданным схемам. Упражнения включают в себя и
трудные случаи анализа простого предложения:
неморфологизированные, синкретичные
(совмещающие в себе признаки нескольких членов
предложения), выраженные необычным способом
члены предложения (так называемые «вкрапления»,
построения, напоминающие придаточные, морфемы).
Эти материалы можно использовать также при
изучении конкретной темы и для самостоятельной
работы.
Упражнение 1. Сделайте
синтаксический анализ простых предложений. В
сложном предложении анализируйте каждую его
часть.
Правдивость, дети, нам нужна
Не только в честном слове.
Правдивость надобно беречь,
Как берегут здоровье.
(И.Сельвинский)
Упражнение 2. Составьте
предложения по схемам:
а) побудительное, утвердительное,
простое, односоставное, нераспространенное,
полное;
б) восклицательное, отрицательное, простое,
двусоставное, неполное, распространенное;
в) вопросительное, утвердительное, простое,
односоставное, распространенное, неполное
(составьте контекст: он поможет вам выполнить
задание).
Упражнение 3. Найдите
грамматическую основу каждого простого
предложения и определите, односоставное оно или
двусоставное. Установите также, полным или
неполным является каждое предложение.
Россию упрекают, Россию восхваляют.
Одни отмечают в нашей истории отсутствие
определенной целеустремленности. Другие видят
в русской истории «русскую идею», наличие у нас
сознания гипертрофированной собственной миссии.
Между тем движение к будущему невозможно без
точного понимания прошлого и характерного.
Россия необъятна. Я ведь не пророк и не
праведник, хотя убеждать и призывать в последние
годы приходится часто. Скажу только словами
Владимира Мономаха, обращенными им к его
читателям: «аще не всего приимете, то половину».
(Д.С. Лихачев)
Упражнение 4. Назовите
второстепенные члены, охарактеризуйте их.
Ранней весной я с холстом, красками,
мольбертом в большом лесу за речкой выбрал место
писать картину. Солнце... Весна... Зеленые ели и
мутные кусты ольхи. А за ними светлый разлив реки,
и кое-где, в ложбинках, горит ярко-белый снег,
залитый весенним солнцем. Синие тени. Какая
жизнь, какая красота!
(Из газеты)
Упражнение 5. Какую роль
выполняют выделенные члены предложения? Чем они
выражены? Составьте аналогичные предложения.
1) Я быстро собирала на стол что есть.
Всегда находилось чем угостить. (И.Гофф) 2)
Нам надо знать, как именно надо действовать,
во имя чего действовать. Вот этого «во имя» и
нет в самом волевом поступке. (А.Лосев) 3) При
встрече мы здоровались нечасто, Ребячий мир на
взрослый не похож. «Что я нашел!» – звучало
вместо «Здравствуй», «Пойдем на речку»
вместо «Как живешь?». (В.Берестов) 4)
Меня поразил тогда какой-то странный ее (А.Эфрон.
– О.Ч.) взгляд – потемневший, отсутствующий.
Словно она глядела не на, а сквозь. (М.Белкина)
5) Я от тебя часто слышу: футуризм, символизм,
акмеизм... Давай все-таки разберемся в этих «измах».
Упражнение 6. Найдите
синкретичные члены предложения. Функции каких
членов они совмещают?
На каникулы Дениска обычно уезжал в
деревню к бабушке, а я оставался в городе. Этим
летом он взял меня с собой. Сначала мы целый день
ехали поездом, потом, вечером, на автобусе по
проселочной дороге. Это была дорога в деревню.
Бабушка, Анна Васильевна, встретила нас
приветливо, накормила и сразу уложила спать.
Утром нас разбудило пение петуха. Это был большой
красивый петух с красным гребнем и ярким хвостом.
Мы с Дениской выбежали во двор, а там бабушка
идет, в руках у нее банка с молоком. Когда
позавтракали, она дала мне бидон для ягод,
Дениске – корзинку для грибов и отправила нас в
лес.
Дни летели незаметно. Мы помогали
бабушке, собирали грибы и ягоды, рыбачили. А она
поила нас молоком и простоквашей, кормила
сметаной и творогом.
Хорошо иметь домик в деревне!
Упражнение 7. Сделайте полный
синтаксический разбор выделенных в тексте Д.А.
Лихачева предложений.
|