Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №9/2005

МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ

О.М. ЧУПАШЕВА,
г. Мурманск


Синтаксический анализ простого предложения

8-й класс

Навыки синтаксического анализа, сформированные у учеников в процессе изучения той или иной темы, закрепляются на обобщающих уроках. Систематизация знаний предполагает повторительно-обобщающие уроки, посвященные не отдельной теме, а изученному блоку, более того – разделу синтаксиса, скажем, словосочетанию, простому предложению, сложному предложению и т.д. Предлагаемые дидактические материалы позволяют систематизировать и углубить знания по простому предложению: это анализ грамматической основы и второстепенных членов, синтаксический анализ «готовых» предложений и построение предложений по заданным схемам. Упражнения включают в себя и трудные случаи анализа простого предложения: неморфологизированные, синкретичные (совмещающие в себе признаки нескольких членов предложения), выраженные необычным способом члены предложения (так называемые «вкрапления», построения, напоминающие придаточные, морфемы). Эти материалы можно использовать также при изучении конкретной темы и для самостоятельной работы.

Упражнение 1. Сделайте синтаксический анализ простых предложений. В сложном предложении анализируйте каждую его часть.

Правдивость, дети, нам нужна
Не только в честном слове.
Правдивость надобно беречь,
Как берегут здоровье.

(И.Сельвинский)

Упражнение 2. Составьте предложения по схемам:

а) побудительное, утвердительное, простое, односоставное, нераспространенное, полное;
б) восклицательное, отрицательное, простое, двусоставное, неполное, распространенное;
в) вопросительное, утвердительное, простое, односоставное, распространенное, неполное (составьте контекст: он поможет вам выполнить задание).

Упражнение 3. Найдите грамматическую основу каждого простого предложения и определите, односоставное оно или двусоставное. Установите также, полным или неполным является каждое предложение.

Россию упрекают, Россию восхваляют. Одни отмечают в нашей истории отсутствие определенной целеустремленности. Другие видят в русской истории «русскую идею», наличие у нас сознания гипертрофированной собственной миссии. Между тем движение к будущему невозможно без точного понимания прошлого и характерного.

Россия необъятна. Я ведь не пророк и не праведник, хотя убеждать и призывать в последние годы приходится часто. Скажу только словами Владимира Мономаха, обращенными им к его читателям: «аще не всего приимете, то половину».

(Д.С. Лихачев)

Упражнение 4. Назовите второстепенные члены, охарактеризуйте их.

Ранней весной я с холстом, красками, мольбертом в большом лесу за речкой выбрал место писать картину. Солнце... Весна... Зеленые ели и мутные кусты ольхи. А за ними светлый разлив реки, и кое-где, в ложбинках, горит ярко-белый снег, залитый весенним солнцем. Синие тени. Какая жизнь, какая красота!

(Из газеты)

Упражнение 5. Какую роль выполняют выделенные члены предложения? Чем они выражены? Составьте аналогичные предложения.

1) Я быстро собирала на стол что есть. Всегда находилось чем угостить. (И.Гофф) 2) Нам надо знать, как именно надо действовать, во имя чего действовать. Вот этого «во имя» и нет в самом волевом поступке. (А.Лосев) 3) При встрече мы здоровались нечасто, Ребячий мир на взрослый не похож. «Что я нашел!» – звучало вместо «Здравствуй», «Пойдем на речку» вместо «Как живешь?». (В.Берестов) 4) Меня поразил тогда какой-то странный ее (А.Эфрон. – О.Ч.) взгляд – потемневший, отсутствующий. Словно она глядела не на, а сквозь. (М.Белкина) 5) Я от тебя часто слышу: футуризм, символизм, акмеизм... Давай все-таки разберемся в этих «измах».

Упражнение 6. Найдите синкретичные члены предложения. Функции каких членов они совмещают?

На каникулы Дениска обычно уезжал в деревню к бабушке, а я оставался в городе. Этим летом он взял меня с собой. Сначала мы целый день ехали поездом, потом, вечером, на автобусе по проселочной дороге. Это была дорога в деревню. Бабушка, Анна Васильевна, встретила нас приветливо, накормила и сразу уложила спать. Утром нас разбудило пение петуха. Это был большой красивый петух с красным гребнем и ярким хвостом. Мы с Дениской выбежали во двор, а там бабушка идет, в руках у нее банка с молоком. Когда позавтракали, она дала мне бидон для ягод, Дениске – корзинку для грибов и отправила нас в лес.

Дни летели незаметно. Мы помогали бабушке, собирали грибы и ягоды, рыбачили. А она поила нас молоком и простоквашей, кормила сметаной и творогом.

Хорошо иметь домик в деревне!

Упражнение 7. Сделайте полный синтаксический разбор выделенных в тексте Д.А. Лихачева предложений.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru