Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №9/2005

ПРЕДСТАВЛЯЕМ КНИГУ

Диктанты по русскому языку. 6-й класс: К учебникам М.Т. Баранова и др. «Русский язык. 6-й класс»; М.М. Разумовской и др. «Русский язык. 6-й класс»; Г.К. Лидман-Орловой и др. «Русский язык.

6-й класс» / Н.П. Шульгина. М.: Экзамен, 2005. 256 с. (Серия «Учебно-методический комплект»)

Методическая библиотека учителя-словесника пополнилась еще одним очень нужным пособием: сборником диктантов по русскому языку для 6-го класса, подготовленным Н.П. Шульгиной.

Книга рассчитана на учителей-словесников, работающих также по любому из действующих учебников русского языка. Она будет полезна каждому, кто желает повысить уровень своей языковой и речевой грамотности.

Материал в сборнике подобран в соответствии с требованиями минимума содержания образования по русскому языку. Кроме того, он ориентирован на решение задач, определенных «Проектом федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования».

В пособии предлагается богатый выбор диктантов как по целям (диагностика, коррекция, контроль), видам (объяснительные, творческие, свободные), так и по содержанию, разнообразию заданий и формам работы (эксперимент, исследование, ответ на вопрос и т.п.), в достаточном количестве даны терминологические словарные диктанты.

Все дидактические материалы ориентированы на развитие творческих способностей учащихся, на сотворчество учащихся и учителя.

Особое место в сборнике занимают творческие и свободные диктанты, и их можно использовать как эффективное средство формирования орфографических и пунктуационных навыков, а не только для контроля.

При отборе дидактических материалов для осуществления разных видов контроля (диагностического, текущего, промежуточного и итогового) автор учитывал необходимость реализации широкого филологического подхода в обучении русскому языку. В качестве текстов для диктантов предлагаются лучшие образцы русской классической литературы (произведения и фрагменты произведений А.Пушкина, М.Лермонтова, Л.Толстого, Ф.Тютчева, И.Бунина, К.Паустовского и др.), произведения современных русских писателей (Е.Носова, К.Воробьева, В.Овечкина, В.Астафьева, В.Распутина, Ф.Искандера и др.). В сборнике много фрагментов текстов, изучаемых в шестом классе на уроках литературы. Широко представлены также тексты научно-популярного и публицистического стилей (например, посвященные жизни и научной деятельности русских ученых-лингвистов). Включены в сборник в качестве текстов для диктантов творческие работы учащихся (сочинения-размышления, стихи и т.д.).

Предлагаемая в сборнике система заданий к текстам диктантов направлена на развитие языковой интуиции учащихся. Задания пособия помогут преподавателю формировать у шестиклассников умение воспринимать и интерпретировать текст, «вести диалог», что важно для успешных занятий и русским языком, и литературой.

Вместе с тем сборник предоставляет учителю и учащимся большие возможности для повторения и закрепления орфографических и пунктуационных правил, для выработки навыков правописания.

Пособие дает широкие возможности для реализации личностно ориентированного обучения на уроках русского языка. К текстам предлагается не одно-два типовых задания (подчеркните, обозначьте, разберите), а комплекс заданий, позволяющих, с одной стороны, обеспечить формирование элементарной лингвистической, языковой, коммуникативной компетенций, а с другой – предоставить школьнику возможность выбора. Для этого задания в книге разделены на три части: речевые, языковые, культурологические (предполагающие связь с уроками литературы и использование регионального компонента в обучении русскому языку).

В помощь шестиклассникам при работе с текстами для текущего контроля предлагаются справки-подсказки или правила-помощники.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru