ПРЕДСТАВЛЯЕМ КНИГУ
Диктанты по русскому языку. 6-й класс: К
учебникам М.Т. Баранова и др. «Русский язык. 6-й
класс»; М.М. Разумовской и др. «Русский язык. 6-й
класс»; Г.К. Лидман-Орловой и др. «Русский язык.
6-й класс» / Н.П. Шульгина. М.:
Экзамен, 2005. 256 с. (Серия «Учебно-методический
комплект»)
Методическая библиотека
учителя-словесника пополнилась еще одним очень
нужным пособием: сборником диктантов по русскому
языку для 6-го класса, подготовленным
Н.П. Шульгиной.
Книга рассчитана на
учителей-словесников, работающих также по любому
из действующих учебников русского языка. Она
будет полезна каждому, кто желает повысить
уровень своей языковой и речевой грамотности.
Материал в сборнике подобран в
соответствии с требованиями минимума содержания
образования по русскому языку. Кроме того, он
ориентирован на решение задач, определенных
«Проектом федерального компонента
государственного образовательного стандарта
общего образования».
В пособии предлагается богатый выбор
диктантов как по целям (диагностика, коррекция,
контроль), видам (объяснительные, творческие,
свободные), так и по содержанию, разнообразию
заданий и формам работы (эксперимент,
исследование, ответ на вопрос и т.п.), в
достаточном количестве даны терминологические
словарные диктанты.
Все дидактические материалы
ориентированы на развитие творческих
способностей учащихся, на сотворчество учащихся
и учителя.
Особое место в сборнике занимают
творческие и свободные диктанты, и их можно
использовать как эффективное средство
формирования орфографических и пунктуационных
навыков, а не только для контроля.
При отборе дидактических материалов
для осуществления разных видов контроля
(диагностического, текущего, промежуточного и
итогового) автор учитывал необходимость
реализации широкого филологического подхода в
обучении русскому языку. В качестве текстов для
диктантов предлагаются лучшие образцы русской
классической литературы (произведения и
фрагменты произведений А.Пушкина, М.Лермонтова,
Л.Толстого, Ф.Тютчева, И.Бунина, К.Паустовского и
др.), произведения современных русских писателей
(Е.Носова, К.Воробьева, В.Овечкина, В.Астафьева,
В.Распутина, Ф.Искандера и др.). В сборнике много
фрагментов текстов, изучаемых в шестом классе на
уроках литературы. Широко представлены также
тексты научно-популярного и публицистического
стилей (например, посвященные жизни и научной
деятельности русских ученых-лингвистов).
Включены в сборник в качестве текстов для
диктантов творческие работы учащихся
(сочинения-размышления, стихи и т.д.).
Предлагаемая в сборнике система
заданий к текстам диктантов направлена на
развитие языковой интуиции учащихся. Задания
пособия помогут преподавателю формировать у
шестиклассников умение воспринимать и
интерпретировать текст, «вести диалог», что
важно для успешных занятий и русским языком, и
литературой.
Вместе с тем сборник предоставляет
учителю и учащимся большие возможности для
повторения и закрепления орфографических и
пунктуационных правил, для выработки навыков
правописания.
Пособие дает широкие возможности для
реализации личностно ориентированного обучения
на уроках русского языка. К текстам предлагается
не одно-два типовых задания (подчеркните,
обозначьте, разберите), а комплекс заданий,
позволяющих, с одной стороны, обеспечить
формирование элементарной лингвистической,
языковой, коммуникативной компетенций, а с
другой – предоставить школьнику возможность
выбора. Для этого задания в книге разделены на
три части: речевые, языковые, культурологические
(предполагающие связь с уроками литературы и
использование регионального компонента в
обучении русскому языку).
В помощь шестиклассникам при работе с
текстами для текущего контроля предлагаются
справки-подсказки или правила-помощники.
|