Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №10/2005

Я ИДУ НА УРОК

Темы, связанные с изучением истории языка, в частности истории русской орфографии, закономерно вызывают интерес у школьников: они позволяют обратиться к традициям, часто забытым, ответить на вопрос, почему мы пишем так, а не иначе, познакомиться со славными именами ученых-русистов, по-иному взглянуть на окружающую нас языковую действительность. Творческие, нестандартные задания мотивируют интерес к русскому языку, воспитывают языковую рефлексию. Увидеть, записать неустоявшиеся, не зафиксированные как орфографическая норма факты, осмыслить их на уроке, а затем дома написать небольшое сочинение по теме «Чем для меня интересна русская орфография?» – путь к исследовательской работе, которую можно продолжить на внеклассных занятиях – кружках, факультативах.
В старших классах эта форма работы особенно актуальна: ребята готовы к исследовательской деятельности, и надо показать им, что изучение русского языка может быть не школярским, а творческим, исследовательским.
Урок, предлагаемый вашему вниманию, был разработан для десятиклассников физико-математического лицея и проводился в сентябре, в начале курса русского языка. Затем был проведен в жанре открытого урока на семинаре «История родного языка и церковно-славянская традиция в условиях модернизации современного образования», прошедшего 25 января в школе № 981 ЮАО г. Москвы в рамках XIII Международных образовательных рождественских чтений.
Этот урок – комбинированного типа: он включает лекционный материал, который учащиеся кратко конспектируют; задания для анализа; работу со справочным материалом; элементы исследовательской работы, которая, если по-настоящему заинтересует учеников, может вылиться во внеклассную исследовательскую работу по русскому языку.

С.В. АБРАМОВА,
лицей № 1511 при МИФИ,
г. Москва


Орфография прежних лет

Русская орфография в историческом развитии

ХОД УРОКА

1. Домашнее задание на этот урок.

1. По учебнику А.И.  Власенкова, Л.М.   Рыбченковой «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи», стр. 7–8: прочитать и письменно ответить на вопрос, с именем какого ученого связано становление русской орфографии как науки; подумать, каким принципом он руководствовался в своей работе; выписать из текста, написанного в дореформенной орфографии, все, что отличается от современного написания.

2. Понаблюдать за тем, есть ли вокруг нас слова, написанные не по орфографическим правилам (примеры выписать), и подумать, с чем это связано. К этому заданию мы обратимся в конце урока, когда будем говорить о современной орфографии; на этот же материал, собранный самостоятельно, я попрошу опираться при выполнении следующего домашнего задания.

2. Вступительное слово учителя.

На прошлом уроке мы говорили о том, что такое графика, орфография, орфографическая норма, зачем нужна орфография.

Тема сегодняшнего урока – история русской орфографии, которая является не только историей языка, но и частью нашей истории, культуры.

3. Лекция (начало), которая перемежается вопросами для размышления, активизации внимания.

История гражданского русского правописания ведется с 1708 года – указа Петра I о замене церковно-славянского шрифта русской гражданской азбукой с упрощенным написанием букв. Некоторые буквы были изъяты из обращения: , , , , . Чуть позднее были введены буквы э, ю, я.

Первая книга, напечатанная новым шрифтом, была «Геометрия». В нее были введены арабские цифры для обозначения чисел; раньше они обозначались буквами.

4. Проверка домашнего задания.

История русской орфографии начинается с работ Якова Константиновича Грота «Спорные вопросы русского правописания от Петра Великого доныне» (1873) и «Русское правописание» (1885). Своей главной задачей он считал приведение русского письма к максимальному единообразию.

– Вспомните отрывок из этой книги, который вы читали дома, и скажите, какими принципами руководствовался Я.К. Грот, когда устанавливал первые правила русского правописания? (Традиционным принципом: «по возможности держаться утвердившегося обычая».)

– Наверное, вы читали текст, написанный в старой, дореформенной орфографии (cм. илл. 1). Скажите: какие отличия от современной орфографии вы заметили? (Ъ на конце слова после согласного, окончания прилагательных: в род. п. -аго, употребление , i (десятеричного).)

Илл. 1. Панов М.В. И все-таки она хорошая. С. 75

Илл. 1. Панов М.В. И все-таки она хорошая. С. 75

5. Анализ раздаточного и демонстрационного материала (сопровождается записями на доске и в тетради).

– Выпишите, пожалуйста, на доске буквы, которые не используются в русском правописании сегодня или используются в другой функции:

 («ер») в современной орфографии используется в функции разделительного знака. А раньше? (Раньше использовался в конце слов, оканчивающихся на твердый согласный.)

(«фита») обозначала тот же звук [ф], что и ф («ферт»), современная «эф», писалась в некоторых заимствованных из греческого словах, именах, например, орографiя, едоръ.

(восьмеричное), i (десятеричное) обозначали один звук [и].

– Подумайте: откуда эти названия у букв? (В старославянской азбуке они могли обозначать числительное.)

В раздаточном материале вы видите правило, которое регулировало написание и восьмеричного – i десятеричного (см. илл. 2). Выпишите слова-омонимы, которые различались только этими буквами: миръ (не война) и мiръ (Вселенная).

Илл. 2. «Орфографiя буквъ и знаковъ. Необходимое пособiе къ правильному письму».

Илл. 2. «Орфографiя буквъ и знаковъ. Необходимое пособiе къ правильному письму».

Потренируйтесь писать прописью – «ять». Посмотрите, как писалась эта буква в XIX веке (демонстрация книги 1882 года издания с утраченной страницей, переписанной вручную).

Какой звук обозначала ? (Звук [э].) Эта буква когда-то обозначала звук, отличный от [э], что сохранилось в диалектных говорах. Но позднее это отличие пропало. И уже в XIX веке исследователь русского языка и народного творчества Федор Иванович Буслаев писал: «Основываясь только на предании, пишем смотрл, но не смотрел». Школьники 100 лет назад учили правила, где писать е, а где . В пособии «Орфографiя буквъ и знаковъ. Необходимое пособiе къ правильному письму». С.-Петербургъ, 1885, даны правила и слова с в корне для заучивания наизусть.

Прочитайте в раздаточном материале популярный стишок, который приводит в книге «А все-таки она хорошая» М.В. Панов (см. илл. 1). Подобные стишки с зарифмованными словами с в корне школьники заучивали наизусть, это было намного легче, чем заучивание слов списком.

Посмотрите на диктант, который писал в 1905 году гимназист Владимир Маяковский (см. илл. 3). Как вам кажется, хорошо ли он усвоил правописание слов с ?

Назовите, какие он сделал ошибки на это правило.

Илл. 3. Панов М.В. И все-таки она хорошая. С. 7

Илл. 3. Панов М.В. И все-таки она хорошая. С. 7

6. Обобщение результатов анализа.

– По материалам двух текстов в старой орфографии, которые мы сегодня рассматриваем, обобщите: какие правила были отменены орфографической реформой? (Ъ на конце слова после согласного, «ять», «фита», i десятеричное, окончания прилагательных -аго, -яго.)

7. Лекция (продолжение).

– Очевидно, что вопросы правописания в конце XIX века волновали общество. И, как это часто бывает, одного мнения по этой проблеме не было. Ученый-лингвист, академик Российской академии наук Филипп Федорович Фортунатов считал, что «желательно освободить правописание от всех тех орфографических правил, которые не основаны на фактах, существующих в языке», а его коллега академик А.И. Соболевский писал, что «воплям ленивых учеников и плохих преподавателей не следует придавать значения».

Как вы думаете, какие аргументы еще приводили сторонники той и другой точек зрения? (Сохранение традиций, привычное восприятие графического облика слова, трудности переучивания и даже экономия бумаги.)

В 1904–1912 гг. подготовкой реформирования и упорядочения правил орфографии занялась Орфографическая комиссия Академии наук. Ее возглавляли сначала Филипп Федорович Фортунатов, затем академик Алексей Александрович Шахматов. Однако реформа была проведена далеко не сразу, а только в 1917–1918 годах двумя декретами советского правительства. Реформа проводилась очень решительно: революционные матросы изымали из типографий упраздненные буквы, при этом бывали и нелепые ошибки – какие? (С буквой ъ.)

– Далеко не всеми реформа была воспринята с одобрением. Как вы думаете, почему? (Из-за трудности перехода на новое, непривычное правописание, искажения облика слов, связанных с ним образов, появления омонимов, например, мир, имевший две формы: миръ (не война) и мiръ (Вселенная).)

Поэт Александр Блок, воспринявший реформу как невосполнимую утрату, сказал: «Лес выглядит голым». (Надпись на доске: рядом два слова лес и лlсъ.)

В 1956 году был принят новый «Свод правил русской орфографии» и созданы новые орфографические словари. Это нововведение не затронуло основ правописания, правила были уточнены и упорядочены. С 1962 по 1964 г. работала Орфографическая комиссия в Институте русского языка АН СССР под руководством академика Виктора Владимировича Виноградова, был подготовлен «Проект по усовершенствованию русской орфографии», опубликованный, но не принятый по результатам обсуждения.

8. Обсуждение материалов, собранных самостоятельно при подготовке к уроку.

– Вы заметили, что иногда изменения в русской орфографии следовали за изменениями в языке (например, с буквой «ять»)? Часто изменения или отказ от них были обусловлены общественными настроениями. Очевидно, что история русской орфографии продолжается, и мы с вами можем наблюдать некоторые процессы, которые происходят сегодня, а завтра станут историей.

К этому уроку вы получили задание отметить, есть ли вокруг нас слова, написанные не по орфографическим правилам, и подумать, с чем это связано. Выпишите на доске те слова, которые привлекли ваше внимание. Давайте обсудим, существуют ли в современной русской орфографии правила, по которым эти слова следует писать именно так.

Хотя это «уже совсем другая история» и предвидеть, что напишут завтра ваши ученики, в точности невозможно, я приведу примеры, которые привлекли внимание сегодняшних десятиклассников:

Величъ (название поселка); Банкъ столичный; Кристалл-градъ; Твердъ (финансовая группа); «Пересветъ» (название кафе); «Коммерсантъ»; «Iностранец» (газета); «Vремя впеred!»; «$матывай удо4ки» (название фильма); «О ...» (название фильма); СотрудничестВО! (реклама); Пора обLADать! (реклама); реалити-шоу (а может быть, реалити шоу?); компакт-диск (компакт диск?); ауди-кассета (ауди кассета?) и многое другое.

Нам удалось объяснить некоторые написания желанием привлечь внимание потребителей с помощью графической игры (с нарушением орфографических форм); создать респектабельный вид, используя элементы дореформенной орфографии, и другими причинами. (Подумайте: какими?)

9. Завершение урока, задание на дом.

– Я надеюсь, теперь, когда вы узнали немного больше об истории русской орфографии, она стала вам ближе, интереснее; поняли, насколько она тесно связана с нашей культурой и историей. А в качестве домашнего задания я прошу вас написать небольшое сочинение. Назовите его «Чем мне интересна русская орфография». Отразите в нем свои впечатления; в размышлениях обязательно опирайтесь на факты языка.

В конце мне хотелось бы привести выдержки из домашних сочинений, написанных после этого урока. Не многие из них могут быть названы по-настоящему исследовательскими, но все свидетельствуют о том, что интерес к русскому языку, его истории и современности, внутренней логике у моих учеников пробудился.

«Нынешнее правописание тире – продукт длительного исторического развития... Знаменитой вехой, обозначившей систематизацию правил письма, стало появление трудов академика Я.К. Грота “Спорные вопросы русского правописания от Петра Великого до ныне” (1873) и “Русское правописание” (1885). По гротовским правилам учились до революции...» (Ирина Григорьева)

«Для меня русский язык интересен тем, что в нем тесно сплелись старое и новое, исконно русское и заимствованное. И сейчас этот клубок настолько запутан, что иногда мы не можем понять исконное значение корня, не можем ручаться за его исторически правильное написание...» (Кирилл Фурсаев)

«На мой взгляд, русская орфография интересна многим: историей происхождения слов, изменениями в их правописании и многим другим. Но мне кажутся наиболее интересными исключения из правил. Исключения из правил – слова, которые не подчиняются стандартным, определенным правилам. Например, все знают корни с чередованиями -раст- – -ращ- – -рос-. И даже из них есть множество слов-исключений: росток, Ростислав, Ростов, ростовщик, отрасль. Мне всегда была непонятна логика, с которой появляются слова-исключения. Почему именно одни, а не другие слова являются исключениями? Я не всегда могу ответить на этот вопрос, но, насколько я понимаю, многое можно объяснить, изучая историю языка». (Евгения Третьякова)

«Большое количество слов со временем меняет свою орфографию. Например, всего 50 лет назад слово черт правильно писалось чорт». (Алексей Тарасов)

«С течением времени русская орфография становилась более простой». (Андрей Бражкин)

В своих лучших ожиданиях я готовилась увидеть множество самостоятельно найденных и проанализированных примеров. Это ожидание не вполне оправдалось, но зато порадовала меня широта взглядов и подходов к оценке социальной значимости орфографии и ее реформирования:

«Вокруг каждой реформы вспыхивает множество споров, а в таком деле, как правописание, тем более. С одной стороны, всегда есть люди, которые мечтают ее упростить, – прежде всего учителя и ученики. С другой стороны, многие не хотят никаких изменений, люди не желают переучиваться. Но это вполне понятно, ведь устойчивость орфографии – это не просто большое достоинство, а необходимость в существовании языка.
И все-таки изменения неизбежны, об этом свидетельствует история правописания. Ведь язык постепенно изменяется, и орфография должна следовать за ним. Но часто общество оказывается не готовым к таким изменениям, как это случилось в 1964 году. Странно: все жалуются, что орфография трудная, но не соглашаются в ней ничего менять».
(Екатерина Резкова)

«Язык – это явление социальное, поэтому меня всегда интересовало мнение общества о языке и орфографии в частности. На Международной книжной выставке-ярмарке в Москве предлагалась анкета о проблемах русского языка. Мне понравился один вопрос: должна ли быть предусмотрена законом административная ответственность за орфографические ошибки во внешней рекламе и на страницах СМИ?
Тридцать один человек в анкете на вопрос ответил: “Нет!”. Большинство из них усмотрело в этом вопросе ущемление прав человека и демократических завоеваний. Были и такие, кто заподозрил в этом попытку создать еще одну бюрократическую структуру. И все же сказавших “Да!” было подавляющее большинство (129 человек). Результаты позволяют судить, что люди постараются свести к минимуму разгильдяйство в русской орфографии.
Замечено очень многими, что полосы почти всех газет и журналов кишат орфографическими и пунктуационными ошибками. Даже “Российская газета” – орган правительства РФ – допускает их изрядно, несмотря на значительный штат корректоров. Действующий Свод правил русской орфографии и пунктуации 1956 года грубо игнорируется.
Одно время висела растяжка-лозунг на Сущевском валу: “С Праздником Дорогие Москвичи”».
(Илья Зубарев)

И, наконец, многие из моих учеников, выполняя работу, обращались к хорошей научно-популярной литературе по языкознанию. Проблемы, о которых они писали, были весьма разнообразны: история русской дореформенной графики в пословицах; история одной буквы («фиты»); сравнение белорусской (основанной на фонетическом принципе: жаваранок, свабода...) и русской орфографии, слово нянчить как исключение из фонематического принципа русской орфографии.

Была и абсолютно оригинальная работа о графических и орфографических особенностях текстов SMS, которая вылилась в целое исследовательское направление на занятиях лингвистического кружка. Так что, мне кажется, урок по истории орфографии заинтересовал многих учеников и подготовил почву для самостоятельных исследований по русскому языку.

Литература

1. Абрамова С.В. Современный русский язык на кружковых занятиях в школе // Русский язык в школе. 2003. № 5.

2. Абрамова С.В. «Языкознание для всех» – 2004 // Русский язык и литература для школьников. 2004. № 3.

3. Власенков А.И. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи: Учебник для 10–11-х кл. общеобразовательных учреждений / А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. 7-е изд., дораб. М.: Просвещение – АО «Московские учебники», 2001.

4. Достоевский Ф.М. Полное собранiе сочиненiй. Т. 7. С.-Петербургъ, 1882.

5. Дроздова О.Е. Уроки языкознания для школьников. М., 2001.

6. Иванова В.Ф. Современная русская орфография. М., 1991.

7. Костомаров В.Г. Языковой вкус эпохи. СПб., 1999.

8. Кузьмина С.М. Теория русской орфографии. М., 1981.

9. Орфографiя буквъ и знаковъ. Необходимое пособiе къ правильному письму. С.-Петербургъ, 1885.

10. Панов М.В. И все-таки она хорошая! М., 1964. 168 с.

11. Русский язык. Энциклопедия. М., 1997.

12. Энциклопедия для детей. Т. 10. Языкознание. Русский язык. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Аванта+, 2004.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru