ИНФОРМАЦИЯ
Д.А. ХАУСТОВА,
г. Москва
Всероссийская научно-практическая
конференция «Русский язык в
профильном обучении»
в Московском педагогическом
государственном университете 17–18 марта 2005 года
Кафедра методики преподавания
русского языка МПГУ обычно на весенних
конференциях поднимает наиболее актуальные
вопросы методики, педагогики и психологии. В этом
году это – профильное обучение. В обсуждении
этой проблемы принимали участие академики,
профессора, доценты, старшие преподаватели,
аспиранты, учителя-словесники из городов России:
Москвы, Санкт-Петербурга, Твери, Тольятти,
Оренбурга, Пскова, Саранска, Старого Оскола,
Абакана, Ельца, Воронежа, Йошкар-Олы, Перми,
Курска, Шуи, Владимира, Самары, Белгорода,
Костромы, Кирова, Железногорска, Анапы.
Об эксперименте по введению
профильного обучения: о четырех основных моделях
профильного обучения, об основной
направленности работы – индивидуализации
обучения – рассказал В.И. Блинов, заместитель
директора Центра институтов общего образования.
Л.А. Тростенцова в докладе «Усиление
когнитивных компонентов при изучении синтаксиса
в 8–9-х классах (на предпрофильном уровне)»
познакомила собравшихся с основными
структурными особенностями школьных учебников
по русскому языку для 8-х и 9-х классов под ред.
Н.М. Шанского.
Об особенности работы с текстом в
классах профильного обучения рассказала в своем
докладе Т.М. Пахнова, подчеркнув, что текст –
основа обучения и в базовой, и в профильной школе.
На эту же тему выступали Т.Н. Сокольницкая
(Санкт-Петербург), Н.А. Белова (Саранск), С.А.
Арефьева (Йошкар-Ола), Л.П. Сычугова (Киров) и др.
Л.А. Ходякова в своем докладе «Основные
функции и тематика элективных курсов в
профильной школе (на примере русского языка)» на
наглядных примерах показала возможности и
особенности элективных курсов. Она особо
отметила, что «содержание элективных курсов
определяет специфику индивидуализации
образования, позволяет более полно выявить
интересы школьников». О способах проведения,
тематике, планировании элективных курсов
говорили и другие докладчики: Н.Д. Десяева
(Саранск), Л.К. Лыжова (Воронеж), Т.Ф. Новикова
(Белгород), Е.В. Макарова (Москва). К профильной
системе обучения необходимо уже сейчас готовить
будущих педагогов – этой проблеме посвятили
свои доклады А.П. Еремеева (Москва), Т.А. Острикова
(Абакан). Л.И. Новикова обратила особое
внимание на метод проектов при предпрофильном и
профильном обучении. С экспериментом
профильного обучения в Республике Хакасия
слушателей познакомили гости из Абакана: они
рассказали об истории создания уникальной
хакасской гимназии-интерната. Первый день
конференции завершила блестящая лекция
академика М.Р. Львова о языковом чутье, «о котором
все знают, но не могут объяснить, что это такое».
Михаил Ростиславович говорил о языковом чутье не
только родного, но и иностранного языка, о том,
как проявляется языковое чутье в детском
возрасте, о языковом чутье и норме.
Во второй день работы много говорилось
о подготовке к ЕГЭ – выступления В.В. Тиховой
(Кострома), Т.Н. Сокольницкой, Н.Д. Десяевой, Т.И.
Султрековой (Абакан).
На конференции прозвучало несколько
сообщений, затрагивающих проблемы стилистики и
синтаксиса русского языка (С.А. Арефьева, М.Б.
Успенский, Л.А. Тростенцова, В.В. Тихова). О
формировании языкового эстетического идеала
говорили Г.М. Кулаева, В.В. Тихова, Т.Н.
Сокольницкая, Н.Д. Десяева, В.И. Шенкман.
Запомнилась всем видеоэкскурсия, проведенная
Н.М. Лебедевым (Тверь) на тему «С.И. Ожегов –
создатель однотомного словаря русского языка;
вклад ученого в школьный лингвистический курс».
Много добрых слов было сказано в адрес
авторов учебника-практикума для старших классов
по русскому языку под редакцией А.Д. Дейкиной и
Т.М. Пахновой. Выступающие отметили
культурологическую направленность учебника, его
помощь при подготовке к ЕГЭ.
Итог конференции подвела Е.Г. Шатова,
подчеркнувшая, что все доклады и выступления
могут служить началом серьезных исследований в
такой еще мало разработанной области, как
профильное обучение.
|