Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №11/2005

ИНФОРМАЦИЯ

Д.А. ХАУСТОВА,
г. Москва


Всероссийская  научно-практическая  конференция «Русский  язык  в  профильном  обучении»

в Московском педагогическом государственном университете 17–18 марта 2005 года

Кафедра методики преподавания русского языка МПГУ обычно на весенних конференциях поднимает наиболее актуальные вопросы методики, педагогики и психологии. В этом году это – профильное обучение. В обсуждении этой проблемы принимали участие академики, профессора, доценты, старшие преподаватели, аспиранты, учителя-словесники из городов России: Москвы, Санкт-Петербурга, Твери, Тольятти, Оренбурга, Пскова, Саранска, Старого Оскола, Абакана, Ельца, Воронежа, Йошкар-Олы, Перми, Курска, Шуи, Владимира, Самары, Белгорода, Костромы, Кирова, Железногорска, Анапы.

Об эксперименте по введению профильного обучения: о четырех основных моделях профильного обучения, об основной направленности работы – индивидуализации обучения – рассказал В.И. Блинов, заместитель директора Центра институтов общего образования.

Л.А. Тростенцова в докладе «Усиление когнитивных компонентов при изучении синтаксиса в 8–9-х классах (на предпрофильном уровне)» познакомила собравшихся с основными структурными особенностями школьных учебников по русскому языку для 8-х и 9-х классов под ред. Н.М. Шанского.

Об особенности работы с текстом в классах профильного обучения рассказала в своем докладе Т.М. Пахнова, подчеркнув, что текст – основа обучения и в базовой, и в профильной школе. На эту же тему выступали Т.Н. Сокольницкая (Санкт-Петербург), Н.А. Белова (Саранск), С.А. Арефьева (Йошкар-Ола), Л.П. Сычугова (Киров) и др.

Л.А. Ходякова в своем докладе «Основные функции и тематика элективных курсов в профильной школе (на примере русского языка)» на наглядных примерах показала возможности и особенности элективных курсов. Она особо отметила, что «содержание элективных курсов определяет специфику индивидуализации образования, позволяет более полно выявить интересы школьников». О способах проведения, тематике, планировании элективных курсов говорили и другие докладчики: Н.Д. Десяева (Саранск), Л.К. Лыжова (Воронеж), Т.Ф. Новикова (Белгород), Е.В. Макарова (Москва). К профильной системе обучения необходимо уже сейчас готовить будущих педагогов – этой проблеме посвятили свои доклады А.П. Еремеева (Москва), Т.А. Острикова (Абакан). Л.И. Новикова обратила особое внимание на метод проектов при предпрофильном и профильном обучении. С экспериментом профильного обучения в Республике Хакасия слушателей познакомили гости из Абакана: они рассказали об истории создания уникальной хакасской гимназии-интерната. Первый день конференции завершила блестящая лекция академика М.Р. Львова о языковом чутье, «о котором все знают, но не могут объяснить, что это такое». Михаил Ростиславович говорил о языковом чутье не только родного, но и иностранного языка, о том, как проявляется языковое чутье в детском возрасте, о языковом чутье и норме.

Во второй день работы много говорилось о подготовке к ЕГЭ – выступления В.В. Тиховой (Кострома), Т.Н. Сокольницкой, Н.Д. Десяевой, Т.И. Султрековой (Абакан).

На конференции прозвучало несколько сообщений, затрагивающих проблемы стилистики и синтаксиса русского языка (С.А. Арефьева, М.Б.   Успенский, Л.А. Тростенцова, В.В. Тихова). О формировании языкового эстетического идеала говорили Г.М. Кулаева, В.В. Тихова, Т.Н. Сокольницкая, Н.Д. Десяева, В.И. Шенкман. Запомнилась всем видеоэкскурсия, проведенная Н.М. Лебедевым (Тверь) на тему «С.И. Ожегов – создатель однотомного словаря русского языка; вклад ученого в школьный лингвистический курс».

Много добрых слов было сказано в адрес авторов учебника-практикума для старших классов по русскому языку под редакцией А.Д. Дейкиной и Т.М. Пахновой. Выступающие отметили культурологическую направленность учебника, его помощь при подготовке к ЕГЭ.

Итог конференции подвела Е.Г. Шатова, подчеркнувшая, что все доклады и выступления могут служить началом серьезных исследований в такой еще мало разработанной области, как профильное обучение.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru