Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №11/2005

ЮБИЛЕИ И ДАТЫ

О.В. ЛЫСОВА,
школа № 4,
г. Благовещенск,
Республика Башкортостан


Школа Т.А. Ладыженской

Редакция газеты «Русский язык» поздравляет Таису Алексеевну Ладыженскую с юбилеем. Желаем ей здоровья и творческих успехов!

Т.А. ЛадыженскаяТ.А. Ладыженская назвала свою школу «Риторика общения». Формировалась она постепенно начиная с 1963 года. Тогда Таиса Алексеевна опубликовала монографию «Анализ устной речи учащихся».

Что отличает школу Т.А. Ладыженской?

Умение ставить и решать актуальные проблемы школьного и вузовского образования; честно и много трудиться, прежде чем делать выводы и обобщения; воплощать результаты исследования в практической деятельности.

Жизнеспособность, результативность, эффективность тех направлений работы, по которым развивается деятельность школы, обеспечиваются благодаря ее руководителю – Т.А. Ладыженской. Ее отличают активный подход к любому делу, ко всякому начинанию, способность создавать атмосферу творческого поиска, искренней заинтересованности в необходимости решить проблему.

Как руководитель научной школы Т.А. Ладыженская обладает удивительными качествами:

  • способностью генерировать идеи, которые коренным образом изменяют теоретические и практические подходы к решению проблем (разработка и внедрение в практику школы системы обучения связной речи на уроках русского языка);

  • умением не останавливаться на достигнутом, стремлением продолжать поиски (от системы работы по развитию речи к разработке курса риторики в школе);

  • способностью всесторонне осмыслить проблему, увидеть разносторонние связи явлений и фактов (от развития культуры речи школьников – к формированию культуры речи учителя, к обоснованию и созданию курса риторики в вузе);

  • умением воплотить свои идеи в учебниках, учебных пособиях, программах, методических рекомендациях (например, курс «Школьная риторика», введение в программу по русскому языку для средней школы раздела «Развитие связной речи»);

  • способностью изменить структуру соответствующих учреждений.

Обоснование и разработка Т.А. Ладыженской новой учебной дисциплины – риторики – в школе и вузе позволили создать в 1988 году на филологическом факультете МПГУ новую кафедру, которая в 2000 г. получила название риторики и культуры речи.

За сорок с небольшим лет сотрудниками кафедры выполнен колоссальный объем работы:

  • определена и описана система коммуникативных умений, что позволило уточнить программные требования по русскому языку и разработать систему заданий для развития устной и письменной речи учащихся (см. действующие учебники по русскому языку для 5–9-х классов, созданные при участии Т.А. Ладыженской);

  • разработаны концепция, программа и методика обучения младших школьников устной и письменной речи (см. книгу «Речь. Речь. Речь»);

  • реализованы концепция и программа подготовки студентов педагогических институтов к овладению профессионально значимыми коммуникативно-речевыми умениями в новых вузовских дисциплинах – культура речи учителя, риторика, педагогическая риторика;

  • разработана концепция новой кафедры в педагогическом университете;

  • разработана и экспериментально обоснована концепция новой учебной дисциплины – школьной риторики. В основе ее лежит обучение эффективному общению, что нашло отражение в учебниках по риторике для учащихся 1–9-х классов.

Таким образом, школа Т.А. Ладыженской оказала существенное влияние на развитие школьного и вузовского образования.

Т.А. Ладыженская – автор более чем 400 научных работ. Учебники по русскому языку, в создании которых она принимала участие, в 1984 г. были удостоены Государственной премии. В 2004 г. опубликовано 31-е (!) издание учебника по русскому языку для 5-го класса. Без преувеличения можно сказать, что знакомство с трудами Т.А. Ладыженской порождает новые размышления и новые идеи.

Принадлежать к школе Т.А. Ладыженской почетно, радостно, но трудно. Трудно соответствовать требованиям, которые предъявляются ко всем, независимо от звания и должности. Требования эти связаны как с собственно учебной или научной деятельностью, так и с деятельностью человека вообще, с тем, как он себя проявляет во всех сферах жизни.

Кафедра риторики и культуры речи
Московского педагогического
государственного университета (МПГУ)

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru