ЮБИЛЕИ И ДАТЫ
О.В. ЛЫСОВА,
школа № 4,
г. Благовещенск,
Республика Башкортостан
Школа Т.А. Ладыженской
Редакция газеты «Русский
язык» поздравляет Таису Алексеевну Ладыженскую
с юбилеем. Желаем ей здоровья и творческих
успехов!
Т.А.
Ладыженская назвала свою школу «Риторика
общения». Формировалась она постепенно начиная с
1963 года. Тогда Таиса Алексеевна опубликовала
монографию «Анализ устной речи учащихся».
Что отличает школу Т.А. Ладыженской?
Умение ставить и решать актуальные
проблемы школьного и вузовского образования;
честно и много трудиться, прежде чем делать
выводы и обобщения; воплощать результаты
исследования в практической деятельности.
Жизнеспособность, результативность,
эффективность тех направлений работы, по которым
развивается деятельность школы, обеспечиваются
благодаря ее руководителю – Т.А. Ладыженской. Ее
отличают активный подход к любому делу, ко
всякому начинанию, способность создавать
атмосферу творческого поиска, искренней
заинтересованности в необходимости решить
проблему.
Как руководитель научной школы Т.А.
Ладыженская обладает удивительными качествами:
способностью генерировать идеи,
которые коренным образом изменяют теоретические
и практические подходы к решению проблем
(разработка и внедрение в практику школы системы
обучения связной речи на уроках русского языка);
умением не останавливаться на
достигнутом, стремлением продолжать поиски (от
системы работы по развитию речи к разработке
курса риторики в школе);
способностью всесторонне осмыслить
проблему, увидеть разносторонние связи явлений и
фактов (от развития культуры речи школьников – к
формированию культуры речи учителя, к
обоснованию и созданию курса риторики в вузе);
умением воплотить свои идеи в
учебниках, учебных пособиях, программах,
методических рекомендациях (например, курс
«Школьная риторика», введение в программу по
русскому языку для средней школы раздела
«Развитие связной речи»);
способностью изменить структуру
соответствующих учреждений.
Обоснование и разработка Т.А.
Ладыженской новой учебной дисциплины – риторики
– в школе и вузе позволили создать в 1988 году на
филологическом факультете МПГУ новую кафедру,
которая в 2000 г. получила название риторики и
культуры речи.
За сорок с небольшим лет сотрудниками
кафедры выполнен колоссальный объем работы:
определена и описана система
коммуникативных умений, что позволило уточнить
программные требования по русскому языку и
разработать систему заданий для развития устной
и письменной речи учащихся (см. действующие
учебники по русскому языку для 5–9-х классов,
созданные при участии Т.А. Ладыженской);
разработаны концепция, программа и
методика обучения младших школьников устной и
письменной речи (см. книгу «Речь. Речь. Речь»);
реализованы концепция и программа
подготовки студентов педагогических институтов
к овладению профессионально значимыми
коммуникативно-речевыми умениями в новых
вузовских дисциплинах – культура речи учителя,
риторика, педагогическая риторика;
разработана концепция новой кафедры
в педагогическом университете;
разработана и экспериментально
обоснована концепция новой учебной дисциплины –
школьной риторики. В основе ее лежит обучение
эффективному общению, что нашло отражение в
учебниках по риторике для учащихся 1–9-х классов.
Таким образом, школа Т.А. Ладыженской
оказала существенное влияние на развитие
школьного и вузовского образования.
Т.А. Ладыженская – автор более чем 400
научных работ. Учебники по русскому языку, в
создании которых она принимала участие, в 1984 г.
были удостоены Государственной премии. В 2004 г.
опубликовано 31-е (!) издание учебника по русскому
языку для 5-го класса. Без преувеличения можно
сказать, что знакомство с трудами
Т.А. Ладыженской порождает новые размышления и
новые идеи.
Принадлежать к школе Т.А. Ладыженской
почетно, радостно, но трудно. Трудно
соответствовать требованиям, которые
предъявляются ко всем, независимо от звания и
должности. Требования эти связаны как с
собственно учебной или научной деятельностью,
так и с деятельностью человека вообще, с тем, как
он себя проявляет во всех сферах жизни.
Кафедра риторики и культуры речи
Московского педагогического
государственного университета (МПГУ)
|