УЧЕНИКИ ИССЛЕДУЮТ
Светлана ТАМБОВЦЕВА,
7-й класс, гимназия № 1514,
Научный руководитель – М.М. БЕЛЬФЕР
Юго-Западный округ,
г. Москва
Многозначность эпитета бедный в
романе А.С. Пушкина «Дубровский»*
Вступление
Тема моего исследования родилась из
неожиданного наблюдения, сделанного во время
изучения на уроке литературы романа А.С. Пушкина
«Дубровский».
Работы В.В. Виноградова, посвященные
языку прозы Пушкина, помогли понять общие
принципы и излюбленные приемы Пушкина-прозаика.
Последовательность действий в ходе
исследования была такой: отбор материала, работа
со словарем В.И. Даля, размышления над природой
полисемии в романе Пушкина «Дубровский» на
примере эпитета бедный и, наконец, осмысление
исследуемого языкового явления в контексте
общего своеобразия языка пушкинской прозы.
Изучая язык романа Пушкина
«Дубровский», я обратила внимание на частотность
употребления в этом произведении эпитета бедный.
Он встречается в романе Пушкина 17 раз.
Ключом к пониманию предмета
исследования являлись слова Гоголя о Пушкине: «В
Пушкине, как будто в лексиконе, заключалось все
богатство, сила и гибкость нашего языка. Он более
всех, он далее раздвинул ему границы и более
показал все его пространство»; а также слова
Пушкина о прозе: «Точность и краткость – вот
первые достоинства прозы. Она требует мыслей и
мыслей – без них блестящие выражения ни к чему не
служат».
Анализируя текст романа в контексте
выбранной темы, я опиралась на труды Ю.М. Лотмана
и В.В. Виноградова.
Привожу некоторые общие замечания о
языке и стиле прозы Пушкина, которые были важны
для моего исследования.
1. Пушкин боролся с шаблонами и пышной
риторикой, характерной для эпохи классицизма.
2. Общеизвестны требования Пушкина к
языку: краткость, простота и понятность.
3. Принципы Пушкина, актуальные в
контексте данной темы:
а) принцип лексической ясности и
точности;
б) принцип семантической многоплановости слова;
в) принцип углубления смысловой перспективы
слова с помощью многообразия его субъективных
применений.
г) прием разноплоскостных отражений, в которых
одна и та же тема принимает разные очертания,
облекается новыми смысловыми нюансами.
Главная часть
I. Материал, отобранный для
наблюдений.
1. «...Но Дубровский благодарил его и
остался беден и независим».
2. «Бедному дворянину, каков он,
лучше жениться на бедной дворяночке, да
быть главою в доме, чем сделаться приказчиком
избалованной бабенки».
3. «Все завидовали согласию,
царствующему между надменным Троекуровым и его бедным
соседом, и удивлялись смелости сего последнего,
когда он за столом у Кирила Петровича прямо
высказывал свое мнение, не заботясь о том,
противуречило ли оно мнениям хозяина».
4. «Прошло несколько времени, а
здоровье бедного Дубровского все еще
было плохо».
5. «Будучи расточителен и честолюбив,
он позволял себе роскошные прихоти; играл в карты
и входил в долги, не заботясь о будущем и предвидя
себе рано или поздно богатую невесту, мечту бедной
молодости».
6. «Мысль потерять отца своего тягостно
терзала его сердце, а положение бедного
больного, которое угадывал он из письма своей
няни, ужасало его».
7. «Тело бедного старика лежало
на столе, покрытое саваном и окруженное свечами».
8. «Бедное его достояние могло
отойти от него в чужие руки; в таком случае нищета
ожидала его».
9. «Бедное животное жалким
мяуканьем призывало на помощь».
10. «Он входил в совершенное бешенство,
с ревом бросался на бочку, покамест не отымали у бедного
зверя предмета его тщетной ярости».
11. «Бедный гость, с оборванной
полою и до крови оцарапанный, скоро отыскивал
безопасный угол, но принужден был иногда целых
три часа стоять, прижавшись к стене, и видеть, как
разъяренный зверь в двух шагах от него ревел,
прыгал, становился на дыбы, рвался и силился до
него дотянуться».
12. «Мы видели, как изумил он бедного
Антона Пафнутьича неожиданным своим
превращением из учителей в разбойники».
13. «– Обещаюсь, – прошептала бедная
красавица».
14. «– Бедная, бедная моя участь,
– сказал он, горько вздохнув».
15. «...бедный, я должен
остерегаться от блаженства, я должен отъять его
всеми силами».
16. «Долго плакала бедная
девушка, воображая все, что ожидало ее, но бурное
объяснение облегчило ее душу, и она спокойнее
могла рассуждать о своей участи и о том, что
надлежало ей делать».
17. «Бедная девушка упала ему в
ноги и зарыдала».
II. Прилагательное бедный в
Толковом словаре живого великорусского языка
В.И. Даля:
Бедный – убогий, неимущий,
недостаточный, скудный, т.е. нуждающийся; о
человеке – небогатый, у кого нет достатка
имущества, средств для жизни; о предмете –
недостаточный: бедное дерево – у которого
мало листвы или плодов; бедный урожай – мало
приносящий; бедное воображение – скудное
способностью вымышлять и воображать. В народе бедный
и победный иногда значат – бедующий,
бедствующий; вообще же несчастный, бедный
счастьем, долей, достойный сожаления,
возбуждающий сострадание: Беднее всех бед, как
денег нет. Что беднее, то щедрее. Бедность плачет,
богатство скачет. Бедно – нар., пск., арх., сиб. –
досадно, обидно, больно, горько, забедно,
прискорбно. Бедно пало арх., забедно сиб., забеду
стало стар. – беда сталась. Бедность –
состояние бедного; недостаточность, неимущество,
убожество, скудность, нищета, голь, нагота. Арх.
досада, обида, огорченье, неудача. Бедность не
порок, а несчастье. Беднеть – становиться
бедным, приходить в бедность, лишаться обилия,
достатка. Беднить кого – зорить, разорять, лишать
достатка, не допускать до благосостояния. Нас
беднят падежи, нельзя и скота держать. Беднить
на кого – плакаться жаловаться. Бедниться,
бедняться арх. Бедноваться – прикидываться
бедным, прибедняться, преувеличивать нужду,
нищету свою, скупясь отдать что или выпрашивая. Так
прибеднился, что всех разжалобил. Бедник –
увечный, калека. Бедняк, Бедныш, Бедняга,
Бедняжка, Беданюха об. – бедный, неимущий
человек, убогий, без достатка; несчастный,
страдающий, обиженный, достойный сожаления и
помощи. Куда иного конь ведет, туда бедняжку
конь несет. Народ Беднота – бедняки. Бедожный,
бедожник арх. – раненный, увеченный,
изуродованный; калека.
III. Размышления над природой явления
полисемии в романе А.С. Пушкина «Дубровский».
Помимо эпитета бедный, который
встречается чуть ли не на каждой странице романа
«Дубровский», Пушкин много раз употребляет и
однокоренные, сходные по значению слова: бедность,
беда, несчастье, несчастный, несчастливый...
Зачем он это делает? Что он хочет этим сказать?
Чтобы это понять, необходимо проследить значение
каждого эпитета отдельно.
В самом начале романа Пушкин
характеризует эпитетом бедный
Дубровского-старшего (1, 3). Что же в этом случае
говорит автор произведения? В чем заключается
«бедность» Дубровского? Конечно, Пушкин
употребляет слово бедный в самом его
распространенном значении – «небогатый». Он
противопоставляет характеристику материального
положения героя качеству духовному. «Беден и
независим», – пишет он. Дубровский-старший хоть и
не имеет достаточно денег, но у него есть чувство
собственного достоинства, аристократическая
гордость и самобытный внутренний мир, что нельзя
сказать о даже слишком обеспеченном Кириле
Петровиче Троекурове. Кстати, не за эти ли
качества и способности Троекуров был так
расположен к своему соседу?.. Еще, мне кажется,
Дубровский-старший беден оттого, что не имеет
общества себе подобных: он видит только самодура
Троекурова с его бесконечными «благородными»
забавами и гостей, трепещущих при одном имени
Троекурова и готовых выполнить любое желание
развращенного хозяина.
Дальше происходят бурные события
романа: ссора Дубровского со своим именитым
соседом, суд, болезнь старика. Теперь эпитет бедный
в тексте романа несколько меняет свой смысл. К
значениям «небогатый» прибавляются значения
«больной», «несчастный», «убитый горем» (4, 6). Так
и не выздоровев и не поправив дела,
Дубровский-старший, не переставая страдать и
болеть, скончался (7). Но в свои последние
минуты он увидел рядом со своим домом врага – и
словно увидел будущее разорение родного имения и
несчастную судьбу сына. И если сначала Пушкин
«компенсировал» материальную бедность
Дубровского его внутренней неординарностью, то
теперь автор напрямую жалеет жертву нечестности
и подлости. И здесь мы видим прием углубления
смысловой перспективы слова с помощью
многообразия его субъективных применений.
Ну а что же Троекуров? Разве он был
просто злодеем? Нет, Пушкин рисует его не одной
краской.
Кирила Петрович не был бессовестным и
корыстолюбивым. И он искренне хотел помириться с
другом, но волею судьбы это не получилось. И все
же даже тогда Пушкин не называет Троекурова
бедным. Почему? Не потому ли, что Кириле Петровичу
собственные причуды были дороже товарища, что
опомнился он слишком поздно и был сам виноват в
сумасшествии и смерти Дубровского-старшего. Да и
забавы Троекурова были отнюдь не безобидны.
Страдания других доставляли ему удовольствие (10,
11). В этом случае Пушкин хочет выразить
глубочайшее сочувствие жертвам забав. Гости
Троекурова тоже не отличались благородством.
Кроме того, как и Кирила Петрович, они были
большими ценителями храбрости, так как сами
таковой не обладали. Это видно в эпизоде с мнимым
Дефоржем и Антоном Пафнутьичем. Что заставило
его попроситься спать в одной комнате с Дефоржем?
Трусость. Более того, жадность. Но зачем же
испуганного после неожиданного превращения
Дубровского «из учителей в разбойники» Синицына
Пушкин называет бедным? Наверное, чтобы
передать свое презрение к трусу, чуть не умершему
от страха (12). Думаю, что в этом случае эпитет бедный
имеет комический оттенок. (Принцип использования
многозначности слова).
Но вернемся на много лет назад.
Дубровский-младший расточительно и роскошно
живет в Петербурге. Он играет в карты и входит в
долги, «не заботясь о будущем и предвидя себе
рано или поздно богатую невесту – мечту бедной
молодости». Почему же молодость Владимира
Дубровского названа Пушкиным бедной? Не
потому ли, что пока еще его благородство и
страстная любовь к отцу спрятаны в глубинах его
души, а на поверхности – любовь к развлечениям
и удовольствиям, а значит, и к деньгам. Владимир
считал, что присылаемого из дома мало, и надеялся,
что это компенсируется приданым богатой невесты
(5). Но Андрей Гаврилович прочил в жены своему сыну
отнюдь не богатую невесту, а бедную
дворяночку (2). Он прямо высказал это мнение
Троекурову, когда речь зашла о женитьбе Маши и
Владимира. Вероятно, Дубровский-старший считал,
что «яблочко от яблоньки недалеко падает», а
значит, Маша Троекурова, как и остальные «богатые
невесты», вырастет точной копией ее
развращенного, избалованного отца. А невесту,
думал Андрей Гаврилович, нужно подбирать такую,
чтобы она была равной сыну по достатку, иначе он
сделается «не главою в доме, а приказчиком
избалованной бабенки». Здесь эпитет бедный не
столько фигурирует как определитель финансового
положения, сколько служит созданию устойчивого
образа «бедной дворяночки», читай –
добропорядочной, то есть умеющей вести дом,
хозяйство. Здесь мы видим прием разноплоскостных
отражений, в котором одна и та же тема принимает
разные очертания.
Но вот приходит письмо о болезни отца,
и мечты о богатстве, развлечениях и карьере сразу
рассеиваются. Обнаруживаются чувства,
спрятанные в глубине сердца, и Владимир мчится в
родное имение к своему родителю (6). Старик
угасает на глазах у сына (7). В роще, после похорон,
Дубровский-младший понимает, что смерть его отца
полностью на совести Троекурова. И Владимир
решает мстить. Это не очень благородное чувство
до поры до времени затаилось в его душе. Вскоре он
сжигает свой дом, боясь, что он достанется
ненавистному соседу-помещику, и уходит вместе со
своими дворовыми в разбойники. Причем на пожаре
происходит важное событие для понимания
рассматриваемой мной проблемы. Когда запертые
Шабашкин и исправник горели заживо, кузнец Архип
спас лишь кошку, случайно оставшуюся в доме (9).
Животное по праву названо бедным, так как, не
будь Архипа, оно бы сгорело. Архип спас кошку, и он
же запер дверь, тем самым обрекая на смерть
Шабашкина с исправником. Они бедными не
названы. Теперь ясно: насколько велики обиды,
настолько велика и жажда мщения. Владимир и его
разбойники будут спасать бедных и
несчастных, только не Троекурова и его
приспешников!
Казалось бы, рано или поздно ярость
обездоленных людей и их бесстрашного главаря
должна была разнести на кусочки Троекурова
вместе с его усадьбой и богатством, но случилось
иначе. И опять любовь, только уже совершенно иная,
резко повернула сюжет. Маша и Владимир были
знакомы с раннего детства, но, когда Дубровский
встретил ее вновь, детская привязанность
превратилась в пылкую любовь. И эта любовь была
такой сильной, что Дубровский-младший отказался
даже от своей мести Троекурову, отцу Маши. Маша
сначала не хотела признаться себе в том, что
любит Дубровского. Так и не поняв своего чувства,
Маша идет на свидание с Владимиром. И тут Пушкин
называет ее бедной красавицей (13). Почему? Не
потому ли, что Маша совершенно растеряна? В ее
душе борются противоречивые чувства: она не
хочет уронить своего аристократического
достоинства, но не хочет и отвергать любовь
Владимира, так как сама его любит. Девушка
совершенно обескуражена тем, что услышала от
него, хотя именно этого она и ожидала. Может быть,
она предвидела, что эта любовь принесет
страдания и ей, и Владимиру.
Дубровский сильно изменился. Много
времени прошло с тех пор, когда он сидел на сухом
дерне после похорон отца и размышлял о судьбе
своей и своего бедного состояния (8). Теперь он
мог не волноваться: его небогатое состояние не
досталось Троекурову и никогда не достанется. Но
появился новый повод для беспокойства:
переживание за Машу, за их любовь. Перед вторым
свиданием с ней он узнает о сватовстве князя
Верейского. Во
время свидания Владимир называет себя, свою
участь, свою любовь бедными. Он, как и Маша,
предчувствует свою судьбу, Дубровскому хочется
сказать: «Ангел, умрем!». Им с Машей больше не
хочется жить. Им бы умереть – только вместе (14, 15).
Но их участь была другой. Брак с Верейским был
неотвратим. Тщетно кидалась Маша в ноги к отцу,
тщетно умоляла не отдавать ее за Верейского.
Троекуров был неумолим. Вполне ясно значение
эпитета, употребляемого здесь Пушкиным (16, 17).
Маша не просто не любила князя, она любила
Дубровского. А кому же хочется, чтобы его
счастливая жизнь угасла, не успев расцвести?
Здесь и начинается драматическая развязка
романа: Машу насильно выдают замуж, а Владимир
уезжает за границу.
Заключение
Таким образом, эпитет бедный,
употребляемый Пушкиным столь часто, очень точно
характеризует Машу, Андрея Гавриловича,
Владимира и жертв забав Троекурова. В одном
случае он означает жалость, в другом – презрение,
в третьем – борьбу чувств. В эпитете бедный
как в зеркале отражен весь смысл романа, и этот
эпитет во многом помогает понять сложную интригу
произведения. Подводя итог, мы убеждаемся, что
требования, которые Пушкин, создавая русскую
прозу, предъявлял к ней, реализуются в романе
«Дубровский». По мнению Ю.М. Лотмана, понимание
простоты как эстетической ценности приходит к
Пушкину на этапе творчества, связанном с отказом
от «украшенности», на этапе становления
реализма. Для поэта «жизни действительной»
источник поэзии – реальность. Простота же прозы,
как замечает Ю.М. Лотман, возникает в русской
литературе с Пушкина, как не-поэзия, не-сложность,
не-риторика (используется минус-прием).
Однако, как я убедилась, эта простота кажущаяся,
ее секрет и заинтересовал меня, ведь именно с
Пушкина вырабатывается представление о простоте
как основе художественного достоинства.
Что касается борьбы Пушкина с
шаблонами и риторикой, то эта сторона пушкинской
творческой манеры не может быть мной
рассмотрена, так как требует привлечения других
материалов для сопоставления.
Представляется интересным
рассмотреть употребление эпитета бедный в
других произведениях Пушкина (например, в
«Станционном смотрителе») и его современников
(Карамзина, Вяземского). Любопытным кажется и
сопоставление пушкинского текста с переводным.
Как поступил переводчик: сохранил ли он один и
тот же эпитет везде или заменил синонимами?
Литература
1. Виноградов В.В. Стиль
повествовательной прозы Пушкина // Стиль Пушкина.
М.: Наука, 1991.
2. Лотман Ю.М. Пушкин. СПб.:
Искусство, 1995.
3. Пушкин А.С. Собрание сочинений в
десяти томах. М.: Правда, 1981. Т. V. Статьи и заметки.
* Доклад был представлен на
школьной городской конференции «Языкознание для
всех» (гимназия № 1541, г. Москва, март 2005 г.).
|