ПОЛОМАЕМ ГОЛОВУ
Б.Ю. НОРМАН,
г. Минск,
Республика Беларусь
Задачи по русскому языку для учеников
и учителей
1. Герою гоголевской «Шинели»,
Акакию Акакиевичу Башмачкину, поручили однажды
из одного документа сделать другой. «Дело
состояло только в том, чтобы переменить
заглавный титул да переменить кое-где глаголы из
первого лица в третье». О какой переделке
документа идет речь: как при этом меняется его
жанр?
2. Как вы думаете: почему строки А.С.
Пушкина «Зима!.. Крестьянин, торжествуя, На
дровнях обновляет путь…» вызывали резкую
критику современников?
3. Сравните следующие пары
выражений:
холодная зима – зима холодна;
неприятный разговор – разговор неприятен;
новые идеи – идеи новы.
В чем заключается в каждом случае
разница между значениями первого и второго
словосочетания? А как будет выглядеть
недостающее звено в следующей паре:
большой интерес – …?
4. Как связаны между собой слова болонка
и болонья?
5. В русском языке есть согласные [ч]
и [ц], непарные по глухости/звонкости. А все
же – как звучали бы звонкие соответствия к
ним? Встречаются ли эти звуки в русской речи?
6. В стихотворении «Автобус»
поэта-сатирика Игоря Иртеньева есть такие
строки:
Вот инженер тире строитель.
Он строит для людей дома…
Что в этих строках неправильно с точки
зрения лингвистики?
7. В чем заключается смысловая
разница между выражениями Иван Петрович болеет
и Иван Петрович болен?
8. Понятно, почему одна из карточных
мастей называется пики, – ее силуэт похож на
наконечник пики. А почему она называется еще и вини?
9. Какого рода существительное галифе?
10. (Задача-шутка.) Что общего между невестой
и ведьмой?
Продолжение следует
|