Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №12/2005

МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ

И.А. ГРОМОВ

Продолжение. См. № 38, 45/2004; 1, 2, 3, 4, 9, 11/2005


Дидактические материалы

к учебнику русского языка под редакцией М.В.Панова

6-й класс

СОЮЗ

§ 62. СОЮЗЫ И ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ

Задание 67. Основной знак препинания перед союзами – запятая. Это положение не вызывало бы трудностей, если бы не такие закавыки.

  • Перед одними союзами запятая ставится всегда.

  • Перед некоторыми союзами запятая никогда не ставится.

  • (В противоречие предыдущему пункту.) Все-таки перед ними запятая в отдельных случаях ставится!

  • Иногда запятая ставится вовсе не перед союзом, а значительно позднее его!

  • Наконец, как вам уже известно, запятая может разрывать союз (вернитесь к заданию 59).

Разберемся в этих противоречиях и выявим условия постановки/непостановки запятых в предложениях с союзами.

I. Начнем с союзов, перед которыми запятая не ставится. Это одиночные союзы и, или, либо, да (= и), используемые для связи однородных членов.

Я набрал сухих веток и разжег костер.

Только и получаешь двойки да тройки.

Щенками или чем другим – все взятки. (Н.Гоголь)

Поищи баночку на полке либо в шкафу.

II. Прочитайте предложения, назовите союзы, определите, что они соединяют.

Над водой то здесь, то там нависают деревья. (Е.Носов)

Не поймешь, что на улице: не то дождь, не то снег.

У бабушки Прасковьи в уху всего в меру положено: и перчика горошком, и лаврового листа, и луку, и пшена. (Е.Носов)

Или завтра, или послезавтра у нас будут гости.

Было это либо в прошлом году, либо в позапрошлом.

о всех этих предложениях союзы повторяются, поэтому запятая перед повторами обязательна! (Исключение может составлять союз и, но об этом чуть позднее.)

III. Еще с начальной школы вы знаете, что запятая обязательно ставится перед противительными союзами а, но, да (= и), однако, зато.

  • Вещь дорогая, зато качественная.

  • Не красна изба углами, а красна пирогами.

  • Уже немолод, однако бодр душой.

  • Мал золотник, да дорог.

  • Сергей бежал нам навстречу, но вдруг остановился.

IV. Обратите внимание! Что связывают союзы в пунктах I, II, III? В сложных же предложениях запятая ставится перед любым союзом! Сравните.

Потом перекличка теплохода и гор стихала, и теплоход уносил в ненастное море свои праздничные огни и пустые палубы. (К.Паустовский)

Мы пошли к автомобильной станции, чтобы ехать дальше. (К.Паустовский)

Видит око, да зуб неймет. (И.Крылов)

В чем отличие пунктуационного оформления сложного предложения от однородных членов?

Запишите предложение.

Когда мы вышли с вокзала, синеватый свет уже брезжил над Феодосией. (К.Паустовский)

Где находится союз, а где запятая? Обязательно ли запятая ставится перед союзом? В каких предложениях встречается такое? Почему?

V. Вспомним пояснительные союзы или и то есть. (Не ошибитесь: то есть!) Пояснительные конструкции, присоединяемые ими, выделяются запятыми с обеих сторон.

Бегемот, или гиппопотам, живет в пресноводных бассейнах тропической Африки.

Антон Петрович записался на прием к офтальмологу, то есть к глазному врачу.

VI. Союзы и, или, либо могут образовывать причудливые комбинации однородных членов. Посмотрите.

Почтовый запах рассказывает о посылках, о бандеролях, о свежих газетах, о заморских марках. (По Ю.Яковлеву)

В зависимости от задачи говорящего или пишущего союзы могут быть размещены по-разному:

– рассказывает о посылках, о бандеролях, о свежих газетах и о заморских марках;
– рассказывает и о посылках, и о бандеролях, и о свежих газетах, и о заморских марках;
– рассказывает о посылках и бандеролях, о свежих газетах и заморских марках;
– рассказывает о посылках, и о бандеролях, и о свежих газетах, и о заморских марках.

Определите закономерности постановки запятой в приведенных примерах, отразите их в схемах.

Подставьте вместо союза и союзы или/либо. Как меняется смысл высказывания?

VII. В некоторых случаях запятая между двумя повторяющимися союзами и не ставится, если связь не подчеркнута интонацией.

Прочитайте предложения дважды: с перечислительной интонацией и без нее. Как это отразится на пунктуации?

Были и лето и осень дождливы. (В.Жуковский)

Есть и ситец и парча. (Н.Некрасов)

И в той и в другой стороне не видно никого.

А ТЕПЕРЬ ТРЕНИРУЕМСЯ!

Предложения с однородными членами

Задание 68. Запишите предложения, определите, что связывают сочинительные союзы. Во всех ли предложениях нужна запятая при однородных членах? Раскройте скобки.

1. Дом господский стоял на юру (то)есть на возвышении.

2. Даже самая погода весьма кстати прислужилась: день был не то ясный не то мрачный.

3. У деревянного гусара уже не было ни руки ни носа.

4. Манилов как разинул рот так и остался с разинутым ртом в продолжени_ нескольких минут.

5. Чичиков накрылся ситцевым одеялом и заснул в ту(же) минуту.

6. Коробочка была одета лучше но на шее все так(же) было что-то навязано.

7. Вы, матушка, или не хотите понимать слов моих или так нарочно говорите.

8. Ноздрев во многих отношениях был многосторонний человек (то)есть человек на все руки.

9. Чичиков скорее за шапку да (по)за спиною капитан-исправника выскользнул на крыльцо.

10. Не только гнедой и Заседатель но и сам чубарый был не в духе.

11. Долго бы стоял он бесчувственно на одном месте, позабыв и себя и службу и мир.

12. Мы, верно, как-нибудь ошиблись или не понимаем друг друга.

13. Такой крепкий дуб идет только на мельницы да на корабли.

14. Собакевич принялся выписывать всех не только поименно но и даже с означением похвальных качеств.

(По Н.Гоголю)

Задание 69. Разберитесь с пунктуацией в простых предложениях с союзом и.

1. Свиные котлеты и разварная рыба были превосходны. (Н.Гоголь)

2. Снег сыпал теперь и утром и вечером. (В.Маканин)

3. Подруга вложила душу и старание и даже талант в последний всплеск разговора. (В.Маканин)

4. Срубленные осины придавили собой и траву и мелкий кустарник. (И.Тургенев)

5. Гусята ожили и сбились в кучу и испуганно вытягивают желтые головки из травы. (Е.Носов)

6. Зимородок прилетал и прилетал и все был так(же) молчалив и невесел. (Е.Носов)

7. И ласточки и стрижи и синицы дружной стаей преследовали ястреба. (В.Белов)

Задание 70. Задание-запрет! Перестройте некоторые предложения из задания 69 так, чтобы перед союзом и запятая не ставилась!

Задание 71. Прочитайте фрагмент ученической сказки.

РАССКАЗ СВЕЧИ

Сначала я долгое время лежала в магазине. И потом меня купила какая-то старушка. И принесла меня к себе в каморку. И у нее там было много украшений. Сначала бабушка долго со мной говорила. И вдруг она подошла к одной свечке, потом к другой, к третьей и, наконец, ко мне. И она взяла что-то прямоугольное и сказала: «Вот и твоя очередь пришла». И произнесла непонятные слова...

Какая грамматическая ошибка сразу бросается в глаза?

Перепишите этот фрагмент, устраняя повторы союза и, объединяя, где необходимо, простые предложения в сложные или используя конструкции с однородными членами.

Может быть, кто-то захочет продолжить рассказ свечи? Попробуйте.

Запятые в сложносочиненном предложении

Задание 72. Спишите предложения, расставьте недостающие запятые.

1. Я часто ходил не только к ветряку но и к этому вязу и подолгу просиживал в его тени.

2. Я сидел в тени вяза лениво собирал цветы и травы и в сердце подымалась какая-то родственная любовь к каждому колоску.

3. Девушка уехала из этих мест навсегда но чеховская грусть осталась.

4. Он слышал за длинную ночь много звуков, то простых и понятных то загадочных и тревожных и ему было о чем рассказать.

5. Потом перекличка теплохода и гор стихала и теплоход уносил в ненастное море свои праздничные огни и пустые палубы.

(К.Паустовский)

  • Какое предложение оказалось «лишним»? Почему?

Задание 73. Перестройте простые предложения в сложные, используя подходящие сочинительные союзы. (Запятые расставлены не везде.)

1. Элли помогала матери по хозяйству. Отец учил ее читать, писать и считать. (А.Волков)

2. Весной соседи подарили нам четыре гусиных яйца. Мы подложили их в гнездо нашей черной курицы. (М.Пришвин)

3. Туча пролилась ушла. Солнце снова засияло над нашим маленьким садом. (М.Пришвин)

4. Чичиков пытался несколько раз заговорить с незнакомкой. Как-то так и не пришлось. (Н.Гоголь)

5. Попадалась в колее раздавленная колесами свекла. Виднелось звено от тракторной гусеницы. В стороне белели скирды молодой соломы. (Е.Носов)

6. Бревна мостовой подымались то вверх то вниз. Не оберегшийся ездок приобретал или шишку на затылок или синее пятно на лоб. (Н.Гоголь)

Задание 74. Дан текст без сочинительных союзов. Вставьте их. Где необходимо, простые предложения объедините в сложные.

Мурзук быстрой кошачьей рысью побежал вперед. Ему хотелось есть. Он сильно устал. Сейчас было не до отдыха. Он не обращал внимания на маленьких птиц, поднимавшихся с земли при его приближении. Охота за ними требовала задержки. Он спешил добраться до густого леса. Вдруг дорогу ему перебежала мышь. Мурзук быстро схватил ее, съел на ходу.

(По В.Бианки)

Задание 75. Всё на и! Сгруппируйте простые и сложные предложения, расставьте запятые.

1. Индюк и индюшка искали индюшат.

2. Иззябшие извозчики исподтишка изрекали итальянскому интервьюеру избитые истины и изредка икали.

3. Иностранцы искололи изменника из Индии импортными использованными иглами и индиец изощренно и изобретательно извлекал истину из иероглифов.

4. Идеальный избранник изволил изготовить изгородь и известил избранницу истошной исповедью.

5. Испуганного испанского инженера изуверски исклевали иволги и изголодавшийся иностранец измаялся и исстрадался.

  • Кто сумеет придумать подобные предложения? Дерзайте!

Запятые в сложноподчиненном предложении (СПП)

Задание 76. Объедините данные СПП в три группы: 1) подчинительная часть стоит перед главной; 2) внутри главной и 3) после главной. Расставьте запятые, подчинительные союзы обозначьте. (В случае затруднения обращайтесь к заданию 52).

1. Если пуговица ваша то и мальчик ваш.

2. Вот дядя Федор подошел к даче где жил профессор и позвонил.

3. Когда появился теленок Гаврюша работы в хозяйстве еще больше стало.

4. Я для дяди Федора няню заведу что(бы) ни на шаг от него не отходила.

5. Вы можете приехать за вашим мальчиком (по)тому(что) он ничего не знает.

6. Тут дядя Федор увидел что все цветы на окне поедены и все понял.

7. Корова смотрит на Шарика так буд(то) все поняла.

8. Что(бы) враги с ума посходили и из окопов повылазили надо из нашего молока сгущенку делать и им подбрасывать.

9. Тут дядя Федор увидел что деревенские ребята змея в поле запускают и к ним побежал.

(По Э.Успенскому)

Задание 77. Спишите предложения, раскрывая скобки и расставляя запятые. Союзы обозначьте. Обратите внимание: при сложных союзах оттого что, потому что, так как, с тем чтобы, вследствие того что и других запятая может ставиться двояко – перед союзом или после первой его части. Ср.:

Очнулся Алексей Петрович оттого, что на лавочку рядом с ним кто-то сел. (В.Солоухин) – Он сел на лавочку, оттого что сильно устал.

1. Чичиков вышел в гостиную с тем что(бы) вынуть нужные бумаги из своей шкатулки. (Н.Гоголь)

2. Дыхание становилось все глубже и свободнее по мере того как отдыхало и охлаждалось его тело. (А.Куприн)

3. Все возы казались высокими и пухлыми (по)тому(что) на них лежали тюки с шерстью. (А.Чехов)

4. Ничего не изменится (от)того(что) ты не придешь.

5. (Так)как работает он никто не работает.

6. (Так)как наступил обеденный перерыв в столовой было шумно.

  • Докажите, что в последнем предложении невозможна двоякая постановка запятой.

Задание 78. Запишите текст, расставьте знаки препинания. Укажите сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.

С наступлением темноты сторожа ушли и мало-помалу звери и птицы угомонились.

Когда совсем стемнело Мурзук поднялся.

Теперь человеческие глаза не следили за ним. Он знал это (по)тому(что) хорошо видел в темноте и (по)тому еще что его уши ловили и понимали каждый шорох.

Приступ тупого отчаяния прошел. С новой силой проснулось желание бежать а с ним вместе проснулся голод.

Мясо все еще лежало на полу у самой решетки. Прежде чем приняться за него Мурзук осторожно огляделся…...

(В.Бианки)

ОБОБЩИМ СКАЗАННОЕ О СОЮЗАХ

Задание 79. Составьте обобщающую таблицу «Пунктуация в предложениях с союзами». Для этого приведите схемы расстановки запятых и соответствующие примеры.

Запятая не ставится

 

 

Запятая ставится

В простом предложении

В сложносочиненном предложении

В сложноподчиненном предложении

 

 

 

 

 

 

Задание 80. Определите, что связывают сочинительные союзы; расставьте запятые.

1. При разговоре Собакевич всегда глядел или на угол печки или на дверь.

2. Затем она уселась на диване и уже не двинула более ни глазом ни бровью.

3. На полу валялись хлебные крохи а табачная зола видна была даже на скатерти.

4. Некоторые крестьяне изумили его своими фамилиями а еще более прозвищами.

5. Ой, вряд ли есть река и пруд и вся земля!

6. Привели так(же) не только сына протопопа отца Кирила но и даже самого протопопа.

7. С дороги бы следовало поесть чего-нибудь да пора-то ночная, приготовить нельзя.

8. Чичиков дал девчонке медный грош и она побрела восвояси.

(По Н.Гоголю)

Задание 81. Объедините два данных простых предложения в одно сложное, используя различные сочинительные и подчинительные союзы. Кто больше?

1. В походном строю старый лось шел всегда последним.

2. Никто не мог даже обернуться безнаказанно.

(В.Бианки)

Задание 82. Проверьте себя: спишите текст, расставьте знаки препинания. Укажите все союзы, графически определите их роль. Заполните орфографические пропуски.

Тотошка пр_сутствовал при ра(з,с)сказах Элли. Он не мог по_твердить словами их спр_ведливость так(как), вернувшись в Канзас, пот_рял дар речи но его хвост_к красноречиво говорил (в)место языка.
Излишне говорить что бой с сосе_ским Гектором пр_изош_л в первый же вечер после возвр_щения Тотошки из Волшебной страны. Битва окончилась вничью и пр_тивники почу_ствовали сильное ув_жение друг к другу и с тех пор делали набеги на окрес_ных собак только (в)месте.
Фермер Джон п_ехал в с_седний городок на ярм_рку и п_вел дев_чку в ц_рк. Там Элли не_жиданно встретила Джеймса Гудвина и взаимной радости не было конца.

(А.Волков)

Задание 83

ТЕСТ

I. В каком предложении не нужна запятая перед союзом и?

1. Все расселись и в классе наступило временное затишье.

2. Мы с Костей переглянулись и ничего не сказали.

3. Алик сфотографировал Зинку с лопатами на плече и они вместе направились к нам.

4. Двойки переполнили чашу моего терпения и я решил действовать.

(В.Медведев)

II. В каком предложении нужна запятая перед союзом и?

1. Я стал сравнивать свою жизнь и жизнь воробьев и пришел к очень печальному заключению.

2. Малинин отвел свой взгляд от забора и недоверчиво посмотрел на мой нос.

3. Устроим себе настоящий выходной день и отдохнем как полагается от этой арифметики!

4. Я в драмкружке в «Снежной королеве» ворона играл и мне в воробья будет даже легче превращаться.

(В.Медведев)

III. Укажите предложение без запятой.

1. Даже цветам пчела не только не приносит вреда но и является для них высшим благом.

2. Пчеле нужны нектар да пыльца.

3. Ей нужны не жертвы а только дары.

4. Кипрей да малина встают перед глазами еловые шатры да дремучие буераки.

(В.Солоухин)

IV. Найдите предложение без запятой.

1. На базары мед привозят либо в металлических флягах для молока либо в обычных ведрах.

2. До лип еще мята будет цвести около речки да яблоня да терновник да рябина да тмин да шиповник да одуванчики по всему приволью.

3. Мы все реже и реже вспоминали про Марюшу и уехали осенью в Москву без вымечтанного нами Марюшиного меда.

4. Надо попробовать бы намазать мед на черный хлеб да где возьмешь теперь настоящего деревенского черного хлеба!

(В.Солоухин)

V. В каком сложноподчиненном предложении нужны две запятые?

1. Целое лето я только и делал что бегал по улицам да играл в футбол.

2. Как только занятия кончились арифметика выскочила у меня из головы.

3. Я так и не вспомнил бы об арифметике если б не пришла пора идти в школу.

4. Потом Володя сказал что еще увидится с нами и пошел к своим товарищам-старшеклассникам.

(Н.Носов)

VI. Укажите слитное написание.

1. На его месте так(же) бы поступил.

2. Рассказал то(же) самое.

3. Что(бы) не заблудиться.

4. Что(бы) ни случилось.

ЧАСТИЦЫ

§ 63. ЧТО ТАКОЕ ЧАСТИЦЫ?

Задание 84. Сравните предложения: Она стала есть, опустив голову и Она стала бы есть, опустив голову.

О чем мы узнали из первого предложения? О реальном действии: она стала есть. А из второго предложения? Действие не происходит, оно только предположительно, возможно – при каком-либо условии (если бы разрешили, если бы пригласили, если была бы еда и т.д.).

Какое служебное слово «превратило» реальное действие в возможное? Частица бы! Коротенькое, казалась бы, словечко, а как меняет смысл!

Или вот еще.

Она стала есть. Она не стала есть. Как частица не изменила смысл высказывания?

Сравните также:

Она не стала есть. Только она не стала есть. Какое значение вносит частица только во второе предложение?

И так со всеми частицами: словечко маленькое, а значение предложения меняет сильно!

Разберемся в них подробнее.

Задание 85. Одни частицы находятся на службе у грамматики, а точнее – у глагола. Только что мы говорили о частице бы – она помогает реальное действие мгновенно превратить лишь в возможное. Вот еще фрагмент из рассказа В.Драгунского «...…бы».

Тут вошел бы папа после работы, и не успел бы он даже раздеться, а я бы уже закричал: «Ага, явился! Вечно тебя надо ждать! Мой руки сейчас же! Как следует, как следует мой, нечего грязь размазывать...…».

  • Что мы узнали о мальчике из этого отрывка?

  • Выпишите глаголы со значением возможного действия.

  • Какое место по отношению к глаголам может занимать частица бы?

  • Придумайте небольшой рассказ, в котором речь бы шла о возможных действиях. Например, «Если бы я был...…».

Задание 86. Используются при глаголах и другие грамматические частицы: да, давай, давайте, пусть, пускай. А их роль какова? Сравним примеры.

Саша выучит стихотворение наизусть. – Пусть Саша выучит стихотворение наизусть.

Ребята простят меня. – Да простят меня ребята!

  • Каким значением различаются пары похожих предложений?

  • Для чего употребляются перечисленные выше частицы?

  • Придумайте свои примеры ситуаций, в которых уместны частицы со значением просьбы или приказа.

Задание 87. Наиболее многочисленную группу составляют эмоционально-смысловые частицы. Главное их назначение – вносить дополнительные оттенки в значение предложения или отдельных его членов.

Прочитайте пары предложений, определите разницу в их значении.

1. Оля спокойно грызла семечки. – Лишь Оля спокойно грызла семечки.

2. Ира дочитала книгу до конца. – Ира дочитала книгу почти до конца.

3. Лена подготовила интересный доклад. – Даже Лена подготовила интересный доклад.

4. Жанна красиво танцует. – И Жанна красиво танцует.

5. У Наташи приятный голос. – Разве у Наташи приятный голос?

Задание 88. Прочитайте таблицу, заполните третий столбец своими примерами предложений с частицами.

Эмоционально-смысловые частицы

Частицы

Оттенки значения

Примеры употребления

-ка
ли, разве, неужели
как, что за
едва ли, вряд ли, вроде,
якобы, мол, де, дескать

даже, же, и, уж, ведь, таки
не
ни, далеко не, ничуть не,
вовсе не, отнюдь не, нисколько не
лишь, почти, только,
исключительно,
один
(= только)
вон, вот
именно, как раз, точь-в-точь,
приблизительно, прямо

смягчение требования
вопрос
восклицание

передача чужих слов или сомнение в них
усиление высказывания
отрицание
усиление отрицания



ограничение, выделение
указание
определение, уточнение

 
  • Возьмите на заметку! Частицы мол и дескать в предложениях являются вводными словами и поэтому выделяются запятыми:

Теперь, мол, нас никто не догонит. – Он, дескать, сам виноват.

Задание 89. Дано предложение Рита почистила зубы. Какие частицы можно в нем употребить? Запишите получившиеся предложения. Как меняется их смысл в зависимости от использованных частиц?

Задание 90. Поиграйте в «вопросы и ответы» с соседом по парте. Записывайте только ответы.

Образец

Ты кашу съел? – Не съел.
Игра закончилась? – Не закончилась!

Задание 91. Прочитайте предложения, найдите частицы, определите их значение.

1. Дескать, что тут особенного?

2. Женя почти бежала, подставляя лицо ветру.

3. С театральной сумочкой, подаренной Андреем, Клава ходила только в магазин, а в театр – никогда.

4. Не так уж часто современные молодые люди о цветах беспокоятся. Цветы вроде и ерунда...… Безделица вроде...…

5. Покупателей не было, одна продавщица сидела в уголке.

(А.Алексин)

6. До универмага они добрались лишь после обеда.

7. Только теперь ребята увидели паровоз, который почти два часа мчал их вперед.

8. Приходилось ли вам ходить рыбачьей тропкой?

9. Я понял, почему птицы так упорно держатся именно этого места.

10. Мол, знаем, что это за штука!

11. Однажды я даже увидел эту неуловимую разбойницу.

(Е.Носов)

  • Укажите предложения с синонимичными частицами.

  • Сочините рассказ, поставив в его начало одно из перечисленных предложений. Как дальше будут развиваться события? Подчеркните частицы, встретившиеся в вашем рассказе.

Задание 92. Проверьте себя! Спишите текст, расставьте недостающие запятые. Укажите частицы. Как меняют они смысл предложения?

Геолог знал что его звонка ждут с нетерпением. Именно сегодня именно сейчас…
Он взглянул на телефонистку, сидевшую за стеклянной перегородкой. Эта худенькая девушка все делала так деловито так по-взрослому что нетрудно было догадаться: она совсем недавно была школьницей. Выписывая квитанции, она низко склонялась над столом аккуратно выводила буквы и даже высовывала кончик языка, ну точь-в-точь так(же) как, наверно, писала в школьном классе сочинения по литературе или контрольные по математике.

(А.Алексин)

  • Произведите морфемный и словообразовательный разбор словоформ нетерпением, телефонистку, перегородкой, худенькая, недавно.

  • Докажите, что гласная в суффиксе существительного кончик написана верно.

  • А как вы пишете «сочинения по литературе или контрольные по математике»? Договоритесь с соседом по парте понаблюдать друг за другом во время этого процесса и поделитесь результатами своих наблюдений (или запишите их). Использовали ли вы в своих рассказах частицы?

Задание 93. Лингвистическое изложение с элементами сочинения. Прочитайте текст.

ВСЯКАЯ ВСЯЧИНА

Название «частицы» объединяет очень разные по значению и по роли служебные слова. Одни обеспечивают образование грамматических форм, другие выражают цель высказываний, третьи просто делают речь живой, яркой. Похоже, частицы – это такие служебные слова, которые просто не вошли ни в одну другую группу. Словом, всякая всячина.

(Н.Ильина)

  • Дополнительное задание: докажите справедливость утверждений, содержащихся во втором предложении.

§ 64. ПРАВОПИСАНИЕ ЧАСТИЦ

Задание 94. Частица лишь, а также просторечные ишь, вишь пишутся с ь. Запомнить это нетрудно: они оканчиваются на -ишь, а, как вам известно, -ишь – это глагольное окончание, и пишется оно только с мягким знаком: глядишь, смотришь. Кроме того, частица вишь ты на письме выделяется запятыми: Вишь ты, какая история!

Включите в предложения следующие выражения.

Лиш_ к вечеру; иш_ как побежал; виш_ ты, опять опоздал; лиш_ в пятницу; иш_ что затеял!

Задание 95. Запомните правописание частицы точь-в-точь. Всего по два: дважды точь повторяется, два мягких знака, два дефиса! А посредине – в. Точь-в-точь как в загадке: два конца, два кольца, а посредине гвоздик

Распределите словосочетания на две группы: с ь после шипящих и без ь.

Непромокаемый плащ_, пряч_ся быстрей, бульон горяч_, взрослая доч_, игра не стоит свеч_, почувствовал фальш_, черная туш_, сыграли туш_, лиш_ к середине тайма, негромкий плач_, выпускники училищ_, похожи точ_в_точ_, не плач_ по пустякам, решиш_ пять тысяч_ задач_ – попадеш_ в книгу рекордов!

Задание 96. Слышали такое просторечное выражение (на)ка(ся) выкуси? Когда оно используется? А как вы скобки раскроете?

Запомните! Частицы -ка и -то неразлучны с дефисом: он-то сделает, напишу-ка я ему, задача-то легкая, свежую-то колбасу поем, включи-ка видик...…

Запишите по пять словосочетаний с этими частицами и продиктуйте их соседу по парте.

Задание 97. А вот-таки частица таки не такая постоянная! Ср.:

все-таки успел, успел-таки, парень таки добился своего;

опять-таки опоздал, опоздал-таки, она таки настояла на своем;

так-таки я и сказал, сказал-таки, просторный таки дом выстроили.

  • Сформулируйте условия дефисного и раздельного написания частицы таки.

  • В каком стиле речи она чаще всего употребляется?

  • Придумайте несколько предложений, в которых возможно использование этой частицы, запишите их.

Задание 98. Еще одна «непостоянная» частица (и тоже просторечная) де (= дескать). После «подруг»-частиц пишется раздельно, после других частей речи – через дефис:

жена-де приказала он-де этого не хотел,

он-де отказался, она ли де подсказала.

  • Какой дополнительный оттенок значения придает частица де этим выражениям?

  • Включите эту частицу в следующие предложения. Как изменится их смысл?

1. Все _ грядки истоптали.

2. Испугался _ темноты-то!

3. Он бы _ не стал упрекать.

4. Долг я _ давно отдала тебе!

5. Я ли _ тебе не помогала!

Задание 99. Итак, всего два правила на правописание частиц – мягкий знак и дефис? А как быть с другими частицами: бы, ли, же, не, ни …? О не и ни разговор впереди, а вот с остальными все просто – пишите их раз-дель-но: это же часть речи, а не часть слова! Как бы, тут же, слышал ли (Только не путайте частицы с союзами тоже, также, чтобы – вернитесь к заданию 60).

Будьте осторожны при списывании, не запутайтесь!

Довольно(таки) долго (не)приходил; мысль(таки) верна; так(бы) и запел от радости; вот(бы) (с)ним встретиться; как(же) ты разорвал(то)? он(де) то(же) там был, что(бы) неповадно было; что(бы) ты хотел купить(то)? дай(ка) я(де) то(же) попробую; вот так(же) и вчера(то) было...…

§ 65. КАК РАЗЛИЧИТЬ ЧАСТИЦЫ НЕ И НИ?

Задание 100. Спишите примеры, сделайте выводы об особенностях употребления частиц не и ни.

НЕ

Не один ты устал; не раз был в зоопарке; как не возмутиться тут! чем не подарок! не знаю, что и думать; кто не приехал, многое потерял; не разобрал; передача не познавательная, а отупляющая.

НИ

Не дам ни глоточка; кто ни приходил, все восхищались; ни разу не ответил; ни один не пришел; что ни сделает, все загляденье; в комнате ни пылинки; нет ни капельки воды.

Задание 101. Потренируйтесь.

Сколько его н_ звали, он н_ оглянулся. Сколько лет н_ звал ты меня в гости! Как н_ крути, а отвечать придется. Да н_ крути ты ручку! Н_ одной мне мучиться. Н_ одной формулы н_ знал. На улице н_ души. В каких краях он только н_ бывал! Где бы он н_ бывал, везде находил друзей. Н_ разу тебя здесь н_ встречал. Иди и н_ оглядывайся. Пока несли, н_ раз уронили.

Задание 102. Что означают выражения?

Не могу не пойти, не можешь не гордиться, не может не набедокурить, не могла не плакать.

  • Какой смысл получают сочетания, соответствующие схеме не + словоформы глагола мочь + не + глагол неопределенной формы?

  • Заполните эту схему своими примерами, включите некоторые из них в предложения.

Задание 103

Иван Семенович Полупшенный в четверг зашел в школу – решил посмотреть, как Вова с Настей русскому языку учатся. Посидел на уроке, послушал их ответы. Ребята получили заслуженные пятерки и убежали в столовую. Иван Семенович не стал их дожидаться (некогда ему – у него теперь свой бизнес) и поэтому оставил записку: «Когда к вам не придешь, вы пятерки получаете». Прочитали Настя с Вовой записку и удивились:

– Что-то Полупшенный напутал! Ведь сегодня мы и при нем пятерки получили…

  • Что напутал Иван Семенович?

  • Придумайте свои предложения, в которых бы обнаруживалась подобная нелогичность. А сосед по парте пусть запишет предложения правильно!

Задание 104. Спишите предложения, заполните пропуски и раскройте скобки, расставьте пропущенные запятые.

1. И как(бы) вы н_ торопились поскорей дойти до воды (все)равно на спуске вы несколько раз ост_новитесь что(бы) взглянуть на дали (по)ту сторону реки. (К.Паустовский)

2. В парке мы н_ встретили н_ одного человека. (К.Паустовский)

3. Сколько н_ едеш_ в электричк_ всегда хочется дернуть т_рм_зной кран или хоть погладить его рукой. (В.Драгунский)

4. Я н_ выдержал и то(же) закр_чал. (В.Медведев)

5. Ребята закр_чали так громко что уже нельзя было разобрать н_ одного слова. (В.Медведев)

6. На дерев_ н_ было н_ одного воробья. (В.Медведев)

7. Это что же получается? «Н_ сна н_ отдыха измученной душе?» (В.Медведев)

8. Н_ одна заварка н_ сравнится с ракитовым чаем если пр_готовить его по всем правилам. (Е.Носов)

§ 66. КАК ОТЛИЧИТЬ ЧАСТИЦУ НЕ ОТ ПРИСТАВКИ?

Задание 105

Сравните примеры. Подумайте, почему в левом столбике пишется частица не, а в правом – приставка не- (или не- является частью корня)?

1.

Не осенний (холод)
Не далеко, а близко
Не тренировался
Не подруга
Ничуть не жарко
Не глубокий, а мелкий
Вовсе не интересный
Не допечь

неурожайный
недалеко
невзлюбил
невеста
нежарко
неглубокий, но широкий
неинтересный (рассказ)
недопечь

2. А как вы напишете не в следующих случаях?

(Не)веселый взгляд; (не)веселый, а грустный взгляд; сказал (не)лепость; взлетел (не)высоко; большое (не)счастье; (не)счастный случай; (не)доработал до срока; (не)доработал сочинение; ничуть (не)завидное положение; купил (не)рубашку...…

Задание 106. Объединим сведения о слитном и раздельном написании не в таблицу.

Слитное и раздельное написание не

Слитно

Раздельно

Часть корня

Без не не употребляется

Можно заменить близким по значению словом

Отрицание

Противопоставление (выраженное или подразумеваемое)

нейтральный
нейлон
нервничать
негодовать

недотрога
невинный
несдобровать
несчастный

неброский (= малозаметный)
недоверие (= подозрительность)
недешево (= дорого)

не знаю
не зеркало
нисколько не доброжелательно
не зря
не семь

не броский, а малозаметный
не доверие, а подозрительность
не вправо

Проверьте себя:

(Не)дальновидный шаг; выполнил (не)добросовестно; (не)заурядные способности; провозгласили (не)зависимость; (не)был на вечере; (не)изгладимое впечатление; (не)изгладился из памяти; отнюдь (не)дружелюбный; путь (не)близкий, но приятный; часто (не)досыпает.

Задание 107. Спишите предложения, взятые из русской народной сказки «Поди туда – (не)знаю куда».

1. В (не)котором царстве жил-был царь, холост – (не)женат.

2. Ходил Андрей-стрелок целый день по лесу – (не)посчастливилось, (не)мог на дичь напасть.

3. Прошло (не)много времени.

4. Сумел меня взять, умей и удержать – (не)спешным пирком да за свадебку.

5. (Не)запить это, (не)заесть, никаким зельем (не)заворожить.

6. Стоит перед царем (не)сказанная красота.

7. (Не)стрельчихой ей быть – на роду ей написано быть царицей.

8. Воротился царь во дворец и задумал думу (не)хорошую.

9. Спрашивает Марья-царевна Андрея: «Что (не)весел? Или (не)взгода какая?».

  • Обратите внимание на отрицательное местоимение никаким. В нем пишется приставка ни, так как она безударная. Ср.: некогда – никогда. Об этом мы будем говорить позже, так же как и о различии приставки и частицы ни.

Задание 108. Решаем лингвистическую задачу.

(Не)всегда (кстати, как вы напишете это наречие?) можно однозначно утверждать: здесь не является частицей или здесь не является приставкой. Вот пример из предыдущего задания: Что (не)весел? Здесь возможно двоякое толкование и, соответственно, двоякое написание.

1) Что невесел? – утверждается грустное, печальное состояние; можно спросить иначе: Что грустен? или Что печален? То есть слово с не мы заменяем близким по смыслу словом без не. В этом случае не – приставка, и пишем мы ее, естественно, слитно.

2) Что не весел? – отрицаем веселое состояние, подразумеваем противопоставление (а печален). Здесь не – уже частица, и пишется она раздельно.

  • С данными словами придумайте по два предложения – со слитным и раздельным написанием не. Аргументируйте свою позицию.

(Не)трудный, (не)богат, (не)далеко, (не)надолго.

Не забывайте о том, какой смысл вы вкладываете в свое высказывание с не!

Задание 109. Есть такой фразеологический оборот – набить (набивать) руку. Он имеет значение «вырабатывать навык, приобретать сноровку в чем-либо». Предлагаю вам тоже набить руку – в правописании не, приставки и частицы. Мальчики выбирают слитные написания, девочки – раздельные. Желаю успеха!

1. Летом я читал иногда книжки, только (не)учебные, а какие-нибудь сказки или рассказы.

2. Федя (не)давно уехал со своими родителями из нашего города.

3. Ребята смотрели на меня и (не)доверчиво улыбались.

4. А может, это еще (не)правда, вот мы у Ольги Николаевны спросим.

5. Море такое большое, что если на одном берегу стоишь, то другого берега даже (не)видно….

6. (Не)известно, что еще рассказал бы Глеб Скамейкин про море.

7. Вы нам н_когда в жизни (не)надоедите.

8. Если б еще (не)много, совсем бы из сил выбился.

9. Теперь уже точно известно, что это (не)сказки.

10. Вдруг отворилась дверь, и на пороге появился (не)знакомый ученик.

11. Моя младшая сестра теперь думает, что меня можно совсем (не)слушаться, будто я ей вовсе (не)старший брат.

12. Я (н_)минуточки (не)могу посидеть спокойно, пока дела (не)сделаю.

13. Шишкин (не)пропустил в наши ворота н_ одного мяча.

14. Вечно с ним случались какие-то (не)доразумения.

15. Я засел за уроки (не)сразу.

16. Ну что же тут (не)понятного?

(Н.Носов)

Задание 110. Внимание: трудные случаи! Вспомним два примера из задания 104: (не)доработал до срока – (не)доработал сочинение. Первый глагол свидетельствует о том, что действие не доведено до конца, то есть не имеет свойственный этой частице отрицательный смысл: доработал до срока – не доработал до срока. Во втором примере говорится о неполноте, недостаточности действия, поэтому в глаголе выделяем приставку недо-: недоработал сочинение. В этом случае приставка недо- антонимична приставке пере-. (Ср.: недосолить – пересолить).

По этому поводу есть старый анекдот.

«Негры в Америке часто (не)доедают. Поэтому просим, что они (не)доедают, присылать нам!»

  • Как вы напишете не в первом и втором случаях?

С данными глаголами придумайте по два предложения: со слитным и раздельным написанием не.

(Не)досмотреть, (не)доплачивать, (не)доставать, (не)договорить.

Задание 111. Запишите текст, оформив его орфографически и пунктуационно.

Под т_ж_лым (не)бом, по_пертым частыми елками, нет (н_)м_лейших намеков на дв_жение солнца. Но когда солнце садится барсук это знает в своей темн_й н_ре и (не)много спустя с б_льшой ост_рожностью пробует выйти на свою н_ч_ную охоту. (Н_)раз, высунув нос, он фыркнет и спрячется и вдруг с (не)обычайной жив_стью выск_чит и охотник (не)успеет м_ргнуть.

(М.Пришвин)

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ ЧАСТИЦ

Задание 112. Подготовьте рассказ «Что я знаю о частицах», опираясь на следующие примеры.

1. Им уж теперь не до раков, только бы добраться домой.

2. Пусть ежик живет у меня и ловит мышей.

3. Куда я ни поплыву, всюду за мной плывет Хромка.

4. Хорош и я сам!

5. Вот с этого раза все и кончилось у курицы с гусями.

6. Пора, мол, валенки отдать охотнику на пыжи.

7. После дед избаловался, в реку стал лазить только в валенках.

8. Что за диво!

9. В лесу скоро начнется свой, нечеловеческий порядок.

10. На южном берегу реки чуть-чуть позеленело, и эта зелень даже отразилась немного у края голубой реки.

11. Нигде ни одного следа.

12. После я догадался, что это не белка, а птица ореховка воткнула орех в берестяную трубочку.

(Из рассказов М.Пришвина)

Задание 113. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы и запятые, раскрывая скобки.

Теплый дождь (с)грозой ра_ш_велил и еж_ка, спавшего всю зиму (в)кусту, под толст_м слоем л_ствы. Еж стал ра_вертываться а л_ства (над)ним – подн_маться. Я раз это видел своими глазами и мне даже (не)мно_ко страшно стало: сама ведь подн_мается л_ства.
Вот он разв_рнулся и м_хнат_ньк_ю морд_чку с ч_рным с_бачьим нос_ком высунул. Только высунул вдруг ветер ш_вельнул стар_ми дубов_ми листьями и вышло из этого шума я_ственно: «Е-ш-ш-ш». Как тут (н_)и_пугаться!

(М.Пришвин)

  • Укажите все частицы, определите их роль.

  • Объясните написание 4–5 слов с пропусками.

  • Произведите морфемный и словообразовательный анализ слов ра_ш_велил, (не)мно_ко, м_хнат_ньк_ю морд_чку.

Задание 114. Спишите текст, раскройте скобки, объясните написание не или ни.

1-й вариант

Утка была (н_)одна на полу. С ней рядом бегал один утенок, очень беспокоился и (н_)прерывно свистел. Этот утенок, как и все другие, был ростом с (н_)большой огурец. Как(же) мог такой(то) воин перелезть через стену корзинки высотой (н_)менее как сантиметров в тридцать? А утята, заключенные в корзине, свистели, рвались на волю и ничего (н_)могли сделать.

(М.Пришвин)

2-й вариант

(Н_)подалеку от себя я разглядел птицу такого(же) цвета, как эта прошлогодняя листва, с большими черными выразительными глазами и носом длинным, (н_)менее половины карандаша.

Мы сидели (н_)подвижно; когда вальдшнеп уверился, что мы (н_)живые, он встал на ноги, взмахнул своим карандашом и ударил им в горячую прелую листву.

(Н_)возможно было увидеть, что он там достал себе (из)под листвы, только на носу у него остался один круглый осиновый листик.

(М.Пришвин)

§ 67. СВЯЗКА

Задание 115. Разбейте предложения на две группы в зависимости от роли слова быть – глагола или связки.

1. Надо, чтобы в доме телевизор был обязательно.

2. В огороде все было посажено.

3. Дом и так был не очень грязненький, а тут совсем заблестел.

4. У одних родителей мальчик был.

5. Дядя Федор зверей любил, и у него с мамой всегда были разные споры.

6. А однажды было так.

7. Будет у нас сторожевой кот.

8. Пришлите мне, пожалуйста, трактор, и чтоб он был веселый и от дождя закрытый.

(Э.Успенский)

Задание 116. Сравните. Я буду в пять (= приду). – Я буду автомехаником. (Лексического значения нет.) Придумайте несколько предложений, в которых бы проявлялась двойная роль слова быть.

Задание 117. Спишите предложения, найдите глаголы-связки, синонимичные связке быть. Выделите грамматические основы.

В избе было непривычно безлюдно.

Стало Фомичу немного легче и как бы веселее.

Спиряк приходился старшим братом прудковскому бригадиру.

(Б.Можаев)

Каждая ива над заглохшей рекой кажется своей, очень знакомой.

Мещерский край является одним из немногих лесных островов, остатком «великого пояса хвойных лесов».

Вечерняя роса бывает такой обильной, что даже блестит ночью.

Стоит провести две ночи в лесу, и снова обостряется слух, зорче делается глаз, тоньше обоняние.

(К.Паустовский)

Задание 118. Докажите, что в последнем предложении предыдущего задания при сказуемом тоньше есть нулевая связка. В данных предложениях укажите нулевую связку. Не забудьте поставить тире там, где подлежащее и сказуемое выражены именами существительными.

Приметы на дорогах это не главные приметы.

Самая простая примета дым костра.

Большинство озер все же черные.

Разнообразие трав в лугах неслыханное.

Вася знаток своих мест.

(К.Паустовский)

Задание 119. Спишите текст, раскрывая скобки и заполняя орфографические и пунктуационные пропуски.

Мещера остаток лесного океана. Мещерские леса в_лич_ственны, как к_федральные с_боры. Даже старый пр_(ф,фф)е(с,сс)ор, ничуть (н_)склонный к поэзи_, написал в и(зс,сс,с)ледовани_ о Мещерском кра_ такие слова (з,с)десь в м_гуч_х с_сновых б_рах так светло что на сотни шагов вглу_ь видно прол_тающую птицу.

(К.Паустовский)

  • Выпишите из текста примеры разнообразных «нулей» в русском языке: нуль звука (беглые гласные), нулевое окончание, нулевая связка.

  • Докажите, что в тексте представлены все служебные части речи. Определите грамматическую роль каждой из них.

Продолжение следует

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru