Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №13/2005

МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ

В.В. ЛУХОВИЦКИЙ,
г. Москва

Продолжение. Начало в № 12/2005


Лексика

Рабочая тетрадь к учебнику «Русский язык. 5-й класс» под редакцией М.В. Панова

ТЕМА 2. ТИПЫ СЛОВ В ЯЗЫКЕ (§ 32–39)

1. Слова знаменательные и местоименные

Прочитай отрывок из повести «Там, вдали, за рекой...…» и ответь на вопросы после текста.

Ю.Коринец

ТАМ, ВДАЛИ, ЗА РЕКОЙ…

– А у тебя талант! У кого же еще талант, как не у тебя! Искать надо! Иди и ищи!
– Чего искать?
– Этвас! – ревел дядя.
– Где?
– Доннерветтер! – Дядя выходил из себя. – Ищи в себе! В себе! Рисуй! Работай! И тогда получится этвас!
Успокоенный, я убегал и опять принимался рисовать! Я рисовал как одержимый. Через некоторое время я приносил дяде сразу пятьдесят рисунков. Дядя внимательно рассматривал их.
Иногда, схватив какой-нибудь рисунок, дядя вскакивал и начинал бегать по комнате, размахивая этим рисунком.
– Молодец, – грохотал дядя. – Вот это этвас! Это прекрасно! Изумительно! Потрясающе! Это явление! Шедевр! Продолжай в том же духе, и из тебя получится человек!
И я продолжал. Самые лучшие рисунки, те, в которых был этвас, я отдавал дяде. Он хранил их в особой папке.
Я любил показывать свои рисунки друзьям. Я рассказал всем, что у меня есть дядя, который прошел огонь, воду и медные трубы и увидел в конце страшное чудовище. Называется это чудовище «этвас».
– Когда я вырасту, – говорил я, – дядя возьмет меня с собой. Мы пройдем огонь, воду и медные трубы. И тогда я увижу этвас. И притащу его домой.
«Этвас» значило «нечто» – по-немецки. Дядя очень любил это слово.
С восьми лет это этвас не давало мне покоя. Оно причиняло мне очень много хлопот. Оно снилось мне по ночам. Я думал о нем днем. Думал дома. Думал во дворе. Думал, когда шел в школу. Думал на уроках.
Я без конца рисовал это этвас на бумаге. И всегда по-разному.
То была огромная рыба, похожая на кита, которая глотала пароходы, шлюпки и острова. То была многоглазая, многорукая и многоногая птица, вроде той, которую я видел у дяди на прялке. Я рисовал, как она глотала луну, звезды и дирижабли.

1. К какому типу самостоятельных слов относится слово этвас?

2. Почему этвас можно было изображать по-разному?

3. Найди восклицательные предложения. Какие слова в них подсказывают, что предложения выражают сильные эмоции?

Л.Кэрролл

АЛИСА В СТРАНЕ ЧУДЕС

Кролик надел очки.
С чего начинать, Ваше Величество? спросил он.
Начни с начала, важно ответил Король, и продолжай, пока не дойдешь до конца. Как дойдешь – кончай!
Воцарилось молчание. Вот что прочитал Белый Кролик.

Я знаю, с ней ты говорил
И с ним, конечно, тоже.
Она сказала: «Очень мил,
Но плавать он не может».
Там побывали та и тот
(Что знают все на свете),
Но, если б делу дали ход,
Вы были бы в ответе.
Я дал им три, они нам – пять,
Вы шесть им посулили,
Но все вернулись к ним опять
Хотя моими были.
Ты с нею не был вовлечен
В такое злое дело,
Хотя сказал однажды он,
Что все им надоело,
Она, конечно, горяча,
Не спорь со мной напрасно.
Да, видишь ли, рубить сплеча
Не так уж безопасно.
Но он не должен знать о том
(Не выболтай случайно),
Все остальные ни при чем,
И это наша тайна.

– Это очень важная улика, – проговорил Король, потирая руки. – Все, что мы сегодня слышали, по сравнению с ней бледнеет. А теперь пусть присяжные обдумают свое…
Но Алиса не дала ему кончить.
– Если кто-нибудь из них сумеет объяснить мне эти стихи, – сказала Алиса, – я дам ему шесть пенсов. (За последние несколько минут она еще выросла, и теперь ей никто уже не был страшен.) Я уверена, что в них нет никакого смысла!

1. Расставь недостающие тире в первом абзаце.

2. Что ты можешь сказать о Короле по его первой реплике?

3. Согласен ли ты с Алисой, что в стихах «нет никакого смысла»?

4. Почему нельзя точно понять смысл стихов? Какую роль играют в стихах местоимения?

2. Междометия

Прочитай «Строки, сочиненные Медведем с опилками в голове».

– Послушай, Кенга, – сказал Пух, – интересно, ты любишь стихи?
– Не особенно, – сказала Кенга.
– А-а, – сказал Пух.
– Ру, дорогой мой, еще разок прыгни, и нам пора домой!
Наступило недолгое молчание. Крошка Ру свалился в очередную мышиную нору.
– Ну, давай, давай! – громко прошипел Кролик, прикрывая рот лапкой.
– Кстати, о стихах, – продолжал Пух. – Я как раз сочинил небольшой стишок по дороге. Примерно такой. М-м-м... Минуточку...
– Очень интересно, – сказала Кенга. – А теперь, маленький мой Ру...
– Тебе понравится этот стишок, – сказал Кролик.
– Ты его полюбишь, – пропищал Пятачок.
– Только слушай очень-очень внимательно, – сказал Кролик.
– Ничего не пропусти, смотри, – пискнул Пятачок.
– Да, да, – сказала Кенга. Но, увы, она не сводила глаз с Крошки Ру.
– Так как там говорится, Пух? – спросил Кролик.
Пух слегка откашлялся и начал:

Строки, сочиненные Медведем
с опилками в голове

На днях, не знаю сам зачем,
Зашел я в незнакомый дом,
Мне захотелось Кое с Кем
Потолковать о Том о Сем.

Я рассказал им, Кто, Когда,
И Почему, и Отчего,
Сказал, Откуда, и Куда,
И Как, и Где, и Для Чего;

Что было Раньше, что Потом,
И Кто Кого, и Что к Чему,
И что подумали о Том,
И Если Нет, то Почему?

Когда мне не хватало слов,
Я добавлял то «Ах», то «Эх»,
И «Так сказать», и «Будь здоров»,
И «Ну и ну!», и «Просто смех!».

Когда ж закончил я рассказ,
То Кое-Кто спросил: – И все?
Ты говорил тут целый час,
А рассказал ни то ни се!.. Тогда...

– Очень, очень мило, – сказала Кенга, не ожидая рассказа о том, что произошло тогда. – Ну, самый, самый последний разок прыгни, Ру, дорогой мой, и марш домой!
Кролик подтолкнул Пуха локтем в бок.
– Кстати, о стихах, – поспешно сказал Пух. – Ты когда-нибудь обращала внимание на вон то дерево, во-он там?
– Где?.. – сказала Кенга. – Ну, дорогой малыш...
– Во-он там, впереди, – сказал Пух, показывая за спину Кенги.
– Нет!.. – сказала Кенга. – Ну, Ру, дорогой мой, прыгай в карман, и пошли домой!
– Нет, ты обязательно посмотри на вон то дерево, во-он там, – сказал Кролик. – Ру, хочешь, я тебя подниму? – И он взял Крошку Ру в лапы.
– А на вон том дереве птичка сидит, – сказал Пух. – А может, это и рыбка.
– Конечно, там птичка сидит, – сказал Кролик, – если только это не рыбка.
– Это не рыбка, это птичка, – пискнул Пятачок.
– Так оно и есть, – сказал Кролик.
– Интересно: это скворушка или дрозд? – сказал Пух.
– В этом весь вопрос, – сказал Кролик. – Дрозд это или скворушка?
И тут наконец Кенга повернулась и посмотрела на вон то дерево.
И в тот момент, когда она отвернулась, Кролик громким голосом сказал:
– Ру, на место!

1. Зачем Пух рассказывает Кенге эти стихи?

2. Подчеркни в стихотворении одной чертой знаменательные слова, двумя чертами – местоименные. Каких слов больше? Как это связано с хитрым планом Кролика и Пуха?

3. Обрати внимание на слова, взятые в кавычки. Почему эти слова автор добавлял, «когда не хватало слов»? Чем они отличаются от всех известных тебе типов слов?

4. Найди во всем тексте примеры междометий.

5. Придумай и запиши предложение, в котором словосочетания будь здоров, просто смех не будут являться междометиями.

3. Слова нарицательные и собственные

Радий Погодин

ЗЕМЛЯ ИМЕЕТ ФОРМУ РЕПЫ

Радий Погодин известен рассказами о жизни ваших сверстников. В книжке «Земля имеет форму репы» автор остроумно соединяет самую обычную жизнь со сказкой и волшебством.

Жеребенок Миша затосковал. Его очень огорчало то обстоятельство, что у него фамилии нет. Миша и все. Была в этом деле какая-то тайна. Однажды Миша подошел к милиционеру товарищу Марусину и спросил:
– Скажите, пожалуйста, откуда у вас такая фамилия – Марусин?
– Как откуда? У меня дочка Маруся. Значит, я чей?
– Марусин, – догадался Миша. – Марусин папа.
Похудел жеребенок Миша. От размышлений похудел. И дома, и на улице все размышлял – чьим бы ему стать, чтобы фамилия у него была. Попугаев Вовка объяснил ему в насмешливом тоне:
– Чего ты нос повесил? Необязательно быть чьим-то. Можно быть каким-то. Я вот Попугаев, потому что я всех пугаю. Я очень страшный. А ты рыжий. Пусть и фамилия у тебя будет Миша Рыжий.
Но Мишке такая фамилия не понравилась. «Чьим-то быть лучше», – думал Миша. Попугаев Вовка свое:
– Можно по работе, которую делаешь. Например, Кузнецов. Или Моряков. Я, когда вырасту, буду Моряковым. Или Летчиковым.
«По работе хорошо, – думал Миша. – Но чьим-то все равно лучше». И набрел он на маленькую речку. Текла она в траве тихо и сверкала солнечными бликами. Как бы улыбалась.
– Здравствуйте, – сказал Миша. – Как вас зовут?
– Просто речка, – ответила речка. – Я безымянная.
– А у меня фамилии нет, – пожаловался Миша. – Я просто Миша.
Они помолчали. Речка поглядывала на Мишу солнечно и голубоглазо. И так стало Мише возле нее хорошо, что он вдруг сказал:
– Хотите, я буду вашим? Мишей Речкиным.
– Хочу, – ответила речка и засмеялась. – А я твоей буду. Имя у меня тогда будет Мишина речка.
Им обоим стало очень приятно и весело.

1. Какие способы образования фамилий здесь названы? Приведи свои примеры. Как еще могут образовываться фамилии в русском языке? Назови наиболее известные английские фамилии. Во многих языках самая распространенная фамилия связана с профессией кузнеца: Смит, Шмидт, Ковалев, Кузнецов и другие. В чем особенность образования русских фамилий?

2. Верно ли объяснил Вовка свою фамилию?

3. Дай другие объяснения фамилии Вовки. Можно ли точно определить происхождение Вовкиной фамилии?

4. Почему автор написал про голубую речку, что она поглядывала на Мишу солнечно и голубоглазо? Почему эти слова соединены союзом и?

5. Почему Миша в разговоре с речкой использует местоимение ваш, а речка – твой?

6. Почему жеребенок стал Мишей Речкиным, а речка стала всего-навсего Мишиной речкой?

7. Действительно ли у речки появилось имя? Почему в этом можно сомневаться?

8. – Хочу, – ответила речка. И засмеялась: – А я твоей буду. Имя у меня тогда будет Мишина речка.

Сравни этот вариант предложения с авторским: как изменилась пунктуация, как это повлияло на смысл предложения?

Юрий Ряшенцев

МАКОВНИКИ И ИХ ОБИТАТЕЛИ

Юрий Ряшенцев известен как автор замечательных детских стихов. Его повесть «Маковники и их обитатели» впервые была напечатана в журнале «Новый мир» в 1994 году. Эта повесть с мягким юмором рассказывает о наших современниках – жителях одного из старинных районов Москвы.

Никакого белого «Мерседеса» у Фернанделя, конечно же, не было.
Не подумайте, пожалуйста, что в Маковниках так уж никто и не знает, что «Мерседес» – это женское испанское имя, стало быть, не склоняется. Знают, знают, не все, конечно, но кое-кто. А некоторые знают даже, что владелец автомобильной фирмы «Бенц» назвал так новую некогда модель в честь погибшей дочери. Но маковнические интеллигенты чаще всего не желают выглядеть чужими в своем отечестве. А попробуйте произнести фразу «Никакой белой “Мерседес” у Фернанделя не было» и при этом не вызвать у нормального маковчанина презрительного взгляда: тоже, мол, при галстуке, а падежов не знает. И похоже, что в презрении своем он прав: ведь не хуже стало по-маковнически-то, а лучше – какая это вам «белая» «Мерседес» мощью в несколько табунов.

1. Сравни две фразы:

Никакого белого «Мерседеса» у Фернанделя не было и

Никакой белой «Мерседес» у Фернанделя не было.

Что можно изменить в написании имени собственного во второй фразе, чтобы она стала верной, и какой смысл оно приобретает в таком случае?
Используя материалы этого текста, расскажи, какие изменения в значениях имен собственных могут происходить; как это отражается на грамматике.

2. Почему последняя фраза звучит комично?

4. Имена собственные и наименования

Сравни две группы слов, обращая особое внимание на их правописание:

1. Альфа Центавра, Земля, Нью-Йорк, Памир, Онтарио, Мария, Реке, «Лада», «Мерседес».

2. «Три мушкетера», «Трое в лодке, не считая собаки», «Московские новости», Индийский океан, Московский Художественный академический театр.

Оказывается, внутри большой группы собственных можно выделить подгруппу наименований, написание которых регулируется особыми правилами. Допиши предложение, сформулировав таким образом самое главное правило:

В кавычки берутся наименования...

Иногда бывает трудно определить, собственное это существительное или нарицательное. Прочитай словосочетания и сделай письменно вывод о том, какие группы слов не считаются в современном русском языке именами собственными: спаниель, «Волга» (автомобиль), антоновка, «После бритья» (крем), колибри, «Икарус» (автобус), испанец, «Боинг-707» (самолет), «Вдохновение» (шоколад), шампанское, «Панасоник» (видеомагнитофон), георгины.

На примере слов «Вдохновение» и антоновка покажи, как может осуществляться переход имен собственных в нарицательные и наоборот.

5. Обобщение по теме

Составь план ответа по теме «Типы слов в языке», используя вопросительные предложения (не более 5–6 пунктов).

1.
2.
3.
4.
5.
6.

Расставь знаки препинания и укажи все типы слов в предложениях.

1. Кар-р кар-р По дороге солдат идет Жар-р кар-р Куда же ты Серый каркает Ворона

2. Старый дядька Черномор с ними из моря выходит и попарно их выводит чтобы остров тот хранить

3. Что за станция такая, Дибуны или Ямская

ТЕМА 3. ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА (§ 40–50, 65)

1. Тематические группы слов

Что можно сказать о значении слова стоять, если его сравнить с несколькими группами слов: ехать, бежать, идти; сидеть, лежать; падать, качаться?

Стоять – это значит...

Чем различаются значения следующих слов в тематических группах?

  • Кромка, окраина, обочина, периферия, опушка.

  • Дело, работа, ремесло, труд, служба, профессия, занятие, промысел, творчество.

  • Борьба, сражение, бой, битва, побоище, вражда, поединок, дуэль, сеча, драка, стычка, схватка, единоборство, столкновение, баталия.

  • Друг, товарищ, приятель, знакомый, коллега, единомышленник, союзник, кореш.

  • Командир, начальник, зачинщик, заведующий, руководитель, организатор, голова.

  • Смелость, храбрость, мужество, самоотверженность, бесстрашие, решительность, безрассудство, отвага, риск, доблесть, дерзость.

  • Обещание, клятва, обет, зарок, слово.

  • Улица, проспект, бульвар, шоссе, переулок, проезд, магистраль.

  • Ненависть, отвращение, презрение, антипатия, неприязнь.

  • Имя, название, наименование, прозвище, псевдоним, заглавие, заголовок, кличка, титул, шапка.

  • Врач, доктор, медик, лекарь, эскулап, коновал, знахарь, исцелитель.

  • Собрание, заседание, съезд, конгресс, конференция, симпозиум, летучка, консилиум, пленум, совещание, сборище, шабаш.

  • Путешествие, поездка, странствие, вояж, круиз, поход, турне, рейд.

  • Враг, недруг, противник, недоброжелатель, ворог, супостат, неприятель, злопыхатель, антагонист.

  • Поэт, пиит, бард, стихотворец, стихоплет, певец, песня, рифмоплет, виршеплет, рифмач.

Нет ли среди этих групп таких, которые можно объединить в одну?

2. Лексическое значение. Словарная статья (§ 40, 41, 65)

Описать лексическое значение можно по-разному.

Найди в Приложении к учебнику (стр. 273–275) толкования значений слов бегемот, кондуктор, дерево. Что общего во всех трех определениях? Обрати внимание:

бегемот – это такое млекопитающее;
кондуктор – это такой работник;
дерево – это такое растение.

Как соотносятся между собой левые и правые части этих пар? Допиши по нескольку слов в каждую тематическую группу:

млекопитающие – ...;
работники – ...;
растения – ... .

Итак, первый способ толкования лексического значения – это толкование с помощью родового понятия (названия тематической группы).
А с помощью чего определены в Словаре С.И. Ожегова значения слов верный, толковый?
Закончи предложение:

Второй способ толкования лексического значения – это ... .

Наконец, есть довольно большая группа слов, значение которых очень легко определить с помощью однокоренных слов.
Найди на стр. 275 слово, значение которого объясняется с помощью однокоренного слова.
Прочитай отрывок из фантастического романа С.Лема «Звездные дневники Йоны Тихого».

ПУТЕШЕСТВИЕ ЧЕТЫРНАДЦАТОЕ

Забрал ракету из мастерской. Очень хорошо выглядит, только рули не в тон с остальным. Перекрасил их сам в желтый цвет. Гораздо лучше. Одолжил у профессора Тарантоги том Космической энциклопедии на «И» и переписал статью об Интеропии. Вот она:
«ИНТЕРОПИЯ. 6-я планета двойного (красного и голубого) солнца в созвездии Тельца. 8 континентов, 2 океана, 167 действующих вулканов. Сутки – 20 часов, климат теплый, условия жизни хорошие.
Обитатели:
а) Ардриты – господствующая раса, разумные существа.
Столица Тентотам, 1 400 000 жителей. Главные промышленные центры: Гаупр, Друр, Арбагеллар.
В последние годы все большую роль в общественной и культурный жизни играют сепульки (см.).
Искусство: танец, радиоакты, сепуление».
В этой статье все для меня было ясно, за исключением упоминаний о сепульках.
Я пошел к Тарантоге, чтобы посмотреть статью о сепульках. Нашел короткую информацию:
«Сепульки – играющий значительную роль элемент цивилизации ардритов (см.) с планеты Интеропия (см.). См. Сепулькарии».
Я последовал этому совету и прочитал:
«Сепулькарии – устройства, служащие для сепуления (см.)».
Поискал сепуление, там было:
«Сепуление – занятие ардритов (см.) с планеты Интеропия (см.) См. Сепульки».
Круг замкнулся, больше искать было негде. Я ни за что не признаюсь профессору Тарантоге в своем невежестве, а спросить больше не у кого. Жребий брошен – еду на Интеропию. Отправляюсь через три дня.

Какой способ толкования лексического значения слова сепульки использовали авторы этой фантастической энциклопедии? Почему этот способ в данном случае оказался неудачным?

А теперь попробуй самостоятельно определить лексическое значение слов:

веселый ( ) – ...;
покраснеть ( ) – ...;
вертолет ( ) – ... .

В скобках запиши выбранный тобой способ толкования лексического значения.

3. Из чего состоит словарная статья в толковом словаре?

Найди в статье к слову крокодил (стр. 275) толкование слова, примеры, грамматические пометы.

Что означает в русском языке слово сундук?
Сравни приведенные ниже толкования этого слова по четырем словарям: 1) «Толковому словарю живого великорусского языка» В.И. Даля; 2) «Толковому словарю русского языка» под редакцией Д.Н. Ушакова; и 3) «Словарю русского языка» С.И. Ожегова.

1. Укладка, вольный ящик с крышкою на навесках, обычно с замком, нередко окованный и со скобами.

2. Ящик с крышкою на петлях и замком, обычно окованный и со скобами, для хранения вещей.

3. Большой ящик для хранения вещей с крышкою на петлях и с замком.

Подчеркни слова, которые встречаются во всех определениях.

Какие выводы о каждом из словарей можно сделать из этого сравнения?

Сравни определение русского слова запонка по трем словарям: 1) «Толковому словарю живого великорусского языка» В.И. Даля; 2) семнадцатитомному «Словарю современного русского литературного языка»; 3) «Словарю русского языка» С.И. Ожегова.

1. Застежка, обычно в виде двойной пуговки, на стерженьке или цепочке.

2. Металлическая или костяная застежка, вдеваемая в петли на манжетах и вороте мужской рубашки.

3. Застежка, вдеваемая в петли воротника и манжет мужской рубашки.

Какое толкование кажется тебе наиболее точным? Попробуй обосновать свой выбор.
Труднее всего бывает дать точное толкование самым простым, привычным словам. Попробуй определить лексическое значение слова лежать.

А теперь сравни свое определение с теми, которые дают в своих словарях В.И.  Даль и Д.Н. Ушаков:

«Находиться в положении по уровню поперек отвеса, противоположное стоять, покоиться плашмя. Человек лежит, покоясь на чем-то, растянувшись или свернувшись так, чтобы дать ногам покой, и вообще не напрягая мышц».

«Находиться в горизонтальном положении, быть распростертым на чем-то».

Какое из этих определений тебе нравится больше? Чем именно? Какое из них больше походит на научное определение какого-нибудь понятия в учебниках математики и природоведения?

В словарных статьях нужно обращать внимание не только на толкование лексического значения, но и на примеры, которые могут многое нам объяснить. Прочитай примеры к слову неволя:

1. Всяк под неволей у страстей своих. Неволя – барский дом: походя напьешься, стоя выспишься. И медведь в неволе пляшет. Такая воля, что рад и неволе.

2. В неволе тихой увядая, Мария плачет и грустит. (Пушкин) Горькая неволя.

Допиши предложения:

Примеры под номером ... … взяты из словаря Ушакова, а под номером ...… – из словаря Даля. Я так считаю потому, что ...… .

 4. Многозначность. Типы переноса значения (§ 42–45)

Французское слово toilette обозначало когда-то «кусок полотна», затем – «столик, покрытый этим полотном», затем «комнату, в которой стоит этот столик». По сходству или по смежности происходил перенос значений во французском языке? Как образовалось современное значение этого слова в русском языке?

Прочитай словарные статьи к слову «карусель» из нескольких словарей, составленных в разное время.

1. Карусель – конная потеха, конеристалище. (1769 г.)

2. Карусель, итал. – рыцарские игры; упражнения, состоящие обыкновенно в бегании на лошадях и в колесницах и в снимании на всем бегу колец и проч. Для забавы и веселения дам делают иногда карусели в санях…... (1804 г.)

3. Карусель, итал., от лат. 1) Воинские игры в подражание турнирам. 2) Удовольствие простого народа на Масленице или на Пасхе, состоящее в катании кругом оркестра в особо устроенных на площади палатках. (1871 г.)

4. Карусель, итал. 1) Вращающаяся площадка с сиденьями в виде лошадок, лодок и т.п. для катания. 2) Разг. Стремительное движение по кругу. (1986 г.)

Как менялось значение слова? По сходству или по смежности осуществлялся перенос значения? Что обозначает помета разг.?

Укажи в скобках тип переноса значения в выделенных словах.

Сели обедать. Первое блюдо ( ) съел молча.

В правом крыле ( ) здания находится кинотеатр.

Жилось ему порядочно скверно, но он не имел сил сбросить с себя ярмо и покорно тащил житейский воз. ( ) (Салтыков-Щедрин)

На картине изображена женщина с печатью ( ) горя на лице.

По отзывам печати концерт был очень интересен.

В современной разговорной речи многие слова получили новые значения. Укажи в скобках тип переноса значения в каждом случае.

Ящик – «телевизор». ( )
Бумага – «документ». ( )
Шишка – «начальник». ( )
Слинять – «исчезнуть, уйти». ( )
Пилить – «ругать, читать нравоучения». ( )

Придумай и запиши небольшой диалог двух автолюбителей, активно использующих в переносном значении слова: зебра, баранка, кирпич, дворники, резина.

5. Языковые регулярные метафоры

Уже давно многие ученые заметили очень интересную особенность образования новых, переносных значений. Рассмотрим эту особенность на примере слов весна и осень. Сравни словарные статьи к этим словам, взятые из 17-томного «Словаря современного русского литературного языка»:

Весна – 1. Время года, сменяющее зиму... 2. Перен. Молодость (обычно в поэтической речи). Куда, куда вы удалились, весны моей златые дни? (Пушкин)

Осень – Одно из четырех времен года... // Перен. О приближении конца, увядании (чувств молодости). Здравствуй, осень моей жизни! (Куприн)

Очевидно, что переносное значение в обоих случаях образовалось по одной «схеме»: время года сравнивается с возрастом человека. (Кстати, это перенос по сходству или по смежности?) Можно смело предположить, что зима может обозначать старость, а лето – зрелость человека.

Ученые-лингвисты проанализировали все переносные значения слов, основанные на сходстве, и вывели «формулы», по которым они образуются. Перечислим здесь некоторые из них:

1. «От животного – к человеку».
2. «От человека – к животному».
3. «От неживой природы – к человеку».
4. «От человека – к неживой природе».
5. «От растения – к человеку».
6. «Живые существа – сделанные человеком».

Подчеркни слова, употребленные в переносном значении, после каждого предложения в скобках укажи номер типа переноса значений («от чего к чему»):

«Вот не ожидал, не думал!» – закудахтал Шапкин. ( )
С величайшей грацией танцевали по воздуху пестрые бабочки. ( )
У Ивана Ивановича кобыла саврасая, с лысиной на лбу. ( )
Инсаров был молчалив и пасмурен в течение всего вечера. ( )
Действительно, это парень-кремень! ( )
Подавался на стол щегольской подсвечник… – и рядом с ним ставился какой-нибудь медный инвалид. ( )
Куда, куда вы удалились, весны моей златые дни? ( )

В упр. 111 (стр. 92–93) найди примеры, которые можно отнести к тому или иному из этих типов.

Придумай по одному примеру на каждый тип переноса.

1.
2.
3.
4.
5.
6.

«Следовательно, метафора (так называют образование переносного значения, основанного на сходстве) по самой своей природе системна и регулярна...» – такой вывод сделала З.Ю. Петрова на основании своего исследования.

Как ты понимаешь эти слова? Объясни письменно значение слов:

регулярна – значит, ...;
системна – значит, ... .

Сравни свои определения с теми, которые дал твой сосед по парте. Сформулируйте вместе, что такое система вообще и какими свойствами должна обладать любая система.

Система – это ...
Главные свойства системы – это ...

Найди в толковом словаре значение слова система, сравни с тем, которое вы придумали самостоятельно.

Итак, мы впервые употребили сейчас очень важное понятие «система» (от греческого sistema – целое, составленное из частей), которое будем часто использовать на уроках русского языка. Ведь язык – это сложная система, и мы изучаем сейчас его первый уровень – лексический. Слово – важнейший элемент системы языка. (Перечитай § 5 и напиши, какие еще есть уровни и элементы в системе языка.)

Системные отношения мы уже наблюдали (не называя их так) при изучении тематических групп слов, значений многозначного слова, а теперь выяснилось, что и переносные значения слов возникают не как попало, а по определенным правилам, обязательным в данной системе.

 6. Многозначность в разных языках

Многозначные слова есть в большинстве языков мира, и новые значения образуются точно так же, как в русском языке: по сходству или по смежности.
Прочитай значения многозначных английских, испанских и финских слов, укажи в скобках тип переноса значения.

Английский:

town – 1) город, 2) городское население ( ).
pen – 1 ) перо, 2) писатель ( ), 3) литературный труд ( ).
Таblе – 1) стол, 2) еда ( ), 3) таблица, расписание ( ), 4) люди, сидящие за столом ( ).

Испанский:

Segunda – 1) второй поворот ключа, 2) задняя мысль ( ).
Casco – 1) череп, черепная коробка 2) голова, башка, котелок ( ).

Финский:

olka – 1 ) плечо, 2) карниз, выступ ( ).
Ranka – 1) осадок, гуща, 2) пена ( ), 3) творог ( ).

Болгарский, чешский, польский и русский языки – близкие родственники, они происходят от одного языка-предка.

Посмотрите перечень русских и нерусских слов:

по-чешски

пушка – «орудие», пушка – «ружье».

по-болгарски

вериги – «оковы», вериги – «горные хребты».
друг – «товарищ», друг – «иной, не тот».

по-польски

час – «60 минут», час – «время, пора».

Как слово звучит по-русски? Что оно значит у нас? Как звучит на других языках? Что на них значит?

Вдумываясь в каждую из словесных пар, приходишь к иному выводу: между значениями слов, входящих в эти пары, существует известная связь, не всегда прямая и ясная, не бросающаяся в глаза, но все-таки несомненная.

Попробуй найти эту связь:

Между «орудием» и «ружьем» есть сходство... .
Между «веригами» и «горными хребтами» есть сходство... .
Между «товарищем» и «иным» есть сходство... .
…Между «временем» и «часом» есть сходство
... .

 7. Тропы (§ 45–49)

Прочитай отрывок из «Слова о полку Игореве» – гениального произведения, созданного в конце XII века. Автор повествует об окончившемся поражением походе Новгород-Северского князя Игоря Святославича на половцев.

Тут кровавого вина не хватило. Тут пир окончили храбрые русичи: сватов попоили, а сами полегли за землю русскую. Никнет трава от жалости, а деревья с печалью к земле склоняются.

Какое настроение вызывают эти строки? С помощью каких метафор автор создает это настроение?

Расставь недостающие знаки препинания и найди тропы в предложении.

По теневой стороне улицы двигался человеческий муравейник – светлые платья светлые шляпы голые руки персиковые щеки влажные глаза веселый говор встречи деловая суета и созерцательное безделье. (А.Н. Толстой)

Какую роль играют в этом описании тропы?

Выбери из предложенного списка несколько прилагательных, с помощью которых ты можешь выразить свои впечатления от картины, созданной писателем: веселый, спокойный, грустный, бодрый, насмешливый, снисходительный, радостный, презрительный.

8. Омонимы (§ 50)

Способы разграничения омонимов и многозначных слов

Многозначность или омонимию представляет слово занять в данных предложениях? Чтобы ответить на этот вопрос, напиши значение слова рядом с каждым предложением.

1) Петя занял у товарища немного денег.
2) Эта работа займет много времени.
3) Он занят только собой.
4) Нужно было чем-то занять пришедших.
5) Рота заняла новую позицию.
6) Пришлось занять у соседей несколько охапок дров.
7) Книги заняли всю полку.
8) Займи детей какой-нибудь игрой.
9) Мысль о новой повести заняла его.
10) Гости заняли комнату брата.

Какие значения слова часовой представлены в данных предложениях? В каких случаях можно говорить о многозначности, а в каких – об омонимии?

1) После часовой охоты все присели отдохнуть.
2) Часовую добычу я передал районному инженеру, – ответил дежурный.
3) Он стоял под фонарем, устремив глаза на часовую стрелку.
4) Она на часовом приедет.
5) Невдалеке слышались шаги часовых, охранявших лагерь.
6) Тикает часовой механизм, телескоп двигается вслед за туманностью, на которую наведен.
7) Девушки хихикали, стоя у окон часового магазина.

Какие значения слова график представлены в данных предложениях? Какие признаки позволяют утверждать, что в одних случаях мы имеем дело с омонимией, а в других – с многозначностью?

1) Я был на выставке работ известного графика.
2) Нужно начертить график движения основного тона.
3) В прошлом году график отпусков был такой же.
4) Я не считаю наш график ремонта напряженным.
5) Поезд вышел из графика и тащился кое-как.

Однажды на уроке русского языка один пятиклассник написал сочинение об английском многозначном слове [nait]. Он не знал, что эти звучащие одинаково слова пишутся по-разному: «night» (ночь) и «knight» (рыцарь), – и очень красиво объяснил связь этих значений: «Во-первых, рыцари в Средние века часто грабили проезжающих купцов, и происходило это обычно ночью. Во-вторых, основное занятие рыцаря – война, то есть “черное дело”, похожее на черную ночь».

Нравится ли тебе такое объяснение? Согласен ли ты с ним?
Как ты докажешь, что это омонимы, а не многозначное слово с разными значениями?
Обсуди эти вопросы с соседом по парте. Подготовьте вместе подробный ответ.

А если слова пишутся одинаково, как немецкие слова der Ball (бал, мяч, шар), die Bank (скамья, мель, банк)? Омонимия это или многозначность?

9. Обобщение по теме

Анализ художественного текста.

ПУТЕШЕСТВИЕ ДИЛЕТАНТОВ

Мы хотим представить известного поэта, барда и писателя со стороны недостаточно известной – как автора историко-приключенческих и философских романов.
Ты прочтешь отрывок из книги Б.Окуджавы «Путешествие дилетантов». Действие разворачивается в 40-е годы XIX столетия. Главный герой – князь Мятлев, близкий друг поэта, в котором нетрудно угадать черты Михаила Лермонтова.

Булат Окуджава

Этот рояль появился в доме уже на памяти князя, и тогда же пятилетний мальчик прикоснулся впервые к белой холодной планке, которая внезапно простонала под его пальцами. Мертвый полированный ящик был не так уж мертв. Стоило лишь возбудить его, как в нем тотчас возникала жизнь и ящик превращался в некое трехногое, теплое, вздрагивающее от прикосновения, кричащее от боли, ликующее, ухающее, свистящее, то яростно-неукротимое, то вдруг покладистое, как старая собака.
Мальчик придумал такую затею: он осторожно ступает по затихшему дому, запретив гувернеру сопровождать себя. Он подкрадывается к двери гостиной и внезапно распахивает ее. Неведомое, страшное трехногое, громадное и молчаливое, неподвижно стоит посреди гостиной, обратив широкую оскаленную морду к окну. Мальчик засовывает руку в пасть животному, и оно ревет басом от ярости и боли, и бледное лицо гувернера, словно луна, повисает в дверях. Мальчик жмурится от страха, но не отступает. Осторожное прикосновение. Легкое поглаживание, несколько участливых слов – и чудовище преображается. Оно обвивает своим длинным хвостом шею мальчика, мурлычет, скалит в улыбке громадную многозубовую пасть, дрожит от благоговения, попискивает, напевает без слов: «Оле-ле-ле, ле-ле, ли-ля-лю-ли…». Лицо гувернера розовеет и скрывается.
Интерес ребенка был замечен. Игра взрослых усугубила его пристрастие, и вскоре учитель музыки, дрессируя мальчика, выучил его дрессировать трехногое.

1. Найди в тексте все глаголы, обозначающие звучание инструмента. К каждому из них подбери тематический ряд слов.

2. Определи лексическое значение глагола дрессировать в последнем предложении. Отличаются ли значения этого слова в первом и втором употреблениях?

3. Найди в тексте метафоры. Определи, художественные они или языковые.

М.Булгаков

БЕЛАЯ ГВАРДИЯ

В синих жупанах, в смушковых, лихо заломленных шапках с синими верхами, шли галичане. Два двуцветных прапора, наклоненных меж обнаженными шашками, плыли следом за густым трубным оркестром, а за прапорами, мерно давя хрустальный снег, молодецки гремели ряды, одетые в добротное, хоть немецкое, сукно. За первым батальоном валили черные в длинных халатах, опоясанных ремнями, и в тазах на головах, и коричневая заросль штыков колючей тучей лезла на парад.
Несчитанной силой шли серые обшарпанные полки сечевых стрельцов. Шли курени гайдамаков, пеших, курень за куренем, и, высоко танцуя в просветах батальонов, ехали в седлах полковые, куренные и ротные командиры. Удалые марши, победные, ревущие, выли золотом в цветной реке.
За пешим строем, облегченной рысью, мелко прыгая в седлах, покатили конные полки. Ослепительно резанули глаза восхищенного народа мятые, заломленные папахи с синими, зелеными, красными шлыками с золотыми кисточками.
Пики прыгали, как мглы, надетые петлями на правые руки. Весело гремящие бунчуки метались среди конного строя, и рвались вперед от трубного воя кони командиров и трубачей. Толстый, веселый, как шар, Болботун катил впереди куреня, подставив морозу блестящий в сале низкий лоб и пухлые радостные щеки. Рыжая кобыла, кося кровавым глазом, жуя мундштук, роняя пену, поднималась на дыбы, то и дело встряхивая шестипудового Болботуна, и гремела, хлопая ножнами, кривая сабля, и колол легонько шпорами полковник крутые неровные бока.

Бо старшины з нами,
З нами, як з братами! –

Разливаясь, на рыси пели и прыгали лихие гайдамаки, и трепались цветные оселедцы.

1. Какое современное воинское звание этимологически (по происхождению) связано с одним из слов в этом тексте?

2. Найди метафоры и метонимии. Как они образовались?

Прочитай § 45 «Словари» и рассказы о В.И. Дале и Д.Н. Ушакове. Попытайся самостоятельно (дома или в библиотеке) найти информацию о Сергее Ивановиче Ожегове.
Напиши рассуждение на тему «Какой из трех толковых словарей: Даля, Ушакова, Ожегованравится мне больше и почему?». В качестве примеров используй приведенные в Приложении (стр. 277–290) статьи из словарей Даля и Ушакова, сравнивая их со статьями из словаря Ожегова, к словам гусь, сидеть, слабый, вода.

  • Из трех толковых словарей мне больше всего нравится ... .

  • Словарные статьи в этом словаре привлекают меня ... .

  • Для подтверждения этой мысли я хочу сравнить словарные статьи к слову ... .

  • Каждый из этих словарей хорош по-своему: ... .

  • Но я буду стараться чаще обращаться к словарю ... .

(Вместо этого рассуждения ты можешь написать в тетради для творческих работ лингвистическое сочинение на ту же самую тему.)

Как ты понимаешь смысл этого образного выражения?

Любое слово является пучком, и смысл торчит из него в разные стороны, а не устремляется в одну точку. (О.Мандельштам)

Продолжение следует

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru