КОНФЕРЕНЦ-ЗАЛ
Ниже мы публикуем (в сокращении) статью О.М.
Чупашевой, излагающую основные положения ее
выступления на Марафоне–2005.
С двумя другими публикациями выступлений на
Марафоне наши читатели могут познакомиться в № 12/2005 (Б.Ю. Норман «Языковые нормы:
выбор варианта языковой единицы») и в № 15/2005 (И.А.
Громов «Типы заданий по русскому языку»)
О.М. ЧУПАШЕВА,
г. Мурманск
Грамматическая основа предложения:
проблемы и решения
Грамматическая основа (иначе –
предикативная основа) – это сочетание,
образуемое главными членами, или единственный
главный член предложения. Грамматическая основа
– важное грамматическое явление: без нее
предложение не существует. Вот почему любая
синтаксическая работа с предложением начинается
с нахождения его грамматической основы. При
определении грамматической основы,
разграничении подлежащего и сказуемого
возникает ряд проблем. Назовем некоторые из них.
I. Разграничение конструкций с
грамматической основой и без нее, то есть
предложений и не предложений.
II. Определение некоторых
разновидностей неморфологизованных подлежащих.
III. Характер простого глагольного
осложненного сказуемого.
IV. Тайны инфинитива и вспомогательного
глагола в составном глагольном сказуемом.
V. Секреты связочного глагола
составного именного сказуемого.
VI. Вопрос о сложном сказуемом.
VII. Квалификация сказуемых, выраженных
устойчивыми сочетаниями.
VIII. Разграничение подлежащего и
сказуемого в грамматической основе
существительное + существительное.
IX. Разграничение односоставных и
двусоставных неполных предложений с
незамещенной позицией одного из главных членов.
<...>
I.
И вот первая проблема – разграничение
предложений и построений, предложениями не
являющихся. Проанализируем примеры. На вопрос Петя
приедет на каникулы? можно получить разные
ответы: а) Петя приедет на каникулы; б) Приедет;
в) На каникулы? г) Да или Еще бы! Ответ
(а) имеет грамматическую основу Петя приедет
– это предложение. Ответ (б) – тоже предложение:
его грамматическая основа – сказуемое приедет,
и есть незамещенная позиция подлежащего, на нее
указывает форма глагола-сказуемого (об этом см.
ниже). Более сложно найти грамматическую основу в
ответе (в): словесно она не выражена, но она есть. На
каникулы представляет собой обстоятельство, а
обстоятельство, как известно, входит в состав
сказуемого. Следовательно, это подсказка, что в
предложении есть синтаксическая позиция
сказуемого, только она не замещена словоформой.
Уже можно говорить о наличии грамматической
основы; На каникулы? – тоже предложение. В
отличие от проанализированных примеров, ответы
(г) не имеют грамматической основы (главные члены
не представлены словесно, нет и их
синтаксических позиций) – это не предложения.
Такие построения в науке называют
высказываниями. В школьных учебниках
рассматриваются некоторые виды высказываний, их
называют словами-предложениями, междометными
предложениями. Есть еще один термин для таких
единиц – нечленимые предложения, он
подчеркивает, что они вообще не содержат членов
предложения.
Заметим, что высказывание – это любая
сообщающая единица, значит, ответы (а) – (в) – это
высказывания и одновременно грамматические
предложения, а вот ответы (г) – только
высказывания, это своеобразные заместители
грамматических предложений. И еще. Главные члены
не всегда выражаются словесно, то есть в
предложении могут быть их незамещенные позиции.
О незамещенных позициях свидетельствуют
сигналы, или «подсказки», как, скажем, в примере
(в).
Интересно, что в конкретных
синтаксических условиях слова, образующие
высказывание, способны занимать синтаксические
позиции, то есть выполнять функцию членов
предложения, в том числе и главных. Ср.
предложения: 1) Письмо твое получили. Спасибо.
и 2) Пожалуйста не кланяется, а спасибо спины
не гнет.(Посл.) В примере (1) Спасибо – только
высказывание, или слово-предложение: оно не имеет
грамматической основы. В примере (2) спасибо,
как, впрочем, и пожалуйста, занимает позицию
подлежащего, но оно при этом субстантивируется,
то есть приобретает некоторые признаки
существительного. Еще примеры: 3) Нет, не тебя
так пылко я люблю… (М.Лермонтов) и 4) Нет в их
домах ни музыки, ни пенья! (Б.Окуджава) В примере
(3) нет обозначает только отрицание,
грамматической основы не имеет – это не
предложение. В предложении (4) нет обозначает
отсутствие чего-либо (здесь – музыки, пения),
находится в позиции сказуемого и формирует
односоставное безличное предложение.
Продолжим анализ грамматических
предложений: они имеют грамматическую основу. По
характеру грамматической основы, то есть по
количеству главных членов, их синтаксических
позиций предложения делятся на двусоставные и
односоставные. Анализ основ каждого типа имеет
свои трудности.
II.
Рассмотрим проблемы, связанные с
изучением грамматической основы двусоставных
предложений. Грамматическая основа
двусоставного предложения образуется
подлежащим и сказуемым, их синтаксическими
позициями. Каждый главный член имеет свои тайны.
Прежде всего напомним, что члены предложения
выражаются различными способами:
предназначенными для них частями речи (это так
называемые морфологизованные члены предложения)
и не предназначенными для них частями речи
(неморфологизованные члены предложения).
Морфологизованное подлежащее
выражается существительным или
местоимением-существительным (я, ты, кто и
под.) в именительном падеже, их обнаружить
нетрудно. Проблемы связаны с
неморфологизованными подлежащими. Назовем
некоторые из таких подлежащих. Это прежде всего
подлежащие, выраженные синтаксически
неразложимыми словосочетаниями. Наиболее
частотны подлежащие со значением количества –
определенного, неопределенного или
приблизительного. Они состоят из сочетаний
числительного или слова другой части речи с
количественным значением и существительного в
родительном падеже. Вот примеры. 5) Четыре
подружки ели ватрушки; 6) Их было
четверо (подлежащие четыре подружки, четверо
их обозначают определенное количество); 7) В
нашем городе было много молодежи; 8) У меня было
мало времени для сна (много молодежи, мало
времени – подлежащие с
неопределенно-количественным значением); 9) До
нас дошло около четырех с половиной тысяч его
[Чехова] писем к родственникам, друзьям и
знакомым. (К.Чуковский) (около четырех с
половиной тысяч писем – подлежащее со
значением приблизительного количества).
Подлежащее может быть выражено
синтаксически неразложимым словосочетанием со
значением избирательности, как большинство из
нас в предложении 10) Большинство из нас любит
читать. Это и подлежащие, выраженные
сочетаниями неопределенных или определительных
местоимений с существительными,
субстантивированными словами или другими
местоимениями, ср.: 11) Кто-то незнакомый звонил
тебе днем; 12) Я открыл футлярчик. В нем лежало
что-то завернутое в нечто белоснежное и
легчайшее. (Д.Гранин); 13) Все это радовало меня;
14) Все они радовали меня (подлежащие – кто-то
незнакомый, что-то завернутое, все это, все они).
Обратим внимание на подлежащие,
выраженные фразеологизмами, появившимися, как
отметил акад. В.В. Виноградов, в результате
«сращения и слияния частей сложного
предложения» (Грамматика русского языка: В 2 тт.
М.: Изд-во АН СССР, 1954. Т. II. ч. 1. С. 21). Таковы
подлежащие чем угостить, куда пойти в
предложениях 15) Всегда находилось чем угостить.
(И.Гофф); 16) Было куда пойти. Заметим попутно,
что запятыми такие фразеологизмы не выделяются.
В позиции подлежащего может быть
прямая речь: 17) «Приезжай, помоги, без тебя как
без рук», – было написано в письме. (Ю.Нагибин)
(было написано кто? что? «Приезжай,
помоги»). В позиции подлежащего возможны
вкрапления. Вкрапления – слова,
словосочетания, которые отражают особенности
словоупотребления персонажей, не связанных
непосредственно с ситуацией речи. Вкрапления
обычно выделяются кавычками. В предложении 18) Ваше
«с мыслями о будущем» утешило меня подлежащее
– вкрапление с мыслями о будущем.
Своеобразно подлежащее в предложении
19) Маша сочинила стихотворение сама. Дело в
том, что местоимение сама одновременно
связано с двумя членами предложения: с
подлежащим Маша и сказуемым сочинила (о
таких членах предложения говорят, что они имеют
двунаправленные синтаксические связи). Будучи
связанным с подлежащим, местоимение занимает
одну с ним синтаксическую позицию: Маша сама – подлежащее.
А связанное с глаголом-сказуемым, оно в то же
время выступает в функции обстоятельства образа
действия: сочинила каким образом? сама.
Члены предложения с двунаправленными связями,
имеющие одновременно разные значения и
выполняющие вследствие этого функции – тоже
одновременно! – различных членов предложения,
называют синкретичными (синкретизм от греч.
synkretismos – сотрудничество, содружество).
Следовательно, сама – подлежащее и
обстоятельство образа действия одновременно.
III.
Какие проблемы возникают при анализе
сказуемого? Сначала вспомним типы сказуемых. По
структуре различаются сказуемые простые,
составные и сложные (или осложненные,
усложненные), а по морфологическому выражению –
глагольные и именные. Отсюда термины для
сказуемых – простые глагольные, составные
глагольные, составные именные. О сложных
сказуемых разговор особый.
Остановимся на простых глагольных
сказуемых. Это морфологизованное сказуемое, оно
выражается спрягаемыми глагольными формами,
например, люблю в предложении 20) Я люблю
апрельские рассветы. (А.Дементьев). Но и здесь
есть проблемы. Обратим внимание на то, что к
простым глагольным сказуемым, но осложненным
относят и сказуемые, представленные повторением
одного и того же глагола или однокоренных
глаголов, например, летите, летите в
предложении 21) Летите, голуби, летите. (Из
песни) или лились-пролились в предложении 22)
Лились-пролились дожди пустяковые, Словно
навстречу молве. (В.Дударев) Простым глагольным
осложненным называют и сказуемое, образованное
формами повелительного наклонения, скажем, давай
рассказывай в предложении 23) Давай
рассказывай о себе! Сюда включают сказуемые,
образованные сочетанием спрягаемых глаголов с
частицами: 24) Он взял да и рассказал (сказуемое
взял да и рассказал).
IV.
Следующие проблемы связаны с
составными глагольными сказуемыми. Составные
глагольные сказуемые строятся по формуле:
вспомогательный глагол + инфинитив. Каждая из
этих частей имеет свои «тайны». Рассмотрим
сначала инфинитив. Надо различать две
разновидности инфинитива – субъектный и
объектный: не каждый из них образует составное
глагольное сказуемое. Ср. предложения: 25) Я могу
рисовать и 26) Я советую тебе рисовать. В
предложении (25) инфинитив рисовать и
спрягаемый глагол могу обозначают действие
одного и того же лица, или субъекта (здесь – я),
– такой инфинитив называется субъектным. Он
может входить в состав сказуемого. В предложении
(26) инфинитив рисовать обозначает действие
одного лица (здесь – тебе), а спрягаемый
глагол советую – действие другого лица
(здесь – я), то есть инфинитив и спрягаемый
глагол обозначают действия разных лиц, такой
инфинитив называется объектным. Обратим
внимание на то, что лица не всегда обозначаются в
предложении, но инфинитив сохраняет свою
природу, ср. субъектный инфинитив в предложении
27) Могу рисовать и объектный в предложении 28)
Советую рисовать.
Другая часть составного глагольного
сказуемого – вспомогательный глагол.
Вспомогательными признаются глаголы трех типов:
1) фазовые, 2) модальные, 3) эмоциональные.
Фазовые глаголы обозначают начало,
продолжительность или завершенность действия (начать,
приступить, продолжить, завершить, перестать и
под.). Модальные глаголы – это глаголы,
выражающие отношение говорящего к высказыванию,
его достоверности (мочь, уметь, хотеть, желать
и под.). Эмоциональные глаголы обозначают
различные чувства, эмоции (любить, бояться,
опасаться, пугаться и под.).
Итак, составное глагольное сказуемое
соответствует двум требованиям: 1) инфинитив в
его составе должен быть субъектным, 2) спрягаемый
глагол – вспомогательным. Поэтому в
предложениях (25), (27) сказуемое составное
глагольное. Другие примеры (сказуемые выделены):
29) Сосед принялся копать грядки; 30) Я
хочу еще раз испытать себя. (Е.Богат); 31) Я
стану испытывать собственные силы [не
смешивайте с простым глагольным сказуемым,
выраженным сложным будущим временем глагола, как
в предложении 32) Я буду испытывать
собственные силы. (Е.Богат)]; 33) Никто из нас в
жизни не осмелится накинуться на мельницы.
(Ю.Ким) При несоблюдении хотя бы одного из
названных условий сочетание глаголов не
образует составного глагольного сказуемого. Ср.
предложения (26), (28), где инфинитивы объектные,
поэтому и не входят в грамматическую основу. Они
выполняют функцию дополнения (советую что? рисовать),
а сказуемое – советую. В предложении 34) Конькобежцы
готовятся участвовать в розыгрыше областного
первенства инфинитив субъектный, но
спрягаемый глагол готовятся не
вспомогательный, значит, сказуемое готовятся,
а участвовать – дополнение (готовятся –
к чему? – участвовать). В предложениях 35) Маленькие
дети! Ни за что на свете Не ходите в Африку, В
Африку гулять! (К.Чуковский) и 36) Мы по Африке
гулять Навсегда забудем! – инфинитив гулять субъектный,
но спрягаемые глаголы не ходите, забудем не
входят в разряд вспомогательных, они являются
простыми глагольными сказуемыми. Что
касается инфинитивов, то один из них выполняет
функцию обстоятельства цели (не ходите с
какой целью? гулять), а другой – функцию
дополнения (забудем о чем? гулять).
V.
Составные именные сказуемые строятся
так: связочный глагол + именная часть. Именная
часть выражается различными именами, а также
наречиями, словами категории состояния.
Связочные глаголы представлены тремя
разновидностями: отвлеченными, полуотвлеченными
(или полузнаменательными) и знаменательными. Эти
разновидности устанавливаются в зависимости от
степени утраты глаголом лексического значения.
Отвлеченная связка быть полностью утратила
свое лексическое значение, она только связывает
именную часть сказуемого с подлежащим, например:
37) Брат был школьником (не смешивайте с
полнозначным глаголом быть, сохранившим свое
лексическое значение «находиться» и выступающим
в роли простого глагольного сказуемого, как в
предложении 38) Брат был в школе).
Поскольку отвлеченная глагольная связка
утратила лексическое значение, то она может быть
не только словесно выраженной, но и нулевой: 39) Человек
от рождения добр. (Е.Богат) Она проявляется на
фоне словесно выраженных связок, то есть в
системе предложений, ср.: Человек от рождения
был добр, Человек от рождения будет добр, Человек
от рождения был бы добр и т.д. Нулевую связку
надо отличать от пропущенной связки, ориентир –
их грамматическое значение. Нулевая связка, в
отличие от пропущенной, имеет значение
настоящего времени. Ср. предложение (39) со
значением настоящего времени и выделенную часть
предложения 40) Знакомы стали им [кораблям. – О.Ч.]
коварные теченья, знакома – верная сияющая
ночь… (В.Набоков), имеющую значение
прошедшего времени, устанавливаемого по
контексту (стала знакома).
Полузнаменательные глаголы-связки
частично утрачивают свое лексическое значение. К
ним относятся такие, как стать, становиться,
делаться, казаться, являться. Их опять-таки
отличаем от полнозначных глаголов в функции
простого глагольного сказуемого, ср.: 41) Иванов является
рядовым и 42) Рядовой Иванов явился в
часть. Выделены сказуемые – составное именное
в предложении (41) и простое глагольное в
предложении (42). Последнее сказуемое – явился
– сохранило лексическое значение «пришел».
Знаменательные связки полностью
сохранили свое лексическое значение. Сюда
включаются глаголы со значением движения,
состояния, деятельности: приехать, вернуться,
сидеть, лежать, служить, работать. Пример: 43) А
вот стул Блока – с краю, у самого окна стоял
теперь пустым. (Е.Замятин) Эти глаголы могут
выступать и как простые глагольные сказуемые,
обозначая конкретные действия-состояния: 44)
Стул стоял у окна.
VI.
Сложные, или осложненные, усложненные,
сказуемые имеют разнообразное строение.
Ограничимся некоторыми примерами (в них выделены
сказуемые). 45) Вечером можно было не спеша
побродить по Москве – сказуемое состоит
из слова категории состояния, глагольной связки
и инфинитива; 46) Уроки понимания искусства должны
стать уроками понимания эпохи (Е.Богат) –
сказуемое образовано кратким прилагательным,
нулевой связкой, инфинитивом и существительным.
Некоторые из таких сказуемых рассматриваются в
школе, но в разряде составных глагольных. Это
сказуемые, выраженные кратким прилагательным рад
или должен, нулевой связкой и инфинитивом:
47) Я рад встретиться с вами; 48) Я должен
встретиться с вами.
VII.
Возникает закономерный вопрос: к
какому типу относятся сказуемые, выраженные
устойчивыми сочетаниями, такими, как, скажем, прийти
на помощь, играть роль и под.? Для решения этого
вопроса надо к такому сказуемому подобрать
синоним и установить его тип. К тому же типу
относится и анализируемое сказуемое. Покажем это
на примерах. 49) Тут-то и придет на помощь
спасительное словечко «эврика!» (Из газеты)
Основа – словечко придет на помощь.
Подбираем синоним: поможет – это простое
глагольное сказуемое. Значит, и придет на
помощь – простое глагольное сказуемое. 50) А
вот в устранении «пугающего» главную роль
начинает играть личность преподавателя. (Из
газеты) Рассуждаем аналогично: Начинает играть
роль имеет синоним начинает значить,
который относится к составному глагольному
сказуемому. Следовательно, начинает играть
роль – также составное глагольное сказуемое.
VIII.
Вызывает трудности анализ
грамматической основы в предложениях, где оба
главных члена выражены существительными в
именительном падеже. Классический пример – 51) Москва
– столица России. Грамматическая основа здесь
– Москва – столица (ее определяют правильно),
но где подлежащее и где сказуемое? Сразу
подчеркнем, что нельзя ориентироваться на
порядок слов в предложении, так как он
разграничивает единицы другого аспекта
предложения – коммуникативного, или иначе –
актуального. При актуальном членении порядок
слов разграничивает другие явления – известное
и новое (или данное и новое, тему и рему). В начале
предложения, на первом месте, при прямом порядке
слов бывает известное, тема высказывания, а на
втором месте – новое, рема высказывания (см.,
например: Ковтунова И.И. Современный русский
язык. Порядок слов и актуальное членение
предложения. М.: Просвещение, 1976. С. 9 и далее).
Нельзя разграничить в таких
предложениях главные члены и путем подстановки
вопросов. Используем другие способы. Вот они.
1) Известно, что сказуемое согласуется
с подлежащим, это отмечено во многих школьных
учебниках. Сейчас мы рассматриваем сказуемое с
существительным в именительном падеже, то есть
составное именное. Имя существительное по своим
грамматическим свойствам не является
согласуемым словом, значит, согласование
сказуемого с подлежащим осуществляется через
глагол-связку (без глагола нет сказуемого!). Форму
не нулевого глагола-связки определяет
подлежащее. Проанализируем предложение 52)
Восторг был мое теперешнее состояние.
Грамматическая основа – восторг был состояние.
Связка был в мужском роде, из двух
существительных основы связка согласуется с
существительным мужского рода восторг,
значит, это подлежащее, а сказуемое – был
состояние.
При нулевой связке рассуждаем иначе.
2) Используем способ преобразования.
Помним, что позицию подлежащего способно
занимать существительное только в именительном
падеже, а позицию сказуемого – и в именительном,
и в творительном (так называемый творительный
предикативный). Поэтому для распознавания
главных членов следует преобразовать
предложение так, чтобы один из именительных
падежей существительных заменился творительным:
это существительное и будет сказуемым. Вводим в
предложение связку являться (только ее!): 53) Мертвое
пространство в стихотворении – белое пятно в
душе поэта. (В.Федоров) – Мертвое
пространство в стихотворении является белым
пятном в душе поэта неверно: Белое пятно
является мертвым пространством.
Следовательно, пространство – подлежащее, белое
пятно – сказуемое (здесь оно выражено
устойчивым словосочетанием со стержневым словом
– существительным). Аналогично: 54) Что такое
наша Земля? (Д.Гранин) – Чем таким является
наша Земля? Земля – подлежащее, что такое –
сказуемое. 55) Ты кто такой? – Ты являешься кем
таким? Ты – подлежащее, кто такой –
сказуемое. Возьмем на заметку: устойчивые
сочетания что такое, кто такой всегда
занимают позицию сказуемого. А вот предложение,
где сказуемое предшествует подлежащему: 56) Их
[аспирантов. – О.Ч.] специальность – русская
литература. (А.Эфрос) – Русская литература
является их специальностью (неверно: Специальность
является русской литературой). Значит, литература
– подлежащее, а специальность – сказуемое.
Вместе с тем существуют предложения,
допускающие двойные преобразования. Рассмотрим
пример 57) Мой брат – биолог. – Мой брат является
биологом и Биолог является моим братом. В
таких случаях оба существительных одновременно
квалифицируются и как подлежащие, и как
сказуемые – снова синкретизм!
3) Главные члены разграничивают на
основе смысловой связи. Она заключается в том,
что подлежащее, будучи определяемым словом,
характеризуется, определяется сказуемым. Помня
об этом, разграничиваем подлежащее и сказуемое
ряда грамматических основ. Вот они.
Существительное собственное +
существительное нарицательное.
Существительные собственные по своим
лексико-грамматическим свойствам могут только
определяться, а значит, занимать лишь позицию
подлежащего. Позиция сказуемого «остается» для
имени нарицательного. И здесь порядок слов роли
не играет. Ср. предложения: 58) Офелия – дочь
придворного. (А.Эфрос); 59) Лучший исполнитель
– Федор Шаляпин (подлежащие Офелия, Федор
Шаляпин, сказуемые дочь, исполнитель).
Существительное собственное, подлежащее, может
быть любым наименованием, например, названием
пьесы: 60) Да, «Месяц в деревне» – пьеса не
легкая. (А.Эфрос)
Существительное с более конкретным
значением + существительное с более отвлеченным
значением. Подлежащее как определяемое имеет
более конкретное значение, а сказуемое,
определяющее, – более общее, отвлеченное.
Поэтому в предложении 61) Ясень – невероятно
прочное дерево. (Из газеты) ясень является
подлежащим, а дерево – сказуемым.
Любопытно предложение 62) Ведь не каждый поэт –
поэт. (А.Эфрос), где грамматическая основа – поэт
– поэт. Так как при первом существительном
есть «конкретизатор» – местоимение каждый,
то его значение более узкое; второе
существительное, без «конкретизатора», имеет
значение более общее. Вывод: первое из
существительных – подлежащее, второе –
сказуемое.
Существительное без оценки +
существительное оценочное. Поскольку
сказуемое всегда характеризует подлежащее, то в
данном сочетании первое существительное
выполняет функцию подлежащего, а оценочное –
функцию сказуемого. В предложении 63) Без науки
человек – зверь. (А.Лосев) грамматическая
основа человек – зверь. Существительное зверь
употреблено в переносном значении с яркой
отрицательной окраской, оно и есть сказуемое, а
подлежащее – безоценочное существительное
человек. Оценочность существительного может
создаваться и подчеркиваться зависимыми от него
определениями. Ср.: 64) Наука – великое
достижение. (А.Лосев) Определение великое,
имея значение «выдающееся», качественно
характеризует существительное достижение,
которое и занимает позицию сказуемого;
существительное наука – подлежащее.
4) Разграничить подлежащее и сказуемое
в грамматической основе существительное в им.
п. + существительное в им. п. помогает слово это,
если в предложении оно – обратите внимание! –
присутствует. Это всегда прикрепляется к
сказуемому, а значит, служит его показателем.
Существительное без слова это всегда
функционирует как подлежащее. В предложении 65) Культура
человечества – это активная память
человечества, активно введенная в современность.
(Д.Лихачев) это при существительном память
позволяет считать его сказуемым, значит, культура
– подлежащее. Еще пример: 66) Это простая, но
великая вещь – умение сосредоточиться на работе.
(А.Эфрос) Слово это при первом
существительном грамматической основы, вещь,
требует расценить его как сказуемое, а второе
существительное, умение, – как подлежащее.
Слово это – сильный показатель сказуемого:
оно способно «отменить» другие
разграничительные признаки главных членов.
Проанализируем предложение 67) Истинное
счастье – это прежде всего удел знающих, удел
пишущих и мечтателей. (К.Паустовский) В основе счастье
– это удел существительное счастье относится
к оценочным, оценочность поддерживается и
определением истинное, однако не оно
сказуемое. Сказуемым является безоценочное существительное
удел: при нем находится слово это.
IX.
Следующая проблема связана с
разграничением двусоставных неполных и
односоставных предложений. Напомним, что
односоставные предложения имеют односоставные
основы, формирующиеся одним главным членом.
Односоставные основы имеют предложения:
определенно- и неопределенно-личные (в науке
иногда как особый тип выделяют обобщенно-личные
предложения, в школе их считают разновидностью
определенно- и неопределенно-личных
предложений), безличные (иногда в науке выделяют
инфинитивные предложения, в школе это безличные
предложения) и назывные. Обратите внимание, что
это структурно-семантические типы
предложений, значит, их следует определять
прежде всего по структурным особенностям, то
есть по способу выражения главного члена, затем
устанавливать их значение, или семантику. Не
будем здесь перечислять структуру и семантику
каждого типа односоставных предложений – в
школьных учебниках они названы, перейдем к
анализу трудных случаев.
Сравним выделенные предложения: 68) Сегодня
жарко. Печет немилосердно. и 69) Солнце уже
в зените. Печет немилосердно. Внешне они
похожи, но однотипны ли? Сказуемое предложения (68)
печет выражено личным глаголом в безличном
употреблении. Грамматическое значение его –
действие без деятеля – это значение безличного
предложения. Следовательно, предложение (68) –
безличное. Сказуемое предложения (69) – глагол
печет в третьем лице единственном числе
настоящем времени и в изъявительном наклонении.
Грамматическое значение – отношение к
конкретному лицу (солнце), оно несвойственно
односоставным предложениям. Предложение (69)
двусоставное. Но оно неполное. На неполноту
указывает не только грамматическое значение, но
и форма глагола-сказуемого: форма третьего лица единственного
числа не может быть главным членом
односоставного предложения. Аналогичный пример
двусоставного неполного предложения: 70) И редко
шагает, да твердо ступает. (Посл.) (В скобках
заметим, что не каждая пословица, имея обобщенный
смысл, представляет собой обобщенно-личное
предложение.) Те же причины для признания
неполными предложений Приедет и На
каникулы?, проанализированных в начале статьи.
Другой
пример:
71) – Кто говорит?
– Слон.
– Откуда?
– От верблюда. (К.Чуковский)
Слон – главный член предложения,
выражен существительным в именительном падеже.
Эта форма может быть главным членом
односоставного назывного (или номинативного)
предложения. Однако грамматическое значение
назывных предложений – утверждение бытия,
существования предмета, явления, а здесь слон
представляет собой ответ на вопрос кто
говорит, в котором, кстати, он занял бы
позицию подлежащего кто. Делаем вывод: это
предложение двусоставное неполное. Интересна
грамматическая основа и в предложении Откуда?
Словесно грамматическая основа не представлена,
но обстоятельство, входя в состав сказуемого,
«подсказывает», что позиция сказуемого есть, а
значит, предложение неполное. Чтобы определить
его тип по грамматическому составу, установим,
какой словоформой может быть замещена позиция
сказуемого (только здесь обращаемся к
предыдущему контексту!) – это говорит, глагол
в третьем лице единственном числе настоящем
времени изъявительном наклонении, а, как только
что было показано, такая форма не может быть
главным членом односоставного предложения.
Значит, анализируемое предложение относится к
двусоставным неполным. Аналогичная основа
предложения От верблюда.
Еще предложение: 72) В воздухе – гул
голубиных стай. (М.Цветаева) Подлежащее здесь
словесно выражено, а сказуемое – нет, однако есть
сигналы его позиции – обстоятельство в
воздухе. Делаем вывод: предложение
двусоставное неполное. Обратите внимание: знаки
препинания не определяют характера основы.
Интересна грамматическая основа
выделенного предложения во фрагменте 73) Что
окружающие ценят в людях? Надежность. (Из
газеты) Надежность – форма винительного
падежа, омонимичная форме именительного падежа,
а коли так, то она занимает позицию дополнения –
предложение не односоставное. Дополнение –
показатель незамещенной позиции сказуемого.
Какая же основа предложения – односоставная или
двусоставная? Продолжим анализ. Позиция
сказуемого может быть замещена (вот сейчас
обращаемся к контексту) словоформой ценят.
Эта форма может быть главным членом
односоставного неопределенно-личного
предложения. Однако неопределенно-личные
предложения имеют значение «отношение к
неопределенному лицу», здесь же лицо конкретное
– окружающие. Грамматическое значение
«подсказывает»: Надежность – двусоставное
неполное предложение.
Вызывает затруднения определение
характера грамматических основ главной части
предложений типа 74) Мне нравится, что я больна
не вами. (М.Цветаева) В таких случаях надо
установить, позицию какого члена предложения
занимает придаточная часть. Для этого
подставляем от сказуемого к придаточному два
двойных вопроса кто? что? и кого? что?
(нельзя ограничиваться одним вопросом что?,
ведь он не позволяет различить позиции
подлежащего и дополнения). В приведенном
предложении: нравится кто? что? что я – придаточное
занимает позицию подлежащего, следовательно,
главное предложение двусоставное, так как имеет
позиции двух главных членов, но неполное, так как
позиция подлежащего замещена не словоформой, а
предикативной единицей (предложением). Важно и
следствие: нравится – личный глагол в форме
третьего лица.
Другой пример: 75) Как грустно, что мы
не встретились раньше. Анализируем
грамматическую основу главной части. Сказуемое
налицо – грустно. Определяем позицию
придаточной путем подстановки двух двойных
вопросов: Грустно – кто? что? или кого? что?
Здесь – кто? что?, то есть придаточное
занимает позицию подлежащего, следовательно,
главная часть двусоставная неполная (а значит, грустно
– краткое прилагательное). Одновременно к
придаточному можно подставить другой вопрос: грустно
отчего?, значит, оно занимает и позицию
обстоятельства. Позиция подлежащего в таком
случае отсутствует, и главная часть
расценивается как односоставная безличная (а
значит, грустно – слово категории состояния).
Важный вывод: главная часть синкретичная, она
одновременно двусоставная и односоставная,
синкретична и морфологическая природа
сказуемого (грустно – одновременно и краткое
прилагательное, и слово категории состояния).
|