Я ИДУ НА УРОК
С.В. СТОЛБУНОВА,
Гуманитарный колледж,
г. Ярославль
Роль прилагательных в
художественном тексте
(2 часа)
6-й класс
Тип урока: обобщающее повторение
по теме.
Цели урока:
1) обобщить знания по имени
прилагательному;
2) выяснить роль имени прилагательного в
художественной речи (полная, точная
характеристика предмета; выделение его из ряда
подобных; дополнительная художественная
характеристика предмета).
Оборудование:
1. Тексты Г.Скребицкого, Ф.Абрамова,
И.Тургенева, Н.Гоголя, А.Белого.
2. «Словарь эпитетов русского языка» К.С.
Горбачевича, Е.П. Хабло.
3. «Словарь синонимов русского языка»
З.Е. Александровой.
ХОД УРОКА
I. Создание проблемной ситуации
– Отгадайте, о каком звере идет речь в
тексте Г.Скребицкого.
Как он был хорош, весь освещенный
весенним солнцем, на белом фоне березняка! И
какой своеобразный облик у этого лесного
гиганта! Длинная горбоносая морда, огромные
вывороченные корни-рога. Сам такой тяжелый,
грузный, а ноги высокие, стройные, точно у
скакового коня. И какая окраска шерсти – весь
темно-бурый, а на ногах словно белые туго
натянутые чулки.
(О лосе.)
– Какие слова помогли вам узнать лося,
хотя название животного ни разу не упомянуто? (Длинная
горбоносая морда; тяжелый, грузный и т.д.)
– К какой части речи относятся слова,
описывающие животное? Дайте определение этой
части речи. (Дети дают определение имени
прилагательного.)
II. Постановка целей урока
Цель урока – обобщить знания об имени
прилагательном, выяснить роль этой части речи в
художественных текстах.
Мы будем работать с художественными
произведениями таких мастеров слова, как
И.Тургенев, И.Бунин, К.Бальмонт, В.Маяковский,
А.Белый.
III. Работа с художественными текстами.
Количественный анализ
– Продолжим работу над отрывком
Г.Скребицкого. Проведем количественный анализ
частей речи в этом отрывке: какая доля имен
прилагательных приходится на количество всех
слов? (Из 28 слов 16 – имена прилагательные.)
– О чем это говорит? (Преобладающая
часть речи – имя прилагательное, которое делает
отрывок образным, живописным.)
– Найдите в тексте прилагательные,
обозначающие признаки предмета по:
а) цвету: темно-бурый, белые;
б) форме: горбоносая, стройные, вывороченные;
в) размеру: длинная, огромные;
г) весу: тяжелый, грузный;
д) росту: высокие;
е) пространству: лесного;
ж) функции: скакового;
з) авторской оценке: своеобразный, (был) хорош.
– Какие прилагательные помогают
выделить предмет из ряда подобных, а какие дают
дополнительную характеристику предмета? (Выделяют
из ряда подобных прилагательные: темно-бурый,
длинная (шея), стройные (ноги), горбоносая
(морда); дают дополнительную, общую оценку
прилагательные: своеобразный, (был) хорош.)
Делаем вывод, что прилагательные
обозначают различные признаки предмета, это
помогает охарактеризовать его с разных сторон и
выделить из ряда подобных; заключают в себе
авторскую оценку.
– Теперь обратимся к творчеству
замечательного писателя Ф.Абрамова. Перед вами
отрывок из записной книжки, включенной в цикл
«Наедине с природой». Обратите внимание на
разнообразие прилагательных в тексте. Что они
создают?
Теплый, солнечный день. Бабье лето,
которое, как чудо, спустилось на землю в эту
необыкновенно сырую осень.
Удивительно целебная тишина.
Сижу над маленьким прудком в парке.
Замшелое дно засыпано дубовыми листьями. И они
блестят в воде, как медные блесны. А поверху бежит
стайка рыбешек. Наверно, рыбешки воображают себя
невероятными смельчаками. Подплывут,
остановятся, осмотрятся – далеко заплыли от
дома. Жутко! Но в сердце неистребимое влечение к
далям, к неведомому. И опять вперед.
(Обилие прилагательных создает
образную, живописную картину теплого, солнечного
дня. Позволяет читателю увидеть природу в
разнообразии осенних красок.)
– Какое словосочетание обратило на
себя внимание? (Целебная тишина.)
– Как вы его понимаете? (Тишина, исцеляющая
душу.)
– Найдите фразеологизм с именем прилагательным. (Бабье
лето).
– Какое это лето? (Ранняя осень с ясными,
теплыми днями.)
– Разнообразную и интересную информацию об
эпитетах содержит «Словарь эпитетов русского
языка» К.С. Горбачевича и Е.П. Хабло. В этом
словаре зафиксировано около 53 эпитетов к
существительному лето.
На доске:
1. Бабье, ведренное, горячее, грозовое,
дождливое, душистое.
2. Быстрое, длинное, запоздалое, короткое,
северное.
3. Благодатное, богатое, зеленое, обильное, пышное.
4. Бледное, буйное, голубое, осеннее, ржаное, юное.
– По каким признакам распределены
прилагательные?
Характеристика по:
1) температуре, влажности;
2) времени наступления;
3) урожайности, благоприятности;
4) эмоциональные, редкие эпитеты.
– Какие прилагательные могут быть
употреблены с существительным лето,
например, в сообщении по радио, в сводке погоды?
Какие прилагательные уместны в художественном
описании? (В сводке погоды могут быть
употреблены прилагательные: дождливое,
длинное, запоздалое, короткое, северное, остальные
– в качестве эпитета в художественной речи.)
– Определите часть речи слова (влечение)
к неведомому. (Это субстантивированное
прилагательное – существительное;
неведомое <–– неведомое
(племя) – неморф.: переход из одной части речи в
другую.)
– Найдите в тексте относительные
прилагательные. (Дубовыми (листьями), медные
(блесны).)
– Могут ли эти прилагательные перейти
в другой разряд? (Да. Могут быть качественными
прилагательными. Например: дубовый пряник (то
есть «твердый»), при этом прилагательное
употребляется в переносном значении; медное
лицо, волосы медного цвета.)
– Итак, мы видим, что имена
прилагательные необходимы при написании
пейзажных картин. Именно эта часть речи
позволяет живописать природу и все ее явления.
IV. Групповая работа
– Продолжаем работу над
изобразительными свойствами имен
прилагательных. Перед вами отрывки из рассказа
И.Тургенева «Бежин луг».
Задания для самостоятельного
исследования:
1) посчитайте, сколько имен
прилагательных употреблено в отрывках;
2) определите разряд прилагательных;
3) запишите словосочетания с именами
прилагательными; определите, какие из них
отражают внешний вид мальчиков, какие –
внутреннее состояние, черты характера.
1-я группа
Первому, старшему изо всех, Феде, вы бы
дали лет четырнадцать. Это был стройный мальчик,
с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами
лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми
глазами и постоянной полувеселой,
полурассеянной улыбкой. На нем была пестрая
ситцевая рубаха, с желтой каемкой; небольшой
новый армячок, надетый внакидку, чуть держался на
его узеньких плечиках; на голубеньком поясе
висел гребешок.
2-я группа
У второго мальчика, Павлуши, волосы
были всклокоченные, черные, глаза серые, скулы
широкие, лицо бледное, рябое, рот большой, но
правильный, вся голова огромная, как говорится, с
пивной котел, тело приземистое, неуклюжее. Малый
был неказистый, – что и говорить! – а все-таки
он мне понравился: глядел он очень умно и прямо,
да и в голосе у него звучала сила.
3-я группа
Четвертый, Костя, мальчик лет десяти,
возбуждал мое любопытство своим задумчивым и
печальным взором. Все лицо его было невелико,
худо, в веснушках, книзу заострено, как у белки;
губы едва было можно различить; но странное
впечатление производили его большие, черные,
жидким блеском блестевшие глаза; они, казалось,
хотели что-то высказать, для чего на языке, на его
языке по крайней мере, не было слов.
Результаты работы
1-я группа
Из 32 слов – 17 имен прилагательных; все
прилагательные качественные, кроме одного
(ситцевая).
Рисуют внешний вид следующие
прилагательные: стройный (мальчик); с красивыми,
тонкими, мелкими (чертами); кудрявыми белокурыми
(волосами); светлыми (глазами); пестрая ситцевая
(рубаха); с желтой (каемкой); небольшой новый
(армячок); на узеньких (плечиках); на голубеньком
(поясе).
Отражают внутреннее состояние, черты
характера: постоянной полувеселой,
полурассеянной (улыбкой).
2-я группа
Из 26 слов – 13 прилагательных; все
прилагательные качественные.
Рисуют внешний вид следующие
прилагательные: (глаза) черные; (скулы) широкие;
(лицо) бледное, рябое; (рот) большой, правильный;
(голова) огромная, с пивной (котел); (тело)
приземистое, неуклюжее; (малый) неказистый.
Отражают внутреннее состояние не
прилагательные, а наречия: (глядел) умно и прямо.
3-я группа
Из 24 слов – 8 прилагательных; все
прилагательные качественные.
Рисуют внешний вид: (лицо) невелико,
худо; большие, черные (глаза).
Отражают внутреннее состояние: задумчивым,
печальным (взором); жидким (блеском).
– Одинаковы ли порядок слов,
расположение прилагательных и существительных в
отрывках? С чем это связано?
(Порядок слов неодинаков. Иначе текст
был бы однообразным и монотонным, потерялась бы
живость изображения. Кроме того, порядок слов
связан с характеристиками мальчиков. Федя –
мальчик из богатой крестьянской семьи, с
красивыми чертами лица, хорошо и опрятно одетый.
Поэтому и порядок слов И.Тургенев выбирает
прямой (нормативный): прил. + сущ. (кудрявыми
белокурыми волосами, светлыми глазами и т.д.).
Отрывок прочитывается легко. Павлуша из бедной
семьи. Неказистый (одно сравнение головы с пивным
котлом чего стоит!).
Использован обратный порядок слов:
сущ. + прил. (волосы черные, скулы широкие и
т.д.). Такой порядок слов несет дополнительную
текстовую нагрузку: «не такой, как все»,
особенный. Чтение такого отрывка затруднено,
словно спотыкаешься на существительных.)
Общие выводы:
Среди слов этих отрывков почти
половина – имена прилагательные. Причем ни одно
прилагательное не повторяется. Для нового
портрета художник находит и новые слова. Все
прилагательные качественные и по значению
чрезвычайно разнообразны. Поэтому они широко
используются при создании портретных
характеристик героев, при описании их чувств,
настроений, душевного состояния.
V. Чтение. Беседа
– Чем
интересен следующий отрывок из сказки А.К.
Толстого «Золотой ключик»?
– Папа Карло, но ведь я – маленький,
деревянненький, мальчишки в школе меня засмеют.
(Относительное прилагательное деревянный
употребляется для описания человека в значении
качественного с уменьшительно-ласкательным
суффиксом.)
– С какой целью делает это писатель? (В
художественном тексте уменьшительное
образование от относительного прилагательного
может быть очень выразительным. Буратино
чувствует себя отличным от людей человечком,
поэтому просит у папы Карло снисхождения,
жалости. Кроме того, он просто не хочет идти в
школу, боясь показаться глупым.)
VI. Стилистический эксперимент
(текстовый). Групповая работа
– Качественные прилагательные могут
иметь краткие и полные формы. Выбирая ту или иную
форму, писатель преследует свои цели. Путем
эксперимента обозначим выразительные свойства
кратких прилагательных.
Перед вами отрывок из повести Н.Гоголя
«Страшная месть». Произведите замену
прилагательного чуден на чудный.
Чуден Днепр при тихой погоде, когда
вольно и плавно мчит сквозь леса и горы полные
воды свои. Глядишь и не знаешь, идет или не идет
его величавая ширина, и чудится, будто весь вылит
он из стекла, и будто голубая зеркальная дорога
<...> реет и вьется по зеленому миру. Любо тогда
и жаркому солнцу оглядеться с вышины и погрузить
лучи в холод стеклянных вод.
Измененный текст:
Днепр становится чудным при тихой
погоде, когда вольно и плавно мчит сквозь леса и
горы полные воды свои...
– Сделайте вывод о свойствах краткого
прилагательного в художественном тексте. (Краткое
прилагательное чуден исключительно
выразительно в сравнении с полным
прилагательным, т.к. называет не постоянный,
пассивный признак, а переменный, изменяющийся,
развивающийся во времени.)
– Определите синтаксическую функцию
этого прилагательного в предложении. (Именная
часть сказуемого.)
– Таким образом создается особая
выразительность текста, придается
народно-поэтический колорит.
– Одно из свойств качественных
прилагательных – способность иметь синонимы.
Как меняется текст при замене прилагательного
его синонимом? Оправданна ли такая замена?
Попытайтесь найти синоним
прилагательного чуден (см. «Словарь
синонимов русского языка» З.Е. Александровой).
Измененный текст:
Красив (прекрасен) Днепр при тихой
погоде...
В первом случае теряется значение
«небывалое, сверхъестественное; то, что создано
Божией волей»: чуден от слова чудо. Красив
– доставляющий наслаждение взору. Во втором
случае – потеря значения таинственности,
необычности и удивительности. Прекрасен –
очень красив.
– Итак, заменяя лишь одно
прилагательное, мы искажаем замысел автора. В
этом отрывке ему важно показать первозданность,
величавость и величие Днепра, недаром писатель
сравнивает Днепр с чудом, не зря употребляет
рядом и однокоренное слово чудится.
VII. Лингвистический эксперимент
– Теперь нам понятно, как бывает важно
найти красивое, точное, образное прилагательное;
какое это трудоемкое, но вместе с тем интересное
занятие. Попробуйте поработать над
художественным текстом. Восстановите
стихотворение А.Белого «Зима».
ЗИМА
Снега
синей, снега туманней;
Вновь освеженней дышим мы.
Люблю деревню, вечер (ранний)
И грусть (серебряной) зимы.
Лицо изрежет ветер резкий,
Прохлещет хладом в глубь аллей;
Ломает (хрупкие) подвески
(Ледяных), (звонких) хрусталей.
Навесив синий, синий иней
В (стеклянный) ток остывших вод,
На снежной, (бархатной) пустыне
Воздушный водит хоровод.
Авторские прилагательные |
Детские варианты |
ранний
серебряной
хрупкие
ледяных
звонких
стеклянный
бархатной |
|
|
|
– Какие прилагательные у
автора вам показались наиболее интересными?
– Почему он употребляет именно их?
– Почему в словах туманней, ранний пишем нн,
а в словах серебряной, ледяных – н?
– Какое слово – исключение из правила вы
увидели? (Стеклянный.)
VIII. Заключение
Употребление имен прилагательных
придает речи не только точность и меткость, но и
особую выразительность. Не случайно, например, в
художественном описании природы, внешности
человека почти каждое четвертое слово –
прилагательное. Они помогают полнее раскрыть
отличительные свойства предмета,
охарактеризовать предмет с разных сторон,
придать описанию образность, яркость, передать
оценку, отношение писателя.
Дома напишите сочинение-миниатюру о
любимом времени года. Попытайтесь передать свое
отношение к этому времени; описывая пейзаж,
употребляйте разные прилагательные. Используйте
в работе «Словарь эпитетов русского языка»
К.С. Горбачевича и Е.П. Хабло.
Литература
1. Богданова Г.А. Имя прилагательное
(5-й класс) // Русский язык в школе. № 2/1992. С. 23.
2. Еськова Н.А. Имя прилагательное //
Русский язык. № 33/1998. С. 11.
3. Купина Н.А. Лингвистический
анализ текста. Учебн. пособ. для
студентов-заочников 5-го курса факультета языка и
литературы. М.: Просвещение, 1980.
|