МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ
В.В. ЛУХОВИЦКИЙ,
г. Москва
Продолжение. Начало в № 12, 13/2005
Лексика
Рабочая тетрадь к учебнику
«Русский язык. 5-й класс» под редакцией М.В. Панова
ТЕМА 4. СИНОНИМЫ (§ 52–57)
Прочитай три текста и ответь на
вопросы.
В среду пришел парень, лохматый,
веснушчатый и симпатичный.
– Хелло, бонжур, гутен морген! Я Толя.
– На Марсе есть жизнь? – спросил Яшка Кошкин.
– Вы что, мужики? Марс – это для сосунков. – Толя
сел за учительский стол, побарабанил пальцами. –
Кто знает, от чего происходит собака?
– От волка.
– От медведя.
– От волкодава!
Толя прекратил шум класса взмахом руки.
– Мужики, я в каком смысле спрашиваю? У всех
славянских народов собака называется пес. У нас
тоже – пес. Но еще и собака. Ну, хордовые! Ну,
членистоногие! Ну, жесткокрылые! Думайте!
Третий «А» напрягся.
А Толя выкрикивал:
– СО – приставка. Означает совместное действие.
Что же есть БАЧИТЬ?.. Ну, головоногие! Ну,
головобрюхие!.. Не знаете. На южнорусском
диалекте слово БАЧИТЬ означает «смотреть».
Следовательно, СОБАЧИТЬ означает?
– Смотреть вместе, – прошептал Ковалев Петя
потрясенно.
– Стало быть – СОБАКА?
– Смотрящая вместе!.. Помогающая охотнику и
пастуху!
– Именно. Мне говорили, что вы мужики толковые.
Ты, мужик, чего хочешь спросить? Спрашивай.
– В «Химике» новый фильм – «Смерть негодяя». Не
хочешь с нами пойти пособачить?
– Ну, мужики, вы меня радуете. Именно на такой
творческий поворот я и рассчитывал. Пособачить с
вами я не смогу, у меня конференция.
Толя попрощался на восьми языках и ушел
стремительно.
(Р.Погодин)
1. Почему ребята не сразу поняли Толин
вопрос?
2. Как автор показывает, что школьники
не восприняли серьезно вопрос Толи?
3. Какую тематическую группу
использует вожатый в общении с третьим «А»? Есть
ли здесь неологизмы?
4. На основании этого отрывка расскажи,
что такое ложная этимология. Прочитай о
происхождении слова собака в учебнике или в
этимологическом словаре. Почему нельзя
проверять современное написание, используя эту
этимологию?
5. Найди все безличные предложения.
6. Найди в тексте полные синонимы,
определи их род. Найди в русском языке примеры,
подобные этому.
7. Найди все обращения. Что ты скажешь о
вожатом Толе, судя по этим обращениям?
8. Назови лексическое значение слова поворот
в этом тексте. Припомни другие лексические
значения этого слова.
СИРОТСКАЯ ЗИМА
Был серый, тусклый, был пасмурный, был
вялый день.
С утра шел снег. Он ложился на землю и лежал
кое-как, с трудом сдерживаясь, чтобы не растаять.
Еловые ветви для него были слишком живыми и
теплыми. На них снег таял, падал на землю мутными
хвойными каплями.
(Юрий Коваль)
1. Зачем в первом предложении
понадобилось троекратное повторение?
2. Все ли прилагательные в первом
предложении являются синонимами? Найдем ли мы
такой ряд в словаре синонимов?
3. Являются ли слова живыми и теплыми
синонимами в этом тексте?
ТАМ, ВДАЛИ, ЗА РЕКОЙ…
Я вскочил и огляделся по сторонам.
Я увидел на лугу потрясающую карусель! Вот это
была карусель! Я увидел, как по широкому кругу
носятся: маленькая беленькая козочка, за
козочкой – Ханг, за Хангом – Чанг, за Чангом –
дядя, за дядей – папа, за папой – мама, за мамой –
те двое, а за теми двумя – какие-то женщины… Шум
стоял страшный! Дядя орал, папа кричал, мама
кричала, козочка блеяла, женщины причитали, те
двое ругались. Только Ханг и Чанг мчались по
кругу молча. Языки у них были вывалены, клыки
оскалены, шерсть стояла дыбом, а глаза чуть не
выскакивали из орбит.
А в середине этого сумасшедшего круга стояли еще
четыре козочки, тесно прижавшись друг к другу и
дрожа с головы до ног. И тоже блеяли.
(Ю.Коринец)
1. Глаголы какой тематической группы
являются в этом тексте важнейшими? Есть ли среди
них синонимы?
2. Какие слова показывают, что это не
начало истории?
3. Найди в последнем абзаце слово в
переносном значении, назови тип переноса.
4. Найди примеры параллелизма в
построении предложений. Какую роль играет этот
прием в создании картины «потрясающей карусели»?
Кроме уже известных тебе толковых
словарей, существуют различные специальные
лингвистические словари, в том числе словари
синонимов. Ты уже работал с примерами из
словаря Н.Абрамова.
Теперь сравни статьи из разных
словарей синонимов.
А.П. Евгеньева
БЛАГОРОДНЫЙ (о человеке, его
поступках и т.п.: отличающийся высокими
нравственными качествами, руководствующийся
высокими принципами), ВЕЛИКОДУШНЫЙ (действующий
бескорыстно, благородно, в интересах других),
РЫЦАРСКИЙ и РЫЦАРСТВЕННЫЙ.
– Благородно, великодушно, рыцарски.
Благородный см. Возвышенный.
З.Е. Александрова
БЛАГОРОДНЫЙ 1. о человеке, поступке:
великодушный / о чувстве, цели: возвышенный,
высокий, святой, священный / о чувстве, поступке:
рыцарский, рыцарственный / о лице, красоте:
одухотворенный.
А.П. Евгеньева
СМЕЯТЬСЯ, ХОХОТАТЬ (громко смеяться)
Хохотать до слез, ЗАЛИВАТЬСЯ (продолжительно и
неудержимо смеяться). Заливаться смехом,
ЗАКАТЫВАТЬСЯ разг., усилит., ПОКАТЫВАТЬСЯ разг.,
усилит. Покатываться со смеху. – ср.
Хохотать.
Смеяться см. Насмехаться.
З.Е. Александрова
СМЕЯТЬСЯ 1. слегка, время от времени:
посмеиваться / негромко или исподтишка:
хихикать / внезапно: фыркать, прыскать (разг.)
/ громко: хохотать, заливаться (или
закатываться) смехом, давиться от смеха;
грохотать, гоготать, реготать, ржать (прост.)
< скалить зубы (прост.) / сильно: валяться (или
кататься, покатываться) со смеху; умирать (или
помирать) со смеху, держаться за бока (или за
живот)
[смешинка в рот попала кому (разг.
шутл. / исподтишка: смеяться в кулак (или в
бороду) / сильно: смеяться до упаду (или до
слез)]
А.П. Евгеньева
ХАРАКТЕР (совокупность основных
психических свойств, проявляющихся в поведении,
в отношении к окружающим и т.д.) Властный
характер. Черты характера, НРАВ. Нрав у нее
был ангельский – женихи не красотой прельщались,
а характером Шурочкиным (Пантелеев), НОРОВ прост.
(обычно о характере, отличающемся
вспыльчивостью, упрямством, своенравием) – Ты
норовом крут, Никита Романыч (А.К. Толстой). – Ср.
Природа.
З.Е. Александрова
ХАРАКТЕР 1. основные черты, природа;
стать (уст.) / о человеке: натура, склад,
темперамент, душа, нрав; складка (разг.); норов (прост.)
/ о мыслях: строй
2. см. образ 1.
В каком словаре приведены в основном
именно синонимы, а не слова, близкие по значению?
Какой из этих словарей может быть более полезным
при написании творческих работ?
ТЕМА 5. АНТОНИМЫ (§ 58)
1. Прочитай в учебнике определение
антонимов (стр. 133) и найди в нем ключевое слово.
Попробуй определить его точное лексическое
значение.
Оказывается, это не так-то просто.
Недаром во вступительной статье к одному из
первых словарей антонимов сказано: «Ощущение и
восприятие противоположности может в известной
степени зависеть от возраста, профессии людей,
географических, климатических и других условий
их жизни и быть достаточно субъективным…... Так, у
детей в возрасте 3–4 лет противоположны по
значению слова дядя и тетя, рука и нога,
у более старших подвал и чердак, солнце
и дождь. Не следует ли из этого, что каждый из
нас может считать антонимами любые пары слов,
которые ему кажутся противоположными? В таком
случае создание словарей антонимов – дело
бессмысленное, а изучать антонимы нужно на
уроках литературы (как используют писатели
противоположные по смыслу слова, каким словам
они нарочно придают противоположные значения)
или риторики, а не русского языка.
Тем не менее мы, носители языка,
интуитивно различаем настоящие антонимы, а
ученые-лингвисты нашли четкие критерии, по
которым можно отграничить антонимы от других
«противопоставленных» слов. Оказывается,
антонимы могут быть только у слов, обозначающих
качество (хороший – плохой, культурный –
некультурный) или выражающих
противонаправленность действий, признаков,
свойств (входить – выходить, удар – контрудар,
богатеть – беднеть). Кроме того, по значению
антонимы различаются только одним признаком
(например, направлением движения: улететь –
прилететь, само действие в обоих случаях одно и
то же – со значением «полет»).
У каких слов нет и не может быть
антонимов?
Почему нельзя считать антонимами
слова стоять – лежать, а слова вставать –
ложиться можно?
Подчеркни слова, которые не имеют
антонимов.
Деревянный, юго-восток, четыре,
завернуть, яд, кукла, зима, толстый, вооруженный,
потолок, мы, ха-ха-ха.
2. Как образуются антонимы? Легко можно
заметить, что чаще всего однокоренные антонимы
образуются в русском языке с помощью приставки не-
(у прилагательных и существительных) и
противоположных по значению приставок (глаголы).
В чем разница между словами первой и
второй групп с точки зрения подбора к ним
антонимов?
1. Видимый, внимание, обычный.
2. Вредный, глупый, здоровый.
Укажи в скобках, к какому типу
относится каждая пара антонимов.
Образец: истинный – ложный (обозначают
качество, разнокорневые), ввоз – вывоз
(противонаправленное действие, однокоренные).
Благодарный – неблагодарный ( ).
Вбегать – выбегать ( ).
Полезный – бесполезный ( ).
Райский – адский ( ).
Взбираться – спускаться ( ).
Сказочный – реальный ( ).
Добро – зло ( ).
Побледнеть – покраснеть ( ).
3. Антонимы и многозначность
Прочитай диалог из комедии
Э.Брагинского и Э.Рязанова «Сослуживцы» (может
быть, ты видел фильм «Служебный роман», снятый по
этой пьесе).
Калугина. Вчера вы меня публично
оклеветали! Все, что вы говорили, – ложь! Я с вами
не согласна!
Новосельцев. Я тоже с собой не согласен.
Калугина. Вы утверждали, что я черствая…
Новосельцев (поспешно). Вы мягкая!
Калугина. Бездушная...
Новосельцев. Вы сердечная!
Калугина. Бесчеловечная…
Новосельцев. Вы душевная!
Калугина. Сухая…
Новосельцев. Вы мокрая... (В ужасе осекся.)
Калугина (в бешенстве). Перестаньте надо
мною издеваться!
Новосельцев. Наоборот, я перед вами
преклоняюсь. Я не хотел сказать «мокрая», это у
меня случайно получилось, я хотел сказать –
добрая!
Найди языковые и контекстуальные
антонимы:
Так и бывает: проходят бури и
наступает тишина. (Л.Мартынов)
В отдаленье огоньки мелькают, этот
загорелся, тот погас. (Р.Гамзатов)
Не бойся умного врага, бойся глупого
друга. (Посл.)
Нежной песней – утешал я друга.
Грозной песней – побеждал врага. (М.Джалиль)
4. Роль антонимов в художественном
тексте
В киноромане Э.Брагинского,
Э.Рязанова «Убийство в библиотеке»
рассказывается о таинственном убийстве
академика, писавшего школьные учебники по
русской литературе. В убийстве подозреваются…
Евгений Онегин, Иван Грозный, Екатерина Вторая.
Перед тобой – начало романа.
УБИЙСТВО В БИБЛИОТЕКЕ
Он едва успел закончить разговор, как
дверь приоткрылась и в библиотеку заглянул
молодой человек с внешностью киногероя из
новомодного интеллектуального фильма.
Некрасивый, но обаятельный, большегубый, но
тонконогий, сутулый, но спортивный,
положительный, но отрицательный. У него было
маленькое умное лицо породистой обезьяны.
1. Установи, как связаны по смыслу
прилагательные, разделенные союзом но?
2. Чем отличается последняя пара от
предыдущих?
3. Сравни значения слов новомодный, старомодный,
модный. Можно ли в данном ряду слова модный
и старомодный считать антонимами? Сравни
свои выводы со словарной статьей в «Словаре
антонимов».
4. Только ли к животному можно отнести
слово породистый, употребленное в последнем
предложении? А слово лицо? Какой оттенок
приобретает слово маленькое?
5. Как достигается комический эффект?
6. Как ты представляешь себе характер
изображенного человека? Как относится к нему
автор?
ОХОТА НА ВОЛКА
Волка легко поймать, если окружить его
пестрыми флажками, дать почувствовать разницу
между окружающей праздничной пестротой и его
собственным серым существованием.
Вокруг пестрота, а здесь, внутри, – безысходная
серость… Через это волк не сможет переступить.
Выпрыгнуть из собственной серости – ведь это еще
трудней, чем выпрыгнуть из собственной шкуры.
(Ф.Кривин)
1. Подбери антонимы к слову пестрота.
Почему в этом отрывке используется именно слово серость?
Можно ли к слову серость в последнем
предложении поставить антонимом слово пестрота?
2. Определи значение слова переступить.
ЧТО ЛЮБИТ МИШКА
Борис Сергеевич скоро перестал играть.
Он закрыл крышку рояля и, увидев нас, весело
сказал:
– О! Какие люди! Сидят, как два воробья на веточке!
Ну, так что скажете?
– Это вы что играли, Борис Сергеевич?..
Он ответил:
– Это Шопен. Я его очень люблю.
Я сказал:
– Конечно, раз вы учитель пения, вот вы и любите
разные песенки.
Он сказал:
– Это не песенка. Хотя я песенки люблю, но это не
песенка. То, что я играл, называется гораздо
большим словом, чем «песенка».
Я сказал:
– Каким же? Словом-то?
Он серьезно и важно ответил:
– Му-зы-ка. Шопен – великий композитор, он
сочинял чудесную музыку. А я люблю музыку больше
всего на свете.
(В.Драгунский)
1. Найди пример метонимии и назови
несколько аналогичных примеров.
2. Какой смысл вкладывают в слово песенка
Дениска и Борис Сергеевич? Почему в речи Бориса
Сергеевича слово песенка взято в кавычки?
3. Можно ли считать слова музыка и песенка
антонимами?
4. Найди ключевые слова этого отрывка.
5. В какую тематическую группу можно
включить слова великий и чудесный? Найди
в тексте третье слово из этой группы.
САМАЯ ЛЕГКАЯ ЛОДКА В МИРЕ
К
ночи разыгралась метель.
Поднявши воротники и поглубже нахлобучив шапки,
мы с Орловым шли по Сретенке. На улице было снежно
и пусто – мороз разогнал прохожих по домам.
Иногда проезжали троллейбусы, совершенно
замороженные изнутри. На углу Сухаревского
переулка стоял милиционер в служебных валенках.
– Не знаю, как с ним разговаривать, – шепнул я
Орлову, – как с милиционером или как с
художником?
Валенки
шагнули к нам.
– Ищущие бамбук следуют за мной, – сказал
милиционер в сретенское пространство,
оборотился спиной и направил свои валенки в
переулок. Он шагнул быстро, рассекая метель,
взрывая сугробы. Спотыкаясь и поскальзываясь, мы
поспешили за ним.
«Ищущие бамбук следуют за мной», – повторял я про
себя. В первой половине этой фразы чувствовался
художник, а уж во второй – милиционер.
(Ю.Коваль)
1. Какой предмет одежды милиционера
выделяет автор? Как он это делает? Почему именно
эту деталь автор решил выделить?
2. Найди два примера метонимии. Чем они
различаются?
3. По каким признакам
противопоставлены слова милиционер и художник?
4. Как ты понимаешь смысл последнего
предложения? Найдите слова и словосочетания,
которые перекликаются по стилю с первой и второй
половиной реплики милиционера.
ТЕМА 6. ОБОБЩЕНИЕ ПО ВСЕМУ РАЗДЕЛУ
«ЛЕКСИКА».
Подготовка к контрольной работе
Перечисли наиболее важные с твоей
точки зрения знания, которые ты приобрел, изучая
лексику.
1.
2.
3.
Сравни свой ответ с ответом соседа по
парте, с ответами сидящих за соседним столом.
Подготовьте совместный ответ от вашей группы.
Сгруппируй перечисленные термины,
ставя в скобках номер группы. Затем укажи тему,
объединяющую эти термины в группу.
Синоним ( ), омоним ( ), местоименное
слово ( ), многозначность ( ), междометие ( ),
диалектизмы ( ), неологизм ( ), фразеологизм ( ),
метонимия ( ), пароним ( ), антоним ( ), служебное
слово ( ), метафора ( ), нарицательное ( ),
общеупотребительное слово ( ), лексическое
значение ( ), тематическая группа ( ).
Слова из 1-й группы относятся к теме ...
.
Слова из 2-й группы относятся к теме ... .
Слова из 3-й группы относятся к теме ... .
Подчеркни три слова, которые не вошли
ни в одну группу.
|