МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ
Семиклассники педагогической гимназии № 1505 г.
Москвы для своих младших собратьев по учебе
разработали и составили сборник упражнений
(руководитель И.Л.СТАРИКОВА). Так занимаются
проектной деятельностью – одним из видов
исследовательской работы – в этой школе.
Осенью ребята 6–10-х классов выбирают тему
проекта, а в зимнюю сессию защищают проект в
качестве экзамена.
Составители сборника – ученики 7-го
класса
Надежда ЗАВЬЯЛОВА,
Никита ФИЛАТОВ,
Иван ТРИФОНОВ,
Андрей ЮШИН,
Карен ЛАЛАЯН,
ГОУ гимназия № 1505,
г. Москва
Прямая речь
Семиклассники делают сборник
упражнений
I. Языковое явление
(Что такое прямая речь?)
Прямая речь – это передача чужой
речи, сохраняющая ее содержание и форму. Она
точно воспроизводит чужое высказывание и
сопровождается авторскими словами.
«Ребята, давайте жить дружно!» – с
улыбкой произнес кот Леопольд.
Прямая речь может включать не одно, а
несколько предложений.
Стала щука упрашивать Емелю: «Не губи
меня, Емелюшка. Отпусти в речку. Хочешь, я тебя за
это богатым сделаю?».
II. Правописный аспект
(Пунктуация)
Для выделения прямой речи
употребляются кавычки. Слова автора могут стоять
перед, после и внутри прямой речи.
Схемы предложений с прямой речью
Прямая речь перед словами автора:
«П!» – а.
«Леопольд, мы сдаемся!» – прокричали
мыши, плавая в стакане газировки.
«П», – а.
«Лягушка, лягушка, отдай мою стрелу»,
– взмолился Иван Царевич.
«П?» – а.
«А знаете ли вы, куда попали?» –
спросил разбойник Бармалей доктора Айболита.
Прямая речь после слов автора:
А: «П».
Усмехнулась хитрая лиса и сказала:
«Давайте я вам поделю сыр поровну».
А: «П?»
Облизнулся волк и спрашивает: «Куда
ты идешь, Красная Шапочка?».
А: «П!»
Едет лисица на волке и потихоньку
поет: «Битый небитого везет, битый небитого
везет!».
Прямая речь разрывается словами
автора:
«П, – а, – п?»
«Вот ты говоришь, – сказала
Рукодельница, – что добрый, а зачем зеленую
травку под снежной периной держишь?»
«П! – а. – П!»
«Сивка-Бурка, вещий каурка! –
закричал Иванушка-дурачок. – Стань передо мной
как лист перед травой!»
«П! – а. – П».
«Покажи! – закричал Данила-мастер. –
Без цветка мне жизни нет».
«П, – а. – П?»
«Эй, хозяин, – важно сказал Буратино.
— Вы дадите нам три корочки хлеба?»
«П? – а. – П!»
«Какой же он дурачок? – шептались
люди. – Он хитрый, если заставил ведра идти!»
Условные обозначения.
– самое
легкое задание
– задание средней
тяжести
– самое трудное
задание
Упражнение
№ 1
Прочитайте текст и выпишите из него
предложения с прямой речью.
* В случае затруднения смотрите схемы в начале
сборника.
Наступила
осень, и солнце уже не так сильно припекало. «Пора
нам подумать о зиме», – сказал как-то Наф-Наф. Но
братья решили, что они будут гулять и прыгать по
лугу. «До зимы еще далеко», – сказал Ниф-Ниф и
перекувырнулся через голову. Нуф-Нуф лег в лужу и
сказал: «Когда нужно будет, я сам построю себе
дом». С каждым днем становилось все холоднее и
холоднее. «Сегодня мы еще погуляем, а завтра с
утра возьмемся за дело», – говорили поросята.
Когда большая лужа у дороги стала по утрам
покрываться тоненькой корочкой льда, ленивые
братья решили взяться за работу. И только
трудолюбивый Наф-Наф, строя дом, считал, что его
дом должен быть крепостью.
Упражнение № 1
Прочитайте текст и выпишите из него
предложения с прямой речью.
* В случае затруднения смотрите схемы в начале
сборника.
Оле-Лукойе тихонько приотворяет дверь,
и веки у детей начинают слипаться.
«Хочешь побывать ночью в чужих землях, а к утру
вернуться домой?» – спросил Оле Яльмара.
Аист взмахнул широкими крыльями и полетел в
теплые края.
«Завтра из этих кур сварят суп», – сказал Яльмар
и проснулся в своей маленькой кроватке.
Оле-Лукойе сказал: «Эта мышка явилась пригласить
тебя на свадьбу».
«А как же я пролезу сквозь маленькую дырочку в
полу?» – спросил мальчик.
«Какой чудесный запах! Весь коридор пахнет салом!
Что может быть лучше?» – пропищала мышка.
«Что сегодня ты будешь рассказывать?» – спросил
Яльмар.
Он раскрыл над мальчиком свой красивый зонтик и
сказал: «Сегодня некогда!».
Упражнение
№ 1
Прочитайте текст и выпишите из него
предложения с прямой речью.
* В случае затруднения смотрите схемы в начале
сборника.
На улицах толпилось очень много людей.
Все вокруг, показывая на карлика, кричали: «Какой
длинный нос у этого безобразного карлика!».
Якоб очень хотел поглядеть на карлика, но надо
было спешить к матери. Подкравшись, он положил
руку ей на плечо и произнес: «Мама, ты на меня
сердишься?».
«Что тебе нужно от меня, страшный карлик?» –
испуганно закричала Ханна.
Якоб решил, что мать нездорова, и произнес:
«Матушка, почему ты гонишь меня?».
Вокруг них уже толпилось много людей.
Обращаясь к окружающим, Ханна вымолвила:
«Посмотрите на карлика! Он отпугивает всех
покупателей своим страшным видом!».
Якоб побрел прочь с рынка. Он шел по улице и
бубнил себе под нос: «Почему мать прогнала меня?».
Упражнение № 2
Объясните постановку знаков
препинания в предложениях с прямой речью.
Постройте схемы предложений.
* В случае затруднения смотрите схемы в начале
сборника.
1. «Какая у тебя славная сабля и ранец!»
– сказала ведьма.
2. Затем ведьма добавила: «Сейчас ты получишь
денег столько, сколько твоей душе будет угодно!».
3. «Заберись наверх, влезь в дупло и спускайся
вниз», – продолжила ведьма, указывая на дерево.
4. Солдат спросил: «А зачем мне туда лезть?».
5. «Там будут сундуки с деньгами. Возьмешь денег
сколько захочешь. Принеси мне только огниво», –
ответила ведьма.
6. Солдат приказал: «Тогда обвязывай меня
веревкой!».
7. «Тащи меня, старая ведьма, обратно», – приказал
солдат, выполнив задание.
8. Ведьма с нетерпением спросила: «Огниво взял?».
9. «Эх, чуть не забыл!» – воскликнул солдат,
возвращаясь за огнивом.
10. «Отвечай быстро, а не то отрублю тебе голову!»
– закричал солдат.
Упражнение № 2
Объясните постановку знаков
препинания в предложениях с прямой речью.
Постройте схемы предложений.
* В случае затруднения смотрите схемы в начале
сборника.
1.
«Аленький цветочек нехитро найти, да как же
узнать мне, что краше его нет на белом свете?» –
говорил купец, приголубливая свою меньшую дочь.
2. «Умереть тебе смертью безвременною!» –
завопил дикий голос.
3. Мохнатое чудовище заревело: «Как ты посмел
сорвать в моем саду мой любимый цветок?».
4. Утром позвал к себе купец старшую дочь,
рассказал ей все, что с ним приключилось, и
спросил: «Хочешь ли ты избавить меня от смерти
лютой и поехать жить к зверю лесному?».
5. «Пусть та дочь и выручает отца, для кого он
доставал аленький цветочек», – сказала старшая
дочь и наотрез отказалась ехать.
Упражнение
№ 2
Объясните постановку знаков
препинания в предложениях с прямой речью.
Постройте схемы предложений.
* В случае затруднения смотрите схемы в начале
сборника.
1. Мама сказала Элли: «В прежние времена
жили волшебники, а потом перевелись».
2. «А все-таки без волшебников скучно. Если бы я
вдруг сделалась королевой, то обязательно
приказала бы, чтобы в каждом городе и в каждой
деревне был волшебник», – ответила Элли.
3. «Ой, Тотошка, какой ты смешной!» – сказала Элли.
4. Старушка обратилась к Элли: «Скажи мне, как ты
очутилась в стране Жевунов, милое дитя?».
5. «Меня принес сюда ураган в этом домике», –
робко ответила Элли.
6. «Никогда не слыхала такого названия», –
сказала волшебница, поджав губы.
7. «Это правда, сударыня. Во время ураганов мы
прячемся в погреб, но я побежала в домик за моей
собачкой», – смущенно ответила Элли.
8. Волшебница Виллина огорчилась: «Такого
безрассудного поступка моя волшебная книга
никак не могла предвидеть!».
Упражнение № 3
Какие глаголы мы употребим в
предложении с прямой речью, если надо передать:
1) сильное волнение;
2) возмущение, негодование;
3) спокойное настроение;
4) радость;
5) просьбу;
6) задать вопрос?
Распределите глаголы по группам.
Попросил, сказал, возмутился,
провозгласил, ужаснулся, сообщил, спросил,
ответил, взмолился, возразил, воскликнул,
закричал, поинтересовался, усмехнулся, заревел,
подумал, переспросил, приказал, упрекнул,
рассердился, услышал, произнес, успокаивал,
выспрашивал, промолвил.
Упражнение № 4
Вставьте в предложения данные
глаголы речи:
подумал, скомандовала,
поинтересовалась, прошипела, говорили, ответила,
сказали, спрашивали.
«Шевелите лапками!» – ______ утка,
поворачиваясь к утятам. «Какой он большой и
несуразный!» – ______ злая утка. Утка-мать ______: «Он
некрасив, а плавает лучше других». «Слишком
велик», – ______ куры. Дикие утки ______: «Это что за
птица?» «Я такой гадкий, что даже собаке противно
меня съесть», – ______ утенок. «Умеешь ли ты
выгибать спину и мурлыкать?» – ______ кошка.
«Новый лебедь лучше всех! Он такой красивый и
молодой!» – ______ дети и взрослые.
Упражнение № 4
Вставьте в предложения данные
глаголы речи:
сказал, подумал, взмолился, отвечал,
закричал, поинтересовался, спросил, промолвил.
Испугался Осел и ______: «Куда я пойду,
куда денусь? Стар я стал и слаб». А потом ______:
«Пойду-ка я в город Бремен и стану там уличным
музыкантом». «Ах, Осел, пожалей меня!» – ______
собака. «Что ты такой невеселый?» – ______ Осел,
заметив Кота. «Пойдем, Петушок, с нами в город
Бремен», – ______ Осел. Радостно ______ Петух: «Огонек
светится!». Заглянул Осел в окно и ______: «Сидят за
столом разбойники, едят и пьют». «Как бы нам этих
разбойников из дома выгнать?» – ______ Петух.
Упражнение
№ 4
Вставьте в предложения данные
глаголы речи:
ответил, сказал, пропищал, закричал,
переспросил, поинтересовался, спросил, рявкнул.
Кот отвесил королю почтительный
поклон и ______: «Мой господин приказал преподнести
вам этот скромный подарок». «Поблагодари своего
господина», – ______ король. Кот бросился к карете и
______: «Помогите! Маркиз де Карабас тонет!». Король
______, выглянув из окна: «Чей это луг вы косите?».
«Меня уверяли, что вы умеете превращаться в
любого зверя», – ______ Кот. «Я сейчас же сделаюсь
львом», – ______ великан. «А вы умеете
превращаться в самых мелких животных?» – ______ Кот.
«Вы считаете это совершенно невозможным?» – ______
великан.
Упражнение № 5
Расставьте знаки препинания.
* В случае затруднения смотрите схемы в начале
сборника.
Какая сегодня прекрасная мокрая
погода подумала лягушка Утки кричали хлопая
крыльями хорошо на юге Лягушка пришла в восторг и
спросила а много ли там комаров и лягушек Целые
тучи отвечала утка Возьмите меня с собой
попросила лягушка Удивленная утка воскликнула а
как мы тебя возьмем У тебя ведь нет крыльев
Позвольте мне подумать пять минут взмолилась
лягушка Утки лягушку несут кричали ребята Она не
выдержала и закричала это я все придумала Я
изобрела необыкновенный способ путешествия на
утках поведала лягушка местным квакушкам Я
пробуду у вас до весны проговорила
лягушка-путешественница
Упражнение № 5
Расставьте знаки препинания.
* В случае затруднения смотрите схемы в начале
сборника.
Жил на свете король который очень
любил наряжаться Однажды в город прибыли двое
обманщиков которые выдавали себя за ткачей Мы
можем делать такую чудесную ткань которая
становится невидимой для глупого человека
уверяли они Король воскликнул вот это будет
платье Он обрадовался что сможет отличить умных
людей от глупых Приступайте к работе сказал
король Все говорили мастера усердно работают а у
самих на станках ничего нет Неужели я настолько
глуп ведь я ткани не вижу подумал министр Ткач
спросил как ваше мнение Чудесно восхитительно
ответил министр
Упражнение
№ 5
Расставьте
знаки препинания.
* В случае затруднения смотрите схемы в начале
сборника.
Русалочка спасла принца Она захотела
узнать больше о людях У своей мудрой бабушки
Русалочка спросила чем отличаются люди от
русалок У них есть душа Ты тоже обретешь душу
если в тебя влюбится кто-нибудь из людей ответила
бабушка Я должна быть похожа на людей решила
Русалочка и обратилась за помощью к морской
ведьме Знаю зачем ты пришла проговорила она Ты
отделаешься от своего хвоста но взамен отдашь
мне свой чудесный голос проговорила ведьма
смеясь Хорошо ответила Русалочка Ведьма
поставила котел на огонь чтобы сварить зелье
Упражнение № 6
Перестройте предложения, поменяв
местами прямую речь со словами автора. Сделайте
вывод о месте глагола речи относительно прямой
речи.
Лисица, сидя под окном, пела: «Петушок,
петушок, золотой гребешок, выгляни в окошко, дам
тебе горошку». «Смотри, Петя, не выглядывай в
окошко, не слушай лису», – сказал кот, собираясь
на охоту. Говорит хитрая лиса: «Что же, Петя, ты
такой гордый стал?». «Несет меня лиса за темные
леса, за высокие горы. Котик-братик, выручи меня!»
– закричал петушок. Выходя из дома, кот строго
приказал: «Смотри, Петя, не выглядывай в окошко,
не слушай лису». – «Нет, лиса, больше не обманешь
меня! Не выгляну в окошко», – подумал петушок.
Подойдя к окну, хитрая лиса воскликнула:
«Посмотри, Петя, сколько у меня всяких
диковинок!»
Упражнение № 6
Перестройте
предложения, поменяв местами прямую речь со
словами автора. Сделайте вывод о месте глагола
речи относительно прямой речи.
«Доброе утро! My», – вздохнула корова за
рекой. Ежик тихо проговорил: «Вот и звезда упала,
и трава наклонилась влево, и от елки осталась
одна верхушка, и теперь она плывет рядом с
лошадью». «Где же теперь лошадь?» – подумал
ежик. Он продолжал рассуждать: «Лошадь
захлебнется в тумане, если ляжет спать?». «Я в
реке из тумана», – сообразил ежик. Он решил:
«Пускай эта река сама несет меня». «Вот так
история», – подумал еж. Ежик проворчал: «Разве
кто в это поверит?».
Упражнение
№ 6
Перестройте предложения, поменяв
местами прямую речь со словами автора. Сделайте
вывод о месте глагола речи относительно прямой
речи.
«Что это за книжка, если в ней нет
картинок?» – подумала Алиса. Кролик пробормотал
себе под нос: «Как же я опаздываю!». «Едят ли кошки
летучих мышей?» – засыпая, проговорила Алиса.
Девочка строго сказала: «Сначала я должна
убедиться, что здесь нигде не написано слово яд».
«Я заставляю долго ждать герцогиню», – довольно
быстро проговорил кролик. Алиса продолжала
разговаривать сама с собой: «Как странно все
сегодня! А вот вчера все было обычно».
Упражнение № 7
Перестройте предложения с прямой
речью в предложения с косвенной речью.
Образец:
Злая мачеха приказала падчерице:
«Сходи в лес и набери там подснежников».
Злая мачеха приказала падчерице, чтобы она
сходила в лес и набрала там подснежников.
«Плохо попасть в такую непогоду», –
сказал старый поэт. «Я озяб и промок», – закричал
ребенок.
«Меня зовут Амур», – ответил мальчик.
«Я умею стрелять из лука», – рассказал веселый
мальчуган. «Мой лук совсем не испорчен», –
воскликнул мальчик.
«Мальчики и девочки! Остерегайтесь этого Амура»,
– сказал поэт. «Этот мальчик – большой плут», –
сказал добрый старик.
«Дети, не связывайтесь со скверным мальчишкой»,
– предупредил старик.
«Мой лук совсем высох, но ему ничего не
сделалось», – сказал Амур.
Упражнение № 7
Перестройте предложения с прямой
речью в предложения с косвенной речью.
Образец:
Злая мачеха приказала падчерице:
«Сходи в лес и набери там подснежников».
Злая мачеха приказала падчерице, чтобы она
сходила в лес и набрала там подснежников.
«Раньше марта месяца они не появятся
на свет», – сказала удивленная девочка.
«Иди в лес да без цветов не возвращайся», –
сказала сестра заплаканной девочке.
«Все равно где замерзать», – подумала бедняжка,
сев на поваленное дерево.
Девочка показала старику пустую корзинку и
сказала: «Нужно мне набрать в нее подснежников».
Бедняжка заплакала и сказала: «Уж лучше мне в
лесу замерзнуть, чем домой без подснежников
вернуться».
Усмехнулся старик и говорит: «Торопись и быстрее
собирай цветы».
Мачеха кричит дочке: «Надень рукавички и
застегни шубку!».
Упражнение
№ 7
Перестройте предложения с прямой
речью в предложения с косвенной речью.
Образец:
Злая мачеха приказала падчерице:
«Сходи в лес и набери там подснежников».
Злая мачеха приказала падчерице, чтобы она
сходила в лес и набрала там подснежников.
«Мои цветочки совсем завяли», –
сказала маленькая Ида.
«Цветы сегодня ночью были на балу», – сказал
студент.
«Маленькие маргаритки и ландыши тоже пляшут», –
рассказал он.
«Ты очень мила», – сказала большая крапива
красной гвоздике. «Встань с постельки, Софи», –
сказала маленькая Ида кукле.
«Я знаю, где будет бал ночью», – шепнула девочка
тюльпанам и гиацинтам.
«Это глупые выдумки», – громко закричала
восковая кукла Софи.
«Софи, ты плохая», – сказала маленькая Ида.
Упражнение № 8
Приготовьтесь писать диктант.
1. Прочитайте выразительно текст.
2. Объясните постановку знаков препинания.
3. Объясните правописание пропущенных букв.
Девочка
вошла, сп_ткнулась о веревочку и упала. Б_шмачок с
правой ноги слетел и отк_тился в сторону. Хитрая
Бастинда схватила его и надела на свою ногу.
«Отдайте башмачок! Как вам не стыдно!» –
закричала Элли. «Попробуй отбери!» – кривляясь,
отвечала старуха. Элли схв_тила ведро воды,
подбежала к старухе и окатила ее водой (с)головы
(до)ног. От нее пов_лил жар. Волшебница
завиз(?)жала: «Что ты наделала? Ведь я сейчас
растаю». «Мне очень жаль, сударыня. Но зачем вы
украли башмачок?» – ответила Элли. Голос
волшебницы прервался, она с ш_пением осела на пол.
Элли с ужасом глядела на гибель Бастинды.
Упражнение № 8
Приготовьтесь писать диктант.
1. Прочитайте выразительно текст.
2. Объясните постановку знаков препинания.
3. Объясните правописание пропущенных букв.
Заплакала па_ч_рица и побежала
рассказать мачехе о своей беде. Мачеха сердито
сказала: «Ты ур_нила веретено, ты его и доставай!».
«Без веретена не возвращайся!» – гневно крикнула
она девушке. Очнувшись, она увидела, что лежит на
зеленой лужайке. Яблоня попросила девушку:
«Потряси меня! Мои яблочки давно поспели!».
Девушка тр_сла яблоньку (до)(тех)(пор), пока не
осталось ни одного яблочка. В окно избушки
выглянула старуха и крикнула ей: «Если будешь
хорошо работать, я тебя награжу». А через минуту
добавила: «Работай отлично! Когда от моей перины
перья летят, на земле снег идет!». Хорошо ж_лось
девушке у Метелицы. Та ее не ругала, а кормила
всегда сытно и вкусно.
Упражнение
№ 8
Приготовьтесь писать диктант.
1. Прочитайте выразительно текст.
2. Объясните постановку знаков препинания.
3. Объясните правописание пропущенных букв.
На краю сундука сидел маленький
человечек. «Это самый настоящий гном!» –
догадался Нильс. Мать часто рассказывала о том,
что гномы живут в лесу и все знают о кладах,
которые зарыты в землю. Нильс соск_льзнул на пол и
(с,з)дернул сачок с гвоздя. Гном взмолился:
«Отпусти меня, я дам тебе за это золотую монетку.
Она будет большая, как пуговица на твоей
рубашке». Нильс подумал и сказал: «Это очень
хорошо». Через несколько минут он решил, что
попр_сил мало. «Я хочу, что(бы) ты учил за меня
уроки!» – добавил Нильс и посмотрел на гнома в
сетке сачка. Вдруг сачок выпал из рук, а мальчик
отк_тился кубарем в угол. «Я теперь не больше
воробья!» – воскликнул он, когда увидел себя в
зеркале. Маленький Нильс решил: «Мне надо
обязательно найти гнома».
Упражнение № 9
Прочитайте текст. Озаглавьте его.
Объясните постановку знаков препинания в тексте.
Подумайте, с какой целью в сказке используется
прямая речь. Составьте план текста и
подготовьтесь к изложению.
Жили-были старик со старухой. Просит
старик: «Испеки мне, старая, колобок». А она
отвечает: «Из чего испечь? Муки нет». – «Ты по
амбару помети, по сусекам поскреби», – отвечает
ей старик. Старушка так и сделала. Скатала из
теста колобок, изжарила в масле и положила на
окно остывать.
Надоело колобку лежать. Покатился он с окна на
дорожку. Скачет навстречу ему заяц и говорит:
«Колобок, колобок, я тебя съем». – «Я от бабушки
ушел, я от дедушки ушел, от тебя, заяц, я тоже
уйду», – пропел колобок и покатился дальше.
Катится колобок по лесу, а навстречу ему идет
серый волк и говорит: «Колобок, колобок, я тебя
съем». Осмелев, колобок пропел, как ушел от
бабушки, дедушки, зайца, и добавил: «От тебя, волк,
я тоже уйду». Колобок, встретив медведя, пропел и
ему песню и покатился дальше.
Хитрая лиса сказала колобку: «Славная песенка!
Сядь поближе да пропой еще разочек». Колобок
обрадовался, прыгнул лисе на нос, а лиса его и
съела.
Упражнение № 9
Прочитайте текст. Озаглавьте его.
Объясните постановку знаков препинания в тексте.
Подумайте, с какой целью в сказке используется
прямая речь. Составьте план текста и
подготовьтесь к изложению.
Под елкой лежали подарки. «Как много
игрушек!» – воскликнула Мари. Девочка смущенно
спросила: «Ах, милый папочка, для кого этот
хорошенький человечек?» – «Он куплен для всех и
будет аккуратно разгрызать твердые орехи», –
ответил отец.
Мари положила в рот Щелкунчика орех. Скорлупа
ореха треснула и упала, а у Мари осталось на
ладони вкусное ядрышко. Она выбирала самые
маленькие орехи, чтобы человечку не приходилось
разевать рот слишком широко.
Брат тоже подбежал к Мари и расхохотался при виде
смешного человечка. «Посмотрите, какой большой
орех!» – крикнул мальчик. Раздался треск – и три
зуба выпали у Щелкунчика изо рта. «Бедный, милый
Щелкунчик!» – закричала Мари и отобрала его.
«А что он берется орехи грызть, а зубы у него
никуда не годятся! Нечего с ним церемониться!» –
воскликнул мальчик. Мари зарыдала и завернула
больного Щелкунчика в носовой платок.
К детям подошел отец и сказал: «Я отдаю
Щелкунчика на попечение Мари. Он нуждается в ее
заботе». «Раненых никогда не оставляют в строю»,
– добавил он. Мари подвязала Щелкунчику
пострадавшую челюсть красивой белой ленточкой,
которую отколола от своего платья.
Упражнение
№ 9
Прочитайте текст. Озаглавьте его.
Объясните постановку знаков препинания в тексте.
Подумайте, с какой целью в сказке используется
прямая речь.
Составьте план текста и подготовьтесь к
изложению.
Великому художнику и строителю Дедалу
пришлось бежать из Афин. Критский царь Минос дал
ему пристанище. Дедал знал, что царь никогда не
отпустит его.
Однажды, сидя у моря, мастер подумал: «Птицы
рассекают крыльями воздух и летят куда хотят.
Разве человек хуже птицы?». Он собрал перья
больших птиц, искусно связал их и скрепил воском.
Дедал сделал два крыла для себя и для своего сына
Икара. Крылья прикреплялись к груди и рукам.
Дедал надел крылья сыну и сказал: «Спокойно
взмахивай руками. Не спускайся слишком низко к
волнам и не поднимайся очень высоко». Осторожно
летел Дедал. Икар решил: «Поднимусь
высоко-высоко, выше ласточек, выше жаворонка, к
самому солнцу».
Под жаркими лучами растаял воск, распались перья.
Икар стремительно падал и исчез в море. Дедал,
опустившись на остров, сломал крылья и проклял
искусство, погубившее сына. Люди запомнили эту
легенду и вспоминали о ней, мечтая о покорении
воздуха.
В работе над проектом были
использованы следующие сказки и мифы:
1) «Три поросенка»;
2) «12 месяцев»;
3) «Лягушка-путешественница»;
4) «Аленький цветочек»;
5) «Бременские музыканты»;
6) «Кот, петух и лиса»;
7) «Дедал и Икар»;
8) «Волшебник Изумрудного города»;
9) «Ежик в тумане»;
10) «Приключения Алисы в стране чудес»;
11) «Волк и семеро козлят»:
12) «Гадкий утенок»;
13) «Дюймовочка»;
14) «По щучьему велению»;
15) «Приключения кота Леопольда»;
16) «Телефон»;
17) «Золушка»;
18) «Маша и медведь»;
19) «Приключения Буратино»;
20) «Царевна-лягушка»;
21) «Доктор Айболит»;
22) «Два жадных медвежонка»;
23) «Красная Шапочка»;
24) «Лиса и волк»;
25) «Мороз Иванович»;Ъ
26) «Сивка-Бурка»;
27) «Каменный цветок»;
28) «Незнайка и его друзья»;
29) «Волшебное кольцо»;
30) «Русалочка»;
31) «Новое платье короля»;
32) «Оле-Лукойе»;
33) «Карлик Нос»;
34) «Госпожа Метелица»;
35) «Скверный мальчишка»;
36) «Колобок»;
37) «Огниво»;
38) «Щелкунчик и мышиный король»;
39) «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»;
40) «Цветы маленькой Иды».
При работе над проектом была
использована следующая литература:
Д.Э. Розенталь, Е.В. Джанджакова, Н.П.
Кабанова. Справочник по правописанию,
произношению, литературному редактированию. М.,
1998.
И.Э. Савко. Весь школьный курс
русского языка. Минск, Современный литератор, 2002.
Д.Э. Розенталь, И.Б. Голуб, М.А.
Теленкова. Современный русский язык. М.:
Айрис-Пресс, 2004.
Д.Э. Розенталь. Пунктуация и
управление в русском языке. М.: Книга, 1988.
В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова.
Русский язык. Теория. 5–9-е классы. М.: Дрофа, 2002.
|