ПОДЕЛИМСЯ ОПЫТОМ
Н.А. ГОРБУШИНА,
г. Москва
Роль сочинения-миниатюры в развитии
речи учащихся
Лингвопсихологический аспект
методики преподавания сочинения-миниатюры в
средней школе
Научить писать сочинения – дело очень
непростое, и в этом помогают сочинения-миниатюры,
работа над которыми начинается в 5-м классе и
продолжается до 11-го класса.
Сочинение-миниатюра – это творческая
работа, проводимая на уроке в течение
7–10 минут. Ученикам предлагается тема, и они в
свободной форме должны выразить свои мысли,
чувства, переживания.
Чаще я даю этот вид работы в конце
урока. Дети пишут, а затем по желанию читают
вслух. Учитель всегда одобряет каждую работу и в
пятом-шестом классе ставит оценку «отлично».
Оценкой может служить устная похвала учителя,
«пять» в тетради или в журнале.
Ошибки на данном этапе не проверяются,
чтобы не сковать творчество ученика, чтобы страх
перед плохой оценкой не мешал ему свободно
выражать свои мысли, чтобы он хотел писать и
писал с удовольствием.
Темы предлагаются самые разные. Чаще
всего неожиданные, но заранее продуманные
учителем. Тема, во-первых, должна быть интересной
для детей, во-вторых, она должна помочь ребенку
раскрыть свой внутренний мир и научить излагать
свои мысли на бумаге логично, лаконично и
последовательно. В-третьих, сочинения-миниатюры
могут помочь родителям глубже понять своего
ребенка. В-четвертых, большинство тем служит для
учеников психологической разрядкой, когда они на
бумагу «выплескивают» свои отрицательные
эмоции, вызванные накопленными в школе, дома или
на улице негативными впечатлениями. Таким
образом, ребенок внутренне успокаивается, и к
нему возвращается хорошее настроение.
Например, у меня на уроке произошел
такой случай. Это было в пятницу на последнем
уроке в 7-м классе, тема – «Суффиксы причастий».
За неделю дети устают, и к последнему уроку
внимание ослабевает и рассеивается, ребятам уже
не хватает ни физических, ни моральных сил. Но
ведь учителю нужно не только провести урок, а
познакомить с новой темой, отработать ее. В этой
ситуации мне на помощь пришло
сочинение-миниатюра на тему Ох уж этот
последний урок. Всего 7 минут писали дети, но
как они оживились, как обрадовались, писали,
улыбаясь, о том, как тяжело высидеть последний
урок, даже любимый, как трудно воспринимать хоть
что-то, как хочется есть, как хочется домой. Когда
потом несколько учеников прочитали свои
сочинения и мы вместе от души посмеялись,
началась серьезная работа. Груз усталости ушел в
сочинение, и дети были готовы к плодотворной
работе. Прошло всего 10 минут, а передо мной
сидели совсем другие ученики: внимательные,
заинтересованные.
Тема Я хороша даже на первом
уроке в любом классе, особенно если педагог
впервые знакомится с детьми. Для начала учитель в
течение 2–3 минут рассказывает о себе, о своем
образовании, своей семье, увлечениях, домашних
питомцах. А потом предлагает детям рассказать о
себе в сочинении-миниатюре Я. Таким
образом, учитель узнает о семье ребенка, о его
хобби, о его устремлениях и чертах характера и
даже об удачах и неудачах.
Например, Наташа Ж. (5-й «Б» класс) в
своем первом сочинении-миниатюре написала так:
Кто Я?
Я человек, который живет на земле с
фамилией Ж. и именем Наташа. У меня светло-русые
волосы, рост 1 метр 54 см. Глаза серо-зеленые. Лицо
кругло-овальное.
Мне почти 11 лет, 1992 года рождения. Люблю смеяться
и шутить и редко – плакать. Спорить со мной не
надо, потому что я не стану портить настроение. Я
люблю много разговаривать с мамой и папой.
А Рома С. из того же класса написал
следующее.
Кто Я?
Я человек. Родился в 1991 году, мне 11
лет. Мой день рождения 1 декабря. Мое любимое
время года — это лето, потому что летом тепло и
можно купаться. Мое хобби — играть в футбол.
А вот как Ольга Г. из 6-го «В» класса,
для которой это уже не первое
сочинение-миниатюра, выразила свои мысли.
Меня зовут Оля. Я очень люблю
животных. Дома у меня есть кот Борька и хомячок
Дося. Они очень красивые. С ними всегда интересно
играть. Свободное время я провожу за компьютером,
а также люблю вышивать, вязать и читать. У меня
дома много книг. Люблю слушать музыку и
танцевать. У меня много друзей в школе. Но моя
лучшая подруга – Маша. Мы с ней дружим уже много
лет. Также я люблю своих родителей. Они у меня
самые лучшие. Я помогаю маме по дому, убираю свою
комнату, поливаю цветы, которых у нас много.
Вообще я всегда разная! Вот какая Я!!!
Эти сочинения потом с интересом читают
родители в тетрадях своих детей. Но можно
попросить написать сочинения-миниатюры на
листочках, чтобы у каждого ребенка была
возможность самому выбирать – показывать или не
показывать их дома.
Сочинения типа Я люблю, Я не люблю, Я
боюсь, Что меня радует или огорчает в жизни
раскрывают переживания детей, их проблемы и
поэтому помогают так строить работу с родителями
и детьми, чтобы эти проблемы по возможности были
решены.
Например, такой «лакмусовой бумажкой»
отношений в классе явилось сочинение Кати В. (8-й
«А» класс).
Кто Я?
Я ученица восьмого класса, учусь я не
очень хорошо, у меня не очень хорошие
взаимоотношения с одноклассниками. Это я знаю
точно.
В классе я скорее всего серая мышка или
наблюдатель. Меня могут заметить, когда я
нахожусь в обществе Аньки и Светки, а так до меня
никому нет дела. Дома я чувствую себя
раскрепощеннее и увереннее, с друзьями на улице я
также легко и свободно общаюсь. Мне бывает трудно
адаптироваться в новом обществе.
Я человек сложный, меня бывает трудно понять.
Лично я думаю так. Возможно, я совсем не такая,
какой себя считаю, в глазах моих одноклассников,
но, не зная человека, они не должны делать
поспешные выводы.
Такие темы не теряют актуальности и в
5-м, и в 6-м, и в 10-м классе. Но у старшеклассников
они отличаются большей глубиной, самоанализом,
четкостью мысли, логикой изложения материала.
Раскрытие собственного внутреннего
мира для подростка – задача непростая. Но
благодаря тому что ученики с 5-го класса
привыкают излагать свою точку зрения через
сочинение-миниатюру, к девятому классу ученики
описывают себя образно, используя метафоры и
сравнения.
Павел С. (9-й «А» класс)
Именно с познания самого себя
начинается определение цели жизни. Человеку
нужно знать: каков он? Кто он?
Познать себя весьма не просто, и я пока не ответил
на этот вопрос, но даже если отвечу, то никогда не
сообщу об этом другому человеку.
Кто я?.. Прежде всего я Личность! Психология
утверждает, что личностью является любое
человеческое существо, если оно с помощью
психических качеств способно воспринимать
окружающий мир. Я претендую на восприятие
окружающими меня как Личности (с большой буквы).
Человек становится Личностью благодаря развитию
собственной индивидуальности. Это такое
неповторимое сочетание психологических
особенностей человека – характера,
темперамента, воли, чувств, мотивов деятельности,
способностей.
Я могу себя назвать Личностью.
Методика преподавания
сочинения-миниатюры в школе
Методика преподавания
сочинения-миниатюры в школе кажется простой, но
она требует четких методических знаний, умения
преподнести инструкцию и создать атмосферу
психологического комфорта.
Сначала учитель может предложить свой
вариант или несколько устных вариантов, в
которых затрагиваются наиболее общие моменты. Но
детям предлагает писать в свободной форме, смело
выражая свои мысли и чувства.
Правила для учителя
Сочинения-миниатюры и их авторы
никогда не критикуются, не высмеиваются, не
склоняются к другому мнению, не оспариваются ни
учителем, ни одноклассниками.
Учитель принимает позицию ученика,
одобряет ее в любом случае, даже если мнение
ученика расходится с его собственным.
Исключением является попрание общечеловеческих
ценностей.
Если мнение ученика расходится с
общепринятой моралью, то учитель сохраняет
позицию лояльности. Например, он может сказать:
«Каждый имеет право на ошибку, и лучше ошибиться
здесь, в классе, и исправить свою ошибку, чем
ошибаться потом в жизни». Резко критиковать и
высмеивать неправильные мнения, суждения
категорически запрещается.
Поощрение свободного выражения себя
рождает у учеников не анархию мысли, а
возможность погружения в свой внутренний мир,
создает основу самоанализа и дает навыки
представления себя окружающим.
Оля Ю. (9-й «Е» класс)
Я – личность. Каждый человек
является личностью, он независим и у него есть
все права, соответствующие Конституции РФ.
У меня тоже есть собственные права, свобода,
обязательства и проблемы. Я – человек, как и все
мы, как все в этом мире. Я отличаюсь только
собственной индивидуальностью. Это – моя
внешность, вкус, характер, ум.
Индивидуальность – качество, присущее каждому
человеку, но у каждого она выражается по-своему.
Например, мои друзья говорят, что я «особенная»,
что я сильно отличаюсь от всех. Я не слушаю
популярную музыку, одеваюсь не как все, у меня
очень тяжелый характер, мне все равно, что скажут
окружающие, меня волнует только собственное
мнение, которое есть у меня всегда.
В заключение хочу сказать, что все люди
практически одинаковые, отличаются только
моральными и духовными ценностями.
Возможная инструкция написания
сочинений-миниатюр для учеников 5-го класса,
которые впервые встретились с этим видом работы
«Сейчас мы будем писать
сочинение-миниатюру. Сочинение-миниатюра – это
маленькое произведение, состоящее из 5–6
предложений, но можно больше, можно меньше. Мы
сегодня пишем сочинение-миниатюру на тему Мой
первый день в пятом классе. Напишите о своих
чувствах, что вам понравилось, что не
понравилось, что запомнилось больше всего.
Оцениваться эти работы не будут, так как они
выражают ваше личное мнение. А человек имеет
право на любую точку зрения. Цель этого сочинения
– научиться свободно выражать свое мнение,
улавливать и отражать в написанном ключевые
моменты жизни».
В первое время основная цель педагога
– приучить учеников свободно, без боязни перед
осуждением или плохой оценкой выражать
письменно свои чувства, эмоции, мысли,
размышления. Для этого выбираются темы,
отличающиеся следующими критериями:
Актуальность темы
сочинения-миниатюры для ребенка данного
возраста и событий, происходящих в его жизни.
Например, во время конфликта в классе попросить
выразить свою точку зрения на происходящее в
сочинениях Когда учитель не видит… (если
конфликт произошел на перемене) или Больше
всего я злюсь, когда…
Легкость темы для восприятия и
изложения. Конечно, в пятом классе тему об
устройстве мироздания давать не надо, зато темы,
касающиеся внутреннего мира ребенка, его
переживаний и чувств, темы ценностей и
конструирования будущего подходят лучше всего.
Например, темы Школа будущего, Мое
настроение, Когда мама сердится и др.
Живой интерес самого учащегося к этой
проблеме. Конечно, когда сама тема «звенит» в
душе ребенка, тогда и работа приносит ему
радость, и складывается особое отношение как к
учителю и сочинениям-миниатюрам, так и к себе
самому.
В пятом классе уровень подготовки
учеников неровный и в плане оформления мысли, и в
плане образности и богатства фантазии. Яркой
иллюстрацией этого, на мой взгляд, являются одни
из первых сочинений-миниатюр двух одноклассниц.
Таня А. (5-й «Б» класс)
Кто Я?
Мне 10 лет, меня зовут Таня. Я учусь в
школе № 1195 в 5-м «Б» классе. У меня голубые глаза,
темные волосы. Я живу недалеко от школы. У меня
есть подруга Рита.
Лена К. (5-й «Б» класс)
Кто Я?
Я девочка. Я отзывчивая и доверчивая.
Временами бываю добрая, но если меня кто-нибудь
разозлит, то я становлюсь злой. У меня глаза
карие. Характер кошачий. Я царапаюсь, когда не в
себе. И сестра с подругами меня называют кошкой.
Не знаю почему. Ну а так я хорошая девочка. Вот кто
я.
К шестому классу у учеников, как
правило, сохраняется простой стиль изложения,
если не давать им специального задания. Но
рефлексия собственных эмоциональных состояний
развивается, проникновение и понимание самого
себя происходит уже на другом уровне.
Андрей С. (6-й «В» класс)
Кто Я?
Я Андрей. Я учусь в 6-м «В» классе.
Учусь я хорошо. Я вранья не люблю, но иногда и сам
могу обмануть. Если меня кто-нибудь обидит, я могу
постоять за себя. Когда друзья просят об
одолжении, я всегда им помогу, я не жадный. Друзей
у меня много. Иногда я бываю вредным и злым, если
меня раздражать, я могу и подраться, а так я
вообще добрый. Еще я считаю себя общительным, я
могу долго разговаривать о чем-либо. Я очень
изобретательный, потому что я могу на досуге
долго что-нибудь делать, а потом выдуманная вещь
выходит на славу.
Настя М. (6-й «В» класс)
Кто Я?
Каждый человек индивидуален. Меня
зовут Настя. Я ученица 6-го «В» класса. Я очень
люблю животных и насекомых. Мне даже грамоту
дали, когда я была в лагере. У меня особенный
характер и вкус. Со мной не многие уживаются.
Иногда я люблю находиться в шумной компании, а
иногда я люблю посидеть в тишине. Я люблю
смотреть телевизор, но в меру. Мне нравится
смотреть КВН. В общем, я очень веселая и
общительная девочка.
Аня К. (6-й «Б» класс)
Меня зовут Аня. Мне 12 лет. По знаку
зодиака я Козерог. Родилась в год козы, поэтому я
упрямая. Я считаю себя не очень общительной в
школе. А дома и на танцах моя общительность
возрастает. Я не вредная, не хвастунья, а,
наверное, немного стеснительная. Считаю себя
жизнерадостной. Я всегда готова помочь своим
друзьям в трудную минуту. Очень люблю в себе одно
качество – упорство. Потому что если я поставлю
перед собой цель, то обязательно своим упорством
ее достигну. Я достаточно приятная собеседница.
Может, не все качества свои описала, но, по словам
моих друзей, я достаточно хорошая и верная
подруга.
Второй этап обучения
сочинению-миниатюре переходит в иную плоскость.
Если вначале я учу свободно, быстро и с
удовольствием выражать свое мнение, то к
седьмому классу моя цель как педагога и учителя
несколько модифицируется.
Здесь уже основной целью становится
научить грамотно, лаконично и доступно для
восприятия другого человека, ярко и образно
выражать свои мысли как устно, так и письменно,
используя и употребляя художественные средства
выразительности: эпитеты, метафоры,
олицетворения, сравнения.
Для лучшего усвоения новых знаний
используются сочинения-миниатюры с
грамматическим заданием. Например, написать
сочинение-миниатюру на заданную тему, употребив
несколько причастных, деепричастных оборотов и
т.д.
Ольга В. (7-й «В» класс)
Кто я? Это вопрос, который люди
нередко задают себе всю жизнь, так и не находя
ответа.
Можно ответить банально: человек. Хотя ответ этот
не для всех достаточно правдив. Звание человека
тоже нужно заслужить. О человеке можно судить,
зная, ради чего он живет, какая у него цель в
жизни.
Быть может, позже я и отвечу на этот вопрос, но
пока я не вижу своей цели. Но если не найду ответ,
то буду в этом не одинока…
А хотя пусть буду человеком – банально, но все
равно приятно.
Немаловажным в моей работе становится
последующее обсуждение творческих работ
учеников. По-прежнему я даю только положительные
отзывы, ненавязчиво акцентирую внимание ребенка
на удачно сформулированных им фразах, грамотно
построенных предложениях, на правильно
подобранных средствах художественной
выразительности.
Например, я говорю: «Молодец, Таня,
какой красивый эпитет ты подобрала...… Ребята, а
вы заметили, какие необычные метафоры у Сережи? А
кто обратил внимание на особенность композиции у
Леши?».
Или, если моей целью является
закрепление типов речи, я акцентирую внимание
учеников следующим образом: «Ребята, какому
типу речи соответствует сочинение-миниатюра
Насти? Вити? Наташи? Паши?».
Таким образом, к концу 7-го класса дети
научились выражать свои мысли не только
лаконично, но и образно, выразительно, используя
богатство русского языка. При этом написание
сочинения-миниатюры по-прежнему вызывает живой
отклик в их жизни и помогает узнать лучше себя и
своих одноклассников.
Света А. (7-й «А» класс)
Вашему
вниманию представлена супер- Света, со
встроенными руками и ногами, а также глазами
последней модели.
Инструкция.
Международное непатентованное название:
супер-Света.
Форма: округлая.
Состав: 90% воды, а также различные примеси.
Показания к применению: служит для поднятия
настроения, может поддержать в трудную минуту.
Противопоказания: не кусать, не отрывать детали,
не разбирать, не нажимать красную кнопку, не
бесить во избежание непредсказуемых
последствий.
Взаимодействие с другими супер-Светами
запрещено.
Способ применения: НАРУЖНО, в хорошем настроении.
Побочные действия: может пнуть или ударить.
Выпускается в хорошую погоду.
Условия хранения: при комнатной температуре.
Без врача не выпускается!
Ирина Г. (7-й «А» класс)
Меня зовут Ира. Я учусь в седьмом
классе. Я очень избалованный ребенок, но совесть
я еще не потеряла! Мне очень нравится общаться с
друзьями, поэтому у меня много друзей, которых я
очень люблю. Я обожаю природу, животных и все в
этом духе. А еще я очень люблю каникулы.
Так что я обычный человек, который хочет достичь
совершенства в этом мире.
В 8–9-х классах работа продолжается.
Дети вступают в противоречивый подростковый
возраст. Часто возникают проблемы во
взаимоотношениях с ровесниками и взрослыми.
Сочинения-миниатюры типа Взрослые – это ...,
Подростки – это..., Отцы и дети помогают
осмысливать жизненный опыт, смотреть на себя со
стороны и стремиться обсудить свои проблемы с
учителем. Устно ученику сложно пойти на контакт
со взрослым, рассказывая о своих проблемах,
потому что очень часто подростки считают это
слабостью. А письменно легче – «все пишут, и я
пишу».
Данные сочинения-миниатюры очень
важны не только для обучения написанию сочинения
на литературную тему, но и для душевного,
эмоционального воспитания. Сочинения читаются
вслух учениками только по их желанию.
При кратком анализе этих работ учитель
обращает внимание на логику изложения материала,
образность языка, четкость композиции, отмечает
и поощряет искренность детей, при этом
акцентируя свое внимание, внимание самого
ученика и всего класса на сильных сторонах
работы.
Если у подростка есть проблемы в
общении с родителями, со сверстниками, то учитель
может дать домашнее задание в виде развернутого
сочинения Отцы и дети: проблемы и решения
или Я белая ворона: что будет, если это правда.
А потом можно провести урок-диспут или
классный час с таким же названием, как и тема
домашнего сочинения. Урок-диспут я строю так, что
одна группа детей выступает от имени родителей и
защищает их точку зрения, отстаивает их права и
мнение, а вторая группа учащихся делает то же
самое, но с позиции детей.
Здесь уже возникает благодатная почва
для снятия многих комплексов, внутренних
противоречий и проблем подростков. Таким
образом, проблема если и не уходит совсем, то ее
острые углы стираются.
Наталья Н. (9-й «А» класс)
Кто Я?
Все люди в продолжение своей жизни не
раз спрашивают себя: «Кто я?». Ответов на этот
вопрос много, дело в том, какой из них подойдет
тебе.
Смело могу сказать, что я – человек – живое
разумное существо – с планеты Земля. Также могу
сказать, что я – художник, точнее было бы сказать,
начинающий художник, приближающийся к своей
цели, к своему стилю. Можно подойти и с другой
точки зрения и сказать, что я – иголка в стоге
сена, а стог – это все наше население. Однако я –
любознательное существо, круг интересов
которого широк и разнообразен, как наш мир.
Существует еще много возможных правильных
ответов на этот вопрос. Свой, особенный, я пока
найти не смогла, так сказать, разум мой мечется
среди разных мыслей и идей, выбирая лучшее,
отбрасывая ненужное.
Анастасия Е. (9-й «А» класс)
Кто я? Это очень хороший вопрос, хотя
и спорный. Наверное, я буду банальной, но я скажу,
что человек. Но друзья говорят, что я не просто
человек. Они говорят, что я разносторонний и
очень веселый человек, но у меня сложный
характер. Я знаю об этом, но ничего не могу с этим
сделать! Я сама замечаю за собой, как иногда грубо
отвечаю или не разговариваю, обижаюсь без
причины. Я сначала делаю, а только потом думаю. Но
некоторые мои друзья не лучше, просто за собой не
замечают.
Я все время говорю себе, что надо исправляться, но
каждый раз, как только появляется «повод», я
опять веду себя как прежде.
Мне было бы проще изменить свой характер, если бы
мои друзья относились терпимее, а не срывались в
ответ.
Виктория Б. (9-й «В» класс)
Кто Я?
Всю жизнь нас тревожит вопрос о том,
кто мы такие и вообще достигли ли мы чего-нибудь в
своей жизни. Я думаю, что для своего возраста я
достигла многого, потому что не все мои
одноклассники занимали первые места в окружных и
даже городских конкурсах. Я очень люблю стихи,
интересные книги, мистику. Например, одним из
последних прочитанных мною произведений
является роман Булгакова «Мастер и Маргарита».
Мне он понравился тем, что он очень загадочный и
мистический, и многие события перемешиваются
между собой, и если что-то пропустить, то
запутаешься и придется перечитывать.
Вот так, такой я считаю свою жизнь: запутанной и
мистической. А вы спросите: «Почему
мистической?». Да потому, что никто, кроме меня, ни
один живой человек не может идти по кухне, не
увидев открытую дверь в ванную, врезаться в нее…
и сломать себе руку.
Я – очень необычный человек, как говорит мама, я с
другой планеты.
Федор
Г. (9-й «А» класс)
Существует поверье, что каждый
мужчина в этой жизни должен построить дом,
вырастить сына, посадить дерево. Это означает,
что именно он – создатель и хранитель семейного
очага, обеспечивающий моральное и материальное
благополучие.
Я думаю, что это правильно. Через некоторое время
я буду стараться зарабатывать деньги, чтобы моя
семья ни в чем не нуждалась. Сад сажать я уже
начал. На дачном участке я вместе с бабушкой
сажал яблони и сливы, некоторые из них уже дали
плоды. Ну а в остальном у меня еще есть достаточно
времени. Сначала я должен получить хорошее
образование и овладеть профессией. Таким
образом, я уже на пути к совершенству.
В 10–11-х классах сочинения-миниатюры
(мини-сочинения) в рамках ЕГЭ чаще задаются на
дом. Задание дается такое: «Написать
мини-сочинение на тему Золотая пора
листопада, состоящее из 150 слов». Также даю
сочинения по произведениям классиков. Темы
сочинений выбираю исходя из требований ЕГЭ, и они
могут формулироваться так: «По проблеме,
поднятой автором в данном произведении,
составьте мини-сочинение из 150 слов». Также я
продолжаю использовать свободные темы, например:
Русский язык как иностранный, За стенами
школы, Мой выбор, Мои фантазии, Я через 5 лет,
Оценка или знание?
Таким образом, подростки готовятся к
ЕГЭ, так как они учатся укладываться в строгие
временные и объемные рамки. К тому же сам метод
сочинения-миниатюры, или мини-сочинения,
знаком ученикам с 5-го класса, что будет
создавать атмосферу психологического комфорта
для подростка на самом экзамене, снимая излишнюю
нервозность и панику. Ведь ни одна тема, пусть
даже самая неожиданная, не выбьет его из колеи,
потому что он уже умеет грамотно, легко и
свободно выражать свою точку зрения по любому
вопросу.
Таким образом, сочинения-миниатюры
развивают устную и письменную речь учащихся,
приучают их логически и образно мыслить, будят
воображение, творчески развивают личность
ребенка, умение выражать свои мысли правильно,
четко, искренне, грамотно!
Здесь приведены сочинения-миниатюры
на тему «Кто Я?», собранные в разных классах, от
учеников всех возрастов. И если попытаться
выбрать одно из них, которое являлось бы
автопортретом современного подростка, то я бы
предложила следующее.
Юля М. (9-й «Е» класс)
Кто Я?
Очень странный и забавный, однако,
вопрос: кто я? Каждый человек с легкостью сможет
ответить на вопрос о работе, учебе, жизни, но кто
он – не знает сам.
Например, я могу сказать о себе: веселая,
отзывчивая, доброжелательная, немного ленивая,
немного вредная, любвеобильная. Вообще это черты
моего характера, и все их не перечислить. Кто я? Я
школьница, учусь не так плохо, но и не так хорошо,
помимо школы, хожу на курсы в колледж, гуляю. Все
как полагается. Значит, я – это подросток с еще не
сформированным характером, у которого голова,
помимо учебы, забита еще и развлечениями.
|