Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №15/2005

ПОДЕЛИМСЯ ОПЫТОМ

Н.А. ГОРБУШИНА,
г. Москва


Роль сочинения-миниатюры в развитии речи учащихся

Лингвопсихологический аспект методики преподавания сочинения-миниатюры в средней школе

Научить писать сочинения – дело очень непростое, и в этом помогают сочинения-миниатюры, работа над которыми начинается в 5-м классе и продолжается до 11-го класса.

Сочинение-миниатюра – это творческая работа, проводимая на уроке в течение 7–10 минут. Ученикам предлагается тема, и они в свободной форме должны выразить свои мысли, чувства, переживания.

Чаще я даю этот вид работы в конце урока. Дети пишут, а затем по желанию читают вслух. Учитель всегда одобряет каждую работу и в пятом-шестом классе ставит оценку «отлично». Оценкой может служить устная похвала учителя, «пять» в тетради или в журнале.

Ошибки на данном этапе не проверяются, чтобы не сковать творчество ученика, чтобы страх перед плохой оценкой не мешал ему свободно выражать свои мысли, чтобы он хотел писать и писал с удовольствием.

Темы предлагаются самые разные. Чаще всего неожиданные, но заранее продуманные учителем. Тема, во-первых, должна быть интересной для детей, во-вторых, она должна помочь ребенку раскрыть свой внутренний мир и научить излагать свои мысли на бумаге логично, лаконично и последовательно. В-третьих, сочинения-миниатюры могут помочь родителям глубже понять своего ребенка. В-четвертых, большинство тем служит для учеников психологической разрядкой, когда они на бумагу «выплескивают» свои отрицательные эмоции, вызванные накопленными в школе, дома или на улице негативными впечатлениями. Таким образом, ребенок внутренне успокаивается, и к нему возвращается хорошее настроение.

Например, у меня на уроке произошел такой случай. Это было в пятницу на последнем уроке в 7-м классе, тема – «Суффиксы причастий». За неделю дети устают, и к последнему уроку внимание ослабевает и рассеивается, ребятам уже не хватает ни физических, ни моральных сил. Но ведь учителю нужно не только провести урок, а познакомить с новой темой, отработать ее. В этой ситуации мне на помощь пришло сочинение-миниатюра на тему Ох уж этот последний урок. Всего 7 минут писали дети, но как они оживились, как обрадовались, писали, улыбаясь, о том, как тяжело высидеть последний урок, даже любимый, как трудно воспринимать хоть что-то, как хочется есть, как хочется домой. Когда потом несколько учеников прочитали свои сочинения и мы вместе от души посмеялись, началась серьезная работа. Груз усталости ушел в сочинение, и дети были готовы к плодотворной работе. Прошло всего 10 минут, а передо мной сидели совсем другие ученики: внимательные, заинтересованные.

Тема Я хороша даже на первом уроке в любом классе, особенно если педагог впервые знакомится с детьми. Для начала учитель в течение 2–3 минут рассказывает о себе, о своем образовании, своей семье, увлечениях, домашних питомцах. А потом предлагает детям рассказать о себе в сочинении-миниатюре Я. Таким образом, учитель узнает о семье ребенка, о его хобби, о его устремлениях и чертах характера и даже об удачах и неудачах.

Например, Наташа Ж. (5-й «Б» класс) в своем первом сочинении-миниатюре написала так:

Кто Я?

Я человек, который живет на земле с фамилией Ж. и именем Наташа. У меня светло-русые волосы, рост 1 метр 54 см. Глаза серо-зеленые. Лицо кругло-овальное.
Мне почти 11 лет, 1992 года рождения. Люблю смеяться и шутить и редко – плакать. Спорить со мной не надо, потому что я не стану портить настроение. Я люблю много разговаривать с мамой и папой.

А Рома С. из того же класса написал следующее.

Кто Я?

Я человек. Родился в 1991 году, мне 11 лет. Мой день рождения 1 декабря. Мое любимое время года — это лето, потому что летом тепло и можно купаться. Мое хобби — играть в футбол.

А вот как Ольга Г. из 6-го «В» класса, для которой это уже не первое сочинение-миниатюра, выразила свои мысли.

Меня зовут Оля. Я очень люблю животных. Дома у меня есть кот Борька и хомячок Дося. Они очень красивые. С ними всегда интересно играть. Свободное время я провожу за компьютером, а также люблю вышивать, вязать и читать. У меня дома много книг. Люблю слушать музыку и танцевать. У меня много друзей в школе. Но моя лучшая подруга – Маша. Мы с ней дружим уже много лет. Также я люблю своих родителей. Они у меня самые лучшие. Я помогаю маме по дому, убираю свою комнату, поливаю цветы, которых у нас много. Вообще я всегда разная! Вот какая Я!!!

Эти сочинения потом с интересом читают родители в тетрадях своих детей. Но можно попросить написать сочинения-миниатюры на листочках, чтобы у каждого ребенка была возможность самому выбирать – показывать или не показывать их дома.

Сочинения типа Я люблю, Я не люблю, Я боюсь, Что меня радует или огорчает в жизни раскрывают переживания детей, их проблемы и поэтому помогают так строить работу с родителями и детьми, чтобы эти проблемы по возможности были решены.

Например, такой «лакмусовой бумажкой» отношений в классе явилось сочинение Кати В. (8-й «А» класс).

Кто Я?

Я ученица восьмого класса, учусь я не очень хорошо, у меня не очень хорошие взаимоотношения с одноклассниками. Это я знаю точно.
В классе я скорее всего серая мышка или наблюдатель. Меня могут заметить, когда я нахожусь в обществе Аньки и Светки, а так до меня никому нет дела. Дома я чувствую себя раскрепощеннее и увереннее, с друзьями на улице я также легко и свободно общаюсь. Мне бывает трудно адаптироваться в новом обществе.
Я человек сложный, меня бывает трудно понять. Лично я думаю так. Возможно, я совсем не такая, какой себя считаю, в глазах моих одноклассников, но, не зная человека, они не должны делать поспешные выводы.

Такие темы не теряют актуальности и в 5-м, и в 6-м, и в 10-м классе. Но у старшеклассников они отличаются большей глубиной, самоанализом, четкостью мысли, логикой изложения материала.

Раскрытие собственного внутреннего мира для подростка – задача непростая. Но благодаря тому что ученики с 5-го класса привыкают излагать свою точку зрения через сочинение-миниатюру, к девятому классу ученики описывают себя образно, используя метафоры и сравнения.

Павел С. (9-й «А» класс)

Именно с познания самого себя начинается определение цели жизни. Человеку нужно знать: каков он? Кто он?
Познать себя весьма не просто, и я пока не ответил на этот вопрос, но даже если отвечу, то никогда не сообщу об этом другому человеку.
Кто я?.. Прежде всего я Личность! Психология утверждает, что личностью является любое человеческое существо, если оно с помощью психических качеств способно воспринимать окружающий мир. Я претендую на восприятие окружающими меня как Личности (с большой буквы). Человек становится Личностью благодаря развитию собственной индивидуальности. Это такое неповторимое сочетание психологических особенностей человека – характера, темперамента, воли, чувств, мотивов деятельности, способностей.
Я могу себя назвать Личностью.

Методика преподавания сочинения-миниатюры в школе

Методика преподавания сочинения-миниатюры в школе кажется простой, но она требует четких методических знаний, умения преподнести инструкцию и создать атмосферу психологического комфорта.

Сначала учитель может предложить свой вариант или несколько устных вариантов, в которых затрагиваются наиболее общие моменты. Но детям предлагает писать в свободной форме, смело выражая свои мысли и чувства.

Правила для учителя

  • Сочинения-миниатюры и их авторы никогда не критикуются, не высмеиваются, не склоняются к другому мнению, не оспариваются ни учителем, ни одноклассниками.

  • Учитель принимает позицию ученика, одобряет ее в любом случае, даже если мнение ученика расходится с его собственным. Исключением является попрание общечеловеческих ценностей.

  • Если мнение ученика расходится с общепринятой моралью, то учитель сохраняет позицию лояльности. Например, он может сказать: «Каждый имеет право на ошибку, и лучше ошибиться здесь, в классе, и исправить свою ошибку, чем ошибаться потом в жизни». Резко критиковать и высмеивать неправильные мнения, суждения категорически запрещается.

Поощрение свободного выражения себя рождает у учеников не анархию мысли, а возможность погружения в свой внутренний мир, создает основу самоанализа и дает навыки представления себя окружающим.

Оля Ю. (9-й «Е» класс)

Я – личность. Каждый человек является личностью, он независим и у него есть все права, соответствующие Конституции РФ.
У меня тоже есть собственные права, свобода, обязательства и проблемы. Я – человек, как и все мы, как все в этом мире. Я отличаюсь только собственной индивидуальностью. Это – моя внешность, вкус, характер, ум.
Индивидуальность – качество, присущее каждому человеку, но у каждого она выражается по-своему. Например, мои друзья говорят, что я «особенная», что я сильно отличаюсь от всех. Я не слушаю популярную музыку, одеваюсь не как все, у меня очень тяжелый характер, мне все равно, что скажут окружающие, меня волнует только собственное мнение, которое есть у меня всегда.
В заключение хочу сказать, что все люди практически одинаковые, отличаются только моральными и духовными ценностями.

Возможная инструкция написания сочинений-миниатюр для учеников 5-го класса, которые впервые встретились с этим видом работы

«Сейчас мы будем писать сочинение-миниатюру. Сочинение-миниатюра – это маленькое произведение, состоящее из 5–6 предложений, но можно больше, можно меньше. Мы сегодня пишем сочинение-миниатюру на тему Мой первый день в пятом классе. Напишите о своих чувствах, что вам понравилось, что не понравилось, что запомнилось больше всего. Оцениваться эти работы не будут, так как они выражают ваше личное мнение. А человек имеет право на любую точку зрения. Цель этого сочинения – научиться свободно выражать свое мнение, улавливать и отражать в написанном ключевые моменты жизни».

В первое время основная цель педагога – приучить учеников свободно, без боязни перед осуждением или плохой оценкой выражать письменно свои чувства, эмоции, мысли, размышления. Для этого выбираются темы, отличающиеся следующими критериями:

  • Актуальность темы сочинения-миниатюры для ребенка данного возраста и событий, происходящих в его жизни. Например, во время конфликта в классе попросить выразить свою точку зрения на происходящее в сочинениях Когда учитель не видит… (если конфликт произошел на перемене) или Больше всего я злюсь, когда…

  • Легкость темы для восприятия и изложения. Конечно, в пятом классе тему об устройстве мироздания давать не надо, зато темы, касающиеся внутреннего мира ребенка, его переживаний и чувств, темы ценностей и конструирования будущего подходят лучше всего. Например, темы Школа будущего, Мое настроение, Когда мама сердится и др.

  • Живой интерес самого учащегося к этой проблеме. Конечно, когда сама тема «звенит» в душе ребенка, тогда и работа приносит ему радость, и складывается особое отношение как к учителю и сочинениям-миниатюрам, так и к себе самому.

В пятом классе уровень подготовки учеников неровный и в плане оформления мысли, и в плане образности и богатства фантазии. Яркой иллюстрацией этого, на мой взгляд, являются одни из первых сочинений-миниатюр двух одноклассниц.

Таня А. (5-й «Б» класс)

Кто Я?

Мне 10 лет, меня зовут Таня. Я учусь в школе № 1195 в 5-м «Б» классе. У меня голубые глаза, темные волосы. Я живу недалеко от школы. У меня есть подруга Рита.

Лена К. (5-й «Б» класс)

Кто Я?

Я девочка. Я отзывчивая и доверчивая. Временами бываю добрая, но если меня кто-нибудь разозлит, то я становлюсь злой. У меня глаза карие. Характер кошачий. Я царапаюсь, когда не в себе. И сестра с подругами меня называют кошкой. Не знаю почему. Ну а так я хорошая девочка. Вот кто я.

К шестому классу у учеников, как правило, сохраняется простой стиль изложения, если не давать им специального задания. Но рефлексия собственных эмоциональных состояний развивается, проникновение и понимание самого себя происходит уже на другом уровне.

Андрей С. (6-й «В» класс)

Кто Я?

Я Андрей. Я учусь в 6-м «В» классе. Учусь я хорошо. Я вранья не люблю, но иногда и сам могу обмануть. Если меня кто-нибудь обидит, я могу постоять за себя. Когда друзья просят об одолжении, я всегда им помогу, я не жадный. Друзей у меня много. Иногда я бываю вредным и злым, если меня раздражать, я могу и подраться, а так я вообще добрый. Еще я считаю себя общительным, я могу долго разговаривать о чем-либо. Я очень изобретательный, потому что я могу на досуге долго что-нибудь делать, а потом выдуманная вещь выходит на славу.

Настя М. (6-й «В» класс)

Кто Я?

Каждый человек индивидуален. Меня зовут Настя. Я ученица 6-го «В» класса. Я очень люблю животных и насекомых. Мне даже грамоту дали, когда я была в лагере. У меня особенный характер и вкус. Со мной не многие уживаются. Иногда я люблю находиться в шумной компании, а иногда я люблю посидеть в тишине. Я люблю смотреть телевизор, но в меру. Мне нравится смотреть КВН. В общем, я очень веселая и общительная девочка.

Аня К. (6-й «Б» класс)

Меня зовут Аня. Мне 12 лет. По знаку зодиака я Козерог. Родилась в год козы, поэтому я упрямая. Я считаю себя не очень общительной в школе. А дома и на танцах моя общительность возрастает. Я не вредная, не хвастунья, а, наверное, немного стеснительная. Считаю себя жизнерадостной. Я всегда готова помочь своим друзьям в трудную минуту. Очень люблю в себе одно качество – упорство. Потому что если я поставлю перед собой цель, то обязательно своим упорством ее достигну. Я достаточно приятная собеседница. Может, не все качества свои описала, но, по словам моих друзей, я достаточно хорошая и верная подруга.

Второй этап обучения сочинению-миниатюре переходит в иную плоскость.

Если вначале я учу свободно, быстро и с удовольствием выражать свое мнение, то к седьмому классу моя цель как педагога и учителя несколько модифицируется.

Здесь уже основной целью становится научить грамотно, лаконично и доступно для восприятия другого человека, ярко и образно выражать свои мысли как устно, так и письменно, используя и употребляя художественные средства выразительности: эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения.

Для лучшего усвоения новых знаний используются сочинения-миниатюры с грамматическим заданием. Например, написать сочинение-миниатюру на заданную тему, употребив несколько причастных, деепричастных оборотов и т.д.

Ольга В. (7-й «В» класс)

Кто я? Это вопрос, который люди нередко задают себе всю жизнь, так и не находя ответа.
Можно ответить банально: человек. Хотя ответ этот не для всех достаточно правдив. Звание человека тоже нужно заслужить. О человеке можно судить, зная, ради чего он живет, какая у него цель в жизни.
Быть может, позже я и отвечу на этот вопрос, но пока я не вижу своей цели. Но если не найду ответ, то буду в этом не одинока…
А хотя пусть буду человеком – банально, но все равно приятно.

Немаловажным в моей работе становится последующее обсуждение творческих работ учеников. По-прежнему я даю только положительные отзывы, ненавязчиво акцентирую внимание ребенка на удачно сформулированных им фразах, грамотно построенных предложениях, на правильно подобранных средствах художественной выразительности.

Например, я говорю: «Молодец, Таня, какой красивый эпитет ты подобрала...… Ребята, а вы заметили, какие необычные метафоры у Сережи? А кто обратил внимание на особенность композиции у Леши?».

Или, если моей целью является закрепление типов речи, я акцентирую внимание учеников следующим образом: «Ребята, какому типу речи соответствует сочинение-миниатюра Насти? Вити? Наташи? Паши?».

Таким образом, к концу 7-го класса дети научились выражать свои мысли не только лаконично, но и образно, выразительно, используя богатство русского языка. При этом написание сочинения-миниатюры по-прежнему вызывает живой отклик в их жизни и помогает узнать лучше себя и своих одноклассников.

Света А. (7-й «А» класс)

Вашему вниманию представлена супер- Света, со встроенными руками и ногами, а также глазами последней модели.
Инструкция.
Международное непатентованное название: супер-Света.
Форма: округлая.
Состав: 90% воды, а также различные примеси.
Показания к применению: служит для поднятия настроения, может поддержать в трудную минуту.
Противопоказания: не кусать, не отрывать детали, не разбирать, не нажимать красную кнопку, не бесить во избежание непредсказуемых последствий.
Взаимодействие с другими супер-Светами запрещено.
Способ применения: НАРУЖНО, в хорошем настроении.
Побочные действия: может пнуть или ударить.
Выпускается в хорошую погоду.
Условия хранения: при комнатной температуре.
Без врача не выпускается!

Ирина Г. (7-й «А» класс)

Меня зовут Ира. Я учусь в седьмом классе. Я очень избалованный ребенок, но совесть я еще не потеряла! Мне очень нравится общаться с друзьями, поэтому у меня много друзей, которых я очень люблю. Я обожаю природу, животных и все в этом духе. А еще я очень люблю каникулы.
Так что я обычный человек, который хочет достичь совершенства в этом мире.

В 8–9-х классах работа продолжается. Дети вступают в противоречивый подростковый возраст. Часто возникают проблемы во взаимоотношениях с ровесниками и взрослыми. Сочинения-миниатюры типа Взрослые – это ..., Подростки – это..., Отцы и дети помогают осмысливать жизненный опыт, смотреть на себя со стороны и стремиться обсудить свои проблемы с учителем. Устно ученику сложно пойти на контакт со взрослым, рассказывая о своих проблемах, потому что очень часто подростки считают это слабостью. А письменно легче – «все пишут, и я пишу».

Данные сочинения-миниатюры очень важны не только для обучения написанию сочинения на литературную тему, но и для душевного, эмоционального воспитания. Сочинения читаются вслух учениками только по их желанию.

При кратком анализе этих работ учитель обращает внимание на логику изложения материала, образность языка, четкость композиции, отмечает и поощряет искренность детей, при этом акцентируя свое внимание, внимание самого ученика и всего класса на сильных сторонах работы.

Если у подростка есть проблемы в общении с родителями, со сверстниками, то учитель может дать домашнее задание в виде развернутого сочинения Отцы и дети: проблемы и решения или Я белая ворона: что будет, если это правда.

А потом можно провести урок-диспут или классный час с таким же названием, как и тема домашнего сочинения. Урок-диспут я строю так, что одна группа детей выступает от имени родителей и защищает их точку зрения, отстаивает их права и мнение, а вторая группа учащихся делает то же самое, но с позиции детей.

Здесь уже возникает благодатная почва для снятия многих комплексов, внутренних противоречий и проблем подростков. Таким образом, проблема если и не уходит совсем, то ее острые углы стираются.

Наталья Н. (9-й «А» класс)

Кто Я?

Все люди в продолжение своей жизни не раз спрашивают себя: «Кто я?». Ответов на этот вопрос много, дело в том, какой из них подойдет тебе.
Смело могу сказать, что я – человек – живое разумное существо – с планеты Земля. Также могу сказать, что я – художник, точнее было бы сказать, начинающий художник, приближающийся к своей цели, к своему стилю. Можно подойти и с другой точки зрения и сказать, что я – иголка в стоге сена, а стог – это все наше население. Однако я – любознательное существо, круг интересов которого широк и разнообразен, как наш мир.
Существует еще много возможных правильных ответов на этот вопрос. Свой, особенный, я пока найти не смогла, так сказать, разум мой мечется среди разных мыслей и идей, выбирая лучшее, отбрасывая ненужное.

Анастасия Е. (9-й «А» класс)

Кто я? Это очень хороший вопрос, хотя и спорный. Наверное, я буду банальной, но я скажу, что человек. Но друзья говорят, что я не просто человек. Они говорят, что я разносторонний и очень веселый человек, но у меня сложный характер. Я знаю об этом, но ничего не могу с этим сделать! Я сама замечаю за собой, как иногда грубо отвечаю или не разговариваю, обижаюсь без причины. Я сначала делаю, а только потом думаю. Но некоторые мои друзья не лучше, просто за собой не замечают.
Я все время говорю себе, что надо исправляться, но каждый раз, как только появляется «повод», я опять веду себя как прежде.
Мне было бы проще изменить свой характер, если бы мои друзья относились терпимее, а не срывались в ответ.

Виктория Б. (9-й «В» класс)

Кто Я?

Всю жизнь нас тревожит вопрос о том, кто мы такие и вообще достигли ли мы чего-нибудь в своей жизни. Я думаю, что для своего возраста я достигла многого, потому что не все мои одноклассники занимали первые места в окружных и даже городских конкурсах. Я очень люблю стихи, интересные книги, мистику. Например, одним из последних прочитанных мною произведений является роман Булгакова «Мастер и Маргарита». Мне он понравился тем, что он очень загадочный и мистический, и многие события перемешиваются между собой, и если что-то пропустить, то запутаешься и придется перечитывать.
Вот так, такой я считаю свою жизнь: запутанной и мистической. А вы спросите: «Почему мистической?». Да потому, что никто, кроме меня, ни один живой человек не может идти по кухне, не увидев открытую дверь в ванную, врезаться в нее… и сломать себе руку.
Я – очень необычный человек, как говорит мама, я с другой планеты.

Федор Г. (9-й «А» класс)

Существует поверье, что каждый мужчина в этой жизни должен построить дом, вырастить сына, посадить дерево. Это означает, что именно он – создатель и хранитель семейного очага, обеспечивающий моральное и материальное благополучие.
Я думаю, что это правильно. Через некоторое время я буду стараться зарабатывать деньги, чтобы моя семья ни в чем не нуждалась. Сад сажать я уже начал. На дачном участке я вместе с бабушкой сажал яблони и сливы, некоторые из них уже дали плоды. Ну а в остальном у меня еще есть достаточно времени. Сначала я должен получить хорошее образование и овладеть профессией. Таким образом, я уже на пути к совершенству.

В 10–11-х классах сочинения-миниатюры (мини-сочинения) в рамках ЕГЭ чаще задаются на дом. Задание дается такое: «Написать мини-сочинение на тему Золотая пора листопада, состоящее из 150 слов». Также даю сочинения по произведениям классиков. Темы сочинений выбираю исходя из требований ЕГЭ, и они могут формулироваться так: «По проблеме, поднятой автором в данном произведении, составьте мини-сочинение из 150 слов». Также я продолжаю использовать свободные темы, например: Русский язык как иностранный, За стенами школы, Мой выбор, Мои фантазии, Я через 5 лет, Оценка или знание?

Таким образом, подростки готовятся к ЕГЭ, так как они учатся укладываться в строгие временные и объемные рамки. К тому же сам метод сочинения-миниатюры, или мини-сочинения,   знаком ученикам с 5-го класса, что будет создавать атмосферу психологического комфорта для подростка на самом экзамене, снимая излишнюю нервозность и панику. Ведь ни одна тема, пусть даже самая неожиданная, не выбьет его из колеи, потому что он уже умеет грамотно, легко и свободно выражать свою точку зрения по любому вопросу.

Таким образом, сочинения-миниатюры развивают устную и письменную речь учащихся, приучают их логически и образно мыслить, будят воображение, творчески развивают личность ребенка, умение выражать свои мысли правильно, четко, искренне, грамотно!

Здесь приведены сочинения-миниатюры на тему «Кто Я?», собранные в разных классах, от учеников всех возрастов. И если попытаться выбрать одно из них, которое являлось бы автопортретом современного подростка, то я бы предложила следующее.

Юля М. (9-й «Е» класс)

Кто Я?

Очень странный и забавный, однако, вопрос: кто я? Каждый человек с легкостью сможет ответить на вопрос о работе, учебе, жизни, но кто он – не знает сам.
Например, я могу сказать о себе: веселая, отзывчивая, доброжелательная, немного ленивая, немного вредная, любвеобильная. Вообще это черты моего характера, и все их не перечислить. Кто я? Я школьница, учусь не так плохо, но и не так хорошо, помимо школы, хожу на курсы в колледж, гуляю. Все как полагается. Значит, я – это подросток с еще не сформированным характером, у которого голова, помимо учебы, забита еще и развлечениями.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru