ЮБИЛЕИ И И ДАТЫ
Сергей ГИНДИН
«... С каждой строкою все больше на
свете меня»
Сорок лет назад, 7 июля 1965 г., умолк
голос Вероники Михайловны Тушновой. Было ей
всего пятьдесят...
Она принадлежала к последнему – по
времени рождения – дореволюционному поколению
русских поэтов. Пришедшие в мир в 1910–1916 годах,
они начинали осознавать его и участвовать в его
жизни уже в пореволюционное время. В двадцатые
росли и взрослели быстро, все располагало к
активности, к тому, что принято было, на языке
эпохи, называть вмешательством в жизнь. Тем
более не могли миновать этого общего настроя
поэты поколения Тушновой – ведь поэты в любые
эпохи созревают и проявляют себя рано. В 30-е годы
все они уже многое создали, получили известность,
выпустили первые книги – и в полной мере
испытали на себе превратности новой эпохи:
«раскулачена» и сослана семья Твардовского, а
сам он едва избегает ареста, проходят через
тюрьмы Ярослав Смеляков и Ольга Берггольц, по
неправедному приговору расстаются с жизнью
Борис Корнилов и Павел Васильев.
Тушнова не изведала ни бурного старта,
ни неизбежных последствий ранней известности.
Дочь известного микробиолога, училась несколько
лет в медицинском, но не окончила его. В
Литературный институт поступила в 1941 году, когда
ее одногодки Константин Симонов и Маргарита
Алигер уже успели его закончить. Учиться в нем не
пришлось – война.
Военные годы, ставшие звездными в
творчестве тех же Симонова и Алигер или чуть
старшей Берггольц, Тушнова проработала
медсестрой, а затем и врачом в госпиталях. Первое
стихотворение опубликовала в 29 лет, первую книгу
– в 30. Была замечена и привечена читателями и
критикой. Но уже через три года, зачисленная в
наследницы «салонной лирики Ахматовой», снова
оказывается вне литературы. По-настоящему, в
полную силу вернулась в нее во второй половине
50-х годов и за оставшиеся ей десять лет успела
выпустить три книги: «Память сердца» (1958), «Второе
дыхание» (1961) и «Сто часов счастья» (1965). Именно
они вместе с посмертно опубликованными стихами и
составляют главное, непреходящее в ее наследии.
Находясь как бы поодаль от основного
течения литературной жизни эпохи, стоя особняком
в своем поколении, поэзия Тушновой, неизбежно
что-то теряя, одновременно многое и приобретала.
Внутренняя жизнь души, погруженность в природу,
чуткость к людям и способность к самоотвержению,
самопожертвованию ради близких (быть может,
воспитанные годами больничной работы),
нефорсированная речь – все это привлекало к
стихам Тушновой читательские сердца. Никогда не
ходившая в фаворитах и баловнях славы, она узнала
прочную и верную привязанность, во многом живую и
поныне.
Думается, что стихи Тушновой найдут
своего благодарного читателя и в новых
поколениях. Пожалуй, их значение должно даже
возрасти. Сегодня они уже не только исповедь
благородной души, выстоявшей в незаметных со
стороны, но от этого не менее тяжких испытаниях
обычной жизни. После всего, что пережила наша
страна в конце XX века, посреди все усиливающейся
глобализации и урбанизации стихи Тушновой
воспринимаются еще и как живая связь с нашими
корнями, с непарадным повседневным
существованием предыдущих поколений. Не отрицая
города, не воюя с ним, Тушнова чувствовала себя
дома только в сельском, деревенском доме, среди
настоящей, не зарегулированной среднерусской
природы. Многие реалии той жизни – от лиха в
пазах до кочкарника с каемчатой травой –
доносят до нас и те стихи конца 50-х – начала 60-х
годов, что представлены в этом номере «Русского
языка».
|