Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №16/2005

ГОТОВИМСЯ К ЭКЗАМЕНАМ

Наташа ШАЛАЕВА,
11-й «А» класс.
учитель М.Ф. СЛЕПЦОВА,
г. Сафонов,
Смоленская обл.


Работа над рецензией

Сдача ЕГЭ поставила перед словесниками труднейшую задачу: за один урок в неделю не только повторить курс русского языка, но и научить писать сочинение-рецензию на незнакомый текст. Отводится на экзамен 180 минут. Все ребята единодушно заявляют, что времени не хватает, чтобы обдумать, написать сочинение и отредактировать его.

А каково учителю, чувствующему ответственность за своих питомцев? Эта ответственность и заставляет работать сверх всяких норм и своих физических возможностей после уроков. Ведь надо научить понимать текст, видеть его структурные и языковые особенности, разбираться в художественно-изобразительных средствах, определять их роль в высказывании.

Сначала я не ставила оценки за рецензии, но тщательно выправляла работы. Именно выправляла – писала сверху над строками, как должна быть изложена та или иная мысль, показывала, как нужно было написать об особенностях языка. Ведь когда говоришь о типичных ошибках – это одно, а когда ученик видит правку своей работы – это другое. Кто нуждался в дополнительных комментариях, с тем беседовала дополнительно. С каждым после урока это сделать невозможно, вот и веду «беседы» таким образом – учу каждого понимать свои собственные ошибки. Может быть, это кому-то покажется неверным с точки зрения методики, но я считаю, что такой подход к решению этой проблемы правилен. Когда я увидела, что ребята стали писать лучше, стала просто давать рекомендации, как можно улучшить сочинение. Тем, кто был удовлетворен своей оценкой, я сразу ставила ее в журнал; тем, кто хотел переработать сочинение, оценку ставила, проверив окончательный вариант.

Приведу пример рецензии на текст Д.Гранина «Время».

Первоначальный вариант


(1) Нужно вставить ... слово, соответствующее стилю.


(2) Не хватает связующего слова, например, частицы.

(3) Процитируй.

(4) Подумай, как лучше охарактеризовать композицию рассуждения. Не хватает связующего союза.

(5) Как это показать в тексте?

(6) Нужно подчеркнуть душевную слепоту такого человека.



(7) Не хватает конкретных примеров из текста.

Время быстротечно. Пройдет год, и я стану совсем взрослой. Но я так мало сделала за свои 17 лет! Не успела прочитать много интересных книг, не успела многому научиться, чего-то недопоняла о себе, о людях, о мире. Вот бы остановить время или повернуть его вспять!.. Но (1) ни древние люди, ни их потомки не научились этого делать.

(2) Сожалеет об этом и Д.Гранин в своем четком, логичном рассуждении. Прослеживая отношение людей ко (3) времени, которое «нельзя возвратить обратно при всем желании», публицист вынужден констатировать, что время всегда «угнетало своей быстротечностью». (4) Мы пытаемся «понять его природу», что-то придумываем, изобретаем, чтобы сэкономить минуты, но «обуздать», «приручить время не удается». Не потому ли, что деловой человек перегрузил свое жизненное пространство огромным количеством вещей, (5) которые словно изолируют этого человека от красоты и мудрости мироздания, делают его (6) одиноким, даже беспомощным перед Вечностью, несмотря на технический прогресс. Наращивание внешних скоростей как будто создает вселенский ветер, который не только подгоняет человека и само время, но и студит души людские, отнимая Любовь. Это подчеркнуто Граниным интересным предложением с сопоставительными отношениями между частями, в первой из которых опущены все члены предложения, кроме дополнения («Не только у него – цейтнот становится всеобщим»), а также тремя последующими предложениями, где некая недостаточность усилена приставкой недо- в слове недостает, дважды повторенным словом нет, союзом ни-ни-ни, наречием меньше, глаголом исчезает.

Словесная гранинская палитра внешне очень сдержанна, немногоцветна, и лишь существительные, глаголы, деепричастие, выражающие оценку, передают взволнованность автора, (7) горестное осознание того, что технический прогресс пока не победил время. А богатство человека определяется и количеством свободного времени, которое он может посвятить своему духовному и физическому совершенствованию.

Окончательный вариант рецензии

Как стремительно летит время! Еще год, и я стану совсем взрослой. Но как же мало мне удалось сделать за свои 17 лет! Не успела прочитать столько интересных книг, не успела многому научиться, чего-то недопоняла о себе, о людях, о мире. Вот бы остановить время или повернуть его вспять!.. Но, к великому огорчению, ни древние люди, ни их потомки не научились этого делать.

Именно об этом сожалеет и Д.Гранин в своем ритмически динамичном, выстроенном логически четко рассуждении. Прослеживая отношение людей к «вечно текущему и непостоянному» времени, которое «нельзя возвратить обратно при всем желании», публицист вынужден констатировать, что время всегда «угнетало своей быстротечностью». И хотя мы пытаемся «понять его природу», что-то придумываем, изобретаем, чтобы сэкономить минуты, но «обуздать», «приручить время не удается». Не потому ли, что деловой человек перегрузил свое жизненное пространство огромным количеством вещей (несколько рядов однородных членов – подлежащих, дополнений, определений великолепно показывают их), которые словно изолируют этого человека от красоты и мудрости мироздания, делают его душевно слепым, равнодушным ко всему, кроме материальных благ, и оттого одиноким, даже беспомощным перед Вечностью, несмотря на технический прогресс. Наращивание внешних скоростей как будто создает вселенский ветер, который не только подгоняет человека и само время, но и студит души людские, отнимая Любовь. Это подчеркнуто Граниным интересным предложением с сопоставительными отношениями между частями, в первой из которых опущены все члены предложения, кроме дополнения (Не только у него – цейтнот становится всеобщим), а также тремя последующими предложениями, где некая недостаточность усилена приставкой недо- в слове недостает, дважды повторенным словом нет, союзом ни-ни-ни, наречием меньше, глаголом исчезает.

Словесная гранинская палитра внешне очень сдержанна, немногоцветна; и лишь существительные, глаголы, деепричастие, выражающие оценку, метафора (приручить время, обуздать его) передают взволнованность автора. Не ценят, нельзя возвратить, обуздать, приручить, угнетало, быстротечность, самомнение, не умели, не берегли, нехватка, дефицит, цейтнот, недостает, не думая, исчезает – эти слова как нельзя лучше передают горестное осознание того, что технический прогресс пока не победил время.

А ведь богатство человека определяется и количеством свободного времени, которое он может посвятить своему духовному совершенствованию, чтобы затем улучшать этот мир по законам Любви, Добра и Красоты.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru