БИБЛИОТЕЧКА УЧИТЕЛЯ
Сергей ГИНДИН
Детская речь между «от 2 до 5» и
молодежным жаргоном
Когда произносят слова детская речь,
мы сразу представляем себе малыша-дошкольника,
смешно коверкающего слова и грамматические
формы, настойчиво овладевая тем языком, который
каждодневно слышит от старших. А говоря о речи
молодежи, немедленно вспоминают про особый
жаргон, который резко отличает ее от речи
старших.
Итак, сначала стремление постичь
законы общего языка, а потом столь же сильное
желание отгородиться от общих законов, говорить не
так, как старшие. Смена направления речевого
развития происходит, очевидно, в школьном
возрасте. Но когда именно?
Ответить на этот вопрос не так легко. И
речевое поведение дошкольников, и молодежное
общение давно уже узаконены как самостоятельные
объекты наблюдения и языкознанием, и
психологией, и социолингвистикой. А вот речь
детей с 7 до 13 лет и лингвистов, и психологов, как
правило, интересовала лишь в связи с задачами
усовершенствования школьного преподавания
родного языка. В речи школьников «среднего»
возраста исследуется обычно лишь то, насколько
она уже соответствует некоторым желательным для
обучающего характеристикам – взрослой речи. А
собственные цели и свойства речевого поведения и
речевого творчества ребят невольно остаются в
тени.
Ненормальность такого положения
первыми ощутили фольклористы и исследователи
культуры. В последние годы появилось немало
публикаций школьного фольклора. Исследуется и
авторское творчество школьников в тех формах и
жанрах, которые возникают вне направляющего
влияния педагогов, – девичьи альбомы, рукописные
журналы и т.п. Но, к сожалению, лингвистическое,
речеведческое осмысление вводимых материалов
пока сильно отстает от культуроведчесткого.
В этой связи представляется
поучительным опыт основоположника
отечественной «этнографии детства» Георгия
Семеновича Виноградова (1886–1945). Ученый
всячески подчеркивал, что ребята 7–13 лет «живут и
сознают себя обособленным миром», учатся многому
не от взрослых, а часто и «в величайшей тайне от
них». Обособленность, особость проявляется и в
речи детей, в их языке.
Крайней точкой подобного обособления
становится создание детских тайных языков. Такие
языки зафиксированы у многих народов. Учителю
русской словесности они знакомы по «Очеркам
бурсы» Н.Г. Помяловского. Но предметом научного
анализа их сделал именно Г.С. Виноградов, чья
работа 1926 г. публикуется (с сокращением
примечаний) в этом номере газеты.
|