Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №16/2005

БИБЛИОТЕЧКА УЧИТЕЛЯ

Сергей ГИНДИН


Детская речь между «от 2 до 5» и молодежным жаргоном

Когда произносят слова детская речь, мы сразу представляем себе малыша-дошкольника, смешно коверкающего слова и грамматические формы, настойчиво овладевая тем языком, который каждодневно слышит от старших. А говоря о речи молодежи, немедленно вспоминают про особый жаргон, который резко отличает ее от речи старших.

Итак, сначала стремление постичь законы общего языка, а потом столь же сильное желание отгородиться от общих законов, говорить не так, как старшие. Смена направления речевого развития происходит, очевидно, в школьном возрасте. Но когда именно?

Ответить на этот вопрос не так легко. И речевое поведение дошкольников, и молодежное общение давно уже узаконены как самостоятельные объекты наблюдения и языкознанием, и психологией, и социолингвистикой. А вот речь детей с 7 до 13 лет и лингвистов, и психологов, как правило, интересовала лишь в связи с задачами усовершенствования школьного преподавания родного языка. В речи школьников «среднего» возраста исследуется обычно лишь то, насколько она уже соответствует некоторым желательным для обучающего характеристикам – взрослой речи. А собственные цели и свойства речевого поведения и речевого творчества ребят невольно остаются в тени.

Ненормальность такого положения первыми ощутили фольклористы и исследователи культуры. В последние годы появилось немало публикаций школьного фольклора. Исследуется и авторское творчество школьников в тех формах и жанрах, которые возникают вне направляющего влияния педагогов, – девичьи альбомы, рукописные журналы и т.п. Но, к сожалению, лингвистическое, речеведческое осмысление вводимых материалов пока сильно отстает от культуроведчесткого.

В этой связи представляется поучительным опыт основоположника отечественной «этнографии детства» Георгия Семеновича Виноградова (1886–1945). Ученый всячески подчеркивал, что ребята 7–13 лет «живут и сознают себя обособленным миром», учатся многому не от взрослых, а часто и «в величайшей тайне от них». Обособленность, особость проявляется и в речи детей, в их языке.

Крайней точкой подобного обособления становится создание детских тайных языков. Такие языки зафиксированы у многих народов. Учителю русской словесности они знакомы по «Очеркам бурсы» Н.Г. Помяловского. Но предметом научного анализа их сделал именно Г.С. Виноградов, чья работа 1926 г. публикуется (с сокращением примечаний) в этом номере газеты.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru