МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ
А.Ю. КУПАЛОВА,
г. Москва
Повторение изученного в 5–7-х классах
по пунктуации
Задачи и упражнения для
самостоятельной работы к учебному комплексу
«Русский язык. Теория», «Русский язык. Практика»,
«Русская речь»
7-й класс
Упражнение 1. В предлагаемых
материалах будет часто встречаться термин пунктограмма.
Вспомните, что он означает, и закончите
предложение:
Пунктограмма – это то место в
предложении или тексте, где нужно решить, ставить
или не ставить знак препинания, а если____________________________________________________.
Упражнение 2. Опираясь на схемы,
назовите пунктограммы, с которыми вы знакомы по
предыдущим этапам обучения.
1. [ ]. [ ]? [ ]! [
]?!___________________________________________________________________
2. [сущ. в им. п. – сущ. в им. п.]______________________________________________________
3. [О, О и О] [ и O, и О, и О]
[то O, то O, то О] __________________________________________
4. [о: О, и О, и
О]___________________________________________________________________
5. [сущ., прич. об., ...…]. […, дееприч.,
...]. [...…, дееприч. об., ...…]._______________________
6. [ , …...]. [ ! ... …]. [... …, , ... …]. [... …,
].____________________________________________
7. [Вв. сл., ...…]. […, вв.сл., ... …].
[...…, вв.сл.]._________________________________________
8. [ ], [ ]. [ ], и [ ]. [ ], (
)._______________________________________________________________
9. [А: «П».] [А: «П?!»] [«П», – а.] [«П?!» – а.]
[«П, – а. – П».] ________________________________
Упражнение 3. Прочитайте начало
стихотворения и попробуйте определить, в каком
тоне, с каким настроением его следует читать. Что
подсказывает ответ на этот вопрос? А теперь
прочитайте стихотворение вслух!
ЛЕТНИЙ ДОЖДЬ
– Золото, золото падает с неба! –
Дети кричат и бегут за дождем…
– Полноте, дети, его мы сберем,
Только сберем золотистым зерном
В полных амбарах душистого хлеба!
(А.Майков)
1. Какие пунктограммы можно повторить
на материале данного текста?
Объясните, по каким опознавательным
признакам их следует находить.
2. Какое слово в тексте воспринимается
как просторечное? В какой морфеме происходит
чередование сберем – соберем? В какой еще
морфеме возможно чередование в словах этого
ряда? Покажите ___________________________________.
3. Подготовьтесь к самодиктанту по
памяти.
Упражнение 4. Просмотрите текст:
чего в нем недостает? Сформулируйте задание,
выполнив которое вы лучше поймете и правильнее
прочитаете отрывок из басни И.А. Крылова.
Тут Соловей являть свое искусство
стал:
Защелкал засвистал
На тысячу ладов тянул переливался;
То нежно он ослабевал
И томной вдалеке свирелью отдавался
То мелкой дробью вдруг по роще рассыпался.
1. Какой вариант постановки запятой вы
выбрали: засвистал на тысячу ладов или
засвистал, на тысячу ладов тянул? Как
меняются интонация и смысл в зависимости от
выбора варианта?
Опорные материалы (ОМ).
1. Чтобы более уверенно выбрать
решение, вспомните, что нас восхищает в пении
соловья: его виртуозный, богатый разнообразием
свист («на тысячу ладов») или интервалы между
переливами («тянул»)?
2. Какая из встретившихся в тексте
пунктограмм не обозначается знаком препинания?
Выпишите пример.
3. Прочитайте выразительно отрывок из
басни наизусть. |
Упражнение 5. У
писателя Федора Абрамова есть собрание миниатюр.
Вот некоторые из них.
Осина – дерево нервное. Березка и
другие шумят ветками, а эта – каждым листочком.
Белая ночь – сочетание безмолвия
ночи со светом дня.
Лесная дорога – широкая просека7,* заросшая травой. Будто зеленая река.
Красная рябина – царица осеннего
леса.
Зеленая поляна и красные заросли рябины на ней.
Как народные вышивки. Как невесты на беседе.
1. Какая пунктограмма встретилась в
каждой миниатюре? Каковы опознавательные
признаки этой пунктограммы? Проверьте
правильность и полноту ответа по
соответствующей схеме (см. упр. 2).
2. Проведите анализ художественных
особенностей миниатюр (толкование или описание
одного предмета или явления через сопоставление
с другим, в чем-то схожим; олицетворения, эпитеты,
сравнения, эмоционально-оценочные слова...…).
3. Попробуйте сочинить миниатюры,
характеризуя, изображая, толкуя какое-либо
явление, предмет через сопоставление его с чем-то
сходным. Если в вашем маленьком сочинении
встретится пунктограмма, о которой шла речь выше,
не забудьте ее правильно оформить.
4. Обозначьте орфограммы в текстах
данного упражнения.
Упражнение 6. Знаете ли вы, из
какого произведения взят отрывок, который
приводится ниже? От чьего лица ведется
повествование?
С этих пор я весь был поглощен3
моим новым знакомством. Вечером, ложась в
постель, и утром, вставая, я только и думал о
предстоящем визите5 на гору7. По
улицам города я шатался теперь с исключительной
целью – высмотреть, тут ли находится6 вся
компания5, которую Януш характеризовал
словами «дурное общество»…
(В.Короленко)
1. Вслушайтесь в интонации второго и
третьего предложений и, пользуясь опорными
материалами, проверьте, правильно ли вы
«вычитали» те оттенки смысла, которые писатель
обозначил расстановкой знаков препинания.
ОМ. Сравните возможные
варианты:
Вечером, ложась в постель, и
утром, вставая, …
Вечером_ ложась в постель_ и утром_
вставая, …
…я шатался теперь с исключительной
целью – высмотреть …
…я шатался теперь с исключительной
целью высмотреть…
|
При каком варианте
расстановки знаков препинания состояние
мальчика (неотступно думавшего о том, как помочь
«детям подземелья») и цель его «шатаний по улицам
города» обрисованы более выразительно?
2. Объясните расстановку остальных
знаков препинания в последнем предложении.
3. Во 2-м предложении дважды встречается
слово и. В одинаковой ли роли? К какой части
речи относится и в первом случае? А во втором?
Упражнение 7. Познакомьтесь с
текстом. Какое выражение, или предложение, или
его часть вы бы вынесли в заголовок? Почему?
Теперь уж Матвею скоро шестьдесят, а
тогда лет двенадцать-тринадцать было – все
помнится та ночь. Слились воедино конь и человек
и летели в черную ночь. И ночь летела навстречу
им, густо била в лицо тяжким запахом трав,
отсыревших под росой. Какой-то дикий восторг
обуял парнишку; кровь ударила в голову и гудела.
Это было как полет – как будто оторвался он от
земли и полетел. И ничего вокруг не видно: ни
земли, ни неба, даже головы конской – только шум в
ушах, только ночной огромный мир стронулся и
понесся навстречу.
(В.Шукшин)
1. Какой тон, ритм, темп при озвучивании
текста подсказывают его содержание и языковые
особенности? Прочитайте текст с нужной
интонацией вслух.
2. Произведите пунктуационный и
орфографический разбор текста.
3. Напишите свободный диктант по
данному тексту.
Упражнение 8. Случалось ли вам
задумываться над смыслом скороговорок, как это
случилось с мальчиком Пашей? Прочитайте диалог.
– Что такое грека? – спросил Пашка.
– Какая грека? – не понял я.
– Ехал грека через реку, – объяснил Пашка.
– Это грек.
– Тогда почему не «ехал грек через реку»?
– Нескладно3, – сказал я. – Тогда получится «ехал
грек через рек».
Пашка подумал, потом сказал:
– Грека – это его жена7. Он грек, а она грека.
– Тогда было бы «ехала грека через реку».
– А может7, они наших падежей не знают. Это же
греки.
Я задумался: что возразить Пашке? Пашка тоже3
задумался, глядя куда-то в пространство7.
(В.Токарева)
1. Не хотите ли вы включиться в этот
шутливый диалог? В чем его участники правы, в чем
ошибаются? С какой целью создаются скороговорки
и, соответственно, что в них самое главное?
2. Как вы думаете, для чего предложен
этот текст в данном разделе?
Какие реплики диалога можно оформить
как предложения с прямой речью? Составьте их
схемы, чтобы отразить особенности пунктуации (см.
упр. 2).
Упражнение 9. Из произведений
какого автора и какого жанра взяты предлагаемые
ниже фрагменты?
1) Наш Воевода в родню был толст да не в
родню был прост. 2) Кто знатен и силен да не умен,
так худо, ежели и с добрым сердцем он. 3)
Проказница Мартышка Осел Козел да косолапый
Мишка затеяли сыграть квартет. 4) Вороне где-то
Бог послал кусочек сыру; на ель Ворона
взгромоздясь, позавтракать было совсем уж
собралась да позадумалась, а сыр во рту держала.
1. Расставьте недостающие знаки
препинания. Объясните, в чем состоит особенность
задачи. Рассмотрите в ОМ, какой прием
помогает решить ее правильно.
2. Какие из других пунктограмм,
встретившихся в предложениях, вы можете
объяснить?
3. Какую стилистическую окраску имеют
союзы да, ежели? Почему в баснях довольно
часто встречаются союзы, придающие высказыванию
оттенок разговорной речи (кроме упомянутых хоть,
коль, покамест и др.)?
Упражнение 10. Прочитайте один из
«Колымских рассказов» Варлама Шаламова.
Подумайте, о чем это произведение.
ПО СНЕГУ
Как топчут дорогу по снежной целине?
Впереди идет человек, потея и ругаясь, едва
переставляя ноги, поминутно увязая в рыхлом
глубоком снегу. Человек уходит далеко, отмечая
свой путь неровными черными ямами. <…> Дороги
всегда прокладывают в тихие дни, чтобы ветры не
замели людских трудов. Человек сам намечает себе
ориентиры в бескрайности снежной – скалу,
высокое дерево; человек ведет свое тело по снегу
так, как рулевой ведет лодку по реке с мыса на мыс.
По проложенному узкому и неверному
следу двигаются пять-шесть человек в ряд, плечом
к плечу. Они ступают около следа, но не в след.
Дойдя до намеченного заранее места, они
поворачивают обратно и снова идут так, чтобы
растоптать снежную целину, то место, куда не
ступала нога человека. Дорога пробита. По ней
могут идти люди, санные обозы, тракторы. Если идти
по пути первого след в след, будет заметная, но
едва проходимая тропка, стежка, а не дорога – ямы,
по которым пробираться труднее, чем по целине.
Первому тяжелее всех, и когда он выбивается из
сил, вперед выходит другой из той головной
пятерки.
Из идущих по следу каждый, даже самый маленький,
самый слабый, должен ступить на кусочек снежной
целины, а не в чужой след.
Подготовьтесь к сжатому изложению с
творческим заданием:
прочитайте внимательно еще раз текст,
чтобы проследить, как развертывается мысль
автора, как раскрывается тема рассказа, что
особенно важно не потерять при пересказе, а какие
детали можно опустить;
рассмотрите, какими языковыми
средствами пользуется автор;
произведите орфографический и
пунктуационный разбор текста.
Подумайте, нет ли в рассказе подтекста:
какую задачу ставил писатель – только ли
рассказать, как прокладывать дорогу по снежной
целине? Не является ли рассказ об этом лишь
прелюдией, подступом к главной мысли, выраженной
в последних двух предложениях? Не заключен ли в
них, кроме прямого значения, глубокий переносный
смысл? Изложите свои соображения.
Прелюдия – 1) вступительная часть
музыкального произведения; 2) вступление,
введение, предвестие чего-либо (перен.).
* Цифровые индексы
обозначают те же виды разбора, что и в книге
«Русский язык. Практика».
|