Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №16/2005

МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ

А.Ю. КУПАЛОВА,
г. Москва


Повторение изученного в 5–7-х классах по пунктуации

Задачи и упражнения для самостоятельной работы к учебному комплексу «Русский язык. Теория», «Русский язык. Практика», «Русская речь»

7-й класс

Упражнение 1. В предлагаемых материалах будет часто встречаться термин пунктограмма. Вспомните, что он означает, и закончите предложение:

Пунктограмма – это то место в предложении или тексте, где нужно решить, ставить или не ставить знак препинания, а если____________________________________________________.

Упражнение 2. Опираясь на схемы, назовите пунктограммы, с которыми вы знакомы по предыдущим этапам обучения.

1. [ ]. [ ]? [ ]! [ ]?!___________________________________________________________________

2. [сущ. в им. п.сущ. в им. п.]______________________________________________________

3. [О, О и О] [ и O, и О, и О] [то O, то O, то О] __________________________________________

4. [о: О, и О, и О]___________________________________________________________________

5. [сущ., прич. об., ...…]. […, дееприч., ...]. [...…, дееприч. об., ...…]._______________________

6. [ , …...]. [ ! ... …]. [... …, , ... …]. [... …, ].____________________________________________

7. [Вв. сл., ...…]. […, вв.сл., ... …]. [...…, вв.сл.]._________________________________________

8. [ ], [ ]. [ ], и [ ]. [ ], ( )._______________________________________________________________

9. [А: «П».] [А: «П?!»] [«П», – а.] [«П?!» – а.] [«П, – а. – П».] ________________________________

Упражнение 3. Прочитайте начало стихотворения и попробуйте определить, в каком тоне, с каким настроением его следует читать. Что подсказывает ответ на этот вопрос? А теперь прочитайте стихотворение вслух!

ЛЕТНИЙ ДОЖДЬ

– Золото, золото падает с неба! –
Дети кричат и бегут за дождем…
– Полноте, дети, его мы сберем,
Только сберем золотистым зерном
В полных амбарах душистого хлеба!

(А.Майков)

1. Какие пунктограммы можно повторить на материале данного текста?

Объясните, по каким опознавательным признакам их следует находить.

2. Какое слово в тексте воспринимается как просторечное? В какой морфеме происходит чередование сберем соберем? В какой еще морфеме возможно чередование в словах этого ряда? Покажите ___________________________________.

3. Подготовьтесь к самодиктанту по памяти.

Упражнение 4. Просмотрите текст: чего в нем недостает? Сформулируйте задание, выполнив которое вы лучше поймете и правильнее прочитаете отрывок из басни И.А. Крылова.

Тут Соловей являть свое искусство стал:
Защелкал засвистал
На тысячу ладов тянул переливался;
То нежно он ослабевал
И томной вдалеке свирелью отдавался
То мелкой дробью вдруг по роще рассыпался.

1. Какой вариант постановки запятой вы выбрали: засвистал на тысячу ладов или засвистал, на тысячу ладов тянул? Как меняются интонация и смысл в зависимости от выбора варианта?

Опорные материалы (ОМ).

1. Чтобы более уверенно выбрать решение, вспомните, что нас восхищает в пении соловья: его виртуозный, богатый разнообразием свист («на тысячу ладов») или интервалы между переливами («тянул»)?

2. Какая из встретившихся в тексте пунктограмм не обозначается знаком препинания? Выпишите пример.

3. Прочитайте выразительно отрывок из басни наизусть.

Упражнение 5. У писателя Федора Абрамова есть собрание миниатюр. Вот некоторые из них.

  • Осина – дерево нервное. Березка и другие шумят ветками, а эта – каждым листочком.

  • Белая ночь – сочетание безмолвия ночи со светом дня.

  • Лесная дорога – широкая просека7,* заросшая травой. Будто зеленая река.

  • Красная рябина – царица осеннего леса.
    Зеленая поляна и красные заросли рябины на ней. Как народные вышивки. Как невесты на беседе.

1. Какая пунктограмма встретилась в каждой миниатюре? Каковы опознавательные признаки этой пунктограммы? Проверьте правильность и полноту ответа по соответствующей схеме (см. упр. 2).

2. Проведите анализ художественных особенностей миниатюр (толкование или описание одного предмета или явления через сопоставление с другим, в чем-то схожим; олицетворения, эпитеты, сравнения, эмоционально-оценочные слова...…).

3. Попробуйте сочинить миниатюры, характеризуя, изображая, толкуя какое-либо явление, предмет через сопоставление его с чем-то сходным. Если в вашем маленьком сочинении встретится пунктограмма, о которой шла речь выше, не забудьте ее правильно оформить.

4. Обозначьте орфограммы в текстах данного упражнения.

Упражнение 6. Знаете ли вы, из какого произведения взят отрывок, который приводится ниже? От чьего лица ведется повествование?

С этих пор я весь был поглощен3 моим новым знакомством. Вечером, ложась в постель, и утром, вставая, я только и думал о предстоящем визите5 на гору7. По улицам города я шатался теперь с исключительной целью – высмотреть, тут ли находится6 вся компания5, которую Януш характеризовал словами «дурное общество»…

(В.Короленко)

1. Вслушайтесь в интонации второго и третьего предложений и, пользуясь опорными материалами, проверьте, правильно ли вы «вычитали» те оттенки смысла, которые писатель обозначил расстановкой знаков препинания.

ОМ. Сравните возможные варианты:

  • Вечером, ложась в постель, и утром, вставая, …

  • Вечером_ ложась в постель_ и утром_ вставая, …

  • …я шатался теперь с исключительной целью  высмотреть …

  • …я шатался теперь с исключительной целью высмотреть…

При каком варианте расстановки знаков препинания состояние мальчика (неотступно думавшего о том, как помочь «детям подземелья») и цель его «шатаний по улицам города» обрисованы более выразительно?

2. Объясните расстановку остальных знаков препинания в последнем предложении.

3. Во 2-м предложении дважды встречается слово и. В одинаковой ли роли? К какой части речи относится и в первом случае? А во втором?

Упражнение 7. Познакомьтесь с текстом. Какое выражение, или предложение, или его часть вы бы вынесли в заголовок? Почему?

Теперь уж Матвею скоро шестьдесят, а тогда лет двенадцать-тринадцать было – все помнится та ночь. Слились воедино конь и человек и летели в черную ночь. И ночь летела навстречу им, густо била в лицо тяжким запахом трав, отсыревших под росой. Какой-то дикий восторг обуял парнишку; кровь ударила в голову и гудела. Это было как полет – как будто оторвался он от земли и полетел. И ничего вокруг не видно: ни земли, ни неба, даже головы конской – только шум в ушах, только ночной огромный мир стронулся и понесся навстречу.

(В.Шукшин)

1. Какой тон, ритм, темп при озвучивании текста подсказывают его содержание и языковые особенности? Прочитайте текст с нужной интонацией вслух.

2. Произведите пунктуационный и орфографический разбор текста.

3. Напишите свободный диктант по данному тексту.

Упражнение 8. Случалось ли вам задумываться над смыслом скороговорок, как это случилось с мальчиком Пашей? Прочитайте диалог.

– Что такое грека? – спросил Пашка.
– Какая грека? – не понял я.
– Ехал грека через реку, – объяснил Пашка.
– Это грек.
– Тогда почему не «ехал грек через реку»?
– Нескладно3, – сказал я. – Тогда получится «ехал грек через рек».
Пашка подумал, потом сказал:
– Грека – это его жена7. Он грек, а она грека.
– Тогда было бы «ехала грека через реку».
– А может7, они наших падежей не знают. Это же греки.
Я задумался: что возразить Пашке? Пашка тоже3 задумался, глядя куда-то в пространство7.

(В.Токарева)

1. Не хотите ли вы включиться в этот шутливый диалог? В чем его участники правы, в чем ошибаются? С какой целью создаются скороговорки и, соответственно, что в них самое главное?

2. Как вы думаете, для чего предложен этот текст в данном разделе?

Какие реплики диалога можно оформить как предложения с прямой речью? Составьте их схемы, чтобы отразить особенности пунктуации (см. упр. 2).

Упражнение 9. Из произведений какого автора и какого жанра взяты предлагаемые ниже фрагменты?

1) Наш Воевода в родню был толст да не в родню был прост. 2) Кто знатен и силен да не умен, так худо, ежели и с добрым сердцем он. 3) Проказница Мартышка Осел Козел да косолапый Мишка затеяли сыграть квартет. 4) Вороне где-то Бог послал кусочек сыру; на ель Ворона взгромоздясь, позавтракать было совсем уж собралась да позадумалась, а сыр во рту держала.

1. Расставьте недостающие знаки препинания. Объясните, в чем состоит особенность задачи. Рассмотрите в ОМ, какой прием помогает решить ее правильно.

2. Какие из других пунктограмм, встретившихся в предложениях, вы можете объяснить?

3. Какую стилистическую окраску имеют союзы да, ежели? Почему в баснях довольно часто встречаются союзы, придающие высказыванию оттенок разговорной речи (кроме упомянутых хоть, коль, покамест и др.)?

Упражнение 10. Прочитайте один из «Колымских рассказов» Варлама Шаламова. Подумайте, о чем это произведение.

ПО СНЕГУ

Как топчут дорогу по снежной целине? Впереди идет человек, потея и ругаясь, едва переставляя ноги, поминутно увязая в рыхлом глубоком снегу. Человек уходит далеко, отмечая свой путь неровными черными ямами. <…> Дороги всегда прокладывают в тихие дни, чтобы ветры не замели людских трудов. Человек сам намечает себе ориентиры в бескрайности снежной – скалу, высокое дерево; человек ведет свое тело по снегу так, как рулевой ведет лодку по реке с мыса на мыс.

По проложенному узкому и неверному следу двигаются пять-шесть человек в ряд, плечом к плечу. Они ступают около следа, но не в след. Дойдя до намеченного заранее места, они поворачивают обратно и снова идут так, чтобы растоптать снежную целину, то место, куда не ступала нога человека. Дорога пробита. По ней могут идти люди, санные обозы, тракторы. Если идти по пути первого след в след, будет заметная, но едва проходимая тропка, стежка, а не дорога – ямы, по которым пробираться труднее, чем по целине. Первому тяжелее всех, и когда он выбивается из сил, вперед выходит другой из той головной пятерки.
Из идущих по следу каждый, даже самый маленький, самый слабый, должен ступить на кусочек снежной целины, а не в чужой след.

Подготовьтесь к сжатому изложению с творческим заданием:

  • прочитайте внимательно еще раз текст, чтобы проследить, как развертывается мысль автора, как раскрывается тема рассказа, что особенно важно не потерять при пересказе, а какие детали можно опустить;

  • рассмотрите, какими языковыми средствами пользуется автор;

  • произведите орфографический и пунктуационный разбор текста.

Подумайте, нет ли в рассказе подтекста: какую задачу ставил писатель – только ли рассказать, как прокладывать дорогу по снежной целине? Не является ли рассказ об этом лишь прелюдией, подступом к главной мысли, выраженной в последних двух предложениях? Не заключен ли в них, кроме прямого значения, глубокий переносный смысл? Изложите свои соображения.

Прелюдия – 1) вступительная часть музыкального произведения; 2) вступление, введение, предвестие чего-либо (перен.).


* Цифровые индексы обозначают те же виды разбора, что и в книге «Русский язык. Практика».

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru