Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №16/2005

МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ

И.А. ГРОМОВ,
Владимирская обл.


Мы живем на разноцветной земле

6–8-е классы

Трудно начинать работу или учебу после длительного перерыва. В начале сентября это состояние испытывают все – и учителя, и ученики. Ученики – в первую очередь. После летнего буйства и вольности взять себя в жесткие рамки – «не хочу, но надо» – нелегко. Поэтому нам необходимо прийти им на помощь. Можно использовать игровые приемы, придумывать какие-то немыслимые по занимательности и композиции занятия, но в любом случае большая часть работы будет проводиться на текстах. Текст не должен пугать чрезмерной сложностью, не должен отталкивать назидательностью или откровенной скукой: он должен быть привлекательным – и немножко неожиданным.
Кроме того, многое нужно повторить, восстановить в памяти.
Предлагаю один из вариантов решения проблемы «сентябрьского синдрома». Тексты взяты из рассказа-воспоминания Н.Сладкова «За пером синей птицы». Писатель любит природу, видит в ней гармонию и красоту. Наша задача немного шире: убедиться не только в гармонии и красоте природы, но и в языковых законах.
Думается, ребятам небезынтересно будет увидеть радугу не в небе, а на земле, почувствовать притягательность земных красок, к тому же момент для этого вполне подходящий – на дворе осеннее разноцветье.
Фрагменты я озаглавил в соответствии с цветами радуги. Разговор о писательских открытиях и находках опускаю – учитель сам определит, на что нужно обратить внимание в первую очередь. Здесь же остановлюсь на языковых «премудростях». Работу можно организовать в двух направлениях: либо на примере отдельного текста осуществлять комплексное повторение (в соответствии с этим и приведены задания к отрывкам, эти задания легко варьировать или добавлять свои), либо каждый урок посвящать одному из разделов лингвистики (думается, коллегам не составит труда организовать занятия в соответствии с уровнем подготовленности класса – от 6-го до 8-го). Всего получается семь уроков на повторение, а восьмой – контрольная работа. Итак...

ВСТУПЛЕНИЕ

Природа любит разнообразие и многоцветье. Водопады дождей и света, просеясь сквозь радугу, как через призму, окрасили землю во все радужные цвета и оттенки. Мы живем на разноцветной земле.

КРАСНАЯ

Прочитайте текст.

Видел я красную землю.
Вдруг покраснели дали! Вчера еще все было тускло-зеленым, а сегодня у подножия далеких гор красная полоса, непонятная и неожиданная. Словно кто-то красным карандашом подтушевал снизу синие горы. Что это – отблеск зари? Или россыпи красных камней? Или далекий степной пожар?
Топочут копыта коня, все ближе, все ярче, все шире загадочная красная полоса. Так вот это что – разливы маков!
Маки, живые маки! Их видимо-невидимо. Они обступили со всех сторон, они затопили, как наводнение! Маки трепещут и взблескивают на ветру пламенем невиданного пожара. От маков рябит в глазах и кружится голова.
По сторонам вздымаются красные от маков увалы – как волны багряного моря. На гребнях вскипает огненная пена пронизанных солнцем багряных лепестков.
Земля горит от цветов – полыхает красная степь. Седые степные луни скользят над красными маками, и белые их крылья отсвечивают розоватым. Красные жуки жуют красные лепестки. А в черных глазах коней мечутся огненные зигзаги.
Порозовели даже белые облака, даже дали подернулись розовой дымкой. Цветы без конца и края. Неистовое буйство красного цвета, кипучая лава цветов!

Задания и вопросы

  • Укажите слова и словосочетания, передающие красный цвет и его оттенки. Какой эффект они создают? Видели ли вы что-либо подобное? Расскажите об этом (письменно или устно).

  • Ср.: россыпи – разливы. Почему гласные в приставках этих слов разные? А согласные? Приведите примеры, подтверждающие ваше мнение.

  • Ближе, ярче, шире... Что это за форма? Как она образована? Приведите примеры предложений с другими формами степеней сравнения прилагательных и наречий.

  • Объясните дефисное написание прилагательного тускло-зеленый и наречия видимо-невидимо. Приведите подобные примеры. Расскажите об условиях дефисного и слитного написания прилагательных. А каким правилом объясняется дефисное написание местоимения кто-то?

  • Выпишите все слова с приставками, объясните их правописание.

  • Почему в суффиксах прилагательных огненная и багряных разное количество н? Продолжите эти примеры с н и нн. А как вы объясните нн в форме пронизанных?

  • Объясните причину разного написания суффиксов глаголов подтушЕВАл и отсвечИВАют, дополните эти ряды своими примерами.

  • Произведите морфемный и словообразовательный анализ словоформ розоватым, порозовели, розовой.

  • Объясните слитное написание не в формах непонятная, неожиданная, невиданного. Какое из этих слов может с не писаться раздельно? Докажите.

  • Используя текст, составьте словарный диктант с наиболее трудными для вас орфограммами, продиктуйте его соседу по парте.

  • Почему в предложении Маки трепещут... перед союзом и нет запятой, а в предложении Седые степные луни... есть? Докажите вашу позицию своими примерами.

ОРАНЖЕВАЯ

Прочитайте текст.

А оранжевая земля?
– Не может быть! – сказал я сам себе, когда увидел эти оранжевые останцы. – Такого не может быть!
А они были. Закатное солнце четко высвечивало углы и выступы яркого оранжевого чуда – стройные башни и пирамиды ряды колонн стены провалы глыбы. Глаза разбегались от причудливости форм щурились от яркости красок. Зачарованная земля оранжевое видение смесь красоты и фантазии. Декорации к восточной сказке. А на самом деле нагромождение цветных глин обработанных солнцем дождями и ветром.
От нагретых глыб пышет жаром. Пухлая пыль глушит шаги. Как все это запомнить, запечатлеть? Два шага шагнул – и совсем другие вокруг столбы и колонны, новые выступы и провалы. Чуть ниже склонилось солнце – и снова все сразу преобразилось: светятся новые грани, темнеют другие ниши. И цвет другой – где чуть багровее, где желтее.
На рассвете оранжевые останцы размыты прохладной утренней синевой. В полдень, когда небо от жары становится белым, раскаляются и останцы и укрываются жаркой дымкой. А к вечеру они набухают и пропитываются сочными красками багрово-оранжевого заката.
Тысячи лет создавала природа это чудо из золотистой глины. И вот оно перед тобой.

Задания и вопросы

  • Как писателю удалось увидеть землю оранжевой?

  • В каком абзаце пропущены запятые? Запишите его, расставляя знаки препинания. Какие пунктуационные правила помогли вам выполнить задание?

  • Запишите данные существительные в предложном падеже единственного числа: башня, пирамида, колонна, причудливость, яркость, видение, фантазия, декорация, сказка, нагромождение. Одним ли и тем же правилом определяется выбор окончания?

  • Из абзаца От нагретых глыб... выпишите только глаголы II спряжения, поставив их во 2-м лице единственного и множественного числа.

  • Одинакова ли роль и в предложении В полдень, когда небо...? Докажите. Произведите синтаксический разбор этого предложения.

  • Докажите, что в прилагательном прохладной есть неполногласие. Приведите примеры других слов с полногласными и неполногласными сочетаниями.

  • Определите различие в морфемном строении глаголов запомнить, запечатлеть. Одинаково ли они образованы (с современной точки зрения)?

  • Найдите несколько слов (или сочетаний) в переносном значении, обоснуйте свое мнение.

  • Сколько суффиксов в существительном причудливость? Запишите еще несколько подобных существительных. (Подсказка: совестливость...) Встретилось ли вам слово-проверка для суффикса -лив-? А кто найдет проверку для суффикса -ость-?

  • Произведите фонетический разбор: колонн, сказке, яркости.

ЖЕЛТАЯ

Прочитайте текст.

Есть желтые горы.
На самом краю земли лежат две плоские лиловые горы – как две спящие черепахи. А между ними гора – как желтая пирамида. Два ветра сшибаясь у лиловых гор навеяли эту желтую песчаную гору.
Солнце пекло как сквозь увеличительное стекло.
Подниматься на вершину лучше всего по ее ребру. Рыжие космы песчаной поземки текли и ползли по склонам гладя их полируя шлифуя полощась рыжими космами над острым гребнем. Горячий ветер свистел в ушах, да глаза засыпало песком.
И вдруг послышался голос горы! Ведь это была не простая гора, это гора поющих песков! Время от времени внутри ее зарождается гул, и песок под ногами начинает дрожать. Гул нарастает, поднимается, вырывается из утробы горы и расплывается над головой – глухой, тревожный и непонятный. Гора поет.
Много легенд сложено про желтую гору песка. Я стою на ее вершине. Сейчас гора помалкивает. Только ветер шумит и солнце печет. И неоглядные дали вокруг.

Задания и вопросы

  • Какие слова и выражения создают образ желтой горы?

  • Выпишите предложения с деепричастиями, расставьте в них знаки препинания. Произведите морфемный и словообразовательный разбор деепричастий. Расскажите о деепричастии как особой глагольной форме.

  • Объясните правописание суффикса в прилагательном песчаную и подобных ему, приведите соответствующие примеры.

  • Подниматься. Почему в этом глаголе необходим мягкий знак? А в каких случаях пишется тся? Приведите примеры из текста.

  • Не простая (гора). Почему не в этом предложении пишется раздельно? Придумайте предложение, в котором это же прилагательное писалось бы с не слитно.

  • Докажите, что прилагательные глухой, тревожный, непонятный являются качественными. Приведите из текста примеры прилагательных других разрядов. Какой разряд в тексте не представлен?

  • Произведите морфологический разбор всех словоформ из первого предложения последнего абзаца.

  • Почему гласные в корнях слов нарастает и зарождается разные? Докажите, что в корне второго глагола есть чередование согласных, приведите разновидности этого корня.

  • Почему в сложном предложении Только ветер шумит и солнце печет перед союзом и запятая не нужна? Приведите примеры подобных предложений.

ЗЕЛЕНАЯ

Прочитайте текст.

Чаще вид_ш_ землю зелен_й. Утро зя(б,п)кое и пронзительно-чистое. Горная л_щина пр_питана зел_нью и р_сой. И цед_ш_ х_лодный воздух, как воду со льдом, – зубы немеют.
Яркие утр_ние лучи пр_нзили хвою и листья: ок_емки темных елок искрят б_нгальским огнем а листв_ные в_ршины взбухшие от солнца л_ниво ш_велятся как з_л_тистые обл_ка. Сочно ярко и зел_но. Зел_нь всех в_зможных и (не)в_зможных о(т,тт)енков от густого (сине)зеленого до прозрачного (зелено)лазоревого. Зел_нь (в)верху и зел_нь (в)низу. Бр_деш_ по траве как по зеленой воде голубыми и ж_лтыми брызгами разл_тают(?)ся лютики и незабу_ки.
Все зат_пила зел_нь! Ут_нули (в)ней серые в_луны, разр_сованные оранж_выми л_шайниками, бурые к_ряж_стые в_лежники. Даже белый к_пящий ручей и_пятнан зелеными тен_ми. А тень выс_ч_ной елк_, как стрелка гиган_ских часов, медл_но движ_т(?)ся по п_лянк_, изумрудной от во_ходящего солнца.

Задания и вопросы

  • Какие оттенки зеленого цвета встретились в тексте? А какие вы сами можете назвать? Запишите их.

  • Перепишите второй абзац, расставьте недостающие знаки препинания. Объясните правописание слов с пропусками и скобками.

  • Выпишите слова с пропусками из первого и третьего абзацев, объясните ваш выбор на месте пропущенных букв.

  • Произведите синтаксический разбор предложения Утонули в ней серые...

  • Укажите в тексте глаголы сов. вида. В чем их отличие от глаголов несов. вида?

  • Поставьте прилагательные оранжевый и рыжий во всех падежах, родах и числах. Как называется это изменение? Почему в некоторых формах гласные в окончаниях разные?

  • Определите роль союза и в предложениях первого абзаца.

  • Выпишите из текста причастия, разбив их на две группы: действительные и страдательные. Почему причастия делятся на эти разряды?

  • Все страдательные причастия запишите в краткой форме множественного числа. Расскажите о написании н – нн в формах полных и кратких страдательных причастий.

  • Используя примеры из текста, расскажите об особенностях правописания глаголов I и II спряжения.

  • Докажите омонимичность и многозначность глагола затопить. Определите его значение в предложении Все затопила зелень!

ГОЛУБАЯ

Прочитайте текст.

А бывает все вокруг голубое. Степь, обрыв, а за обрывом – вода! Голубая вода, то ли уходящая за горизонт, то ли вздыбленная прямо в небо. Стена голубой воды до самого белого неба!
Даль лоснится голубизной, голубые волны у желтых берегов взбивают белую пену. Над голубыми волнами белыми хлопьями носятся чайки. Рыжие утки-атайки дремлют у белой пены. У черных камней бегают черно-белые кулики с кораллово-красными носами.
Неторопливое время большой воды. Можно часами бездумно бродить, глядя на бесконечную голубизну. А потом окажется, что бродил не зря и что никогда еще голова не работала так свежо.
Большая голубая вода. Взвизги и шипение волн. Пузыри на мокром песке. И голубая стена воды, то ли уходящая в небо, то ли за горизонт.

Задания и вопросы

  • Обозначьте грамматические основы в первом и последнем абзацах.

  • Докажите, что этот фрагмент имеет кольцевую композицию. Как это отражается в синтаксическом строе первого и последнего абзацев? А в морфологическом?

  • Произведите морфологический разбор глаголов из второго абзаца. Какой общий непостоянный признак они имеют? Какой эффект благодаря этому создается автором?

  • Выполните словообразовательный анализ существительных взвизги и шипение, дополните каждый ряд примерами слов, образованных по той же модели.

  • В третьем абзаце укажите все наречия. Какие орфографические правила отражены в написании некоторых из них? Запишите свои примеры на эти же правила.

  • Расскажите о наречии как части речи.

  • Докажите, что в тексте есть обе глагольные формы – причастие и деепричастие, разберите их по составу. Что общего у деепричастий и наречий?

  • Разберите фонетически желтых, хлопьями, обрыв.

СИНЯЯ

Запишите текст под диктовку.

А синие горы? Ярус за ярусом, все выше, все дальше, все невесомей! Манящая даль далеких синих хребтов.
Идешь-идешь, а синие горы не приближаются, и сил уже нет идти, а они все такие же недосягаемые и далекие.
Но вот наконец подножие: горы закрыли небо и нависли над головой. Вблизи они очень разные: зеленые, бурые, рыжие. И что ни гора – то целый мир. Необъятный, как вся Земля, – от вечных снегов до жаркой пустыни. И все времена года сразу перед глазами – от лета и до зимы.
С вершины горы можно до звезд дотянуться, можно пройти под радугу, как под арку. И вокруг будут тоже горы: хребет за хребтом, все выше и все выше, все размытей и голубей. Конца-краю нет синим горам.

Примечание. Предупреждаем учеников об авторских тире и двоеточии, а также о написании фразеологизма конца-краю нет.

Задания и вопросы

  • Выполните синтаксический разбор предложения С вершины горы можно...

  • Разберите по составу приближаются, подножие, (все) голубей.

  • В чем необычность формы размытей?

  • Произведите морфологический разбор глагола идешь.

ФИОЛЕТОВАЯ

Прочитайте текст.

Фиолетовое ущелье. Давным-давно треснула и разверзлась земля, открыв взору фиолетово-красный каньон. Глубоко внизу вьется по дну каньона пересохшее русло ручья – словно старая дорога, посыпанная песком и гравием.
Идешь по этой «дороге», и кажется, что завела она в древний разрушенный город, что это развалины крепостей и храмов громоздятся по сторонам.
Жара и мертвая т_ш_на. Ра_к_ле(н,нн)ые до л_ловост_ стены извил_стая полоска белого неба над головой. Глаза ск_льзят по л_ловым башням с б_йницами по церквам и мечетям с пок_сивш_мися куп_лами по обруш_ным аркам мостам и крепос_ным валам. И ч_дятся пр_глуш_ные голоса и вид_тся (не)яс_ные тени и все время хоч_т(?)ся обернут(?)ся.
Но пусто и тихо вокруг. До самых краев нацедилась в каньон жара, и лиловые арки и башни шевелятся. Лиловый зачарованный город расплывается как мираж.

Задания и вопросы

  • Определите по словарю синонимов разницу в значении прилагательных фиолетовый, лиловый, сиреневый. Какие слова и выражения создают эффект фиолетового ущелья?

  • Запишите абзац с орфографическими и пунктуационными пропусками, устно объясните выбор букв и знаков препинания.

  • Докажите, что в существительных голова и голоса есть полногласное сочетание, а в слове полоска нет.

  • По данному плану* произведите лексический разбор слова нацедилась.

1. Каково лексическое значение слова в данном предложении (До самых краев нацедилась...)? Укажите, является слово однозначным или многозначным (если слово многозначное, то назовите несколько его значений, придумайте несколько словосочетаний или предложений; отметьте, что объединяет разные значения этого слова).

2. В прямом или переносном значении употреблено слово?

3. Имеет ли данное слово синонимы и антонимы? Какие?

4. Какова стилистическая характеристика слова (разговорное, книжное, стилистически нейтральное)? Какие пометы, указывающие на особенности употребления слова, имеются в словарях?

5. Каково происхождение слова (исконно русское, заимствованное)?

  • Составьте схему предложения Идешь по этой «дороге»...

  • Выпишите предложения с деепричастным и причастным оборотами, обозначьте их. Поменяйте в каждом местами эти обороты и определяемые слова. Изменится ли (и как?) в этом случае пунктуация?

  • Произведите морфемный и словообразовательный разбор причастий посыпанная, раскаленные, обрушенным, приглушенные, зачарованный. Почему во всех них пишется нн? Запишите нераспространенные предложения, в которых в этих причастиях писалась бы н.

  • Почему существительное каньон пишется с ь? Вспомните правила и запишите несколько примеров на правописание ъ и ь.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ДИКТАНТ

Земля многоцветна, все пронизано светом и цветом, всюду праздник для глаз. Нет слов и красок, ей равнозначных. Красоту земли не пришпилишь, как бабочку, на булавку. Ее можно лишь сохранить «живьем», как мы пытаемся сохранить редких птиц и зверей. Красная книга земной красоты. Такой мы должны сохранить Землю, только на такой Земле стоит жить.
Красота земли, нетронутая природа – пока еще не в полной мере оцененное нами богатство. С каждым годом дороже будет тишина лесов и полей, красота гор и степей. В прошлое уходит нетронутая природа, и мы уже начали понимать, что теряем. Первозданность не выразишь ни словами, ни красками: тут пошлы все стихи и грубы песни. Это нечто ощутимое только при соприкосновении. Вдохновляющее начало.

(113 слов)

Дополнительные задания

1. Озаглавьте текст.

2. Разберите по составу пришпилишь, оцененное, тишина.

3. Выполните морфологический разбор: нетронутая (природа).

4. Найдите сложное предложение, поясните свой выбор.

5. Произведите полный синтаксический разбор предложения С каждым годом дороже...


* План предложен Т.М. Пахновой.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru