МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ
И.А. ГРОМОВ,
Владимирская обл.
Мы живем на разноцветной земле
6–8-е классы
Трудно начинать работу или учебу после
длительного перерыва. В начале сентября это
состояние испытывают все – и учителя, и ученики.
Ученики – в первую очередь. После летнего
буйства и вольности взять себя в жесткие рамки –
«не хочу, но надо» – нелегко. Поэтому нам
необходимо прийти им на помощь. Можно
использовать игровые приемы, придумывать
какие-то немыслимые по занимательности и
композиции занятия, но в любом случае большая
часть работы будет проводиться на текстах. Текст
не должен пугать чрезмерной сложностью, не
должен отталкивать назидательностью или
откровенной скукой: он должен быть
привлекательным – и немножко неожиданным.
Кроме того, многое нужно повторить, восстановить
в памяти.
Предлагаю один из вариантов решения проблемы
«сентябрьского синдрома». Тексты взяты из
рассказа-воспоминания Н.Сладкова «За пером синей
птицы». Писатель любит природу, видит в ней
гармонию и красоту. Наша задача немного шире:
убедиться не только в гармонии и красоте
природы, но и в языковых законах.
Думается, ребятам небезынтересно будет увидеть
радугу не в небе, а на земле, почувствовать
притягательность земных красок, к тому же момент
для этого вполне подходящий – на дворе осеннее
разноцветье.
Фрагменты я озаглавил в соответствии с цветами
радуги. Разговор о писательских открытиях и
находках опускаю – учитель сам определит, на что
нужно обратить внимание в первую очередь. Здесь
же остановлюсь на языковых «премудростях».
Работу можно организовать в двух направлениях:
либо на примере отдельного текста осуществлять
комплексное повторение (в соответствии с этим и
приведены задания к отрывкам, эти задания легко
варьировать или добавлять свои), либо каждый урок
посвящать одному из разделов лингвистики
(думается, коллегам не составит труда
организовать занятия в соответствии с уровнем
подготовленности класса – от 6-го до 8-го). Всего
получается семь уроков на повторение, а восьмой
– контрольная работа. Итак...
ВСТУПЛЕНИЕ
Природа любит разнообразие и
многоцветье. Водопады дождей и света, просеясь
сквозь радугу, как через призму, окрасили землю
во все радужные цвета и оттенки. Мы живем на
разноцветной земле.
КРАСНАЯ
Прочитайте текст.
Видел я красную землю.
Вдруг покраснели дали! Вчера еще все было
тускло-зеленым, а сегодня у подножия далеких гор
красная полоса, непонятная и неожиданная. Словно
кто-то красным карандашом подтушевал снизу синие
горы. Что это – отблеск зари? Или россыпи красных
камней? Или далекий степной пожар?
Топочут копыта коня, все ближе, все ярче, все шире
загадочная красная полоса. Так вот это что –
разливы маков!
Маки, живые маки! Их видимо-невидимо. Они
обступили со всех сторон, они затопили, как
наводнение! Маки трепещут и взблескивают на
ветру пламенем невиданного пожара. От маков
рябит в глазах и кружится голова.
По сторонам вздымаются красные от маков увалы –
как волны багряного моря. На гребнях вскипает
огненная пена пронизанных солнцем багряных
лепестков.
Земля горит от цветов – полыхает красная степь.
Седые степные луни скользят над красными маками,
и белые их крылья отсвечивают розоватым. Красные
жуки жуют красные лепестки. А в черных глазах
коней мечутся огненные зигзаги.
Порозовели даже белые облака, даже дали
подернулись розовой дымкой. Цветы без конца и
края. Неистовое буйство красного цвета, кипучая
лава цветов!
Задания и вопросы
Укажите слова и словосочетания,
передающие красный цвет и его оттенки. Какой
эффект они создают? Видели ли вы что-либо
подобное? Расскажите об этом (письменно или
устно).
Ср.: россыпи – разливы. Почему
гласные в приставках этих слов разные? А
согласные? Приведите примеры, подтверждающие
ваше мнение.
Ближе, ярче, шире... Что это за
форма? Как она образована? Приведите примеры
предложений с другими формами степеней
сравнения прилагательных и наречий.
Объясните дефисное написание
прилагательного тускло-зеленый и наречия видимо-невидимо.
Приведите подобные примеры. Расскажите об
условиях дефисного и слитного написания
прилагательных. А каким правилом объясняется
дефисное написание местоимения кто-то?
Выпишите все слова с приставками,
объясните их правописание.
Почему в суффиксах прилагательных огненная
и багряных разное количество н?
Продолжите эти примеры с н и нн. А
как вы объясните нн в форме пронизанных?
Объясните причину разного написания
суффиксов глаголов подтушЕВАл и отсвечИВАют,
дополните эти ряды своими примерами.
Произведите морфемный и
словообразовательный анализ словоформ розоватым,
порозовели, розовой.
Объясните слитное написание не в
формах непонятная, неожиданная, невиданного.
Какое из этих слов может с не писаться
раздельно? Докажите.
Используя текст, составьте словарный
диктант с наиболее трудными для вас
орфограммами, продиктуйте его соседу по парте.
Почему в предложении Маки
трепещут... перед союзом и нет запятой, а
в предложении Седые степные луни... есть?
Докажите вашу позицию своими примерами.
ОРАНЖЕВАЯ
Прочитайте текст.
А оранжевая земля?
– Не может быть! – сказал я сам себе, когда увидел
эти оранжевые останцы. – Такого не может быть!
А они были. Закатное солнце четко высвечивало
углы и выступы яркого оранжевого чуда –
стройные башни и пирамиды ряды колонн стены
провалы глыбы. Глаза разбегались от
причудливости форм щурились от яркости красок.
Зачарованная земля оранжевое видение смесь
красоты и фантазии. Декорации к восточной сказке.
А на самом деле нагромождение цветных глин
обработанных солнцем дождями и ветром.
От нагретых глыб пышет жаром. Пухлая пыль глушит
шаги. Как все это запомнить, запечатлеть? Два шага
шагнул – и совсем другие вокруг столбы и колонны,
новые выступы и провалы. Чуть ниже склонилось
солнце – и снова все сразу преобразилось:
светятся новые грани, темнеют другие ниши. И цвет
другой – где чуть багровее, где желтее.
На рассвете оранжевые останцы размыты
прохладной утренней синевой. В полдень, когда
небо от жары становится белым, раскаляются и
останцы и укрываются жаркой дымкой. А к вечеру
они набухают и пропитываются сочными красками
багрово-оранжевого заката.
Тысячи лет создавала природа это чудо из
золотистой глины. И вот оно перед тобой.
Задания и вопросы
Как писателю удалось увидеть землю
оранжевой?
В каком абзаце пропущены запятые?
Запишите его, расставляя знаки препинания. Какие
пунктуационные правила помогли вам выполнить
задание?
Запишите данные существительные в
предложном падеже единственного числа: башня,
пирамида, колонна, причудливость, яркость,
видение, фантазия, декорация, сказка,
нагромождение. Одним ли и тем же правилом
определяется выбор окончания?
Из абзаца От нагретых глыб... выпишите
только глаголы II спряжения, поставив их во
2-м лице единственного и множественного числа.
Одинакова ли роль и в
предложении В полдень, когда небо...? Докажите.
Произведите синтаксический разбор этого
предложения.
Докажите, что в прилагательном прохладной
есть неполногласие. Приведите примеры других
слов с полногласными и неполногласными
сочетаниями.
Определите различие в морфемном
строении глаголов запомнить, запечатлеть.
Одинаково ли они образованы (с современной точки
зрения)?
Найдите несколько слов (или
сочетаний) в переносном значении, обоснуйте свое
мнение.
Сколько суффиксов в существительном причудливость?
Запишите еще несколько подобных
существительных. (Подсказка: совестливость...)
Встретилось ли вам слово-проверка для суффикса -лив-?
А кто найдет проверку для суффикса -ость-?
Произведите фонетический разбор: колонн,
сказке, яркости.
ЖЕЛТАЯ
Прочитайте текст.
Есть
желтые горы.
На самом краю земли лежат две плоские лиловые
горы – как две спящие черепахи. А между ними гора
– как желтая пирамида. Два ветра сшибаясь у
лиловых гор навеяли эту желтую песчаную гору.
Солнце пекло как сквозь увеличительное стекло.
Подниматься на вершину лучше всего по ее ребру.
Рыжие космы песчаной поземки текли и ползли по
склонам гладя их полируя шлифуя полощась рыжими
космами над острым гребнем. Горячий ветер
свистел в ушах, да глаза засыпало песком.
И вдруг послышался голос горы! Ведь это была не
простая гора, это гора поющих песков! Время от
времени внутри ее зарождается гул, и песок под
ногами начинает дрожать. Гул нарастает,
поднимается, вырывается из утробы горы и
расплывается над головой – глухой, тревожный и
непонятный. Гора поет.
Много легенд сложено про желтую гору песка. Я
стою на ее вершине. Сейчас гора помалкивает.
Только ветер шумит и солнце печет. И неоглядные
дали вокруг.
Задания и вопросы
Какие слова и выражения создают образ
желтой горы?
Выпишите предложения с
деепричастиями, расставьте в них знаки
препинания. Произведите морфемный и
словообразовательный разбор деепричастий.
Расскажите о деепричастии как особой глагольной
форме.
Объясните правописание суффикса в
прилагательном песчаную и подобных ему,
приведите соответствующие примеры.
Подниматься. Почему в этом
глаголе необходим мягкий знак? А в каких случаях
пишется тся? Приведите примеры из текста.
Не простая (гора). Почему не в
этом предложении пишется раздельно? Придумайте
предложение, в котором это же прилагательное
писалось бы с не слитно.
Докажите, что прилагательные глухой,
тревожный, непонятный являются качественными.
Приведите из текста примеры прилагательных
других разрядов. Какой разряд в тексте не
представлен?
Произведите морфологический разбор
всех словоформ из первого предложения
последнего абзаца.
Почему гласные в корнях слов нарастает
и зарождается разные? Докажите, что в корне
второго глагола есть чередование согласных,
приведите разновидности этого корня.
Почему в сложном предложении Только
ветер шумит и солнце печет перед союзом и запятая
не нужна? Приведите примеры подобных
предложений.
ЗЕЛЕНАЯ
Прочитайте текст.
Чаще вид_ш_ землю зелен_й. Утро
зя(б,п)кое и пронзительно-чистое. Горная л_щина
пр_питана зел_нью и р_сой. И цед_ш_ х_лодный воздух,
как воду со льдом, – зубы немеют.
Яркие утр_ние лучи пр_нзили хвою и листья: ок_емки
темных елок искрят б_нгальским огнем а листв_ные
в_ршины взбухшие от солнца л_ниво ш_велятся как
з_л_тистые обл_ка. Сочно ярко и зел_но. Зел_нь всех
в_зможных и (не)в_зможных о(т,тт)енков от густого
(сине)зеленого до прозрачного (зелено)лазоревого.
Зел_нь (в)верху и зел_нь (в)низу. Бр_деш_ по траве
как по зеленой воде голубыми и ж_лтыми брызгами
разл_тают(?)ся лютики и незабу_ки.
Все зат_пила зел_нь! Ут_нули (в)ней серые в_луны,
разр_сованные оранж_выми л_шайниками, бурые
к_ряж_стые в_лежники. Даже белый к_пящий ручей
и_пятнан зелеными тен_ми. А тень выс_ч_ной елк_, как
стрелка гиган_ских часов, медл_но движ_т(?)ся по
п_лянк_, изумрудной от во_ходящего солнца.
Задания и вопросы
Какие оттенки зеленого цвета
встретились в тексте? А какие вы сами можете
назвать? Запишите их.
Перепишите второй абзац, расставьте
недостающие знаки препинания. Объясните
правописание слов с пропусками и скобками.
Выпишите слова с пропусками из
первого и третьего абзацев, объясните ваш выбор
на месте пропущенных букв.
Произведите синтаксический разбор
предложения Утонули в ней серые...
Укажите в тексте глаголы сов. вида. В
чем их отличие от глаголов несов. вида?
Поставьте прилагательные оранжевый
и рыжий во всех падежах, родах и числах. Как
называется это изменение? Почему в некоторых
формах гласные в окончаниях разные?
Определите роль союза и в
предложениях первого абзаца.
Выпишите из текста причастия, разбив
их на две группы: действительные и страдательные.
Почему причастия делятся на эти разряды?
Все страдательные причастия запишите
в краткой форме множественного числа. Расскажите
о написании н – нн в формах полных и
кратких страдательных причастий.
Используя примеры из текста,
расскажите об особенностях правописания
глаголов I и II спряжения.
Докажите омонимичность и
многозначность глагола затопить. Определите
его значение в предложении Все затопила зелень!
ГОЛУБАЯ
Прочитайте текст.
А бывает все вокруг голубое. Степь,
обрыв, а за обрывом – вода! Голубая вода, то ли
уходящая за горизонт, то ли вздыбленная прямо в
небо. Стена голубой воды до самого белого неба!
Даль лоснится голубизной, голубые волны у желтых
берегов взбивают белую пену. Над голубыми
волнами белыми хлопьями носятся чайки. Рыжие
утки-атайки дремлют у белой пены. У черных камней
бегают черно-белые кулики с кораллово-красными
носами.
Неторопливое время большой воды. Можно часами
бездумно бродить, глядя на бесконечную
голубизну. А потом окажется, что бродил не зря и
что никогда еще голова не работала так свежо.
Большая голубая вода. Взвизги и шипение волн.
Пузыри на мокром песке. И голубая стена воды, то
ли уходящая в небо, то ли за горизонт.
Задания и вопросы
Обозначьте грамматические основы в
первом и последнем абзацах.
Докажите, что этот фрагмент имеет
кольцевую композицию. Как это отражается в
синтаксическом строе первого и последнего
абзацев? А в морфологическом?
Произведите морфологический разбор
глаголов из второго абзаца. Какой общий
непостоянный признак они имеют? Какой эффект
благодаря этому создается автором?
Выполните словообразовательный
анализ существительных взвизги и шипение,
дополните каждый ряд примерами слов,
образованных по той же модели.
В третьем абзаце укажите все наречия.
Какие орфографические правила отражены в
написании некоторых из них? Запишите свои
примеры на эти же правила.
Расскажите о наречии как части речи.
Докажите, что в тексте есть обе
глагольные формы – причастие и деепричастие,
разберите их по составу. Что общего у
деепричастий и наречий?
Разберите фонетически желтых,
хлопьями, обрыв.
СИНЯЯ
Запишите текст под диктовку.
А синие горы? Ярус за ярусом, все
выше, все дальше, все невесомей! Манящая даль
далеких синих хребтов.
Идешь-идешь, а синие горы не приближаются, и сил
уже нет идти, а они все такие же недосягаемые и
далекие.
Но вот наконец подножие: горы закрыли небо и
нависли над головой. Вблизи они очень разные:
зеленые, бурые, рыжие. И что ни гора – то целый
мир. Необъятный, как вся Земля, – от вечных снегов
до жаркой пустыни. И все времена года сразу перед
глазами – от лета и до зимы.
С вершины горы можно до звезд дотянуться, можно
пройти под радугу, как под арку. И вокруг будут
тоже горы: хребет за хребтом, все выше и все выше,
все размытей и голубей. Конца-краю нет синим
горам.
Примечание. Предупреждаем
учеников об авторских тире и двоеточии, а также о
написании фразеологизма конца-краю нет.
Задания и вопросы
Выполните синтаксический разбор
предложения С вершины горы можно...
Разберите по составу приближаются,
подножие, (все) голубей.
В чем необычность формы размытей?
Произведите морфологический разбор
глагола идешь.
ФИОЛЕТОВАЯ
Прочитайте текст.
Фиолетовое ущелье. Давным-давно
треснула и разверзлась земля, открыв взору
фиолетово-красный каньон. Глубоко внизу вьется
по дну каньона пересохшее русло ручья – словно
старая дорога, посыпанная песком и гравием.
Идешь по этой «дороге», и кажется, что завела она
в древний разрушенный город, что это развалины
крепостей и храмов громоздятся по сторонам.
Жара и мертвая т_ш_на. Ра_к_ле(н,нн)ые до л_ловост_
стены извил_стая полоска белого неба над головой.
Глаза ск_льзят по л_ловым башням с б_йницами по
церквам и мечетям с пок_сивш_мися куп_лами по
обруш_ным аркам мостам и крепос_ным валам. И
ч_дятся пр_глуш_ные голоса и вид_тся (не)яс_ные
тени и все время хоч_т(?)ся обернут(?)ся.
Но пусто и тихо вокруг. До самых краев нацедилась
в каньон жара, и лиловые арки и башни шевелятся.
Лиловый зачарованный город расплывается как
мираж.
Задания и вопросы
Определите по словарю синонимов
разницу в значении прилагательных фиолетовый,
лиловый, сиреневый. Какие слова и выражения
создают эффект фиолетового ущелья?
Запишите абзац с орфографическими и
пунктуационными пропусками, устно объясните
выбор букв и знаков препинания.
Докажите, что в существительных голова
и голоса есть полногласное сочетание, а в
слове полоска нет.
По данному плану*
произведите лексический разбор слова нацедилась.
1. Каково лексическое значение слова в
данном предложении (До самых краев
нацедилась...)? Укажите, является слово
однозначным или многозначным (если слово
многозначное, то назовите несколько его
значений, придумайте несколько словосочетаний
или предложений; отметьте, что объединяет разные
значения этого слова).
2. В прямом или переносном значении
употреблено слово?
3. Имеет ли данное слово синонимы и
антонимы? Какие?
4. Какова стилистическая
характеристика слова (разговорное, книжное,
стилистически нейтральное)? Какие пометы,
указывающие на особенности употребления слова,
имеются в словарях?
5. Каково происхождение слова (исконно
русское, заимствованное)?
Составьте схему предложения Идешь
по этой «дороге»...
Выпишите предложения с деепричастным
и причастным оборотами, обозначьте их. Поменяйте
в каждом местами эти обороты и определяемые
слова. Изменится ли (и как?) в этом случае
пунктуация?
Произведите морфемный и
словообразовательный разбор причастий посыпанная,
раскаленные, обрушенным, приглушенные,
зачарованный. Почему во всех них пишется нн?
Запишите нераспространенные предложения, в
которых в этих причастиях писалась бы н.
Почему существительное каньон пишется
с ь? Вспомните правила и запишите
несколько примеров на правописание ъ и ь.
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
ДИКТАНТ
Земля многоцветна, все пронизано
светом и цветом, всюду праздник для глаз. Нет слов
и красок, ей равнозначных. Красоту земли не
пришпилишь, как бабочку, на булавку. Ее можно лишь
сохранить «живьем», как мы пытаемся сохранить
редких птиц и зверей. Красная книга земной
красоты. Такой мы должны сохранить Землю, только
на такой Земле стоит жить.
Красота земли, нетронутая природа – пока еще не в
полной мере оцененное нами богатство. С каждым
годом дороже будет тишина лесов и полей, красота
гор и степей. В прошлое уходит нетронутая
природа, и мы уже начали понимать, что теряем.
Первозданность не выразишь ни словами, ни
красками: тут пошлы все стихи и грубы песни. Это
нечто ощутимое только при соприкосновении.
Вдохновляющее начало.
(113 слов)
Дополнительные задания
1. Озаглавьте текст.
2. Разберите по составу пришпилишь,
оцененное, тишина.
3. Выполните морфологический разбор: нетронутая
(природа).
4. Найдите сложное предложение,
поясните свой выбор.
5. Произведите полный синтаксический
разбор предложения С каждым годом дороже...
* План предложен Т.М.
Пахновой.
|